Научная статья на тему 'Консолидация правотворчества и правоприменения'

Консолидация правотворчества и правоприменения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1210
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСОЛИДАЦИЯ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВА ЛИЧНОСТИ / ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CONSOLIDATION / LAW-MAKING / LAW ENFORCEMENT / MONITORING / LEGAL SYSTEM / LEGAL POLICY / HUMAN RIGHTS / LEGAL FRAMEWORK / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байниязова Зульфия Сулеймановна

В статье анализируется проблема повышения эффективности правового регулирования, связанная с совершенствованием российской правовой системы. По мнению автора, в новых условиях с учетом требований времени, важным является становление условий, адекватных решению обозначенной проблемы, одним из которых является обеспечение совместного развития правотворчества и правоприменения, как необходимого условия повышения эффективности реализации норм, развития отечественной правовой системы, фактора укрепления правового пространства страны. В статье аргументируется положение о том, что правоприменительная практика не может эффективно развиваться, если не согласуется с правотворческой практикой. Автором обосновывается необходимость консолидированного развития правотворчества и правоприменения в соответствии с общими ценностными установками, что является одним из основных условий повышения эффективности правового регулирования. Подчеркивается взаимообусловленность правовой системы и правовой политики в решении задачи улучшения правового регулирования. Рассматривается также положение о том, что ухудшение правового регулирования приводит к дезинтеграционным процессам в отечественной правовой системе, к нарушению согласованности правовых явлений, которые становятся малоэффективными в общественной жизни. В такой ситуации сложно обеспечить эффективную защиту прав и свобод личности, нелегко развивать правовую жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Байниязова Зульфия Сулеймановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consolidation of law-making and law enforcement processes within the Russian legal system

The problem of raising the efficiency of legal regulation which is connected to improving the Russian legal system is analysed in the paper. In the author’s opinion, under the new conditions and considering the imperatives of our time, it is important that conditions for solving the said problem be created, one of which is ensuring a consolidated development of law-making and law enforcement processes as an essential condition for raising the efficiency of implementing legal norms, development of the domestic legal system, and a factor of reinforcement of the country’s legal space. The proposition that law enforcement practice cannot develop efficiently if it does not correlate with law-making practice, is argued for. The author justifies the need for a consolidated development of law-making and law enforcement in accordance with general value attitudes which is one of the main conditions for raising the efficiency of legal regulation. The interdependence between the legal system and legal policy in solving the task of improving legal regulation is emphasised. Also considered is the proposition that a deterioration of legal regulation leads to disintegration processes in the domestic legal system and to failures in the coordination of legal phenomena which become inefficient in social life. In such a situation it is difficult to ensure an efficient protection of human rights and freedoms and to develop legal life.

Текст научной работы на тему «Консолидация правотворчества и правоприменения»

Консолидация правотворчества и правоприменения

Байниязова З. С.*

Аннотация. В статье анализируется проблема повышения эффективности правового регулирования, связанная с совершенствованием российской правовой системы. По мнению автора, в новых условиях с учетом требований времени, важным является становление условий, адекватных решению обозначенной проблемы, одним из которых является обеспечение совместного развития правотворчества и правоприменения, как необходимого условия повышения эффективности реализации норм, развития отечественной правовой системы, фактора укрепления правового пространства страны. В статье аргументируется положение о том, что правоприменительная практика не может эффективно развиваться, если не согласуется с правотворческой практикой. Автором обосновывается необходимость консолидированного развития правотворчества и правоприменения в соответствии с общими ценностными установками, что является одним из основных условий повышения эффективности правового регулирования. Подчеркивается взаимообусловленность правовой системы и правовой политики в решении задачи улучшения правового регулирования. Рассматривается также положение о том, что ухудшение правового регулирования приводит к дезинтеграционным процессам в отечественной правовой системе, к нарушению согласованности правовых явлений, которые становятся малоэффективными в общественной жизни. В такой ситуации сложно обеспечить эффективную защиту прав и свобод личности, нелегко развивать правовую жизнь.

Ключевые слова: консолидация, правотворчество, правоприменение, мониторинг, правовая система, правовая политика, права личности, правовое пространство, правовое регулирование.

