Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЛЕЖАЩЕГО ХРАНЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ СУДЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЛЕЖАЩЕГО ХРАНЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ СУДЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КОРРОЗИОННЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ / НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ХРАНЕНИЕ / КОНСЕРВАЦИЯ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дьяков Анатолий Анатольевич, Лихачева Татьяна Евгеньевна, Шестопалова Лариса Павловна

В статье показано к каким последствиям может привести ненадлежащее хранение, извлечение или транспортировка объекта судебной экспертизы. Длительное хранение металлических деталей без надлежащей консервации может привести к их сильным коррозионным повреждениям, что сделает такие объекты исследования непригодными для производства объективной судебной экспертизы. В статье даны рекомендации по выполнению мероприятий, обеспечивающих сохранность объектов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дьяков Анатолий Анатольевич, Лихачева Татьяна Евгеньевна, Шестопалова Лариса Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING PROPER STORAGE OF POSSIBLE OBJECTS OF JUDICIAL RESEARCH

The article shows the consequences of improper storage, extraction or transportation of the object of forensic examination. Prolonged storage of parts without proper preservation can lead to their severe corrosion damage, which will make such research objects unsuitable for the production of objective forensic examination. The article provides recommendations on the implementation of measures to ensure the safety of the object of study.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЛЕЖАЩЕГО ХРАНЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ СУДЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 343.148.63:347.948.2

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЛЕЖАЩЕГО ХРАНЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ СУДЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Анатолий Анатольевич Дьяков, канд. техн. наук, доц., diakov.anatol@ya.ru Татьяна Евгеньевна Лихачева, канд. техн. наук, t5329022@yandex.ru, Лариса Павловна Шестопалова, канд. техн. наук, доц., ntibr@mail.ru, МАДИ, Россия, 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64

Аннотация. В статье показано к каким последствиям может привести ненадлежащее хранение, извлечение или транспортировка объекта судебной экспертизы. Длительное хранение металлических деталей без надлежащей консервации может привести к их сильным коррозионным повреждениям, что сделает такие объекты исследования непригодными для производства объективной судебной экспертизы. В статье даны рекомендации по выполнению мероприятий, обеспечивающих сохранность объектов исследования.

Ключевые слова: судебная экспертиза, коррозионные повреждения, ненадлежащее хранение, консервация объекта исследования.

ENSURING PROPER STORAGE OF POSSIBLE OBJECTS OF JUDICIAL

RESEARCH

Аnatoliy A. Diyakov, Ph.D., associate professor, diakov.anatol@ya.ru, Tatyana E. Likhacheva, Ph.D., 15329022@ yandex.ru, Larisa P. Shestopalova, Ph.D., associate professor, ntibr@mail.ru, MADI, 64, Leningradsky Prosp., Moscow, 125319, Russia

Abstract. The article shows the consequences of improper storage, extraction or transportation of the object of forensic examination. Prolonged storage of parts without proper preservation can lead to their severe corrosion damage, which will make such research objects unsuitable for the production of objective forensic examination. The article provides recommendations on the implementation of measures to ensure the safety of the object of study.

Keywords: forensic examination, corrosion damage, improper storage, conservation of the object of study.

Введение

Автомобиль может на достаточно длительное время прекратить эксплуатироваться после попадания в дорожно-транспортное происшествие (ДТП) или же после возникновения неисправности его двигателя. Бывают случаи, когда автомобиль продолжают эксплуатировать непродолжительное время даже с повреждениями (неисправностями), например, следуя своим ходом к месту длительного хранения (или ремонта). Возможны и иные причины, по которым автомобиль и (или) его агрегаты, детали не используются по назначению, а хранятся.

В процессе хранения происходят изменения состояния объектов хранения. Надлежащее хранение может замедлить процесс необратимых изменений. Напротив, ненадлежащее хранение может сделать объект непригодным для последующей судебной экспертизы, если необходимость в такой возникнет. До момента проведения судебной экспертизы её объекты могут годами храниться в местах

хранения. В данной статье коснёмся вопросов сохранности деталей для судебной экспертизы из металлов и сплавов, которые подвергаются коррозии.

Коррозия черных металлов и сплавов вызвана их термодинамической неустойчивостью. Коррозия - это процесс, который развивается в основном на поверхности металла. Не исключено, что коррозия может проникнуть и вглубь металла (рис. 1) [1].

Рис. 1. Межкристаллитная коррозия внутри металла [1]

Коррозии могут быть подвержены даже внутренние детали целого агрегата в сборе. Например, на рис. 2 показана коррозия распределительного вала ДВС, который даже не разбирался, но длительное время хранился и не эксплуатировался.

Рис. 2. Коррозия распределительного вала двигателя, который длительное время не эксплуатировался (в данном случае годы). Коррозия была установлена при разборке двигателя

Введенный в эксплуатацию двигатель должен регулярно (без достаточно длительного простоя) работать. В этом случае происходит смазка деталей, включая распределительный вал. Если автомобиль и его двигатель временно выводятся из эксплуатации, то необходима консервация. Временной консервации должны подлежать автотранспортные средства, которые не планируются использовать от трех месяцев до года.

