Научная статья на тему 'Одежда духов и одежда-приклад обских угров в коллекциях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН'

Одежда духов и одежда-приклад обских угров в коллекциях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
464
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБСКИЕ УГРЫ / ОДЕЖДА / ИЗОБРАЖЕНИЯ ДУХОВ / ЖЕРТВЕННАЯ ОДЕЖДА / ГЛУХОЙ ПОКРОЙ / РАСПАШНОЙ ПОКРОЙ / ОЛЕНИЙ МЕХ / ТКАНЬ / THE OB' UGRIAN PEOPLES / CLOTHING / IMAGES OF SPIRITS / SACRIFICIAL CLOTHING / TIGHT CUT / LOOSE CUT / REINDEER FUR / FABRIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федорова Елена Геннадьевна

Рассматривается одежда изображений духов из коллекций Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Приведено подробное описание предметов, заострено внимание на некоторых особенностях одежды духов и жертвенной одежды, объяснение которых нужно искать в сфере духовной культуры хантов и манси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject to consideration being clothing of spirits images from a collection of Museum of anthropology and ethnography named after Peter the Great (Kunstkamera) of Russian Academy of Sciences. The article gives a detailed description of the articles, paying special attention to certain features of clothing of spirits and sacrificial clothing, which interpretation should be traced in the sphere of spiritual culture of Khanty and Mansi.

Текст научной работы на тему «Одежда духов и одежда-приклад обских угров в коллекциях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН»

ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

ОДЕЖДА ДУХОВ И ОДЕЖДА-ПРИКЛАД ОБСКИХ УГРОВ В КОЛЛЕКЦИЯХ МУЗЕЯ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРА) РАН1

Е.Г. Федорова

Рассматривается одежда изображений духов из коллекций Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Приведено подробное описание предметов, заострено внимание на некоторых особенностях одежды духов и жертвенной одежды, объяснение которых нужно искать в сфере духовной культуры хантов и манси.

Обские угры, одежда, изображения духов, жертвенная одежда, глухой покрой, распашной покрой, олений мех, ткань.

После работы Н.Ф. Прытковой «Один из источников изучения одежды народов Сибири (на материалах обских угров)» [1971], посвященной одежде, фигурирующей среди предметов культа (культовых изображений и прикладов), как историческому источнику, прошло уже несколько десятилетий. За это время данный феномен по материалам хантов и манси изучался в двух направлениях. Первое из них связано с проблемами культурогенеза [Лукина, 1985], второе — с исследованиями собственно культов и их атрибутики [Гемуев 1990; Гемуев, Бауло, 1999; Гемуев, Сагалаев, 1986; Бауло, 2002, 2004а, б и др.; Сынские ханты, 2005; Богордаева, 2007; Федорова, 2010]. В этой атрибутике выделяют две группы: одежду, надетую на изображения духов или умерших, и жертвенную, предназначенную для конкретных духов-покровителей (подробнее см.: [Богордаева, 2007, с. 149]). И для той, и для другой группы характерно наличие экземпляров, выполненных из сукна, хлопчатобумажной ткани, оленьего меха. Фиксируется одежда и глухого, и распашного покроя, в одних случаях отличающаяся от обычной одежды хантов и манси только размерами (причем не всегда), в других — не имеющая с ней практически никакого сходства.

К настоящему времени опубликовано уже немало экземпляров одежды, присутствующей среди предметов культа. Многие из них были зафиксированы при проведении полевых исследований у ряда территориальных групп обских угров в 1980-2000-е гг. Музейные же коллекции отражают более длительный период и более широкую территорию, поэтому их публикация также важна, несмотря на те недостатки, которые несет в себе музейная документация (см.: [Федорова, 2010, с. 194]). Кроме того, часть деталей одежды, обязательных для определенного изображения духа или комплекса, могла по каким-то причинам не попасть в музейные коллекции.

В фондах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН одежда духов и одежда-приклад (жертвоприношение) входит в несколько коллекций. Частично эти предметы были опубликованы в названной выше статье Н.Ф. Прытковой [1971, с. 102-103, 106— 111], источником при написании которой послужили также коллекции ГМЭ (ныне РЭМ ) и сведения из работ других исследователей.

В МАЭ самая ранняя коллекция, в которой содержится одежда духов,— № 1145. Она поступила от исследователя хозяйства и быта народов севера России А.В. Журавского в 1907 г. после экспедиции, начавшейся в 1906 г. в Европейской части России. Предметы были собраны в низовьях Оби.

Следующая по времени поступления коллекция — № 1864 — была получена также через А.В. Журавского. В ее состав входят предметы, собранные в Архангельской и Тобольской гу-

1

Работа выполнена при поддержке Программы Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» (проект «Одежда духов-покровителей обских угров»).

берниях среди самоедов и остяков. В качестве собирателей у остяков Березовского уезда Тобольской губернии значатся С.Л. Артеев и Н.А. Попов.

В 1914 г. в МАЭ поступают еще две коллекции — № 2383 и 2416. Это результат экспедиционной работы в то время студента психоневрологического института И.Н. Шухова на р. Казым и в районе Обдорска, осуществленной по заданию Музея. Важно отметить, что обе коллекции были зарегистрированы самим собирателем. Несмотря на то, что описания предметов довольно краткие, в них содержатся важные сведения о назначении вещей, а также их названия на хантыйском языке.

