Научная статья на тему 'Законодательство в области правовой защиты детей от вредной информации'

Законодательство в области правовой защиты детей от вредной информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1519
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / HARMFUL INFORMATION / PROTECTION OF CHILDREN / LEGAL REGULATION / INFORMATION PRODUCTS / INFORMATION / PERSONAL INFORMATION SECURITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ткачева Е. И.

В настоящей статье анализируется состояние законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области защиты детей от вредной информации. Рассмотрены позитивные и негативные оценки данного законодательства. Делаются выводы о дальнейших программах, повышающие эффективность настоящего законодательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION LEGA PROTECTION OF CHILDREN FROM HARMFUL INFORMATION

This article examines the state laws of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation in the field of protection of children from harmful information. Considered positive and negative evaluation of this legislation. Conclusions about future programs that increase the efficiency of the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Законодательство в области правовой защиты детей от вредной информации»

УДК. 34:002

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ

LEGISLATION LEGA PROTECTION OF CHILDREN FROM HARMFUL INFORMATION

Ткачева Е.И.

Студентка гр. 544 Южно-российский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ

Tkacheva E.I Student,

South-Russian Institute branch Russian Academy of NationaEconomy and Public

Administration president IN THE RUSSIAN FEDERATION

В настоящей статье анализируется состояние законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области защиты детей от вредной информации. Рассмотрены позитивные и негативные оценки данного законодательства. Делаются выводы о дальнейших программах, повышающие эффективность настоящего законодательства Российской Федерации.

Ключевые слова: вредная информация; защита детей; правовое регулирование; информационная продукция; информация; личная информационная безопасность школьников.

This article examines the state laws of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation in the field of protection of children from harmful information. Considered positive and negative evaluation of this legislation. Conclusions about future programs that increase the efficiency of the legislation of the Russian Federation.

Keywords: harmful information; protection of children; legal regulation; information products; information; personal information security students.

Современный информационный мир обладает определенной силой воздействия на каждого из нас, в особенности на детей и несовершеннолетних. Информация может бык как качественной, так может таковой не быть и даже способна причинить вред. Это оружие воздействия на сознание миллионов в умелых руках идеологов, политологов, рекламщиков и других специалистов. В неумелых или злонамеренных руках она становится оружием массового поражения.

Проблема защиты детей от негативной, нравственно низкой, аморальной информации является одной из актуальнейших проблем современного законодательства Российской Федерации. Принятие Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 г. ШЗб-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» является актуальным для нашего государства. В июле 2012 года в этот Закон были приняты изменения, которые позволили усовершенствовать правовой механизм защиты детей от негативной информации.

Правовое поле действия данного закона охватывает отношения, связанные с защитой детей от травмирующего их психику информационного воздействия, жестокости и насилия в общедоступных средствах массовой информации. К данной информации, запрещенной для оборота среди детей, относится информация:

побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань;

содержащая информацию порнографического характера. Оборот такой информации не допускается среди детей в местах, доступных для детей, без применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от такой информации.

В Законе сформулировано понятие информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Детей и подростков, без всякого сомнения, нужно защищать от разрушающего информационного воздействия на их несформировавшуюся личность. Кроме этого, информационная продукция, запрещенная для детей, не может распространяться в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-

спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территории этих организаций.

В Законе определяются виды информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, к ней относится информация:

представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Распространение такой информационной продукции допускается среди детей определенных возрастных групп при соблюдении обладателем информации установленного законом порядка доступа детей к информации (в частности, при условии, что в информационной продукции содержится идея торжества добра над злом, сострадание к жертве насилия, осуждение насилия, а изображение и описание насилия, жестокости, антиобщественных действий носит ненатуралистический, кратковременный или эпизодический характер и т.п.).

Законом устанавливается классификация информационной продукции по пяти возрастным категориям:

информационная продукция для детей, не достигших возраста шести

лет;

информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати

лет;

информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

информационная продукция, запрещенная для детей.

Информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей;

Для того чтобы указанный Закон мог реализовываться, ряд федеральных законов были адаптированы к положениям 4Э6-ФЗ. Было установлено, что с 1 сентября 2012 года будет запрещено использовать в школах и других образовательных учреждениях учебники и пособия, содержащие вредную информацию. На юридических и физических лиц с той же даты возложена обязанность обеспечивать информационную безопасность несовершеннолетних.

За нарушение законодательства в этой сфере предусмотрена административная ответственность: для граждан - штраф от 2 тыс. до 3 тыс. рублей, для должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, для предпринимателей - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей и административное приостановление деятельности до 90 суток, для юридических лиц - штраф от 20 тыс. до 50 тыс. рублей и административное приостановление деятельности до 90 суток.

В Законе также предусмотрена ответственность за размещение в сети Интернет информации для детей, причиняющей вред их здоровью и развитию, в частности штрафы: для граждан - от 1 тыс. до 1 тыс. 500 рублей; для должностных лиц - от 2 тыс. до 3 тыс. рублей; для юридических лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.

