Симоненко Александр Викторович Грибанов Евгений Викторович
Криминологическая концепция и образовательная модель формирования профессиональных компетенций сотрудников
полиции по правовому воспитанию и просвещению населения
Обоснованы криминологическая концепция и построенная на ее основе образовательная модель формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по правовому воспитанию и просвещению населения. В основу их содержания положены разработка и внедрение в образовательный процесс подготовки полицейских специализированной учебной дисциплины «Деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения».
Ключевые слова: правовое воспитание, правовое просвещение, предупреждение преступности, антикриминальная практика, профилактика преступности, правоохранительная деятельность, профилактика правонарушений, учебная дисциплина, образовательный процесс, профессиональные компетенции, полиция, органы внутренних дел.
Criminological concept and educational model of the formation of professional competencies of police officers in legal education and legal training
The criminological concept and the educational model of the formation of professional competences of police officers in legal education and legal training of the population, developed on its basis, have been substantiated. Their content is based on the development and introduction into the educational process of training police officers of a specialized educational discipline "Activities of the internal affairs bodies in legal education and legal training of the population".
Keywords: legal education, legal training, crime prevention, anti-criminal practice, crime prevention, law enforcement activity, offence prevention, academic discipline, educational process, professional competencies, police, internal affairs bodies.
Развитие современных технологий многократно повысило роль информации в воздействии на сознание и поведение человека в офлайн- и онлайн-про-странстве. Общественное, групповое и индивидуальное сознание и стереотипы поведения людей во многом формируются контентом, который транслируется через средства массовой, групповой и индивидуальной коммуникации. Основываясь на достижениях в сфере IX совершенно на новый уровень развития выходят социальные технологии, применяемые для достижения прогнозируемого социального результата путем оказания влияния на поведение людей, культурные и социальные структуры, системы или ситуации [1].
Указанные обстоятельства актуализируют вопросы использования современных технологий для развития институтов правового воспитания, правового просвещения и формирования правовой культуры граждан. Об этом
свидетельствует и появление новых исследований в данной области [2, 3].
Увеличение объемов воспроизводства и потребления информации, развитие объектов информатизации, информационных систем, сайтов и социальных сетей Интернета, сетей связи, информационных технологий, рост числа субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, а также широкое использование социальных технологий уже изменили и продолжают менять устоявшиеся ориентиры правоохранительной деятельности.
Данные тенденции открывают перед правоохранительными органами широкие возможности развития антикриминальной практики не только по раскрытию и расследованию преступлений, но и по усилению предупредительной деятельности, развитию форм профилактики правонарушений и антиобщественного поведения.
13
К сожалению, предупредительная деятельность сотрудников полиции по-прежнему находит недостаточное отражение в информационно-телекоммуникационном пространстве. В правоохранительной практике можно встретить немногие примеры их активности в информационном поле. Территориальные органы внутренних дел имеют свои страницы в популярных социальных сетях, они активно развивают свои официальные сайты, взаимодействуют со средствами массовой информации.
Полиция в информационной среде представлена во многом лишь подразделениями информации и общественных связей, транслирующими в информационное поле преимущественно контент о результатах служебной деятельности, который в первую очередь нацелен на повышение имиджа органов внутренних дел. В информационном пространстве чрезвычайно слабо представлены субъекты правоохранительной деятельности полиции, выполняющие наибольший объем функций по профилактике правонарушений и взаимодействию с гражданами. Это территориальные подразделения органов внутренних дел на районном уровне, участковые уполномоченные полиции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и др. Исключением являются лишь подразделения ГИБДД, которые активно используют современные информационные и социальные технологии в пропаганде безопасности дорожного движения [4].
Имеющийся в информационной сфере специализированный контент, который направлен на обеспечение безопасности населения от преступных посягательств, осуществление взаимодействия полиции с гражданами и организациями, содействие их участию в правоохранительной деятельности, не в полной мере отвечает требованиям времени, не соответствует стремительно развивающимся тенденциям современного общества.
