Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономическая безопасность / политико-экономическая турбулентность / экономические интересы / антироссийские санкции / вызовы экономической безопасности / риски экономической безопасности / Economic security / political-economic turbulence / economic interests / anti-Russian sanctions / challenges to economic security / risks to economic security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсуфова А.М.

Современная экономика России развивается под существенным воздействием внешних санкций. Их проявления ослабляют экономическую безопасность на всех уровнях экономической системы. В статье рассмотрены перспективные механизмы обеспечения экономической безопасности, в том числе на микроуровне. Указано на необходимость корректировки, для их успешного применения, имеющейся институциональной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY OF ENTERPRISES: APPROACHES TO ACHIEVEMENT IN MODERN POLITICAL AND ECONOMIC TURBULENCE

The modern Russian economy is developing under the significant influence of external sanctions. Their manifestations weaken economic security at all levels of the economic system. The article examines promising mechanisms for ensuring economic security, including at the micro level. The need to adjust the existing institutional environment for their successful application is indicated.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Аннотация. Современная экономика России развивается под существенным воздействием внешних санкций. Их проявления ослабляют экономическую безопасность на всех уровнях экономической системы. В статье рассмотрены перспективные механизмы обеспечения экономической безопасности, в том числе на микроуровне. Указано на необходимость корректировки, для их успешного применения, имеющейся институциональной среды.

Ключевые слова. Экономическая безопасность, политико-экономическая турбулентность, экономические интересы, антироссийские санкции, вызовы экономической безопасности, риски экономической безопасности.

Yusufova A.M.

ECONOMIC SECURITY OF ENTERPRISES: APPROACHES TO ACHIEVEMENT IN MODERN POLITICAL AND ECONOMIC TURBULENCE

Abstract. The modern Russian economy is developing under the significant influence of external sanctions. Their manifestations weaken economic security at all levels of the economic system. The article examines promising mechanisms for ensuring economic security, including at the micro level. The need to adjust the existing institutional environment for their successful application is indicated.

Keywords. Economic security, political-economic turbulence, economic interests, anti-Russian sanctions, challenges to economic security, risks to economic security.

Введение

После событий конца февраля 2022 года против России группой недружественных стран и стран, поддерживающих их политику, было введено множество экономических санкций, в результате чего наша страна стала страной с наибольшим количеством санкций в мире. На второй год санкционного режима против России в ее отношении было введено около 13 тыс. санкций. Целью этих действий США, ЕС и их политико-экономических союзников было нанесение ущерба Российской Федерации, ослабление экономической безопасности на всех уровнях экономической системы страны.

Совокупный эффект от санкций против России ведет к коренным изменениям не только в ее экономике, но и в экономиках других стран [1]. При этом, следует отметить, что экономические санкции -не новое явление в мировой политике и экономике [2, 3]. История их применения - довольно длительная, поэтому вопросы оценки их последствий, в частности, с позиций влияния на экономическую безопасность, весьма активно изучаются [4]. Эти вопросы являются предметом изучения и в данной статье.

ГРНТИ 06.52.45 EDN ZQFQBC © Юсуфова А.М., 2023

Агаханум Мирземагомедовна Юсуфова - старший преподаватель кафедры экономической теории Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала).

Контактные данные для связи с автором: 367026, г. Махачкала, просп. Имама Шамиля, 70 (Russia, Mahachkala, Imama Shamilia av., 70). E-mail: е-mail: uagahka@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 30.11.2023.

Краткий обзор антироссийских санкций в контексте их влияния на экономическую безопасность Стремясь нанести ущерб российской экономике, начиная с конца февраля 2022 года, США и их союзники (ЕС, Канада, Великобритания и др.) отключили ключевые российские банки от глобальной системы обмена финансовыми сообщениями SWIFT, также они «заморозили» российские международные резервы и размещенные за рубежом активы крупнейших российских коммерческих банков. Ряд недружественных стран запретил пролет российских самолетов через свое воздушное пространство; были ограничены экспортно-импортные операции, введен «потолок цен» на российскую нефть. ЕС запретил перевозку товаров российским и белорусским автомобильным транспортом, экспорт авиатоплива, квантовых компьютеров, современных полупроводников, электроники, программного обеспечения, высокотехнологичного и транспортного оборудования. И т.д.

