Научная статья на тему 'Обеспечение психолого-педагогическими знаниями слушателей юридического вуза'

Обеспечение психолого-педагогическими знаниями слушателей юридического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение психолого-педагогическими знаниями слушателей юридического вуза»

В помощь

ппепоааватепю

вуза

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ СЛУШАТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА

Канд. пед. наук И .И .Павлова Г.И .Андреев

Чебоксарский филиал ЮИ МВД России

Сотрудники различных служб ОВД выполняют сложную и ответственную государственную задачу по укреплению законности и правопорядка. По долгу службы им приходится повседневно вторгаться в сложные области человеческих взаимоотношений, пресекать преступления, предупреждать правонарушения, заниматься воспитанием граждан, выступать в роли арбитра в острых конфликтных ситуациях, оказывать помощь пострадавшим и т.д. Чтобы успешно выполнять свой служебный и гражданский долг, современный сотрудник милиции должен быть широко образованным человеком, обладать глубокими научными, профессиональными знаниями в области социологии, политики, права, экономики, этики, психологии, педагогики и уметь правильно пользоваться ими в повседневной работе. Только при этих условиях он может успешно выполнять поставленные перед ним государством задачи, выступать гарантом социальной справедливости.

Проведенный нами анализ деятельности сотрудников ОВД показал, что часть из них испытывают различной степени затруднения в решении многих практических задач из-за слабой обеспеченности профессиональными знаниями, умениями и навыками. Учет требований к юридическому вузу и сотруднику ОВД в условиях перестройки общества, критический анализ качества работы выпускников показывают необходимость совершенствования содержания и методов юридической,

общепедагогической, психологической подготовки слушателей. Система средств ее совершенствования в вузе МВД включает обновленный вариант структуры психолого-педа-гогических, общественно-политических и дру-гах дисциплин, предусматривает их взаимосвязь и систематичность изучения в течение всех лет обучения, разработку целостного программ-но-методического обеспечения профессиональной подготовки слушателей с использованием современных педагогических технологий.

Для того, чтобы целенаправленно готовить слушателей юридического вуза к их профессиональной деятельности, в нашем институте на основе государственного стандарта и квалификационной характеристики выпускников учебных заведений МВД разработана модель выпускника. Она содержит профессиональные качества специалиста, обоснованные требования к нему с точки зрения специфики профессии. Так, среди ведущих качеств личности сотрудника ОВД выделяются: убежденность, сознательность, патриотизм, добросовестность, дисциплинированность, порядочность, деловитость, оперативность, долг, ответственность, социальная активность, нравственная устойчивость, самокритичность, скромность, любознательность, гуманность, честность, справедливость, принципиальность, целеустремленность, коллективизм.

В модель выпускника включены и специальные юридические, социально-психологические, социально-политические, социально-педагогические знания, умения и навыки, необходимые сотруднику ОВД в практической деятельности. Наличие такой модели и разработанных критериев готовности слушателей к профессиональной деятельности позволяет профессорско-преподавательскому составу вуза четко видеть конечный результат своего труда и вести целенаправленную учебно-воспитательную работу по формированию современного, квалифицированного специалиста. В то же время знание уровня подготовленности к будущей деятельности в ОВД позволяет

слушателю видеть слабое звено в своей профессиональной подготовке и включаться в процесс самообразования и самовоспитания, приобретения новых знаний, умений и навыков.

Поскольку деятельность сотрудника милиции связана с различными категориями граждан, то мы большое внимание в своей работе уделяем вооружению слушателей психолого-педагопгческими знаниями, умениями и навыками, формирование в которых обеспечивается определенной системой средств и условий. Она представляет собой комплексную организацию деятельности слушателей, непрерывность и систематичность изучения психологической теории и практики в течение всех лет обучения в институте; взаимосвязь теоретического и практического обучения, содержания, форм и методов обучения; личностные качества преподавателя, его творческого общения со слушателями; организацию самостоятельной работы.

Комплексная организация деятельности слушателей сочетается с учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической деятельностью.

Учебно-познавательная деятельность по педагогике и психологии рассматривается как процесс решения учебных задач, направленных на познание закономерностей, принципов, способов организации общения в сложной, напряженной работе сотрудника ОВД с различными категориями граждан, овладения педагогического мастерства, педагогического воздействия на людей.

Учебно-практическая деятельность включает процесс решения практических задач, направленных на выполнение заданий по дисциплинам, требующим применения теоретических знаний, в реальной обстановке.

Самостоятельная практическая деятельность осуществляется в процессе решения задач на практике, где слушатели используют знания психологии и педагогики и оценивают результаты своей работы.

Взаимосвязь этих видов деятельности обусловлена тем, что система педагогических и психологических знаний и умений формируется как в процессе учебно-познавательной, так и учебно-практической и самостоятельной деятельности.

В ходе занятий слушатели овладевают фундаментальными знаниями основ психологической, педагогической теории и основами педагогических умений. В процессе практики происходит актуализация, применение теоретических знаний в конкретных условиях, формирование и развитие практических умений

и навыков.

Формирование педагогических и психологических знаний, умений и навыков — длительный процесс, охватывающий несколько этапов.

1-й этап — формирование первоначальных представлений о роли психолого-педагогической теории в деятельности сотрудника ОВД.

