Грибанов Евгений Викторович
Теория антикриминальной пропаганды: место в криминологической науке и значение для правоохранительной практики
Изложены социально-политические, теоретико-методологические и правовые основания формирования самостоятельной предметной области криминологической науки - теории антикриминальной пропаганды. Сформулировано понятие антикриминальной пропаганды. Определено ее место в современной правоохранительной практике, дана оценка перспективам ее совершенствования. Разработана структура теории антикриминальной пропаганды.
Ключевые слова: теория антикриминальной пропаганды, предупреждение преступлений, криминология, антикриминальная практика, виктимология, правоохранительная практика, правовое воспитание и просвещение.
The theory of anti-criminal propaganda: its place in criminological science and its significance for law enforcement practice
The article substantiates the formation of an independent subject area of criminological science - the theory of anti-criminal propaganda, its socio-political, theoretical, methodological and legal foundations. The concept of anti-criminal propaganda is formulated. Its place in modern law enforcement practice is determined and the prospects for its improvement are assessed. The structure of the theory of anticriminal propaganda is developed.
Keywords: theory of anti-criminal propaganda, crime prevention, criminology, anti-criminal practice, victimology, law enforcement practice, legal education and enlightenment.
Последние годы отмечены не только стремительным проникновением информационно-телекоммуникационных технологий во все сферы жизни общества, но и повышением роли информации в воздействии на сознание и поведение личности. Особое развитие получают средства массовых коммуникаций, его драйверами выступают социальные сети, мессенджеры, видеохостинги, различные приложения для создания и просмотра контента и иные гибридные формы сетевого взаимодействия людей. Одновременно усложняются и совершенствуются технологии социальной инженерии.
Трансформируются многие традиционные виды средств массовых коммуникаций: телевидение, радио, печать, наглядная агитация. Находясь в постоянной конкуренции за внимание массовой аудитории, средства массовой информации начинают активно использовать возможности информационно-телекоммуникационных технологий. Особый импульс к развитию получили маркетинг и реклама, где сформировались новые отрасли и направления, в частности социальная инженерия.
Возможности информационно-телекоммуникационных технологий и социальной инженерии активно используются для совершения
преступлений и административных правонарушений, распространения криминальной и иной деструктивной идеологии, ведения криминального бизнеса, вовлечения,вербовки и обучения членов преступных сообществ и организаций.
Реагируя на новые криминальные угрозы, меняется содержание антикриминальной практики и активно развивается теория противодействия преступности. В основном эти изменения касаются совершенствования различных форм реакции правоохранительных органов на преступность в рамках оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. В значительно меньшей степени возможности использования информационно-телекоммуникационных технологий, технологий социальной инженерии, маркетинга, рекламы и иных современных технологий восприняты криминологической теорией и находят отражение в практике предупреждения преступности.
Вместе с тем информационные и технологические достижения последнего времени открывают совершенно новые горизонты для развития теории, а вслед за ней и практики предупреждения преступлений. Одним из таких перспективных направлений выступают теория и практика антикриминальной пропаганды.
14
Не вдаваясь в широкую дискуссию по поводу содержания термина «пропаганда», отметим, что в Большой советской энциклопедии пропаганда (лат. propaganda - подлежащее распространению, от propago - распространяю) определяется как распространение различных взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности [1]. Феномену пропаганды посвящено множество социальных исследований отечественных (О.И. Бородина, Е.Л. Доценко, В.И. Елев, С.Г. Кара-Мурза, Д.В. Нежданова, Г.Г. Почеп-цов, О.М. Цветкова и др.) и зарубежных ученых (Г.С. Джоуэтт, В. О'Доннел, Дж. Клэппер, Г. Лассу-элл, У. Липпман, Т. Парсонс, К. Пруйс, О. Томпсон, М. Чукас, Р. Хольт и др.).
Рассматриваемое явление часто незаслуженно получает только негативную окраску. Вместе с тем пропаганда выступает лишь инструментом (иногда очень важным) для достижения тех или иных целей и сама по себе не может быть положительной или отрицательной. Как скальпель в руках хирурга способен служить во благо человека, а в руках преступника выступать орудием преступления, так и пропаганда может иметь как криминогенный, так и антикриминогенный потенциал.
Криминогенный потенциал пропаганды, к слову, отраженный в криминологической литературе [2], заключается в направленном, часто бесконтрольном и агрессивном распространении криминогенной информации: это может быть пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола; пропаганда терроризма; пропаганда, наносящая вред здоровью ребенка, его нравственному и духовному развитию, и другие формы распространения криминогенной информации.