28 июля 2012 года был принят Федеральный закон № 139-ФЗ, изменяющий и дополняющий Федеральный закон 436-ФЗ. Изменения

направлены на уточнение множества изменений в 4Э6-ФЗ, а самое главное, регламентируют способы маркировки контента. Создан механизм принудительного блокирования интернет-страниц, содержащих информацию, запрещенную для распространения на территории Российской Федерации хостинг-провайдерами, операторами связи. И что очень важно, вводится обязанность владельцев интернет-сайтов удалить интернет-страницу, на которой размещается запрещенная к распространению информация, после получения соответствующего уведомления от хостинг-провайдера.

В 2012 году создана Единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации" (далее - Реестр), в который с 01.11.12 включены сайты сети Интернет, на которых распространяется запрещенная информация.

Главная цель создания такого реестра - ограничение доступа к сайтам, на которых размещается информация, запрещенная для распространения. При обнаружении неправомерного контента любой пользователь может зайти на сайт http://eais.rkn.gov.ru сообщить о незаконной информации. Для приема обращений создана специальная электронная форма. Сам реестр ведет Федеральная служба по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

За период с 26 июля по 1 августа 2013 года Роскомнадзор получил 1499 обращений с данными о сайтах с противоправным контентом. По итогам рассмотрения обращений в Единый реестр внесено 167 новых записей. В настоящее время в Реестре содержится 2604 записи, в которых из общего количества в 2220 случаях (85%) дается указание на сайты, пропагандирующие наркоманию, 289 (11%) - суицид, 95 (3,6%) - на ресурсы с детской порнографией.

Такие показатели радуют. Это означает, что закон действует и применяется. Если поступают такого рода обращения, то значит народ, общество не безразлично относятся к развитию российский детей.

До принятия Закона « О защите детей от негативной информации» правовые ограничения в сфере защиты несовершеннолетних от информации, способной нанести вред из здоровью и нравственному развитию, установленные органами исполнительной власти ряда субъектов РФ и муниципальных образований, на практике все же способствуют развитию нормального кругозора ребенка. На примере Постановление главы администрации Борисовского района Белгородской области от 14 января 2009 г. N 2 « О мерах по социально-правовой защите ребенка от информации ,пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» установлены определенные нормативы распространения и рекламы печатной продукции (периодические печатные издания , фотоизделия), аудио-, кино- и видеопродукции ; утверждены основные правила поведения в общественных местах; рекомендовано руководителям торговых предприятий, осуществляющим продажу алкогольной продукции и табачных изделий, в доступном месте вывесить предупредительную надпись о вреде данной продукции и возрастном ограничении.

Ценность нормативных правовых актов органов местного самоуправления в том, что есть возможность регулировать информационный рынок и привлекать к ответственности производителей такой информации [7, с. 160].

Законодатели ряда субъектов Федерации также предпринимали попытки урегулировать аспект навязывания нежелательной информации.

Примером может быть Закон Республики Дагестан т 9 ноября 1999г N16 « О защите личной и общественной нравственности в Республике Дагестан». Его нормы направлены на укрепление и защиту личной и общественной нравственности от разрушительного влияния образцов и форм

современной массовой культуры, культа насилия, жестокости, пьянства, наркомании, порнографии, не соответствующего национальным традициям и моральным ценностям дагестанских народов.

Закон Калининградской области от 18 января 2008 г N 217 « О защите населения Калининградской области от информационной продукции, наносящей вред духовно-нравственному развитию» были закреплены способы защиты прав и законных интересов населения Калининградской области от информации ,представляющей опасность для духовно-нравственного развития. Нормы упомянутого Закона устанавливали порядок публичной демонстрации кино- и аудиовизуальных произведений и иных представлений, распространение продукции, не рекомендуемой ребенку до достижения им возраста 16 лет; условия продажи и распространения продукции эротического и (или) сексуального характера, данный Закон запрещал нанесение надписей, изображений, противоречащих принципам морали и нравственности.

Таким образом, нормы регионального законодательства в области правовой защиты детей от информации, способной нанести вред их здоровью и нравственному развитию, изначально определили важность сохранения духовного и нравственного здоровья детей, что является прогрессивным.

Конечно же, замечательно, что защиты детей происходит на всех уровнях государства, но деятельности только одних органов мало. Нужна твердая гражданская позиция, не только в семье, но и в тех учебных заведениях, где находится ребенок или несовершеннолетний.

Представим угрозы информационной безопасности (ИБ) детей как совокупность условий и факторов, воздействующих на здоровье ребенка, его духовно-нравственную сферу, межличностные отношения, создающих опасность жизненно важным интересам личности в социальном, психологическом и педагогическом аспектах. Классифицируем угрозы безопасности детей и сгруппируем их по следующим направлениям:

нравственные (идеологические), психофизиологические и угрозы потери информации и материального ущерба.