Следующие коллекции, содержащие интересующие нас предметы, поступают в МАЭ уже в 1930-е гг. Источник поступления одной из них (№ 5093, 1932 г. поступления) — «Новоэкспорт». Эта организация финансировала поездку в Нарымский край по сбору коллекций для последующей их продажи за рубеж уже тогда известного археолога и этнографа И.М. Мягкова. Но его коллекция попала в Музей (историю поступления и определения этнической принадлежности вещей, осуществленную через несколько десятилетий после этого см.: [Галкина и др., 1995, с. 175—177]).

Содержатся предметы по интересующей нас теме и в коллекции материалов из хантыйских погребений в районе Салехарда, раскопанных известным археологом В.С. Адриановым в 1936 г. (МАЭ РАН, кол. № 5542).

Затем последовал десятилетний перерыв, и очередная коллекция предметов быта и культа — № 5823 — оказалась в фондах МАЭ в 1946 г., хотя собиралась она несколько раньше. В 1941 г. Институт этнографии АН СССР (так в те годы именовался МАЭ РАН) направил в этнографическую экспедицию к северным хантам Н.Ф. Прыткову, которая задержалась в Ханты-Мансийском округе на несколько военных лет. Она собрала там коллекцию, отражающую различные стороны культуры этой группы народа. В описи присутствуют названия предметов на хантыйском языке, другие важные сведения, везде указаны населенные пункты, в которых получены вещи.

В 1975 г. в фонды поступает коллекция (МАЭ РАН, кол. № 6730), в комплектовании которой принимал участие известный этнограф, специалист по культуре хантов В.М. Кулемзин, а в 1978 г. — коллекция (МАЭ РАН, кол. № 7013), собранная З.П. Соколовой (подробнее об этой коллекции см. [Федорова, 2010. С.195]), уже на протяжении многих десятилетий изучающей культуру обских угров. Последний по времени поступления в фонды МАЭ РАН предмет одежды, связанной с культом, входит в смешанную по годам поступления и составу собирателей коллекцию № 7000. Он был получен у обских манси (собиратель Е.Г. Федорова).

Несмотря на то, что во многих случаях в описи отсутствуют необходимые для детальных исследований сведения, большую часть предметов можно разделить на две группы, о которых говорилось вначале: одежда, надеваемая на изображения духов, и одежда-приклад (жертвоприношение).

Одежда духов

В этой части статьи приводятся описания одежды, непосредственно надетой на изображения духов либо бывшей на них, но поступившей или зарегистрированной отдельно.

1145-3. Одежда духа в виде халата из белого набивного ситца. Стан выполнен из одного сложенного вдвое куска ткани. Имеются плечевые швы. Боковые швы отсутствуют, из-за чего линия плеча приобрела закругленную форму. Рукава вшивные, длинные, широкие, с одним швом. Под мышками имеются отверстия. Подол и полы от конца одной через ворот до конца другой, а также края рукавов обшиты золотым позументом, более широким на подоле. Позумент везде пришит только за верхний край. К халату прилагается пояс из красного шерстяного шнурка, на конце завязанный узлом. Эта одежда надевалась на изображение духа в виде свернутого куска сукна. Общая длина 28 см, ширина в подоле в сложенном виде 24 см, длина рукава 18 см, ширина рукава 7 см. Север Тобольской губ. Остяки.

1145-5. Одежда духа из белого пыжика мехом наружу, глухого покроя, со швом спереди, длинными и узкими вшивными рукавами, пришивным капюшоном. Под мышками имеются отверстия. По краю подола, поперек стана ниже рукавов, от конца одного рукава до конца другого через плечи и капюшон проходит золотой позумент. Общая длина 21,5 см, ширина в подоле

16 см, длина рукава 10 см, ширина рукава 2,3 см, высота капюшона 3,5 см, ширина позумента 2,5 см. Север Тобольской губ. Остяки.

