Научная статья на тему 'Особенности изображения Самсай-ойки домашнего духа-покровителя северных манси'

Особенности изображения Самсай-ойки домашнего духа-покровителя северных манси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

248
51
Поделиться
Ключевые слова
Северные манси / домашний дух-покровитель / Самсай-ойка / антропоморфная фигура / изображение / одежда / халат / рубаха / шапка / покрой / денежный приклад / арсын / Жертвоприношение / North Mansi / domestic spirit-the-protector / Samsaj-ojka / anthropomorphic figure / Image / Garment / dressing gown / shirt / Cap / Cut / money stock / arsyn / sacrifice

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богордаева Аксана Александровна

<i>Дается описание восьми изображений домашнего духа-покровителя северных манси Самсай-ойки и определяются характерные для него признаки, которые проявляются в составе частей его фигуры, а также в материале, цвете и покрое его одежды. Автор приходит к выводу, что изображению Самсайойки свойственны преимущественно темный цвет одежды и наличие конусообразной или трапециевидной шапки, чаще всего пришитой к плечевой одежде. Сравнительно-исторический анализ изображений Самсай-ойки конца XIX начала XXI в. показывает динамику, выраженную в замене традиционных материалов привозными, упрощении кроя одежды, переходе от употребления цветных преимущественно к темного цвета тканям.</i>

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Богордаева Аксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<i>The article gives a description of eight images of Samsaj-ojka a domestic spirit-the protector with North Mansi, determining his typical features expressed in composing parts of his figure, as well as in fabric, color, and cut of his garment. The author comes to the conclusion that what is predominantly typical for Samsaj-ojka image being the dark color of his garment and availability of a cone-shaped or trapezoidal cap, most often sewn to his shoulder garment. A comparative-historical analysis of Samsaj-ojka images of late XIX early XXI c. shows the dynamics of replacing traditional fabrics with imported ones, as well as simplifying the garments cut, and transiting from use of colored fabrics to those of predominantly dark colour.</i>

Текст научной работы на тему «Особенности изображения Самсай-ойки домашнего духа-покровителя северных манси»

ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ САМСАЙ-ОЙКИ — ДОМАШНЕГО ДУХА-ПОКРОВИТЕЛЯ СЕВЕРНЫХ МАНСИ1

А.А. Богордаева

Дается описание восьми изображений домашнего духа-покровителя северных манси Самсай-ойки и определяются характерные для него признаки, которые проявляются в составе частей его фигуры, а также в материале, цвете и покрое его одежды. Автор приходит к выводу, что изображению Самсай-ойки свойственны преимущественно темный цвет одежды и наличие конусообразной или трапециевидной шапки, чаще всего пришитой к плечевой одежде. Сравнительно-исторический анализ изображений Самсай-ойки конца XIX — начала XXI в. показывает динамику, выраженную в замене традиционных материалов привозными, упрощении кроя одежды, переходе от употребления цветных преимущественно к темного цвета тканям.

Северные манси, домашний дух-покровитель, Самсай-ойка, антропоморфная фигура, изображение, одежда, халат, рубаха, шапка, покрой, денежный приклад, арсын, жертвоприношение.

За более чем трехсотлетнюю историю изучения культуры манси накоплен значительный массив данных, свидетельствующих о развитой системе их мировоззрения, основанной на анимистических представлениях и вере в духов-покровителей разных категорий. Исследования, проведенные зарубежными и отечественными этнографами в XX в., позволили определить категории духов-покровителей, выявить базовые иконографические каноны и их динамику [Гему-ев, 1990, с. 163-217; Гемуев, Бауло, 1999, с. 168-170, 177-180; Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 144— 149; Карьялайнен, 1995, с. 7-14, 22; Мифология..., 2001, с. 16-23]. В то же время открытыми остаются вопросы происхождения и формирования образов духов-покровителей. Имеющиеся и вновь собранные материалы дают возможность продолжить изучение канонических признаков, присущих конкретным духам-покровителям, и их функциональной обусловленности.

Целью нашего исследования является определение признаков, характеризующих изображение одного из домашних духов-покровителей северных манси Самсай-ойки, а именно — основных частей его фигуры, материала, цвета, а также покроя, украшений и других особенностей его одежды. Имеющиеся в этнографической литературе сведения о Самсай-ойке немногочисленны и относятся к XX в. Первые данные были получены в 1933 г. В.Н. Чернецовым от И.Д. Сайнахова из д. Щекурья (ныне Березовский р-н ХМАО — Югры): «Самсай хум — невидимка-человек, он же Хуль отыр», он «причиняет болезни» [Источники., 1987, с. 195]. В.Н. Чернецов приводит значение слова samsaj — ‘заглазный’, т.е. находящийся в недостижимом для зрения месте, вместе с выражением sas xal’p sajt olne maxum ‘народ, живущий за берестяной пленкой’ [1959, с. 121]. Из чего следует, что, по представлениям северных манси, существует дух Самсай хум, который имеет антропоморфный вид и является одной из ипостасей Хуль отыра — духа Нижнего мира. Самсай хум обычно невидим для людей и приносит им болезни. Кроме того, термин samsaj употребляется в целом для обозначения духов и подчеркивает их особую сущность — невидимость для людей в обычных условиях.

Материалы, собранные в 1980-е гг. И.Н. Гемуевым и А.В. Бауло у ляпинских манси, с одной стороны, подтвердили уже имеющиеся сведения о Самсай-ойке как о невидимом, приносящем болезни духе, который близок к Куль-отыру. Он был назван «деревенским чертом», который бегает ночью по деревне, пугает людей и толкает их к самоубийству. С другой стороны, были получены данные о том, что Самсай-ойка защищает дом от Куль-отыра и пауль-йорута, охраняет его жильцов от болезней, а его антропоморфное изображение помещают в доме за печью, на правой или левой от входа стене. В некоторых случаях Самсай-ойку держали в берестяном

1

Работа выполнена по проекту «Одежда духов-покровителеи обских угров» в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России».

