Грибанов Евгений Викторович
Теоретические основы антикриминальной пропаганды
Изложены общие теоретические основы антикриминальной пропаганды, до сих пор не отраженные в криминологической науке и восполняющие соответствующий пробел в ее предметном поле. Подробно рассмотрена внутренняя структура антикриминальной пропаганды: субъекты и объекты; средства воздействия и распространения; уровни и направления; содержание (технология) . Сформулированные положения могут служить основой для дальнейших научных изысканий в данной области и развития соответствующего направления антикриминальной практики.
Ключевые слова: антикриминальная пропаганда, предупреждение преступлений, криминология, правоохранительные органы, технологии антикриминальной пропаганды, система антикриминальной пропаганды.
Theoretical foundations of anti-criminal propaganda
The article presents the general theoretical foundations of anti-criminal propaganda, which have not yet been reflected in criminological science and fill the corresponding gap in its subject field. Its internal structure of anti-criminal propaganda is considered in detail: subjects and objects; means of influence and dissemination; levels and directions; content (technology). The formulated provisions can serve as a basis for further scientific research in this area and the development of an appropriate direction of anti-criminal practice.
Keywords: anti-criminal propaganda, crime prevention, criminology, law enforcement agencies, anticriminal propaganda technologies, anti-criminal propaganda system.
Интенсивное развитие информационно-телекоммуникационных и социальных технологий открывает совершенно новые возможности для криминологической науки и соответствующей ей области антикриминальной практики. Наибольший потенциал для дальнейшей разработки имеют теория и практика предупреждения преступлений. С опорой на достижения отечественных и зарубежных криминологов, специалистов в области философии, социологии, политологии, психологии, педагогики, маркетинга и рекламы была обоснована необходимость формирования в предметном поле криминологической науки теории антикриминальной пропаганды как одного из основных сегментов общей теории предупреждения преступлений [1].
Антикриминальная пропаганда представляет собой сложное криминологическое явление, понятие, сущность и содержание которого в криминологической науке до сих пор представлены не были.
Рассмотрение понятия антикриминальной пропаганды следует начать с дефиниции термина «пропаганда». В Большой советской энциклопедии пропаганда (лат. propaganda -подлежащее распространению, от propago -распространяю) определяется как распространение различных взглядов и идей с целью их
внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности [2]. Такое понимание пропаганды разделяют многие представители отечественной и зарубежной социальной мысли [3]. Так, представители американской социологии рассматривают пропаганду как «инструмент влияния на поведение людей, с помощью которого можно воздействовать на характер постижения массовой аудиторией смысла и значения окружающего мира» [4, с. 101].
Заметим, что термин «пропаганда» и сам феномен пропаганды зачастую рассматривается представителями различных общественных наук с разных позиций. Одни специалисты приписывают пропаганде исключительно положительные свойства, другие, напротив, характеризуют ее негативно [3]. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, следует указать, что в контексте заявленной проблемы пропаганду необходимо рассматривать как универсальный инструмент оказания информационного воздействия на людей, влияния на их мышление и поведение. А вот цели такой деятельности могут быть совершенно разными и оцениваться положительно, отрицательно или нейтрально. Собственно пропаганду от иных инструментов информационного воздействия на граждан во многом и отличает целеполагание.
9
Пропаганда подразумевает внедрение определенной информации в общественное сознание для оказания воздействия на поведение конкретных лиц и их коллективов. Это свойство имеет особое значение для предупреждения преступлений, в рамках которого пропаганда может быть использована в качестве эффективного инструмента.
В связи с изложенным антикриминальную пропаганду следует определить как деятельность по формированию и распространению среди населения информации, направленной на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от преступных посягательств. Исходя из данной дефиниции, к числу основных признаков антикриминальной пропаганды следует отнести:
целенаправленную деятельность субъектов профилактики по осуществлению антикриминальной пропаганды, формированию у населения знаний, умений, навыков и компетенций в области обеспечения их криминологической безопасности;
формирование и распространение среди населения информации в виде идей, убеждений, рекомендаций, советов, предостережений, знаний;
направленность на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от преступных посягательств, минимизацию процессов виктимиза-ции и криминализации населения.
Антикриминальная пропаганда имеет сложную внутреннюю структуру, которая может быть представлена следующими элементами: субъекты антикриминальной пропаганды; объекты антикриминальной пропаганды; средства воздействия (материалы) антикриминальной пропаганды;
средства распространения материалов антикриминальной пропаганды;
уровни антикриминальной пропаганды; направления антикриминальной пропаганды; содержание (технология, этапы) антикриминальной пропаганды.
В совокупности указанные элементы образуют систему антикриминальной пропаганды.