На рисунке 1 (построено по данным: https://www.globaldata.com/data-insights/macroeconomic/ overview-of-economic-sanctions-on-russia) приведены обобщенные данные по количеству санкций, введенных некоторыми странами в отношении Российской Федерации с февраля 2022 года по настоящее время. Как видно из этого рисунка, количество введенных санкций весьма значительно; и оно продолжает возрастать.

2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

1889

1123

1177

881

210

<f

f

20

Источник: GlobalData.

Рис. 1. Количество антироссийских санкций, введенных с февраля 2022 года

Одним из ключевых секторов экономики, явившихся «мишенью» санкций, стал нефтегазовый сектор [5, 6, 7]. Так, ЕС ввел эмбарго на морской импорт российской нефти (с 5 декабря 2022 года) и нефтепродуктов (с 5 февраля 2023 года). Аналогичные запреты действуют и в некоторых странах, не входящих в ЕС, в том числе в США и Великобритании. ЕС и США также запретили инвестиции в российский энергетический сектор и экспорт технологий и товаров, предназначенных для российских энергетических операторов. Кроме того, страны ЕС вместе со странами G7 и Австралией установили ценовое ограничение на российскую нефть (60 долл. за баррель) и нефтепродукты (100 долл. за баррель для легких фракций, таких как бензин, и 45 долл. за баррель для более тяжелых фракций, таких как мазут).

Естественно, эти меры породили экономическую нестабильность, которая привела к возникновению и реализации новых угроз экономической безопасности. Предприятия нефтегазовой отрасли были вынуждены адаптироваться к новому режиму работы, с учетом введенных санкций, а также тех возможных ограничений, которые обсуждаются. Нивелировать возникшие угрозы экономической безопасности получилось довольно эффективно. Так, по сравнению с первыми шестью месяцами 2021 и 2022 гг. в первом полугодии 2023 г. продажи российских топлива и нефти выросли примерно до 7,9 млн

баррелей в сутки (см.: https://www.osw.waw.pl/en/publikaqje/osw-commentary/2G23-G8-09/partial-success-russias-oil-sector-adapts-to-sanctions), причем большая часть продаж приходится на сырую нефть (таблица 1).

Во многом, сохранение объемов экспорта нефти и нефтепродуктов обеспечено за счет изменения географии внешнеэкономического взаимодействия. Если в досанкционный период основные российские экспортные потоки энергоносителей были ориентированы на Европу, то в последние полтора года наблюдается явный «поворот на Восток», который довольно долго декларировался в политике, но в экономике произошел во многом благодаря введенным антироссийским санкциям. Причем, строго говоря, надо в данном случае рассуждать не в терминах экономической безопасности нашей страны, но глобальной экономической и энергетической безопасности. В этом случае стоит говорить о повороте с российского экспорта энергоносителей с «глобального Севера» на «глобальный Юг» (таблица 2).

Таблица 1

Экспорт нефти и нефтепродуктов из России в первых полугодиях 2021-2023 гг., млн барр. / сут.

Показатель 2021 2022 2023

Общий средний объем экспорта 7.5 7.8 7.9

Экспорт сырой нефти 4.6 5.2 5.1

Экспорт нефтепродуктов 2.9 2.6 2.9

Источник: 1ЕА.

Таблица 2

Основные географические направления экспорта бензина и дизельного топлива из России в первых полугодиях 2022 и 2023 гг., тыс. тонн

Турция Бразилия Саудовская Аравия Тунис ОАЭ Марокко Египет

2022 2167 - 21 101 194 118 232

2023 7722 2559 2222 1490 1455 982 836

Рост 365% 10581% 1475% 750% 832% 360%

Источник: 1ЕА.

