Научная статья на тему 'Обеспечение взаимосогласованности правотворчества и правоприменения в Российской правовой системе как один из приоритетов правовой политики'

Обеспечение взаимосогласованности правотворчества и правоприменения в Российской правовой системе как один из приоритетов правовой политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1140
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНСОЛИДАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / LAW-MAKING / LAW ENFORCEMENT / LEGAL REGULATION / CONSOLIDATION / VALUE ORIENTATION / LEGAL SYSTEM / LEGAL POLICY / LEGAL FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байниязова Зульфия Сулеймановна

В статье анализируется проблема обеспечения взаимосогласованности правотворчества и правоприменения в российской правовой системе в качестве одного из важных приоритетных направлений развития правовой политики Российского государства. Автором подчеркивается, что на современном этапе развития государства важно с помощью расширения возможностей правовой политики обозначить ориентиры российской правовой системы в направлении совершенствования права, законодательства, правотворчества, правоприменения, правового регулирования и т. д. В статье обосновывается роль правовой политики, с помощью которой правовая система может стать устойчивым сегментом общественного, правового и государственного развития, быть гармоничным образом встроена в систему общественных отношений и адекватно выражать общесоциальные потребности на основе взаимосогласованного механизма действия правотворчества и правоприменения. При этом большое внимание автором уделено исследованию ценностного аспекта проблемы обеспечения взаимосогласованности, сбалансированного действия правотворчества и правоприменения, что непосредственным образом влияет на повышение эффективности правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING MUTUAL HARMONISATION OF LAW-MAKING AND LAW ENFORCEMENT IN THE RUSSIAN LEGAL SYSTEM AS A LEGAL POLICY PRIORITY

The problem of ensuring mutual harmonisation of law-making and law enforcement in the Russian legal system as an important high-priority line of development of the legal policy of the Russian state is analysed. The author emphasises that at today’s stage of development of the state it is important, using the increase in legal policy capabilities, to set guideposts for the Russian legal system along the lines of improvement of laws, law-making, law enforcement, legal regulation, etc. The role of legal policy is justified with whose use the legal system can become a stable segment of social, legal, and state development, be built-in into the social relations system in a harmonious way, and express properly the general social needs, based on a mutually harmonised mechanism of operation of law-making and law enforcement. The author devotes considerable attention to the examination of the value aspect of the problem of ensuring mutual harmonisation and balanced operation of law-making and law enforcement, which directly impacts the efficiency of legal regulation.

Текст научной работы на тему «Обеспечение взаимосогласованности правотворчества и правоприменения в Российской правовой системе как один из приоритетов правовой политики»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОСОГЛАСОВАННОСТИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ КАК ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТОВ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Байниязова З.С.*

Аннотация. В статье анализируется проблема обеспечения взаимосогласованности правотворчества и правоприменения в российской правовой системе в качестве одного из важных приоритетных направлений развития правовой политики Российского государства. Автором подчеркивается, что на современном этапе развития государства важно с помощью расширения возможностей правовой политики обозначить ориентиры российской правовой системы в направлении совершенствования права, законодательства, правотворчества, правоприменения, правового регулирования и т. д. В статье обосновывается роль правовой политики, с помощью которой правовая система может стать устойчивым сегментом общественного, правового и государственного развития, быть гармоничным образом встроена в систему общественных отношений и адекватно выражать общесоциальные потребности на основе взаимосогласованного механизма действия правотворчества и правоприменения. При этом большое внимание автором уделено исследованию ценностного аспекта проблемы обеспечения взаимосогласованности, сбалансированного действия правотворчества и правоприменения, что непосредственным образом влияет на повышение эффективности правового регулирования.

Ключевые слова: правотворчество, правоприменение, правовое регулирование, консолидация, ценностные ориентиры, правовая система, правовая политика, правовое пространство.

