Дзюба Максим Александрович
Предупреждение преступлений, совершаемых в общеобразовательных организациях:
социально-политические и теоретико-методологические предпосылки криминологического познания
На основе проведенного автором эмпирического исследования проанализированы социально-политические и теоретико-методологические предпосылки криминологического познания проблем предупреждения преступлений, совершаемых в общеобразовательных организациях. Представлены сведения, характеризующие криминогенную обстановку в общеобразовательных организациях, выявлены проблемы антикриминальной практики в данной сфере, пробелы в предметном поле криминологической науки. Сформулированы теоретико-методологические ориентиры, необходимые для криминологического познания исследуемого феномена.
Ключевые слова: предупреждение преступлений, общеобразовательные организации, преступность, школа, обучающиеся, образовательные отношения, школьная среда, школьная преступность, криминогенная обстановка.
Prevention of crimes committed in general educational organizations: socio-political and theoretical-methodological prerequisites of criminological cognition
The article, based on the empirical research conducted by the author, consistently analyzes the sociopolitical and theoretical-methodological prerequisites for criminological knowledge of the problems of preventing crimes committed in educational organizations. Data are presented characterizing the crime situation in educational institutions, problems of anti-criminal practice in this area are identified, as well as gaps in the subject field of criminological science. Theoretical and methodological guidelines necessary for criminological knowledge of the phenomenon under study are formulated.
Keywords: crime prevention, educational organizations, crime, school, students, educational relations, school environment, school crime, crime situation.
В России, как и в большинстве стран мира, дети проводят достаточно продолжительное время в школе, а общеобразовательные организации, в свою очередь, являются одним из основных субъектов социализации детей. По данным официальной статистики, в школах нашей станы обучается свыше 17 млн детей, а число работников общеобразовательных организаций превышает 2 млн 100 тыс. чел., из них педагогические работники составляют свыше 1 млн 300 тыс. чел. [1].
Школа как социальный институт должна быть безопасной и благоприятной средой, обеспечивающей обучение и развитие детей, профессиональное развитие педагогов. Однако так происходит далеко не всегда. Последние годы отмечены усложнением криминогенной обстановки в общеобразовательных организациях. В школьной среде регистрируются факты крими-
нализации и виктимизации несовершеннолетних, что негативно сказывается на состоянии их здоровья, посещаемости, способности к обучению, влияет на успеваемость, эмоциональное и психосоциальное благополучие. Проблемы криминализации и виктимизации напрямую затрагивают и педагогические коллективы. Здесь же актуализируются вопросы обеспечения безопасности школьных территорий.
В школьном пространстве присутствуют как традиционные, так и новые криминальные угрозы, оказывающие существенное влияние на криминализацию и виктимизацию несовершеннолетних. Среди них различные виды причинения вреда здоровью, кражи, вымогательства, посягательства на половую свободу и половую неприкосновенность, вовлечение несовершеннолетних в преступную и антиобщестивенную деятельность, суицидальные проявления, незаконный наркооборот и наркопотребление,
19
хулиганство, вандализм, вооруженные нападения на образовательные организации и иные формы противоправной деятельности.
Такие посягательства зачастую имеют групповой и многоэпизодный характер, в ряде случаев сопровождаются продолжительной травлей жертв, ее демонстрацией в сети Интернет. Как отмечают специалисты, «уровень немотивированной жестокости школьников по отношению к своим сверстникам и учителям, стремление к публичности насильственных действий ставят задачи по изучению школьного насилия и выработке мер по коррекции ситуации» [2, с. 77].
В общеобразовательных школах совершается и значительный массив административных правонарушений: мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ); нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции (ст. 6.24 КоАП РФ); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.9 КоАП РФ); потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ); нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (ст. 20.22 КоАП РФ).
Указанные административные правонарушения, имея высокую латентность, достаточно близко соприкасаются с преступлениями, не только выступая криминогенными факторами в школьной среде, но и зачастую перерастая в криминальные формы. Отсюда распространение в школьной среде получают маргинальные фоновые явления, связанные с преступностью: пьянство, наркотизм, безнадзорность.
