Научная статья на тему 'Обеспечение правовой защиты несовершеннолетних от воздействия информации, наносящей вред их здоровью и нравственному развитию'

Обеспечение правовой защиты несовершеннолетних от воздействия информации, наносящей вред их здоровью и нравственному развитию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
523
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / ПРАВА РЕБЕНКА / CHILDREN''S RIGHTS / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / LEGAL PROTECTION / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ / INFORMATION RESTRICTION / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ЗАЩИТА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / ГОСУДАРСТВО / STATE / РЕБЕНОК / CHILD / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ГРАЖДАНЕ / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ВРЕД / HARM / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / MORAL DEVELOPMENT / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / INFORMATION TECHNOLOGY / SECURITY / UNDERAGE CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Туманин С.С.

В статье рассматриваются отдельные вопросы защиты несовершеннолетних от информации, способной нанести вред их здоровью и нравственному развитию, исследуются правовые и организационные проблемы реализации информационных технологий. Анализируется российское и международное законодательство в этой сфере. Рассматривается спецификация отношений, связанных с защитой детей от «вредной» информации. Предлагаются условия эффективного противодействия от негативно влияющей информации, пропаганды и агитации, а также правовые новации в области информационного ограничения. Устанавливается категория информации, от которой должен быть защищен несовершеннолетний пользователь информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Туманин С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW PROTECTION OF MINORS FROM EXPOSURE TO INFORMATION WHICH CAN BE HARMFULL TO THEIR HEALTH AND MORAL DEVELOPMENT

The article discusses some question of protection of minors from information which can be harm full to their health and moral development, the article also examines the legal and organizational problems of the implementation of information technology. Analyzes the Russian and international legislation in this area. Discusses the specification of relations connected with the protection of children from "harmful" information. Offers effective counteraction from the negative impact of information, propaganda, and legal innovations in the field of information restrictions. Set the category of information which must be protected minor user information.

Текст научной работы на тему «Обеспечение правовой защиты несовершеннолетних от воздействия информации, наносящей вред их здоровью и нравственному развитию»

обстоятельств. По нашему мнению, основное внимание необходимо уделять правовому обеспечению экономики, без которого выстроить четкую и

эффективную систему управления сегодня не представляется возможным.

Пристатейный библиографический список

1. Горецкий И.В. Налоги в экономической стратегии государства // Финансы. 2009. № 8.

2. Иеринг Р. Цель в праве. Т. 1. СПб., 1881.

3. Тихомиров Ю.А. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и экономика. 2000. № 5.

4. Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М., 2010.

5. Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 2012. 16 января.

6. Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. 2012. 30 января.

С.С. Туманин

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИИ, НАНОСЯЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ

В статье рассматриваются отдельные вопросы защиты несовершеннолетних от информации, способной нанести вред их здоровью и нравственному развитию, исследуются правовые и организационные проблемы реализации информационных технологий. Анализируется российское и международное законодательство в этой сфере. Рассматривается спецификация отношений, связанных с защитой детей от «вредной» информации. Предлагаются условия эффективного противодействия от негативно влияющей информации, пропаганды и агитации, а также правовые новации в области информационного ограничения. Устанавливается категория информации, от которой должен быть защищен несовершеннолетний пользователь информации.

Ключевые слова: право, права ребенка, правовая защита, медиаобразование, информационное ограничение, информатизация, технология, защита, деятельность, государство, ребенок, несовершеннолетние граждане, общество, вред, здоровье, нравственное развитие, информационная безопасность.

S.S. Tumanin

LAW PROTECTION OF MINORS FROM EXPOSURE TO INFORMATION WHICH CAN BE HARMFULL TO THEIR HEALTH AND MORAL DEVELOPMENT

The article discusses some question of protection of minors from information which can be harm full to their health and moral development, the article also examines the legal and organizational problems of the implementation of information technology. Analyzes the Russian and international legislation in this area. Discusses the specification of relations connected with the protection of children from "harmful" information. Offers effective counteraction from the negative impact of information, propaganda, and legal innovations in the field of information restrictions. Set the category of information which must be protected minor user information.

Key words: law, children's rights, legal protection, media education, information restriction, information technology, security, activities, state, child, underage citizens, society, harm, health, moral development, information security.