коробе (пайпе) или в мешке. Разнятся сведения об обрядах, устраиваемых в честь Cамсай-ойки. Так, по одним данным, раз в год зимой делали пурлахтын ‘угощение’ — ставили перед его изображением стакан со спиртным, мясо, рыбу. По другим данным, его угощали всякий раз, когда забивали оленя или другое животное. Однако всегда Cамсай-ойку одаривали халатом или арсыном из ткани черного цвета. Кроме того, по сведениям, полученным от А.С. Меровой (манси, п. Хурумпауль), местом постоянного жительства Cамсай-ойки является д. Ясунт (Березовский р-н ХМАО — Югры) [Гемуев, 199Q, с. 64-65; 213; МПО, 1985]. Двойственность представлений о Cамсай-ойке И.Н. Гемуев объяснял тем, что трансформация его образа из «функционера, добросовестно выполняющего свои обязанности», в обличье злого, вредоносного духа до конца не завершилась [199Q, с. 214].

В монографии И.Н. Гемуева впервые было помещено изображение Cамсай-ойки — антропоморфной фигуры без ног, с руками и с головой в остроконечной шапке [Там же, с. 64-65]. Позднее эти же материалы о Cамсай-ойке были включены в энциклопедию «Мифология манси», где дан точный перевод его имени, сделанный В.В. Напольским: samsaj-öjka — «букв. “за глазами старик”, т.е. невидимый, находящийся в недостижимом для зрения месте»; еще один возможный вариант перевода — «с грязными глазами старик» — от sam saj «засохшие слезы в углах глаз, остающиеся после сна, Augenbutter» [Мифология., 2QQ1, с. 126].

Сведения о Cамсай махум, собранные у ляпинских манси, опубликованы Е.И. Ром-бандеевой. По ее данным, образом Cамсай махум являются комары, это души невидимых людей (духов), их почитают во многих домах в виде куклы из черных лоскутов [Ромбандеева, 1993, с. 72, 77].

Большая часть сведений о Cамсай-ойке была получена у населения бассейна р. Ляпин, здесь же в пп. Хошлог, Хурумпауль, Ломбовож были зафиксированы его изображения. По мнению И.Н. Гемуева и А.В. Бауло, «в отличие от мансийских жилищ, расположенных в бассейне р. Ляпин, на верхней Сосьве не встретился один из популярных персонажей Нижнего мира — Самсай-ойка» [Гемуев, Бауло, 1999, с. 177].

В ходе исследований, проведенных В.С. Ивановой в 1994-2QQ7 гг. на территории проживания северных манси, в том числе среди нижнесосьвинских и обских, удалось получить новые материалы о Cамсай-ойке, во многом подтверждающие уже имеющиеся сведения. Так, представляется, что Cамсай-ойка — одно из имен Куль-отыра, или Хуль-отыра, или Агвм винэ Отыра ‘Болезни забирающего духа’. Кроме того, у нижнесосьвинских и обских манси Cамсай-ойка выступает предводителем обитающих в Нижнем мире тэнэайнэутыт ‘едящих и пьющих существ’ или самтапал утыт ‘невидимых существ’ [Иванова, 2QQ8, с. 13]. Таким образом, ареал бытования представлений о Cамсай-ойке расширился, кроме ляпинской группы в него были включены нижнесосьвинские, сосьвинские и обские манси.

В результате проведенных в 193Q-2QQ8 гг. исследований в круг уже известных духов-покровителей северных манси был включен Cамсай-ойка, который тесным образом был связан с домом и, несмотря на свою близость к Куль-отыру, выполнял функции домашнего духа-покровителя, охраняя жилище и проживающих в нем людей. Его обычное месторасположение — у входа, за печью, не предполагает закрытого от посторонних глаз хранения, он не сокрыт и в этом отношении отличается от других-духов-покровителей. Характерно и то, что имя Cамсай-ойки не упоминается в фольклорных текстах манси. Его изображению свойственны антропоморфность (наличие туловища, рук и головы, отсутствие ног); сшитая из ткани одежда (рубахи, халаты и шапки); наличие конусообразной шапки, обозначающей голову; использование лоскутов черной ткани для создания фигуры.

Новые данные о Cамсай-ойке удалось получить в 2QQ6-2Q1Q гг. в ходе экспедиционных исследований среди ляпинских (д. Хурумпауль) и сосьвинских манси (п. Хулимсунт, дд. Верхнее Нильдино, Кимкъясуй, Посолдино, Патрасуй, Шомы)2. С момента фиксации первых сведений о Cамсай-ойке изменились и представлениях о его связи с Куль-отыром. Большинство информантов воспринимают Cамсай-ойку как позитивно настроенного по отношению к людям духа-покровителя и не соотносят его с духом Нижнего мира Куль-отыром. В остальном полученные в ходе интервьюирования сведения дополняют и уточняют уже имеющиеся данные. Так, по представлениям информантов, Cамсай-ойка охраняет дом, защищает семью, и особенно де-

2

Экспедиционные исследования проводились совместно с Приполярным отрядом ИАЭТ СО РАН под руководством д. и. н. А.В. Бауло.

тей, от болезней. Являясь во сне в образе черного и мохнатого существа с коготками, он предупреждает о надвигающейся беде или болезни. Осенью, когда забивают скот, ему делают жертвоприношение, ставят для него мясо, дарят арсыны, которые затем убирают в сундук. Для Самсай-ойки шьют черные халаты, которые надевают на него во время жертвенной церемонии.

