Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / стратегия развития / концепция устойчивого развития / конкурентоспособность / баланс интересов / государственно-частное партнерство. / region / development strategy / sustainable development concept / competitiveness / balance of interests / public-private partnership.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Х В. Бебя

В статье рассмотрены методологические аспекты формирования устойчивого развития регионов в современных условиях. Определены факторы, влияющие на конкурентоспособность регионов. Выделены составляющие концепции устойчивого развития регионов. Определены основные направления стратегий развития регионов, позволяющие создать основу для соблюдения баланса интересов заинтересованных сторон: власти, населения и бизнеса. Рассмотрено стратегическое партнерство государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE COMPETITIVENESS OF REGIONS IN MODERN CONDITIONS: PROBLEMS OF FORMATION OF REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGIES

The article deals with methodological aspects of the formation of sustainable development of regions in modern conditions. The factors influencing the competitiveness of regions are determined. The components of the concept of sustainable development of regions are highlighted. The main directions of regional development strategies that allow creating a basis for maintaining a balance of interests of stakeholders: the government, the population and business are identified. The article considers the strategic partnership between the state and business in the framework of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ

СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ

Х.В. Бебя, студент

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10690

Аннотация. В статье рассмотрены методологические аспекты формирования устойчивого развития регионов в современных условиях. Определены факторы, влияющие на конкурентоспособность регионов. Выделены составляющие концепции устойчивого развития регионов. Определены основные направления стратегий развития регионов, позволяющие создать основу для соблюдения баланса интересов заинтересованных сторон: власти, населения и бизнеса. Рассмотрено стратегическое партнерство государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: регион, стратегия развития, концепция устойчивого развития, конкурентоспособность, баланс интересов, государственно-частное партнерство.

Глобальный кризис последних лет оказывает все большее негативное влияние на экономику стран. Использование внутренних ресурсов для поддержания национальной экономики имеет определенный предел и не каждое государство обладает ими в достаточной степени. Кризис затронул многие сферы жизни, обострил внутренние проблемы национальных экономик, заставил искать новые форматы взаимоотношений внутри государств на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Кризисные факторы заставляют государства менять стратегии развития, определять новые цели и пути их достижения, искать новые механизмы и внутренние резервы, которые позволят сохранить экономику стран, как минимум, на текущем уровне.

Как основа национальной экономики России сегодня рассматриваются регионы. От их стабильного развития зависит национальная экономика. В современных условиях хозяйствования, возрастает влияние эффективного управления различными видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень развития региона, его территориальных единиц, а так же входящих в его состав хозяйствующих субъектов [1].

Сегодня особенно актуально усовершенствование системы антикризисного управления экономикой, регионов, разработка и применение новых инструментов антикризисного управления региональной экономикой. В новых реалиях ранее применявшиеся, инструменты антикризисного управления оказываются эффективными. Сегодня выделяют три последовательных фазы антикризисного управления. В том числе: первая фаза - когда успешно применяются обычные инструменты; вторая фаза - снижение эффективности их применения; третья фаза - когда обычные инструменты, становятся не эффективными [2].

Потенциал каждого региона, его конкурентоспособность, устойчивость развития формируют тот базис национальной экономики, который обеспечивает стабильность и устойчивость каждого государства. В силу этого вопросы формирования кризисных стратегий развития регионов и повышение эффективности управления их развитием сегодня стоят на первом месте [3].

Сегодня в формировании стратегий развития территорий и регионов принимают участие не только управленцы различного уровня, но и ведущие ученые на уровне регионов и национальных институтов. В своей работе эти специалисты учитывают

многие факторы и особенности различных территорий и регионов, разрабатывают стратегии их развития, совершенствуют формы взаимодействия различных субъектов внутри регионов и предлагают новые.

Сегодня экономисты рассматривают регионы как подсистемы национальной экономики, с учетом взаимообратного влияния системы и подсистемы в следующих форматах: политическом, социальном, экономическом. При этом, по их мнению, регион выступает как пространство, которое обособлено территориально и имеет свои экономические, политические и социальные особенности. В силу этого, каждый регион формирует собственные стратегические цели в условиях активного воздействия внешних и внутренних вызовов.

Исходя из общей оценки взаимовлияния этих многих факторов, регионы самостоятельно регулируют происходящие внутри процессы социального и экономического развития, определяют и формируют критерии и параметры для оценки степени достижения поставленных стратегических целей [4]. При этом, социальные вопросы в регионах сегодня стоят особенно остро. В условиях пандемии их решение имеет первоочередное значение. Таким образом, можно сказать, что решение задачи соблюдения баланса интересов власти, бизнеса и населения регионов (общества) сегодня выходит на первый план при формировании краткосрочных и долгосрочных стратегий развития регионов.

Обобщая современные экономические и политические условия, а так же подходы и разработки ведущих экономистов можно сформулировать следующие целевые установки: обеспечение устойчивого развития региона, создание условий для его конкурентоспособности, учет интересов всех сторон - участников процесса регионального развития на основе системного подхода к решению политических, экономических и социальных вопросов в регионе. При этом, регионы, как подсистемы национальной социо-эколого-

экономической системы, также имеют свои системные составляющие. Из них выделяют: институциональную, техноло-

гическую, социальную, экологическую и экономическую подсистемы [4].

Рассматривая возможность обеспечения конкурентных преимуществ региона, необходимо учитывать степень устойчивости его развития. Сегодня руководствуются следующими основными принципами обеспечения устойчивости развития стран и регионов: сбалансированное развитие трех составляющих, из которых выделят экономическую составляющую, социальную составляющую и экологическую составляющую [5]. При этом соблюдается преемственность мировых, национальных законодательных актов, определяющих основные вопросы будущего развития. Период с конца ХХ века характеризуется нестабильностью и масштабный мировой кризис не позволил многим странам достигнуть намеченные ориентиры. В России, в рамках Декларации об окружающей среде и развитии, принятой в 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию, в 1996 г. была разработана национальная Концепция, согласно которой переход к устойчивому развитию должен был осуществляться в три этапа: первый этап - до 2000 г. предусматривался этап формирования нормативно-правовой основы, для обеспечения устойчивого развития; второй этап - с 2000 г. до 2015 г. предусматривался этап решения наиболее важных проблем в экономической и экологической сфере; третий этап - до середины XXI в. предусматривал достижение гармонии человека и природы. Кризис и пандемия внесли существенные изменения в эти планы.

С учетом подходов, описанных выше, в рамках региональных стратегий сегодня выделяются следующие приоритеты и направления:

1. повышение качества жизни населения региона, создание условий для развития человеческого капитала;

2. проведение такой институциональной политики в регионе, которая обеспечит формирование его конкурентных преимуществ;

3. достижение устойчивых высоких темпов роста экономических показателей региона;

4. формирование условий для создания потенциала опережающего развития (для регионов, которые не входят в группу дотационных и слабо развитых), формирование кластеров;

5. развитие межрегионального и международного сотрудничества;

6. совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития региона;

7. повышение эффективности управления развитием региона, оптимизация структуры власти и органов управления и

др. [6].

Выше описаны не все приоритетные направления, которые позволят обеспечить конкурентоспособность региона, но выделены основные. Очевидно, что повышение уровня жизни населения можно достигнуть на основании грамотно спланированной политики руководства региона, развития законодательной базы, расширения доступности социальных благ и др.

В современных условиях можно выделить такие направления, как: формирование грамотной инвестиционной политики и обеспечение условий для диверсификации экономики; развитие финансовых институтов; формирования различных институтов, обеспечивающих взаимодействие всех участников воспроизводственного процесса в регионах: государства, бизнеса и населения; развитие рыночной инфраструктуры; развитие транспортной инфраструктуры; расширение государственной поддержки различных секторов региональной экономики; уменьшение барьеров во взаимодействии государства и бизнеса в рамках реализации националь-

ных проектов; развитие механизмов государственно-частного партнерства; расширение системы льгот и предоставления субсидий; создание новых социальных объектов; развитие сферы образования и инновационной сферы и др.

Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) требует таких механизмов взаимодействия сторон, при которых будет достигнут принцип оптимального распределения ресурсов, а так же грамотного и справедливого для всех распределения рисков и обеспечения возможности получения выгод в рамках ГЧП проектов. Кроме этого, в инвестиционных соглашениях должны быть четко разделены обязательства участников таких проектов. В интересах государства указать и порядок осуществления контроля за выполнением таких проектов [7].

Таким образом, при формировании стратегий развития в современных условиях, для обеспечения устойчивого развития регионов и их конкурентоспособности необходимо ориентироваться на взаимодействие бизнеса и власти для решения текущих и перспективных задач. Рассматривая варианты и механизмы ГЧП в стратегиях регионов предпочтение отдается следующим направлениям: развитие производственной инфраструктуры, строительство дорог, трубопроводов, современных портов; модернизация и реконструкция в сфере ЖКХ; развитие инновационной деятельности; развитие сферы здравоохранения; расширение сферы социальных услуг; обеспечение доступной оперативной информации бизнес-структур, организация помощи и поддержки предпринимателей и др.

Библиографический список

1. Бжассо А.А., Мартынова Т.А. Когнитивные инструменты в системе антикризисного управления экономикой региона: монография // Кубан. гос. технол. ун-т. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2016. - 131 с.

2. Бжассо А.А. Функции когнитивных инструментов антикризисного управления региональной экономикой // Новые технологии. - 2014. - №3. - С. 48-53.

3. Пивень И.Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона как инструмент усиления его конкурентных преимуществ // ФЭС: Финансы. Экономика. - 2011. - № 5. - С. 61-65.

4. Пивень И.Г. Совершенствование организационного и методического обеспечения стратегического управления социально-экономическим развитием региона // Дис. ... канд. экон. наук. - Адыгейский государственный университет. - Краснодар, 2014.

5. Дубовикова Е.Ю. Конкурентные преимущества региона: особенности формирования и реализации // Дис. ... канд. экон. наук. - Волгогр. гос. ун-т. Волгоград, 2009. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net /economika-xoziajstva/konkurentnye-preimuwestva- regiona-osobennosti-formirovanija-i-realizacii.html (Дата обращения 24.09.2020 г.).

6. Антонова М.А. Теоретико-методологические основы изучения устойчивого развития регионов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2013. - №4 (36). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3604/ (Дата обращения 23.09.2020).

7. Пивень И.Г., Мартынова Т.А., Бжассо А.А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона: организационно-методические аспекты: монография // Кубан. гос. технол. ун-т. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ». - 2017. - 175 с.

ENSURING THE COMPETITIVENESS OF REGIONS IN MODERN CONDITIONS: PROBLEMS OF FORMATION OF REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGIES

Ch.V. Bebya, Student

Kuban State Technological University

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The article deals with methodological aspects of the formation of sustainable development of regions in modern conditions. The factors influencing the competitiveness of regions are determined. The components of the concept of sustainable development of regions are highlighted. The main directions of regional development strategies that allow creating a basis for maintaining a balance of interests of stakeholders: the government, the population and business are identified. The article considers the strategic partnership between the state and business in the framework of public-private partnership.

Keywords: region, development strategy, sustainable development concept, competitiveness, balance of interests, public-private partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.