Значительно большей опасности коррозии детали из черных металлов и сплавов подвергаются, если они отделены от двигателя (двигатель разобран). При штатной процедуре ремонта детали консервации не подвергают. Процесс ремонта двигателя процедуры хранения не предусматривает. Термин «хранение» в гражданском праве - это договор, в силу которого одна сторона (хранитель) обязуется хранить имущество, переданное ей другой стороной (поклажедателем) и возвратить его в сохранности [2]. По факту же, процесс ремонта иногда прерывается из-за разногласий заказчика (потребителя) и исполнителя (продавца), и разобранные части автомобиля или его двигателя длительно хранятся без консервации на территории технической станции или, в худшем случае, на улице. При этом, заказчик (потребитель) полагает, что обязанность надлежащего хранения его имущества ложится на исполнителя (продавца), а исполнитель (продавец) полагает, что длительное хранение деталей с их консервацией договором на ремонт не предусмотрены. Более того исполнитель (продавец) выставляет счёт заказчику (потребителю) за длительного нахождение на его территории транспортного средства. Следует отметить, что каждый узел или деталь транспортного средства требуют индивидуального подхода при консервации. Более детально условия консервации для каждого вида изделий расписаны в действующем в Российской Федерации ГОСТ 9.014-78 «Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования» [3].

Длительное хранение деталей без надлежащей консервации может привести к их сильным коррозионным повреждениям, что сделает такие объекты исследования непригодными для производства объективной судебной экспертизы. Например, после длительного ненадлежащего хранения, невозможно будет определить, возникла ли коррозия на внутренних деталях форсунки (рис. 3) в процессе эксплуатации с использованием в автомобиле некачественного топлива с большим содержанием воды или же коррозия деталей возникла под воздействием окружающей среды или внешнего попадания влаги уже при хранении.

Рис. 3. Образование коррозионных повреждений на внутренних деталях дизельной топливной

форсунки [4]

Топливо внутри форсунок частично вытекает и высыхает, превращаясь в липкие отложения. Поэтому перед хранением топливных форсунок после их де-

монтажа с ДВС автомобиля или же после их тестирования на стенде рекомендуется сразу же заглушить все штуцера корпуса, запаять форсунки в полиэтиленовый пакет с откачкой воздуха. Хранить форсунки рекомендуется в вертикальном положении, чтобы предотвратить вытекание из них остатков топлива.

В результате ДТП детали автомобиля могут испытать нагружения, превышающие их конструктивную прочность и разрушиться, образуя поверхности излома. Излом может произойти и при штатном нагружении в наиболее ослабленном месте детали, которое обусловлено конструктивным или технологическим дефектом. Для того чтобы установить явилось ли разрушение детали причиной ДТП или же её поломка является уже следствием ДТП, необходимо сохранить такую деталь и особенно поверхность её излома в состоянии пригодном для проведения экспертизы. Один из примеров, как происходит обнаружение автомобиля после ДТП, его извлечение с места нахождения после ДТП и место хранения автомобиля после извлечения до момента проведения экспертизы показан на рис. 4-6. Имевшаяся информация не позволяла однозначно отнести это происшествие к случаю, когда лицо, находившееся за рулем, не справилось с управлением. Лицо, управляющее автомобилем, могло не справиться с управлением и по причине разрушения его деталей рулевого управления. В связи с этим необходимо сохранить указанные разрушенные детали рулевого управления для судебной экспертизы.

Рис. 4. Обнаружение автомобиля после его Рис. 5. Метод и процесс извлечения автомобиля

длительного нахождения на месте ДТП

Рис. 6. Место и условия хранения автомобиля до момента производства его экспертизы

В связи с этим, при первичном осмотре транспортного средства крайне важно выделить те детали, которые не должны быть повреждены при извлечении ТС, его транспортировке к месту хранения и в процессе самого длительного хранения автомобиля. Доверять такие действия следует специалисту. Когда речь

идёт о гибели людей, специалист действует в соответствии со статьёй 58 УПК РФ [5]. Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК РФ, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию [5].

Автомобиль, который длительное время пролежал в воде, после извлечения на поверхность начинает коррозировать. Задача специалиста здесь не только сохранить важные детали (объекты исследования) в процессе извлечения автомобиля из водоёма, его транспортировки к месту хранения, но и предусмотреть мероприятия по их сохранности в процессе длительного хранения автомобиля до момента производства судебной экспертизы.

Рис. 8. Внешний вид поверхности излома тягово-Рис. 7. Внешний вид разрушения тягово-сцепное сцепного устройства автомобиля КамАЭ-5320 устройства автомобиля КамА3-5320 (поверхность излома повреждена коррозион-

ным воздействием)

Другим примером важности применения мероприятий по сохранности деталей для судебной экспертизы может служить пример разрушения тягово-сцепное устройство для буксирования прицепов, двустороннего действия, автомобиля КамАЗ-5320 типа «крюк-петля», показанный на рис. 7 и рис. 8. Разрушение тягово-сцепного устройства в процессе штатной транспортировки груза привело к ДТП с гибелью человека.