Этот же инструмент может быть использован и в совершенно противоположных целях -патриотического воспитания, укрепления здоровья населения, защиты граждан, общества и государства от преступных посягательств. Именно в таком контексте получила развитие пропаганда правовых знаний1, здорового образа жизни2, безопасности дорожного движения3,
1 Статья 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г № З-ФЗ «О полиции».
2 Статья 36 Федерального закона от 30 марта 1999 г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3 Приказ МВД России от 29 декабря 2018 г. № 903 «Об утверждении Наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения».
антинаркотическая пропаганда4, противопожарная пропаганда5, пропаганда донорства крови и ее компонентов6, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций7, знаний о вреде курения табака, научных знаний и многие другие направления.
Вопросы распространения различных взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности объективно не могли остаться в стороне от криминологической науки в целом и теории предупреждения преступлений в частности.
Обращение к проблемам внедрения нравственно-правовых идей в общественное сознание и оказания антикриминогенного воздействия на поведение людей нельзя считать новеллой в криминологической науке. Такие идеи последовательно формировались благодаря трудам великих философов, социологов и просветителей прошлого (Аристотеля, Платона, Цицерона, Сенеки, Ч. Беккариа, Вольтера, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. Ме-лье, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, H.A. Бердяева, И.А. Ильина, П.А. Флоренского, П.А. Сорокина), а затем нашли свое отражение и развивались в рамках общей теории предупреждения преступлений, частных теорий криминологического воспитания и культуральной криминологии.
Проблематика информирования, воспитания и просвещения населения, культуральной криминологии в контексте проблем предупреждения преступлений освещалась в трудах многих известных отечественных криминологов (Г.А. Аванесова, А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, М.М. Бабаева, О.Н. Бибика, Ю.Д. Блувштей-на, Н.И. Ветрова, С.Е. Вицина, Л.Д. Гаухмана, Я.И. Гилинского, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, А.Э. Жалинского, К.Е. Игошева, С.М. Иншакова, И.И. Карпеца, В.Е. Квашиса, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В.М. Когана, С.Я. Лебедева, C.B. Максимова, А.И. Марцева, Г.М. Минь-ковского, В.Ф. Пирожкова, В.А. Плешакова,
4 Статья 1 Федерального закона от 8 января 1998 г № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
5 Статья 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
6 Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г № 667 «О ведении единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов».
7 Статья 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
15
А.Б. Сахарова, А.В. Симоненко, A.M. Яковлева). В их числе особо следует выделить труды А.И. Алексеева и А.В. Симоненко, в которых исследуются вопросы воспитания в криминологии, а также А.Э. Жалинского, посвященные методике профилактического процесса [3], во многом выступившие в качестве фундаментальной основы для разработки теории антикриминальной пропаганды.
Несмотря на имеющийся научный базис, вопросы антикриминальной пропаганды до сих пор не находили отражения в криминологической науке. Эта область теории предупреждения преступлений до сих пор оставалась и во многом остается неразработанной. Можно встретить лишь отдельные публикации, посвященные частным вопросам антикоррупционного просвещения населения [4-6], антинаркотической пропаганды [7], предупреждения дистанционных хищений [8]. Применительно к вопросам противодействия криминальной идеологии в сети Интернет это направление получило развитие в трудах А.С. Ильницко-го, предложившего актуальные направления развития технологий антикриминальной пропаганды, распространения профилактического контента, систему оценки показателей эффективности реализации антикриминальной пропаганды, порядок оценивания количественных показателей эффективности антикриминальной пропаганды, а также обосновавшего необходимость введения в образовательный процесс ведомственных образовательных организаций специализированной дисциплины «Основы антикриминальной пропаганды» [9, с. 17].
Формированию теории антикриминальной пропаганды способствовало изучение проблем правового воспитания и просвещения населения как формы профилактики правонарушений. Здесь были разработаны категориальный аппарат, формы, методы, уровни и технологии правового воспитания и просвещения, представлены криминологическая концепция и образовательная модель формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по правовому воспитанию и просвещению населения [10-13]. Вместе с тем вопросы исключительно правового воспитания и просвещения, с одной стороны, частично выходят за рамки криминологической науки, с другой - не вмещают в себя весь комплекс антикриминальной проблематики.
