АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
И.А. Брулев, студент И.А. Дзирун, студент
Научный руководитель: О.М. Петрушина, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOr.10.244n/24n-0450-2022-5-1-n5-n8
Аннотация. Обеспечение уплаты таможенных платежей в таможенных процедурах необходимо для гарантирования надлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. В статье проведен анализ показателей деятельности органов ФТС России по обеспечению уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет, также представлена динамика и структура обеспечения в разрезе отдельных форм. По результатам анализа были выявлены существующие проблемы, а также приведены пути их решения.
Ключевые слова: таможенные органы, таможенные платежи, обеспечение уплаты, таможенный контроль.
Обеспечение уплаты таможенных платежей в таможенных процедурах применяется во многих странах мира, ведь благодаря такому важному инструменту можно добиться упрощения и ускорения совершения таможенных операций, а также осуществления таможенных процедур. Без применения форм обеспечения уплаты таможенных платежей фактическую уплату таможенных платежей приходилось бы осуществлять непосредственно при фактическом пересечении таможенной границе Союза, что значительно затрудняло бы таможенные операции и таможенные процедуры [1].
ТК ЕАЭС выделяет следующие способы обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей:
- денежный залог;
- поручительство;
- залог имущества;
- банковская гарантия [2].
Таможенное законодательство Союза
регламентирует, что участники внешнеэкономической деятельности (далее -ВЭД) должны предоставлять обеспечение
уплаты таможенных платежей за перемещаемые через таможенную границу товары. На практике очень распространенным является применение денежного обеспечения уплаты таможенных платежей.
При перемещении товаров через таможенную границу зачастую возникают различные риски, такие как утрата товара, порча товара, неуплата таможенных платежей. Когда возникает риск, возникает необходимость в его предотвращении. В этом заключается сама необходимость в обеспечении уплаты таможенных платежей. Формы обеспечения уплаты таможенных платежей в данном случае представляют собой специфические меры дополнительных гарантий.
ФТС России выполняет свои полномочия уплаты таможенных платежей, поэтому крайне важно отслеживать результаты своей работы для выявления результатов и существующих проблем и преимуществ. Доходная часть бюджета пополняется за счет уплаты таможенных платежей, а также за счет форм обеспечения уплаты таможенных платежей.
Таблица 1. Динамика обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, млрд. руб. [3]
Форма обеспечения 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к
2019 г. 2020 г.
Поручительство 507 578 669 131,9 115,7
Банковская гарантия 115,7 147 163,7 141,5 111,4
Денежный залог 40 37,3 38,3 95,8 102,7
Итого 663 762,8 871,2 131,4 114,2
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что в динамике общая сумма обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов за 3 года возросла на 208,2 млрд. рублей, то есть на 14,2% по сравнению с 2020 годом и на 31,4% по сравнению с 2019 годом.
Наиболее частой формой обеспечения уплаты используется поручительство. Общая сумма поручительства в отчетном году возросла на 15,7% по сравнению с прошлым годом и на 31,9% по сравнению с базисным годом. Данная форма обеспечения является важным направлением для
кооперации между участниками ВЭД и самими таможенными органами, такая форма чаще используется крупными организациями и компаниями.
Наименьшая сумма доходов от денежного залога. В 2021 году по этой форме поручительства было получено 38,3 млрд. рублей, что на 1 млрд. больше по сравнению с 2020 годом и на 1,7 млрд. меньше по сравнению с 2019 годом.
Редкой формой обеспечения является залог имущества, так, в 2021 году такая форма не была применена.
Таблица 2. Структура доходов, полученных при применении форм обеспечения уплаты таможенных платежей за 2018-2020 гг. в России, в %_
Форма обеспечения 2019 г. 2020 г. 2021 г. Изменения в 2021 г. (+-) по сравнению с
2019г. 2020г.
Поручительство 76,47 75,77 76,8 +0,33 +1,03
Банковская гарантия 17,45 19,27 18,8 +1,35 -0,47
Денежный залог 6,03 4,89 4,4 -1,63 -0,49
Итого 100 100 100 - -
По данным таблицы 2 можно сказать, что наибольший удельный вес наблюдается у поручительства. За три года в динамике он увеличился на 1,03 п.п. по сравнению с 2020 годом и на 0,33 п.п. по сравнению с 2019 годом. Одной из причин такой динамики стало упрощение применения документов обеспечения при таможенной процедуре таможенного транзита на принципах электронного документооборота.
