2009
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Воздушное право
№ 144
УДК 006.032: 378.14: 656.7
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Т.В. НАУМОВА
Статья представлена доктором философских наук, профессором Г араниной О.Д.
В статье рассматриваются пути совершенствования нормативной базы системы управления качеством подготовки специалистов, в частности, балльно-рейтинговой системы оценки учебной работы студентов.
Ключевые слова: международные стандарты серии 180 9000:2000, образовательная деятельность, система ЕСТ8.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определяет роль профессиональной подготовки на современном этапе развития России как «все более мощной движущей силы экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его (образование) одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина» [1].
Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования [1].
Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х -начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло от образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны [1].
Повышение качества образовательного процесса - приоритетное направление деятельности любого учебного заведения. МГТУ ГА - ведущий учебный центр России по подготовке специалистов для гражданской авиации. В соответствии с требованиями международных стандартов серии 180 9000:2000 с февраля 2006 г. в рамках системы управления качеством подготовки специалистов в Университете действует «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов» (далее «Положение...») [2], при разработке которого за основу взято «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденное постановлением Правительства РФ № 264 от 5 апреля 2001 г. [3].
Реализация основных требований «Положения.», несомненно, положительно сказалась на уровне профессиональной подготовки студентов. В соответствии с «Положением.» деятельность кафедр и деканатов факультетов по управлению образовательной деятельностью пред-
ставляет совокупность двух процессов: процесса текущего контроля успеваемости студентов и процесса промежуточной аттестации студентов. Помимо существовавших ранее в Университете таких форм, как самостоятельная работа студентов (СРС) и рубежный контроль знаний (РКЗ), в «Положении.» предусмотрены дополнительные меры текущего контроля в течение учебного семестра, результаты которых фиксируются преподавателями в журнале учета успеваемости, а также в специальных ведомостях, которые в четко определенные сроки представляются в соответствующие деканаты. Важным здесь следует отметить тот факт, что помимо академической успеваемости контролю подлежит активность студента при освоении материала, его ответы на вопросы, выполнение письменных контрольных работ и т. д. Можно также сказать, что этот документ несколько опередил новое «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденное в феврале 2008 г. постановлением Правительства РФ № 71 [4], поскольку уже содержал понятие модулей дисциплин. Деление дисциплины на модули, т.е. логически завершенные части, дает возможность детализировать контроль образовательного процесса, отследить все этапы освоения студентом конкретной дисциплины.
Анализ всех сведений по управлению образовательной деятельности и подведение итогов осуществляют деканаты в виде балльно-рейтингового контроля. Балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов - инструмент управления образовательным процессом, предполагающий ранжирование студентов по результатам накопленной оценки их персональных достижений в учебной деятельности, социальной активности. Оценка социальных характеристик студента рассматривается как неотъемлемый элемент учебно-воспитательного процесса, проводится в целях повышения ответственности и организованности студентов, их мотивации глубокому и всестороннему усвоению необходимого объема знаний, привития навыков систематической работы и, что особенно важно, позволяет выявить наиболее способных и талантливых студентов. Балльно-рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за участие в научной деятельности или особые успехи в изучении дисциплины. Деканаты не только несут ответственность за внедрение и функционирование балльно-рейтинговой системы, принимают участие в обобщении и организации обмена опытом работы кафедр по балльно-рейтинговой системе и ее распространении, но и осуществляют контроль достоверности, своевременности и полноты внесения преподавателями всех необходимых данных в ведомости оценки успеваемости студентов, проводят индивидуальную работу со студентами на основе анализа информации об их успеваемости.
И здесь возникает существенная проблема. Интегральной оценкой качества подготовки студента МГТУ ГА является его индивидуальный рейтинг. При подсчете рейтинга во внимание принимаются только результаты и сроки сдачи сессий. Самостоятельная работа студента, активность на аудиторных занятиях и т. д. принимаются во внимание только при текущем контроле успеваемости в семестре в виде баллов активности, выставляемых преподавателями в соответствующие ведомости. Причем «Положение.» дает право преподавателям выбрать индивидуальный способ определения баллов активности. А такие качества, как умение работать в команде, индивидуальные способности и социальные характеристики студента, навыки самостоятельной работы и др. вообще не принимаются во внимание.
Несомненно, это создает проблемы в ситуациях перевода студентов нашего У ниверситета в другие вузы или при продолжении образования в иных учебных заведениях после окончания МГТУ ГА, не говоря уже об идентификации профессионализма нашего выпускника при приеме на работу, поскольку данные его личного рейтинга ни о чем не говорят принимающей стороне. Развитие международных связей, открывающиеся перспективы в получении западного образования либо возможности прохождения стажировок в зарубежных авиакомпаниях заставляют считаться с требованиями международных стандартов в сфере образования и применять единые подходы к оценке учебной работы студентов МГТУ ГА, обучающихся по всем уровням, специальностям и направлениям.