Накопление научной информации в области правового воспитания, просвещения и информирования населения применительно к
решению задач защиты личности, общества и государства от преступности, их объем и значимость для науки и практики показали необходимость формирования обособленной предметной области криминологической науки -теории антикриминальной пропаганды, способной объединить в себе весь массив знаний о распространении информации, направленной на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств в рамках общей теории предупреждения преступлений.
Антикриминальную пропаганду следует определить как многоаспектную, разноуровневую практическую деятельность органов власти, общественных организаций и отдельных граждан по формированию и распространению информации, взглядов, идей, убеждений, формированию у населения знаний, умений и навыков, направленных на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, с целью их внедрения в общественное сознание и оказания антикриминогенного воздействия на поведение людей. Антикриминальная пропаганда в отличие от правового воспитания преследует исключительно правоохранительные цели: профилактику преступлений, правонарушений, антиобщественного поведения и иных негативных социальных явлений, связанных с преступностью. То есть антикриминальная пропаганда представляет собой целенаправленный процесс, организуемый специально для достижения правоохранительных целей.
Разработка теории антикриминальной пропаганды, помимо социально-политических и теоретических предпосылок, имеет и необходимые правовые основания. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» к основным принципам обеспечения безопасности относит приоритет предупредительных мер, что в полной мере соответствует содержанию теории антикриминальной пропаганды. В числе ее правовых оснований и положения Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», закрепившего правовое просвещение и правовое информирование в качестве самостоятельной формы профилактики правонарушений. Так, в соответствии со ст. 6 указанного закона повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан выступают в качестве одного из основных направлений профилактики правонарушений, а ст. 17 в число форм профилактического воздействия включает правовое просвещение и
16
правовое информирование. Здесь же (в ст. 18) дано объяснение этой формы профилактики: «В целях правового просвещения и правового информирования субъекты профилактики правонарушений доводят до сведения граждан и организаций информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств; указанная информация может доводиться до сведения граждан и организаций путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера». При этом, как уже отмечалось выше, содержание понятия антикриминальной пропаганды выходит за рамки правового просвещения и информирования, так как предполагает передачу гражданам не только правовой, но и иной криминологической информации, нацеленной на их защиту от преступных посягательств.
Вопросы антикриминальной пропаганды нашли отражение в положениях Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». В частности, ст. 12 указанного закона предусматривает обязанность полиции участвовать в пропаганде правовых знаний. Полиция участвует в пропаганде правовых знаний для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. И здесь законодателю было бы более правильно говорить не только о пропаганде правовых знаний, но и в целом об антикриминальной пропаганде.
Реализация отдельных направлений антикриминальной пропаганды находит отражение в положениях Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19, Наставлении по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения, утвержденном приказом МВД России от 29 декабря 2018 г. № 903, а также ряде иных нормативных правовых актов.
Формирование теории антикриминальной пропаганды в полной мере соответствует основным тенденциям общественного развития, потребностям правоохранительной практики. Доминирующая и возрастающая роль информационно-телекоммуникационных технологий, средств коммуникации, PR-технологий, технологий маркетинга и рекламы как средств передачи информации, оказания воздействия на сознание, мышление и поведение человека открывает совершенно новые и во многом не познанные возможности совершенствования практики предупреждения преступлений посредством формирования и развития института антикриминальной пропаганды.
Отдельные элементы антикриминальной пропаганды нашли отражение в практике предупреждения преступлений. Субъекты профилактики, используя возможности средств массовых коммуникаций, в ходе групповой и индивидуальной работы осуществляют антикриминальную пропаганду. Для этого используются официальные сайты в сети Интернет, аккаунты в социальных сетях, возможности наглядной агитации, проводится работа с коллективами различных категорий граждан, ведется индивидуальная работа. Среди правоохранительных органов наибольший объем работы в этой области проводят органы внутренних дел. Значительного успеха в этом направлении добилась ГИБДД, в структуре которой созданы специализированные подразделения пропаганды, результаты деятельности которых находят широкое отражение в сети Интернет, СМИ, в материалах наглядной агитации.
Антикриминальная пропаганда получила определенное развитие и в сфере предупреждения дистанционных хищений, наркооборота и наркопотребления, противодействия коррупции. В этой работе участвуют различные подразделения органов внутренних дел, Следственного комитета РФ, прокуратуры. На официальных сайтах правоохранительных органов и их аккаунтах в социальных сетях с использованием материалов наглядной и наружной рекламы систематически транслируется специализированный контент, направленный на защиту населения от преступных посягательств. Значительная работа в этой области проводится и с коллективами граждан, в образовательных организациях, трудовых коллективах, по месту жительства граждан. Значимость данного направления находит отражение и в проведении специализированных конкурсов антикриминального контента. Так, в соответствии с приказом МВД России от
17
26 февраля 2018 г. № 112 ежегодно проводится Всероссийский конкурс социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе», Генеральной прокуратурой России организовывается Международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!».