Проблема обеспечения правовой защиты детей и юношества от агрессивного, негативного, в некоторой степени аморального воздействия информации, пропаганды и агитации является одной из актуальнейших проблем современного информационного законодательства России.

В условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового телерадиовещания) дети и подростки в наибольшей степени подвержены негативному информационному воздействию. Информация, распространяемая с использованием СМИ, сетей Интернет, при обороте рекламной продукции, электронных и компьютерных

игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов, все чаще оказывает на несовершеннолетних психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к агрессивному, жестокому, рискованному, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в преступную деятельность. Информационное пространство насыщено различной информацией, чаще негативного, а порой и аморального содержания, не способствующей развитию мышления и здоровой психики у ребенка, а скорее, наоборот - влияющей на появление ряда комплексов и информационной зависимости у несовершеннолетних.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

По сведениям МВД России за эти годы значительно возросло число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, материалы, посвященные суицидам, убийствам, употреблению наркотиков. Сайты стали доступны несовершеннолетним в любое время суток.

Острота и масштабы проблемы, связанной с защитой детей от распространения информации, наносящей вред здоровью и нравственному развитию, требует от органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, да и в целом гражданского общества принятия конкретных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Конституцией России установлены обязанности государства защищать детей и родителей, заботиться о детях и воспитывать их (ч.ч. 1, 2 ст. 38). Конституцией также предусмотрена возможность ограничивать права и свободы человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55). Нормы международного права также допускают ограничение законом свободы получать и распространять информацию и идеи, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц [1].

Однако другой составляющей данной проблемы, является наличие конституционных положений о неприемлемости необоснованного ограничения свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, выражения мнения и информации, а также об абсолютном и безусловном запрете цензуры в Российской Федерации, о гарантиях свободы массовой информации (ст. ст. 29, 44 Конституции РФ).

В большинстве стран мира (США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Малайзия, Южной Африканской республике и других государствах) большое значение придается защите несовершеннолетних от воздействия вредного аудиовизуального контента. Защита от вредной и противозаконной информации осуществляется уже более 20 лет. В РФ особого ограничения в доступе к информационным ресурсам у несовершеннолетних, до принятия Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее по тексту - Закон о защите детей от информации, Закон) не было.

До появления Закона о защите детей от информации были приняты, но официально не опубликованы три ведомственных нормативных документа, действующих по состоянию на 1 ноября 2014 г., которые ввели возрастную классификацию фильмов,

соответствующую психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудитории, а также утвердили руководство по определению возрастных ограничений зрительской аудитории аудиовизуальных произведений, предоставляемых на государственную регистрацию художественных, документальных, научно - популярных, учебных, мультипликационных кино- и видеофильмов, предназначенных для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации на киноустановках, в киновидеотеатрах, видеосалонах и других залах, это:

1) Приказ Госкино РФ от 20.10.1999 № 7-1-19/74 "О временном руководстве по возрастной классификации аудиовизуальных произведений";

2) Приказ Минкультуры РФ от 05.03.2001 № 192 (в ред. от 05.03.2003) "Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, Положения и состава Межведомственной конфликтной комиссии по возрастной классификации аудиовизуальных произведений";

3) Приказ Роскультуры от 15.03.2005 № 112 (в ред. от 01.07.2005) "Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, Положения и состава экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений". Принятие каждого последующего акта фактически прекращало применение предыдущего. В этой связи, принятие Закона явилось действительно актуальным.

Большинство положений Закона направлено на практическую реализацию норм Конвенции о правах ребенка (ст. ст. 13, 17, 34), определяющей соответствующие обязательства государства в информационной сфере. Речь, в частности, идет о разработке надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, а также установлении необходимых ограничений прав самого ребенка, включая свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода [2].

Исходя из целей правового регулирования, вся информация Законом разделена на две исчерпывающие группы:

1) информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, внутри которой выделяется информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено;

2) иная информация - она не имеет специального термина для обозначения, но ее существование следует из самого факта выделения первой группы, в том числе информация, оборот которой не регулируется Законом.