Вводная часть. В условиях правовых трансформаций возникает необходимость научного осмысления процессов улучшения правового регулирования, совершенствования, дальнейшего развития российской правовой системы, и прежде всего таких ее важных составляющих, как правотворчество и правоприменение. Потребности времени, нерешенность проблем правовой жизни общества закономерно предопределяют необходимость обращения к исследованию правотворчества и правоприменения. Научный интерес к этому вопросу никогда не ослабевает, а напротив, возрастает, что вполне можно объяснить происходящими изменениями, динамично развивающимися общественными отношениями, необходимостью усиления ориентированности права, правовой системы, правовой политики на осуществление целей социального, правового государства, которые связаны, прежде всего, с обеспечением личных, экономических, социальных прав и свобод человека и граж-

данина. Несмотря на то, что рассмотрение правотворчества и правоприменения всегда находится в центре исследовательских интересов, тем не менее, до сих пор неразрешенными остаются вопросы оптимизации правотворчества и правоприменения, обеспечения между ними взаимосогласованности, взаимосвязанности, что определяет необходимость теоретического анализа данных вопросов.

На современном этапе развития Российского государства одним из актуальных вопросов является обеспечение поступательного экономического, социального, правового развития страны. Вместе с тем очевидно, что вопросы устойчивого, в особенности экономического, развития страны невозможно эффективно решить без правовой системы, которая с учетом требований времени должна трансформироваться в явление, выражающее качественно иные юридические возможности, адек-

* Байниязова Зупьфия Супеймановна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права юридического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», Российская Федерация, г. Саратов.

E-mail: kafedraTIGP-SGY@yandex.ru

ватные потребностям времени. С этим связана, как верно отмечается в литературе, задача укрепления государства [5, с. 126-127; 7]. В связи с усложнением общественных отношений, появлением новых вызовов в различных сферах жизни общества, в особенности в экономической сфере, возникает запрос на устойчивое развитие правовой системы, сбалансированное состояние правовой жизни общества посредством консолидированного развития правотворчества и правоприменения. Такая важная задача, как обеспечение стабильного экономического развития государства, предполагает устойчивое правовое регулирование, основанное на взаимосогласованном и сбалансированном действии правотворческого и правоприменительного механизмов. В данном случае важно, чтобы правотворчество и правоприменение не отставали в своем развитии от потребностей, запросов времени, были бы адекватны динамизму общественных отношений, учитывая то, что Российское государство стоит перед новыми вызовами в экономике, в социальной, правовой сферах, которые открывают для него другие возможности и в то же время определяют необходимость выявления адекватных способов реагирования на них. Это одно из основных условий, необходимых для поступательного развития государства. Такая постановка актуальной задачи повышения эффективности правового регулирования важна для понимания и объяснения процессов, происходящих в обществе, а ее решение будет способствовать осуществлению сопряженных с ней задач экономического, социального, правового развития Российского государства. Очевидно, что этот вопрос связан с проблемой совершенствования российской правовой системы, в которой правотворчество и правоприменение должны находить свое адекватное выражение по отношению друг к другу, и именно в рамках которой представляется возможным обеспечение оптимальных форм взаимодействия правотворческого и правоприменительного механизмов.

В данном случае следует подчеркнуть значение ряда нормативно-правовых актов, которые направлены на решение задач развития отечественной правовой системы. В частности, в Указе Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 (в ред. от 25.07. 2014 г.) «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» закрепляется положение о том, что «основной целью осуществления мониторинга является совершенствование правовой системы Российской Федерации»1. Обозначенное нормативное положение ориентирует деятельность правоприменительных органов на оптимизацию правовой

1 Собрание законодательства РФ. 2011. № 21, ст. 2930; Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (часть II), ст. 4286.