К субъектам антикриминальной пропаганды следует относить органы государственной власти и некоммерческие организации, в задачи которых входит обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от преступных посягательств. Это специализированные субъекты, в частности органы внутренних дел, прокуратура, Следственный комитет, ФСИН, ФСБ России и
другие правоохранительные органы, а также общественные объединения правоохранительной направленности, народные дружины и иные некоммерческие организации, участвующие в профилактике правонарушений. Их представители - это лица, имеющие соответствующие компетенции в области осуществления антикриминальной практики и способные профессионально разработать лежащую в основе антикриминальной пропаганды информацию, предназначенную для населения. Поэтому далеко не все субъекты профилактики правонарушений относятся к субъектам антикриминальной пропаганды. Не могут ими являться представители органов образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, культуры и прочие субъекты профилактики правонарушений, не обладающие профессиональными компетенциями в правоохранительной сфере. Они могут реализовывать лишь меры правового просвещения и информирования.
Среди правоохранительных органов ведущим субъектом осуществления антикриминальной пропаганды являются органы внутренних дел в силу возложенных на них задач по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств.
В структуре отдельных правоохранительных органов антикриминальную пропаганду осуществляют различные подразделения в разном объеме в пределах своей компетенции. В органах внутренних дел это подразделения центрального аппарата и территориальных органов в пределах своей компетенции и стоящих перед ними задач по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. Например, в области антинаркотической пропаганды основную работу проводят сотрудники подразделений по контролю за оборотом наркотиков, а также сотрудники по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные полиции.
Особую роль в осуществлении антикриминальной пропаганды в части оформления и распространения материалов пропаганды играют подразделения правоохранительных органов, на которые возложены обязанности взаимодействия со СМИ и общественностью. В органах внутренних дел это подразделения информации и общественных связей.
К объектам антикриминальной пропаганды следует относить как население в целом, так и его различные категории, которые составляют целевые группы. Это может быть неограни-
10
ченный круг лиц или категории лиц, избранные по заданным критериям (пенсионеры, несовершеннолетние, пользователи социальных сетей, представители иных социальных групп различного масштаба), а также относительно малые социальные группы (коллективы школьников, родителей, педагогов, соседей, трудовые и служебные коллективы). Характеристики целевой аудитории (объектов антикриминальной пропаганды) во многом определяют содержание и форму материалов антикриминальной пропаганды, а также инструменты их распространения.
В основе антикриминальной пропаганды находятся средства воздействия, т.е. материалы пропаганды. Их содержание составляет специализированная информация, предназначенная для распространения среди населения. Ее разработку осуществляют специалисты в области правоохранительной деятельности с учетом насущных криминальных угроз и потребностей антикриминальной практики, на основе требований законодательства, научных достижений и практического опыта. Содержание антикриминальной пропаганды может быть представлено в виде идей, убеждений, рекомендаций, советов, предостережений, знаний, художественных образов.
Для доведения разработанной информации до сведения граждан ей следует придать определенную форму, которая и образует в завершенном виде средства воздействия - материалы антикриминальной пропаганды. Они могут быть представлены как текстовая, графическая информация, аудио- и видеоматериалы, их различные комбинации, мультимедийные презентации. Это могут быть сообщения, заметки, новости, размещенные на официальных сайтах, посты (истории) в социальных сетях, аудиофайлы и подкасты, видеоролики, стримы, прямые эфиры и иные формы контента, а также различные формы сетевого взаимодействия пользователей сети Интернет (например, комментарии). К материалам антикриминальной пропаганды следует относить и материалы наглядной агитации, наружной и наглядной рекламы, а также планы и сценарии проведения групповых мероприятий, положения о конкурсах, маршруты и планы экскурсий. В качестве таких материалов могут выступать и произведения искусства: литературы, музыки, живописи, кинематографа, сценического искусства.
Качество материалов антикриминальной пропаганды в равной степени зависит от их содержания и формы. Содержательная часть, как правило, определяется субъектами антикрими-
нальной пропаганды - специалистами в конкретной сфере правоохранительной деятельности (противодействия незаконному обороту наркотиков, правонарушениям несовершеннолетних, экстремизму и т.п.). Оформление материалов антикриминальной пропаганды в целом следует отнести к компетенции подразделений правоохранительных органов, на которые возложены обязанности взаимодействия со СМИ и общественностью. Также считаем возможным привлечение к этой работе специалистов в области рекламы и маркетинга, педагогов, психологов, механизм которого предложен в отдельных работах [5, с. 163].
Заметим, что отдельные подразделения правоохранительных органов имеют в своей структуре специализированные подразделения профилактики или пропаганды. В этом случае все описанные выше действия могут выполняться ими самостоятельно.
Некоторую специфику здесь имеет разработка материалов, предназначенных для групповой работы с гражданами. Потребность в привлечении сторонних специалистов для подготовки и оформления таких материалов есть далеко не всегда.
