Научная статья на тему 'Некоторые вопросы административно-правового регулирования информации, наносящей вред нравственному и духовному развитию несовершеннолетних'

Некоторые вопросы административно-правового регулирования информации, наносящей вред нравственному и духовному развитию несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБОРОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ / INFORMATION / INFORMATION SECURITY OF MINORS / MEDIA / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / THE TURNOVER OF THE INFORMATION PRODUCT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбачева Е. В.

В статье автор решает актуальные вопросы регулирования норм административного и информационного права, наносящих вред нравственному и духовному развитию несовершеннолетних. Данные проблемы рассматриваются через систему административно-правовых средств, через анализ и изучение конкретных организационно-правовых методов обеспечения информационной безопасности ребенка. Выдвигаются конкретные предложения по изменению административного законодательства с целью его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of administrative-legal regulation of information injured to the moral and spiritual development of minors

In the article the author solves actual questions of regulation of norms of administrative and informational law, injurious to the moral and spiritual development of minors. These issues are examined through the system of administrative and legal means, through the analysis and study of specific organizational-legal methods of ensuring the information security of the child. Given the specific proposals to change the administrative legislation with a view to its improvement.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы административно-правового регулирования информации, наносящей вред нравственному и духовному развитию несовершеннолетних»

Е.В. Горбачева

Некоторые вопросы административно-правового регулирования информации, наносящей вред нравственному и духовному развитию

несовершеннолетних

В условиях отсутствия в России пропаганды здорового образа жизни и присутствия «антипропаганды» - скрытой и явной рекламы алкоголя и табака, практически бесконтрольного распространения непристойной, порнографической, содержащей образы насилия и иной наносящей вред духовному и нравственному развитию детей информации особенно остро стоит проблема обеспечения защиты несовершеннолетних от подобных явлений.

К числу требующих приоритетной защиты прав несовершеннолетних относится их право на информационную безопасность, т.е. на обеспечение защиты со стороны общества и государства от тех видов информации, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей либо могут причинить вред их нормальному нравственному, духовному, психическому и физическому развитию [1].

Мы согласимся с мнением В.Н. Лопатина, О.В. Пристанской в том, что отсутствие специального федерального закона долгое время не позволяло надежно защитить детей от вредной для них информационной продукции, в том числе от пропаганды суицидального, аморального, криминального поведения, абортов, демонстрации жестокости и насилия, от разрушительной для детской психики информации, распространяемой посредством электронных игр и телекоммуникационных сетей [2].

Существенным шагом вперед, говоря о защите детей в информационной сфере, явилось принятие 29 декабря 2010 г. Федерального закона № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [3]. Он вступит в силу с 1 сентября 2012 г. Данный закон является отражением того, что государство как гарант защиты прав ребенка начинает предпринимать конкретные шаги в такой важнейшей области, как защита несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Однако необходимо также понимать, что данный закон является лишь первым шагом к урегулированию отношений в указанной области, и потребуется дальнейшая, значительная по своим масштабам правотворческая деятельность, в том числе направленная на установление мер юридической ответственности при различных формах оборота рассматриваемой вредной для детей информации. В отсутствие подобных дальнейших законодательных инициатив нормы этого закона останутся очередной декларацией.

Несмотря на значительный объем законотворчества последних лет, оно не в должной мере учитывает современные реалии общества и не способствует организации эффективной деятельности уполномоченных контрольных органов. На наш взгляд, в числе основных направлений обеспечения информационной безопасности должна выступить защита интересов личности несовершеннолетнего в информационной сфере.

Актуальность разработки и исследования вопросов негативного воздействия на несовершеннолетних вредной информации обусловлена, как было сказано в Пояснительной записке к недавно принятому Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», особой уязвимостью детей, которые в условиях интенсивного развития новых технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания и т.п.) в наибольшей степени подвержены негативному информационному воздействию. Информация, распространяемая с использованием СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, при обороте рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов, все чаще оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее воздействие, побуждает к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, способствует их виктимизации, облегчает вовлечение подростков в совершение преступлений.