системы, на решение стоящих перед ней правовых, в целом общесоциальных задач, с учетом того, что изменение общественных условий, ценностных параметров развития правовой системы, ориентиров государственного развития влечет необходимость совершенствования правовой системы. В этих целях необходимо повышение эффективности взаимодействия правотворчества и правоприменения с помощью обеспечения их консолидации. Без создания эффективно действующих и взаимосогласованных правотворческого и правоприменительного механизмов в российской правовой системе, обеспеченных ценностными основами, невозможно решить многие вопросы стабильного развития государства. При этом необходимо, чтобы правотворчество и правоприменение функционировали в состоянии их тесной согласованности, совместного осуществления, в особенности это относится к правоприменительной практике, которая не может эффективно развиваться, если она не согласуется с правотворческой практикой. С учетом специфики территориального строения Российского государства, следует создавать соответствующие условия для консолидации правотворческой и правоприменительной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Федеральные, региональные и муниципальные органы должны осуществлять именно консолидированную правотворческую и правоприменительную деятельность. На наш взгляд, должна быть выработана совместная координация усилий соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления по формированию и реализации именно консолидированной правотворческой и правоприменительной деятельности, как важного фактора укрепления правового пространства страны, на что ориентирует прежде всего Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 (в ред. от 18. 01. 2010 г.) «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»2. Следует учитывать взаимобуслов-ленность правотворчества и правоприменения, их взаимовлияние друг на друга. В литературе подчеркивается, что «только взаимообеспечение правотворческого и правоприменительного процессов может создать устойчивые и надежные механизмы преодоления препятствий на различных уровнях юридической сферы» [4, с. 286; 7 ]. Большую роль в обеспечении сплоченного состояния правоприменительной деятельности выполняет правотворческая деятельность, с которой она должна находиться в тесной координации. От качества осуществле-

2 Собрание законодательства РФ. 2000. № 33, ст. 3356; Собрание законодательства РФ. 2010. № 4, ст. 368.

ния правотворчества во многом зависит состояние правоприменительной деятельности.

Правотворческая деятельность - разновидность деятельности соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, направленная на принятие нормативно-правовых актов, которая должна отвечать критериям эффективности, системности, базироваться на единстве нормативно-правового регулирования, быть юридически целенаправленной, что означает движение в сторону реализации приоритетов государства, правового развития общества.

Совершенствование правотворческой деятельности - это процесс, предполагающий улучшение качества нормативно-правовых актов, которые должны по своему содержанию отражать общесоциальные потребности, что влияет на повышение эффективности правоприменительной деятельности государства. И здесь акцент должен быть сделан не только на процедурах их разработки и принятия, но прежде всего на содержательной стороне. Только при соблюдении данных условий можно говорить об оптимальном ее состоянии. Правотворчество в правовой системе обеспечивает функционирование нормативного компонента, связывает различные ее элементы через нормы права. Одна из задач отечественной правовой системы заключается в формировании нормативной основы правовой жизни общества с точки зрения правового воздействия на общественные отношения. При этом речь идет об устойчиво развивающейся правовой системе, в которой эффективность правотворчества существенным образом повышается, становится явлением, отражающим общественную жизнь.

В структуре правовой системы правотворчество при помощи правовых средств обеспечивает нормативное регулирование, тем самым влияет на общественные отношения. В частности, через правотворчество закрепляются дозволения, обязыва-ния и другие способы правового регулирования, устанавливаются меры, необходимые для укрепления законности. Поступательное и устойчивое развитие Российского государства во многом определяется его правотворческой составляющей. Четко выраженная правотворческая позиция государства является залогом его успешного общесоциального развития.

Деятельность правотворческих органов должна быть направлена на поиск оптимального, системного правотворческого решения проблем в различных сферах общественной жизни. Особенно это является важным для обеспечения устойчивого законодательства о правах и свободах личности. Нестабильность законодательства, как отмечается в литературе, негативным образом отражается на

состоянии правового регулирования, приводит к снижению его эффективности [3, с. 40]. Стабильность законодательства о правах и свободах личности придает устойчивость праву, и «именно с утверждением места и роли права как действительно ценного регулятора общественных отношений начинается правовое государство» [7, с. 20].