Изменение общественных условий и ориентиров правового, общественного, государственного развития закономерно вызывает необходимость обращения к состоянию правовой системы и, прежде всего, к таким ее составляющим, как правотворчество и правоприменение. Придание отечественной правовой системе вектора устойчивого развития предполагает определение общих ценностных параметров развития правотворчества и правоприменения. Без этого невозможно выйти на качественно новые параметры правовой организации общественной жизни, обеспечить устойчивую траекторию развития, эффективные условия для полноценного выражения ценности личности и ее прав. Все представления о гуманистических ценностях связаны с необходимостью выстраивания ценностных параметров развития правотворчества, правоприменения и правовой

системы в целом. В данном случае правовая политика должна быть ориентирована в ценностном отношении на системное воплощение гуманистических ценностей в правотворчестве, правоприменении и правовой системе в целом, которые придают ей устойчивый характер [1, с. 103]. В этой связи перед российской правовой политикой стоит задача обеспечения адекватного выражения правотворчества и правоприменения по отношению друг к другу в правовой системе, именно в рамках которой представляется возможным нахождение оптимальных форм взаимодействия правотворческого и правоприменительного механизмов.

Сегодня в условиях новых потребностей времени российская правовая система находится в состоянии необходимости адекватного и своевременного реагирования на современные вызо-

* Байниязова Зульфия Сулеймановна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права юридического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», Российская Федерация, г. Саратов.

E-mail: zulfiyas@yandex.ru

вы, возникающие в экономической, социальной, правовой и иных сферах жизни российского общества. Очевидно, что без взаимосогласованного и сбалансированного действия правотворческого и правоприменительного механизмов невозможно полноценно осуществить задачу адекватного соотнесения правовой системы с потребностями времени. К тому же выбранный Российским государством курс на инновационное развитие в соответствии со Стратегией1 инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, должен сопровождаться необходимыми, адекватными этой задаче условиями. Прежде всего, речь идет о проблеме преодоления правовой фрагментарности на уровне правовой системы, выражающейся в несбалансированном развитии правотворчества и правоприменения.

На современном этапе общественного и государственного развития правовая система должна трансформироваться в жизненно необходимый фактор устойчивого развития общества и государства в целях обеспечения условий, воспроизводящих ценностные начала общественной жизни, связанные с повышением социальной ценности права, его регулирующей роли. В данном случае речь идет прежде всего о состоянии правотворчества и правоприменения, о характере их взаимодействия. На наш взгляд, сложно говорить о ценностных параметрах организации общественной жизни в условиях отсутствия слаженного действия правотворческого и правоприменительного механизмов. Без создания в российской правовой системе таких механизмов, эффективно действующих и взаимосогласованных, обеспеченных ценностными основами, невозможно решить многие вопросы устойчивого развития страны. Взаимосогласованный механизм действия правотворчества и правоприменения в большей степени отвечает представлениям о поступательном развитии государства. В данном случае необходимо говорить именно о консолидированном механизме взаимодействия правотворчества и правоприменения.

Следует учитывать, что отечественная правовая система должна адекватно и динамично реагировать на изменения в общественной жизни. В этой связи она не может быть индифферентной к проблемам общегосударственного развития, в особенности в условиях, когда объективно возни-

1 Собрание законодательства РФ. 2012. № 1, ст. 216.

кает необходимость в появлении таких стратегий правового развития государства, которые были бы сопряжены с адекватным формированием и воспроизводством оптимальных, упорядоченных, устойчивых, взаимоприемлемых для личности, общества и государства отношений. Однако такая сопричастность правовой системы к актуальным вопросам развития государства должна выражаться, прежде всего, в развитии у нее функциональных способностей улучшать состояние различных сфер жизни общества посредством выражения своей устойчивости в ценностном выражении, в первую очередь на уровне правотворчества, правоприменения, правового регулирования в целом.

