УДК 343.851.5:378.17
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В ХОДЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Табаков Александр Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики и судебных экспертиз Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, г. Санкт-Петербург
e-mail: [email protected]
ANTI-DRUG PROPAGANDA WITHIN THE CRIMINALISTICS STUDIES AT THE UNIVERSITIES
Alexander Tabakov
Candidate of Law Science, Associate Professor, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, Saint-Petersburg
e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Поднимается вопрос важности антинаркотической пропаганды в условиях, когда студенты юридических вузов получают большой объем криминалистических знаний и информации о наркотиках и наркопреступности. Даются рекомендации по проведению этой разновидности антикриминального просвещения на учебных занятиях по криминалистике в вузах.
ABSTRACT
This article raises an important issue of anti-drug propaganda in conditions when the law schools students receive a large amount of forensic knowledge and information about drugs and drug-related crimes. Recommendations are given on the conduct of this type of anti-criminal education within the criminalistics studies at the universities.
Ключевые слова: антикриминальное просвещение; антинаркотическая пропаганда; наркотизм; наркопреступность; криминалистика; учебные занятия в вузах.
Keywords: anti-criminal education; anti-drug propaganda; narcotism; drug-related crimes; criminalistics; crimi-nalistics studies at the universities.
Для российского государства проблема наркотизма характеризуется высочайшей степенью актуальности. В современной интерпретации понятие «наркотизм» появилось в специальной литературе в 70-е гг. XX столетия и в настоящее время прочно закрепилось и широко используется в научном обороте. Это понятие используется для обозначения состояния общества (большой социальной группы), в котором наблюдаются злоупотребление наркотиками значительной частью населения и вытекающие из этого пагубные социально значимые последствия. Понятие «наркотизм» является более объемным, нежели понятия «немедицинское потребление наркотиков (злоупотребление)», «незаконный оборот наркотиков», «наркомания», «наркозависимость» и др., поскольку характеризует и медико-биологические, и социально-психологические, и юридические «составляющие» феномена, отражает весь цикл обращения наркотиков —
от их изготовления до их потребления. Данное понятие характеризуют многогранность этого социального, или правильнее сказать — антисоциального феномена, разнообразие негативных проявлений и последствий.
Анализ дефиниций рассматриваемого понятия, предложенных различными исследователями, и собственные размышления автора привели к следующей формулировке определения: наркотизм — это социальное явление, которое выражается в массовом распространении и статистической устойчивости девиаций, связанных с незаконным оборотом и немедицинским потреблением наркотиков (обобщающий термин «наркотики» в настоящей статье используется для обозначения объектов, обладающих психоактивным потенциалом и контролируемых в Российской Федерации, — наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ). Содержание приве-
Глагол Ъ
правосудия
3(17)/2018
денного определения охватывает злоупотребление наркотиками, наркоманию, субкультуру наркопотребителей («наркокультуру»), право-нарушающее поведение (преступления и административные правонарушения) в сфере незаконного наркооборота, а также деятельность, направленную на создание условий немедицинского наркопотребления и поддержание высокого уровня наркотизации населения (наркопропаганду, нарколобби, организацию и содержание наркопритонов и пр.). Предлагаемая нами дефиниция рассматривает нарко-тизм через призму девиантологии — как совокупность социальных девиаций, т. е. отклонений от нормального поведения, — и отражает масштабность распространения данного антисоциального явления (массовость), иными словами, имеет эпидемиологический аспект.
Как показано выше, элементом наркотиз-ма, его специфической социально значимой составляющей является наркопреступность. Данный вид преступности характеризуется особой общественной опасностью. Деятельность преступных структур, специализирующихся в сфере наркобизнеса, привела к повсеместному распространению наркотиков, что, в свою очередь, обусловило возведение проблемы их незаконного оборота и злоупотребления ими в ранг наднациональной и, более того, глобальной. Криминологическая оценка социально-экономического и политического ущерба, причиняемого наркопреступностью, особенно ее высокоорганизованными и транснациональными формами, позволяет рассматривать ее как существенную многофакторную угрозу национальной и международной безопасности [3].