Участниками криминальных событий в школьном пространстве ежегодно становятся тысячи человек. По данным за 2023 г., число школьников, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводилась индивидуальная профилактическая работа, составляет свыше
295 тыс. чел. С учетом высокой латентности криминальных проявлений в школьной среде эта цифра должна быть в несколько раз выше. Как следует из результатов опросов экспертов из числа сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, ежегодно криминализации и виктимиза-ции в школьной среде подвергается не менее 300 тыс. школьников.
В силу специфики школьной среды, особенностей участников криминальных событий факты преступной деятельности в общеобразовательных организациях в основном имеют латентный характер и далеко не всегда получают должную социально-правовую оценку. Исключение составляют случаи общественного резонанса, возникающего в том числе в силу распространения в сети Интернет видеозаписей противоправных действий или наступления выраженных общественно опасных последствий. По оценкам опрошенных нами экспертов, до 90% конфликтных ситуаций, имеющих криминальный характер или характер административного правонарушения, разрешаются участниками образовательных отношений неправовыми средствами.
На криминогенную обстановку в школьной среде оказывает влияние целый спектр криминогенных и антикриминогенных факторов. В их числе региональные и местные особенности, территориальное расположение образовательной организации в пределах населенного пункта, миграционная ситуация, наполняемость образовательных организаций, качество организации учебно-воспитательного процесса, кадровая политика органов образования и квалификация педагогов, эффективность профилактической работы и обеспечения безопасности школьной территории. При этом криминогенная обстановка на территории образовательных организаций может существенно отличаться даже в пределах одного населенного пункта.
Субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних далеко не всегда способны обеспечить эффективный социальный и правоохранительный контроль школьной среды, которая не ограничивается территорией общеобразовательной организации, имея свое продолжение в виртуальном пространстве. Реакция субъектов профилактики на криминальные угрозы, как правило, запаздывает и часто возникает лишь вследствие общественного резонанса.
На антикриминальную практику в данной области оказывает влияние ряд факторов,
20
среди которых: недостатки нормативного правового регулирования в части защиты и охраны прав участников образовательных отношений, излишняя бюрократизация и формализм в осуществлении профилактической работы; несовершенство диагностических мер по раннему выявлению процессов криминализации и виктимизации в школьной среде, изучению криминогенной обстановки; ограниченный и устаревший арсенал средств предупредительной практики; рассогласованность действий субъектов профилактики правонарушений, их низкая квалификация в данной области, недостаток актуальной научной информации по вопросам предупреждения преступлений в общеобразовательных организациях, а также ряд иных правовых и организационных проблем.
Указанные проблемы, потребности науки и правоохранительной практики обусловливают необходимость развития криминологической теории в области познания преступлений, совершаемых в общеобразовательных организациях, и мер их предупреждения, а также совершенствования антикриминальной практики в данной сфере.
Несмотря на высокую социальную и правоохранительную значимость поднятых вопросов, положения касающиеся предупреждения преступлений, совершаемых в общеобразовательных организациях, не нашли адекватного отражения в криминологической литературе. На уровне диссертационных исследований здесь можно назвать лишь работы Д.З. Зия-довой (Проблемы профилактики преступлений среди школьников в условиях рыночной экономики: по материалам Республики Дагестан, 1998; Теоретические и прикладные проблемы преступности среди учащихся общеобразовательных учреждений: региональный аспект, 2006), А.А. Ивановой (Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений, 2006), С.Н. Михайлова (Социально-криминологическая роль городских общеобразовательных школ в раннем предупреждении преступности несовершеннолетних, 2007), Е.З. Сидоровой (Обеспечение криминологической безопасности в организациях общего и среднего профессионального образования, 2017), Ю.В. Суходольской (Массовое убийство в образовательных организациях как объект криминологического исследования, 2024).
Недостаточное внимание рассматриваемой проблематике уделено и в смежных областях научного знания. В педагогике на уровне диссертационных исследований можно
назвать работы Е.М. Гамова (Формирование нравственно-волевой устойчивости подростков к виктимизации в условиях общеобразовательного учреждения, 2010), М.С. Голубь (Педагогическая профилактика насилия над виктимным подростком в условиях средней общеобразовательной школы, 2011), Н.М. Карпу-новой (Воспитательно-реабилитационная деятельность специальной общеобразовательной школы по профилактике детской преступности, 2012), М.Ю. Хамриной (Педагогические условия оптимизации профилактики маргинального поведения виктимных детей в учреждениях культуры и образования, 2013), М.Н. Шаталовой (Социально-педагогическое взаимодействие отделений по делам несовершеннолетних и общеобразовательных организаций в профилактической деятельности, 2014).
