Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСПОРТ ТЕПЛО И ЭНЕРГОРЕСУРСОВ / САНКЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ТЭК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазурчук Т. М., Громова К. А.

Энергетическая независимость - ключевой национальной безопасности страны. Российская Федерация является одним из мировых лидеров среди стран-экспортеров углеводородов, формируя в среднем не менее 1/3 доходов консолидированного бюджета за счет нефтегазовых поступлений, а 2/3 всего объема производимых внутри страны энергоресурсов реализуется на внешних рынках. На основе нефтегазового сырья формируются энергетические базы многих стран мира, в том числе и России, где оно обеспечивает практически 30% от тепло-энергогенерации страны.Целью работы является поиск и отбор наиболее оптимальных инструментов сохранения устойчивых позиций функционирования энергетической отрасли России как важнейшего фактора обеспечения экономической безопасности страны.В научной статье анализируется энергетическая безопасность России в сфере разработки стратегии выхода на мировые энергетические рынки, эффективного использования конкурентных преимуществ и энергоэффективности для сохранения доходности данной отрасли в периоды турбулентности и санкционного давления. В работе также отмечается роль энергетической безопасности для обеспечения экономической безопасности страны, которая подтверждается Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2035 года, концепцией импортозамещения России в рамках стратегии энергетической безопасности до 2035 года и другими ключевыми элементами /дорожной карты развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России.Базой научного исследования являются: российские и международные источники статистических данных, российские государственные и корпоративные базы данных, оценки и мнения экспертов, стратегии и дорожные карты Министерства энергетики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мазурчук Т. М., Громова К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING ENERGY SECURITY AS THE MOST IMPORTANT FACTOR IN FORMING RUSSIA'S ECONOMIC SECURITY IN THE CONDITIONS OF THE NEW REALITY

Energy independence is a key element of the country’s national security. The Russian Federation is one of the world leaders among hydrocarbon exporting countries, generating, on average, at least 1/3 of consolidated budget revenues from oil and gas revenues, and 2/3 of the total volume of energy resources produced domestically is sold on foreign markets. On the basis of oil and gas raw materials, the energy bases of many countries of the world are formed, including Russia, where oil and gas raw materials form almost 30% of the country’s heat and energy generation.The purpose of the work is to search and select the most optimal tools for maintaining stable positions in the functioning of the Russian energy industry.The scientific article analyzes the energy security of Russia in the development of a strategy for entering the world energy markets, the effective use of competitive advantages and energy efficiency to maintain the profitability of this industry during periods of turbulence and sanctions pressure. Also important are the features of work to ensure energy security, which is confirmed by the National Security Strategy of the Russian Federation until 2035, the concept of Russia's import substitution as part of the energy security strategy until 2035, and other key elements of the development of the Russian fuel and energy complex.The basis of scientific research is: Russian and international sources of statistical data, Russian state and corporate databases, assessments and opinions of experts, strategies and roadmaps of the Ministry of Energy of Russia.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Экономические системы. 2023. Том 16, № 3 (62). С. 184-191. Economic Systems. 2023;16(3(62)):184-191.

Научная статья 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

УДК 338.246+621.311

DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-3-184-191

Обеспечение энергетической безопасности как важнейший фактор формирования экономической безопасности России в условиях новой реальности

Тимофей Михайлович Мазурчук1Н, Ксения Алексеевна Громова2

1,2 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

1 [email protected], ORCID ID: 0000-0002-6209-5055, SPIN-код 2393-4075

2 [email protected]

Аннотация. Энергетическая независимость - ключевой национальной безопасности страны. Российская Федерация является одним из мировых лидеров среди стран-экспортеров углеводородов, формируя в среднем не менее 1/3 доходов консолидированного бюджета за счет нефтегазовых поступлений, а 2/3 всего объема производимых внутри страны энергоресурсов реализуется на внешних рынках. На основе нефтегазового сырья формируются энергетические базы многих стран мира, в том числе и России, где оно обеспечивает практически 30% от тепло-энергогенерации страны.

