Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Методология / экономическая безопасность / национальная конкурентоспособность / риски / возможности / политико-экономическая турбулентность / Methodology / economic security / national competitiveness / risks / opportunities / political and eco-nomic turbulence

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антон Владимирович Плотников, Наталья Александровна Ягунова

Сложившаяся к настоящему моменту времени методологическая база формирования национальной кон-курентоспособности в РФ характеризуется ограниченностью как в методах управления, так и в способах реаги-рования на вызовы внешней среды. Подобные положения не позволяют применять весь доступный методический инструментарий управления устойчивым и стабильным экономическим развитием. Это создает дополнительные сложности в решении актуальных социально-экономических задач в современных сложных, турбулентных усло-виях, формирующихся под воздействием антироссийских санкций и иных дестабилизирующих факторов. В ре-зультате, возникают дополнительные риски в процессе становления и развития национальной конкурентоспо-собности России, которая в условиях санкционных ограничений находится в поисках наиболее перспективных механизмов для занятия ниши в международном сообществе при стремлении к обеспечению экономической без-опасности на уровне, отвечающем современным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антон Владимирович Плотников, Наталья Александровна Ягунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING COMPETITIVENESS AS THE BASIS OF ECONOMIC SECURITY IN THE CONDITIONS OF MODERN POLITICAL AND ECONOMIC TURBULENCE

The methodological basis for the formation of national competitiveness in the Russian Federation that has emerged to date is characterized by limitations both in management methods and in the methods of responding to the challenges of the external environment. Such provisions do not allow the use of all available methodological tools for managing sustainable and stable economic development. This creates additional difficulties in solving pressing socio-economic problems in modern complex, difficult conditions, formed under the influence of anti-Russian sanctions and other destabilizing factors. As a result, additional risks arise in the process of formation and development of national competitiveness of Russia, which, under the conditions of sanctions restrictions, is in search of the most promising mech-anisms for occupying a niche in the international community while striving to ensure economic security at a level that meets modern requirements.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ»

УДК 330.3

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

А.В. Плотников1, Н.А. Ягунова2

1ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики»,

Россия, 190000, Санкт-Петербург, пр. Лермонтовский, 44А;

2Павловский филиал ФГАОУВО «Национальный исследовательский Нижегородский

государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Россия, 606100, Нижегородская обл., г. Павлово, ул. Шмидта, 7 .

Сложившаяся к настоящему моменту времени методологическая база формирования национальной конкурентоспособности в РФ характеризуется ограниченностью как в методах управления, так и в способах реагирования на вызовы внешней среды. Подобные положения не позволяют применять весь доступный методический инструментарий управления устойчивым и стабильным экономическим развитием. Это создает дополнительные сложности в решении актуальных социально-экономических задач в современных сложных, турбулентных условиях, формирующихся под воздействием антироссийских санкций и иных дестабилизирующих факторов. В результате, возникают дополнительные риски в процессе становления и развития национальной конкурентоспособности России, которая в условиях санкционных ограничений находится в поисках наиболее перспективных механизмов для занятия ниши в международном сообществе при стремлении к обеспечению экономической безопасности на уровне, отвечающем современным требованиям.

Ключевые слова. Методология, экономическая безопасность, национальная конкурентоспособность, риски, возможности, политико-экономическая турбулентность.

ENSURING COMPETITIVENESS AS THE BASIS OF ECONOMIC SECURITY IN THE CONDITIONS OF MODERN POLITICAL AND ECONOMIC TURBULENCE

A.V. Plotnikov, N.A. Yagunova

CHOU VO "St. Petersburg University of Management and Economics Technologies",

44A Lermontovsky Ave., Saint Petersburg, 190000, Russia; Pavlovsky branch of the Federal State Educational Institution of Higher Education "National Research

Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky", Russia, 606100, Nizhny Novgorod region, Pavlovo, Schmidt str, 7.

The methodological basis for the formation of national competitiveness in the Russian Federation that has emerged to date is characterized by limitations both in management methods and in the methods of responding to the challenges of the external environment. Such provisions do not allow the use of all available methodological tools for managing sustainable and stable economic development. This creates additional difficulties in solving pressing socioeconomic problems in modern complex, difficult conditions, formed under the influence of anti-Russian sanctions and other destabilizing factors. As a result, additional risks arise in the process of formation and development of national competitiveness of Russia, which, under the conditions of sanctions restrictions, is in search of the most promising mechanisms for occupying a niche in the international community while striving to ensure economic security at a level that meets modern requirements.