Вместе с тем преступления в сфере незаконного наркооборота характеризуются ярко выраженной спецификой, позволяющей выделять данные криминальные посягательства в отдельную группу. Данная специфика обусловлена, на наш взгляд, прежде всего особенностями предметов преступлений — наркотиков и прекурсоров [2].
Значительная общественная опасность и означенная выше специфика наркопреступности предопределили особое внимание к ней представителей разных наук криминального цикла — доктрины уголовного права, криминологии, криминалистики. Соответственно, не меньшее внимание уделяется изучению нарко-
преступности в ходе освоения юридических дисциплин в высших учебных заведениях.
Криминалистика, которая является обязательной дисциплиной в подготовке юристов и включена в учебные планы юридических факультетов, в этом смысле не является исключением. Так, практически во всех учебниках, содержащих раздел по методике расследования отдельных видов преступлений, представлены частные методики расследования незаконного наркооборота. В программы по криминалистике, как правило, включаются соответствующие разделы, посвященные изучению наркопреступности.
В рамках криминалистической характеристики наркопреступлений (неотъемлемого раздела методики их расследования) рассматриваются свойства наркотиков, в том числе их психоактивный потенциал, методы изготовления, сбыта и другие аспекты этой криминальной деятельности. Изучая на учебных занятиях по криминалистике особенности наркопреступности, студенты приобретают соответствующие теоретические (криминалистические) знания и получают криминалистически значимую информацию, по сути, проникают во внутренний мир данной преступности.
Криминалистика, как известно, — прикладная наука [5], нацеленная, прежде всего, на решение практических задач, возникающих в ходе выявления, предупреждения, расследования и раскрытия преступлений. Прикладной характер криминалистической науки отмечал еще ее основоположник, австрийский следователь Ганс Гросс, который, собственно, и ввел в научный обиход термин «криминалистика», назвав ее в своей фундаментальной работе «учением о реальностях уголовного права» [1, с. 9].
Студенты вузов, которые в процессе освоения криминалистики знакомятся с реальностями (выражаясь словами Ганса Гросса) наркопреступности, оказываются в непростой нравственно-психологической ситуации, когда криминалистическим знаниям и криминалистически значимой информации, которые сами по себе лишены моральной составляющей, должна быть дана соответствующая моральная оценка. Абсолютно индифферентным оставаться в такой ситуации, наверное, невозможно. У обучающихся в любом случае формируется собственное отношение к наркопреступности в частности и к наркотизму в целом, криминалистические знания и информацию о
которых они получают. Эти знания и эту информацию они «пропускают» через свое мировоззрение и мироощущение.
Следует отметить, что в настоящее время сохраняют силу социокультурные детерминанты, способствующие распространению нарко-тизма в молодежной среде. Приобщение молодежи к наркотикам стимулируется соответствующими фильмами, музыкальными и художественными произведениями, пропагандирующими наркотизм, «нарковедческой» информацией на интернет-сайтах, обсуждениями на интернет-форумах и в виртуальных социальных сетях. Информационная среда, прежде всего виртуальная, которая для молодого поколения имеет едва ли не такое же значение, как и реальный мир, служит, так сказать, проводником наркотизма. Наркопотребление среди молодежи становится типичным; возникает толерантность к такому асоциальному поведению, вплоть до его неформальной оценки в качестве нормы, а отнюдь не девиации. Так, во многих развлекательных клубах, где проигрывается современная электронная музыка, в порядке вещей потребление наркотиков, которые обладают стимулирующим или стимулирующе-галлюциногенным воздействием, преимущественно наркотических средств метамфета-минового ряда, хорошо известных под жаргонным названием «экстази». Об обычной практике использования подобных наркотиков посетителями ночных клубов и дискотек свидетельствуют получившие распространение сленговые термины «клубные наркотики» (англ. club drugs), «танцевальные наркотики» (англ. dance drugs). Формированию толерантного отношения к наркотизму способствуют современные мифы о безвредности определенных видов наркотиков, так называемых легких (марихуана, «спайсы»), лоббирование их легализации, мода в молодежной среде на наркотики, наркотическая субкультура [3, с. 36].