В рамках психологической науки рассматриваемой проблематики в диссертационных исследованиях касались С.О. Ларионова (Психологическое сопровождение профилактики девиантности у младших школьников с задержкой психического развития, 2020) и Н.В. Разживина (Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы, 2013).
Отдельные аспекты проблематики преступлений, совершаемых в общеобразовательных организациях, и их предупреждения становились предметом исследований на монографическом уровне и в периодической печати. Среди них следует выделить работы Е.В. Грибанова, Р.Б. Иванченко, А.В. Польшикова, В.С. Соловьева, рассматривающие проблемы насилия в общеобразовательных организациях [2-8], Л.А. Казанцевой, И.А. Калиниченко, И.Д. Гайо-нова, посвященные профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных организациях [9], Н.И. Свечникова, исследования которого касаются профилактической работы органов внутренних дел в общеобразовательных организациях [10].
Приведенные научные изыскания в рассматриваемой области представляют несомненную теоретическую и прикладную ценность. Вместе с тем они не могут претендовать на заполнение всех имеющихся пробелов криминологической теории в части научной информации о преступности в общеобразовательных организациях и мерах ее предупреждения. Ряд таких работ выполнены более десяти лет назад, другие посвящены лишь отдельным, достаточно узким аспектам рассматриваемой темы. Таким образом, в криминологической теории
21
отсутствует актуальная научная информация о криминологической характеристике преступлений, совершаемых в общеобразовательных организациях, и мерах их предупреждения.
Вместе с тем при разработке данной предметной области можно опираться на значительный теоретический фундамент, заложенный отечественными и зарубежными криминологами. Это фундаментальные работы классиков философской и криминологической мысли (Ч. Беккариа, П. Лафарга, Ф. Листа, Г. Тарда, А.Н. Радищева, И.А. Ильина, М.Н. Гернета, Д.А. Дриля, С.В. Познышева, Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого, Г.А. Аванесова, Ю.М. Антоня-на, А.И. Алексеева, М.М. Бабаева, Ю.Д. Блув-штейна, С.В. Бородина, А.А. Герцензона, Я.И. Гилинского, К.К. Горяинова, С.Е. Вицина,
A.И. Долговой, А.Э. Жалинского, К.Е. Игошева, И.И. Карпеца, В.Е. Квашиса, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, С.Я. Лебедева, В.В. Лунеева, Г.М. Миньковского, А.Б. Сахарова, А.М. Яковлева); труды, посвященные преступности несовершеннолетних и молодежи (М.М. Бабаева,
B.П. Божьева, С.В. Бородина, Н.Г. Горшенкова, О.В. Демидовой, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, Г.И. Забрянского, О.Н. Ивасюк, К.Е. Игошева,
C.М. Иншакова, И.И. Карпеца, Е.В. Кошелевой, В.А. Лелекова, Г.М. Миньковского, С.Ф. Милюкова, Ю.Е. Пудовочкина, С.Л. Сибирякова, Д.А. Шестакова, Г.Й. Шнайдера, В.А. Шуняе-вой, В.Е. Эминова); научные изыскания в области теории предупреждения преступлений и воспитания в криминологии (А.И. Алексеева, Е.В. Грибанова, А.Г. Мусеибова, А.В. Симоненко).
Для успешного познания феномена школьной преступности в криминологическом аспекте целесообразно определить основные направления криминологического исследования.
1. Показатели и характеристика преступлений и смежных с ними административных правонарушений, совершаемых в общеобразовательных организациях. Эффективное противодействие преступлениям, совершаемым в школьной среде, невозможно без наличия научно обоснованной информации о криминогенной обстановке в данной сфере. Имеющиеся научные изыскания и аналитические материалы субъектов профилактики не позволяют оценить фактическое положение дел.
2. Факторы преступлений, совершаемых в общеобразовательных организациях. Детер-минационный комплекс школьной преступности представляет собой сложное переплетение различных криминогенных факторов, познание которых позволит осуществить разработку предупредительных мер.
3. Личность преступника и жертвы преступлений, совершаемых в общеобразовательных организациях. Получение актуальной научной информации выступает здесь ключом к организации эффективной индивидуальной профилактической работы как со школьными правонарушителями, так и с их потенциальными жертвами.