Keywords. Methodology, economic security, national competitiveness, risks, opportunities, political and economic turbulence.

Введение

Вопросы соотнесения экономической безопасности и национальной конкурентоспособности остаются по-прежнему дискуссионными из-за сложившихся различий в подходах к изучению данных процессов и существующей их зависимо-

сти от факторов внешней среды, характеризующихся в настоящее время изменчивостью и сложностью прогнозирования. Особенно обострились эти проблемы в связи с проявлением такого внешнего фактора - угрозы экономической безопасности, как антироссийские санкции, которые оказывают дестабилизирующее воздействие на российскую экономику [1, 2, 3].

1Антон Владимирович Плотников - младший научный сотрудник (Russia, St. Petersburg, Lermontovsky av., 44А). е-mail: plotays@ya.ru;

2Наталья Александровна Ягунова - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и права, директор, е-mail: yagunova@unn.ru.

Сложившаяся ситуация актуализирует исследования в области анализа и расширения представлений об изменении каждого из процессов и факторов, обеспечивающих устойчивость и безопасность экономического развития в контексте достижения конкурентоспособности на всех уровнях хозяйственной системы. Результаты этих исследований позволят, по мнению авторов, сформировать системный подход к управлению экономической безопасностью с учетом изменений в системе обеспечения национальной конкурентоспособности

.Методология исследования

Методология становления национальной конкурентоспособности, формируемая под воздействием как экономических, так и политических факторов, к настоящему моменту времени не завершена: новые вызовы со стороны внешней среды требуют принятия соответствующих мер реагирования, скорость реализации которых становится дополнительным фактором, обеспечивающим уровень конкурентоспособности национальной экономики. Национальная конкурентоспособность, как совокупность конкурирующих отраслей, предприятий внутри страны, повышает роль государства в процессе формирования условий для эффективного их функционирования и развития [4].

При таком подходе национальная конкурентоспособность становится неотъемлемым условием обеспечения независимости страны, устойчивости ее экономики, что некоторые из авторов отождествляют с безопасностью, в том числе экономической. Точнее, следует считать, по нашему мнению, что конкурентоспособность национальной экономики формирует национальный экономический суверенитет [5]. Помимо этого, в исследовании [4] национальная конкурентоспособность рассматривается как зависимая составляющая оценки уровня социально-экономического развития, что приводит к дифференциации национальной конкурентоспособности на «низкую» и «высокую», что отражает соответствующий уровень достижения основных экономических показателей развития экономики.

При этом, прослеживается тренд, согласно которому национальная конкурентоспособность рассматривается не как цель, а как средство достижения цели, что предъявляет особые требования к выявлению перечня этих средств (очевидно, что помимо достижения высокой конкурентоспособности могут быть выявлены и иные средства достижения этой цели), а также определения того, какие из них будут обеспечивать рост

национальной конкурентоспособности при влиянии факторов внешней среды, чье значение особенно подчеркивается. Помимо этого, в исследовании [4] сопоставляются такие понятия, как благосостояние, ресурсы, цена, что обосновывает необходимость их учета при определении уровня конкурентоспособности.

В конечном итоге, можно полагать, что национальная конкурентоспособность представляет собой субъективное понятие, базирующееся не только на определенном сочетании мер экономической политики, но и на обычаях, национальных традициях, пренебрежение которыми при следовании общим канонам определения уровня национальной конкурентоспособности приведет к искажению не только самого инструментария оценки уровня конкурентоспособности, но и конечных результатов. Следовательно, конкурентоспособность, по крайней мере на национальном уровне, следует рассматривать как институциональный феномен.

Необходимость самостоятельного политического развития при стремлении к удержанию устойчивого положения в экономическом соперничестве с другими государствами приводит к необходимости оценки уровня конкурентоспособности страны, однако средства такого анализа должны характеризоваться самобытностью. Следовательно, в мировом масштабе применение одного и того же инструментария представляется необоснованным, несмотря на видимую потребность в универсализации подхода к оценке уровня конкурентоспособности. Это, кстати, перекликается с идеями евразийства, которые находят отражение в современных течениях экономической теории [6].

