ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
Р.Р. Максимовских, студент И.Г. Пивень, канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10713
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к обеспечению устойчивости развития регионов на современном этапе развития. Выделены новые направления развития в национальной Стратегии развития России на период до 2025 г. Определены основные составляющие устойчивого развития регионов: социальная, экологическая, экономическая. Рассмотрены факторы, обеспечивающие устойчивое развитие регионов и их оценка. Выделено сотрудничество государства и бизнеса в качестве одного из основных факторов. Обоснована необходимость формирования новых подходов к оценке эффективности управления такими бизнес-структурами.
Ключевые слова: регион, устойчивое развитие, стратегия, факторы, оценка влияния, эффективность управления, партнерство государства и бизнеса.
В современных условиях работа по обеспечению устойчивого развития регионов становится особенно актуальна. На сегодняшний день много разработано подходов к обеспечению устойчивого развития регионов. На международном уровне рассматривают устойчивое развитие на основе равнозначного развития трех составляющих: экономической, экологической и социальной. Рассматривая регион, как субъект национальной экономики, можно сказать, что устойчивость развития обеспечивается многими составляющими, что предусматривает многогранную и сложную работу на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном. При этом процесс затрагивает многие сферы: власти (государственного управления: федеральный, региональный уровень); экономики; общества и др.
На уровне регионов в последние десятилетия разрабатываются стратегии развития с учетом влияния множества факторов в контексте национальной Стратегии развития. Многие регионы постарались учесть в них основные направления национальной Стратегии и развили их с учетом региональных особенностей, в том числе с учетом перспектив, ресурсов, возможностей, и внутренних проблем.
В разработке стратегий развития на федеральном и региональном уровне принимают участие ученые вместе с практиками. Вопросам обеспечения устойчивого развития посвящены сегодня многие научные исследования. В них выделяются следующие приоритеты. С одной стороны устойчивость должно обеспечить соблюдение экологического баланса, воспроизведение ресурсов, создание условий для их воспроизводства, целесообразного расходования и рационального использования. С другой стороны устойчивое развитие рассматривается с позиции соблюдения баланса социальной и экономической сферы в регионах [1].
В последние годы Стратегии развития страны и регионов выделяют, как основную цель, повышение уровня и качества жизни населения.
В последние годы разрабатываются различные научные методики оценки устойчивости развития регионов. Можно обобщить их с точки оценки показателей и факторов, характеризующих устойчивость развития регионов. Значение в этом случае имеют те показатели, индикаторы, характеристики, по которым различные авторы предлагают оценивать достижение устойчивости развития регионов. А это будет вытекать из самого понятия устойчивости.
Из того, что в это понятие вкладывает тот или иной ученый.
Сегодня, некоторые авторы понимают под устойчивым развитием такие изменения, которые позволят соблюдать баланс на уровне всех сфер общества (экономика, экология, социальная составляющая и др.), для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни сегодняшних и будущих поколений. Другие авторы, рассматривают устойчивость развития регионов с позиции оценки стабильности, предсказуемости развития регионов, причем, развитие означает постоянное повышение тех или иных показателей, постоянный рост положительных показателей (рост доходов населения, рост валового регионального продукта, рост числа медицинских учреждений и др.) и постоянное снижение отрицательных (снижение вредных выбросов в атмосферу, уменьшение количества стоков загрязняющих водоемы и др.). Необходимо отметить, что при решении этих вопросов власти все чаще обращаются за помощью к бизнес-структурам, корпорациям. Бизнес-структуры выступают в качестве стратегических партнеров государства при создании социально-значимых объектов и объектов инфраструктуры. Такие партнеры государства вносят свой вклад в обеспечение устойчивости развития регионов и территорий [2]. При этом устойчивость развития региона будет зависеть и от тех условий, которые создают власти регионов для ведения бизнеса на их территории, а так же, на сколько они готовы снижать риски бизнес-структур, участвующих в реализации национальных проектов в рамках государственно-частного партнерства (открытость, доступность, информативность, предоставление льгот и субсидий и
др.) [3].
Третьи авторы рассматривают устойчивое развитие с позиции баланса технологического развития, расходования ресурсов региона и повышения уровня жизни населения, с учетом бережного подхода к расходованию природных ресурсов и обеспечения их воспроизводства. Созвучны им авторы четвертой группы, которые считают, что уровень экономического и технологического развития в регионе не
должен создавать угрозы истощения природных ресурсов в регионе. Обобщая современные подходы к обеспечению устойчивого развития регионов, можно привести еще множество различных мнений по вопросу устойчивости развития регионов, но уже очевидно, что все авторы выделяют общие характеристики: потребности общества (населения), сохранность ресурсов, баланс экономической и социальной сферы [4].
Устойчивое развитие региона, в свою очередь, повышает степень его конкурентоспособности и инвестиционную привлекательность. Руководство регионов формирует Стратегии развития с учетом этих целей. Так, например, за счет формирования кластеров, многие регионы планируют обеспечить себе устойчивость развития и привлечь инвесторов [5].
Сегодня особенно актуальна оценка экологической составляющей, т.к. истощение мировых ресурсов подходит к критической черте. Все чаще звучат призывы сохранения мировых природных ресурсов, каждая страна самостоятельно обеспечивает их рациональное использование, каждый регион разрабатывает внутреннюю экологическую политику с учетом территориальных особенностей, природных и климатических условий и др.
