ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РФ
Т.В. Дорожкина, канд. экон. наук, доцент А.А. Иванов, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-5-1-237-241
Аннотация. Обеспечение уплаты таможенных платежей используется в процессе осуществления фискальной функции таможенных органов. В работе проанализирована динамика поступлений в федеральный бюджет от различных форм обеспечения уплаты таможенных платежей. Анализ структуры обеспечения платежей позволил выделить наиболее применяемые формы обеспечения и актуальные проблемы в рамках исследуемой системы. Для решения существующих проблем определены наиболее перспективные, с точки зрения авторов, меры и направления работы, итогом которых должно стать сокращение временных и финансовых потерь бизнеса. Обоснована мысль о том, что для упрощения применения системы обеспечения уплаты таможенных пошлин необходимо активнее внедрять цифровые технологии, ликвидировать правовые пробелы в законодательстве ЕАЭС.
Ключевые слова: обеспечение таможенных платежей, рассрочка, цифровые технологии, таможенная стоимость, поручительство, банковская гарантия.
Обеспечение таможенных платежей -это гарантия получения таможенным органом определённой суммы таможенных платежей, которое используется во многих случаях, в том числе при таких таможенных процедурах как транзит, временный ввоз, переработки товара вне таможенной территории. Участники внешнеэкономической деятельности могут предоставить обеспечение платежей, если им нужна отсрочка или рассрочка в уплате таможенных налогов и пошлин. Под обеспечение может быть выпущена товарная партия и т.д.
Применение различных форм обеспечения регулируется ТК ЕАЭС. Одной из относительно новых форм обеспечения является генеральное, используемое, в случаях совершения одним юрлицом нескольких таможенных операций в ограниченный срок. Его "револьверный" способ, применяемый в интерактивном режиме, предусматривает обеспечение каждой отдельной партии в рамках общей суммы гарантии. Если таможенные органы проводят в отношении товарной партии дополнительные проверочные мероприятия, участник
ВЭД может использовать обеспечение в виде электронного поручительства.
Механизм обеспечения является одним из дискуссионных вопросов в практике деятельности таможенных органов. Помимо того, что обеспечение является источником доходности федерального бюджета, оно способствует ускорению выпуска товаров и минимизирует финансовые издержки, связанные с хранением товаров в зоне таможенного контроля, что выгодно участникам ВЭД [1]. Но всё же, не все способы обеспечения пользуются популярностью участников ВЭД, что объясняется сложностью и не выгодностью применения некоторых из них. Следовательно, и доходность от непопулярных способов незначительна.
Анализ данных ФТС показал, что за 2021 год таможенными органами была принята самая большая сумма обеспечения уплаты таможенных платежей за посдение три года и составила 871,2 млрд. рублей. Так 2021 год стал результативнее 2019 года на 31,4% и на 14,3% , чем 2020 год. Таким образом, прослеживается тенденция к увеличению общих объёмов принятия
обеспечения уплаты таможенных платежей.
Увеличение итоговых сумм обеспечения уплаты таможенных платежей объясняется ростом отдельно взятых форм такого обеспечения. Например, рост объмов поручительства однозначно имеет положительную динамику и за 2021 год превысил показатели 2019 г. на 31,9% и на 15,7% 2020 года. Стоит также отметить тот факт, что поручительство занимает ключевую позицию в структуре обеспечения платежей. Так, на его долю приходится 76,8%, что на 1 пп. превышает показатель 2020 года и на 0,3 пп. показатель 2019 года.
Большую часть собранной суммы (669,2 млрд. рублей) предоставлен при транзите товаров (99,99% от общей суммы принятого поручительства) [2]. Такая разница по сравнению с другими способами обеспечения уплаты таможенных платежей объясняется удобством поручительства, как со стороны участников ВЭД, так и самих таможенных органов.
Тенденция к росту заметна и по ряду других форм обеспечения уплаты таможенных платежей. Так, за 2021 год таможенными органами принято 16,5 тыс. банковских гарантий на сумму более 163,7 млрд. рублей, что на 47,5% больше по сравнению с 2019 годом и на 11,4% с 2020 годом. Банковская гарантия занимает вторую позицию в части доходности от обеспечения уплаты таможенных платежей и составляет 18,8% в структуре от общей суммы принятого таможенными органами в 2021 году обеспечения уплаты таможенных платежей. Тенденция структурного изменения позиции банковской гарантии неоднозначна. В 2019 году доля составляла 17,5%. В 2020 году произошёл рост на 1,3 пп., что в общей сумме саставило 19,3%. Однако в 2021 году доля снизилась на 0,5 пп. и составила 18,8%.