Динамика общественной жизни предполагает адекватное этому сопровождение на правотворческом и правоприменительном уровнях, определенную векторность развития правотворческой и правоприменительной деятельности, исходя из их общей ценностной ориентированности. Следует подчеркнуть, что взаимоувязанность и взаимосогласованность правотворчества и правоприменения в ценностном отношении необходимы для обеспечения устойчивого правового регулирования. Если наблюдается разобщенность правотворчества и правоприменения на уровне ценностных основ, то это нарушает процесс реализации норм права. В этом случае нельзя говорить об эффективном правовом регулировании, которое нужно для обеспечения прав личности, для решения вопросов социального, правового развития государства, в особенности для обеспечения социально-экономической интеграции как условия формирования развитого гражданского общества [1, с. 105]. Общие ценностные ориентиры усиливают взаимосвязь правотворчества и правоприменения, необходимую для общесоциального развития. В современных условиях, с учетом потребностей времени важно четко определить ориентиры осуществления правотворчества и правоприменения. Очень важно, чтобы правотворческая и правоприменительная виды юридической деятельности были бы ориентированы на выражение гуманистических ценностей в соответствии с общими ориентирами, изложенными в ст. 2 Конституции РФ, в которой закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, обязанность Российского государства их не только признавать, но и соблюдать и защищать. На наш взгляд, следует исходить из обоснования роли правовой политики в придании ценностного аспекта правотворческой и право-

применительной деятельности, что позволит придать им нужную векторность. Правовая политика государства должна определять ценностные ориентиры осуществления правотворчества и правоприменения, что необходимо для повышения эффективности правового регулирования. В данном случае следует учитывать конституционные ценности, которые в то же время являются ценностями правотворчества и правоприменения. Конституция служит главным ориентиром в вопросе организации правового регулирования в стране. Приверженность правотворческих и правоприменительных органов всех видов и уровней конституционным ценностным установкам во многом позволит избежать противоречивого, неравномерного правового регулирования. Следует подчеркнуть, что в литературе вопрос о роли конституционно-правовых норм в обеспечении правового регулирования находит свое широкое теоретическое обоснование [2].

Права и свободы человека и гражданина - это основополагающие ценности, осуществление которых представляет собой индикатор оценки состояния правотворчества и связанного с ним правоприменения. Заявленная российским государством гуманитарно-правовая стратегия предполагает оптимизацию правового регулирования посредством обеспечения взаимосогласованного действия правотворческого и правоприменительного механизмов. Правотворчество и правоприменение, согласуемые с принципом ценности личности, ее прав и свобод, обеспечивают полноценную реализацию гуманитарно-правовой стратегии. По справедливому замечанию, «принципы, ориентиры, стратегия и тактика создания и реализации норм права, направленные на защиту прав и свобод личности, могут быть только едиными»2. Необходимо, чтобы в основе всей правотворческой, в особенности законотворческой деятельности, а также в основе правоприменения существовала единая ценностная ориентация, в особенности в сфере защиты прав человека.

Следует подчеркнуть, что в ряде региональных нормативных правовых актов вопросы обеспечения и защиты прав человека обозначены в качестве одного из важнейших ориентиров правотворческой деятельности. К примеру, в ст. 4 Закона Костромской области от 11 января 2007 г. № 106-4-ЗКО (в ред. от 12.07.2016 г.) «О нормативных правовых актах Костромской области» за-

2 Рыбаков О.Ю. Правовая политика: понятие и приоритеты // Актуальные проблемы правоведения. 2004. № 1. С. 108.

креплено: «При подготовке, принятии (издании) и реализации нормативных правовых актов правотворческие органы обязаны обеспечивать защиту прав и законных интересов населения Костромской области»3. В данном региональном нормативном положении четко обозначен ориентир правотворческой и одновременно правоприменительной деятельности.