В силу особенностей психики молодого поколения негативные последствия наркотизма зачастую осознаются студентами достаточно абстрактно, безотносительно к ним самим («меня это не коснется», «я всегда смогу отказаться» и т. п.). Такое же — абстрактное — отношение к наркотизму часто проявляется у студентов при изучении соответствующих тем по дисциплине «Криминалистика».
Напротив, криминалистические знания и информация о психоактивных свойствах
Глагол Ъ
наркотиков и методах криминальной деятельности воспринимаются, по нашим наблюдениям, «ближе», как правило, с неподдельным интересом. Прикладной характер криминалистики, о котором мы писали выше, может вызвать «побочный» эффект: практически ориентированные знания и информация, которые приобретают студенты на учебных занятиях по криминалистике, могут способствовать возникновению у них желания «поэкспериментировать».
Здесь, предваряя последующие рекомендации и выводы, автор считает необходимым и важным уточнить свою позицию: по его мнению, ни в коем случае нельзя ограничивать объем криминалистических знаний и криминалистически значимой информации данного рода из опаски их «неправильной» интерпретации и противоправного использования слушателями вузов. В эпоху современного информационного общества, в нашем мире, где дети в самом раннем возрасте осваивают планшеты и иные электронные девайсы, это, по меньшей мере, бессмысленно, а скорее — вредно. Студенты, будучи заинтригованными «недомолвками» преподавателей, с легкостью восполнят недостающую информацию, получив ее от более осведомленных в этой области сверстников или в Интернете, в том числе в его «глубоких» сегментах (англ.: deep web, hidden web), не индексируемых поисковыми системами и недоступных через стандартные браузеры. В частности, искомую информацию о наркотиках в полном объеме можно получить в скрытой сети Даркнет (англ. Darknet), доступ к которой возможен посредством браузера «Тор» (англ. Tor Browser, сокр. от англ. The Onion Router) или другого специального программного обеспечения, которым молодое поколение зачастую владеет лучше многих преподавателей. Однако самостоятельно полученная информация будет, возможно, иметь криминальную ориентацию (сопровождаться пропагандой наркотизма) и в большей степени стимулировать девиантное поведение. Например, в упомянутой Даркнет в можно обнаружить множество описаний состояния наркотического опьянения, так называемых психоделических трип-отчетов (англ.: trip — путешествие), огромное количество предложений (оферт) продавцов наркотиков (наркодилеров), в этой сети активно проводится пропаганда наркотиков.
правосудия
3(17)/2018
По нашему мнению, в качестве «противовеса» наряду и одновременно с передачей студентам криминалистических знаний и информации о наркопреступности должна осуществляться антинаркотическая пропаганда — как бы банально это ни прозвучало. Под антинаркотической пропагандой в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» понимается пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании (автор бы еще добавил: «...и к незаконному наркообороту»). Данная деятельность должна быть системно интегрирована в учебный процесс, в том числе непосредственно проводиться на учебных занятиях по криминалистике.
Мы понимаем, что количество времени, уделенного учебными программами на изучение криминалистики, ограничено и этого времени едва хватает на освоение самой дисциплины. Вместе с тем федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» определена необходимость формирования не только криминалистических знаний, умений и навыков, но и общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Одной из главных задач преподавателя является развитие правосознания студентов. Элементами такого правосознания должно быть твердое убеждение в неприемлемости противоправного поведения, связанного с немедицинским потреблением наркотиков и их незаконным оборотом, негативная оценка наркотизма, причем оценка личная, искренняя. У обучающихся должно быть сформировано отношение к наркотизму как социальному злу; им нужно помочь встать на конфронтационную позицию к этому антиобщественному явлению.