Рассматривая информацию как продукт массового потребления и ключевое понятие Закона о защите детей от информации, совершенно разумно в

интересах потребителей предъявлять к ней требования качества и безопасности по аналогии с медицинскими препаратами, продуктами питания, промышленными товарами и услугами. Только вот если вредное воздействие последних предполагается и не вызывает сомнений в обществе - взять, к примеру, побочный эффект лекарств, то опасность информации для человека все еще служит предметом споров и предположений. Исходя из анализа нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее по тексту -Закон о правах ребенка), информация, пропаганда и агитация могут в равной степени наносить вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей.

Так, например, содержанием незаконной пропаганды могут выступать социальное, расовое, национальное и религиозное неравенство, насилие и жестокость (в Законе о СМИ - культ насилия и жестокости), информация порнографического характера, наркомания, токсикомания, антиобщественное поведение. К сожалению, критериев и других вариантов разграничения этих трех смежных понятий в Законе о правах ребенка даже при наличии ст. 1 "Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе", увы, не содержится. Использование их в цепочке, которая изображена в ч. 1 ст. 14 Закона о правах ребенка, может лишь запутать правоприменителя, поскольку допускает смешение смыслов. Понятие информации универсально, оно охватывает собой сведения любого содержания, представленные в какой угодно форме, в то время как агитация и пропаганда представляют собой информационные, технологические и даже политические процессы, а потому ставить их в один ряд с информацией без четких разграничительных критериев нежелательно.

Развитие информационных и коммуникационных технологий, появление разнообразных социальных сетей со свободным доступом к информации не только играет важную роль в развитии самого общества, но и создает проблемы в сфере информационной безопасности несовершеннолетних и соответственно требует от государства и общества в целом усиления мер по содействию физическому, духовному, нравственному развитию несовершеннолетних, обеспечению их нормального физического и психологического развития. Угроза состоит еще в том, что медианасилие превращается в наркотик, вызывающий у детей привыкание, ему подражают, воспринимают как способ решения проблем, происходит отождествление ребенка с персонажем-жертвой либо с персонажем-истязателем [3].

Исследования природы и механизмов воздействия информации на детскую психику проводились как в России, так и за рубежом, по проблеме высказывались не только ученые, но и судьи, однако си-

туация на сегодня такова, что каждый высказывающийся по проблеме остается при своем мнении.

Затрагивая сферу защиты несовершеннолетних от влияния информации, способной нанести вред их здоровью и нравственному развитию, необходимо отметить тему современного телевидения и кино. Отечественное телевидение и кино с момента распада Советского союза делают ставку на коммерциализацию и криминализацию сознания, уход от семейных ценностей и замену их ценностями другого порядка (престиж, успех, комфорт). Изображение российского общества как общества повальной коррупции и власти денег стало своего рода нормой.

Стандартами кинопродукции стали голливудский гламур, зрелищность и развлекательность, независимо от того, на каких нотах зрителя играют режиссер и актеры, к каким чувствам - чаще инстинктам - обращаются создатели фильмов. Телевидение и другие медиаресурсы формирует у несовершеннолетних систему ценностей и влияет на их поведение в обществе. В отношении современного телевидения и кино можно говорить как минимум в двух проекциях. В соответствии с первой любые программы имеют право на существование, и родители сами должны выбирать, что их ребенку смотреть, а что не следует. Вторая основана на убежденности в социальной ответственности вещателей, поскольку именно вещатели формируют нравственные ценности поколения, а родители не всегда могут проанализировать и спланировать информационный досуг своего ребенка, если родители есть вообще.

Мэри Пайфер в 90-х гг. XX в., сравнивая жизнь современных девочек и девочек более ранних поколений, писала: "Девочки сегодня подвергаются значительно большему угнетению. Они вырастают в более опасной, сексуализированной и медианасы-щенной культурной среде. Предъявляемое им обществом требование быть красивыми и нетривиальными является сегодня более жестким, чем раньше. Это требование означает, что они должны использовать больше химических продуктов и выглядеть сексуально привлекательно" [4].