Не менее важным ценностным ориентиром развития правотворчества и правоприменения в Российском государстве является также обеспечение скоординированного нормативно-правового регулирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. К сожалению, между федеральными, региональными и муниципальными правотворческими и правоприменительными органами пока еще не установились четкие совместные формы правового сотрудничества, не определены их общие правотворческие позиции. Между тем, такая правовая разобщенность не приводит к необходимому целостному результату в сфере правотворчества и правоприменения, не обеспечивает эффективного решения правотворческих и правоприменительных задач Российского государства, а, напротив, способствует расползанию правового пространства страны. Необходимо, чтобы общность приоритетов, задача укрепления правового пространства страны, в особенности информационно-правового пространства, сплачивали, а не разъединяли все уровни правотворчества. На выполнение данной задачи направлены ряд нормативных правовых актов, в частности, Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 (в ред. от 18.01.2010 г.) «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»4. Среди них следует выделить нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения единства информационно-правового пространства. В частности, это Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. № 851 (в ред. от 01.04.2016 г.) «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения»5, Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 904 (в ред.

3 «СП - нормативные документы». № 4(64), 24.01.2007; Официальный интернет-портал правовой информации www. pravo.gov.ru, 15.07.2016.

4 Собрание законодательства РФ. 2000. № 33, ст. 3356; Собрание законодательства РФ. 2010. № 4, ст. 368.

5 Собрание законодательства РФ. 2012. № 36, ст. 4902; Со-

брание законодательства РФ. 2016. № 15, ст. 2086.

от 20.02.2010 г.) «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»6, Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2008 г. № 657 (в ред. от 29.10.2014 г.) «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» (вместе с «Положением о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов»)7, Приказ Минюста России от 20 августа 2013 г. № 144 (в ред. от 27.07.2015 г.) «Об утверждении Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 № 29854), в котором подчеркивается, что «3. Федеральный регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями. 4. Принципами ведения федерального регистра являются достоверность, общедоступность и открытость информации, содержащейся в федеральном регистре»8. Приводимые положения Приказа Минюста России регламентируют условия, необходимые для обеспечения единства информационно-правового пространства.

Очевидно, что согласование между правотворчеством и правоприменением должно быть на уровне их взаимоувязанности, взаимосогласованности прежде всего в ценностном отношении, на уровне обеспечения и упрочения единой ценностной основы. Отсутствие общих ценностных ориентиров, т. н. ценностная дезориентация, приводит к разновекторности осуществления правотворческой и правоприменительной практики. В свою очередь, такая разновекторность на уровне правотворчества и правоприменения создает условия для несбалансированного правового регулирования, что является сдерживающим факто-

6 Собрание законодательства РФ. 2000. № 49, ст. 4826; Собрание законодательства РФ. 2010. № 9, ст. 964.

7 Собрание законодательства РФ. 2008. № 38, ст. 4301; Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 31.10.2014.

8 Российская газета. 2013. 11 сентября; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov. ru, 13.08.2015.

ром для обеспечения поступательного, стабильного экономического развития как необходимого условия общественного развития, о котором идет речь, в частности, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года9, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г., в которой говорится о необходимости создания эффективных механизмов правоприменения как одного из основных условий социально-экономического развития государства. В Концепции также закрепляется положение о том, что «переход к инновационному социально ориентированному типу развития невозможен без формирования в России институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого человека». Согласно данной Концепции, одним из показателей такой институциональной среды является эффективная система правоприменения10.

Развитие правотворчества и правоприменения в соответствии с общими ценностными установками является одним из основных условий повышения эффективности правового регулирования. Следует подчеркнуть, что вопрос о степени адекватности правотворчества и правоприменения современным вызовам и, соответственно, об оптимальных формах их выражения по отношению друг к другу особенно актуален в условиях развития информационного общества в соответствии со Стратегией развития информационного общества в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 7 февраля 2008 г. В Стратегии подчеркивается, что «целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий»11. Наряду со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации действует государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»12, утверж-

9 Собрание законодательства РФ. 2008. № 47, ст. 5489.

10 Собрание законодательства РФ. 2008. № 47, ст. 5489.

11 Российская газета. 2008. 16 февр.