В ходе экспедиционных исследований было зафиксировано восемь изображений этого ду-ха-покровителя, из них четыре найдены в развалинах старых лабазов (дд. Патрасуй, Посолди-но, Шомы), одно хранилось на чердаке брошенного дома (д. Кимкъясуй), одно — на чердаке жилого дома (д. Хурумпауль), одно находилось на священной полке, сделанной в жилище в правом от входа углу (д. Верхнее Нильдино). Еще одно изображение, представлявшее собой связку лоскутов темной ткани, находилось в жилом доме за печью на стене справа от входа (д. Хурумпауль). Это изображение Самсай-ойки отличается от остальных, имеющих антропоморфную форму и одежду определенного покроя и цвета. С другой стороны, из числа оставшихся пять изображений имеют внутреннее вложение из лоскутов ткани с завязанными в них монетами или полосок ткани с прикрепленными кольцами и перстнями (табл.).

Основные признаки одежды Самсай-ойки

Признак Место фиксации изображения Самсай-ойки

д. Верхнее Нильдино д. Кимкъясуй д. Посолдино д. Посолдино д. Патрасуй д. Шомы

Количество предметов 15 16 11 5 10 10

Состав предметов 8 халатов, рубаха, шапка и 5 лоскутов ткани 10 халатов, 5 халатов с шапками и рубаха с шапкой 8 халатов, 3 рубахи 5 халатов 9 халатов и халат с шапкой 7 халатов, пояс, шапка

Техника изготовления Ручное и машинное шитье Ручное шитье Ручное шитье Ручное шитье Ручное шитье Ручное шитье

Использованные ткани Хлопчатобумажные ткани Сукно, шелк, хлопчатобумажные ткани Шелк, хлопчатобумажные ткани Хлопчатобумажные ткани Хлопчатобумажные ткани Сукно, хлопчатобумажные ткани

Цвета одежды Черный, синий, серый Черный, коричневый, серый, зеленый Коричневый, синий, черный Черный Серый, черный, темно-синий Черный, коричневый, синий

Покрой халатов Туникообразный Обертывающий, туникообразный Туникообразный Обертываю- щий Обертывающий, туникообразный Обертывающий, туникообразный

Покрой рубах Туникообразный Туникообразный ? — — —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие воротника с длинными лопастями или завязками на концах 2 халата 8 халатов и рубаха Верхний халат ? 3 халата 2 халата

Форма шапки Конусообразная Конусообразная Конусообразная Конусообраз- ная Конусообразная и трапециевидная

Наличие разрезов подмышками У 8 халатов и у рубахи У 14 халатов и у рубахи У верхнего халата У всех халатов У всех халатов У 6 халатов

Наличие денежных прикладов У 8 халатов У 5 халатов У халатов — У одного халата У одного халата

Внутреннее вложение Лоскуты ткани с завязанными монетами Лоскутки и полоски ткани с кольцами и перстнями, бусина ? Полоски ткани с кольцом Полоски ткани Полоски ткани с пришитыми кольцами

Период изготовления и бытования 1930-1940-е гг. — начало XXI в. Конец XIX — начало XX в. Конец XIX — посл.четверть XX в. ? — вторая половина XX в. XX в. Конец XIX — начало XX в.

Так, изображение Самсай-ойки из д. Хурумпауль Березовского р-на Тюменской обл. имеет антропоморфный вид и состоит из халатов с пришитыми шапками и лоскутов разноцветной ткани с завязанными монетами (рис. 1, 1). Верхний халат сшит вручную белыми нитками из хлопчатобумажной ткани черного цвета. Халат имеет длинные и узкие рукава, воротник-стойку с длинными концами-завязками. Полочки халата соединяются при помощи двух пар завязок. Подмышки оставлены незашитыми. К одежде, находящейся под верхним халатом, пришита конусообразная шапка из черной хлопчатобумажной ткани. Со слов владельца, это изображение Cамсай-ойки было изготовлено его женой в 1950-1960-е гг.

Рис. 1. Изображения Самсай-ойки,

Березовский р-н Ханты-Мансийского автономного округа —

Югры Тюменской области:

1 — д. Хурумпауль, вторая половина XX в.; 2 — п. Кимкъясуй, конец XIX — начало XX в.;

3 — д. Шомы, конец XIX — начало XX в.; 4 — д. Патрасуй, XX в.

Изображение Самсай-ойки из д. Кимкъясуй (р. Северная Сосьва) Березовского р-на Тюменской обл. имеет антропоморфный облик, с обозначенными головой, туловищем и руками (табл., рис. 1, 2). Фигуру составляют последовательно надетые друг на друга 14 халатов, одна рубаха и халат, который повязан на фигуру в качестве пояса. Прикрепленные к вороту шапки имеют 5 халатов и рубаха. В нижний халат вложены связки лоскутков и полосок из разноцветного сукна, желтого шелка, цветного ситца. К лоскутам, которые и составляют основу изображения, привязаны четыре медных кольца, два медных перстня с гравировкой букв (кириллица) и одна белая бусина.

Размеры его верхней и нижней одежды варьируются. Длина плечевой одежды изменяется от 30 до 61 см, ширина подола — от 54 до 134 см, ширина полочек от 8,5 до 22,5 см, длина рукава — от 10 до 20,5 см, ширина рукава — от 4,5 до 27 см. Высота шапок колеблется от 8,5 до 24 см, а ширина тульи — от 15 до 35 см. Кроме того, при трансформации параметров одежды пропорции отдельных деталей не соблюдаются. В результате у одного халата при ширине подола 104,5 см длина спинки — 43 см, а у другого халата — соответственно 78 и 61 см, т.е. в

первом случае имеем короткий и широкий халат, а во втором — длинный и узкий. Также значительные перепады отмечаются в длине и ширине рукава. Зачастую нижняя одежда по масштабам превосходит верхнюю. Так, длина верхнего халата достигает 47,5 см, длина рукава — 14 см, а длина надетого под него халата составляет 61 см, длина его рукава — 18 см.

