Симоненко Александр Викторович
Обеспечение криминологической безопасности с использованием современных технологий профилактики правонарушений
Вопросы обеспечения криминологической безопасности рассмотрены сквозь призму использования в антикриминальной практике технологий профилактики правонарушений. Проанализированы основные проблемы, препятствующие развитию превентивной деятельности. Представлены наиболее прогрессивные технологии профилактики правонарушений: диагностика киберпространства; использование telegram-ботов; искусственный интеллект; компьютерное зрение; программно-целевое планирование; антикриминальная пропаганда.
Ключевые слова: криминологическая безопасность, технологии, профилактика правонарушений, предупреждение преступлений, антикриминальная практика, криминология.
Ensuring criminological security using modern crime prevention technologies
The issues of ensuring criminological security are considered through the prism of the use of crime prevention technologies in anti-criminal practice. The main problems hindering the development of preventive activity are analyzed. The most advanced technologies of crime prevention are presented: diagnostics of cyberspace; using of telegram bots; artificial intelligence; computer vision; program-targeted planning; anti-criminal propaganda.
Keywords: criminological safety, technologies, offence prevention, crime prevention, anti-criminal practice, criminology.
Противодействие преступности сегодня осуществляется в условиях новых криминальных проявлений. Военно-политические, миграционные, экономические, информационно-телекоммуникационные процессы оказывают значительное влияние как на социально-политическую обстановку в нашей стране в целом, так и на характеристики преступности в частности. В связи с этим значительно возросла потребность в эффективной реакции правоохранительной системы на происходящее, в развитии антикриминальной практики, адекватной новым вызовам и угрозам.
В современных условиях особенно важно сформировать соответствующую потребностям общества и криминальным угрозам систему криминологической безопасности. Криминологическая безопасность как объективное состояние защищенности личности, общества и государства от преступных посягательств [1, с. 57-58] имеет свои социальный, территориальный или отраслевой объекты приложения [2, с. 282-286]. Соответствующей криминологической теории посвящен ряд специальных исследований, методологическая основа которых была заложена в трудах М.М. Бабаева, С.Я. Лебедева, В.А. Плешакова.
Разработка теории криминологической безопасности во многом выступила в качестве научного ответа на массовые вызовы, обусловленные бурным развитием криминального феномена и пассивностью правоохранительной системы.
В основу рассматриваемой теории положены интересы населения в обеспечении защиты от преступных посягательств. Речь идет о смене вектора правоохранительной системы с объекта противодействия (преступности) на объект защиты (личность, общество, государство) [3, с. 5-6], о сближении интересов правоохранительной системы и социума.
Вместе с тем смена правоохранительных акцентов не устраняет криминальный феномен и необходимость воздействия на него. Преступность настолько глубоко «вплетена» в «ткань» общественного организма, что воздействие на нее неизбежно влечет социальные трансформации, а существенные изменения в общественной жизни влияют на развитие или устранение криминогенных факторов.
Приоритет профилактических мер в обеспечении криминологической безопасности декларируется нормами международного права и нормативными правовыми актами национального законодательства. На уровне федерального законодательства сегменты регулирования
6
в этой сфере представлены федеральными законами «О безопасности»1, «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»2, «О полиции»3, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»4, «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»5, «О противодействии коррупции»6, «О противодействии терроризму»7, «О противодействии экстремистской деятельности»8, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»9 и рядом других. Их положения, отражающие профилактическую составляющую правоохранительной практики, чаще всего не предусматривают последовательного механизма практической реализации. Например, криминологическая оценка норм, содержащихся в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», позволяет говорить о слабой проработке собственно профилактических компонентов. В большей степени рассматриваемый документ содержит положения, предусматривающие реализацию отдельных административных процедур в отношении несовершеннолетних правонарушителей, нежели регламентирует формы и методы профилактической работы с несовершеннолетними, особенности взаимодействия субъектов профилактики [4, с. 7-8].
Это влечет организационно-правовую неопределенность профилактической работы,
1 О безопасности: федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1. Ст. 2.
2 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 26, ч. I. Ст. 3851.
3 О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
4 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.
5 Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федер. закон от
6 апр. 2011 г. № 64-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 15. Ст. 2037.
6 О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ч. 1. Ст. 6228.
7 О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146.
8 О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.
9 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
отмеченную респондентами проведенных нами исследований. В качестве основного препятствия осуществлению профилактической деятельности 73% из них указали отсутствие четкой нормативной и методической основы ее организации.