12 Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть II), ст. 2159; Собрание законодательства РФ. 2015. № 26, ст. 3896.

денная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 (в ред. от 17.06.2015 г.), в которой вопросы оптимизации правового регулирования в сфере развития информационных отношений в обществе также находят свое отражение.

В научной литературе вопросы правовой регламентации информатизации общества также получили широкое теоретическое обоснование [3, с. 16]. Взаимосогласованность правотворчества и правоприменения выступает как необходимое сопровождение процесса обеспечения единства информационно-правового пространства в условиях развития информационного общества, что является одной из важнейших задач общества и государства. По этому поводу в литературе подчеркивается: «Одним из основных условий развития современного правового государства является формирование единого информационно-правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц, а также согласованность и непротиворечивость издаваемых правовых актов» [4, с. 59]. В литературе также указывается, что «создание единого информационно-правового пространства является важной задачей, особенно в федеративном государстве и одним из основных направлений реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» [5]. Механизм обеспечения единства правового пространства России - это система органов государственной власти, в которую входит и Минюст России, гарантирующих реализацию принципов верховенства закона и государственной целостности Российской Федерации с помощью определенных форм и методов. Среди последних важнейшее место занимает создание и ведение федеральных регистров нормативных правовых актов. Это одна из форм осуществления государственной власти, заключающаяся в контроле со стороны компетентных органов за соответствием юридических норм нормам актов более высокой юридической силы, а также общепризнанным принципам и нормам международного права.

Очевидно, что в условиях развития информационного общества вопрос о взаимосогласованности правотворчества и правоприменения приобретает особую актуальность, и соответственно возникает дополнительная теоретическая необходимость в поиске адекватных механизмов согласования правотворческой и правоприме-

нительной деятельности. По нашему мнению, именно консолидация является тем механизмом, который позволяет повысить степень адекватности правотворчества и правоприменения новым вызовам, потребностям времени, обеспечить оптимальное их выражение и соотношение по отношению друг к другу, придать целенаправленный вектор их развития в соответствии с динамикой общественной жизни. Консолидация правотворчества и правоприменения способна расширить адаптационные возможности данных видов юридической деятельности, в целом российской правовой системы, необходимые ей для адекватного реагирования на общественные изменения, а также для обеспечения упорядоченности общественных отношений.

Не вызывает сомнения тот факт, что если правотворческая и правоприменительная виды деятельности не будут необходимым образом согласованы, то в этом случае правовое регулирование не может быть эффективным. В свою очередь, ухудшение правового регулирования приводит к дезинтеграционным процессам в отечественной правовой системе, к нарушению согласованности правовых явлений. В такой ситуации сложно обеспечить эффективную защиту прав и свобод личности, нелегко развивать правовую жизнь. Правоприменительная практика не может эффективно развиваться, если не согласуется с правотворческой практикой. Нарушение единства данных видов юридической деятельности приводит к тому, что воздействие правовой системы на жизнь общества будет недостаточно эффективным. В условиях разобщенности правотворческого и правоприменительного механизмов трудно обеспечить системное воздействие норм права на регулирование общественных отношений. Между тем, как подчеркивается в литературе, главным является обеспечение оптимального правового воздействия на процессы, происходящие в обществе и государстве [6].

Учитывая положение о том, что «отечественная правовая система призвана закреплять и поддерживать стабильные отношения в государственно-организованном обществе» [7, с. 145], государство должно уделять повышенное внимание состоянию национальной правовой системы, характеру взаимодействия в ней правовых явлений в целях оптимизации правового регулирования, усиления реализации права. В этой связи, на наш взгляд, чрезвычайно важно в вопросе улучшения правового регулирования учитывать значение правовой политики, которая усиливает роль правовой системы

в повышении эффективности правоприменения и обеспечении его тесной взаимосвязанности с правотворчеством. «Правовая политика, которая имеет различные способы понимания и формы своего выражения и на которую возложен значительный массив функций и социальных надежд, необходима для эффективного развития российской правовой системы»13. С помощью правовой политики государство может изменять национальную правовую систему, обеспечивать ее функционирование. В данном случае выделение такого приоритета правовой политики, как обеспечение взаимосогласованности правотворческого и правоприменительного механизмов в российской правовой системе, подчеркивает тесную взаимосвязь данных правовых явлений. Ценностное выражение правовой политики по отношению к правовой системе во многом состоит в способности придать механизму взаимодействия правотворчества и правоприменения практическую выраженность.