Ситуация схожа с поручительством. Банковская гарантия явно выделяется на фоне оставшихся способов обеспечения возможностью быстрого дистанционного проведения платежа и минимальными бюрократическими формальностями. Поэтому данный способ обеспечения уплаты та-
моженных платежей достаточно часто используется участниками ВЭД.
Динамика показателя денежного залога не такая явная. В 2021 году заметно снижение сумм по сравнению с 2019 годом на 5%. Однако, по сравнению с 2020 годом произошло незначительное увеличение собранных сумм на 2,7%. Доля денежного залога в структуре составляет 4,4%. Данный способ ещё держится на плаву, некоторые участники ВЭД всё-таки ещё применяют данный способ, несмотря на более выгодные предложения. Однако их доля в структуре снижается. Так, доля в структуре в 2021 году ниже чем в 2019 году на 1,6 пп., а по сравнению с аналогичным показателем в 2020 году произошло снижение на 0,5 пп.
Объясняется это увеличением доли поручительства и банковской гарантии в структуре обеспечения уплаты таможенных платежей.
На протяжении 3 лет залог имущества не был использован ни одним участником ВЭД. Это связано с множеством требований, применяемым к объекту залога, что делает данный способ не конкурентоспособным в глазах участников ВЭД.
Подводя итог всей предложенной статистике, можно отметить, что принимаемые таможенными органами меры по изменению способов обеспечения уплаты таможенных платежей влияют на тенденцию их применения.
Благоприятные условия способствуют развитию околотаможенных организаций, оказывающих услуги по предоставлению обеспечения уплаты таможенных платежей. По данным ФТС на 31 декабря 2021 года в реестре таможенных представителей находилось 653 организации, что более чем на 11% превышает количество таможенных представителей, находящихся в Реестре по состоянию на 31 декабря 2020 года [2].
Всё это на практике даёт возможность для появления новых потенциальных сумм, используемых в качестве обеспечения и в итоге уплачиваемых в федеральных бюджет РФ.
Несмотря на положительную динамику роста сумм обеспечения уплаты таможен-
ных платежей существует ряд значительных проблем, которые значительно влияют на пополнение федерального бюджета.
Поскольку нормативными актами не установлены четкие критерии выбора основы расчета обеспечения, а также ограничения по его размеру, возникает проблема определения размера обеспечения при возникновении необходимости уплаты таможенных пошлин, налогов. На практике это приводит к тому, что само обеспечение многократно превышает суммы подлежащих уплате налогов, и, как следствие порождает судебные споры. Тем самым оттягиваются сроки поступлений, что приводит к финансовым и временным потерям как со стороны таможенных органов, так и со стороны юридического лица.
Ещё одной проблемой является несостоятельность такого способа обеспечения как залог имущества. За период с 2019 по 2021 года ни разу не было принято обеспечение данным способом. Что не приносит никакой выгоды для государства, но при этом оказывает дополнительную нагрузку на нормативно-правовую базу в вопросе обеспечения уплаты таможенных платежей. Поэтому необходимо либо сократить количество и снизить сложность требований к предмету залога, либо совсем убрать из перечня такой способ обеспечения уплаты таможенных платежей в связи с его неиспользованием участниками ВЭД. Поэтому перед таможенными органами стоит важная задача пересмотра многих используемых механизмов, закрепленных таможенным законодательством. Многие из них уже неактуальны и требуют тщательной переработки.
Не менее значимой является проблема достаточно высокого уровня таможенных платежей. Для уменьшения своих затрат участники внешнеэкономической деятельности пытаются различными методами занизить стоимости декларируемого товара, либо их фактическое количество, указываемое в декларации, что в итоге приводит к снижению уплаченных таможенных платежей и поступлений в федеральный бюджет [3]. Так как таможенная стоимость и фактическое количество на прямую влияют на итоговую сумму уплачиваемых та-
моженных платежей, то любая успешная уловка, предпринимаемая участником ВЭД может значительно снизить поступления в федеральный бюджет. Это в итоге приводит к уменьшению доходной части федерального бюджета и соответственно выделяемой государством суммы для обеспечения значимых сфер деятельности государства, в том числе и таможенной деятельности.
Решить данные проблемы должны перспективные направления развития системы уплаты таможенных платежей, как в целом, так и отдельные разработки в области обеспечения уплаты таможенных платежей.