Прежде всего, при оценке уровня национальной конкурентоспособности экономик мира сопоставляться должны результаты, которые будут отражаться на уровне социально-экономическое развития и иметь как качественные, так и количественные показатели. В [7] такая оценка сводится к участию государства в мировой экономике, т.е. обеспечению роста реального мирового дохода. Однако, с нашей точки зрения, стремление государства к расширению своего участия в мировом развитии может привести не только к скорейшему исчерпанию собственных ресурсов, но и к снижению уровня независимости, а, в конечном итоге, и экономической безопасности. Особое значение это приобретает в современных условиях, когда в условиях «войны санкций» не только российская, но и мировая экономика вступила в полосу турбулентного развития.

Авторы считают, что бесконтрольное использование собственных ресурсов, особенно не-возобновляемых или требующих значительных затрат на их воспроизводство, в том числе и временных, существенным образом ослабит не только экономическое, но и геополитическое положение страны. Помимо этого, такие мероприятия будут способствовать размыванию собственных технологических наработок при сокращении затрат на разработку новых, которые, в свою очередь, должны характеризоваться соответствующим уровнем конкурентоспособности. Это означает, что при построении методологии национальной конкурентоспособности на основе расширения собственного участия в мировом развитии размер такого участия должен согласовываться с затратами на достижение поставленных национальных целей.

В результате, национальная конкурентоспособность будет выражаться как в участии в мировом развитии, так и в оптимизации использования собственной ресурсной базы. То есть, в рамках проявления закона разделения труда должен быть достигнут разумный компромисс между открытостью и закрытостью национальной экономики, позволяющий обеспечить как национальную конкурентоспособность, так и экономическую безопасность. При возможности государства вовлечь в процесс формирования уровня национальной конкурентоспособности различного рода ресурсы со стороны, данный фактор должен рассматриваться как дополнительный источник формирования уровня национальной конкурентоспособности.

Полученные результаты

В целом, следует признать, что понятие «национальная конкурентоспособность» находится в зависимости от уровня социально-экономического развития государства, что накладывает определенные ограничения на проведение сравнительной оценки стран мира. Не все из государств имеют возможность использования собственных ресурсов для развития не только собственной, но и мировой экономики. Следовательно, подход к рассмотрению национальной конкурентоспособности, как собственного участия в мировом развитии, приемлем только для стран с одинаковыми исходными показателями в уровне социально-экономического развития.

Это означает, что применение данного подхода приведет к дифференциации в определении уровня национальной конкурентоспособности для групп государств, отличающихся по до-

стигаемым ими социально-экономическим показателям. Авторы согласны с мнением, высказываемым в [7] относительно того, что такое положение предопределяет процесс интеграционного взаимодействия. В этой связи, схожесть в уровне социально-экономического развития и ограниченности ресурсов порождает стремление к развитию национальной конкурентоспособности, в основу которой будет положена интеграция стран, объединенных как едиными целями, так и наличием ресурсов. И формирование подобных блоков стран, ускорившееся в последние годы, мы видим в современной практике мирохозяйственного развития, где все большую роль начинает играть сообщество стран БРИКС, особенно в свете энергичных мер по расширению состава входящих в него государств.

Использование подхода в определении национальной конкурентоспособности, основанного на оптимизации ресурсов при участии в развитии мировой экономики на основе интеграции, позволяет сделать обоснованный вывод о том, что указанные факторы будут влиять и на уровень обеспечения экономической безопасности, которая будет находиться в непосредственной зависимости от уровня национальной конкурентоспособности. При этом, в [7] уточняется, что несмотря на участие государства в процессе развития национальной конкурентоспособности, страна может не быть вовлеченной в международные экономические отношения, что подразумевает иные принципы построения основ рассматриваемого понятия.

Трансформация институтов мирохозяйственного развития приводит к тому, что конкурентоспособность включает в себя всё новые факторы. В частности, получает всё большее распространение такой фактор, как торговля условиями для производства продукции, а точнее бизнес-средой, которая исключает участие конкурентоспособности продукции в процессе формирования национальной конкурентоспособности. Речь идет о создании оффшорных зон, «налоговых гаваней», льготных юрисдикций и др. И в условиях беспрецедентного санкционного давления Россия также прибегла к этим мерам.