На сегодняшний день отсутствуют обоснованные критерии оценки эффективности реализуемых мер профилактики преступлений и профессиональной деятельности лиц, ее осуществляющих. Проведенные эмпирические исследования показывают, что положительную оценку со стороны руководства подразделений, в которых проходят службу респонденты, в большей степени получает служебная деятельность, по итогам которой принято конкретное административно-правовое или уголовно-процессуальное решение. На второстепенное значение итогов профилактической работы в системе оценки деятельности отдельных сотрудников и подразделений в целом указали 84% опрошенных.
Профилактическая работа в большинстве случаев имеет отложенный во времени положительный эффект, фиксация которого возможна только в результате проведения специальных криминологических исследований, затраты на которые во многом сопоставимы с затратами на реализацию самих профилактических мероприятий. 88% респондентов не сталкивались в своей служебной деятельности со случаями оценки качества реализуемых ими профилактических мероприятий. Вместе с тем эффективные профилактические меры (с учетом последующих мониторинговых затрат) обеспечивают достижение значительно большего экономического и социального эффекта, нежели репрессивные воздействия. Ключевую роль здесь играет экономия уголовной репрессии и защита потенциальной жертвы от преступного посягательства. Значительное снижение потенциальной вероятности стать жертвой преступления выступает центральным компонентом криминологической безопасности общества.
Существенную роль в обеспечении криминологической безопасности играют технологии профилактики правонарушений [5], ориентированные на минимизацию криминогенных факторов и негативных свойств личности, обусловливающих преступное поведение. Технологии предупреждения преступлений целесообразно классифицировать по ряду оснований:
в зависимости от степени охвата профилакти-руемых лиц: технологии общего предупреждения преступлений, технологии предупреждения пре-
7
ступлений в малых группах, технологии индивидуального предупреждения преступлений;
в зависимости от субъектов реализации: технологии предупреждения преступлений правоохранительными органами, технологии предупреждения преступлений органами власти общей и специальной (неправоохранительной) компетенции; технологии участия общественных объединений и граждан в предупреждении преступлений;
в зависимости от объекта приложения предупредительного воздействия: технологии предупреждения отдельных видов преступлений, технологии предупреждения маргинальных явлений, связанных с преступностью (детской безнадзорности, беспризорности, семейного неблагополучия, алкоголизации и наркотизации населения, бродяжничества, попрошайничества, проституции и т.п.);
в зависимости от охраняемого объекта: технологии обеспечения личной и имущественной безопасности, технологии обеспечения безопасности жилища и др.
Остановимся на наиболее значимых, прогрессивных и не получивших полного освещения на страницах юридической литературы технологиях профилактики правонарушений.
В первую очередь следует акцентировать внимание на использовании в профилактической деятельности доступных субъектам профилактики информационно-телекоммуникационных технологий:
диагностики киберпространства с применением программных комплексов получения информации из открытых источников для оценки криминогенной ситуации;
диагностики киберпространства с применением инструментов анализа геолокационных характеристик;
telegram-ботов для их применения в предупреждении преступлений;
искусственного интеллекта в профилактической деятельности (диагностика, определение целевой аудитории, подготовка профилактического контента и отчетов);
компьютерного зрения в профилактике правонарушений;
антикриминальной PR-кампании с применением инструментов digital-маркетинга.
Механизм реализации технологий подобного рода отражен в ряде криминологических исследований и представлен в комплексе разработанных в Краснодарском университете МВД России образовательных программ. Это работы В.С. Соловьева, Е.В. Грибанова,
А.С. Ильницкого [5-10] и др., рабочие программы: «Основы антикриминальной пропаганды»; «Осуществление антикриминальной пропаганды сотрудниками подразделений информации и общественных связей»; «Технологии предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними»; «Технологии предупреждения преступлений и их использование сотрудниками полиции»; «Повышение квалификации руководящего состава подразделений по противодействию экстремизму территориальных органов МВД России по теме "Технологии предупреждения преступлений экстремистской направленности"»; «Технологии предупреждения наркопреступлений»; «Антинаркотическая пропаганда и ее осуществление сотрудниками полиции»; «Предупреждение распространения криминальной идеологии в сети Интернет».
Важным направлением наращивания профилактического содержания антикриминальной практики является применение технологий программно-целевого планирования. К сожалению, такого рода технологии используются не всегда эффективно. Изучение 82 региональных и муниципальных программ (подпрограмм), направленных на профилактику правонарушений, показало, что запланированные в них мероприятия более чем в 60% случаев значительно оторваны от заявленных целей и индикаторов. Данный вывод подтверждается и рядом иных криминологических исследований.