1864-95. Изображение семейного духа-покровителя в мужской одежде. Этот предмет опубликован Н.Ф. Прытковой [1971, с. 102, рис. 1, с. 103]. Непосредственно на деревянную антропоморфную фигурку надета рубаха из коричневого ситца, прямая, с вшивными рукавами, затем — малица белого цвета, мехом внутрь, прямая, глухого покроя, с рукавами, без капюшона. Затем следуют две рубахи аналогичного покроя, одна из них сшита из белого коленкора, другая — из лилового цветистого ситца. Следующая рубаха, из полосатого ситца, такого же покроя, но с широким отложным воротником. Все это обернуто светлой тканью. Сверху надета малица из пыжика, без рукавов, с высоким стоячим воротником и широкой опушкой-пандой из собачьего меха, выступающей за края самой верхней одежды на 7 см. Следующая одежда — также меховая, но короткая, по покрою схожа с паркой или гусем — одеждой мехом наружу, с рукавами и капюшоном, затылочная часть которого выкраивается вместе со спинкой. Поверх нее надета навершница (гусь?), прямая, глухого покроя, с рукавами. Стан скомбинирован из ткани двух видов: центральные полотнища из красной набивной фланели, боковые детали и надставка подола — из черного сукна. Затем идет еще одна короткая малица без капюшона. Наконец, поверх всего надет гусь из белого оленьего меха, с плечевыми швами, прямыми рукавами с одним швом, с отверстиями под мышками, с узкой опушкой по подолу из коричневого оленьего меха и широкой — из белого собачьего. Спереди от левого плеча вниз по диагонали проходит шов, наличие которого связано, возможно, с тем, что при шитье этой одежды не оказалось куска шкуры нужного размера. Этот гусь надет так, что голова фигурки находится на уровне плеч, капюшон оказывается пустым. Поверх одежды повязан пояс из красного шерстяного шнура, обернутый вокруг туловища пять раз и завязанный сзади узлом с одной петлей. На ногах фигурки — белые чулки мехом внутрь. Общая высота предмета составляет 25 см, ширина верхнего гуся с рукавами 21 см, ширина в подоле 13 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-96. Изображение семейного духа-покровителя в женской одежде. На деревянной антропоморфной фигурке длинное широкое платье из светло-розового набивного ситца, с длинными прямыми рукавами, с отверстиями под мышками. Край подола подрублен, края рукавов — нет. Поверх платья надета короткая шуба из оленьего меха на подкладе из собачьего меха. Надставки по подолу и полам, характерные для реальной шубы обских угров, отсутствуют. Данный экземпляр снабжен двумя парами ремешков-завязок, соединяющих полки. Сверху надета еще одна короткая шуба из оленьего меха, с плечевыми швами, без подклада. Стан и рукава выполнены из меха белого цвета, надставки полок, подола, рукавов — из темного. Надставка полок состоит из двух узких полос меха, часть ее приходится на ворот и представляет собой своего рода воротник. Часть надставки левой полы изнутри окрашена в красный цвет. Шуба снабжена двумя парами ровдужных завязок на полках. Вся меховая одежда имеет отверстия под мышками. Общая высота предмета 26 см, ширина верхней шубы с рукавами 32 см, ее ширина в подоле в сложенным виде 19 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-97. Изображение семейного духа-покровителя в мужской одежде. На деревянную антропоморфную фигурку надет халат из набивной хлопчатобумажной ткани, с рукавами, снабженный поясом из красного шнура. Затем следуют две ситцевые рубахи с рукавами и воротником. Поверх них надета рубаха из шелка, поверх нее — одежда из пыжика мехом внутрь, глухого покроя, без капюшона и надставки подола. Ее спинка состоит из трех деталей, спереди имеется шов. Следующая одежда, также из нескольких полос пыжика, сшита мехом наружу. Она глухого покроя, с капюшоном, длинными рукавами и надставкой по подолу. Сверху надета длинная рубаха из светлой хлопчатобумажной ткани, с боковыми швами, сборкой у ворота, отверстиями под мышками. Подол рубахи подрублен, сзади длиннее, чем спереди, на 8—10 см выступает за края надетой на нее меховой одежды белого цвета, мехом наружу. Стан составлен из нескольких деталей, со вставкой справа и швом посередине спинки. Подол надставлен сначала узкой полосой меха, потом широкой. Рукава с одним швом, суживаются к концам. Правый рукав с ластовицей. Затылочная часть капюшона пришивная, боковые детали выкроены вместе с передом. На темени имеется шов. Общая высота предмета составляет 30 см, длина верхней одежды без капюшона 21 см, ширина с рукавами 29 см, ширина в подоле 17 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-98. Одежда семейного духа-покровителя. Представляет собой шубу, сшитую мехом наружу на подкладе мехом внутрь. По покрою соответствует реальной одежде обских угров. Подол, полы, обшлага выполнены из темного оленьего меха и снабжены светлой узкой опушкой. Шуба имеет две пары завязок из красного шерстяного шнура. Длина одежды 16 см, ширина

с рукавами 25 см, ширина в подоле в сложенном виде 15 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-99. Изображение семейного духа-покровителя в мужской одежде. На деревянную фигурку надета рубаха из темной набивной хлопчатобумажной ткани, длинная (выступает за края меховой одежды на 6 см), с длинными прямыми широкими рукавами, края которых не подрублены (в отличие от подола). Под мышками имеются отверстия. Сверху надета малица из пыжика, стан которой составлен из нескольких вертикально расположенных деталей. Спереди проходят швы от правого плеча к краю подола и от середины левого плеча до края подола. На спинку и правую боковину приходится по одному куску меха, левая боковина составлена из двух. Левый рукав с одним швом, с широким обшлагом, правый с двумя швами, без обшлага. Капюшон мехом наружу, пришивной. Общая высота предмета 25 см, ширина верхней одежды с рукавами 24 см, ее ширина в подоле в сложенном виде 12 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-100. Одежда семейного духа-покровителя в виде шубы из светлого и темного оленьего меха на подкладе из темного меха. По покрою соответствует реальной женской зимней одежде обских угров. На полках имеются две пары ровдужных завязок. «Воротник» выполнен из подшейного волоса оленя, по краям (кроме рукавов) проходит меховая опушка. Длина 16 см, ширина с рукавами 26 см, ширина в подоле в сложенном виде 17 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-102. Одежда семейного духа-покровителя мужского пола. Выполнена из белого оленьего меха. Состоит из двух предметов, вложенных один в другой: нижний мехом внутрь, верхний мехом наружу. Покрой глухой, на стане имеются плечевые и боковые швы, а также швы посередине спинки и переда. Подол верхней одежды снабжен широкой надставкой, нижней — опушкой, которая сзади выступает за край подола верхней одежды. Капюшоны пришивные, нижний вставлен в верхний и имеет шнурок-вздержку из красной шерсти. Общая длина 27 см, ширина верхней одежды с рукавами 29 см, в подоле 18 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-103. Изображение семейного духа-покровителя. На деревянную фигурку надеты две рубахи: из набивного ситца и темно-красного шелка. Их подолы подрублены. Затем следует одежда из белого оленьего меха мехом внутрь и наружу, с надставкой подола, по краю которого проходят еще узкая опушка темного цвета и широкая белого. Рукава сложены на груди. Поверх этой надета более короткая, также меховая одежда с рукавами и капюшоном. Центральная часть спинки, плечи, верх капюшона, нижняя часть рукавов, надставка подола выполнены из меха белого цвета, перед, боковые детали, кокетка, верх рукавов, затылочная часть капюшона из темного. Общая высота предмета 27 см, ширина с рукавами 26 см, ширина в подоле 17 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-104. Изображение семейного духа-покровителя. На деревянной фигурке распашная одежда из оленьего меха, на подкладе. Сверху надета одежда глухого покроя (гусь), из пыжика, мехом наружу. Имеются плечевые и боковые швы. Подол с надставкой. Она, как и капюшон, из белого меха. Рукава суживаются к концам, под мышками имеются отверстия. Длина одежды