Присутствие полиции или разработанного ею специализированного контента в информационном пространстве, как правило, ограничивается официальными ресурсами МВД России и его территориальных подразделений, ограниченным числом средств массовой информации. Сотрудники полиции и контент для правового воспитания и просвещения населения не представлены во многих сегментах информационной сферы общества, пользующихся спросом у населения. Например, в социальных сетях Интернета созданы группы и сообщества жильцов городов, районов, поселков, микрорайонов, улиц, домов. Подобные группы и со-
общества охватывают значительные массивы граждан, проживающих на соответствующей территории. На таких площадках, за редким исключением, не представлены руководители подразделений органов внутренних дел районного уровня, участковые уполномоченные полиции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, ГИБДД. Они во многом остаются оторванными от современной информационной среды, насущных проблем и интересов населения. Отсутствует на таких ресурсах и подготовленный сотрудниками полиции контент по правовому воспитанию и просвещению населения, нет оперативного информирования об угрозах криминального характера, упускаются возможности решения иных правоохранительных проблем.
Как известно, просвещенность населения в вопросах обеспечения личной, имущественной и общественной безопасности, минимизации негативных последствий преступлений, взаимодействия с сотрудниками полиции и участия в правоохранительной деятельности, наступления юридической ответственности за противоправную деятельность выступает важным антикриминогенным фактором. Эффективное криминологическое просвещение и воспитание направлены на снижение числа правонарушений, тяжести их последствий, оптимизацию мер принуждения, применяемых к правонарушителям, высвобождение ресурсов полиции для противодействия наиболее опасным видам преступных посягательств. Именно здесь сосредоточены существенные резервы для повышения качества правоохранительной деятельности полиции.
Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент России В.В. Путин отметил: «Необходимо ... особый акцент сделать на профилактических мероприятиях. Очевидно, что необходимы новые подходы к превентивным, профилактическим мерам.» [5].
Одним из таких новых подходов должны стать разработка и продвижение полицией с использованием современных информационно-телекоммуникационных и социальных технологий контента, направленного на правое воспитание и просвещение населения, полноформатное участие полиции в информационной жизни общества.
Решение данной задачи невозможно без формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по использованию информационно-телекоммуникационных и социальных технологий по правовому воспитанию и просвещению населения как одной из
14
ключевых форм профилактики правонарушений и антиобщественного поведения.
Необходимость освоения полицейскими компетенций правового воспитания и просвещения населения обусловлена не только научно-техническими и социально-политическими предпосылками, но и положениями федеральных законов от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» и от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
В частности, ст. 12 Федерального закона «О полиции» предусматривает обязанность полиции участвовать в пропаганде правовых знаний. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан выступают одним из основных направлений профилактики правонарушений. Статья 17 рассматриваемого закона в качестве первой формы профилактического воздействия называет правовое просвещение и правовое информирование. Статья 18 раскрывает содержание этой формы: в целях правового просвещения и правового информирования субъекты профилактики правонарушений доводят до сведения граждан и организаций информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. Указанная информация может доводиться до сведения граждан и организаций путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера.
Базой общей и индивидуальной профилактики правонарушений выступает деятельность по правовому воспитанию и просвещению населения. На ее основе строится дальнейшая профилактическая деятельность полиции. Правовое воспитание, осуществляемое органами внутренних дел, должно быть направлено на правоохранительные цели: профилактику преступлений и правонарушений, антиобщественного поведения и иных негативных социальных явлений (безнадзорности и беспризорности, потребления алкоголя и наркотиков, бродяжничества и попрошайничества, проституции). В самом общем виде деятельность полиции по правовому воспитанию и просвещению населения является частью правового воспитания как систематической деятельности государства, его органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан по распространению юридических знаний, правового
опыта, формированию устойчивого позитивного правового и криминологического мышления и правовой культуры, правомерного и безопасного поведения граждан.
Правоохранительные новации в сфере профилактики преступлений и иных правонарушений, какими бы прогрессивными они ни были, не могут транслироваться в правоохранительную практику субъектами, не имеющими специальной подготовки. Для осуществления подобного рода деятельности необходимо обладать соответствующими профессиональными компетенциями, которыми, к сожалению, не обладают на должном уровне многие сотрудники органов внутренних дел.
В действующих образовательных программах, определяющих направленность подготовки специалистов для правоохранительной сферы, не в полной мере представлены образовательные компоненты, ориентированные на формирование у обучающихся профессиональных компетенций по правовому воспитанию и просвещению населения. Формируют рассматриваемые компетенции многие учебные дисциплины, традиционно входящие в структуру образовательных программ подготовки будущих полицейских. Они создают необходимую теоретическую базу и предпосылки для формирования способности у будущего сотрудника территориального органа внутренних дел осуществлять правовое воспитание населения в своей профессиональной деятельности.