В то же время следует констатировать отсутствие системной работы субъектов профилактики правонарушений в области антикриминальной пропаганды. Большинство органов и подразделений осуществляют эту деятельность по остаточному принципу, уделяя внимание в основном формированию положительного имиджа своих подразделений, нежели вопросам антикриминальной пропаганды. На сегодняшний день не создано специализированных подразделений и не определена соответствующая специализация сотрудников в данной области. Большинство сотрудников органов и учреждений системы профилактики правонарушений не обладают необходимыми профессиональными компетенциями, отсутствует и четкий организационно-правовой механизм осуществления данной деятельности.
В связи с этим во многих сферах обеспечения безопасности граждан от преступных посягательств имеются серьезные пробелы в осуществлении антикриминальной пропаганды, ее практической реализации. Например, в сфере личной безопасности граждан практически не нашли отражения в материалах антикриминальной пропаганды вопросы защиты от посягательств на жизнь и здоровье, половую свободу и неприкосновенность, рабства и торговли людьми, посягательств на честь и достоинство личности; в сфере общественной безопасности - вопросы миграции, взаимодействия с полицией, участия в профилактике правонарушений, обеспечения общественного порядка.
Отмечаются существенные недостатки и в относительно развитых сферах антикриминальной пропаганды (в области обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения дистанционных хищений, наркооборота и наркопотребления, противодействия коррупции). Речь идет об отсутствии системной работы, низком качестве материалов антикриминальной пропаганды, низкой эффективности их реализации.
Представленные социально-политические предпосылки, потребности развития теории предупреждения преступлений, обусловленные накопленными знаниями, и антикриминальной практики определяют необходимость
формирования и развития теории антикриминальной пропаганды в структуре общей теории предупреждения преступлений. Формирование и развитие данной предметной области рассматривается криминологами как одно из наиболее перспективных и во многом уникальных направлений развития криминологической науки [14, с. 9].
В современной методологии науки теория (лат. Шеопа, греч. -ЭеырГа, от веыреы - рассматривать, исследовать) понимается как научная, наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и связях определенной области действительности - объекта данной теории. Она представляет собой целостную, внутренне дифференцированную систему знаний, для которой характерны логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий - исходного базиса теории [15]. Описываемая нами область криминологического знания в полной мере соответствует указанным характеристикам научной теории, так как представляет собой целостную, имеющую внутреннюю структуру систему знаний об антикриминальной пропаганде, ее понятии, морфо-функциональных характеристиках, закономерностях ее формирования и развития, связях с иными предметными областями криминологической науки.
По отношению к теории предупреждения преступлений антикриминальная пропаганда выступает в качестве частной криминологической теории. Частная теория - это логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов) [16, с. 19], в полной мере отражающая положение теории антикриминальной пропаганды в общей теории предупреждения преступлений.
Таким образом, теория антикриминальной пропаганды представляет собой совокупность научных знаний о собирании, оформлении и распространении информации, взглядов, идей, убеждений, направленных на формирование у населения знаний, умений и навыков по обеспечению защиты личности, общества и государства от преступных посягательств с целью их внедрения в общественное сознание и оказания антикриминогенного воздействия на поведение людей. Она представляет собой целостную систему, состоящую из объектов, субъектов, содержания и уровней. Ее структура может быть представлена общей и специ-
18
альной частями. Общая часть включает в себя следующую криминологическую информацию: понятие, признаки, виды, содержание, направления, объекты и субъекты осуществления антикриминальной пропаганды;
формы, методы, технологии (этапы), средства (каналы) и организационно-правовые основы осуществления антикриминальной пропаганды;
массовый, групповой и индивидуальный уровни осуществления антикриминальной пропаганды.