17 см, ширина 18 см, длина рукава 8 см, высота капюшона 11 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-106. Изображение семейного духа-покровителя. На деревянную фигурку надета длинная рубаха из цветистого ситца. Подол подрублен. Поверх рубахи — короткая распашная одежда из пыжика мехом внутрь. Завершающей является одежда из темного пыжика мехом наружу, со швом спереди, заходящими наперед плечевыми швами. Рукава чуть сужаются к концам, под мышками имеются отверстия. Детали капюшона выкроены из одного куска меха со спинкой. Подол надставлен полосой собачьего меха. Одежда подпоясана поясом из красного шерстяного шнура. Узел с одной петлей, располагается на спинке ближе к правому боку. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-107. Изображение семейного духа-покровителя в женской одежде. На деревянную фигурку надето платье из красной в белый горох хлопчатобумажной ткани. Подол платья подрублен. Сверху надета шуба из пыжика, по покрою соответствующая реальной одежде, с более длинным подкладом из шкурки лебедя. Под мышками имеются отверстия. Воротник из пуха, края одежды окаймлены светлыми опушками. Общая длина 2Q см, ширина верхней одежды с рукавами 19 см, ее ширина в подоле в сложенном виде 18 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

17Q

1864-108. Изображение семейного духа-покровителя. На деревянную фигуру (старинная русская кукла) надета одежда белого цвета из шкуры оленя мехом наружу, глухого покроя, с пришивным капюшоном также мехом наружу. Перед составлен из трех полос меха, спинка со швом посередине, подол с надставкой. Рукава с двумя швами, левый уже правого, под мышками имеются отверстия. Длина одежды 26 см, ширина с рукавами 28 см, ширина в подоле 2Q см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

1864-109. Изображение семейного духа-покровителя. На литую оловянную антропоморфную фигурку надето платье из темно-коричневой ткани, с боковыми швами, без рукавов. Вверху платье присборено и пришито к воротнику — полоске красного сукна, концы которой спускаются на грудь. Подол надставлен полосой зеленого сукна. На голове фигурки — плотно прилегающая к ней шапочка из темной хлопчатобумажной ткани (имитация волос?), к которой спереди пришит пучок желтых шерстяных ниток. К затылку прикреплены ложные косы в виде длинных полос сукна темно-красного цвета, частично обмотанных шнуром красного цвета с вкраплением шнура белого и желтого цветов. В месте, где кончается обмотка (на расстоянии 23 см от верха), косы соединены полоской ткани. Длина платья 1Q см, ширина платья 7,8 см, длина кос 32 см, 38 см, ширина кос 2,2 см. Тобольская губ., Березовский у. Остяки.

2383-15. Изображение домашнего духа покровителя (тонх). На деревянной фигурке длинная малица, с боковыми швами, без надставки по подолу, с длинными узкими рукавами с одним швом и капюшоном. Под мышками имеются отверстия. Поверх малицы надета одежда из грубого темного сукна, глухого покроя. Имеются плечевые, боковые швы, а также швы на спинке и спереди. Подол надставлен полосой сукна. Рукава длинные, суживающиеся к концам, с большими отверстиями под мышками. Воротник высокий стоячий. Общая длина одежды 21 см, ширина в подоле верхней одежды 11 см. Р. Казым. Остяки.

2416-5. Головной убор, надевавшийся на деревянное изображение духа (елянь), который изготовлялся после жертвоприношения и хранился на жертвенном месте под священной лиственницей. Представляет собой шапку с тульей овальной формы из светло-красного грубого сукна и околышем из светло-зеленого сукна. Низ околыша подвернут внутрь, снаружи по его краю нашита полоса шкурки белого цвета. Швы выполнены нитками темного цвета. Размеры тульи 11^15,5 см, ширина околыша 9 см, ширина полосы шкурки 2 см. Юрты Пашерцевы близ Обдорска. Остяки.

5093-46. Одежда духа. Распашная, сшита из четырех шкурок горностая, положенных головами вверх. Между первой и второй, второй и третьей шкурками (считая справа) пришито еще по половине шкурок с головой, между второй и третьей — сложенная пополам цельная шкурка горностая. Ниже — имитация рукавов из таких же шкурок. «Под мышками» имеются отверстия. Длина 46 см, ширина 28 см. Р. Васюган. Юрты Озерные. Остяки.