4. Система предупреждения преступлений, совершаемых в общеобразовательных организациях. Криминализация и виктимизация школьного пространства отчетливо указывает на несовершенство существующей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Ее элементы требуют донастройки и обновления в соответствии с актуальными криминальными угрозами.
5. Направления совершенствования практики предупреждения преступлений, совершаемых в общеобразовательных организациях. Развитие информационно-телекоммуникационных, социальных технологий, криминологической теории и практики требует существенной модернизации практики деятельности субъектов профилактики в школьной среде. Достижения криминологической науки последнего времени [11-17] позволяют совершенно по-новому взглянуть на проблему предупреждения преступлений, совершаемых в общеобразовательных организациях.
Для разработки указанных направлений необходимо получение исходных эмпирических данных, которые бы отражали реальное состояние криминогенной обстановки в общеобразовательных организациях и качество существующей предупредительной деятельности. Для решения этих задач необходим соответствующий методологический инструментарий, включающий в себя среди прочего конкретно-социологические методы: наблюдение, контент-анализ, изучение документов, опросы.
Основными источниками эмпирической информации здесь должны выступать участники образовательных отношений и профилактической работы в школе: школьники и их родители, педагоги и администрация образовательных организаций, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Эффективность исследовательских операций здесь будет во многом зависеть от методики проведения исследований, обеспечивающей правдивость и достоверность получаемой информации. Для этой цели опросы отдельных групп респондентов целесообразно проводить вне образовательной организации, в том числе с использованием электронных
сервисов. Эмпирические данные позволят получить актуальную научную информацию.
В целом представленный в статье материал указывает на выраженную социально-политическую значимость поднятой проблемы, недостатки антикриминальной практики в данной сфере и в первую очередь на отсутствие
актуальной научной информации о проблеме школьной преступности и мерах ее предупреждения. Предложенные теоретико-методологические подходы не претендуют на исключительность, но формируют определенные ориентиры для познания указанной предметной области.
1. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2023/24 учебного года [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ general_edu (дата обращения: 28.05.2024).
2. Грибанов Е.В. Школьное насилие: меры профилактики и контроля (по материалам экспертного опроса) // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 77-81.
3. Насилие в школе: состояние, причины, предупреждение (по материалам Воронежской области): учеб. пособие /Е.В. Гэибанов и др. Воронеж, 2014.
4. Соловьев В. С. Криминологическая диагностика масштабов школьного насилия (по материалам анонимного интернет-опроса школьников) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 4(19). С. 220-231.
5. Иванченко Р.Б., Соловьев В.С. Современные подходы к определению и классификации школьного насилия // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 3. С. 128-132.
6. Иванченко Р.Б., Польшиков А.В., Радько-ва Л. С. Проблемы предупреждения наркотиз-ма в общеобразовательных организациях (опыт регионального исследования) // Проблемы назначения и исполнения уголовных наказаний в России и за рубежом: сб. материалов круглого стола междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. В.Н. Некрасова, И.А. Ян-чука. Вологда, 2018. С. 93-98.
7. Иванченко Р.Б., Польшиков А.В. Проблемы предупреждения насилия в школе // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2016. № 4. С. 117-122.
8. Иванченко Р.Б., Иванченко О.С., Польши-ков А.В. Детерминанты и предупреждение школьного насилия // Социально-психологические, уголовно-правовые и криминологические проблемы семейно-бытового насилия: сб. тр. науч.-практ. конф. Баку, 2016. С. 129-136.
9. Казанцева Л.А., Калиниченко И.А., Гай-нов И.Д. Современные аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных
1. Information on the federal statistical observation form No OO-1 "Information on the organization carrying out educational activities in educational programs of primary general, basic general, secondary general education" at the beginning of the 2023/24 academic year [Web resource]. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ general_edu (date of access: 28.05.2024).
2. Gribanov E.V. School violence: measures of prevention and control (based on materials from an expert survey) // Sociological research. 2016. No 7. P. 77-81.
3. Violence at school: status, causes, prevention (based on materials from the Voronezh region): textbook/E.V. Gribanov et al. Voronezh, 2014.
4. Solovyov V.S. Criminological diagnostics of the scale of school violence (based on materials from an anonymous Internet survey of schoolchildren) // Bulletin of Voronezh State University. Series: Law. 2014. No 4(19). P. 220-231.