Аналогичные требования можно отнести и к правоприменительной деятельности, которая должна быть последовательной, исходить из нормативных, в особенности конституционных, установок, поскольку критерием эффективности правоприменения является степень исполнения предписаний нормативно-правовых актов. Это предполагает наличие в правовой системе такой правоприменительной деятельности, которая способна обеспечить действие норм права. К сожалению, в Российском государстве правоприменение во многих своих проявлениях характеризуется ошибками. Это обстоятельство понижает эффективность правового регулирования, создает определенные сложности в осуществлении целей и задач правотворчества, в целом затрудняет развитие отечественной правовой системы. Такое обстоятельство препятствует обеспечению прав личности, учитывая то, что ценность личности, эффективность защиты ее прав во многом выражается на правоприменительном уровне, прежде всего на уровне судебного правоприменения. В данном случае очень важно, чтобы правовая система была бы ориентирована на повышение эффективности защиты прав личности, формирование оптимальных условий для судебного правоприменения, исходя из системообразующей идеи правового государства и с учетом важного положения о том, что «проведение конституционной идеи о человеке как высшей ценности представляется крайне актуальным для формирования правового государства»3. Общесоциальная ценность судебной системы, которая должна выражать ценностную суть правового государства, связана с тем, как она выражает ценность прав личности, как «формы ее самоопределения и самовыражения» [9, с. 17].

В этой связи возникает вопрос о консолидированном состоянии правоприменения, которое характеризует устойчивую деятельность по применению норм права, по реализации положений нормативно-правовых актов. Это качественная характеристика состояния правоприменения, которая позволяет преодолеть фрагментарное, хаотичное, несбалансированное правовое регулирование. Значение консолидированной правоприме-

3 Рыбаков О.Ю. Социальное согласие в России: возможности личности и государства // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 1 (282) . С. 202.

нительной деятельности во многом состоит в том, что она помогает оценить степень регулирующего воздействия принимаемых законов и иных нормативных правовых актов не только на различные сферы общественных отношений, но самое главное на жизнь человека, его интересы. Такой важный участок государственной деятельности, как правосудие, предполагает формирование сплоченной судебной практики, основанной на началах единообразия вынесения и исполнения судебных решений в соответствии с нормами Конституции РФ и федерального законодательства. Именно консолидированная судебная практика обеспечивает надежные гарантии судебной защиты прав и свобод личности.

Российская Конституция, закрепив положение о высшей ценности человека, его прав и свобод, определила конституционные параметры осуществления именно гуманитарно-правовой стратегии, демократический характер правовой системы, ее гуманистическую направленность. На нормативном уровне это выражается в ст. 2 и ст. 18 Конституции РФ. Акцентированность на ценности, приоритете прав и свобод человека и гражданина - одна из важнейших особенностей современной российской правовой системы. Вместе с тем законодательное закрепление гарантий прав и свобод должно подкрепляться реальным механизмом их осуществления на уровне прежде всего правоприменения.

На наш взгляд, необходима разработка параметров формирования и реализации принципа сплоченного единства правотворческой и правоприменительной деятельности, что во многом будет определять развитие правовой системы. В данном случае возникает вопрос о преодолении неравномерного соотношения правотворческого и правоприменительного процессов с помощью консолидации. Консолидация правотворчества и правоприменения создает сбалансированную основу для их сосуществования. Российская правовая система является сложной по своему характеру, в ней переплетаются различные тенденции порой противоречивого характера. И задачей правотворческих и правоприменительных органов является нормативное упорядочение различного массива общественных отношений, обеспечение взаимосогласованного и сбалансированного механизма их деятельности. Между правотворчеством и правоприменением важен именно сбалансированный механизм их сосуществования. Правовой дисбаланс порождает дезинтегрированное, разба-лансированное состояние правоприменительной деятельности, тем самым затрудняет развитие отечественной правовой системы. Разобщенность правотворческой и правоприменительной видов