5093-52d/7. «Одежда» духа (юнх) женского пола. Туловище деревянной фигурки завернуто в небольшой кусок меха соболя, затем — в кусок набивной хлопчатобумажной ткани, сложенной в четыре раза, так, что срезы ткани обращены вниз, а лицевая сторона ткани — внутрь. В левом верхнем углу пришита свинцовая фигурка птицы с длинной шеей и выступающей головой (гусь). Все это завернуто в сложенный в четыре раза кусок голубовато-серой набивной ткани, затем — в сложенный по диагонали кусок ткани темно-красного цвета и в сложенный таким же образом кусок красно-коричневой полосатой ткани. Верхняя «одежда» — коричневый с узором платок, сложенный по диагонали. Изображение завернуто в него так, что из-под верхнего платка виден нижний кусок ткани. «Запáх» слева направо. Р. Васюган. Юрты Пеноровы. Остяки.

5093-53/b4. «Одежда» духа (юнх) мужского пола. Деревянная антропоморфная фигурка обернута в лоскут белой с растительным орнаментом ткани, затем — в лоскут коричневой клетчатой. «Запáх» справа налево. Ноги обмотаны лоскутками ткани, имитирующими обувь. Общая высота 23 см. Р. Васюган. Юрты Пеноровы. Остяки.

5093-54/b4. «Одежда» духа (юнх) женского пола. Деревянная антропоморфная фигурка завернута в лоскут светлой с растительным узором ткани, затем — в коричневый с узорами красного и белого цвета платок таким образом, что большая часть одного из его углов висит свободно. «Запáх» справа налево. Общая высота 3Q см. Р. Васюган. Юрты Озерные. Остяки.

5093-60. Изображение духа (юнх) женского пола. На деревянную антропоморфную фигурку надето платье из темно-синей в мелкий горох хлопчатобумажной ткани, с длинными рукавами, стоячим воротником и разрезом на груди. Под платьем располагаются два длинных узких мешочка из той же ткани («обувь»?). Все это обернуто пятью лоскутками хлопчатобумажной ткани:

двумя темными, затем коричневым с растительным орнаментом, темно-синим с малиновыми узорами растительного характера и белым в черный горох. Последние три сложены по диагонали так, что один угол остается свободным и заметно выступает за пределы фигурки. «Запах» последнего слоя ткани слева направо. Все изображение обвязано узкой полоской из той же ткани, что и верхний слой «одежды». Узел с одной петлей, располагается спереди. Общая высота предмета 34 см, наибольшая ширина 9,2 см. Р. Васюган. Юрты Пеноровы (?).

5093-61. Изображение духа (юнх) мужского пола. Ноги деревянной антропоморфной фигурки обмотаны серым цветистым ситцем: ткань проходит вокруг каждой ноги, узкие полоски пропущены между ног и завязаны на талии с правой стороны. Кроме того, фигурка обернута сложенным пополам куском коричневой в светлую полоску ткани. Самая верхняя «одежда» выполнена таким же образом, что и предыдущая, но в отличие от нее подпоясана полоской ткани. Узел располагается спереди. «Запах» и той, и другой «одежды» — слева направо. Вокруг шеи фигурки дважды обернута узкая полоска светлой ткани, которая сзади справа завязана узлом. Сзади же, но слева, прикреплен капор, сшитый из одной полоски кожи. Общая высота 25,5 см, наибольшая ширина 7,5 см. Р. Васюган. Юрты Сологичи (?). Остяки.

5093-62. Изображение духа (юнх) мужского пола. Одежда медной плоской антропоморфной фигурки состоит из нескольких предметов. Внизу — халат из темно-синей со светлым узором ткани, с плечевыми швами, вшивными рукавами. На него надет такой же халат из черной ткани. Ворот и полы подрублены. Халаты сложены так, что правая пола заходит на левую. Затем следуют два лоскутка ткани: набивной красной и белой. Их верхний край подогнут, «запах» справа налево. Все это завернуто в сложенный пополам (срезами вверх) и подогнутый снизу, примерно наполовину всего изображения, кусок темной ткани. «Запах» слева направо. Имеется пояс в виде белой в узкую синюю полоску тесьмы, завязанный узлом, который располагается спереди. Общая длина 19 см, общая ширина 11 см. Р. Васюган. Юрты Калганакские (?). Остяки.

5093-71аб/2. Изображение духа. На плоскую металлическую антропоморфную фигурку надет халат с рукавами, выполненный из белой с коричневым узорной ткани, затем — еще один, синий в красную и голубую полоску. Все это завернуто в лоскут ткани белого цвета. Верхняя одежда — халат из ткани серого цвета. Стан выполнен из одного куска ткани, имеет плечевые швы. Рукава прямые, с одним швом, под мышками отверстия. Правый рукав заложен за спину. Халат снабжен широким трапециевидным воротником из ткани коричневого цвета. Полы запахнуты слева направо. Поверх халата проходит пояс из полосы белой в розовый горох ткани, завязанный спереди. Под одеждой помещено два длинных узких мешочка из коричневой с красным ткани («обувь»). Общая высота 28 см.

5093-72. Изображение духа. Плоская металлическая антропоморфная фигурка завернута в халат из розовой с цветочным узором хлопчатобумажной ткани. Поверх него надета рубаха из такой же ткани, с составленным из двух полотнищ станом, с рукавами, нагрудным разрезом и воротником. Все это завернуто в красный с узором ситцевый платок, сложенный по диагонали («запах» справа налево) и дважды обернуто полоской красной с черным ткани. Узел этого пояса с одной петлей, расположен сзади посередине. Общая высота 25 см.