Целью работы является поиск и отбор наиболее оптимальных инструментов сохранения устойчивых позиций функционирования энергетической отрасли России как важнейшего фактора обеспечения экономической безопасности страны.

В научной статье анализируется энергетическая безопасность России в сфере разработки стратегии выхода на мировые энергетические рынки, эффективного использования конкурентных преимуществ и энергоэффективности для сохранения доходности данной отрасли в периоды турбулентности и санкционного давления. В работе также отмечается роль энергетической безопасности для обеспечения экономической безопасности страны, которая подтверждается Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2035 года, концепцией импортозамещения России в рамках стратегии энергетической безопасности до 2035 года и другими ключевыми элементами /дорожной карты развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России.

Базой научного исследования являются: российские и международные источники статистических данных, российские государственные и корпоративные базы данных, оценки и мнения экспертов, стратегии и дорожные карты Министерства энергетики России.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, нефтегазовый комплекс, экспорт тепло- и энергоресурсов, санкционные ограничения в ТЭК

© Мазурчук Т.М., Громова К.А., 2023

Для цитирования: Мазурчук Т.М., Громова К.А. Обеспечение энергетической безопасности как важнейший фактор формирования экономической безопасности России в условиях новой реальности// Экономические системы. 2023. Том 16, №3 (62). С. 184-191. 00110.29030/2309-2076-2023-16-3-184-191.

Благодарность: статья подготовлена в рамках инициативной научно-исследовательской работы № 061611-0-000 на тему «Комплексное решение для повышения экономической эффективности угольной промышленности какусловиеукрепления энергетической безопасности России», выполняемой на базе кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН.

Original article

Ensuring energy security as the most important factor in forming Russia's economic security in the conditions

of the new reality

Timofey M. Mazurchuk1^, Ksenia A. Gromova2

^2 Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

1 [email protected], ORCID ID: 0000-0002-6209-5055, SPIN-koa 2393-4075

2 [email protected]

Abstract. Energy independence is a key element of the country's national security. The Russian Federation is one of the world leaders among hydrocarbon exporting countries, generating, on average, atleast 1/3 of consolidated budgetrevenues from oil and gas revenues, and 2/3 of the total volume of energy resources produced domestically is sold on foreign markets. On thebasis of oil and gas raw materials, the energybases ofmany countries ofthe world are formed, including Russia, where oil and gas raw materials form almost 30% ofthe country's heatand energygeneration.

The purpose ofthe work is to search and select the most optimal tools for maintaining stable positions in the functioning ofthe Russian energy industry.

The scientific article analyzes the energy security of Russia in the development of a strategy for entering the world energy markets, the effective use of competitive advantages and energy efficiency to maintain the profitability of this industry during periods of turbulence and sanctions pressure. Also important are the features of work to ensure energy security, which is confirmed by the National Security Strategy ofthe Russian Federation until 2035, the concept of Russia's import substitution as part of the energy security strategy until 2035, and other key elements ofthe developmentofthe Russian fuel and energycomplex.

The basis of scientific research is: Russian and international sources of statistical data, Russian state and corporate databases, assessments and opinions of experts, strategies and roadmaps of the Ministry of Energy of Russia.

Keywords: energy security, oil and gas complex, exportof heatand energy resources, sanctions restrictions in the fuel and energy sector

For citation: Mazurchuk T.M., Gromova K.A. Ensuring energy security as the most important factor in forming Russia's economic security in the conditions of the new reality. Economic Systems. 2023;16(3(62)):184-191. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-3-184-191.

Acknowledgments: the article was prepared as part of the initiative research work No. 06110-000 on the topic «A comprehensive solution for improving the economic efficiency of the coal industry as a condition for strengthening Russia's energy security», carried out on the basis of the DepartmentofNational Economics ofthe FacultyofEconomics ofthe RUDN.