Специальная часть теории антикриминальной пропаганды формируется криминологической информацией в рамках следующих основных разделов и направлений:
антикриминальная пропаганда в сфере обеспечения личной безопасности граждан: жизнь и здоровье, половая свобода и неприкосновенность, рабство и торговля людьми, посягательства на честь и достоинство личности;
антикриминальная пропаганда в сфере обеспечения имущественной безопасности граждан: насильственные и ненасильственные посягательства на собственность граждан;
антикриминальная пропаганда в сфере обеспечения безопасности жилища: квартиры, частные домовладения, иные места проживания и пребывания граждан;
антикриминальная пропаганда в сфере обеспечения общественного порядка: хулиганство, вандализм, массовые мероприятия;
антикриминальная пропаганда в области противодействия экстремистской и террористической деятельности: вовлечение, финансирование, осуществление, пропаганда, заведомо ложные сообщения, действия при террористических актах и обнаружении опасных предметов;
антикриминальная пропаганда в сфере миграционного учета: внутренняя и внешняя миграция;
антиалкогольная пропаганда: оборот и потребление;
антикриминальная пропаганда, направленная на освещение вопросов взаимодействия граждан с полицией: преступник, жертва, очевидец, содействие полиции, права и обязанности граждан, обращение в полицию, участие в профилактике правонарушений;
антикриминальная пропаганда, освещающая действия при наличии исключительных правовых оснований: необходимая оборона, крайняя необходимость;
антикриминальная пропаганда в сфере оборота оружия;
антикриминальная пропаганда в сфере профилактики организации и занятия проституцией;
антикриминальная пропаганда в области профилактики производства и распространения порнографии;
антинаркотическая пропаганда: наркооборот и наркопотребление;
антикоррупционная пропаганда: взяточничество, должностные злоупотребления и мошенничества, антикоррупционные обязанности, запреты и ограничения;
антикриминальная пропаганда в сфере обеспечения информационной безопасности: криминальная пропаганда, неправомерный доступ к компьютерной информации, вредоносные программы, распространение недостоверной информации;
антикриминальная пропаганда в области обеспечения экологической безопасности: нарушения административного законодательства в сфере экологии, уголовная ответственность за экологические преступления;
антикриминальная пропаганда в сфере обеспечения транспортной безопасности: безопасность дорожного движения, безопасность на воздушном, водном и железнодорожном транспорте;
антикриминальная пропаганда в сфере обеспечения безопасности семьи и несовершеннолетних: неисполнение обязанностей, вовлечение, алименты;
антикриминальная пропаганда в сфере формирования имиджа полиции и доверия со стороны населения.
Это далеко не полный перечень направлений осуществления антикриминальной пропаганды, формирующих специальную часть теории антикриминальной пропаганды, он может и должен дополняться по мере развития данной предметной области и изменения тенденций развития преступности.
Теория антикриминальной пропаганды, являясь частью общей теории предупреждения преступлений, имеет тесную связь со всеми основными предметными областями криминологической науки, содержание которых формируют необходимые основания и предпосылки для ее развития. Наиболее тесно она соприкасается с виктимологической теорией. Данные сферы криминологического знания, проникая друг в друга, имеют общую предметную область в части предупреждения виктими-зации населения посредством антикриминальной пропаганды. Однако как виктимология не ограничивается вопросами виктимологическо-го предупреждения, так и теория антикрими-
19
нальной пропаганды выходит далеко за рамки виктимологического предупреждения, включая в себя вопросы оказания предупредительного воздействия в рамках общей превенции, воздействия на всех потенциальных участников криминальных событий, а не только на жертв преступлений, устранения факторов криминализации населения, а не только виктимиза-ции, вопросы привлечения лиц к профилактике правонарушений, взаимодействия граждан с правоохранительными органами и другие аспекты.
Как видно из изложенного, теория антикриминальной пропаганды включает обширные области познания, по которым необходимо формировать систему криминологических знаний и осуществлять соответствующую анти-
1. Большая советская энциклопедия. ЬПрз://диГо.те№оМЬзе/%00%9Р%01%80%0 0%ВЕ%й0%ВР%й0%В0%й0%В3%й0%В0% 00%Вй%00%В4%й0%В0 (дата обращения: 10.02.2023).
2. Ильницкий А. С. Противодействие криминальной идеологии в сети Интернет: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2022.
3. Жалинский А.Э. Избр. тр.: в 4 т. /отв. ред. О.Л. Дубовик. М., 2014. Т. 1. Криминология.
4. Гаврилов М.А. Роль средств массовой информации в антикоррупционном просвещении граждан: вопросы взаимодействия с органами прокуратуры // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6. № 1(11). С. 28-32.
5. Шакирьянов М.М. Деятельность прокурора по антикоррупционному правовому просвещению как инструмент профилактики коррупции // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6. № 1(11). С. 68-72.
6. Поляков М.М., Мигачев Ю.И. Антикоррупционное просвещение и пропаганда в сфере высшего образования Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 12. С. 65-72.