Вся одежда сшита вручную. Пять нижних халатов сшиты сухожильными нитками, швы на верхних халатах выполнены хлопчатобумажными нитками. Нижние халаты сделаны из цветного ситца, а верхние шесть халатов и рубаха — из черной (репс, велюр, сукно) ткани. Из этого ряда одежды выбиваются зеленый шелковый халат-пояс и нижний халат, сшитый из ситца с синекрасным цветочным рисунком. Вероятно, нижний халат относится к самым старым из всего комплекта одежды. Об этом свидетельствуют три монеты, привязанные к левой полочке халата: 20 коп. 1869 г.; ЛА коп. 1897 г.; 5 коп. 1902 г., а также завязанная здесь же бумажная банкнота достоинством 1 руб. 1898 г.

Покрой халатов варьируется в пределах двух типов. Первый тип — обертывающий — представлен девятью халатами. У халатов этого типа стан образует согнутый по бокам кусок ткани, а для пройм по бокам от верхнего края сделаны разрезы. Второй тип покроя — туникообразный, при котором стан халата формирует кусок ткани, перегнутый на плечах. Туникообразный покрой имеют шесть халатов, из них три обладают и цельнокроеными рукавами. Туникообразный покрой с цельнокроеными рукавами наблюдается и у единственной рубахи, входящей в состав одежды Cамсай-ойки. Полочки халатов соединяются встык при помощи завязок, пришитых к краям. У некоторых халатов роль завязок исполняют длинные концы воротника. Такой воротник наблюдается у восьми халатов и у рубахи, отложной воротник фиксируется у двух халатов, воротник-стойка — у одного халата. Отсутствует воротник у четырех халатов. К числу особенностей плечевой одежды относятся отверстия-разрезы под мышками. Такие отверстия образовывались за счет того, что швы пройм и рукавов до конца не зашивали, оставляя их открытыми. Незашитые подмышки наличествуют у 14 халатов и у рубахи.

Шапки, притачанные к плечевой одежде, изготовлены из той же ткани, что халаты и рубаха,— из черных репса и сукна и из саржи серого цвета. Все шапки имеют конусообразную форму, которая получена в результате сшивания тульи из клиньев (от двух до трех) разной ширины. Одна шапка выполнена из треугольного куска ткани, при этом соединительный шов располагается на затылочной части тульи. У пяти из шести шапок на макушку прикреплена кисточка из полосок ткани.

Некоторые экземпляры одежды Cамсай-ойки имеют приклады в виде денег — банкнот и монет. Кроме вышеописанного нижнего халата денежные приклады наблюдаются еще у четырех халатов. 10-копеечная монета 1905 г. прикреплена к концу воротника халата из коричневого ситца с белым цветочным рисунком. Две бумажные банкноты РСФСР по 60 руб. завязаны в нижний угол правой полочки халата из черного сатина. Серебряная монета 20 коп. 1885 г. завязана в узел на спинке другого халата из черного сатина.

Время бытования этого изображения Cамсай-ойки можно обозначить достаточно большим отрезком времени, с конца XIX до конца XX в., на этот период указывают монеты и банкноты, зашитые в одежду, а также характер использованной ткани и способы изготовления одежды. Динамика проявляется в упрощении кроя одежды, переходе на современные материалы (нитки и ткани) и в отказе от цветных и применении темных расцветок тканей.

Связка полосок ткани входит в состав изображения Самсай-ойки из д. Шомы (р. Северная Сосьва) Березовского р-на Тюменской обл., которое также имеет антропоморфный облик, с головой, туловищем и руками, состоит из семи халатов (в том числе одного с пришитой шапкой), пояса и шапки (рис. 1, З). Кроме того, рядом с фигурой Cамсай-ойки находились две шапочки, которые могут рассматриваться как его головные уборы.

Пять нижних халатов сшиты сухожильными нитками, остальные — хлопчатобумажными. Сухожильными нитками выполнены и швы на нижней шапке, в то время как швы на верхней шапке стачаны хлопчатобумажными нитками. Вся одежда изготовлена вручную из различных по структуре и составу тканей — сатина, ситца, репса, фланели, сукна черного, коричневого или синего цвета. В то же время завязки халатов и кисточки шапок зачастую сделаны из разноцветного ситца и красного, сиреневого и зеленого сукна, а для сшивания деталей одежды помимо черных использованы белые нитки. Размеры халатов варьируются: так, длина составляет от 55 до 22 см, ширина — от 105 до 29 см, ширина полочек — от 26 до 5,5 см, длина рукава — от 19,5 до 9,5 см, ширина рукава — от 21 до 10 см. Размеры шапок также не являются постоянными,

высота колеблется в пределах 12-17 см, ширина — 25-44 см. Пояс, сплетенный из красных шерстяных ниток, достигает в длину 140 см и имеет ширину 1 см.