A.B. Спирина отмечает, что высокоагрессивные дошкольники не проявляют эмпатии к жертвам насилия, после просмотра телепередач с элементами насилия ведут себя агрессивно; дети с высоким уровнем чувства страха предпочитают персонажей-жертв, называют большое количество объектов страха, проявляют неуверенность в своих силах, во время просмотра вздрагивают, дрожат, плачут, после просмотра боятся находиться одни, в темноте, засыпать, так как им снятся фрагменты с элементами насилия из просмотренных ранее телепередач.

Все дети, подчеркивает автор, после просмотра телепередач с элементами насилия отражают увиденное в игровой и творческой деятельности, видят во сне персонажей-агрессоров и сцены с элементами

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

насилия из телепередач, идентифицируют себя с экранными персонажами и копируют их поведение [5]. Между тем как за рубежом, так и в России, есть иная точка зрения, согласно которой указанная прямая причинно-следственная связь между экранным и реальным насилием отсутствует [6, с. 77-93].

Ее сторонники называют иные причины агрессивности и преступлений: бедность, расовые конфликты, доступность оружия (характерно для США), беспризорность, школьное и домашнее насилие. Государство, допустившее такое огромное количество насилия в государственных информационных каналах, само превращается в насильника, деформирует правовое сознание граждан, в результате чего в обществе культивируется отрицательное отношение к действующему праву, законности, правопорядку [7]. Возможность самостоятельного регулирования правоотношений в сфере информационной безопасности детей предоставлена всем субъектам РФ ст. 3 и п. 1 и 2 ст. 14 Закона о правах ребенка.

Однако полномочия субъектов в данной сфере небезграничные и все еще размыты. Верховный Суд Российской Федерации, комментируя положения п. 1 ст. 14 Закона о правах ребенка, отмечал, что введение ограничений публичной демонстрации аудиовизуальных произведений, установление возрастных ограничений для их просмотра к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ не отнесено. Судебный орган также указывал, что Основами законодательства РФ о культуре органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по введению ограничений в сфере культуры не наделены. Законодатели ряда субъектов Федерации уже предпринимали попытки урегулировать аспект навязывания нежелательной информации.

Такими Законами являются, например, Закон Саратовской области от 17 декабря 2008 года № 341-ЗСО "О защите нравственности и содействии духовному развитию общества"; Закон Алтайского края от 4 декабря 1995 года № 28-ЗС "Об охране общественной нравственности"; Закон Калининградской области от 18 января 2008 г. № 217 "О защите населения Калининградской области от информационной продукции, наносящей вред духовно-нравственному развитию"; Закон Республики Дагестан от 9 ноября 1999 г. № 16 "О защите личной и общественной нравственности в Республике Дагестан" .

Нормы упомянутых Законов субъектов РФ устанавливают порядок публичной демонстрации кино-и аудиовизуальных произведений и иных представлений, распространение продукции, не рекомендуемой ребенку до достижения им возраста 16 лет; условия продажи и распространения продукции порнографического характера направлены на укрепление и защиту личной и общественной нравственности от разрушительного влияния образцов и форм

современной массовой культуры, культа насилия, жестокости, пьянства, наркомании, порнографии, не соответствующих национальным традициям и моральным ценностям.

Таким образом, нормы регионального законодательства в области правовой защиты детей от информации, способной нанести вред их здоровью и нравственному развитию, изначально определяли важность сохранения духовного и нравственного здоровья детей, что является прогрессивным аспектом.

Необходимо отметить также, что порядки и способы обеспечения защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, могут определяться не только законодательными актами, но и актами органов местного самоуправления. Ценность нормативных правовых актов органов местного самоуправления в том, что есть возможность регулировать информационный рынок и привлекать к ответственности производителей такой информации.

Нередко перед государством и обществом встает вопрос, от чего должен быть защищен несовершеннолетний пользователь информации. Проведя исследование в данной сфере, полагаем, что несовершеннолетний пользователь должен быть защищен, во-первых, от информации, побуждающей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, суициду. Во-вторых, от информации, способной вызвать у несовершеннолетних желание употребить наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. В-третьих, от информации, обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающей осуществлять действия насильственного характера по отношению к людям или животным, за исключением случаев самообороны или крайней необходимости. В-четвертых, от информации, отрицающей семейные и духовные ценности и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи, оправдывающей противоправное поведение. В-пятых, от информации, содержащей нецензурную брань, в том числе, так называемую "блатную" и уголовную терминологию. В-шестых, от информации порнографического характера.