Решить эту задачу можно, воспользовавшись материалами Болонского процесса, в частности, Европейской системой перезачета кредитов EUROPEAN CREDITS TRANSFER SYSTEMS (ECTS). Эта методология, обеспечивающая прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возникла первоначально в рамках европейской программы Erasmus в 1988 г. В настоящее время порядка 1200 из 1820 образовательных учреждений в ЕС, имеющих контракт на институциональном уровне с Socrates-Erasmus, получили гранты Socrates для введения системы ECTS. Система ECTS требует не просто подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также детального описания всей программы обучения в институте с информацией о содержании, методологии обучения и методов оценки программ курсов [5].
Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая конкретный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации.
Использование системы ECTS для перезачета кредитов особенно широко распространено в следующих странах: Греция и Швеция (80%), Финляндия и Польша (81.5%), Австрия (84%), Румыния (87%), Норвегия (90%), Ирландия и Дания (93%). Другие системы, отличные от ECTS, применяются больше всего в Великобритании (45,5%) и Турции (58%). В странах ЮгоВосточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ECTS как систему перезачета кредитов, следовательно, предстоит большая работа в этом направлении.
Общий рейтинговый показатель по дисциплине - это количество баллов, полученных студентом по всем видам учебной, научной деятельности и социальной активности в семестре. Этот показатель может быть равным, например, 100 баллам.
Общая максимальная сумма баллов, которую студент может набрать по дисциплине в течение семестра за выполнение запланированных семестровых контрольных мероприятий, активность, посещаемость и социальную характеристику равна, скажем, 70 баллам. Количество баллов при промежуточной аттестации студентов, т. е. по итогам экзамена или зачета, могут быть начислены следующим образом:
«отлично» 25 - 30 баллов
«хорошо» 18 - 24 баллов
«удовлетворительно» 11 - 17 баллов
«зачет» 30 баллов
Минимальную сумму баллов, которую студент должен набрать за выполнение запланированных семестровых контрольных мероприятий для получения допуска к прохождению промежуточного контрольного мероприятия по дисциплине, можно принять равной 40 баллам.
Оценка личностных, социальных характеристик студентов, параметры которых утверждаются руководством вуза, может быть приравнена к 10 баллам. Такими параметрами могут быть, как отмечалось выше, посещаемость, активная работа на занятиях, своевременное выполнение заданий по учебному плану в соответствии с графиком самостоятельной работы студентов, корректное общение с преподавателями и др.
Для стимулирования своевременной сдачи сессии, на мой взгляд, имеет смысл предусмотреть снижение рейтинга за каждую пересдачу экзамена или зачета. Скажем, первая пересдача экзамена - снимается 10 баллов; вторая пересдача экзамена - 15 баллов; первая пересдача зачета - 5 баллов; вторая пересдача зачета - 10 баллов.
Примерное соответствие оценок балльно-рейтинговой системы МГТУ ГА европейскому стандарту представлено в табл. 1.
Таблица 1
5-ти балльная оценка Рейтинг Европей- ская оценка Примечание
Отлично 86 -100 А «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному
Хорошо 76 -85 В «Очень хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному
66 - 75 С «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов
Удовлетво- рительно 65-70 Б «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнены, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки
56-64 Е «Посредственно» - теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному
Неудовле- творительно Менее 55 Б «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий
Внесение предложенных дополнений в нормативные документы системы управления качеством подготовки специалистов в МГТУ ГА приведет к созданию положительного имиджа Университета на рынке образовательных услуг, в частности, путем активизации работы с потенциальными потребителями специалистов; будет способствовать повышению мотивации студентов к получению глубоких и прочных знаний, к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы, к общественной активности и постоянному личному совершенствованию, что в конечном итоге ускорит адаптацию выпускников к производственной деятельности.
Принимая во внимание тот факт, что МГТУ ГА готовит не просто специалистов для отрасли, но и будущих руководителей подразделений всех уровней, важным аспектом качества подготовки является правовое образование выпускников. Актуальной эта задача видится еще и с позиции активно расширяющихся в последние годы международных связей в авиации. В настоящее время в Университете в соответствии с учебными планами всех специальностей студентам преподаются основы правоведения. Вместе с тем, вопросы гражданского, административного, трудового, а также международного права требуют более углубленного изучения. Решения этой задачи видится в создании в У ниверситете специализированной кафедры правового направления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утв. приказом Минобразования России от 11.02.2002 № 393.
2. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов. - М.: МГТУ ГА,
2006.
3. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. №264.
4. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ от от 14 февраля 2008 г. № 71.
5. www.ects.muh.ru/ - материалы Европейской системы перезачета кредитов (ЕСТБ).
6. http://ru.wikipedia.org - материалы Болонского процесса.
7. http://www.isocenter.ru/iso9000 - материалы международных стандартов ИСО 9000:2000.
ABOUT PERFECTION OF STANDARD BASE OF QUALITY OF PREPARATION OF EXPERTS FOR CIVIL AIRCRAFT
Naumova T.V.
In the article the ways of perfection of the standard base of a control system by quality of the preparation of experts, in particular, balno-rating system of an estimation of study of students, are considered.
Сведения об авторе
Наумова Татьяна Владимировна, окончила МИИГА (1988), кандидат философских наук, доцент, заместитель декана факультета прикладной математики и вычислительной техники МГТУ ГА, автор 46 научных работ, область научных интересов - экологические аспекты проблемы безопасности, управление качеством образовательной деятельности в вузе.