Видно, что коррозионные повреждения очень быстро начали образовываться на поверхности излома тягово-сцепного устройства, что может помешать его детальному фрактографическому исследованию и дать не объективную оценку произошедшему. Фрактография излома несёт важную информацию о причине поломки детали, характере её излома.

Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённая Приказом Министерства юстиции РФ от «20» декабря 2002 г. № 347 [6], требует от эксперта: «...обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела». Приступить к изучению объекта эксперт может только после назначения экспертизы. Возможно также и нотариальное назначение экспертизы, которое необходимо, прежде всего, в слу-

чаях, когда получение заключения эксперта в будущем может стать невозможным или затруднительным, а объекты экспертизы уничтожены (или повреждены). Нотариальная экспертиза проводится на основании ст. 103 «Действия нотариуса по обеспечению доказательств» Основ законодательства о нотариате от «11» февраля 1993 г. № 4462-I [7] с целью обеспечения доказательств (что подразумевает и обеспечение сохранности доказательств) и является доказательством согласно ст 55. ГПК РФ [8], ст. 64 АПК РФ [9] и ст. 74 УПК [5]. В тех случаях, когда вещественные доказательства подвергаются быстрой порче, в соответствии со статьёй 75 ГПК РФ [8], они немедленно осматриваются и исследуются судом по месту их нахождения или в ином определенном судом месте. О времени и месте осмотра и исследования таких вещественных доказательств извещаются лица, участвующие в деле. Неявка надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, не препятствует осмотру и исследованию вещественных доказательств.

Заключение

В статье было показано как важно, с целью сохранения объекта исследования для производства судебной экспертизы, организовывать особые мероприятия по обеспечению безопасного длительного хранения металлических изделий. Важным также являются процессы извлечения объектов и способы их транспортировки до места хранения. Данные процессы извлечения и транспортировки не должны подвергнуть объект экспертизы каким-либо изменениям и повреждениям. Несоблюдение указанных рекомендаций может привести к непригодности объекта для его дальнейшего объективного исследования в рамках производства судебной экспертизы.

Список литературы

1. Коррозия металлов. Методическая разработка урока по материаловедению для специальности "Автомеханик" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/korroziia-mietallov-2.html (дата обращения: 28.05.2022).

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от

01.07.2021) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/afbf7746a8ab4a8753f6eeeca8749b 7412f21e2a/?ysclid=l5a1mkx5r8265663745 (дата обращения: 28.05.2022).

3. ГОСТ 9.014-78. Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования. - М.: ФГУП «Стандартинформ», 2005. - 43 с.

4. Определение причины выхода из строя форсунки Comman Rail Bosch [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forsunka.by/ polomky_dizelya.html (дата обращения: 30.05.2022).

5. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 09.03.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 01.06.2022).

6. Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённая приказом Минюста РФ №347 от 20.12.2002 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901836974?ysclid=l5a4if4pli1706987 (дата обращения: 02.06.2022).

7. Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/10102426/ (дата обращения:

02.06.2022).

8. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 02.06.2022).

9. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (дата обращения: 03.06.2022).

References

1. Korroziya metallov, available at: https://multiurok.ru/index.php/ files/korroziia-mietallov-2.html (28.05.2022).

2. "Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast vtoraya)" ot 26.01.1996 N 14-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_9027/afbf7746a8ab4a8753f6eeeca8749b7412f21e2a/?ysclid=l5a1mkx5r8265663745 (28.05.2022).

3. Edinaya sistema zashchity ot korrozii i stareniya. Vremennaya protivokorrozionnaya zashchita izdelij. Obshchie trebovaniya, GOST 9.014-78 (Unified system of corrosion and ageing protection. Temporary corrosion protection of products. General requirements, State Standart 9.014-78), Moscow, FGUP Standartinform, 2005, 43 p.

4. Opredelenie prichiny vyhoda iz stroya forsunki ^mman Rail Bosch, available at: http://www.forsunka.by/ polomky_dizelya.html (30.05.2022).

5. "Ugolovno-processualnyj kodeks Rossijskoj Federacii" ot 18.12.2001 N 174-FZ (red. ot 09.03.2022), available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34481/ (01.06.2022).

6. Instrukciya po organizacii proizvodstva sudebnyh ekspertiz v gosudarstvennyh sudebno-ekspertnyh uchrezhdeniyah sistemy Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii Prikaz Minyusta Rossijskoj Federacii N 347 от 20.12.2002года, available at: https://docs.cntd.ru/document/901836974?ysclid=l5a4if4pli 1706987 (02.06.2022).

7. Osnovy zakonodatelstva o notariate Federalnyi zakon ot 11.02.1993 N 4462-I, available at: https://base.garant.ru/10102426/ (02.06.2022).

8. Grazhdanskij processualnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 N 138-FZ, available at: http://www.consultant.ru/ document/Cons_doc_LAW_39570/ (02.06.2022).

9. Arbitrazhnyj processualnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 24.07.2002 N 95-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37800/ (03.06.2022).

Рецензент: А.Ю. Малахов, канд. техн наук, доц. МАДИ

Статья поступила 05.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.