Введение

Текущая геополитическая и экономическая ситуации в мире, формирующие негативный и неустойчивый для России рынок сбыта тепло- и энергоресурсов, определяют важность национальной энергетической безопасности как ключевой фактор экономической безопасности страны. Поэтому законодательными органами и Правительством России в контексте масштабных санкционных ограничений формируется ряд шагов по глобальным изменениям функционирования топливно-энергетической промышленности.

Один из важнейших документов, обеспечивающих энергетическую безопасность России, - Доктрина энергетической безопасности. Также нужно обратить внимание на документ «Энергетическая стратегия развития до 2035 года», в котором подробно описаны стратегии энергетической отрасли [1].

Основными элементами энергетической безопасности России являются:

• полное обеспечение внутреннего рынка энергетическими ресурсами, а также внешнего рынка доступными энергоресурсами высокого качества;

• эффективность использования потребителями энергоресурсов и возможность выбирать технологические решения для подбора оптимальной эффективности использования энергоресурсов без формирования дефицита на любые компоненты;

• устойчивость энергосектора к любым внутренним и внешним негативным воздействиям.

Безопасность ТЭК России обеспечивается также формированием набора ключевых и критических технологий для импортозамещения в энергокомплексе страны, а также доходной экспортной базы, обеспечивающей непрерывные финансовые поступления для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для поддержания конкурентных преимуществ российских компаний на вну-тристрановом и зарубежныхрынках [2].

Основная часть

В условиях формируемой санкционными ограничениями реальностью и переориентацией российских компаний на новые рынки сбыта энергетическая безопасность России требует особого внимания и новых подходов, абстрагированных от устоявшихся норм и торговых взаимоотношений России. К концу 2022 г. число российских

физических и юридических лиц, находящихся под санкциями, преодолело отметку в 18 ООО, и данное количество продолжает увеличиваться. От введения санкцион-ных ограничений и выхода ряда компаний с российского рынка пострадала и энергетическая отрасль России, лишившаяся не только рынков сбыта, но и ряда техно-логическихрешений [3].

Последняя Доктрина энергетической безопасности была утверждена 13 мая 2019 г. [4]. В ней санкции учитывались лишь как один из факторов, формирующих программы обеспечения безопасности энергокомплекса. В 2023 г. данный фактор можно обозначить как определяющий для энергетической безопасности России.

В Доктрине энергетической безопасности выделяются три уровня: глобальная, национальная и региональная энергетическая безопасность. При этом определены потенциальные и существующие угрозы энергетической безопасности России. К ним относятся:

а] внутренние угрозы (социальные, политические, технологические и др.];

б] внешние угрозы, которые потенциально могут ослабить энергетическую безопасность РФ [5].

Необходимо также сделать акцент на том, что внутренние угрозы связаны с самим ТЭК, а внешние - с неопределенностью в экономической, политической и других сферах [6, с. 3-4].

Доктрина энергетической безопасности предусматривает «укрепление сотрудничества с зарубежными партнерами, защиту юридических прав российских энергетических компаний за рубежом и доступ к международным рынкам, а также разработку российской программы импортозамещения. Она является документом стратегического планирования в сфере национальной безопасности, отражающим официальный взгляд на обеспечение энергетической безопасности России. Правовая база Доктрины включает Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные правовые акты президента и правительства.

В рассматриваемом документе отмечаются смещение рынка в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, рост производства и стратегического значения СПГ, глобальное замедление спроса на энергоресурсы и неуклонный рост альтернативных форм генерации энергии.

В свете изложенного становится очевидным, что новая позиция России - это позиция, ключевыми внешними приоритетами которой являются развитие эффективного сотрудничества по линии ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ОПЕК и форума стран-экспортеров газа; в то время как ключевые внутренние приоритеты направлены на защиту прав компаний и инвесторов, повышение энергоэффективности, достижение технологической независимости и развитие собственных мощностей СПГ в России [7,8].