Качественные материалы антикриминальной пропаганды являются существенным условием достижения ее целей. Вместе с тем успех их реализации в не меньшей степени зависит от избранных средств распространения, которые обеспечивают непосредственное воздействие материалов пропаганды на сознание граждан. Распространение материалов антикриминальной пропаганды может осуществляться с помощью различных средств и инструментов массовой информации и коммуникации, а также групповой коммуникации. В свою очередь, СМК и СМИ включают в себя различные сегменты и ресурсы сети Интернет (сайты, социальные сети и мессенджеры, игры, чаты), телевидение, радио, печатные издания, книги, произведения искусства. Средства групповой коммуникации могут быть представлены беседами, играми, конкурсами, экскурсиями, тренингами, мастер-классами, дискуссиями, конференциями, круглыми столами, уроками, лекциями, семинарами, флеш-мобами, акциями и прочими формами группового взаимодействия.
Антикриминальная пропаганда может быть реализована на двух основных уровнях - массовом и групповом. Массовый уровень предполагает оказание воздействия на неограниченный круг лиц либо на большие социальные группы населения. В качестве средств распространения антикриминальной пропаганды
11
на массовом уровне используются СМК. На групповом уровне воздействие оказывается на относительно малые социальные группы с использованием доступных средств групповой коммуникации (аудиторных и дистанционных). Если массовый уровень предполагает разработку специализированного правоохранительного контента, то групповой уровень предполагает подготовку планов и сценариев групповых мероприятий.
На основе анализа криминогенной обстановки, опыта антикриминальной деятельности, актуальных и прогнозируемых угроз криминологической безопасности, особенностей и характеристик целевой аудитории субъекты антикриминальной пропаганды в пределах своей компетенции должны определить приоритетные направления ее осуществления. К ним следует относить только те области антикриминальной практики, в которых с помощью антикриминальной пропаганды возможно добиться правоохранительного результата, т.е. минимизировать действие криминогенных факторов и повысить защищенность населения от криминальных угроз. В число направлений антикриминальной пропаганды не следует включать те, где ее средствами объективно невозможно добиться ощутимого правоохранительного результата. Так, антикриминальная пропаганда, как правило, показывает низкую эффективность в профилактической работе с рецидивистами и преступниками-профессионалами, по отдельным направлениям противодействия организованной, должностной и экономической преступности.
На основе анализа криминальных угроз и правоохранительной практики можно выделить спектр направлений осуществления антикриминальной пропаганды. Некоторые из них уже получили широкую практическую реализацию, другие, напротив, требуют принятия соответствующих правоохранительных решений. В качестве основных необходимо выделить следующие направления осуществления антикриминальной пропаганды:
в сфере обеспечения личной безопасности граждан;
в сфере обеспечения имущественной безопасности граждан;
в сфере обеспечения безопасности жилища; в сфере обеспечения общественного порядка; в области противодействия экстремистской и террористической деятельности;
в области обеспечения государственной безопасности;
в сфере миграционного учета;
в сфере взаимодействия граждан с полицией; касающуюся действий при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния; в сфере оборота оружия; в сфере профилактики организации и занятия проституцией;
в области профилактики производства и распространения порнографии; антиалкогольную; антинаркотическую; антикоррупционную;
в сфере обеспечения информационной безопасности;
в области обеспечения экологической безопасности;
в сфере обеспечения транспортной безопасности;
в сфере обеспечения безопасности семьи и несовершеннолетних;
контрпропаганду - противодействие криминальной пропаганде;
в сфере формирования имиджа полиции и доверия со стороны населения.
Каждое из указанных направлений имеет свою специфику, может и должно быть детализировано. Так, антинаркотическая пропаганда включает в себя вопросы наркооборота и наркопотребления. В свою очередь, проблемы наркооборота могут быть связаны с вовлечением в незаконный наркооборот, сбытом, хранением и производством наркотиков, наркобизнесом. По каждой из указанных проблем или их совокупности возможна организация работы по осуществлению антикриминальной пропаганды.
Заметим, что направления осуществления антикриминальной пропаганды могут изменяться в соответствии с тенденциями общественного развития, изменениями законодательства, правоохранительной системы, возникающими угрозами и интересами населения в области обеспечения его безопасности.
Любая теоретическая конструкция не может быть реализованной в антикриминальной практике, если не приобретет определенную технологическую основу. А.Э. Жалинский в связи с этим указывал, что «любой элемент профилактической деятельности может и должен осуществляться с помощью заранее разработанных, научно обоснованных и экспериментально проверенных приемов, которые конкретизируются применительно к статусу участника профилактики, целям профилактического труда и обстановке его существования» [6, с. 320-321]. Основные этапы осуществления антикриминальной пропаганды, в
12
совокупности формирующие технологию данного вида предупредительной деятельности, составляют ее содержание.