Благодаря появлению новых покупателей нефти и нефтепродуктов, Россия избежала необходимости значительно сокращать добычу и производство, чем обеспечила собственную экономическую безопасность. Аналогичным образом, сохранили устойчивость функционирования и развития, а также экономическую безопасность, отраслевые компании. И, несмотря на некоторые неопределенности, которые сохраняются и в любой момент могут привести к возникновению новых угроз экономической безопасности, на кратко- и даже среднесрочный период, по мнению автора, можно ожидать относительной стабильности, несмотря на планы недружественных стран о введении всё новых санкций (см.: https://tass.ru/ekonomika/193459G9).

Меры по защите предприятий от санкционныхугроз экономической безопасности Несмотря на некоторый оптимизм, базирующийся на продемонстрированной российской экономикой устойчивости к санкциям, что подтверждается, в частности, динамикой ВВП РФ (рисунок 2), угрозы экономической безопасности сохраняются. И вызваны они не только санкциями и возможностями их усиления, но и общей политико-экономической турбулентностью, наблюдаемой в период перехода к постнормальному развитию [8].

Санкционный вызов экономической безопасности носит общесистемный характер, поэтому преодолеть его силами отдельных предприятий, пусть даже весьма крупных (как это, например, наблюдается в рассмотренной нами выше нефтегазовой сфере), весьма затруднительно. Отдельные предприятия не обладают достаточными ресурсами для самостоятельного преодоления возможных кризисных проявлений политико-экономической турбулентности. Необходима активная поддержка предприятий со стороны государства.

15.00 %

0.00%

5.00 %

10.00 %

5,00%

2021

2022

2023

Источник: Минэкономразвития России, см.: https://ru.tradingeconomics.com/russia/monthly-gdp-yoy.

Рис. 2. Помесячная динамика ВВП РФ в годовом исчислении (январь 2021 г. - октябрь 2023 г.)

Реализация этой поддержки возможна, по мнению автора, по двум направлениям:

1. Общесистемная поддержка, направленная на изменение институциональной среды функционирования бизнеса за счет облегчения налогового бремени (в той мере, в которой это не приведет к снижению экономической безопасности на национальном уровне из-за уменьшения бюджетных доходов), упрощения регуляторных правил и снижения количества и жесткости надзорных и контрольных процедур и др.

2. Селективная поддержка, направленная на выявление тех предприятий и секторов экономики, которые испытывают сложности в осуществлении нормального функционирования в изменившейся среде хозяйствования. Причем возможно разбиение этих субъектов, нуждающихся в поддержке, на группы по двум признакам: по специфике проявления угроз экономической безопасности (например, предприятия нефтегазового сектора испытывают, как было указано выше, значительные сложности с организацией экспорта и осуществлением расчетов за него, а предприятия машиностроения сталкиваются с недоступностью иностранных комплектующих, оборудования и инжиниринговых услуг) и по силе проявления этих угроз.

Конечно, в условиях смешанной планово-рыночной модели отечественной экономики, менеджмент предприятий не должен полагаться исключительно на правительственные органы в обеспечении собственной экономической безопасности. Основными остаются меры и инструменты защиты от угроз и рисков экономической безопасности, находящиеся в компетенции менеджмента предприятий [9]. Но, в то же время, по нашему мнению, необходим не только «заявительный» подход по оказанию поддержки бизнесу со стороны властей в кризисной ситуации, но и «предупредительны или «упреждающий».

Он строится на основе мониторинга за состоянием и устойчивостью функционирования предприятий, который должен, по нашему мнению, осуществляться на всех уровнях властной иерархии: муниципальном, региональном и федеральном. Необходимые полномочия для этого на федеральном уровне имеются. Даны они и региональным властям. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» региональным органам власти было дано право оперативных упреждающих действий для обеспечения социально-экономической стабильности в соответствующих субъектах федерации.

Вероятно, аналогичные нормативно-правовые акты регионального уровня также целесообразно принять администрациями субъектов Российской Федерации для того, чтобы муниципальные власти

могли аналогично действовать на упреждение, не допуская обострения экономических и тесно связанных с ними социальных проблем на вверенных им территориях, которые обусловлены ослаблением экономической безопасности находящихся на них предприятий. При таком подходе, по нашему мнению, удастся достичь более оперативной реакции на изменение ситуации, в результате будет поддерживаться высокий уровень экономической безопасности.

