Научная статья на тему 'ПУТИ ОБХОДА ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ В СФЕРЕ ТЭК И ИХ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ'

ПУТИ ОБХОДА ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ В СФЕРЕ ТЭК И ИХ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экономические санкции / топливно-энергетический комплекс / энергетическая безопасность / правовое регулирование / импортозамещение / антисанкционное законодательство.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аннадурдыева Г.А., Венецианова С.Л.

В работе анализируются проблемные вопросы ограничения деятельности ТЭК, существующие с 2014 г. и возникающие в настоящее время по причине введенных экономических санкций против Российской Федерации, которые влияют на скорость и уровень научно-технического прогресса отрасли. Рассмотрена классификация международных экономических санкций в отношении Российской Федерации, используемая Европейским союзом в своих нормативных документах. Даётся оценка последствий введённых экономических санкций в сфере ТЭК на основе статистических данных Минпромторга и Федеральной таможенной службы с 2014 г. и определены основные риски и угрозы энергетической безопасности России. На основе анализа законодательства Российской Федерации рассмотрены способы противодействия и обхода международных экономических санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ОБХОДА ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ В СФЕРЕ ТЭК И ИХ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

АННАДУРДЫЕВА Гулпам Агамановна,

Старший преподаватель РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, e-mail: annadurdyyeva.g@gubkin.ru

ВЕНЕЦИАНОВА Софья Леонидовна,

студент

РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, e-mail: venezs@yandex.ru

ПУТИ ОБХОДА ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ В СФЕРЕ ТЭК И ИХ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация. В работе анализируются проблемные вопросы ограничения деятельности ТЭК, существующие с 2014 г. и возникающие в настоящее время по причине введенных экономических санкций против Российской Федерации, которые влияют на скорость и уровень научно-технического прогресса отрасли. Рассмотрена классификация международных экономических санкций в отношении Российской Федерации, используемая Европейским союзом в своих нормативных документах. Даётся оценка последствий введённых экономических санкций в сфере ТЭК на основе статистических данных Минпромторга и Федеральной таможенной службы с 2014 г. и определены основные риски и угрозы энергетической безопасности России. На основе анализа законодательства Российской Федерации рассмотрены способы противодействия и обхода международных экономических санкций.

Ключевые слова: экономические санкции, топливно-энергетический комплекс, энергетическая безопасность, правовое регулирование, импортозамещение, антисанкционное законодательство.

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-4-72-78 NIION: 2021-0079-4/23-201 MOSURED: 77/27-025-2023-04-201

ANNADURDYEVA Gulpam Agamanovna,

teacher, Gubkin University

VENEZIANOVA Sofya Leonidovna,

student, Gubkin University

THE WAYS TO BYPASS ECONOMIC SANCTIONS IN THE FEC SPHERE AND THEIR LEGAL SUPPORT

Annotation. The paper analyzes the problematic issues of limiting the activities of the fuel and energy complex, which have existed since 2014 and are currently arising due to the economic sanctions imposed against the Russian Federation, which affect the speed and level of scientific and technological progress in the industry. The classification of international economic sanctions against the Russian Federation, used by the European Union in its regulatory documents, is considered. An assessment is made of the consequences of the economic sanctions imposed in the fuel and energy sector based on the statistical data of the Ministry of Industry and Trade and the Federal Customs Service since 2014, and the main risks and threats to Russia's energy security are identified. Based on the analysis of the legislation of the Russian Federation, ways of counteracting and circumventing international economic sanctions are considered.

Key words: international economic sanctions, fuel and energy complex, energy security, regulatory support, import substitution, anti-sanctions regulation.

В настоящее время проблема санкций, их видов и путей обходов как никогда актуальна для Российской Федерации. Данное понятие активно используют средства массовой информации, политики, экономисты и другие эксперты. Российская Федерация занимает первое

место в мире по количеству антигосударственных санкций, принятых другими странами. По состоянию на 6 февраля 2023 г. в отношении Российской Федерации было принято 13 596 санкций (из них 2 695 до 21 февраля 2022 г. и 10 901 после) [16].

