Организационно-экономические проблемы авшционно-крсмичесщхкрмплексов
На сегодняшний момент упор делается на второй вариант. Так, по данным Росстата, за 2008 г. экспорт снизился на 6 % (до 203,1 млн т), хотя добыча сократилась всего на 0,4 % (до 488,1 млн т). Внутренняя переработка увеличилась на 3,5 % (до 285,0 млн т).
Тем не менее наращивание добычи нефти в ближайшее время будет вряд ли возможно без дополнительной помощи со стороны государства и с 2010 г. добыча будет сокращаться.
Вторая из важнейших отраслей России - металлургическая - находится в еще худшем положении. Это связано как с падением цен на сталь более чем на 55 % с апреля 2008 г. (на никель - более чем на 67 %), так и со снижением спроса на продукцию, прежде всего внешнего. В данной отрасли контроль за внутренними ценами не ведется, цены определяются ценами экспорта в Европу, поэтому из-за падения мировых цен внутренний рынок также становится убыточным.
Отрасли, ориентированные на внутреннее потребление, находятся на данный момент в негативном состоянии. Причем не только кризис повлиял на их сегодняшнее положение. До финансово-экономического кризиса государство не уделяло должного внимания развитию данных отраслей. В первую очередь особое внимание стоит уделить рынку продовольственных товаров и транспортных средств, ведь именно эти отрасли позволяют Российской Федерации существовать более независимо от других стран.
По данным Государственного комитета статистики, в первом полугодии 2009 г. импорт продовольственных товаров составил 10 461 млн долларов США, тогда как экспорт данной отрасли - всего 4 655 млн долларов США. Учитывая положение в отраслях, обеспечивающих наполнение государственного бюджета, стоит заметить, что в дальнейшем России все сложнее будет поддерживать данный уровень импорта, что напрямую отразится на экономическом благосостоянии населения.
Среди отраслей, имеющих шансы с наименьшими потерями пройти тяжелый период, в первую очередь стоит отметить следующие: телекоммуникационный сектор (особенно компании мобильной связи), поскольку спрос на услуги сохраняется, а долговая нагрузка большинства компаний относительно невелика; компании тех отраслей, спрос на продукцию которых формируется через государственный заказ.
Проанализировав сегодняшнее положение отраслей экономики, можно сделать вывод, что для дальнейшего успешного развития и экономического роста России необходимо пересмотреть политику поддержки различных отраслей и уделить особое внимание отраслям, ориентированным на внутреннее потребление, а также контролировать получение кредитов и объем просроченной задолженности банками РФ, кредитными организациями и системообразующими предприятиями.
A. V. Silkina
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
RUSSIAN ECONOMY BRANCHES IN THE PERIOD OF WORLD FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS: TRENDS AND LINES OF DEVELOPMENT
A problem of government regulation for credit connections, credit debts and expired debts, condition of Russian economy branches in current situation are reviewed.
© CuAKMHa A. B., 2009
УДК 378
Н. И. Смородинова, Н. В. Широченко Сибирский государственный аэрокосмический университет
Решетневские чтения
имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
РОЛЬ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В АЭРОКОСМИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Рассматриваются проблемы организации рейтинговой системы контроля успеваемости студентов на финансово-экономическом факультете Сибирского государственного аэрокосмического университета.
В современных условиях подготовки специалистов все большее значение приобретает задача формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам образовательной программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые знания. Организация самостоятельной работы в процессе обучения, формирование умений учебного труда является основой для послевузовского образования и дальнейшего повышения квалификации. В вузе студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием методов ее контроля.
Существуют следующие виды контроля: входной контроль знаний и умений студентов в начале изучения очередной дисциплины; текущий контроль, т. е. регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях; промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена; контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Для учета результатов текущего контроля на финансово-экономическом факультете используется балльно-рейтинговая система, позволяющая сту-
денту проектировать собственный результат, самостоятельно и осознанно выбирать образовательные траектории внутри дисциплин и модулей, определять собственную степень успешности. Данная система широко применяется во многих вузах, в том числе и в СибГАУ.
Рейтинговая система введена как дополнение к существующей четырехбалльной системе оценки знаний студентов. Форма проведения аттестации и контролирующих материалов выбирается преподавателем и утверждается на заседании кафедры. Семестр разбивается на три контрольных этапа, общих для университета, по завершении которых студент проходит промежуточный контроль. Полученные студентом баллы за все этапы суммируются и составляют его рейтинг по данной дисциплине.
Преподаватель доводит до сведения студентов рейтинг-план по дисциплине на первом занятии. Он представляет собой учебно-методическую карту дисциплины, в которой сделано распределение баллов по видам занятий (лабораторные работы, практические занятия и т. д.) с учетом их сложности и важности. Система формирования баллов учитывает любые особенности работы, сформулированные преподавателем.
После каждой аттестации деканат обобщает данные по успеваемости, результаты сообщаются студентам и размещаются на сайте факультета. По результатам промежуточных аттестаций выявляются и поощряются лучшие студенты факультета. Размещение данных успеваемости на сайте является очень действенным фактором, так как здесь и родители студентов активно включаются в процесс контроля за успеваемостью.
Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так-
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических.комплексов
же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. В основу балльно-рейтинговой системы заложены комплексные критерии оценки достижений студентов, которые учитывают следующие факторы:
- посещаемость лекционных и практических занятий;
- уровень освоения студентами учебного теоретического и практического материала;
- качество ответов на поставленные вопросы на семинарских и практических занятиях, обоснованность и четкость изложения ответа;
- активность студента и качество его работы, умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач, оформление материала в соответствии с требованиями.
Результаты этой оценки используют преподаватели, сотрудники деканатов, заведующие кафедрами, студенты, родители, сотрудники учебно-методического управления, которые анализируют индивидуальные и групповые результаты.
Балльно-рейтинговая система контроля знаний предусматривает обеспечение
целостного и полного усвоения студентами содержания образовательных программ высшего профессионального образования; широкое использование современных педагогических контрольно-оценочных технологий; поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных решений в управлении качеством обучения студентов на уровне преподавателя, кафедры, факультета и университета.
Для более эффективной работы данной системы необходимо решить ряд организационных проблем: повысить дисциплину преподавателей по своевременности и оперативности предоставления сведений в деканат, использованию преподавателями единых подходов при промежуточных и итоговых аттестациях и т. д.
Стремительные изменения, происходящие в современном мире, развитие и внедрение в жизнь передовых технологий - все это ставит перед высшей школой новые задачи в подготовке образованных специалистов, которые хотят и умеют приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка.
N. I. Smorodinova, N. V. Shirochenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
THE ROLE OF THE RATING MONITORING SYSTEM OF PROGRESS IN ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES IN AEROSPACE UNIVERSITY
The article deals with problems of organization of the rating monitoring system of progress of students at financial and economic faculty Siberian State Aerospace University
© Смородинова Н. И., Широченко Н. В., 2009
УДК 681.3.06 (079)
Е. В. Сурнина, С. И. Сенашов, Г. А. Пузанова, Е. В. Филюшина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
СТОИМОСТЬ КВАРТИРЫ КАК ОСНОВА РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА*