УДК 343.97 : 343.85 : 343.37 ББК 67.51
© 2021 г. Хомутов Максим Владимирович,
преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России. E-mail: khomutov2008@mail.ru
РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ УЧАСТИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В статье раскрывается потенциал участия обозначенных организаций в современной практике предупреждения преступлений, рассматриваются проблемы развития данного направления антикриминальной практики.
Ключевые слова: предупреждение преступлений, социально ориентированные некоммерческие организации, криминологические исследования, общественные объединения.
Khomutov Maksim Vladimirovich - Lecturer, the Department of Philosofy and Sociology, the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
DEVELOPMENT OF MECHANISMS FOR THE PARTICIPATION OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE PREVENTION OF CRIME
The article reveals the potential of participation of non-profit organizations in the modern practice of crime prevention, considers the problems of development of this area of anti-criminal practice.
Keywords: crime prevention, socially oriented non-profit organizations, criminological research, public associations.
В современном российском обществе происходят масштабные изменения в социальной сфере, экономике, политике. В социальной сфере отмечается тенденция к существенной перестройке традиционной парадигмы участия граждан и общественных организаций в делах государства. Отмечается значительный рост потенциала участия общественных формирований в сферах, где традиционно монополией владело государство. Такой тренд не остался незамеченным, в том числе политическим руководством нашей страны. Так, в рамках очередного послания Федеральному Собранию РФ Президент России В.В. Путин обратил внимание на необходимость расширения пространства свободы во всех сферах общественной жизни, укрепления институтов демократии, местного самоуправления и структур гражданского общества [1]. Среди институтов гражданского общества особую роль, практически во всех сферах, играют некоммерческие организации.
В рамках российского правового поля организации, не ставящие своей целью получение прибыли и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества, именуются социально ориентированными некоммерческими организациями (далее - СО НКО). Участие СО НКО способно оказать органам государственной власти и местного самоуправ-
ления существенную помощь и поддержку в решении не только общесоциальных, но и многих правоохранительных проблем.
Многие СО НКО уже продолжительное время осуществляют свою деятельность по таким антикриминальным направлениям деятельности, как:
- участие в охране общественного порядка;
- профилактика алкоголизма и наркотизма;
- предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних;
- помощь семьям, находящимся в социально опасном положении;
- противодействие торговле людьми;
- предупреждение преступлений в Интернете и иных сферах [2].
В то же время потенциал участия СО НКО в современной практике предупреждения преступлений раскрыт не в полной мере. Деятельность СО НКО в рассматриваемой области часто сталкивается с излишней консервативностью традиционных субъектов профилактики преступлений, с бюрократическими препятствиями, низкой активностью, незаинтересованностью, а иногда и откровенными препятствиями со стороны органов власти в развитии общественной антикриминальной практики, недостаточностью и непрозрачностью реализации мер поддержки
СО НКО в данной сфере. Зачастую СО НКО в правоохранительной сфере возникают не столько благодаря самодеятельным усилиям неравнодушных граждан, сколько создаются «сверху», искусственно, а их деятельность носит формальный характер. По-прежнему сохраняется нормативная и организационная неопределенность в вопросах участия СО НКО в предупреждении преступлений.
Несмотря на очевидный существенный потенциал СО НКО в области предупреждения преступлений, число подобных организаций, участвующих в антикриминальной практике, объем и эффективность их работы на сегодняшний день не в полной мере соответствуют общественным и правоохранительным потребностям, интересам граждан, а также качественным параметрам участия СО НКО в иных сферах социальной жизни. СО НКО в области предупреждения преступлений зачастую отводятся второстепенные роли, причем не всегда заслуженно. В условиях, когда возможности субъектов профилактики преступлений из числа органов власти существенно ограничены в силу карательного вектора правоохранительной практики и ее возрастающей бюрократизации, участие общественных формирований в данной области приобретает особое значение.
СО НКО, участвующие в предупреждении преступлений, представляют собой некоммерческие организации, созданные в установленных законом формах, деятельность которых прямо или косвенно направлена на устранение и минимизацию причин преступлений и условий, способствующих их совершению, осуществление социально-правового контроля над преступностью и правоохранительными органами и профилактику правонарушений.
СО НКО, обладая правовым статусом некоммерческих организаций и правами лиц, участвующих в профилактике правонарушений, имеют особый потенциал в области предупреждения преступлений на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях. Их профилактическая деятельность вносит весомый вклад в арсенал средств криминологического предупреждения, оказывая воздействие на криминогенные факторы, используя широкий спектр неформализованных методов профилактики правонарушений, которые либо недоступны традиционным субъектам предупреждения преступлений или реа-лизовываются ими с низкой эффективностью в силу высокой формализации, бюрократизации и консервативности.
СО НКО имеют большую «гибкость» в выборе форм и методов ведения профилактической деятельности, нежели иные субъекты профилактики правонарушений. Являясь частью общественного организма, они более тонко «чувствуют» и оперативно реагируют на интересы населения, вызовы в правоохранительной сфере, социальные проблемы и противоречия. Некоммерческая основа их деятельности, направленность на достижение общественно полезных целей позволяет осуществлять деятельность непосредственно в интересах объекта воздействия. Низкие административные, финансовые и бюрократические издержки, в сочетании с прозрачностью работы демонстрирует большую эффективность предупредительной деятельности по широкому спектру направлений профилактической деятельности по сравнению с традиционными субъектами.
В системе предупреждения преступлений СО НКО своей деятельностью способны существенно компенсировать пробелы в деятельности субъектов профилактики правонарушений, обеспечить реализацию части их полномочий по непосредственному взаимодействию с гражданами и оказанию им социальной и правоохранительной помощи.
До настоящего момента в научной литературе и нормативных правовых актах нет единого подхода к определению «объединение граждан, участвующих в предупреждении преступлений». На наш взгляд, именно СО НКО является наиболее оптимальным выражением такой общественной антикриминальной деятельности. В связи с этим предлагается считать, что СО НКО, участвующие в предупреждении преступлений, представляют собой некоммерческие организации, созданные в установленных законом формах, деятельность которых прямо или косвенно направлена на устранение и минимизацию причин преступлений и условий, способствующих их совершению, осуществление социально-правового контроля над преступностью и правоохранительными органами и профилактику правонарушений.
При несомненной значимости работы, проводимой СО НКО по профилактике преступлений, стоит отметить тот факт, что до настоящего момента в нашей стране отсутствует правовая база, которая бы регулировала такую предупредительную деятельность, а существующие правовые нормы фрагментарно присутствуют в различных отраслях законодательства, но зачастую не согласованы между собой.
Совершенствование нормативного правового регулирования участия СО НКО в предупреждении преступлений требует унификации законодательства Российской Федерации о профилактике правонарушений и участии граждан в правоохранительной деятельности с правовыми нормами, закрепляющими особенности правового положения СО НКО, а также формы их поддержки органами государственной власти и местного самоуправления. Здесь необходимо принятие целого пакета правовых мер, которые бы позволили существенно активизировать рассматриваемое направление антикриминальной практики:
- дополнить перечень видов деятельности, осуществляемых СО НКО, закрепленный ч. 1 ст. 31.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктами «участие в профилактике правонарушений», «участие в охране общественного порядка»;
- закрепить в актах законодательства, устанавливающих правовой статус субъектов профилактики правонарушений, полномочия по поддержке СО НКО в порядке, предусмотренном гл. 6 ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- в ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закрепить детальный правовой статус СО НКО в качестве лиц, участвующих в профилактике правонарушений;
- в ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» закрепить единый правовой механизм создания и функционирования народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в форме СО НКО.
Основываясь на положениях международного права и рекомендациях ООН, следует выстраивать партнерские отношения между органами власти и СО НКО, участвующими в предупреждении преступлений, обеспечить их информационную, материальную и правовую поддержки со стороны государства. Следует поставить вопрос и о существенном расширении их компетенции, в том числе путем передачи им части функций органов власти в области предупреждения преступлений. Для этого необходимо создать и развивать механизмы использования предупредительных возможностей СО НКО в деятельности правоохранительных органов, пропаганды общественной деятельности в сфере предупреждения преступлений с целью
формирования позитивного общественного мнения о предупредительной деятельности СО НКО, а также создать условия для увеличения их количества и форм деятельности.
Заметим, что отечественный опыт использования возможностей общественных организаций в предупреждении преступлений указывает на наибольшую эффективность их деятельности в случаях их возникновения по инициативе граждан под влиянием естественных факторов. Фактическое создание органами власти подобного рода организаций «сверху» приводит к низкой результативности и формализации их деятельности, лишая общество действенного инструмента в предупреждении преступлений.
Опыт стран дальнего (США, Великобритания, Германия, Норвегия, Япония) и ближнего (Казахстан, Беларусь, Армения) зарубежья [3] подтверждает высокий потенциал деятельности некоммерческих организаций в области предупреждения преступлений. Значение для развития отечественной системы предупреждения преступлений имеет опыт создания и функционирования некоммерческих организаций в странах дальнего зарубежья по ресоциализации преступников, осуществлению социального контроля на местном уровне, выявлению киберугроз, профилактике правонарушений несовершеннолетних и маргинальных явлений в семье. В государствах ближнего зарубежья заслуживают внимания практики предупредительной деятельности некоммерческих организаций в трудовых коллективах и по месту проживания граждан.
СО НКО, участвующие в предупреждении преступлений, осуществляют свою деятельность на различных уровнях криминологической профилактики, имеют существенные отличия и особенности. Для познания их предупредительного потенциала следует разделять их на два основных типа:
- непосредственно участвующие в предупреждении преступлений на специально-криминологическом уровне путем нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступлений: охрана общественного порядка, профилактическое воздействие на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, диагностика криминальных явлений в Интернете;
- опосредованно участвующие в предупреждении преступлений на общесоциальном уровне путем минимизации действия причин преступности и профилактики негативных социальных явлений, связанных с
преступностью, оказания помощи лицам, находящимся в социально опасном положении.
Отнесение СО НКО к указанным типам определяет особенности, которые необходимо учитывать при оценке их предупредительной практики в рамках правового регулирования их деятельности и организации взаимодействия с органами власти.
Участие СО НКО в общесоциальном предупреждении преступлений является превалирующей формой их антикриминальной деятельности, осуществляется в основном в рамках правового регулирования оказания социальной помощи гражданам. Основными направлениями предупредительной деятельности СО НКО, опосредованно участвующих в предупреждении преступлений, являются:
- профилактика потребления алкоголя и наркотиков;
- работа с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, профилактика семейного неблагополучия;
- работа с несовершеннолетними и взрослыми маргиналами (бездомными, бродягами и попрошайками);
- профилактика суицидального поведения, организация досуга и занятости несовершеннолетних и молодежи;
- работа по патриотическому воспитанию молодежи.
Деятельность СО НКО на общесоциальном уровне предупреждения преступлений демонстрирует большую эффективность по сравнению с иными субъектами профилактики правонарушений в силу отсутствия бюрократических барьеров и формализма при осуществлении предупредительной деятельности.
СО НКО непосредственно участвуют в предупреждении преступлений на специальном криминологическом уровне в отдельных сферах антикриминальной практики и имеют существенные резервы для дальнейшего развития и охвата новых областей антикриминальной деятельности. Значительное развитие и соответствующую правовую регламентацию получили следующие направления антикриминальной деятельности СО НКО на уровне специально-криминологического предупреждения преступлений:
- участие в охране общественного порядка;
- организация розыска без вести пропавших лиц;
- участие в обеспечении безопасности дорожного движения.
Не получившими широкого распространения и перспективными направлениями анти-
криминальной практики СО НКО на специально-криминологическом уровне определены:
- выявление и диагностика криминальных явлений в Интернете;
- правовое (криминологическое) воспитание и просвещение населения [4];
- работа с потенциальными жертвами преступлений;
- работа с лицами, пострадавшими от преступлений;
- профилактика незаконного наркооборота;
- работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в том числе в отношении которых установлен административный надзор;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- профилактика семейного и школьного насилия;
- профилактика различных видов мошенничества;
- борьба с экологическими правонарушениями;
- профилактика проституции и противодействие торговле людьми и иным формам эксплуатации человека;
- профилактика правонарушений в сфере ЖКХ;
- профилактика вандализма;
- участие в борьбе с коррупцией;
- профилактика экстремистской и террористической деятельности;
- содействие в осуществлении правоохранительного контроля по месту жительства граждан.
Деятельность СО НКО по специальному криминологическому предупреждению преступлений имеет существенные особенности и выходит за рамки оказания социальной помощи гражданам, поэтому требует специальной подготовки и знаний для ее осуществления, связана с возможными рисками нарушения прав граждан, опасностью для жизни и здоровья ее участников. Отсюда необходима подробная правовая регламентация деятельности и правового статуса СО НКО в области правоохранительной деятельности, включающая механизмы поддержки и финансирования, регистрации, лицензирования, надзора и контроля, требования к уровню образования и профессиональным навыкам участников СО НКО, порядок взаимодействия СО НКО с правоохранительными органами.
Для преодоления проблем, препятствующих эффективной антикриминальной деятельности СО НКО в современной системе предупреждения преступлений, и развития
механизмов их участия в предупреждении преступлений необходимо принятие комплекса мер правового и организационного характера. Назовем наиболее важные из них:
- разработка и принятие региональных и муниципальных программ по поддержке деятельности СО НКО, участвующих в профилактике правонарушений;
- создание и формирование реестра СО НКО, участвующих в предупреждении преступлений на специально-криминологическом уровне на базе территориальных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
- закрепление правового статуса СО НКО, участвующих в профилактике правонарушений, на базе ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об участии граждан в охране общественного порядка» во взаимосвязи с положениями ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- разработка ведомственных нормативных правовых актов субъектов профилактики правонарушений, регламентирующих порядок взаимодействия с СО НКО и поддержку их деятельности;
Литература
1. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56957.
2. Грибанов Е.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный). М., 2021.
3. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/rol-ob-schestvennyh-organizatsiy-i-naseleniya-v-protsesse-protivodeystviya-prestupnosti.
4. Хомутов М.В. Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений: теоретические и социально-правовые предпосылки // Общество и право. 2018. № 2 (64).
5. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/zarubez-hnyy-opyt-uchastiya-naseleniya-v-protivodeystvii-prestupnosti-pravoohranitelnyy-i-viktimolog-icheskiy-aspekty.
6. Деятельность органов внутренних дел по правовому воспитанию и просвещению населения: учебное пособие. Краснодар, 2020.
- нормативное правовое закрепление и развитие механизмов информационно-технической и финансовой, в том числе прямой адресной поддержки правоохранительными органами СО НКО, участвующих в предупреждении преступлений на специально-криминологическом уровне;
- передача СО НКО, участвующих в предупреждении преступлений на специально-криминологическом уровне, части полномочий органов власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и правоохранительных органов в области профилактики правонарушений и диагностики криминальной ситуации.
Резюмируя изложенное, заметим, что вопрос участия СО НКО в предупреждении преступлений стоит не только перед практическими сотрудниками. Истоки этой проблемы кроются и в отсутствии необходимой научно-теоретической базы развития антикриминального потенциала СО НКО и повышения эффективности их антикриминальной деятельности. Между тем сформулированные в настоящей статье теоретические выводы и практические рекомендации могут быть положены в основу совершенствования правоохранительной практики в рассматриваемой сфере.
Bibliography
1. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56957.
2. Gribanov E.V. Scientific and practical commentary to the Federal Law «On the Foundations of the System for the Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency» (itemized). M., 2021.
3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ob-schestvennyh-organizatsiy-i-naseleniya-v-protsesse-protivodeystviya-prestupnosti.
4. Khomutov M.V. Participation of socially oriented non-commercial organizations in crime prevention: theoretical and social and legal preconditions // Society and Law. 2018. №» 2 (64).
5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubez-hnyy-opyt-uchastiya-naseleniya-v-protivodeystvii-prestupnosti-pravoohranitelnyy-i-vik-timpeologichesty.
6. Activities of the internal affairs bodies on legal education and education of the population: textbook. Krasnodar, 2020.