Покрой халатов не отличается единством. Три нижних халата имеют обертывающий покрой, у двух верхних наблюдается упрощенный туникообразный покрой с цельнокроеными рукавами. Два халата с туникообразным покроем выделяются цельнокроеными, широкими, зауженными к краям рукавами, и у одного халата — прямая пройма и прямые широкие рукава. Воротник-стойку имеют три халата. У двух халатов сделан широкий прямоугольный воротник с завязками на концах. Еще у двух халатов воротник отсутствует. Полы халатов соединяются при помощи завязок. У одного халата рукава снабжены обшлагами. На края рукавов нижнего халата нашиты полоски цветного ситца. Одинаковый покрой наблюдается у двух небольших халатиков, которые привязаны к нижнему халату Cамсай-ойки. Они имеют прямой силуэт, обертывающий покрой, полочки одинаковой ширины, широкие, зауженные к краям рукава. К вороту каждого халата пришиты две-три полоски ткани. Незашитые подмышки наблюдаются у шести халатов из семи.

Нижняя шапка отличается конусообразной формой, верхняя — трапециевидной. Две шапки, обнаруженные рядом с фигурой Cамсай-ойки, имеют трапециевидную форму. Их тульи сшиты из нескольких деталей, из них центральная представляет собой полосу ткани, перегнутую пополам, и образует заднюю и переднюю части шапки. У одной шапки к ней пришиты боковые клинья, у двух других помимо боковых клиньев имеется средний, вставленный в разрез передней части центральной полосы. У двух шапок край тульи обшит полосой ткани, у одной — мехом рыжей лисы. Верхняя часть шапок украшена кисточками из полосок разноцветной ткани. Шапка, надетая на изображение Cамсай-ойки, имеет конусообразную форму. Ее тулья сшита из трех частей. Переднюю часть тульи составляет широкий клин, задняя часть сшита из двух кусков ткани: верхнего, имеющего треугольную форму, и нижнего прямоугольной формы. К макушке шапки пришита кисточка из двух полосок черной ткани и двух полосок красного сукна.

К одежде изображения Cамсай-ойки прикреплены монета и кольцо. Монета достоинством 1/2 копейки 1899 г. зашита в завязку воротника верхнего халата. Медное кольцо диаметром 2 см, шириной Q,3 см и с надписью «подарок» внутри прикреплено к кисточке нижней шапки. Кроме того, к фигуре Cамсай-ойки была прикреплена полоска цветного ситца с привязанным медным кольцом (диаметр 2,3 см, ширина Q,5 см, толщина Q,1 см).

Время изготовления и бытования Cамсай-ойки из д. Шомы можно определить периодом с конца XIX до конца XX в., о чем свидетельствуют монета и кольца, прикрепленные к одежде, а также способы изготовления халатов и шапок. Обнаруживающаяся в одежде динамика проявляется в замене традиционно используемых для шитья сухожильных ниток на хлопчатобумажные, а также в упрощении кроя одежды.

У изображения Самсай-ойки из д. Патрасуй (р. Северная Сосьва) Березовского р-на Тюменской обл. связка полосок ситца и кусок черной ткани, который образует голову духа-покровителя, вложены в нижний халат (рис. 1, 4). Само изображение имеет антропоморфный вид, с головой, туловищем и руками. Фигуру составляют девять халатов и шапка, пришитая к третьему халату. Размеры халатов варьируются. Так, если длина халатов изменяется в незначительных пределах — от 20,5 до 34,5 см, то разница по другим параметрам является заметной. Ширина подола халатов меняется от 33,5 до 83,5 см, длина рукава — от 5,5 до 10 см, ширина рукава — от 5,7 до 9 см.

Вся одежда Cамсай-ойки сшита вручную сухожильными и хлопчатобумажными черными и белыми нитками из хлопчатобумажных тканей (фланель, сатин, репс) темных цветов (серый, черный, темно-синий). Три верхних халата имеют туникообразный покрой с цельнокроеными рукавами и воротник-стойку с длинными концами-завязками. Шесть халатов, сшитые между собой, отличаются одинаковым обертывающим покроем, прямыми и широкими рукавами, широким прямоугольным воротником. Подмышки у всех халатов не зашиты. Верхний халат имеет застежку, состоящую из пришитой на край левой полочки желтой пластмассовой пуговицы и сделанной на правой полочке прорезной петли. У третьего халата полочки соединяются при помощи двух пар завязок. К нагрудной части правой полочки третьего халата привязана сухожильными нитками монета. К верхнему краю воротника этого же халата пришита конусообразная шапка из черного сукна. Ее тулья сделана из трех разных по размеру клиньев, из которых два узких составляют переднюю часть, а один широкий — заднюю часть. На макушке шапки клинья соединяются, при этом их длинные концы образуют кисточку.

Определить время бытования изображения Самсай-ойки из д. Патрасуй достаточно трудно. Однако такие косвенные признаки, как использованные для одежды ткани, хлопчатобумажные нитки и пластмассовая пуговица, позволяют датировать изображение XX в. Динамика проявляется в упрощении кроя одежды и замене традиционных завязок на застежку с пуговицей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свернутые лоскуты ткани составляют голову изображения Самсай-ойки из д. Верхнее Нильдино (р. Северная Сосьва) Березовского р-на Тюменской обл. (рис. 2, 1). Это изображение имеет антропоморфный вид и состоит из восьми халатов, рубахи, шапки и пяти лоскутов ткани — арсынов. При этом арсыны в полной мере соответствуют своему названию, поскольку размер каждого из них близок к размеру русского аршина (71 см). Лоскут коричневого ситца (74^97 см) с набивным цветочным рисунком вложен между третьим и четвертым халатами. Еще четыре лоскута синего ситца с набивным геометрическим рисунком и черного сатина (50*77, 28x85, 48^78, 17*54 см) свернуты вместе и вложены между шестым и седьмым халатами. Этот сверток составляет голову Самсай-ойки. В уголок каждого лоскута завязана монета. Так, в кусок черного сатина завязана монета достоинством 1 коп. СССР 1961 г.