Также недооцененным, по нашему мнению, является механизм коллективного противодействия угрозам экономической безопасности со стороны предпринимательского сообщества, основанный на концепции со-конкуренции Майкла Портера, которая вытекает из его теории пяти конкурентных сил, воздействующих на отраслевые компании [10]. Действительно, в рамках этой теории предприятия отрасли могут и должны объединяться для противодействия конкурентному давлению со стороны поставщиков, потребителей, производителей субститутов и компаний, намеренных инвестировать в отрасль. Если смотреть шире - это объединение преследует цель снижения уровня соответствующих рисков и угроз экономической безопасности, исходящих от указанных субъектов.

И этот перечень рисков и угроз вполне может быть расширен за счет тех из них, которые имеют, в конечном счете, санкционное происхождение. Уровень самоорганизации в разных секторах российской экономики различается. Наиболее высок он, по нашему мнению, в строительной сфере, где действуют многочисленные саморегулируемые организации, призванные консолидировать экономические интересы входящих в них строительных предприятий [11]. И ресурсы саморегулируемых организаций, например через создание специализированных фондов поддержки за счет взносов участников, вполне могут использоваться для коллективной защиты экономических интеерсов и обеспечение, таким образом, экономической безопасности. Заключение

Подводя итог проведенному анализу, отметим, что современная бизнес-среда, вследствие воздействия антироссийских санкций и их многочисленных последствий, отличается высоким уровнем нестабильности и неопределенности. Это вызывает значительное число новых и обостряет существующие угрозы и риски экономической безопасности. Они реализуются на всех уровнях экономической системы. Значительно их влияние на предприятия, которые не всегда обладают достаточными ресурсами для обеспечения собственной экономической безопасности в условиях высокой неустойчивости параметров бизнес-среды.

В этой связи, помимо внутренних (уровня предприятия, реализуемых усилиями его менеджмента, с опорой на собственные ресурсы) механизмов обеспечения экономической безопасности предприятий, в современных условиях особое значение приобретают механизмы внешние, в частности основанные на усилении государственной поддержки и на формировании кооперативных схем взаимодействия самих хозяйствующих субъектов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Спартак А.Н., Французов В.В. Влияние антироссийских санкций на европейскую экономику // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 12. С. 7-17.

2. Беликов E.O. Экономические санкции и их двойственное влияние на российскую экономику // Инновации и инвестиции. 2023. № 3. С. 28-31.

3. Filipenko A., Bazhenova O., Stakanov R. Economic sanctions: theory, policy, mechanisms // Baltic Journal of Economie Studies. 2020. Vol. 6 (2). Р. 69-80.

4. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Устойчивость развития российской промышленности в условиях макроэкономического шока и новая промышленная политика // Экономика и управление. 2022. Т. 28, № 10. С. 10371050.

5. Мухортов Д.В., ФроловА.О. Оценка влияния кризиса на нефтегазовую отрасль Российской Федерации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2022. № 3 (53). С. 31-34.

6. Пешкова Г.Ю., Супатаев Т.М. Методическое сопровождение системы обеспечения экономической безопасности предприятия нефтегазовой отрасли // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 2 (134). С. 74-78.

7. Славецкая Н.С., Миэринь Л.А. Ценовой потолок как метод санкционного давления на российский нефтяной экспорт // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 5-2 (137). С. 21-27.

8. Плотников В.А. Перспективы экономического развития в условиях постнормальности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 6 (138). С. 15-21.

9. Юсуфова А.М. Шоки внешней среды и жизнеспособность организаций // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 3 (45). С. 23-26.

10. ПортерМ. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2015. 600 с.

11. Юсуфова А.М. Подход к оценке устойчивости организаций в условиях шоков внешней среды (на материалах строительной отрасли Дагестана) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 3 (129). С. 186-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.