Информационные опасности современных школьников - это негативная сторона перехода к информационному обществу, формирующееся под воздействием вышеуказанных информационных угроз и рисков, которым современный школьник должен уметь противостоять, организовывая свою учебную деятельность.

На основе анализа и классификации факторов, рисков и угроз информационной безопасности детей можно построить модель обеспечения комплексной информационной безопасности

Модель обеспечения информационной безопасности школьников

Целью и результатом реализации данной модели служит формирование информационно-безопасной личности выпускника. Объектом информационной безопасности в данной модели является личная

информационная среда (ЛИС) школьника. В условиях школьного образования обеспечение информационной безопасности ЛИС учащихся предлагается рассматривать как совокупность деятельности по недопущению вреда здоровью, сознанию и психике ребенка.

Не менее важным вопросом при построении модели ИБ школьников является определение субъектов информационной безопасности - то есть тех, кто влияет на информационную безопасность школьников и несет ответственность за ее обеспечение. Существуют уровни субъектов ИБ, а именно: государство, общество, личность (см. рис.). На уровне государства должно быть осуществлено нормативно-правовое регулирование вопросов информационной безопасности

несовершеннолетних, организовано "обеспечение информационной безопасности и централизированной фильтрации несовместимого с учебным процессом контента", организовано обновление содержания учебных программ, учебников по вопросам безопасности Интернета в курсе информатики.

На уровне общества действуют следующие субъекты: общественные и коммерческие организации, религиозные организации, средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания, Интернет), общеобразовательные учебные заведения, родители.

С учетом зарубежного и отечественного опыта информационной безопасности субъекты информационной безопасности должны осуществлять меры по обеспечению безопасности личной информационной среды школьника в рамках следующих направлений:

Правовое обеспечение информационной безопасности - это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту личной информационной среды учащегося на законодательной и правовой основе для реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Нравственный и этический контроль подразумевает соблюдение школьниками при осуществлении информационной деятельности норм и правил поведения в обществе, а также сетевой культуры и этики, которые складываются по мере распространения информационных технологий в современном информационном обществе.

Защита психики и здоровья ребенка. Меры направлены на актуализацию потребности школьников в хорошем здоровье, физическом благополучии как средств достижения жизненно важных ценностей, снижение и профилактика компьютерной и интернет-зависимости среди учащихся, педагогическая и психологическая помощь в вопросах уменьшения информационных опасностей в жизнедеятельности школьников.

Организационная защита - это регламентация информационной деятельности подростков, контроль использования сетевых сервисов и сообществ, исключающие или ослабляющие нанесение вреда ЛИС школьника.

Воспитательные меры по обеспечению ИБ. Необходимо формировать у подрастающего поколения культуру безопасности, ответственность за осуществленные действия в информационном пространстве, воспитывать и укреплять духовно-нравственные ценности, патриотизм, готовить родителей и педагогов к принятию позиции ребенка и уважению его самостоятельности.

Техническое и программное обеспечение ИБ - это использование различных аппаратных и программных средств, препятствующих нанесению материального или морального ущерба личной информации, программ родительского контроля, сетевых фильтров, технических средств защиты информации.

Представленные меры по обеспечению информационной безопасности подрастающего поколения должны быть обусловлены прежде всего возрастными, психологическими и физиологическими особенностями школьника как формирующейся личности и тем, что он, в сравнении с

представителями других социальных групп, в большей степени подвержен негативному воздействию информации, наносящей вред его нравственному развитию и здоровью.

Нормативные акты ,защищающие детей от вредной информации, принимались не просто. Большой победой является то, что они были одобрены и работают. Конечно, не все совершенно. В этих нормах, главным образом, заложен механизм саморегулирования. То есть для их эффективной работы нужна активная позиция и ответственный подход не только законодателя, но и всех участников информационной отрасли. Важна личная ответственность родителей и общества в целом. Необходимо повышать медиаграммотность населения, обучать родителей и детей навыкам обращения с информацией, навыкам распознания опасной информации. Только объединив силы, можно будет достичь желаемого результата.

Список литературы:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. Ж36-ФЗ «О защите детей от информации ,причиняющей вред их здоровью и развитию»(в ред. от 02.07.2013г.) //"Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 48

2.Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3.Безугленко О.С Законодательство в области правовой защиты детей от вредной информации: сравнительно-правовой анализ //Информационное право.2013. №1 (32).С.38-40.

4.Семенов В.Е. Воспитание правовой культуры молодежи //СевероКавказский юридический вестник. 2012. №2. С.32-34.

5. Челышева И.В. Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания. Таганрог,2011.

6. Бусленко Н.И. Информационная безопасность и ее политические трансформации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 1. С. 140-147

7. Остапенко В.С. Информационная безопасность региональных органов исполнительной власти // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 1. С. 160-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.