Рис. 2. Изображения Самсай-ойки,

Березовский р-н Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Тюменской области:

1 — д. Верхнее Нильдино, 1930-1940-е гг. — начало XXI в.; 2 — д. Посолдино, конец XIX — последняя четверть XX в.;

3 — д. Посолдино, ? — вторая половина XX в.

Единственная шапка Самсай-ойки сшита вручную черными хлопчатобумажными нитками из семи клиньев хлопчатобумажной ткани черного цвета. Ее высота 16 см, ширина тульи — 30 см. Она имеет конусообразную форму, обшивку мехом соболя или белки по краю тульи, пришитую к макушке кисточку из трех полосок ткани и завязки по бокам.

Размеры плечевой одежды различаются. Длина колеблется в пределах 34-56 см, ширина подола — 74-115 см, длина рукава — 9-37 см, ширина рукава — 8-13 см, ширина воротника — 1-5 см. Одежда изготовлена из сатина и ситца черного, синего или серого цвета и сшита черными, синими и белыми хлопчатобумажными нитками. Помимо традиционного ручного сшивания одежды, использована швейная машинка, на ней стачаны три верхних халата и рубаха. Все халаты имеют туникообразный покрой с цельнокроеными рукавами. Четыре халата имеют прямоугольный отложной воротник и четыре — воротник-стойку, из них два — с завязками на концах воротника. У трех верхних халатов пояса пришиты. Трапециевидный силуэт и туникообразный покрой с цельнокроеными рукавами имеет и единственная рубаха, входящая в комплект одежды Самсай-ойки. Она сшита из синего ситца на швейной машинке. У рубахи широкие и прямые рукава, воротник-стойка и пара завязок у ворота. И у рубахи, и у халатов оставлены незашитыми разрезы под мышками.

Каждый халат Самсай-ойки имеет приклад в виде зашитой в край полочки монеты. Так, монета зашита на спинке под пояс верхнего халата, 1 коп. 1967 г. привязана к концу пояса второго халата, у третьего халата монета зашита под воротник. Монеты достоинством 5 коп. 1940 г., 10 коп. 1952 г., 15 коп. 1956 г., 15 коп. 1951 г. завязаны узлами в полоски ткани, пришитые к воротам четвертого, пятого, шестого и седьмого халатов соответственно. Монета 15 коп. 1934 г. с отверстием была завязана в верхний край правой полочки нижнего халата. Кроме того, к четвертому халату были привязаны полоски разноцветной ткани с завязанными монетами.

Несмотря на то что не все монеты удалось идентифицировать, можно заметить, что большинство из них относятся к советскому периоду. Самой ранней является монета 1934 г., зашитая в самый нижний халат. Поскольку, как правило, вновь сшитая одежда надевается поверх уже имеющейся, то очевидно, что нижний халат является наиболее старым. Общий состав монет позволяет датировать создание изображения духа-покровителя 1930-1940-ми гг. Динамика проявляется в способе изготовления одежды и наличии дополнительных деталей. Это изображение Самсай-ойки и в настоящее время бытует в д. Верхнее Нильдино.

Основу других изображений составляла лишь одежда. Так, изображение Самсай-ойки из д. Посолдино Березовского р-на Тюменской обл. имеет антропоморфный облик и состоит из трех нижних рубах и восьми халатов (рис. 2, 2). Одежда сшита вручную сухожильными и хлопчатобумажными нитками из шелковых и хлопчатобумажных тканей коричневого, синего, черного цвета. Из-за ветхости ткани удалось подробно описать лишь верхний халат, который сделан из коричневого искусственного шелка и имеет туникообразный покрой с цельнокроеными рукавами. Его длина составляет 33 см, ширина подола 74,5 см, ширина рукава 5 см, ширина плеча и длина рукава 23,5 см. Полочки по нижнему краю (подолу) надставлены в длину полосой этой же ткани. Разрезы под мышками оставлены незашитыми. К рукавам пришиты манжеты, а к вороту — воротник-стойка и завязки. Такие же завязки имеются и у нижних рубах. Они обмотаны вокруг воротников одежды и образуют «голову», к которой пришита конусовидная шапка. В другие завязки замотаны монеты. Монеты также вложены в узлы на полочках нижних халатов. Шапка сшита из одного куска плотной хлопчатобумажной ткани коричневого цвета и имеет один вертикальный соединительный шов спереди. Верхние углы шапки подшиты внутрь, что и придает ей конусовидность. К верхушке шапки пришиты две полосы из этой же ткани, они образуют кисточку.

Определить время бытования этого изображения Самсай-ойки достаточно сложно. Прямых указаний на период его создания нет. Однако использование для верхнего халата искусственного шелка может свидетельствовать в пользу того, что халат был изготовлен не ранее 19301950-х гг. В целом время бытования изображения можно определить концом XIX — последней четвертью XX в.

Другое изображение Самсай-ойки из д. Посолдино Березовского р-на Тюменской обл. имеет антропоморфный вид и состоит из пяти халатов, надетых друг на друга (рис. 2, 3). Все халаты сшиты вручную из хлопчатобумажной ткани черного цвета. Они имеют одинаковые размеры (длина 15 см, ширина подола 27,5 см, длина рукава 8,5 см, ширина рукава 3,5 см, ширина полочки 6,5 см) и единый обертывающий покрой с прямыми рукавами. Разрезы под мышками не зашиты. К вороту верхнего халата пришито медное кольцо, к которому привязаны полоски из красного ситца с рисунком. Определить период создания и бытования этой фигуры достаточно сложно, поскольку отсутствуют и монеты, и какие-либо другие предметы, позволяющие датировать изображение. Конечную дату бытования изображения условно можно определить второй половиной XX в.

