Решетневскце чтения
ходами в конструировании артефактов и доказывается, что инженерия не является всего лишь просто прикладным естествознанием. Уделяется внимание и трансформации биологии в техническую науку, предполагающей двойную направленность - на познание и на проектирование. Эта трансформация открыла новое состояние науки, получившее название «техно-наука».
При исследовании второго из сформулированных нами вопросов необходимо прежде всего учитывать, в какой из двух основных традиций философского теоретизирования: диалектической или дуалистической -представлен предмет философии техники.
Полученные в ходе данного исследования результаты должны быть положены в основу теоретико-инновационного совершенствования дисциплинарных курсов, предусмотренных процессом подготовки специалистов для аэрокосмической отрасли.
Библиографическая ссылка
1. Мамчур Е. А., Горохов В. Г. Философия науки и техники на Х1У Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки [Электронный ресурс]. URL: http://vphil.ru/index. php?option= com_content&task=view&id=554&Itemid=52 (дата обращения 10.08.2012).
N. A. Knyazev
Sibirian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk ACTUAL PROBLEMS OF SUBJECTIVE RESEARCH IN PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNIQUE
Subjective basis of philosophy of science and technique is represented in the aspect of teaching specialists at aerospace university. The engineering and scientific approaches in designing the technique are compared in the philosophical and scientific aspects. The process of convergence between biology and technical sciences, known as modernism "technoscience" is analyzed.
© Князев Н. А., 2012
УДК 378.141.4
Ю. Б. Козлова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Приведена статистика изменения потенциальной способности восприятия информации студентами вузов с течением времени. Рассматриваются вопросы планирования учебной нагрузки студентов методами современных технологий логистики.
В современных условиях важной задачей для вузов является привлечение студентов на бюджетные и платные формы обучения. И в рамках решения этой задачи немалую роль играет авторитет вуза, который складывается для абитуриентов как единство качества обучения, комфорта и эмоциональной стабильности.
Качество обучения можно поддерживать различными способами: методическими разработками, программными аппаратным обеспечением учебных процессов, педагогическим обеспечением восприятия информации в процессе лекционных занятий.
В рамках последнего направления на кафедре информатики и вычислительной техники Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ) проводилась научная работа «Педагогическое обеспечение информационного общения в образовательном процессе вуза», результаты которой уже применяются в учебном процессе.
Анализ качества успеваемости студентов 1-3-го курса института информатики и телекоммуникаций СибГАУ за весенний семестр 2011-2012 учебного года показывает, что учебную программу успешно освоили 65 % студентов, 5 % были отчислены за академическую успеваемость или по собственному желанию и 30 % не завершили семестр, хотя и имеют небольшое число задолженностей.
Обратим внимание на последнюю категорию студентов, которая при общем стремлении к обучению не справляется с учебной нагрузкой. Конечно, причин тому может быть много, но в качестве одной из основных хотелось бы отметить потенциальную способность человека к восприятию и переосмыслению информации. Здесь можно обратить внимание на общую тенденцию к увеличению успешности обучения студентов от курса к курсу и, соответственно, к уменьшению академической задолженности по отношению к общей численности студентов по каждому курсу (рис. 1).
Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли
Представим эту тенденцию графически (рис. 2). Четырьмя квадратами обозначим информационные объемы, которые являются равными по зачетным единицам, например, для обучения студентов по направлениям бакалавриата, трапецией 1 - потенциальную способность студентов с высоким порогом устойчивого восприятия предлагаемого учебным планом информационного объема, заштрихованной трапецией 2 - потенциальную способность к обучению у студентов с низким порогом устойчивого восприятия, но с положительной мотивацией к обучению.
Рис. 1. Диаграмма анализа успеваемости студентов по курсам
Рассматривая процесс обучения во времени, можно отметить, что способность к устойчивому восприятию в адаптированной среде развивается. При равных информационных объемах по курсам у студентов, чей потенциал устойчивого восприятия был изначально высок, развивается невостребованная учебным процессом способность к восприятию, которую можно заполнить, например, научной работой.
А в начале обучения целесообразно предусмотреть возможность корректировки учебного процесса для того, чтобы студенты с более низким порогом устойчивого восприятия смогли адаптироваться к информационным объемам учебного процесса.
1
-2 -
Рис. 2. Интерпретация способности к освоению информационных объемов
На сегодняшний день для уменьшения учебной неуспеваемости на первых и вторых курсах для студентов организуются группы дополнительного обучения и увеличивается временной диапазон для закрытия академической задолженности. Однако эти меры создают свои сложности: еще более увеличивают информационный объем на определенных временных промежутках и не позволяют нейтрализовать стрессовые ситуации для человека.
Проблема корректировки учебного процесса может быть решена планированием содержательной части учебного процесса с учетом информационных объемов курсов при условии, что объем зачетных единиц останется примерно равным по курсам и будет соответствовать условиям государственных образовательных стандартов. Таким образом, необходимо перераспределить дисциплины в учебных планах, обеспечивая уменьшение информационных объемов для восприятия студентов на начальных этапах обучения. Решение этой проблемы основано на использовании алгоритмов ЛБС-ХУ2-анализа, адаптированных к задачам педагогической направленности.
Результаты анализа успеваемости студентов
%
90,0 80,0 -70,0 -60,0 -50,0 -40,0 -30,0 -20,0 -10,0 -0,0 -
78,4
73,7
53,4 46,6
1
26,3
V/, 21,6
Ш
1 курс 2 курс 3 курс
□ успешно □ акдемическая задолженность
Yu. B. Kozlova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk ENSURING STABILITY PERCEPTION IN THE EDUCATIONAL PROCESS
The statistics to change student's ability to perceive the information over time is shown. The academic workload planning by modern logistics technology is demonstrated.
© Козлова Ю. Б., 2012