После событий в феврале 2022 года Европейский союз (ЕС] ввел запрет на новые инвестиции в энергетический сектор России, включая добычу и переработку нефти и газа, сжижение природного газа или регазификацию, а также на деятельность, связанную с производством электроэнергии. 3 июня 2022 г. ЕС опубликовал свой шестой пакет санкций против России, включающий приостановку действующих

и потенциальных новых торговых отношений в топливно-энергетической сфере, а с ноября 2022 года ввел запрет на пролонгацию энергетических договоров между Россией и странами ЕС после 2023 года [9].

Для контрактов, заключенных до 4 июня 2022 г., применяется период закрытия в шесть или восемь месяцев в зависимости от рассматриваемого продукта. Дополнительные исключения применяются к сырой нефти и нефтепродуктам, перевозимым морским путем, которые происходят из третьих стран, но загружаются/отправляются из/транзитом через Россию. Кроме того, государства-члены ЕС, не имеющие выхода к морю, могут по-прежнему импортировать морскую сырую нефть из России, если их поставки по трубопроводу будут прерваны. Наконец, Болгария, Чехия и Хорватия получили дополнительные разрешения на определенные транзакции до конца 2023 и 2024 г. соответственно [3].

А между тем уже есть определенные изменения в глобальных энергетических потоках. Например, Россия перенаправила большую часть экспорта в Индию и Китай, в то время как европейские покупатели увеличили закупки в Западной Африке и Латинской Америке. Некоторые аналитики поспешили предсказать, что Россия не сможет перенаправить значительную часть своего потока на восток, сосредоточив внимание на недостаточных резервных мощностях трубопроводов, идущих к Тихому океану и в Китай, не приняв во внимание возможности переориентации морской торговли от Европы в Азию.

В начале 2022 года мировой рынок нефтяных танкеров страдал от избыточной мощности, и отрасль приветствовала любое повышение спроса на перевозки. К концу 2022 г. ситуация не изменилась, поскольку фрахтовые ставки выросли лишь незначительно, что указывает на то, что свободных танкерных мощностей по-прежнему достаточно для удовлетворения возросшего спроса, а Россия и ряд других стран организовывает мультипортовую доставку, при которой отправитель не указывается после передачи груза в нейтральных портах [10].

Еще одной задачей для ЕС является снижение зависимости от импорта российского дизельного топлива. В настоящее время Европа является крупнейшим в мире его импортером, покупая 50-60 млн т в год. Более половины из них приходится на Россию. Очевидным выходом из ситуации может стать увеличение импорта из Саудовской Аравии или Индии, которые традиционно экспортируют дизельное топливо в Африку и страны Азии с низким уровнем дохода.

В любом случае результирующая картина будет такой же, как и для сырой нефти: политика становится более важной, чем география и экономика в формировании потоков энергии, а рациональные логистические схемы заменяются политически продиктованными альтернативами. Некоторые важные глобальные узкие места, такие как Суэцкий канал, столкнутся со значительным увеличением двустороннего движения как сырой нефти, так и нефтепродуктов, что может начать создавать проблемы и задержки.

При реализации плана стран ЕС по снижению зависимости от российского топлива и энергии до минимума мировая экономика может столкнуться с потенциальным энергетическим кризисом. Объективным примером выступает ужесточение

санкционного режима против Ирана в 2017 и 2018 г., который привел к росту цен на нефть примерно с 52 до 81 долл. США за баррель нефти из-за сокращения добычи на 1,3 млн баррелей в сутки и сокращения экспорта с 3 до 1,7 млн баррелей в сутки. В начале 2022 г. Россия экспортировала около 5 млн баррелей в сутки сырой нефти и 2,5 млн баррелей в сутки нефтепродуктов. К концу 2022 г. данные показатели снизились до 4,2 млн баррелей в сутки сырой нефти и 1,6 млн баррелей в сутки нефтепродуктов соответственно [11].