Итак, практически все изображения Самсай-ойки имеют внутренние вложения в виде арсы-нов — лоскутов ткани с завязанными монетами или полосок ткани с монетами, кольцами или перстнями. Такие вложения характерны и для изображений других духов-покровителей, о чем свидетельствуют их описания [Гемуев, 1990, с. 32; 39, 66, 106, 125-126; Гемуев, Бауло, 1999, с. 27-28, 85]. Арсыны с завязанными монетами — одна из наиболее распространенных бескровных жертв на святилищах манси [Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 149-150]. По периоду бытования описанных изображений Самсай-ойки можно определить, что лоскуты с монетами являются более поздними вложениями по отношению к полоскам с кольцами и перстнями, которые преобладают над лоскутами с монетами (табл.). Анализируя традицию использования колец и перстней в прикладах духам-покровителям, а именно надевание колец и перстней на шею зооморфных фигурок, И.Н. Гемуев и А.М. Сагалаев разделяют мнение Г.И. Пелих, зафиксировавшей такую же традицию у селькупов, о том что таким образом «приручали, подчиняли духа» [Там же, с. 171]. Приношения колец и перстней в дар духам-покровителям, имеющим антропоморфный облик, вероятно, следует рассматривать с позиции функций, которые кольца выполняли в традиционном мансийском обществе. Характерно, что в составе более позднего по времени бытования изображения Самсай-ойки из д. Верхнее Нильдино кольца отсутствуют. В то же время имеются лоскуты ткани с монетами. Очевидно, что кольца и перстни в данном случае были заменены монетами. Однако это не значит, что до этого монеты не использовались в качестве даров. Они фиксировались и в составе прикладов других духов-покровителей [Гемуев, Бауло, 1999, с. 175; Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 150; Носилов, 1997, с. 101 и др.]. Рассматривая происхождение этой традиции, И.Н. Гемуев и А.М. Сагалаев предположили, что монеты в прикладах «с появлением за Уралом русских металлических денег стали выполнять функции обломков древних бронзовых бляшек», а бумажные банкноты воспринимались как эквивалент монет [1986, с. 172]. Следует заметить, что денежные приклады есть практически у всех изображений Самсай-ойки (табл.). Они завязаны или зашиты в его одежду. Место закрепления монет и банкнот на одежде различное.

Вся одежда Самсай-ойки изготовлена из разнообразных по структуре и составу тканей, в том числе хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных. Применение этих тканей для одежды духов-покровителей у манси фиксируется письменными источниками с XVII в. [Богордаева, 2010, с. 121]. Среди полосок ткани и лоскутов, составляющих внутренние вложения, встречаются ткани светлых расцветок, в том числе с рисунком. В то же время в одежде Самсай-ойки преобладают ткани темных расцветок. Одежда из темных тканей характерна и для изображений других духов-покровителей. Так, по сведениям информантов, черные халаты шьют для Куль-отыра, Консын-аки. И.Н. Гемуевым были зафиксированы преимущественно темные и черные одежды у изображения Куль-отыра из д. Хурумпауль, Ялпус-ойки из д. Анеево [1990, с. 66, 125]. Темные халаты и рубахи входили в состав облачения домашних духов-покровителей из дд. Яны-пауль, Халпауль, п. Хулимсунт, дд. Менквья, Верхнее Нильдино [Гемуев, Бауло, 1999, с. 27-28, 42, 90, 102, 130, 148, 154]. Черные одеяния наблюдались и у некоторых поселковых (родовых) духов-покровителей, в том числе у Куль-отыра, Мис-хума и Пырища, Пауль-урне-ойки [Там же, с. 98, 108; Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 38-39, 114, 145-146]. В отличие от всех этих духов-покровителей у Самсай-ойки если не вся, то большая часть одежды изготовлена из тканей темных цветов.

Практически вся одежда описанных нами изображений сшита вручную. Лишь швы некоторых халатов Самсай-ойки из д. Верхнее Нильдино выполнены на швейной машинке. Халаты имеют обертывающий или туникообразный покрой, рубахи — туникообразный покрой. Последний традиционен для манси и применялся при изготовлении бытовой одежды. Употребление обертывающего покроя, вероятно, обусловлено размерами и рациональным расположением куска ткани, использованного для изготовления халата. Это же объясняет и цельнокроеные рукава халатов. Полочки халатов соединяются традиционным для одежды манси способом — при помощи завязок. Для многих халатов в составе одежды обнаруженных изображений характерны воротники с длинными лопастями, которые в ряде случаев исполняют роль завязок. Кроме того, большинство халатов имеют незашитые отверстия под мышками. Халаты и рубахи составляют облачение и других духов-покровителей, о чем свидетельствуют данные из этнографической литературы [Гемуев, Бауло, 1999, с. 169, 178; Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 146-147].

К числу особенностей одежды Самсай-ойки можно отнести шапку, пришитую к задней части воротника халата. Такая конфигурация изредка встречается в одежде изображений других духов-

покровителей [Гемуев, Бауло, 1999, с. 131], но у Самсай-ойки она наблюдается в большинстве случаев. В числе традиционной бытовой такая одежда не встречается. При этом пришитую к воротнику шапку нельзя причислить к разновидности капюшона, существовавшего у таких видов мансийской одежды, как парка, малица, гусь, лузан. Поскольку в отличие от капюшона, который имеет особый покрой с выкроенной затылочной частью, шапки Самсай-ойки сшиты из клиньев ткани, как и ритуальные шапки, и имеют конусообразную или трапециевидную форму. У трех фигур отмечены шапки с меховой опушкой, также традиционной для этого вида головного убора.

