—индивидуализированное обучение; — "погружение" и др. Учебные технологии представляют собой часть методики преподавания отдельного предмета, спланированные действия по развитию инициативы и самостоятельности слушателя в учении. Они могут быть сиюминутными находками преподавателя, импровизацией во взаимодействии со слушателями, содействующими развитию познавательной активности.
ПСИХОТЕХНИКА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инспектор-психолог М.М.Макоева
Нальчикский филиал Ростовского юридического института МВД России
В настоящее время отечественная психология оперативно-розыскной деятельности благодаря усилиям многих исследователей приобрела статус развернутой научной дисциплины, однако многие ее направления разработаны недостаточно. К их числу относится и психотехника, которая как одна из ветвей прикладной психологии ориентирована на решение сугубо практических задач. Область применения ее в правовой деятельности чрезвычайно обширна.
Для уточнения роли психотехники в оперативно-розыскной деятельности нужно подчеркнуть, что если наш интерес ограничивается исключительно наблюдением за личностью преступника, если мы применяем психологические знания для объяснения психики данного преступника и если этот анализ производится только для целей понимания психологической структуры этой личности, то мы остаемся всецело в границах теоретической психологии. Такой анализ и такое объяснение не имеют никакого отношения к психотехнике. Другое дело, если анализ и объяснение служат для какого-либо оперативно-розыек-ного действия, которое мы хотим выполнить ради известной цели.
Цели оперативно-розыскной деятельности могут быть достигнуты посредством психических процессов, и задача психотехники состоит в том, чтобы показать, о каких процессах при этом должна идти речь и какие влияния необходимы для достижения желаемого результата. Не всякое применение пси-
хологических знаний в оперативно-розыскной деятельности означает использование психотехники. Психолошческая техника лишь постольку имеет знание для оперативно-розыскной деятельности, поскольку она служит вспомогательным средством в процессе раскрытия преступления.
Алгоритмы оперативно-розыскных действий, основанные на психологическом знании, позволяют улучшить обработку оперативно значимой информации, расширить стратегии выбора в процессе принятия решений. Применение психологической техники в опера-тивно-розыскной деятельности позволит сотрудникам воздействовать на психику людей, управлять своим поведением и поведением других, поможет перестроить структуру профессионального и жизненного опыта. "Духовное развитие человека всегда происходит за счет специально организуемых систем психотехнического действия... т.е. действий по овладению и изменению психики с помощью применения специальных искусственных средств" (2, 86).
Психотехника требует особого подхода к применению способов и приемов оперативно-розыскной работы. Такой подход предполагает интерес к преступнику как субъекту, который нуждается в сопереживании, оценке, понимании индивидуальной модели мира (впервые в отечественной психологии вопрос о понимании человека через призму отношений "человек — мир" поставил С.Л.Рубинштейн).
Человек воспринимает окружающий мир субъективно, каждый из нас имеет свою модель мира. Между реальным миром и моделью мира любого человека имеются различия, которые обусловлены психофизиологическими, социальными и иными ограшгчениями. Поведение преступника, каким бы странным оно ни казалось на первый взгляд, становится понятным только в том случае, если оно рассматривается в контексте выборов, порождаемых его индивидуальной моделью мира. "... Чтобы предвидеть, как склонен поступить другой человек, требуется проникнуть в "его душу", как-то учесть его субъективные переживания, его собственное определение ситуации и своего места в ней" (4, 121.).
Иногда субъективная модель мира преступника не поддается расшифровке. В решении этой задачи, в частности, может помочь психотехника с использованием нейро-лингвис-тического программирования (НЛП). НЛП — это практика и наука, это новая модель чело-
веческой коммуникации и поведения, ее тех-ники взяты из жизни. Одна из целей НЛП — научиться общаться эффективно, "программировать" процесс коммуникации.
Применение нейро-лингвистического программирования в оперативно-розыскной деятельности может помочь регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, фиксировать изменения, происходящие в психике этих лиц, воздействовать на них, чтобы получить нужную информацию.
С помощью НЛП можно описать любую человеческую активность, в том числе преступную, весьма детальным образом. Благодаря технологии нейро-лингвистического программирования становится возможным изучение мыслительного процесса конкретного человека с достаточно высокой степенью точности. Вопрос в том, как получить доступ к модели мира другого. Для этого в нейро-лингвисти-ческом программировании есть много средств. Одно из них — техника мета-модели.
Мета-модель — набор лингвистических признаков, позволяющих определить способ, которым человек обобщает, собирает или "стирает" информацию. С помощью мета-модели можно раскодировать и оперативно значимую информацию, расширить и обогатить навыки расследования преступлений.
Мета-модель призвана научить слушающего обращать внимание на формы коммуникации говорящего. Содержание может бесконечно варьировать, но форма подачи информации дает слушающему еще одну возможность максимального понимания в любой специфической коммуникации.
Практикуясь в использовании мета-модели в ситуациях беседы, опроса, допроса, оперативные работники, как правило, опираются на свой опыт в понимании коммуникации другого лица. Допустим, опрашиваемый говорит: "Я боюсь давать показания". Оператив-
ному работнику нужно полностью понять, что означает это утверждение, и спросить: "Чего или кого боитесь, почему боитесь?"
Страх излагать показания может возникнуть по разным причинам. Если оперативный работник, опираясь на свой личный опыт, решает для себя, что означают слова другого человека, то он находится в своей модели мира. Реакции же, предписываемые мета-моделью, помогают оперативным работникам придерживаться опыта другого человека. Всякий раз, получив сигнал о недостаточности какой-либо информации, отсутствии смысла, можно быть уверенным, »по техника мета-модели окажется уместной. Еще одно достоинство мета-модели — она учит слушать не только других, но и самого себя.
Техника мета-модели никоим образом не исчерпывает способов, которыми оперативный работник может воспользоваться в ходе работы. Она должна применяться наряду с другими техниками.
Опытные сотрудники оперативных аппаратов при раскрытии преступлений интуитивно используют психологическую технику. Так, контент-анализ материалов уголовных, оперативно-поисковых дел, опрос личного состава уголовного розыска показали, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудники, имеющие большой стаж работы в УР, используют психотехнику общения, технику трансактивного анализа, с участием психологов создают модели психики преступников.
Такое моделирование осуществляется путем выделения из многообразия оперативной информации интересующего объекта и представления этого объекта в виде набора важных, с точки зрения цели, параметров. Если представить структуру оперативно-розыскных действий в виде операций, следующих друг за другом во времени, то моделирование психики другого лица произойдет примерно по следующей схеме:
Применение психотехники предполагает творческий подход сотрудника к своей работе, известную психологическую компетентность. Решение профессиональных задач невозможно без целенаправленного обучения личного состава оперативных аппаратов психологической технике.
Литература
1. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. 4.1. — Спб, 1996.
2. Пузырей A.A. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. — М., 1986.
3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.
4. ШибутаниТ. Социальная психология. — М., 1969.
5. Закон и оперативно-розыскная деятельность: Толковый словарь понятий и терминов, используемых в законодательстве в области оператив-но-розыскной деятельности /Авт.-сост. А.Ю.Шумилов. — М.: Фирма "ABC", 1996.