Администрация Президента США лоббирует отношения с Саудовской Аравией, чтобы увеличить добычу, для смягчения роста цен на нефть и компенсации потерь российских объемов из-за санкций. В начале июня 2022 г. 0ПЕК+ согласовала график ускоренного увеличения добычи нефти. Однако, если эта договоренность будет полностью реализована, объемы будут доведены только до уровней 2021 г. Между тем коммерческие запасы сырой нефти в США ниже пятилетнего диапазона и продолжают снижаться, несмотря на изъятие 1 млн баррелей в сутки из Стратегического нефтяного резерва [11].

Аналогичная ситуация может сложиться и на рынках нефтепродуктов. Реальную потерю от снижения экспорта российского дизельного топлива также может быть трудно восполнить.

Итак, если предположить, что общий объем экспорта российской нефти из нынешних 7,5 млн баррелей в сутки сократится наполовину, а другая половина сумеет преодолеть санкционные барьеры, то мировой нефтяной баланс составит 3-4 млн баррелей в сутки, что сопоставимо со всем производством Западной Африки или потреблением Японии. Такой сбой потенциально может превзойти предыдущие нефтяные кризисы 1973,1979 и 1991 годов, и, в отличие от предыдущих сбоев, он обещает длиться не несколько недель или месяцев, а годы [5].

Заключение

Формируемый санкционными ограничениями энергетический кризис создал не только политическую, но и экономическую угрозу для России. Это связано с утратой сложившихся устойчивых экономических связей с европейскими партнерами и налаженной логистической инфраструктуры по доставке энергоресурсов в европейские страны. Освоение нового восточно-азиатского рынка нефти и газа требует значительных инвестиций и разработки новых концептуальных подходов со стороны РФ.

Наиболее важными вызовами для энергетической и экономической безопасности России в 2022-2023 гг., помимо санкционных ограничений и возникающих последствий, являются высокая энергоемкость российского ВВП и концентрация одного ресурса (природного газа] в российской энергосети как доминирующего ресурса. Также важно отметить истощение легкодоступных запасов газа и нефти и, соответственно, удорожание ресурсов и способов их добычи.

Снижение энергоемкости экономики России в совокупности с повышением энергоэффективности должно стать значимым приоритетом в рамках формирования им-

портозамещающей базы технологий [12]. В концепцию создания энергоэффективной экономики следует включить не только формирование базы энергоэффективных технологий на производствах и в домашних хозяйствах, но также в энергоузлах и передаточных системах, системах контроля и учета энергии для ее эффективного и рационального использования.

В сложившейся кризисной ситуации приоритетными направлениями должны стать максимально быстрое и эффективное внедрение импортозамещающих технологий, а также освоение новых рынков сбыта энергоресурсов с созданием необходимой логистической инфраструктуры для достижения этой цели.

Список источников

I. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года. URL: https://minenergo. gov.ru/sites/default/files/documents/ll/10/1920/document-66308.pdf (дата обращения: 01.06.2023).

2.0 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271 (дата обращения: 03.06.2023).

3. К чему приведет эмбарго ЕС на российскую нефть // Garnegie. URL: https:// carnegieendowment.org/eurasiainsight/87269 (дата обращения: 07.06.2023).

4. Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 13.05.2019 № 216. URL: https://docs.cntd.ru/document/55453190 4?ysclid=lmnimfk2t430866006&section=text (дата обращения: 07.06.2023).

5. Министры энергетики ЕС не будут обсуждать новые санкции против России // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/14534665 (датаобращения: 03.06.2023).

6. Боговиц A.B., Лобова C.B., Рагулина Ю.В., Алексеев А.Н. Доктрина энергетической безопасности России: ответы на возникающие вызовы и возможности // Международный журнал энергетической экономики и политики. 2018. № 8 (5). С. 1-6.

7. Russian Energy Sector Weighs EU Sanctions Impact// Energy Intelligence. URL: https:// www.gazeta.ru/politics/2022/06/03/14943812.shtml (дата обращения: 03.06.2023).

8. Минэнерго разработало план поддержки энергокомплекса в условиях санкций // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2022/03/17/913864-minenergo-plan-podderzhki-energokompleksa (дата обращения: 02.06.2023).