Большая часть шапок Самсай-ойки снабжена кисточками, сделанными из полосок ткани. Такие кисточки имелись у 11 из 12 описанных шапок. Такие кисточки из полосок ткани есть и на шапках других духов-покровителей северных манси [Гемуев, Бауло, 1999, с. 178; Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 147]. В отличие от них шапки с кисточками Самсай-ойки большей частью выполнены из той же ткани, что и плечевая одежда, т.е. имеют темный цвет.

Для изображений Самсай-ойки характерна многослойность одежды. Ее форма, состав и количество обусловливают размеры самого изображения, объем. При этом размеры одежды не зависят от того, сверху или снизу она надета: так, нижняя может превосходить по длине и ширине верхнюю. Халаты, рубахи, как правило, надеты друг на друга, рукава — в рукава, шапка — на шапку. Многослойность одежды вообще свойственна изображениям духов-покровителей [Гемуев, Бауло, 1999, с. 178; Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 146-147]. Число ее предметов на одном из изображений Самсай-ойки достигает 16 экз. (табл.). Большую часть из них представляют халаты. Характерно и то, что, как правило, последние составляли верхнюю часть одежды, т.е. надеты поверх рубах. И в целом халаты преобладают над рубахами. В то же время у опубликованного И.Н. Гемуевым изображения Самсай-ойки из д. Хурумпауль верхнюю одежду составляют рубахи [Гемуев, 1990, с. 65, рис. 47]. Традиционной бытовой нижней одеждой манси являлись рубахи, верхней — халаты. Однако мужские рубахи и халаты вышли из бытового использования во второй половине XX в., сохраняясь лишь в качестве праздничной и обрядовой одежды.

В целом изображение Самсай-ойки выделяется из общего круга изображений духов-покровителей северных манси. Наряду со следующими характерными и для других духов-покровителей признаками: отсутствие изображения-основы; наличие денежных прикладов и внутреннего вложения в виде лоскутов или полосок ткани с закрепленными кольцами, перстнями, монетами; многослойность одежды — ему свойственны также преимущественно темный цвет одежды, конусообразная или трапециевидная шапка, чаще всего пришитая к плечевой одежде. Сравнительно-исторический анализ изображений Самсай-ойки конца XIX — начала XXI в. показывает динамику, проявляющуюся в замене традиционных материалов привозными, упрощении кроя одежды, переходе от употребления цветных преимущественно к темного цвета тканям.

В заключение следует отметить, что образ домашнего духа-покровителя, тесным образом связанного с Нижним миром, имеет более широкий ареал. Так, по функциям и особенностям изображения Самсай-ойка близок к домашнему духу-покровителю сынских хантов Кур илпи ики ‘Находящийся под ногами (под землей, под полом) старик’ или Питы сахти ики ‘Старик в черном сахе’ [Талигина, 2004, с. 33]. У казымских хантов существуют представления о Сэм сай ех ‘невидимых’ или ‘заглазных’ людях, которые чаще всего являются во сне и живут независимой от хантов жизнью [Молданова, 2001, с. 26, 112]. Представления об этих духах-покровителях отражают не только этнокультурные связи северных манси, сынских и казымских хантов, но и процесс формирования образов этих духов-покровителей. Сравнительно-типологический анализ изображений Самсай-ойки и Кур илпи ики и представлений о них позволит проследить ход развития их канонических признаков и станет предметом нашего следующего исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источники

МПО — Материалы Приполярного этнографического отряда ИИФиФ СО АН СССР, 1985 г. / И.Н. Гемуев, А. В. Бауло3.

Автор выражает признательность А.В. Бауло за возможность использования материалов Приполярного этнографического отряда ИИФиФ СО АН СССР (рук. И.Н. Гемуев) 1985 г.

Литература

Богордаева А.А. О поступлении импортных тканей на территорию проживания манси в XVI—XVIII вв. // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2010. № 2 (13). С. 118-124.

Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск: Наука, 1990. 232 с.

Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. 240 с.

Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Новосибирск: Наука, 1986. 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иванова В.С. Обрядность северных манси в конце XIX — начале xXl века: Локальные особенности: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2008. 25 с.

Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1987. 280 с.

Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Томск: Изд-во ТГУ, 1995. Т. 2. 284 с.

Мифология манси / А.В. Бауло, И.Н. Гемуев, А.А. Люцидарская и др. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2001. 196 с.

Молданова Т.А. Архетипы в мире сновидений хантов. Томск: Изд-во ТГУ, 2001. 354 с.

Носилов К.Д. У вогулов: Очерки и наброски. Тюмень: СофтДизайн, 1997. 304 с.

Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-Сиб. регион. кн. изд-во, 1993. 208 с.

Талигина Н.М. Обряды жизненного цикла у сынских хантов. Томск: Изд-во ТГУ, 2004. 176 с.

Чернецов В.Н. Представление о душе у обских угров // ТИЭ. Нов. сер. 1959. Т. 51. С. 114-156.

Тюмень, ИПОС СО РАН bogordaeva@mail.ru

The article gives a description of eight images of Samsaj-ojka — a domestic spirit-the protector with North Mansi, determining his typical features expressed in composing parts of his figure, as well as in fabric, color, and cut of his garment. The author comes to the conclusion that what is predominantly typical for Samsaj-ojka image being the dark color of his garment and availability of a cone-shaped or trapezoidal cap, most often sewn to his shoulder garment. A comparative-historical analysis of Samsaj-ojka images of late XIX — early XXI c. shows the dynamics of replacing traditional fabrics with imported ones, as well as simplifying the garment’s cut, and transiting from use of colored fabrics to those of predominantly dark colour.

North Mansi, domestic spirit-the-protector, Samsaj-ojka, anthropomorphic figure, image, garment, dressing gown, shirt, cap, cut, money stock, arsyn, sacrifice.