Анализируя проблему обеспечения взаимосогласованности правотворчества и правоприменения в российской правовой системе, следует учитывать особенности и требования, предъявляемые каждому из видов юридической деятельности. Поступательное и устойчивое развитие Российского государства во многом определяется его правотворческой составляющей. Четко выраженная правотворческая позиция государства является залогом его успешного общесоциального развития. Деятельность правотворческих органов должна быть направлена на поиск оптимального, системного правотворческого решения проблем в различных сферах общественной жизни. Это особенно важно для обеспечения устойчивого законодательства о правах и свободах личности. Нестабильность законодательства, как отмечается в литературе, негативным образом отражается на состоянии правового регулирования, приводит к снижению его эффективности [8, с. 40].

Аналогичные требования можно отнести и к правоприменительной деятельности, которая должна быть упорядоченной, организованной, целенаправленной, прогнозируемой, системной, логически структурированной, поэтапной, последовательной, исходить из нормативных, в особенности конституционных, установок, поскольку критерием эффективности правоприменения является степень исполнения предписаний нормативных правовых актов. В данном случае важно

13 Рыбаков О.Ю. Правовая политика: понятие и приоритеты // Актуальные проблемы правоведения. 2004. № 1. С. 109.

подчеркнуть значение мониторинга правоприменения как одного из основных способов оптимизации правоприменения. Мониторинг правоприменения - это процесс, включающий этапы наблюдения, анализа и оценки состояния правоприменительной деятельности, с помощью которого можно отслеживать динамику ее развития. В литературе подчеркивается методологическое и прикладное значение мониторинга правоприменения для реализации процесса правоприменения [9]. Одним из направлений правовой политики Российского государства должно быть совместное осуществление мониторинга правоприменения на всех территориальных уровнях (федеральном, региональном и муниципальном).

Следует выделить ряд нормативных правовых актов, которые направлены на решение задач развития отечественной правовой системы. В частности, в Указе Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 (в ред. от 25.07. 2014 г.) «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» закреплено положение о том, что «основной целью осуществления мониторинга является совершенствование правовой системы Российской Федерации»14. Это нормативное положение ориентирует деятельность правоприменительных органов на оптимизацию правовой системы, на решение стоящих перед ней правовых и общесоциальных задач в целом, с учетом того, что динамичное развитие общественных отношений влечет необходимость совершенствования правовой системы. Наряду с данным Указом Президента РФ действует Постановление Правительства РФ от 19 августа 2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации»15.

Большое значение вопросам проведения мониторинга правоприменения придается в отчетно-аналитических документах Министерства юстиции Российской Федерации16. С точки зрения нормативно-правовой регламентации следует подчеркнуть, что во многих региональных нормативных правовых актах четко нашли свое закрепление положения о необходимости обеспе-

14 Собрание законодательства РФ. 2011. № 21, ст. 2930; Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (часть II), ст. 4286.

15 Собрание законодательства РФ. 2011. № 35, ст. 5081.