9. Что вошло в шестой пакет санкций ЕС против России // Газета.ги. URL: https://www. gazeta.ru/politics/2022/06/03/14943812.shtml (дата обращения: 06.06.2023).

10. Какие санкции вводил в 2022 г. ЕС против России в связи с ситуацией на Украине // ТАСС. URL: https://tass.ru/info/14806125 (дата обращения: 07.06.2023).

II. European Energy Security Post-Russia // СЕРА. URL: https://cepa.org/european-energy-security-post-russia (дата обращения: 03.06.2023).

12. Палеев Д.Л., Черняев M.B. Пути укрепления энергетической безопасности России в условиях обострения геополитической ситуации // Экономические системы. 2022. Т. 15, № 4 (59). С. 154-164.

References

1. Russia's energy strategy for the period up to 2035. URL: https://minenergo.gov.ru/sites/ default/files/documents/ll/10/1920/document-66308.pdf. (In Russ.).

2. On the National Security Strategy ofthe Russian Federation : Decree ofthe President of the Russian Federation No. 400 dated 02.07.2021. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_389271. (In Russ.).

3. What can the embargo lead to IF on Russian soil. Carnegie. URL: https: / / carnegieendowment org/eurasiainsight/87269. (In Russ.).

4. On the approval ofthe Energy Security Doctrine ofthe Russian Federation : Decree ofthe President of the Russian Federation dated 13.05.2019 No. 216. URL: https://docs.cntd.ru/doc ument/554531904?ysclid=lmnimfk2t430866006&section=text. (In Russ.).

5. EU energy ministers will not discuss new sanctions against Russia. TASS. URL: https:// tass.ru/ekonomika/14534665. (In Russ.).

6. Bogovits A.V., Lobova S.V., Ragulina Yu.V., Alekseev A.N. The doctrine of energy security of Russia: responses to emerging challenges and opportunities. Mezhdunarodnyj zhurnal energeticheskoj ekonomiki i politiki = International Journal of Energy Economics and Politics. 2018;(8(5)):l-6.(InRuss.).

7. Russian Energy Sector Weighs EU Sanctions Impact. Energy Intelligence. URL: https:// www.gazeta.ru/politics/2022/06/03/14943812.shtml.

8. The Ministry of Energy has developed a plan to support the energy complex under sanctions. Vedomosti. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2022/03/17/913864-minenergo-plan-podderzhki-energokompleksa. (In Russ.).

9. What was included in the sixth package of EU sanctions against Russia. Gazeta.ru. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2022/06/03/14943812.shtml. (In Russ.).

10. What sanctions were imposed in 2022 EU vs. Russia in connection with the situation in Ukraine.TASS. URL: https://tass.ru/info/14806125. (In Russ.).

11. European Energy Security Post-Russia. СЕРА. URL: https://cepa.org/european-energy-security-post-russia.

12. Paleev D.L., Chernyaev M.V. Ways to strengthen Russia's energy security in the context of the aggravation of the geopolitical situation. Ekonomicheskie sistemy = Economic Systems. 2022;15(4(59)):154-164. (In Russ.).

Информация об авторах / Information about the authors

T.M. Мазурчук - аспирант 3-го года обучения, 5.2.3 - региональная и отраслевая экономика, кафедра национальной экономики, экономический факультет РУДН;

К.А. Громова - студент 4-го курса, профиль «Экономика предприятия и предпринимательство», экономический факультет РУДН.

T.M. Mazurchuk - 3rd year Ph.D. student, 5.2.3 - regional and sectoral economy, Department of national economy, faculty of economics, RUDN University;

K.A. Gromova - 4th year student, bachelor's degree program «Enterprise economics and entrepreneurship», faculty of economics, RUDN University.

Статья поступила в редакцию 04.09.2023; одобрена после рецензирования 15.09.2023; принята к публикации 18.09.2023.

The article was submitted 04.09.2023; approved after reviewing 15.09.2023; accepted for publication 18.09.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.