5. Ivanchenko R.B., Solovyov VS. Modern approaches to the definition and classification of school violence // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No 3. P. 128-132.
6. Ivanchenko R.B., PolshikovA.V., Radkova L.S. Problems of drug abuse prevention in educational institutions (experience of regional research) // Problems of assignment and execution of criminal penalties in Russia and abroad: coll. of papers from the round table of the intern. sci. and practical conf. / gen. ed. by V.N. Nekrasov, I.A. Yanchuk. 2018. P. 93-98.
7. Ivanchenko R.B., Polshikov A.V. Problems of preventing violence at school // Bulletin of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2016. No 4. P. 117-122.
8. Ivanchenko R.B., Ivanchenko O.S., Polshikov A.V. Determinants and prevention of school violence // Social-psychological, criminal-legal and criminological problems of family and domestic violence: coll. of papers of the sci. and practical conf. Baku, 2016. P. 129-136.
9. Kazantseva L.A., Kalinichenko I.A., Gainov I.D. Modern aspects of the prevention of neglect and juvenile delinquency in educational institutions // Bulletin of economic security. 2023. No 5. P. 215-220.
10. Svechnikov N.I. Prevention of offenses committed by minors by internal affairs bodies
23
организациях // Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 215-220.
10. Свечников Н.И. Профилактика правонарушений, совершенных несовершеннолетними лицами, органами внутренних дел в образовательных учреждениях как вид правоохранительной деятельности // Вестник СГЮА. 2023. № 3(152). С. 207-216.
11. Ларина Е.С., Овчинский В.С. Искусственный интеллект. Большие данные. Преступность. М., 2018.
12. Осипенко А.Л., Соловьев В. С. Киберугро-зы в отношении несовершеннолетних и особенности противодействия им с применением информационных технологий // Общество и право. 2019. № 3(69). С. 23-31.
13. Грибанов Е.В. Проблемы и перспективы развития информационно-коммуникативных технологий предупреждения преступлений // Теоретические и практические проблемы противодействия правонарушениям: материалы междунар. науч.-практ. круглого стола, 28 февр. 2018 г. Краснодар, 2018. С. 55-58.
14. Гоибанов Е.В. Теория антикриминальной пропаганды: место в криминологической науке и значение для правоохранительной практики // Общество и право. 2023. № 1. С. 14-21.
15. Ильницкий А.С. Противодействие криминальной идеологии в сети Интернет. М., 2024.
16. Осипенко А.Л., Соловьев В.С. Основные направления развития криминологической науки и практики предупреждения преступлений в условиях цифровизации общества // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15, № 6. С. 681-691.
17. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологические технологии и инженерия: место в науке и значение для правоохранительной практики // Общество и право. 2016. № 1(55). С. 121-127.
in educational institutions as a type of law enforcement activity // Bulletin of Saratov State Law Academy. 2023. No 3(152). P. 207-216.
11. Larina E.S., Ovchinsky US. Artificial intelligence. Big data. Crime. Moscow, 2018.
12. Osipenko A.L., Solovyov V.S. Cyberthreats against minors and the features of countering them with the use of information technology // Society and law. 2019. No 3(69). P. 23-31.
13. Gribanov E.V. Problems and prospects for the development of information and communication technologies for crime prevention // Theoretical and practical problems of combating crime: proc. of the intern. sci. and practical round table, Febr. 28, 2018. Krasnodar, 2018. P. 55-58.
14. Gribanov E. V. The theory of anti-criminal propaganda: its place in criminological science and its significance for law enforcement practice // Society and law. 2023. No 1. P. 14-21.
15. Ilnitsky A.S. Countering criminal ideology on the Internet. Moscow, 2024.
16. Osipenko A.L., Solovyov V.S. Main directions of development of criminological science and practice of crime prevention in the conditions of digitalization of society //All-Russian Criminological Journal. 2021. T. 15, no 6. P. 681691.
17. Simonenko A.V., Gribanov E.V. Criminological technologies and engineering: place in the science and law enforcement practice meaning // Society and law. 2016. No 1(55). P. 121-127.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Дзюба Максим Александрович, соискатель кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: ugprava_krdu@mvd.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
M.A. Dzyuba, Applicant of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: ugprava_krdu@mvd.ru
24