Речь идет о созданных во исполнение Федерального закона от 03.08.2018 № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» специальных административных районах острове Русский (Приморский край) и острове Октябрьский (Калининградская область). Первый из них администрирует АО «Корпорация

развития Дальнего Востока и Арктики», а второй - АО «Корпорация развития Калининградской области». Только в течение 2023 г. «в российские специальные административные районы (САР) перерегистрировались 156 международных компаний - в два раза больше, чем за прошлый год... В 2022 г. в Россию переехало 83 организации. В результате сейчас на территориях двух САР на острове Октябрьский в Калининградской области и острове Русский в Приморском крае зарегистрировано 292 резидентов. Среди них 227 международных компаний и один фонд. Общий объем инвестиций от перерегистрированных организаций за пять лет существования САР составил 67 млрд руб.» (цит. по:

https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/12/ 05/1009537-v-russkie-ofshori-pereehalo).

Наличие достаточного количества собственных ресурсов способствует развитию национальной конкурентоспособности. Однако ограниченность собственных средств делает развитие зависимым от данного источника ресурсов. Постоянное пополнение собственных денежных ресурсов возможно за счет расширения производства и налаживания потребления как на внутреннем, так и на мировом рынках. На внутреннем рынке потребление будет зависеть от размера дохода граждан, который регулируется на уровне государства, на внешнем рынке размер потребления будет определяться конкурентоспособностью продукции. В этой связи, роль государства в развитии национальной конкурентоспособности повышается [8], особенно в условиях воздействия кризисных явлений, в частности, вызванных антироссийскими санкциями.

Размер внешних инвестиций напрямую связан с уровнем социально-экономического развития государства. Стремление к эксплуатации результатов деятельности повышает интерес инвесторов к тем из стран, где планируемый ими результат может быть достигнут в более сжатые сроки при получении наибольшего размера прибыли. В случае, если на страну наложены ограничения со стороны других государств, то такие санкции сдерживают приток инвестиционных средств к стране, подверженной санкциям, что требует замещения их в объеме, необходимом для развития экономики и, соответственно, роста национальной конкурентоспособности. В качестве альтернативных источников могут рассматриваться инвестиции третьих стран, либо внутренние инвестиции [9].

Следует отметить, что в условиях обострения санкционного противостояния третьи

страны ограничены в инвестициях, т.к. находятся под угрозой вторичных санкций. «Согласно статистике системы Х-СотрНапсе, с начала 2023 года в отношении зарубежных компаний по программам, связанным с мерами в отношении России, США, ЕС и Великобритания ввели уже минимум 130 санкций. Это компании из 37 стран: Кипра, Китая, Ирана, ОАЭ, Великобритании и других. [При этом] общее число санкций, введенных против российских компаний и граждан с 22 февраля 2022 г. восьмью основными западными странами, достигло к 11 июня 12 тыс. 594. Лидером остаются США, на которые приходится 22% всех антироссийских ограничительных мер» (цит. по: https://www.interfax.ru/world/908261). Такая ситуация естественным образом смещает приоритеты к внутренним источникам инвестирования. Объем привлечения внутренних инвестиций, заметим, будет определяться уровнем социально-экономического развития в стране.

В [10], помимо позиционирования на международном рынке и инвестиционной привлекательности, выделены следующие факторы, определяющие рост национальной конкурентоспособности: эффективный экспорт, оптимальные цепочки поставок, налаженный внутренний рынок сбыта, мобильность ресурсов, инновационное производство. В целом, национальная конкурентоспособность сводится к достижению баланса на внутреннем и внешнем рынках сбыта, эффективному распределению доходов, обеспечению баланса внутренней хозяйственной системы. Заметим, что, если эти условия выполнены, «автоматически» достигается и экономическая безопасность. То есть задачи обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности тесно связаны между собой.