Вместе с тем в учебных программах подготовки полицейских нет дисциплин, формирующих компетенции обучающихся по предоставлению гражданам информации, направленной на обеспечение их личной и имущественной безопасности, профилактику правонарушений и антиобщественных явлений, противоправного поведения, путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера.
Традиционное наполнение образовательных программ по подготовке специалистов в сфере обеспечения национальной безопасности и правоохранительной деятельности не в полной мере отвечает потребностям правоохранительной практики. Практически не осуществляется подготовка специалистов, способных профессионально разрабатывать и внедрять соответствующий контент, проводить мероприятия, направленные на правовое воспитание и просвещение населения, творчески сопровождать процесс их разработки, организовывать их исполнение и определять эффективность.
15
Для решения этой проблемы нами была разработана и включена в образовательные программы по подготовке полицейских специализированная учебная дисциплина «Деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения». В Краснодарском университете МВД России она вошла в структуру учебных планов по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность».
Цель специализированной дисциплины «Деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения» -формирование у обучающихся компетенций, необходимых для успешного осуществления правового воспитания и просвещения в будущей профессиональной деятельности. В результате освоения указанной дисциплины курсант (слушатель) должен:
знать теоретические и организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения; формы, методы и технологии осуществления правовоспитательной деятельности;
уметь осуществлять теоретическую, организационную и техническую подготовку мероприятий по правовому воспитанию и просвещению населения; готовить информационные материалы для проведения различных мероприятий по правовому воспитанию и просвещению граждан; проводить мероприятия лично и привлекать для их проведения иных компетентных в этом лиц; оценивать эффективность проведенных мероприятий; вносить коррективы в правовоспитательную деятельность;
владеть технологиями и методами правового воспитания и просвещения, навыками проведения мероприятий общего, группового и индивидуального характера.
Специализированная дисциплина «Деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения» может изучаться в образовательных организациях МВД России на 3-5 курсах очной формы обучения, в рамках профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников территориальных органов внутренних дел.
Формирование компетенций по правовому воспитанию и просвещению населения предлагается в рамках творческой модели образовательной деятельности обучающихся. Ее основным содержанием является конкретный результат курсанта (слушателя) по завершении каждого из этапов обучения:
постановка конкретной правоохранительной проблемы, разрешение или минимизация которой возможны посредством правового воспитания и просвещения населения;
определение объекта воздействия: целевая аудитория, группа, конкретное лицо или его микросреда;
организация правового воспитания и просвещения населения: разработка плана, программы, проекта, материала (контента), мероприятия, сценария и т.п.;
реализация правового воспитания и просвещения населения: плана, программы, проекта, материала, мероприятия, сценария;
оценка эффективности принятых мер по правовому воспитанию и просвещению граждан;
внесение корректив в правовоспитательную деятельность.
Курсантам и слушателям необходимо овладеть определенными знаниями, приобрести соответствующие навыки и умения. В данном случае знания, навыки и умения выступают средством решения конкретной проблемы, задачи, выполнения творческого задания. В рамках такой модели обучающиеся под контролем педагога свободно структурируют собственное учебное время, определяют комплекс задач для достижения поставленной преподавателем цели (результата), осуществляют поиск информации, работают с ее источниками, научными, методическими и иными материалами.
Сформированность компетенций оценивается по способности курсантов и слушателей добиваться конкретного конечного или промежуточного результата по правовому воспитанию и просвещению населения, отвечающего системе установленных требований. Уровень сформированности компетенций определяется степенью сложности полученного итогового результата.
В рамках такой образовательной модели от педагога требуется качественная методическая подготовка по следующим направлениям.
1. Разработка творческих заданий. Такие задания должны быть связаны с основными задачами, стоящими перед органами внутренних дел, а образовательная деятельность курсантов и слушателей по овладению компетенциями правового воспитания и просвещения населения должна иметь выраженную правоохранительную направленность.
Выбор обучающимися творческого задания должен предполагать работу по изучению имеющихся данных (анализ литературы, информационных материалов, статистической информации, материалов уголовных дел и т.п.)
16
и постановке конкретной правоохранительной проблемы, которая будет решаться в ходе выполнения творческого задания.
2. Обеспечение методического сопровождения выполнения задания. Обучающимся предлагается широкий спектр направлений деятельности для выполнения практических заданий. Педагог должен участвовать в оценке промежуточных результатов деятельности, вносить в работу необходимые коррективы, указывать на недостатки.
3. Выработка системы критериев оценки промежуточных и конечных результатов работы.
Ниже приведены основные критерии оценки результатов работы обучающихся по освоению дисциплины «Деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения».
