Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обеспечение уплаты таможенных платежей / таможенные пошлины и налоги / администрирование таможенных платежей / доходы федерального бюджета / ФТС РФ / ensuring payment of customs duties / customs duties and taxes / administration of customs payments / federal budget revenues / Federal Customs Service of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П.С. Клочков, И.В. Гомон

На перечисление сумм в доход федерального бюджета от таможенной службы РФ влияет не только взимание таможенных платежей, но и применение форм обеспечения их уплаты. В статье представлен теоретический обзор применения форм обеспечения уплаты таможенных платежей, а также анализ их применения в диапазоне 2020-2022 гг. По результатам анализа выявлены проблемы при применении данного метода пополнения доходной части бюджета, а также предлагаются пути их решения. В заключении приводятся выводы по теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — П.С. Клочков, И.В. Гомон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES AS AN INSTRUMENT OF FISCAL REGULATION

The transfer of amounts to the federal budget income from the customs service of the Russian Federation is influenced not only by the collection of customs duties, but also by the use of forms to ensure their payment. The article presents a theoretical overview of the application of forms of ensuring the payment of customs duties, as well as an analysis of their application in the range of 2020-2022. Based on the results of the analysis, problems have been identified when using this method of replenishing the revenue side of the budget, and ways to solve them are also proposed. In conclusion, the conclusions on the topic of the study are presented.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ

ФИСКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

П.С. Клочков, студент

Научный руководитель: И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-11-2-44-46

Аннотация. На перечисление сумм в доход федерального бюджета от таможенной службы РФ влияет не только взимание таможенных платежей, но и применение форм обеспечения их уплаты. В статье представлен теоретический обзор применения форм обеспечения уплаты таможенных платежей, а также анализ их применения в диапазоне 2020-2022 гг. По результатам анализа выявлены проблемы при применении данного метода пополнения доходной части бюджета, а также предлагаются пути их решения. В заключении приводятся выводы по теме исследования.

Ключевые слова: обеспечение уплаты таможенных платежей, таможенные пошлины и налоги, администрирование таможенных платежей, доходы федерального бюджета, ФТС РФ.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов используется для гарантирования исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в полном объеме и в установленные сроки в соответствии с таможенным законодательством Союза и его стран-участниц. Такой вид гарантирования уплаты таможенных платежей используется в большинстве стран мира и представляет собой важный элемент реализации финансовых гарантий, что способствует ускорению и упрощению процесса проведения таможенных процедур и таможенного декларирования [1].

В соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и таможенным законодательством в сфере таможенного регулирования стран-участниц Союза, обеспечение уплаты таможенных платежей осуществляется плательщиком таможенных платежей, а сама уплата является обязанностью декларанта.

К способам обеспечения уплаты таможенных платежей согласно ТК ЕАЭС отнесены:

1. денежный залог;

2. банковская гарантия;

3. поручительство;

4. залог имущества [2].

Как было сказано ранее, обеспечение уплаты таможенных платежей выступает

финансовой гарантией при помещении товаров и грузов под различные таможенные процедуры, что в глобальном смысле защищает экономическую безопасность государства. Так, нередки случаи, когда груз помещается под конкретную таможенную процедуру, например, таможенную процедуру таможенного транзита, но на протяжении маршрута следования, товар может быть продан на территории России, а сам декларант оказаться фирмой «однодневкой» [3].

Для оценки фискальной работы ФТС РФ, которая реализуется посредством не только взимания таможенных пошлин и налогов, но и применения форм обеспечения их уплаты, важно проанализировать данные показатели в динамике за последние 3 года.

В 2022 году суммы от применения обеспечения таможенных пошлин и налогов составила 820,2 млрд. рублей, что на 51 млрд. меньше по сравнению с 2021 годом, но на 57,4 млрд. меньше по сравнению с 2020 годом.

Целесообразно рассмотреть динамику применения обеспечения уплаты таможенных платежей по видам, которые были расписаны ранее. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в 20202022 гг., млрд. руб._____

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к

2020 г. 2021 г.

Поручительство 578 669 691 119,5 103,3

Банковская гарантия 147 163,7 86,5 58,9 52,8

Денежный залог 37,3 38,3 42,6 114,2 111,2

По данным из таблицы, можно увидеть положительную динамику в части применения такой формы обеспечения уплаты таможенных платежей как поручительство и денежный залог несмотря на то, что вторая форма не занимает ведущее место при выборе способа обеспечения у участников ВЭД.

Так, суммы от поручительства в 2022 году составили чуть больше 690 млрд. рублей, что на 3,3% больше по сравнению с показателем 2020 года и на 19,5% больше показателя 2020 года.