юридической деятельности не приводит к их эффективному развитию. В то время как консолидация является средством преодоления дисбаланса, правовых диспропорций между правотворчеством и правоприменением. Консолидация позволяет придать целенаправленный вектор развития правотворчеству и правоприменению, которые должны динамично и адекватно реагировать на происходящие в обществе изменения, что возможно только в сплоченном состоянии, обеспеченном общими ценностными основами. Необходимо, чтобы в основе всей правотворческой, в особенности законотворческой деятельности, а также в основе правоприменения существовала единая ценностная ориентация, прежде всего в сфере защиты прав человека. Как верно отмечается в литературе, «принципы, ориентиры, стратегия и тактика создания и реализации норм права, направленные на защиту прав и свобод личности, могут быть только едиными» [7, с. 36]. В этой связи также указывается на необходимость взаимосвязанности и взаимозависимости правотворчества и правоприменения на единых ценностных основаниях, целевых установках. Главное в вопросах создания нормативных правовых актов выдерживать ориентацию на их гуманистическую направленность, реальность исполнения, рациональность, финансово-организационную и кадровую обеспеченность, научность, неразрывность с нравственными позициями, коренящимися в общественных устоях. Правоприменение должно находиться на этих же позициях. Если наблюдается разобщенность правотворчества и правоприменения на уровне ценностных основ, то это нарушает процесс реализации норм права. В этом случае нельзя говорить об эффективном правовом регулировании, которое нужно для обеспечения прав личности, для решения вопросов социального, правового развития государства, в особенности для обеспечения социально-экономической интеграции как условия формирования развитого гражданского общества [6, с. 105-112].

Правовые механизмы должны подкреплять экономическую основу государства. Стабильное экономическое развитие государства обеспечивает высокое качество жизни населения путем устойчивого развития правовой системы на основе эффективно действующих правовых механизмов. Не случайно на это обращается внимание в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года4, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г., в которой говорится о необходимости создания эффективных механизмов пра-

4 Собрание законодательства РФ. 2008. № 47, ст. 5489.

воприменения, как одного из основных условий социально-экономического развития государства.

Большое внимание должно уделяться состоянию правоприменения, которое не должно быть хаотичным, стихийным. Оно должно быть упорядоченным, организованным, целенаправленным, прогнозируемым, системным, логически структурированным, поэтапным. Особую роль призвана выполнять правоприменительная политика по осуществлению эффективной правоприменительной деятельности. В этой связи в литературе отмечается необходимость совершенствования правоприменительной практики [8, с. 25-26]. В данном случае важно подчеркнуть значение мониторинга правоприменения, как одного из основных способов оптимизации правоприменения. Мониторинг правоприменения - это процесс, включающий этапы наблюдения, анализа и оценки состояния правоприменительной деятельности, с помощью которого можно отслеживать динамику ее развития. Одним из направлений правовой политики Российского государства должно быть совместное осуществление мониторинга правоприменения на всех территориальных уровнях (на федеральном, региональном и муниципальном). В литературе подчеркивается методологическое и прикладное значение мониторинга правоприменения для реализации процесса правоприменения [1; 2, с. 4]. Большое значение вопросам проведения мониторинга правоприменения придается в отчетно-аналитических документах Министерства юстиции Российской Федерации5. Следует отметить достаточно подробную нормативную регламентацию мониторинга правоприменения на региональном уровне, что с учетом требований времени требует дальнейшего системного согласования с общефедеральным правовым регулированием. Общая нормативная регламентация данного вопроса важна и для правоприменения, и для правовой системы в целом. Очевидно, что это важная задача перед правотворчеством, ориентированная на оптимизацию нормативного регулирования правоприменительной деятельности. Это, в очередной раз, также подтверждает взаимообусловленность правотворчества и правоприменения.

Исследуя проблему обеспечения консолидации правотворческой и правоприменительной деятельности, следует отметить, что сегодня во многом существует проблема отсутствия четких

5 См., напр.: Доклад Министерства юстиции РФ о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2012 год; Доклад Министерства юстиции РФ о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2013 год; Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минюста России на 2015 - 2017 годы и др. URL: http://minjust.ru

ориентиров осуществления указанных видов юридической деятельности. Между тем, консолидация правотворчества и правоприменения, основанная на общности их целей, задач, приоритетов, ценностей, придает целенаправленный вектор устойчивого развития правовой системе, обеспечивает оптимизацию состояния правовой жизни. Отсутствие такого единства между ними по основным направлениям их развития дезорганизует правовую жизнь, лишает ее качественных свойств, т.е. способности адекватным образом реагировать на современные запросы.

Очевидно, что организация отечественной правовой системы, прежде всего на уровне правотворчества и правоприменения, должна отвечать потребностям, приоритетам правового, общественного и государственного развития.