Наименьший удельный вес у денежного залога. Он снизился на 0,49 п.п. по сравнению с прошлым годом и на 1,63 п.п. по сравнению с 2019 годом. На такое изменение повлияло то, что с 2020 года осуществляется технология автоматического оформления таможенной расписки без участия должностных лиц таможенных
органов. Данная инновация позволила участникам ВЭД самостоятельно распоряжаться своими денежными средствами на счетах, которые используются для обеспечения в рамках процедуры декларирования товаров.
Формы обеспечения уплаты таможенных платежей нуждаются в постоянном совершенствовании. При осуществлении развития системы форм обеспечения необходимо держать курс на создание благоприятных условий для всех участников ВЭД, но, несмотря на это, у таможенных органов все еще существует ряд проблем.
К таким проблемам можно отнести:
1. Несовершенство таможенного законодательства;
2. Несовершенство налогового законодательства;
3. Обращение значительной части импорта в теневую экономику;
4. Уклонение участниками ВЭД от уплаты таможенных платежей;
5. Несвоевременное взыскание и перечисление штрафов;
6. Ошибочное или неправомерное предоставление льгот и отсрочек;
7. Ошибки в идентификации таможенных платежей [4].
Для урегулирования имеющихся проблем необходимо провести ряд мероприятий и новаций в обеспечении уплаты таможенных платежей в таможенных процедурах. Так, такими изменениями в применении банковской гарантии можно выделить следующие:
- приоритет в применении электронных банковских гарантий;
- нормативное закрепление определения типовых форм банковских гарантий;
- генеральные банковские гарантии предоставляются в ФТС России;
- филиалы кредитных организаций будут исключены из реестра гарантов [5].
Что касается поручительства, то изменением станет то, что теперь предусматри-
ручителя денежных средств в случае неисполнения поручителем своих обязательств. Это стало дополнительной мотивацией для исполнения поручителем своих обязательств.
Объемы транзита растут ежегодно, поэтому страны-участницы ЕАЭС нуждаются в серьезной подготовке к принятию таких объемов. Увеличение объемов может привести к перегруженности в местах пересечения таможенной границе, а также к увеличению времени поездок, что связано с увеличением расходов перевозчиков. Все это является признаками того, что существующую таможенную процедуру таможенного транзита необходимо упростить.
ФТС РФ осуществляет мероприятия по сокращению издержек при проведении таможенных операций в пунктах пропуска через границу. Одним из таких мероприятий станет автоматическая регистрация транзитных деклараций. Автоматическая регистрация позволит сократить время регистрации транзитных электронных деклараций, что поможет оптимизировать временные затраты на осуществление таможенных операций, а также сократить очереди в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС.
вается возможность списания со счета по-
Библиографический список
1. Петрушина О.М. Анализ деятельности органов ФТС по обеспечению уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет / О.М. Петрушина, А.В. Борзенкова // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: Материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. - Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2018. - С. 372-378.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
3. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossij skoj -federaczii
4. Петров А.Д., Чесноков А.В., Петрушина О.М. Анализ поступления таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №5-2.
5. Алексеева Е.В., Ушакова Н.А., Кочанов И.Н. Совершенствование обеспечения уплаты таможенных платежей в процедуре «таможенный транзит» // Вестник Академии знаний. - 2021. - №6 (47).
ANALYSIS OF THE APPLICATION OF FORMS OF ENSURING THE PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES WHEN PLACING GOODS UNDER CUSTOMS PROCEDURES
I.A. Brulev, Student I.A. Dzirun, Student
Supervisor: O.M. Petrushina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. Ensuring the payment of customs duties in customs procedures is necessary to guarantee the proper performance of the obligation to pay customs duties. The article analyzes the performance indicators of the bodies of the Federal Customs Service of Russia to ensure the payment of customs duties to the federal budget, also presents the dynamics and structure of security in the context of individual forms. Based on the results of the analysis, existing problems were identified, as well as ways to solve them.
Keywords: customs authorities, customs payments, payment security, customs control.