Во многом это обусловлено недостаточной квалификацией специалистов, в чью компетенцию входят разработка программных материалов подобного рода и осуществление контроля за их реализацией. В связи с этим следует сформулировать ряд рекомендаций по разработке региональных и муниципальных программ и планов профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности: в разработке программы (плана) должны принимать участие квалифицированные специалисты в соответствующей сфере или отрасли (имеющие специализированное образование, выполняющие профессиональные обязанности в данной сфере, имеющие практический опыт, специальную подготовку) и непосредственные исполнители мероприятий;
разработке мероприятий программы должен предшествовать профессиональный анализ ситуации в соответствующей социальной сфере на основе: официальных статистических данных, верифицированных специалистами; данных, полученных в результате эмпирических исследова-
8
ний, отражающих в том числе латентные социальные процессы в рассматриваемой сфере;
по итогам анализа ситуации разработчиком программы должен быть определен перечень максимально конкретизированных факторов, обусловливающих негативные тенденции в регионе, на территории муниципального образования, в социальном или ином учреждении;
для минимизации действия каждого из выявленных факторов должен быть разработан конкретизированный перечень мероприятий(например, недопустимо формулировать мероприятия таким образом: «разработать комплекс мероприятий...», «осуществить профилактику.» и т.п.);
ответственными исполнителями мероприятий программы должны быть субъекты, имеющие соответствующую квалификацию и возможности по их реализации;
каждая программа должна иметь раздел, содержащий перечень специальных мероприятий по оценке эффективности ее реализации и список независимых субъектов, способных такую оценку произвести (следует запланировать детальную оценку с позиции эффективности каждого реализованного мероприятия основной части программы, закрепив соответствующее финансирование этой деятельности); субъектами оценки эффективности реализованных мероприятий могут выступить профильные образовательные организации, научно-исследовательские учреждения, общественные организации;
по итогам оценки эффективности реализованных мероприятий необходимо оперативно вносить коррективы в уже принятую программу или учитывать полученный опыт в будущем при разработке новых программ, т.е. исключать мероприятия, показавшие низкую эффективность, заменять их новыми, потенциально более эффективными, вносить в них коррективы с целью повышения эффективности.
Значительные возможности повышения предупредительной составляющей в антикриминальной практике предоставляют технологии антикриминальной пропаганды, содержание которых представлено в криминологической литературе. Наибольший предупредительный потенциал здесь заложен в использовании средств массовых коммуникаций и в работе с группами граждан.
Подлежат размещению в средствах массовых коммуникаций материалы, направленные на виктимологическую профилактику и профилактику противоправного поведения различных субъектов. Формы их представления могут быть совершенно различными: видео- и
аудиозаписи, памятки, различного рода материалы наглядной агитации, иные формы контента.
В первую очередь следует определить перечень наиболее распространенных и опасных криминальных проявлений, на противодействие которым будет направлен материал. Они достаточно хорошо известны нашей правоохранительной практике: это дистанционные хищения, кражи (карманные и квартирные) и угоны автотранспорта, корыстно-насильственные посягательства на улице и в жилище, угроза личной безопасности различных категорий граждан (несовершеннолетних, взрослых, престарелых, женщин, представителей отдельных профессий и т.п.), семейное и школьное насилие, алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и попрошайничество, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних. Актуальными направлениями осуществления антикриминальной пропаганды также являются: виктимологиче-ская профилактика среди туристов, профилактика наркотизма и вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность, профилактика коррупции и терроризма.
Специалистам необходимо определить содержание будущего материала. Оно должно соответствовать действующему законодательству, не нарушать моральных и этических норм. При этом большое значение будет иметь не только содержание материала, но и его форма (четкие и доступные виктимологические рекомендации, призывы, уговоры, убеждения, предостережения и т.п.). Оба эти компонента должны быть направлены на потенциальную целевую аудиторию, вызывать ее интерес. Здесь следует полностью ориентироваться на правила и достижения маркетинговой и рекламной отраслей.
Определение формы материала и его изготовление субъектами профилактики чаще всего невозможно осуществить без привлечения специалистов в сфере журналистской, маркетинговой, издательской или рекламной деятельности. Соответственно, субъектам профилактики необходимо либо принимать в штат сотрудников, имеющих такого рода квалификацию, направлять действующих сотрудников на соответствующее обучение, либо привлекать сторонних специалистов.
Отдельно следует рассмотреть вопрос реализации такого рода материалов. Для повышения степени их эффективности необходимо использовать новейшие маркетинговые и ре-
9
кламные технологии, в том числе с привлечением сторонних специалистов.