За последние годы предлагались различные методики с позиции оценки влияния различных факторов, влияющих на региональное развитие. На международном уровне предлагалась методика так называемого индекса скорректированных чистых накоплений (СНЧ) региона. Предлагалась такая методика Всемирным банком. В ней учитываются такие значимые показатели, как валовое накопление основного капитала, принимаются во внимание и инвестиции и в основной капитал по добыче полезных ископаемых и др. природных ресурсов. Эти показатели оцениваются в совокупности. Назовем их показатели группы А. Они сравниваются с другой группой показателей, таких как, нанесение ущерба окружающей среде в результате ее загрязнения, степени истощения природных ресурсов. Вместе с ними проводится оценка затрат на охрану окру-
жающей среды, создание и развитие особо охраняемых территорий, а так же оцениваются вложения в развитие человеческого капитала. Эти показатели назовем группой Б. В результате сравнивается группа а и группа Б. Определяется разность этих групп показателей. В результате определяют потребность в компенсации истощения природных запасов, за счет инвестиций в человеческий капитал, увеличения энергоэффективности, формирования накоплений в различных фондах для будущих поколений и др. [4].
Такой поход на практике используется в различных научных организация, например, в МГИМО, при проведении ряда исследований для определения различных экономических и экологических индексов регионов и др. Подобные экономические и экологические индикаторы используют и другие исследовательские центры при оценке и разработке политики и стратегий в сфере экологии.
Так же при оценке степени устойчивости регионов необходимо так выбирать показатели, чтобы они учитывали основные направления государственной политики и Стратегии пространственного развития Российской Федерации на ближайший период. Так, например, сегодня Стратегия России предусматривает такие территориальные формирования как «городская агломерация», причем выделяют «крупные» и «крупнейшие городские агломерации». Отличие состоит в численности населения таких образований, соответственно, 500 тыс. человек - 1000 тыс.человек в «крупной городской агломерации» и более 1000 тыс. человек в «крупнейшей городской агломерации». Понятие «агломерация» в этом случае включает в себя «совокупность компактно располо-
женных населенных пунктов и территорий между ними ..., ...которые связаны за счет совместного использования инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями» [6].
Очевидно, что для таких территориальных образований и для регионов, в состав которых будут они входить, необходимо использовать такие показатели оценки степени устойчивости регионов, которые будут учитывать специфику, масштабы, характер взаимодействия внутри таких агломераций. Такое объединение всех видов ресурсов в агломерациях позволит упрочить положение территорий и регионов и сформировать основу для обеспечения устойчивого развития регионов. В свою очередь, в таких новых реалиях и корпорациям-участникам государственно-частного партнерства, и инвесторам, и среднему бизнесу необходимо будет учесть изменения стратегии государства и планировать управление и стратегии своего развития с учетом новых государственных программ и механизмов взаимодействия между всеми участниками [2, 3]. Как следствие, эти изменения будут влиять и на подходы к оценке эффективности деятельности таких бизнес-структур. Необходима переоценка и трансформация подходов к оценке эффективности управления такими бизнес-структурами. Акценты должны быть сделаны на оценку влияния бизнес-структур на социальную, экологическую сферы в регионе, а так же на оценку эффективности управления бизнес-структурами в сравнении с новыми участниками социально-экономических взаимоотношений - в рамках новых образований - агломераций.
Библиографический список
1. Пивень И.Г., Мартынова Т.А., Бжассо А.А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона: организационно-методические аспекты: монография // Кубан. гос. технол. ун-т. - Краснодар: Изд-во ФГБОУ ВО «КубГТУ». - 2017. - 175 с.
2. Бжассо А.А., Пивень И.Г. Подходы к формированию информационно-аналитического обеспечения для оценки эффективности корпоративного управления в рамках стратегического партнерства государства и бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №10 (99). - С. 1281-1285.
3. Бжассо А.А., Пивень И.Г. Методические подходы к обеспечению оценки рисков при определении стратегии развития и эффективности корпоративного управления в современных условиях // Экономика и предпринимательство. - 2019. - №3 (104). - С. 882-886.
4. Антонова М.А. Теоретико-методологические основы изучения устойчивого развития регионов - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3604/ (Дата обращения 23.09.2020).
5. Чайникова Л.Н. Конкурентные преимущества региона: кластерный подход (на примере Тамбовской области) // ТГТУ. - Тамбов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://science-bsea.narod.ru/2009/ekonom_2009/ chaynikova_konkur.htm (Дата обращения 24.09.2020 г.).
6. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (Дата обращения 28.09.2020 г.).
FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION IN MODERN
CONDITIONS
R.R. Maksimovskikh, Student
I.G. Piven, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article considers approaches to ensuring the sustainability of regional development at the present stage of development. New directions of development are highlighted in the national development Strategy of Russia for the period up to 2025. The main components of sustainable development of regions are identified: social, environmental, and economic. Factors that ensure the sustainable development of regions and their assessment are considered. Cooperation between the state and business is highlighted as one of the main factors. The necessity of forming new approaches to assessing the effectiveness of management of such business structures is justified.
Keywords: region, sustainable development, strategy, factors, impact assessment, management effectiveness, government-business partnership.