Деятельность обучающихся и разрабатываемые ими материалы должны быть ориентированы на решение следующих правоохранительных задач:
обеспечение личной безопасности граждан от преступных посягательств (причинения смерти и вреда здоровью, посягательств на половую свободу и половую неприкосновенность, иных посягательств на личную и телесную неприкосновенность);
обеспечение имущественной безопасности граждан от преступных посягательств (краж, грабежей, разбоев, угонов транспортных средств, мошенничеств и других посягательств на собственность);
профилактика правонарушающего поведения отдельных категорий граждан (совершения насильственных действий, хищений, участия в наркообороте, иных противоправных действиях);
профилактика негативных социальных явлений, связанных с преступностью (безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, потребления алкоголя и наркотиков, проституции и иных форм сексуальной эксплуатации, бродяжничества, попрошайничества);
правовая подготовка граждан к ситуативному участию в правоохранительной деятельности (действия очевидцев преступлений и административных правонарушений, жертв преступлений, лиц в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление; особенности взаимодействия с полицией и другими правоохранительными органами; иные направления);
правовая подготовка постоянного участия граждан и их организаций в правоохранитель-
ной деятельности (охране общественного порядка, профилактике правонарушений, розыске лиц, пропавших без вести, и др.);
иные направления деятельности, нацеленной на решение задач, стоящих перед органами внутренних дел (формирование положительного имиджа полиции, развитие форм взаимодействия с гражданами).
Содержание материала должно соответствовать:
требованиям законодательства Российской Федерации к публично размещаемой информации;
нормам русского языка; общепринятым морально-этическим нормам. Разрабатываемый материал должен соответствовать следующим требованиям:
соблюдение законодательства об авторском праве;
отсутствие подобных разработок в правоохранительной практике или низкое качество имеющихся по форме или содержанию (разработка новой правовой информации), а равно придание известным правоохранительной практике рекомендациям (информации) новой оригинальной формы представления и доведения до граждан.
В результате выполнения творческих заданий обучающиеся должны подготовить материалы, которые будут пригодны для использования в деятельности отдельных подразделений или сотрудников органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения.
Целевой аудиторией могут выступать: неопределенный круг лиц, восприятию которых может быть доступна информация в представленной форме; несовершеннолетние; учащиеся дошкольных образовательных организаций; школьники; студенты; несовершеннолетние, содержащиеся в местах социальной изоляции (ЦВСНП, воспитательных колониях, СУВУЗТ); родители несовершеннолетних; пенсионеры; автовладельцы и др.
К целевым группам можно относить дошкольников и школьников, их родителей, студентов, трудовые или служебные коллективы, жильцов многоквартирного дома, членов ТСЖ, соседей, воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, членов общественных или иных некоммерческих организаций, участников сельского схода.
Педагог может самостоятельно дополнить перечень названных критериев оценки качества выполняемой обучающимися работы.
17
Предлагаемые курсантам и слушателям задания должны постоянно обновляться и совершенствоваться, иметь практическую направленность, стимулировать интерес к достижению конкретного итогового результата, исключать возможность имитации учебной деятельности.
Начиная работу над творческим заданием, обучающиеся должны получить его полное описание и требования, предъявляемые к промежуточному и конечному результатам.
Каждое такое задание формулируется в обобщенном виде, а его конкретизация (постановка цели, ее декомпозиция, выбор способов и средств решения и т. д.) осуществляется обучающимися совместно с преподавателем в соответствии с их креативными способностями, а также имеющимися (доступными) технологическими и техническими возможностями.
Работа педагога состоит в оказании постоянной консультационной, методической помощи обучающимся в ходе аудиторных занятий и в рамках самостоятельной работы в выборе и постановке правоохранительной проблемы, определении путей ее решения. Обучающемуся следует определить вид, форму, методы и технологии этой деятельности, разработать необходимый для ее осуществления материал (контент), провести мероприятие, после чего оценить полученные промежуточные или итоговые результаты, скорректировать ход выполнения задания и подготовленные материалы. Методическая помощь предполагает критическую оценку преподавателем творческой деятельности обучающихся, выявление допущенных ими ошибок и консультации по их устранению.
В рамках криминологической концепции и образовательной модели формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по правовому воспитанию и просвещению населения была разработана подробная структура учебной дисциплины «Деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения». На первом этапе структура дисциплины включала только общую часть, состоящую из следующих тем (разделов).