Один из ведущих медиасоциологов нашей страны А.В. Шариков отметил, что «законодательных актов, где были бы четко прописаны санкции, накладываемые на тех, кто насыщает эфир насилием, Россия не имеет так же, как не имеет и специального органа, который контролировал бы данную позицию. И поэтому Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” носит чисто декларативный характер» [4]. Необходимо понимать, что и принятие Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» является лишь первым шагом, началом адекватного регулирования рассматриваемой проблемы. Противодействие распространению вредной информации необходимо подкреплять дальнейшими существенными изменениями административного, информационного и уголовного законодательства, законодательства о рекламе и средствах массовой информации.

Статьи 2 и 38 Конституции Российской Федерации гарантируют защиту детства государством. Современной России нужна такая государственная система управления, которая способна реально обеспечить охрану и защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, особенно информационных их прав.

Для построения такой системы, мы считаем, необходимо рассматривать проблему защиты несовершеннолетних от негативного воздействия информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию, через систему административно-правовых средств, через всесторонний анализ и изучение конкретных организационно-правовых средств и методов противодействия воздействию вредной информации на личность ребенка. Создавшуюся ситуацию в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, в свою очередь, усложняет слабая теоретическая разработка проблем, связанных с анализом организационных, административно-правовых средств подобной защиты, непосредственно с изучением информации, наносящей вред нравственному и духовному развитию несовершеннолетних, выработкой наиболее оптимальных, действенных и оперативных мер государственного противодействия распространению вредной информации, не только порождающему нарушение законных прав и интересов несовершеннолетних, но и наносящему непоправимый вред формированию их личности.

Важным направлением совершенствования деятельности в исследуемой сфере является изучение, обобщение, распространение и использование положительного опыта, как российского, так и зарубежного. В Российской Федерации необходимо на практике и в конкретных нормативных актах реализовать специальные стандарты оборота разных видов информации и ограничения на их распространение среди несовершеннолетних, что уже произошло в международном праве. Помимо общих принципов разрешения коллизии прав и свобод граждан в информационной сфере, международное право закрепляет: принцип приоритетности интересов детей, обеспечения государством особой их защиты; признание допустимости и правомерности ограничения в этих целях конституционных прав и свобод физических и юридических лиц в случаях, когда они вступают в противоречие с правами и законными интересами детей, нарушают их физическую, интеллектуальную, нравственную и психическую безопасность; признание права ребенка на информационную безопасность (на обеспечение защиты со стороны общества и государства от тех видов информации, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей либо могут причинить вред их нормальному нравственному, духовному, психическому и физическому развитию); признание правомерности установления в интересах защиты национальной безопасности и общественной нравственности абсолютного запрета на использование средств массовой информации, компьютерных сетей и других носителей информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, осуществления экстремистской деятельности, пропаганды порнографии наркотических средств и психотропных веществ, культа насилия и жестокости, а также для распространения иной информации.

Россия пока предпринимает первые и робкие шаги в данном направлении, о чем говорит, например, принятие долгожданного и вызывавшего споры вышеназванного федерального закона. Однако совершенно понятно, что в случае непринятия государством конкретных законодательных и практических мер, направленных на защиту детей от информации, наносящей вред их духовному и нравственному развитию, последствия нравственной деградации подрастающего поколения могут в скором времени принять необратимые формы.

Как отмечают исследователи данных вопросов, базовая интегрированная детерминанта правонарушаемости несовершеннолетних, связанная с издержками воспитания, не учитывается государством в своей превентивной политике, государственные органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в совокупности с социальными институтами, ответственными за обучение и воспитание детей, в своей деятельности не сориентированы на ее устранение [5].

В рамках обеспечения защиты несовершеннолетних от воздействия информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию, необходимо проводить мониторинг фактов распространения подобной информации - в телепрограммах и телепередачах, транслируемых по сетям местного и кабельного вещания, региональных и местных периодических печатных изданиях, в рекламной продукции, включая: наружную рекламу; рекламу в теле- и