Этот элемент антикриминальной пропаганды имеет особое практическое значение, так как отвечает на самый важный вопрос для практики предупредительной деятельности: как осуществлять антикриминальную пропаганду.
Механизм реализации антикриминальной пропаганды может быть представлен в виде специальной технологии (алгоритма) осуществления предупредительной деятельности. В основу ее формирования и реализации могут быть положены криминологические, педагогические, маркетинговые, рекламные и иные социальные и информационно-телекоммуникационные технологии [7, с. 137-138].
Технология антикриминальной пропаганды может быть раскрыта через описание конкретных алгоритмов, этапов осуществления соответствующей деятельности. В самом общем виде технология антикриминальной пропаганды может быть представлена следующими основными этапами.
1. Этап диагностики и аналитики. Определение и постановка конкретной правоохранительной проблемы, разрешение или минимизация которой возможна посредством антикриминальной пропаганды. На данном этапе на основе изучения источников криминологической информации, криминогенной обстановки, с учетом мнения населения следует сконцентрировать профилактические усилия (силы и средства) на наиболее важных направлениях антикриминальной пропаганды.
2. Этап определения объекта предупредительного воздействия (целевой аудитории, группы), выделение круга лиц, воздействие на которых может обеспечить достижение правоохранительных результатов. С учетом реша-
1. Грибанов Е.В. Теория антикриминальной пропаганды: место в криминологической науке и значение для правоохранительной практики // Общество и право. 2023. № 1. С. 14-21.
2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/bse /%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0 %D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0 (дата обращения 10.02.2023).
3. Орлов И. Б. Сущность и механизмы пропаганды (от какого наследства мы отказываемся?) // Вопросы правоведения. 2009. № 1. С. 57-66.
4. Гуревич П. С. Пропаганда в идеологической борьбе. М., 1987.
емой правоохранительной проблемы определяется конкретная целевая аудитория (группа) и ее основные параметры.
3. Подготовительный этап. Здесь осуществляется подготовка материалов и мероприятий антикриминальной пропаганды: разработка специализированной информации, предназначенной для распространения среди населения, определение формы материалов пропаганды и их оформление в виде профилактического контента, материала, плана, программы, проекта, сценария, положения.
4. Основной этап. В ходе данного этапа обеспечивается непосредственная реализация материалов антикриминальной пропаганды в СМК или проведение мероприятий антикриминальной пропаганды в ходе групповой работы.
5. Этап подведения итогов. В рамках данного этапа субъекты антикриминальной пропаганды проводят анализ эффективности реализованных мер, выявляют ошибки и недостатки, обеспечивают внесение коррективов в материалы антикриминальной пропаганды. Здесь же осуществляется составление необходимых отчетов по итогам проведенных мероприятий и освещение результатов проделанной работы в СМК.
Теоретические основы антикриминальной пропаганды не исчерпываются приведенными положениями, они будут дополняться по мере развития науки и антикриминальной практики. Вместе с тем в целом представленный материал составляет общие теоретические основы антикриминальной пропаганды, до сих пор не отраженные в криминологической науке и восполняющие соответствующей пробел в ее предметном поле. Сформулированные положения могут служить основой для дальнейшей фундаментальной и прикладной разработки данной предметной области.
1. Gribanov E.V. The theory of anti-criminal propaganda: its place in criminological science and its significance for law enforcement practice // Society and law. 2023. No. 1. P. 14-21.
2. The Great Soviet Encyclopedia [Web resource]. URL: https://gufo.me/dict/bse/%D0%9 F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B 3%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0 (date of access: 10.02.2023).
3. Orlov I.B. The essence and mechanisms of propaganda (what legacy are we renouncing?) // Issues of law. 2009. No. 1. P. 57-66.
4. Gurevich P.S. Propaganda in the ideological struggle. Moscow, 1987.
13
5. Старостенко О.А. Виктимологическое предупреждение хищений, совершаемых дистанционно: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2023.
6. Жалинский А.Э. Избр. труды: в 4 т. / отв. ред. О.Л. Дубовик. М., 2014. Т. 1. Криминология. С. 320-321.
7. Ильницкий А. С. Противодействие криминальной идеологии в сети Интернет: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2022.
5. Starostenko O.A. Victimologies! prevention of theft committed remotely: diss. ... Candidate of sciences in Jurisprudence. Krasnodar, 2023.
6. ZhalinskyA.E. Sel. works: in 4 vols. / resp. ed. O.L. Dubovik. Moscow, 2014. Vol. 1. Criminology. P. 320-321.
7. Ilnitsky A.S. Countering criminal ideology on the Internet: diss. ... Candidate of sciences in Jurisprudence. Krasnodar, 2022.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Грибанов Евгений Викторович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: egribanov@ yandex.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
E.V. Gribanov, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: egribanov@yandex.ru
14