Так, в Стратегии развития ФТС 2030 установлены основные ориентиры для совершенствования таможенными органами механизмов фискальной функции, за счет цифровых технологий.
Перспективами в применении обеспечения уплаты таможенных платежей является реализация проекта по обеспечению платежей при транзите товаров. На данный момент подготовлено соглашение от 19 апреля 2022 года, который должен обеспечить реализацию двух направлений работы.
Первое направление заключается в применении различных упрощений для декларантов, которые имеют опыт работы с генеральным обеспечением при совершении транзитных перевозок. При этом они должны соответствовать установленным законодательством критериям. Декларанты, попадающие по действие данной системы, смогут предоставлять обеспечение в наименьших суммах, которые будут составлять 20% или 30% в зависимости от соблюдения установленных условий.
Второе направление предполагает применение при поручительстве упрощений на сумму от 10 до 100% в размере финансовой гарантии, что позволит снизить затраты участникам ВЭД при совершении транзитных перевозок в рамках Союза [4].
Результатом данных мероприятий станет значительное упрощение применения обеспечения уплаты таможенных плате-
жей и снижение финансовой нагрузки участников ВЭД.
Однако, данное соглашение пока что не вступило силу, а значит и проблема до сих пор актуальна. Но на данный момент активно ведётся деятельность по уменьшению размера обеспечения платежей в рамках других механизмов. Как известно, существует ряд оснований к применению освобождения от внесения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, что значительно снижает необходимые предоставлению суммы от юридического лица. Так, с 4 апреля начало действовать постановление Правительства РФ от 2 апреля 2022 № 564, предполагающее, что при рассрочке уплаты ввозной таможенной пошлины размер обеспечения уменьшается на сумму возной таможенной пошлину, уплаченную при такой рассрочке.
Также в рамках таможенного дела и обеспечения таможенных платежей активно разрабатываются меры по снижению временных затрат, тем самым осуществляя свою деятельность значительно эффективнее. Так, постановлением Правительства № 566 значительно сокращены сроки выдачи разрешения на предоставление рассрочки и отсрочки. При не соответствии
количестве документов, необходимых для предоставления рассрочки, либо отсрочки, уполномоченный орган уведомляет лицо, подавшее данное заявление об отказе в рассмотрении поданного заявления с указанием всех причин в течение 1 дня вместо 5 дней, а также проводит проверку документов в течение 3-х рабочих дней вместо 15 дней.
Таким образом, можно сделать выводы что обеспечение уплаты таможенных платежей на сегодняшний день является важным инструментом фискального регулирования, который является гарантом наполнения федерального бюджета государства. Однако существует ряд проблем, решение которых приведёт к оптимизации порядка применения способов обеспечения, ускорению и упрощению процесса совершения таможенных операций. Значительная роль в этом процессе отводится цифровым технологиям. Совместная работа таможенных администраций в рамках ЕАЭС должна нивелировать и ликвидировать проблемные вопросы таможенного законодательства в отношении применения обеспечения уплаты таможенных платежей. Это значительно сократит не только время прохождения таможенной очистки, но и затраты на нее.
сведений в документах или недостаточном
Библиографический список
1. Сусоева А.В., Чуксин В.А. Практика применения обеспечения уплаты таможенных платежей на территории Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №4-1.
2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 26.05.2022)
3. Ахмедзянов Р.Р., Викторова Н.В. Совершенствование порядка применения обеспечения уплаты таможенных платежей в условиях функционирования ЕАЭС // ЕГИ. - 2021. -№3 (35).
4. Реализация Стратегии 2020-2025 в сфере таможенного регулирования, в т.ч. совершенствование ТК ЕАЭС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/85767/.
THE MAIN PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE APPLICATION OF SECURITY FOR THE PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
T.V. Dorozhkina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.A. Ivanov, Student
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The security of customs payments is used in the process of implementing the fiscal function of customs authorities. The paper analyzes the dynamics of federal budget revenues from various forms of ensuring the payment of customs duties. The analysis of the structure of payment security allowed us to identify the most used forms of security and current problems within the framework of the system under study. To solve the existing problems, the most promising measures and areas of work have been identified, from the authors' point of view, the result of which should be a reduction in time and financial losses of business. The idea is substantiated that in order to simplify the application of the system of ensuring the payment of customs duties, it is necessary to actively introduce digital technologies, eliminate legal gaps in the legislation of the EAEU.
Keywords: securing customs payments, installments, digital technologies, customs value, surety, bank guarantee.