5542-8. Деревянная фигурка духа из могилы. На фигурке фрагменты набивного красного с желтым и зеленым ситца, плотно прилегающие к туловищу. Высота фигурки 9,3 см.

Одежда жертвенная (приклад)

В этой части статьи приводятся описания предметов, которые, согласно музейной документации, относятся к жертвенной одежде.

2416-7. Одежда жертвенная, привязанная к слегка изогнутой ветке. Состоит из 7 халатов, сшитых из синего коленкора. Все халаты прямого покроя, с плечевыми швами. Стан каждого выполнен из одного куска ткани. Рукава вшивные, прямые, с одним швом с лицевой стороны. Имеются отверстия под мышками. Края халатов не обработаны. Все халаты у ворота прикреплены к одной узкой полоске коленкора (самый большой из них расположен в центре связки), которая обвязана вокруг ветки. Наименьшая длина халатов 9 см, наибольшая — 13,5 см, наименьшая ширина 9 см, наибольшая 11 см, длина рукава 6 см, ширина рукава 3,7 см. Юрты Па-шерцевы близ Обдорска. Остяки.

Н.Ф. Прыткова предположила, что этот предмет мог быть изготовлен в связи с неестественной смертью человека [1971, с. 108].

5093-41. Одежда жертвенная торум люпе («одежда бога»). Сшита из белой бязи, распашная, расширяющаяся книзу (полки заходят одна на другую), с плечевыми и боковыми швами. Пройма прямая, рукава вшивные, с одним швом, слегка суживаются к концам. Одежда имеет длинный отложной воротник. Сзади у ворота пришито за угол 7 треугольных кусков той же ткани, свободно свисающих вдоль спины. Внутри на воротнике имеется петля. Края одежды не подрублены. Общая длина 63 см, ширина в подоле в сложенном виде 58 см, длина рукав 47 см, наибольшая ширина рукава 21,5 см, наименьшая 15 см, размеры воротника 7,5*48 см, наибольшая длина треугольного куска 40 см, наименьшая — 16 см. Р. Васюган. Юрты Калганак. Остяки.

5093-42. Одежда жертвенная торум люпе («одежда бога»). Выполнена из того же материала, что и предыдущая, совпадает с ней по покрою. Отличия заключаются в том, что у этого экземпляра одежды боковые швы заходят наперед, кроме того, отсутствуют наспинные треугольные куски ткани. Длина 103 см, ширина в подоле в сложенном виде 83 см, длина рукава 53 см, наибольшая ширина рукава 22 см, наименьшая 13 см, размеры воротника 13,5*44,5 см. Р. Васюган. Юрты Озерные. Остяки.

5093-43. Одежда жертвенная торум люпе («одежда бога»). Сшита из черного коленкора, распашная, с плечевыми швами. Спинка и полки прямые, боковые детали треугольной формы, начинаются от рукавов. Рукава прямые, широкие, к концам не зашиты. Полки вместе с воротом обшиты шестью неподрубленными полосами светлого набивного ситца, концы рукавов — пятью. У ворота изнутри пришита петля из той же ткани, что и халат. Швы выполнены белыми нитками, все срезы одежды не обработаны. Длина 109 см, ширина в подоле в сложенном виде 90 см, длина рукава 60 см, ширина рукава 25 см, ширина полос ткани 5-5,5 см. Р. Васюган. Юрты Озерные. Остяки.

5093-44. Одежда жертвенная торум люпе («одежда бога»). Сшита из черного цветистого ситца, распашная, с плечевыми швами. Спинка прямая, в правый боковой шов вставлено два клина, в левый — три. Рукава суживаются книзу, с маленькой треугольной ластовицей. Одежда имеет прямоугольный отложной воротник, составленный из двух кусков ситца. Все срезы не обработаны. Длина 104 см, ширина в подоле в сложенном виде 88 см, длина рукава 66,5 см, наибольшая ширина рукава 25 см, наименьшая 14,5 см, размеры воротника 19*61 см. Р. Васюган. Юрты Озерные. Остяки.

5093-45. Одежда жертвенная торум люпе («одежда бога»). Сшита из черного коленкора, распашная, с плечевыми швами. Спинка прямая, полки вверху заложены в складки. В боковых швах имеются треугольные клинья. Рукава суживаются книзу, левый рукав с двумя швами, правый с одним. Под мышками вставлены треугольные ластовицы. Воротник широкий, со слегка закругленными краями. Все срезы одежды не обработаны. Длина 106 см, ширина в подоле в сложенном виде 107 см, длина рукава 56 см, наибольшая ширина рукава 28 см, наименьшая 15 см, размеры воротника 13*55 см. Р. Васюган. Юрты Озерные. Остяки.

5093-79. Одежда жертвенная торум люпе («одежда бога»). В виде халата из белого коленкора, с плечевыми и боковыми швами. Полки и спинка прямые, все эти детали одного размера. Спинка у ворота заложена в крупные сборки. Рукава широкие, прямые, вшиты ниже линии плеча. Воротник из прямоугольного куска ткани. Все края одежды не обработаны. Длина 103 см, ширина в подоле в сложенном виде 52 см, длина рукава 54 см, ширина рукава 26 см, размеры воротника 20*54 см.