радиопрограммах, теле- и радиопередачах; рекламу в периодических печатных изданиях (прежде всего в изданиях, предназначенных для детей); рекламу, распространяемую при кино- и видеообслуживании; рекламу, распространяемую по сетям Интернет и мобильной связи; рекламу, размещаемую на транспортных средствах и с их использованием; в непериодической печатной продукции (книгах, брошюрах, буклетах, постерах, иных изделиях полиграфического производства и печатных изданиях (в том числе используемых при обучении детей в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования); в аудио- и аудиовизуальной продукции, включая кино-, теле- и видеофильмы, созданные в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной или иных формах; в электронных и компьютерных играх и программах (в том числе предоставляемых несовершеннолетним в торговой сети, сети проката, в игровых автоматах, в игровых, компьютерных клубах, Интернет-кафе и других досуговых учреждениях, а также распространяемых в сетях Интернет и мобильной связи); в информации, распространяемой посредством публичных театрально-зрелищных и зрелищноразвлекательных мероприятий (включая театральные и театрализованные представления, эстрадные концерты, сценические шоу, выставки, а также прокат и публичный показ кино- и видеофильмов); в информации, распространяемой в форме реализации образовательных и просветительных программ и методик (в том числе экспериментальных и инновационных), предназначенных для обучения детей в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования. По каждому факту выявления случаев подобного распространения необходима жесткая реакция органов государственной власти, осуществляющих регулирование информационной сферы, а также органов прокуратуры.

Эффективной реализации подобных ограничений и запретов должны способствовать предлагаемые изменения в административное законодательство, устанавливающие ответственность за правонарушения в области информационной безопасности несовершеннолетних, а также жесткое и безусловное применение уже имеющихся норм.

В целях установления административной ответственности юридических и физических лиц, реализации норм и положений ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (включая должностных лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица), а также устранения декларативности действующих норм законодательства РФ, направленных на обеспечение информационной безопасности общества и несовершеннолетних, необходимо внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие дополнения.

Во-первых, кодекс необходимо дополнить статьей, предусматривающей ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в оборот (изготовление, распространение, публичную демонстрацию или рекламирование) информационной продукции, оборот которой среди несовершеннолетних запрещен (за исключением информационной продукции, за незаконный оборот которой установлена уголовная ответственность, например порнографической продукции) или ограничен федеральными законами, в том числе и незаконный оборот эротических изданий. Данную статью предлагается внести в гл. 6 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Во-вторых, установить ответственность за нарушение установленного федеральным законом (имеется в виду Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») порядка распространения среди несовершеннолетних информационной продукции, оборот которой ограничен или запрещен, включая распространение информационной продукции, подлежащей маркировке, без маркировки либо с маркировкой, не соответствующей присвоенной ей возрастной категории, а также распространение информационной продукции, оборот которой запрещен без применения административных, технических, программных средств или иных способов ограничения доступа к ней несовершеннолетних в доступное для них время или в доступных для посещения ими общественных местах; также ввести ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка распространения средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера: выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала либо розничной продажи продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера. Помимо этого, установить административную ответственность за нарушение установленного порядка обеспечения доступа несовершеннолетних к информационной продукции, распространяемой с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, без применения аппаратно-программных, технико-технологических и иных средств, обеспечивающих информационную безопасность несовершеннолетних. Данные составы правонарушений целесообразно поместить в гл. 13 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за правонарушения в области связи и информации.

Также представляется обоснованным ввести в Кодекс об административных правонарушениях в гл. 6 Особенной части «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» статью, устанавливающую ответственность за приобретение и хранение материалов порнографического содержания без цели сбыта, предусмотрев в качестве квалифицирующего признака приобретение и хранение порнографических материалов, содержащих изображение детей.

Данные законодательные инициативы являются необходимым условием эффективной реализации декларируемых запретов и установлений.

Как говорится в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ, дети есть будущее любой страны. Отношение к детям наряду с отношением к старшему поколению наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества. Как признано мировым сообществом и провозглашено Конвенцией о правах ребенка, для защиты прав детей необходимы специальные механизмы. Сегодня стало очевидным, что состояние семьи и детства отражает глубокий кризис организации общества, перекосы в области социальной политики государства. По ряду ключевых показателей положение детей постоянно ухудшается [6]. Данные обстоятельства прямо говорят о необходимости дальнейшего научного и практического изучения рассматриваемых проблем.

Литература

1. Буданов С.А. Правовое обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2006.

2. Лопатина В.Н., Пристанская О.В. «О проекте Федерального закона “О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию”» // Информационное право. 2007. № 4.

3. Российская газета. 2010. 31 декабря.

4. Федоров А. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

5. Минор В.А. Превентивная функция административной ответственности

несовершеннолетних: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Воронеж, 2010.

6. Официальные документы в образовании. 2006. № 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.