Решая вышеназванные вопросы информационного ограничения, считаем необходимым:

1) законодательно ввести ограничения цензурного характера, установив контроль над медиакана-лами, по которым вредная информация поступает к несовершеннолетним (ввести возрастную классификацию, сформировать при каждом телеканале неза-

висимый общественный совет, или поручить общественной палате Российской Федерации осуществлять функции надзора и контроля над редакционной политикой, запретить показ нежелательного содержания в так называемое "детское" время (с 06 - 21 часа), запретить продажу литературы, пропагандирующей преступный, антиобщественный образ жизни, ввести ограничения на демонстрацию на телеканалах кино-видеопродукции со сценами насилия, жестокости, порнографии, передач, пропагандирующих противоправный образ жизни безнравственное поведение, нарушающие нормы общественной морали и нравственности и т.п.);

2) подготовить и распространить во всех медиа-источниках такую информационную продукцию, которая вытеснила бы вредный, негативный медиаре-сурс (возобновить создание высокохудожественной познавательной и увлекательной кино-видеопродукции для детей, детских программ, художественных, анимационных фильмов, компьютерных и приставочных игр, не ориентированных на насилие и прочие темы, опасные для психики несовершеннолетнего и ее широкое распространение);

3) дать установку на сотрудничество медиаве-щателей с учреждениями образования в целях подготовки качественных и полезных передач познавательной и обучающей направленности;

4) продолжить процесс развития медиаобразова-ния (дошкольного, школьного и домашнего), для развития творческих и коммуникативных способностей детей, их критического мышления (в том числе по отношению к медиатекстам на тему насилия), активное использование педагогами возможностей медиаобразования, экранных искусств, интернета, компьютерной анимации, интерактивных игр для развития творческих и коммуникативных способно-

стей детей, их критического мышления (в том числе по отношению к медиатекстам на тему насилия), эстетического восприятия и вкуса, продолжить исследования в области воздействия информации на несовершеннолетних;

5) создать условия для ведения несовершеннолетними здорового образа жизни и патриотически воспитывать молодежь (введение в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях программ физкультурной подготовки, таких как сдача норм ГТО, организация спортивного воспитания и досуга несовершеннолетних, возрождение детских и молодежных организаций, строительство и открытие клубов детского и молодежного досуга, обязательная ежегодная диспансеризация);

6) формировать и поддерживать на государственном уровне общественные объединения, ориентированные на сбережение физического здоровья детей и подростков, их нравственное, психологическое и духовное развитие;

7) поддерживать строительство и открытие физкультурно-оздоровительных комплексов в целях вовлечения детей и молодежи в занятия физкультурой и спортом (выделением бюджетных средств, а также с помощью частных инвестиций).

В заключение отметим, что государство не должно преследовать цель оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия и смерти. Однако доносить до детей такого рода информацию следует тогда, когда они способны ее осмыслить и принять, и в такой соответствующей их возрасту форме, чтобы она не причинила вред их психическому здоровью, нравственному и духовному развитию.

Пристатейный библиографический список

1. Косевич Н.Р. Зашита прав детей в практике Европейского суда по правам человека // СПС КонсультантПлюс, 2014.

2. Лопатин В.Н., Пристанская О.В. О проекте Федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» // Информационное право. 2007. № 4.

3. Мартыненко А.Б. Воздействие госнасилия на правосознание российских граждан // Общество и право. 2008. № 3.

4. Спирина A.B. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. ... к.п.н. - Нижний Новгород, 2009.

5. Барчунова Т., Парфенова О.С. Shift-12: интернет-фактор, масс-медиа и интимное поведение молодых сибирячек // Laboratorium. 2010. № З.С155// URL: http://cyberlenüika.ni/article/iVshift-12-mtemet-faktor-massmedia-i-mtümioe-povedenie-mob

6. Федоров A.B. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США // США - Канада: Экономика, политика, культура. 2004. №1.

7. Children And TV Violence // American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. No. 13; Updated March 2011 // URL: http://www.aacap.org/cs/root/facts_for_fainilies/cliildren_and_tv_violence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.