5823-73/1-3. Одежда духа лэнг сах. В виде трех халатов, вложенных один в другой. Два из них сшиты из светлой хлопчатобумажной ткани, третий из темной шелковистой. Покрой прямой, одинаков для всех. Стан состоит из одного куска материала, имеются плечевые швы. Рукава прямые, вшивные, с одним швом, под мышками отверстия. У ворота каждого халата по паре завязок. Все края, кроме края рукавов, подрублены. Данные халаты являются прикладом, сшитым по обету духу. Находились в шайтанском амбарчике в районе р. Бобровки (бассейн Казы-ма). Длина 21 см, ширина 13 см. Ханты.

6730-3. Одежда вон-юнг лепы. Сшита из черной диагонали. Распашная, с плечевыми швами, отрезной спинкой, на талии заложена в сборки. Нижняя часть выполнена из одного куска ткани. Рукава вшивные, воротник-стойка. У ворота и у талии имеется по паре завязок. Одежда украшена строчкой, выполненной белыми нитками: вдоль пол и подола — зигзаг в сочетании с прямой линией, по краям рукавов — прямая линия. Все края одежды подрублены. Она была изготовлена в 1971 г. Ф.Н. Синарбиной (1922 г.р.) в качестве дара лесному духу. Длина 55 см,

ширина в подоле в сложенном виде 44,5 см, длина рукава 19 см, ширина рукава 8,5 см, ширина воротника 5 см. Томская обл., Каргасокский р-н, п. Новый Васюган. Ханты.

7000-2. Халат жертвенный. Сшит из белой хлопчатобумажной ткани. Туникообразный, с боковыми швами. Внизу между спинкой и полами вставлены небольшие треугольные клинья. Боковые полотнища имеют форму трапеции. Рукава пришивные, с двумя швами, над боковинами пришиты непосредственно к центральному полотнищу. Все края ткани, кроме ворота, не обработаны. Вырез горловины имеет треугольную форму, узкий подгиб со стороны полок и широкий со стороны спинки, где на уровне шейного позвонка зашита монета. На полках в районе груди пришито по одной завязке с каждой стороны из той же ткани, что и халат. Является приношением домашнему божеству с целью обеспечения здоровья детей и семейного благополучия. Такие халаты хранились в берестяной набирушке или в узелке в левом (женском) углу. Данный экземпляр взят из заброшенного дома, хозяева которого переехали в новый дом, построенный рядом со старым. В случае переезда приклады домашним духам-покровителям остаются в старом доме. Длина 100,5 см, ширина с рукавами 143 см, ширина в подоле в сложенном виде 73 см, длина рукава 48 см, ширина рукава 21 см. Тюменская обл., Октябрьский р-н, д. Верхние Нарыкары . Манси .

7013-25. В описи предмет значится как одежда иттарма — изображения умершего, но внешний вид позволяет считать его жертвенной одеждой. Это халат, сшитый из горизонтальных полос черного сукна, составленных из фрагментов в форме треугольников. Шов двойной, выполнен светлыми нитками. Имеются плечевые и боковые швы. Рукава вшивные, со вставками из ровдуги. Правый рукав и полки, а также ворот обшиты сплошной ниткой бисера белого и синего цвета. Под мышками, особенно с правой стороны, где пришит медный бубенчик, просматриваются отверстия. На спинке, в районе талии, пришита полоса набивного красного с белым ситца («пояс»). К правому ее концу привязана полоса красно-желтого ситца. В целом «пояс» имеет два узла. Края одежды не обработаны. Длина 26 см, ширина в подоле в сложенном виде 23 см, длина рукава 8 см, длина «пояса» 16 и 27 см. Северные ханты.

7013-48. Рубаха из красного в мелкий цветочек ситца, туникообразного покроя, с клиньями в боковых швах. Рукава вшивные, прямые, с узкими манжетами. Имеется нагрудный разрез, который, как и воротник-стойка, окантован ситцем другого цвета. У проймы правого рукава привязано 6 голубых и красных покупных лент. На самой узкой из них завязано 5 узелков. Длина 73 см, длина рукава 47 см, ширина воротника 4,5 см.

7093-49. Одежда жертвенная (по описи — модель распашной одежды). Сшита из черного тика, с плечевыми швами. Стан состоит из одного куска материала, боковые швы отсутствуют, из-за чего линия плеча слегка закруглена. Полки расходятся. Рукава вшивные (правый из коричневой ткани, левый из черной), с одним швом, суживающиеся к концам. К вороту пришита полоса черной ткани, слева завязанная узлом. Воротник-стойка со свободно свисающими концами. Правая полка халата подрублена, левая представляет собой кромку ткани. Подол окантован серовато-коричневым клетчатым материалом. Все швы одежды выполнены светлыми нитками. Длина 42 см, ширина в подоле в сложенном виде 55 см, длина рукава 14,5 см, наибольшая ширина рукава 5,5 см, высота капюшона 6 см.

Краткий анализ приведенных здесь материалов позволяет сделать несколько выводов, подтверждающих уже высказанные исследователями соображения, а также ряд замечаний в плане дальнейшего изучения одежды, которая находится среди предметов культа обских угров.

Прежде всего, наблюдается большое сходство в изображениях семейных духов-покровителей и изображений умерших у северных хантов. В том случае, если предметы плохо атрибутированы, различить их достаточно сложно. Очевидно, что в группу домашних «божков» изображения умерших не просто попадали в числе других [Иванов, 1970, с. 41], они и являлись семейными духами-покровителями. Это вряд ли относилось ко всем умершим. Возможно, в способах их хранения и «захоронения», разнообразие которых зафиксировано у северных групп обских угров, отражены не только локальные особенности. Наиболее важной здесь представляется роль человека при жизни. Неразрывная связь в данном случае посмертного облика с прижизненным в плане одежды проявляется в том, что одежда семейных духов-покровителй у северных групп обских угров наиболее близка к их реальной одежде, которая сочетает в себе предметы, выполненные из ткани и меха.