Современный этап развития Российского государства диктует необходимость перехода правовой системы на качественно новый уровень своего развития. В свою очередь государство должно уделять повышенное внимание состоянию национальной правовой системы, характеру взаимодействия в ней правовых явлений, в целях повышения эффективности правового регулирования, усиления реализации права. Правовое регулирование должно обеспечивать координацию норм права, правоотношений, правовых актов, правотворчества, толкования права, правореализации и других составляющих правовой системы. Ухудшение правового регулирования приводит к дезинтегра-ционным процессам в отечественной правовой системе, к нарушению согласованности правовых явлений, которые становятся малоэффективными в общественной жизни. В такой ситуации сложно устранять нарушения прав и свобод личности, нелегко развивать правовую жизнь. При этом важно учитывать значение правовой политики, которая усиливает роль правовой системы в повышении эффективности правоприменения, обеспечения его тесной взаимосвязанности с правотворчеством. Правовая политика, на которую возложен значительный массив функций и социальных надежд, необходима для эффективного развития российской правовой системы [6, с. 105-112 ]. Такая сопряженность правовой политики по отношению к правовой системе во многом важна для того, чтобы правовая система способна была адекватно реагировать на происходящие изменения, обеспечить эффективные условия на правоприменительном уровне с помощью правотворческой деятельности. Посредством такого тесного взаимодействия правовой системы и правовой политики, их системного единства, направленного на решение задач улучшения правотворчества и правоприменения,

оптимизации правового регулирования, формирования единообразия судебной, в целом правоприменительной практики, будет обеспечиваться сбалансированное состояние правовой жизни российского общества.

Из вышеизложенного следует, что необходимо системное понимание и решение проблемы консолидации правотворчества и правоприменения, что влияет на общее состояние российской правовой системы, определяет вектор ее развития, который должен быть направлен на осуществление целей экономического, социального, правового и государственного развития, что сегодня является востребованным с учетом требований времени. Это важный спектр общественных отношений, связанных также с укреплением единства правового пространства страны, с созданием условий

единообразного применения норм законов и иных нормативных правовых актов.

Консолидация правотворчества и правоприменения предполагает укрепление ценностных основ их взаимодействия, совместное их осуществление в соответствии с их общими ценностными установками, что является необходимым фактором, обеспечивающим эффективность правового регулирования. В условиях разобщенности правотворческого и правоприменительного механизмов трудно обеспечить системное воздействие норм права на регулирование общественных отношений. Эффективность правового регулирования заключается в достижении высокого уровня упорядоченности общественных отношений, что достигается путем взаимосогласованного действия правотворчества и правоприменения, а также должного функционирования правовой системы.

Литература

1. Астанин В.В. Имплементация норм против коррупции в частноправовой сфере в современной России // Мониторинг правоприменения. 2014. № 1 (10). С. 4-9.

2. Астанин В.В. Методологические основы мониторинга правоприменения в контексте научной доктрины и требований законодательства // Административное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 5-13.

3. Власенко Н.А. О кризисных тенденциях в праве // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 40-45.

4. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-правовой аспект. 3-е изд. допол. и перераб. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing Gmbh@Co.KG. 2011. 360 с.

5. Ростова О.С. Государственная поддержка материнства в Российской Федерации / в кн. Научная мысль и современный опыт в решении системных проблем развития : сб. науч. трудов по итогам научно-исследовательской работы ученых Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2014. 146 с.

6. Рыбаков О.Ю. Правовая информация как условие реализации современной российской правовой политики // Журнал российского права. 2015. № 4 (220). С. 105-112.

7. Стратегии правового развития России / Бондарь Н.С., Фадеев В.И., Комарова В.В., Комкова Г.Н., Павлушина А.А., Скачкова О.С., Романовская В.Б., Жданов П.С., Сырых В.М., Гаврилова Ю.А., Синюков В.Н., Синюкова Т.В., Сушкова Ю.Н., Байния-зова З.С., Степаненко Р.Ф., Смыкалин А.С., Ростова О.С., Туманов Д.Ю., Биюшкина Н.И., Вопленко Н.Н. и др. Коллективная монография / Под редакцией О.Ю. Рыбакова. Москва, 2015. 625 с.

8. Хабриева Т.Я. Этапы и основные направления конституционализации современного российского законодательства // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 6. С. 25-30.

9. Эбзеев Б.С. Конституция, государство и личность в России: философия российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 14-23.