По нашему мнению, вся совокупность факторов, формирующих национальную конкурентоспособность, ориентирована на выявление тех из критериев, сравнение по которым обеспечит стране участие в международных рейтинговых оценках. Однако отсутствие окончательно сформированной методологической базы национальной конкурентоспособности, ограниченной воздействием трудно прогнозируемых факторов внешней турбулентной среды, требует постоянного ее обновления [11]. При этом, сложность проявляется в том, что необходимые корректировки, как и сама методологическая база формирования национальной конкурентоспособности, строятся в большей степени эмпирическим путем, чем при использовании научных подходов, что исключает из учета такие важные положения, как

безопасность и интеграционное взаимодействие, а точнее то, каким образом изменения в уровне национальной конкурентоспособности будут воздействовать на уровень безопасности и степень развития интеграционного сотрудничества.

Государственное регулирование происходящих в стране процессов предопределяет условия текущих и будущих изменений, однако трендом современного развития конкурентоспособных мировых экономик является не просто знание самого процесса обуславливаемости факторов, а управление ими. При этом, авторы считают, что текущее управление должно строиться исходя из ретроспективного опыта, а будущее управление -на основе опыта текущего периода. В условиях турбулентности применяемые на уровне государства механизмы управления национальной экономикой должны характеризоваться высокой степенью результативности и оправданности прогнозных оценок. Наличие только прогнозов без подтверждения их достижимости теряют свою актуальность при существенных затратах на их проведение.

Заключение

Переход в управлении и государственном регулировании экономики от регламентацион-ного подхода к ситуационному, адаптированному к страновому уровню, будет способствовать повышению актуальности достигаемых результатов. Совокупность сложившихся в настоящий момент времени рисков для социально-экономического развития страны стала наглядной иллюстрацией шоковых проявлений, на преодоление которых требуется высвобождение значительного количества и без того ограниченных ресурсов. Возможность для перераспределения ресурсов с целью преодоления шоков становится ещё одним фактором национальной конкурентоспособности. Помимо этого, эффективным государственное управление национальной конкурентоспособностью будет в том случае, если превалирующее число мер позволит трансформировать влияние шоков в возможности для конкурентоспособного развития государства, в котором комплекс таким образом реализуемых мероприятий будет осуществляться в рамках Стратегии обеспечения экономической безопасности.

Благодарности

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-10076, https://rscf.ru/project/23-28-10076/; гранта Санкт-Петербургского научного фонда.

Литература

1. Лепеш Г.В. Интеграция российских и белорусских промышленных предприятий в условиях реиндустриа-лизации национальной экономики и санкционного давления Запада // Технико-технологические проблемы сервиса. 2022. № 3 (61). С. 3-10.

2. Рогатин С.И. Проблемы осуществления производства в оборонно-промышленном комплексе в условиях антироссийских санкций // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 2 (56). С. 10-13.

3. Ягунова Н.А. Подходы к формированию контрсанк-ционных мер для повышения защищенности национальной экономики России // Современная экономика: глобальные тренды и приоритеты устойчивого развития: электронный сборник трудов VI национальной научно-практической конференции. СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2023. С. 308-312.

4. Кузьмин Д.В. Национальная конкурентоспособность: еще раз о праве термина на существование // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 3 (210). С. 58-66.

5. Плотников В.А. Транснациональные цепочки создания ценности и глобальные механизмы ценообразования: взгляд теоретика // Известия санкт-петербургского государственного экономического университета. 2022. № 2 (134). С. 7-13.

6. Евразийская политическая экономия / под ред. И.А. Максимцева, Д.Ю. Миропольского, Л.С. Тарасевича. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. 767 с.

7. Кузьмин Д.В. Национальная конкурентоспособность: актуальный международный аспект // Финансы и кредит. 2011. № 8 (440). С. 70-74.

8. Смешко О.Г., Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Государственная инвестиционная политика как инструмент преодоления угроз национальной экономической безопасности, вызванных антироссийскими санкциями // Экономика и управление. 2023. Т. 29, № 7. С. 747-762.

9. Назаров П.В., Редькина Т.М., Смирнов А.А. Управление процессом обеспечения экономической безопасности РФ при интеграционном взаимодействии в условиях ограничений // Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 4. С. 22-25.

10.Альбекова С.А. Национальная конкурентоспособность: проблемы и альтернативы модернизации методик оценки // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2023. Т. 29. № 3. С. 52-61.

11. Плотников А.В., Харламов А.В. Направления нейтрализации негативного влияния неэкономических шоков на реальный сектор экономики России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 1 (139). С. 50-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.