У восточных же хантов в одежде семейных (домашних) духов покровителей, видимо, преобладает ткань [Кулемзин, Лукина, 1977, с. 133-134]. Именно тканевая «одежда» присутствует на большинстве изображений духов из коллекций МАЭ РАН по восточным хантам. Нужно отметить большую роль в данном случае сложенного по диагонали платка или заменяющего его куска ткани. Видимо, следует обращать внимание и на такую деталь как «запáх», т.е. правый или левый край этой «одежды» оказывается сверху.

Очевидны еще некоторые детали, выявляющиеся при анализе приведенных здесь материалов. Это чередование одежды разной длины, причем нередко одна из нижних оказывается длиннее верхней. Причем по материалам северных хантов складывается впечатление, что наличие нескольких предметов одежды на одном изображении — не просто результат поэтапного дополнения костюма семейного духа новыми деталями. На него надевали одежду всех бытующих видов и типов.

Интересен и такой момент. У северных хантов голова фигурки семейного духа-покровителя скрыта в одежде (и сама фигурка на первый взгляд не выявляется). У восточных же хантов голова фигурки открыта, выступает над одеждой. Это можно объяснить, видимо, локальными особенностями в представлениях, связанных с духами.

Обращает на себя внимание и то, что в одежде духов северных хантов сочетаются малица без капюшона и одежда типа гуся с капюшоном поверх нее (кстати, крой капюшона одежды изображений духов мехом наружу не всегда соответствует реальному — капюшон может быть пришивным). Возможно, здесь фигурирует более архаичный вариант малицы, а возможно, капюшон нижней одежды — лишняя, неудобная деталь, из-за которой на фигурку сложно надеть еще какую-то одежду. Но если бы это было так, в качестве верхней шили бы одежду больших размеров.

Вызывает вопрос и сочетание на одном предмете из ткани подрубленных и свободных краев. Наиболее распространенный вариант — подшитый подол и не подшитые края рукавов. На первый взгляд подшить края рукавов на такой миниатюрной одежде гораздо сложнее, чем подол. Но нельзя забывать, что все предметы культа делались по строго установленным канонам, нарушения вряд ли поощрялись. Необработанные края одежды свидетельствуют о ее принадлежности существам иного мира. Подшитый, обшитый, окрашенный край — граница. Открытой в одежде духов обских угров, свободной остается и подмышечная зона.

По приведенным здесь материалам наиболее разнообразной выглядит одежда, надеваемая на изображения духов. Жертвенная одежда — распашная, часто по размерам соответствующая реальной одежде обских угров. По покрою она восходит, видимо, к более ранним ее вариантам, во всяком случае у северных групп.

Возможно, какие-то из приведенных здесь деталей кажутся незначительными, но они не единичны и требуют объяснения, соответственно дополнительного анализа материалов в сфере духовной культуры, что представляет собой тему отдельной статьи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бауло А.В. Культовая атрибутика березовских хантов. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. 92 с.

Бауло А.В. Домашние (семейные) святилища северных хантов // Археология, этнография и антропология Евразии. 2004а. № 1 (17). С. 89-101.

Бауло А.В. Культовая атрибутика семьи Ептиных-Лонгортовых // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2004б. Т. 10, ч. 2. С. 142-146.

Богордаева А.А. Жертвенная одежда северных хантов в ХХ в. // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2007. № 8. С. 149-162.

Галкина Т.В., Чиндина Л.А., Лукина Н.В., Горюхин Е.Я. И.М. Мягков как исследователь Сибири // Тр. Том. гос. объединенного историко-архитектурного музея. Томск: Изд-во ТГУ, 1995. Т. 8. С. 165-182.

Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск: Наука, 1990. 232 с.

Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. 240 с.

Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места (XIX — начало ХХ в.). Новосибирск: Наука, 1986. 192 с.

Иванов С.В. Скульптура народов Севера Сибири XIX — первой половины ХХ в. Л.: Наука, 1970. 296 с.

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX — начале ХХ вв.: Этнографические очерки. Томск: Изд-во ТГУ, 1977. 225 с.

Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов: (Восточная группа). Томск: Из-во ТГУ, 1985. 364 с.

Прыткова Н.Ф. Один из источников изучения одежды народов Сибири (на материалах обских угров) // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале ХХ века. Л., 1971 (СМАЭ; Т. 27). С. 101-112.

Сынские ханты. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. 352 с.

Федорова Е.Г. Одежда изображений умерших у обских угров в коллекциях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2010. № 1 (12). С. 193-201.

Санкт-Петербург, МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

[email protected]

Subject to consideration being clothing of spirits’ images from a collection of Museum of anthropology and ethnography named after Peter the Great (Kunstkamera) of Russian Academy of Sciences. The article gives a detailed description of the articles, paying special attention to certain features of clothing of spirits and sacrificial clothing, which interpretation should be traced in the sphere of spiritual culture of Khanty and Mansi.

The Ob’ Ugrian peoples, clothing, images of spirits, sacrificial clothing, tight cut, loose cut, reindeer fur, fabric.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.