16 См., напр.: Доклад Министерства юстиции РФ о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2012 год; Доклад Министерства юстиции РФ о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2013 год; Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минюста России на 2015 - 2017 годы и др. URL: http://minjust.ru

чения тесной сопряженности правотворческого и правоприменительного механизмов. Например, в ст. 2 Закона Алтайского края от 9 ноября 2006 г. № 122-ЗС (в ред. от 06.05.2016 г.) «О правотворческой деятельности»17 в качестве одного из принципов осуществления правотворческой деятельности названа «обязательность создания механизмов реализации нормативных правовых актов», в Законе Пермского края от 4 февраля 2013 г. № 163-ПК (в ред. от 22.12.2014 г.) «О правовом мониторинге в Пермском крае18 указано, что одной из основных задач проведения правового мониторинга является «создание постоянно действующей системы обратной связи между законодателем и правоприменителем». С точки зрения регионального аспекта такой правовой регламентации, отражающего всю необходимость обеспечения взаимосогласованности правотворчества и правоприменения, можно в целом также говорить о важности учета данных закрепленных нормативных положений применительно к процессам правотворчества и правоприменения на всей территории Российского государства. Очень важно придать обозначенному региональному аспекту правовой регламентации практическую выраженность, при этом правовая регламентация приводимых положений должна быть обеспечена адекватной степенью их реализации. Взаимообусловленность данных аспектов будет служить фактором оптимизации правового регулирования. В свою очередь, посредством повышения эффективности правового регулирования, связанного с улучшением взаимодействия правотворчества и правоприменения, во многом решается задача повышения социальной ценности права, его регулирующей роли, что является особенно важным в современных условиях, когда речь идет о необ-

Литература

1. Полякова Т.А. Информационно-правовые учетные системы федеральных органов государственной власти: опыт создания и проблемы // Административное право и процесс. 2015. № 10. С. 23-30.

2. Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 5-16.

ходимости создания качественно новой модели правовой системы, отражающей новое осмысление места и роли права в обществе, выражающееся в том, что право должно выступать способом освоения жизнедеятельности общества (в этом аспекте право выступает как часть формирования правовой цивилизованности).

Очевидно, что задача обеспечения взаимосогласованного действия правотворчества и правоприменения затрагивает широкий спектр вопросов, из чего следует вывод, что необходимо системное понимание и решение проблемы поиска адекватных форм их выражения, что влияет на общее состояние российской правовой системы, определяет уровень ее развития. Одной из таких оптимальных форм соотношения правотворчества и правоприменения является консолидация. Именно через выстраивание параметров консолидированного механизма взаимодействия правотворческого и правоприменительного процессов, обеспеченного общими ценностными основами, можно повысить эффективность правового регулирования, что в свою очередь усилит юридические и в целом общесоциальные возможности правовой системы, необходимые для динамичного и адекватного реагирования на общественные изменения. Такой подход к правовому регулированию позволит разрешить ряд сложностей, которые возникают в отечественной правовой системе. Именно консолидированный механизм действия правотворчества и правоприменения способствует повышению степени их адекватности приоритетам общественного, правового и государственного развития. Выстраивание такого подхода должно быть одним из ключевых, приоритетных направлений развития российской правовой политики.

3. Атагимова Э.И., Рамазанова И.М. Некоторые аспекты законодательного уровня обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации // Правовая информатика. 2014. № 2. С. 14-19.

4. Морозов А.В. Мониторинг законодательства и правоприменения в информационно-правовом пространстве // Мониторинг правоприменения. 2012. № 4. С. 59-63.

17 Сборник законодательства Алтайского края. № 127, ч. 2, 2006, с. 157; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.05.2016.

18 Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2013. № 5; Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2014. № 51.

5. Морозов А.В., Полякова Т.А., Филатова Л.В. Этапы и проблемы формирования единого информационно-правового пространства России // Информационное право. 2012. № 1. С. 3-6.

6. Рыбаков О.Ю. Правовая политика как научная теория в юридических исследованиях // Право. Законодательство. Личность. 2010. № 2. С. 107-110.

7. Оксамытный В.В. Правовые системы в компаративистском измерении: история и современность //

Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 2. С. 145-148.

8. Власенко Н.А. О кризисных тенденциях в праве // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 40-45.

9. Астанин В.В. Муниципальное правотворчество: вопросы качества и резервы оптимизации // Мониторинг правоприменения. 2015. № 4. С. 4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.