2-й этап — формирование предметной системы знаний, усвоение ведущих психолого-педагогических теорий, категорий, понятий, закономерностей, принципов, методов и средств воспитания, перевоспитания.

3-й этап — формирование обобщенной комплексной системы знаний на основе межпредметных связей с другими дисциплинами, изучаемыми в вузе. При этом широко практикуются следующие виды самостоятельной работы: изучение литературы по предметам, курсовые работы, практические занятия, хронометраж затрат времени на решение задач, беседы со слушателями, исследовательские задания, изучение опыта работы лучших сотрудников ОВД и др.

Особое внимание уделяется совершенствованию учебных технологий. Основными направлениями их реализации в процессе обучения являются:

— ориентация личности сотрудника ОВД на максимальное развитие индивидуальных способностей;

— демократизация учебного процесса, развитие у слушателей стремления проявлять самостоятельность в учении, самообразования;

— развитие умений выбирать наиболее продуктивные для данной личности форм обучения и самообучения;

— воспитание у слушателей стремления пополнять свои профессиональные знания, овладевать приемами и навыками самообразовательной деятельности;

— воспитание навыков поиска путей совершенствования методов и форм обучения.

В опыте работы преподавателей нашего вуза используются следующие учебные технологии:

— отбор дидактических положений: принципов, методов, средств, форм, приемов и т.д.;

— алгоритмизированные технологии обучения с пошаговой отработкой материала;

— целостное и "блочное" изучение тем, укрепление дидактических единиц обучения;

— гибкие учебные технологии с использованием ЭВМ;

— релаксопедические и игровые технологии обучения;

—индивидуализированное обучение; — "погружение" и др. Учебные технологии представляют собой часть методики преподавания отдельного предмета, спланированные действия по развитию инициативы и самостоятельности слушателя в учении. Они могут быть сиюминутными находками преподавателя, импровизацией во взаимодействии со слушателями, содействующими развитию познавательной активности.

ПСИХОТЕХНИКА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инспектор-психолог М.М.Макоева

Нальчикский филиал Ростовского юридического института МВД России

В настоящее время отечественная психология оперативно-розыскной деятельности благодаря усилиям многих исследователей приобрела статус развернутой научной дисциплины, однако многие ее направления разработаны недостаточно. К их числу относится и психотехника, которая как одна из ветвей прикладной психологии ориентирована на решение сугубо практических задач. Область применения ее в правовой деятельности чрезвычайно обширна.

Для уточнения роли психотехники в оперативно-розыскной деятельности нужно подчеркнуть, что если наш интерес ограничивается исключительно наблюдением за личностью преступника, если мы применяем психологические знания для объяснения психики данного преступника и если этот анализ производится только для целей понимания психологической структуры этой личности, то мы остаемся всецело в границах теоретической психологии. Такой анализ и такое объяснение не имеют никакого отношения к психотехнике. Другое дело, если анализ и объяснение служат для какого-либо оперативно-розыек-ного действия, которое мы хотим выполнить ради известной цели.

Цели оперативно-розыскной деятельности могут быть достигнуты посредством психических процессов, и задача психотехники состоит в том, чтобы показать, о каких процессах при этом должна идти речь и какие влияния необходимы для достижения желаемого результата. Не всякое применение пси-

хологических знаний в оперативно-розыскной деятельности означает использование психотехники. Психолошческая техника лишь постольку имеет знание для оперативно-розыскной деятельности, поскольку она служит вспомогательным средством в процессе раскрытия преступления.

Алгоритмы оперативно-розыскных действий, основанные на психологическом знании, позволяют улучшить обработку оперативно значимой информации, расширить стратегии выбора в процессе принятия решений. Применение психологической техники в опера-тивно-розыскной деятельности позволит сотрудникам воздействовать на психику людей, управлять своим поведением и поведением других, поможет перестроить структуру профессионального и жизненного опыта. "Духовное развитие человека всегда происходит за счет специально организуемых систем психотехнического действия... т.е. действий по овладению и изменению психики с помощью применения специальных искусственных средств" (2, 86).

Психотехника требует особого подхода к применению способов и приемов оперативно-розыскной работы. Такой подход предполагает интерес к преступнику как субъекту, который нуждается в сопереживании, оценке, понимании индивидуальной модели мира (впервые в отечественной психологии вопрос о понимании человека через призму отношений "человек — мир" поставил С.Л.Рубинштейн).

Человек воспринимает окружающий мир субъективно, каждый из нас имеет свою модель мира. Между реальным миром и моделью мира любого человека имеются различия, которые обусловлены психофизиологическими, социальными и иными ограшгчениями. Поведение преступника, каким бы странным оно ни казалось на первый взгляд, становится понятным только в том случае, если оно рассматривается в контексте выборов, порождаемых его индивидуальной моделью мира. "... Чтобы предвидеть, как склонен поступить другой человек, требуется проникнуть в "его душу", как-то учесть его субъективные переживания, его собственное определение ситуации и своего места в ней" (4, 121.).

Иногда субъективная модель мира преступника не поддается расшифровке. В решении этой задачи, в частности, может помочь психотехника с использованием нейро-лингвис-тического программирования (НЛП). НЛП — это практика и наука, это новая модель чело-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.