Consolidation of law-making and law enforcement processes within the Russian legal system

Zul'fiia Bainiiazova, Ph.D. in Law, Associate Professor at the Department of Theory of Law and State of the Law Faculty of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education "Saratov National Research State University", Russian Federation, Saratov. E-mail: kafedraTIGP-SGY@yandex.ru

Abstract. The problem of raising the efficiency of legal regulation which is connected to improving the Russian legal system is analysed in the paper. In the author's opinion, under the new conditions and considering the imperatives of our time, it is important that conditions for solving the said problem be created, one of which is ensuring a consolidated development of law-making and law enforcement processes as an essential condition for raising the efficiency of implementing legal norms, development of the domestic legal system, and a factor of

reinforcement of the country's legal space. The proposition that law enforcement practice cannot develop efficiently if it does not correlate with law-making practice, is argued for. The author justifies the need for a consolidated development of law-making and law enforcement in accordance with general value attitudes which is one of the main conditions for raising the efficiency of legal regulation. The interdependence between the legal system and legal policy in solving the task of improving legal regulation is emphasised. Also considered is the proposition that a deterioration of legal regulation leads to disintegration processes in the domestic legal system and to failures in the coordination of legal phenomena which become inefficient in social life. In such a situation it is difficult to ensure an efficient protection of human rights and freedoms and to develop legal life.

Keywords: consolidation, law-making, law enforcement, monitoring, legal system, legal policy, human rights, legal framework, legal regulation.

References

1. Astanin V.V. Implementatsiia norm protiv korruptsii v chastnopravovoi sfere v sovremennoi Rossii, Monitoring pravoprimeneniia,

2014, No. 1 (10), pp. 4-9.

2. Astanin V.V. Metodologicheskie osnovy monitoringa pravoprimeneniia v kontekste nauchnoi doktriny i trebovanii zakonodatel'stva, Administrativnoe i munitsipal'noe pravo, 2012, No. 4, pp. 5-13.

3. Vlasenko N.A. O krizisnykh tendentsiiakh v prave, Iuridicheskaia tekhnika, 2014, No. 8, pp. 40-45.

4. Mal'ko A.V. Stimuly i ogranicheniia v prave: teoretiko-pravovoi aspekt, 3-e izd. dopol. i pererab., Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing Gmbh@Co.KG, 2011, 360 pp.

5. Rostova O.S. Gosudarstvennaia podderzhka materinstva v Rossiiskoi Federatsii, v kn. Nauchnaia mysl' i sovremennyi opyt v reshenii sistemnykh problem razvitiia: sb. nauch. trudov po itogam nauchno-issledovatel'skoi raboty uchenykh Saratovskogo sotsial'no-ekonomicheskogo instituta (filiala) FGBOU VPO "REU im. G.V. Plekhanova", otv. red. N.S. Iashin, Saratov, 2014, 146 pp.

6. Rybakov O.Iu. Pravovaia informatsiia kak uslovie realizatsii sovremennoi rossiiskoi pravovoi politiki, Zhurnal rossiiskogo prava,

2015, No. 4 (220), pp. 105-112.

7. Strategii pravovogo razvitiia Rossii, Bondar' N.S., Fadeev V.I., Komarova V.V., Komkova G.N., Pavlushina A.A., Skachkova O.S., Romanovskaia V.B., Zhdanov P.S., Syrykh V.M., Gavrilova Iu.A., Siniukov V.N., Siniukova T.V., Sushkova Iu.N., Bainiiazova Z.S., Stepanenko R.F., Smykalin A.S., Rostova O.S., Tumanov D.Iu., Biiushkina N.I., Voplenko N.N. i dr., kollektivnaia monografiia, pod redaktsiei O.Iu. Rybakova, Moskva, 2015, 625 pp.

8. Khabrieva T.Ia. Etapy i osnovnye napravleniia konstitutsionalizatsii sovremennogo rossiiskogo zakonodatel'stva, Zhurnal konstitutsionnogo pravosudiia, 2013, No. 6, pp. 25-30.

9. Ebzeev B.S. Konstitutsiia, gosudarstvo i lichnost' v Rossii: filosofiia rossiiskogo konstitutsionalizma, Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo, 2013, No. 11, pp. 14-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.