Можно также напомнить, что согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» одним из принципов государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту является приоритетность мер по профилактике незаконного потребления наркотиков, наркомании, профилактике правонарушений, связанных с незаконным наркооборотом, особенно
среди детей и молодежи, а также стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Данное законодательное предписание в полной мере распространяется и на деятельность образовательных учреждений.
Полагаем, что даже при существующих временных ограничениях в изучении дисциплины «Криминалистика» всегда можно найти пару часов на организацию и проведение семинара или круглого стола, посвященного теме наркотизма. Главное, чтобы это учебное мероприятие не стало формальным. Нужно заинтересовать студентов, помочь им «раскрыться».
Кроме того, антинаркотическая пропаганда может осуществляться на учебных занятиях по криминалистике имплицитно (неявно). При этом, судя по нашему опыту, наиболее действенными, эффективными педагогическими средствами, методами и методическими приемами являются те, которые основаны на образном, в том числе наглядно-образном (а не сугубо логическом), представлении и восприятии информации. К таким средствам, методам и приемам относится, например, демонстрация фототаблиц, видеофильмов и иных визуально воспринимаемых материалов, иллюстрирующих негативные последствия наркопотребления без какой-либо «цензуры» — так как это наблюдается в реальной жизни. Незабываемым событием для студентов будет присутствие при производстве судебно-медицинской экспертизы трупа человека, погибшего в результате наркотической передозировки, или посещение судебного заседания по уголовному делу о преступлении в сфере незаконного наркооборота. Повышенный интерес у студентов вызывают примеры из практической правоохранительной деятельности, особенно основанные на личном опыте преподавателя или приглашенного специалиста-практика. Каждый преподаватель-криминалист имеет возможность подобрать из имеющегося обширного педагогического «арсенала» или разработать лично те дидактические «инструменты», которые наиболее подходят ему и адекватны конкретной студенческой аудитории.
Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы: антинаркотическая (как, впрочем, и в целом антикриминальная) пропаганда должна стать неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высших
учебных заведениях, которые следует использовать в качестве основной площадки для внедрения современных технологий профилактики наркомании и формирования ценностей здорового образа жизни [4]. Что касается подготовки специалистов по юридической и «смежным» (судебная экспертиза, национальная безопасность и др.) специальностям, то дисциплина «Криминалистика» может служить эффективным пропагандирующим средством доведения до студентов сермяжной правды о наркотизме и тем самым способствовать формированию у них антинаркотического правосознания и поведения. Недооценка значения антикриминального просвещения в условиях, когда студентам передается огромный массив знаний и информации и когда они самостоятельно получают еще больший объем, может привести к последствиям, когда на ум придут слова из книги Екклесиаста: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Екк. 1—18).
Список литературы
1. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. — Нов. изд., пере-печ. с изд. 1908 г. / Г. Гросс. - М. : ЛексЭст, 2002. -1088 с.
2. Жбанков В. А Криминалистические классификации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров как предметов контрабанды: теоретические и практические аспекты разработки и использования в расследовании : монография / В. А. Жбанков, А. В. Табаков. — М. : Изд-во Рос. тамож. акад., 2013. — 274 с.
3. Жбанков В. А. Транснациональная организованная наркопреступность и наркоконтрабанда как ее составляющая: современное состояние и основные тренды : монография / В. А. Жбанков, А. В. Табаков. — М. : Изд-во Рос. тамож. акад., 2017. — 180 с.
4. Миронов А. С. Антинаркотическая пропаганда как составляющая профилактики наркомании: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Гуманит. вестн. МГТУ им. Н. Э. Баумана. — 2018. — Вып. 11. — URL: http://hmbul.ru/articles/127/html/ files/assets/basic-html/index.html#1.
5. Эксархополо А. А. Прикладная криминалистика // Сиб. юрид. вестн. — 2014. — № 1 (64). — С. 91—96.
Глагол Ъ 3(17)/2018
правосудия