Для организации профилактической работы в малых группах следует определить субъектов профилактики, способных эффективно провести работу в соответствующей группе. Причем это может быть как один субъект, так и несколько. Например, эффективная профилактическая работа с семьей, находящейся в социально опасном положении, невозможна без совместных действий сотрудников полиции, органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, органов по делам молодежи, образования, органов местного самоуправления и др. В случае организации на местном уровне эффективного взаимодействия указанных субъектов результаты профилактического воздействия будут крайне высоки. Однако чаще всего каждый субъект профилактики действует самостоятельно и во многом формально. Следовательно, необходимо создание на местном уровне организационно-правового механизма совместной деятельности различных субъектов профилактики правонарушений.
Для работы с различными малыми группами в арсенале субъектов профилактики должны быть средства оказания профилактического воздействия: сценарии выступлений, профилактические материалы в форме презентаций, фото и видео.
Для эффективной реализации предложенных решений и новаций необходима подготовка квалифицированных кадров, обладающих профессиональными компетенциями в указанной сфере. Для достижения этой цели необходимы разработка и внедрение в образовательный процесс учебных дисциплин и программ повышения квалификации специалистов, которые соответствуют современным тенденциям развития криминального феномена и антикриминальной практики. Примеры подобного рода решений широко представлены в образовательном процессе Краснодарского университета МВД России.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что обеспечение криминологической безопасности невозможно без внедрения современных технологий профилактики правонарушений во все сферы правоохранительной деятельности.
1. Симоненко Д.А. Криминологическая безопасность и учет ее состояния в оценке правоохранительной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 5. С. 57-58.
2. Лебедев С.Я. Криминологическое обеспечение региональной безопасности в Республике Крым // Российский криминологический взгляд. 2015. № 2. С. 282-286.
3. Симоненко Д.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение органами внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
4. Грибанов Е.В. Универсальная (типовая) технология предупреждения преступлений // Общество и право. 2021. № 3(77). С. 26-31.
5. Соловьев В. С. Криминологические исследования преступности несовершеннолетних в условиях цифровизации общества: ожидания и реальность // Алтайский юридический вестник. 2024. № 1(45). С. 92-99.
6. Грибанов Е.В. Перспективные направления развития кибертехнологий предупреждения преступлений // Общество и право. 2021. № 4(78). С. 21-27.
7. Ильницкий А.С. Технологии искусственного интеллекта в криминологической науке и предупреждении преступлений // Вест-
1. Simonenko D.A. Criminological security and taking into account its state in assessing law enforcement activities // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2007. No 5. P. 57-58.
2. Lebedev S.Ya. Criminological support of regional security in the Republic of Crimea // Russian criminological view. 2015. No 2. P. 282286.
3. Simonenko D.A. Criminological security and its provision by internal affairs agencies: auth. abst. ... Candidate of Sciences in Jurisprudence. Moscow, 2007.
4. Gribanov E.V. Universal (standard) crime prevention technology // Society and law. 2021. No 3(77). P. 26-31.
5. Solovev V.S. Criminological research of juvenile crime under digitalization of society: expectations and reality //Altai Law Journal. 2024. No 1(45). P. 92-99.
6. Gribanov E. V. Promising areas of development of cyber technologies for crime prevention // Society and law. 2021. No 4(78). P. 21-27.
7. Ilnitsky A.S. Artificial intelligence technologies in criminological science and crime prevention // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No 7. P. 105-111.
10
ник Московского университета МВД России. 2023. № 7. С. 105-111.
8. Вишневецкий К. В. Программирование вик-тимологического предупреждения преступности // Общество и право. 2019. № 1(67). С. 33-38.
9. Грибанов Е.В. Теория антикриминальной пропаганды: место в криминологической науке и значение для правоохранительной практики // Общество и право. 2023. № 1(83). С. 14-21.
10. Грибанов Е.В. Теоретические основы антикриминальной пропаганды // Общество и право. 2023. № 2(84). С. 9-14.
8. Vishnevetskiy K. V. Programming of victimological crime prevention // Society and law. 2019. No 1(67). P. 33-38.
9. Gribanov E.V. The theory of anti-criminal propaganda: its place in criminological science and its significance for law enforcement practice // Society and law. 2023. No 1(83). P. 14-21.
10. Gribanov E.V. Theoretical foundations of anticriminal propaganda // Society and law. 2023. No 2(84). P. 9-14.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Симоненко Александр Викторович, доктор юридических наук, профессор, начальник Краснодарского университета МВД России; тел: +78612584003.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
A.V. Simonenko, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Chief of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612584003.
11