1. Теоретические и организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения.
2. Формы, методы и технологии правового воспитания и просвещения населения.
3. Правовое воспитание и просвещение населения с использованием средств массовой коммуникации.
4. Правовое воспитание и просвещение населения в малых группах.
5. Индивидуальное правовое воспитание и просвещение населения.
В таком виде она была успешно апробирована в Краснодарском университете МВД России. По мере апробации дисциплины и теоретического развития соответствующей предметной области была разработана и ее особенная часть, включающая в себя следующие темы (разделы).
1. Правовое воспитание и просвещение населения по обеспечению личной безопасности.
2. Правовое воспитание и просвещение населения по обеспечению имущественной безопасности.
3. Правовое воспитание и просвещение населения по обеспечению безопасности жилища.
4. Правовое воспитание и просвещение населения по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
5. Антикоррупционное правовое воспитание и просвещение населения.
6. Антинаркотическое и антиалкогольное правовое воспитание и просвещение населения.
7. Правовое воспитание и просвещение населения по вопросам участия в правоохранительной деятельности.
8. Правовое воспитание и просвещение населения по обеспечению безопасности в сети Интернет.
9. Правовое воспитание и просвещение населения по обеспечению безопасности детей.
Предложенная криминологическая концепция и образовательная модель получили апробацию не только в образовательном процессе, но и на практике. Были успешно реализованы разработанные курсантами и слушателями мероприятия по правовому воспитанию и просвещению несовершеннолетних: викторина «Правовой калейдоскоп», посвященная Международному дню защиты детей; правовая игра «Россия - наш общий дом», посвященная Дню России; тренинг «Мои права и обязанности»; квест «Береги себя для жизни»; урок дружбы; занятие-диалог «Я и закон»; правовая викторина «Правильный выбор»; игра «Путешествие по России», посвященная Дню народного единства; творческий конкурс «Экстремизму - нет!», посвященный Международному дню толерантности; брейн-ринг «Я - гражданин России!», посвященный Дню Конституции Российской Федерации.
Дальнейшее развитие указанных криминологической концепции и образовательной
18
модели предполагает работу в следующих направлениях:
расширение предметной области дисциплины за счет включения в ее содержание особенной части;
разработка учебных и учебно-методических пособий для изучения полного курса дисциплины;
повышение квалификации профессорско-преподавательского состава для успешной реализации данного учебного курса в образовательном процессе;
повышение статуса учебной дисциплины «Деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения» в структуре учебных планов образовательной организации;
1. Грибанов Е.В. Социальные технологии в криминологической науке и практике предупреждения преступлений // Общество и право. 2020. № 2(72). С. 61-66.
2. Певцова Е.А., Соколов Н.Я. Правовое просвещение в России: состояние, проблемы и перспективы развития. М., 2019.
3. Корнев А.В., Зенин С.С., Петручак Л.А. Научно-методические основы формирования правовой культуры молодежи. М., 2019.
4. Пропаганда БДД. URL: http://propagandabdd. ru/ (дата обращения: 09.07.2020).
5. Выступление Президента России В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/47776 (дата обращения 09.07.2020).
разработка краткосрочной программы повышения квалификации по курсу «Деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения» для участковых уполномоченных полиции, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, сотрудников подразделений информации и общественных связей, ГИБДД.
Представленные криминологическая концепция и образовательная модель формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по правовому воспитанию и просвещению населения будут полезны субъектам образовательной деятельности для обеспечения качественного формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по правовому воспитанию и просвещению населения.
1. Gribanov E.V. Social technologies in criminological science and crime prevention practice // Society and law. 2020. No. 2(72). P. 61-66.
2. Pevtsova E.A., Sokolov N.Ya. Legal education in Russia: state, problems and development prospects. Moscow, 2019.
3. Kornev A.V., Zenin S.S., Petruchak L.A. Scientific and methodological foundations of the formation of legal culture of youth. Moscow, 2019.
4. Road safety promotion. URL: http:// propagandabdd.ru/ (date of access: 09.07.2020).
5. Speech by the President of Russia V. V. Putin at an expanded meeting of the Interior Ministry board. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/47776 (date of access: 09.07.2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Симоненко Александр Викторович, доктор юридических наук, профессор, начальник Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]
Грибанов Евгений Викторович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: egribanov@ yandex.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
A.V. Simonenko, Doctor of Law, Professor, Chief of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
E.V. Gribanov, Candidate of Law, Assistant Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: egribanov@ yandex.ru
19