Что касается денежного залога, как и было сказано ранее, данная форма обеспечения также имеет тенденцию к увеличению. В 2022 году таможенной службой было получено 42,6 млрд.рублей, что на 11,2% и 14,2% больше показателей 2021 и 2020 годов соответственно. Банковская гарантия, напротив, имеет резкую тенденцию к снижению. В 2022 году суммы от применения банковской гарантии составили 86,5 млрд. рублей, в 2021 году показатель достигал результата практически вдвое больше - 163,7 млрд. рублей, в 2020 году - 147 млрд. рублей.

Залог имущества на законодательном уровне остается одной из форм обеспечения уплаты таможенных платежей, но на практике за последние годы он не применяется, что означает нагрузку на правовую базу, а фискальной выгоды от данной формы обеспечения государство не получает [5].

Второй проблемой, которая также связана с несовершенством таможенного законодательства Союза, является то, на законодательном уровне не предусмотрены ограничения по определению сумм этого обеспечения. В такой ситуации может возникнуть вероятность превышения суммы обеспечения над суммой таможенных пла-

тежей, подлежащих уплаты. В таких случаях, основной для расчета обеспечения является решения должностного лица таможенного органа. Такие ситуации также могут привести к судебным спорам, что также ведет к временным и материальным издержкам для обеих сторон [6].

Для решения существующих проблем рекомендуются и планируются следующие мероприятия:

1. Применение генерального обеспечения, которое предоставляется в виду денежного залога на срок не менее 1 года. Применение такого обеспечения способствует прогрессу нормативно-правовой базы ЕАЭС в сфере таможенного регулирования, но в то же время может использоваться лишь на территории одной страны-участницы Союза, что не оказывает должного положительного влияния на развитие интеграции внутри Союза;

2. Также в части развития законодательной базы, рекомендуется ввести методику, четко определяющие принципы исчисления сумм уплаты таможенных платежей, а также максимальное значение такой суммы в зависимости от физических характеристик товаров и их таможенной стоимости [7].

Таким образом, применение различных форм обеспечения уплаты таможенных платежей выступает финансовой гарантия таможенных поступлений от экспортно-импортных операций в доход федерального бюджета России. В связи с чем возникает необходимость своевременного и мониторинга результатов осуществления обеспечения уплаты таможенных платежей, а также постоянно модернизировать данный институт с целью снижения возможных рисков недополучения доходов от таможенной службы РФ.

Библиографический список

1. Ахмедзянов Р.Р., Викторова Н.В. Совершенствование порядка применения обеспечения уплаты таможенных платежей в условиях функционирования ЕАЭС // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 35 (3).

2. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.

3. Гомон И.В., Фоменко А.А. Администрирование уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в федеральный бюджет РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 4-1.

4. Анистратова А.В. Порядок применения обеспечения уплаты таможенных платежей в условиях функционирования ЕАЭС / А.В. Анистратова, Д.В. Бурдель, Н.Х. Мамедова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 10-4(73). -С. 60-63. - DOI 10.24412/2500-1000-2022-10-4-60-63. - EDN YWXFXE.

5. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://customs.gov.ru/.

6. Дорожкина Т.В., Иванов А.А. Основные проблемы и перспективы применения обеспечения уплаты таможенных платежей в РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. -2022. - №5-1.

7. Федотова, А.Ю. Анализ результатов деятельности ФТС России в сфере обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей / А.Ю. Федотова, А.Д. Воронина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 12-2 (94). - С. 210213. - DOI 10.24412/2411-0450-2022-12-2-210-213. - EDN WULVEU.

8. Дорожкина Т.В., Татарченко К.Р., Трутнева Н.Ю. Совершенствование механизма таможенного администрирования в условиях новых экономических реалий // Финансовый бизнес. - 2021. - №11 (221). - С. 222-225.

ENSURING THE PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES AS AN INSTRUMENT

OF FISCAL REGULATION

P.S. Klochkov, Student

Supervisor: I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The transfer of amounts to the federal budget income from the customs service of the Russian Federation is influenced not only by the collection of customs duties, but also by the use of forms to ensure their payment. The article presents a theoretical overview of the application of forms of ensuring the payment of customs duties, as well as an analysis of their application in the range of 2020-2022. Based on the results of the analysis, problems have been identified when using this method of replenishing the revenue side of the budget, and ways to solve them are also proposed. In conclusion, the conclusions on the topic of the study are presented.

Keywords: ensuring payment of customs duties, customs duties and taxes, administration of customs payments, federal budget revenues, Federal Customs Service of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.