7. Бойко О.А., Панов С.Л., Урусов А.А. Принципы организации и проведения антинаркотической пропаганды // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2021. № 2. С. 68-74.
8. Евтушенко И. И. Актуальные направления виктимологической профилактики дистанционных хищений // Виктимология. 2022. № 1. С. 90-96.
криминальную практику. Здесь формируется широкий спектр теоретических и прикладных проблем, требующих глубокого изучения, формирования соответствующих теоретических основ и рекомендаций по осуществлению антикриминальной пропаганды в сфере предупреждения преступлений.
В завершение следует сделать вывод о наличии всех необходимых предпосылок для формирования в предметной области криминологической науки частной криминологической теории антикриминальной пропаганды как составляющей общей теории предупреждения преступлений, развитие которой станет дополнительным фактором оформления и совершенствования соответствующего направления правоохранительной деятельности.
1. The Great Soviet Encyclopedia. URL: https:// gufo.me/dict/bse/%D0%9F%D1%80%D0%BE% D0%BF%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD% D0%B4%D0%B0 (date of access: 10.02.2023).
2. Ilnitsky A.S. Countering criminal ideology on the Internet: diss. ... Candidate of Sciences in Jurisprudence. Krasnodar, 2022.
3. ZhalinskyA.E. Sel. works: in 4 vols. / resp. ed. O.L. Dubovik. Moscow, 2014. Vol. 1. Criminology.
4. Gavrilov M.A. The role of mass media in anti-corruption education of citizens: issues of interaction with the prosecutor's office // Scientific notes of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. Vol. 6. No. 1(11). P. 28-32.
5. Shakiryanov M.M. Activity of the prosecutor on anti-corruption legal education as a tool for preventing corruption // Scientific notes of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. Vol. 6. No. 1(11). P. 68-72.
6. Polyakov M.M., Migachev Yu.I. Anticorruption education and propaganda in the sphere of higher education of the Russian Federation // Actual problems of Russian law. 2020. No. 12. P. 65-72.
7. Boyko O.A., Panov S.L., Urusov A.A. Principles of organization and conduct of anti-drug propaganda // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 2. P. 68-74.
8. Yevtushenko I.I. Actual directions of victimological prevention of remote theft // Victimology. 2022. No. 1. P. 90-96.
9. Ilnitsky A.S. Countering criminal ideology on the Internet: auth. abstr.... Candidate of Sciences in Jurisprudence. Krasnodar, 2022.
20
9. Ильницкий А. С. Противодействие криминальной идеологии в сети Интернет: авто-реф. дис.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2022.
10. Грибанов Е.В. Правовое воспитание и просвещение населения как технология предупреждения преступлений // Общество и право. 2020. № 4(74). С. 12-18.
11. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологическая концепция и образовательная модель формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по правовому воспитанию и просвещению населения // Общество и право. 2021. № 2(76). С. 13-19.
12. Деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения: учеб. пособие / Е.В. Гэибанов [и др.]. Краснодар, 2020.
13. Грибанов Е.В. Деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения: учеб.-метод. пособие. Краснодар, 2018.
14. Симоненко А.В. Криминология: перспективные направления исследований (на примере Краснодарского университета МВД России) // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2022. № 4(58). С. 7-13.
15. Большая российская энциклопедия 2004-2017. URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/ text/4187738 (дата обращения: 10.02.2023).
16. Кравченко А.И. Социология. Общий курс: учеб. пособие для вузов. М., 2002.
10. Gribanov E.V. Legal education and public education as a crime prevention technology // Society and law. 2020. No. 4(74). P. 12-18.
11. Simonenko A.V., Gribanov E.V. Criminological concept and educational model of the formation of professional competencies of police officers in legal education and legal training // Society and law. 2021. No. 2(76). P. 13-19.
12. Activity of internal affairs bodies on legal education and public education: study aid / E.V. Gribanov[etal.]. Krasnodar, 2020.
13. Gribanov E.V. Activity of internal affairs bodies on legal education and epublic education: course material aid. Krasnodar, 2018.
14. Simonenko A.V. Criminology: perspective areas of research (on the example of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia) // Bulletin of Krasnodar University of Russian MIA. 2022. № 4(58). P. 7-13.
15. The Great Russian Encyclopedia, 20042017. URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/ text/4187738 (date of access: 10.02.2023).
16. Kravchenko A.I. Sociology. General course: study aid for universities. Moscow, 2002.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Грибанов Евгений Викторович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: egribanov@ yandex.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
E.V. Gribanov, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
21