штшшмшттшшттмшшштшшттм^^^

72 ПРАВО П УПРАВЛЕНИЕ- - № 4 - 2023

Диаграмма 1. Количество введенных санкций до и после 22 февраля 2022 г.

В международном публичном праве отсутствует единый подход к формулировке понятия «санкции». В настоящее время в текстах международных документов и доктринальных источниках не выработана единая терминология [1]. Наиболее часто используемым определением этого термина является - коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые государствами или международными организациями к государству, нарушившему нормы международного права [19].

Экономические санкции часто выступают в роли средства достижения политических задач. Целью таких санкций является изоляция страны от мирового экономического и политического пространства, позволяющая оказывать давление на государственную власть страны и ее треки развития во внутренней и внешней политике. Экономические санкции чаще всего накладываются на главные секторы экономики: сельскохозяйственный, банковский, финансовый, энергетический, оборонный. Так, санкции выводят экономику страны из состояния стабильности, ограничивают или полностью разрывают международные экономические отношения. Важно различать какие санкции действительно вводятся для защиты прав и суверенности госу-

дарств, а какие с целью разрушения международных отношений, невыгодных другим странам.

Классификация введённых санкций против ТЭК РФ

Одним из основных механизмов экономического и политического воздействия на Россию является введение иностранными государствами экономических санкций в отношении топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) России. Рассматривая ТЭК как одну из главных отраслей национальной экономики, важно понимать, что доходы от этой отрасли распределяются равномерно на другие сферы жизни общества. Россия, теряя доходы от торговли энергоресурсов, а также не имея возможности заключать долгосрочные контракты, развивать инфраструктуру, транспорт нефти и газа, недополучает те финансовые средства, которые страна могла бы перераспределить в другие сектора экономики, в том числе машиностроение, создание буровых установок, создание новых цифровых платформ для трудно извлекаемых запасов. Так, Россия терпит убытки по всему срезу экономики. Санкции, как политика сдерживания, является на сегодняшний день основным инструментом борьбы государств Запада против России:

3 июня 2022 г. ЕС утвердил шестой пакет санкций[18]. 6 октября 2022 г. был принят восьмой пакет санкций [16]. Санкции, введенные про-тивТЭК России, можно дифференцировать 3 группы: санкции, ограничивающие импорт, экспорт и транспортировку энергоресурсов.

1. Ограничивающие импорт: Шестой пакет санкций ввёл запрет на импорт всей российской морской сырой нефти и нефтепродуктов (вступил в силу 05 декабря 2022 г.) с целью предоставления европейскому сектору переходного периода адаптации, а также для завершения существующих контрактов на спотовом рынке. ЕС и G7 приняли решение о введение эмбарго на импорт сырой нефти и нефтепродуктов.

2. Ограничивающие транспортировку энер-горесурсов:запрет на услуги по транспортировке нефти. Операторам ЕС будет запрещено страховать и финансировать транспортировку нефти в третьи страны, в том числе, морским путём. Данный запрет создает трудности для экспорта российских энергоресурсов в третьи страны, так как ЕС являлся важным оператором данных услуг. Восьмой пакет санкций устанавливает предел цен на морскую транспортировку российской нефти, запрещает предоставлять морские перевозки, техническую или финансовую помощь, посреднические услуги, связанные с транспортировкой в третьи страны российской сырой нефти или нефтепродуктов. Другим примером санкций, способных оказать сильное влияние на сферу транспортировки и логистики российских ресурсов является договоренность Европы и Великобритании о запрете страхования танкеров, перевозящих российскую нефть [14].

3. Ограничивающие экспорт: был расширен список предметов передовых технологий, запрещенных к экспорту в Россию. Были включены

дополнительные химические вещества. Пятый пакет санкций включал запрет на экспорт «в областях в которых Россия наиболее уязвима от поставок ЕС»: квантовые вычисления, передовые полупроводники, транспорт, химикаты, катализаторы для НПЗ. После принятия восьмого пакета санкций, ЕС на законодательном уровне установил потолок цен для российской нефти и нефтепродуктов. 5 февраля 2023 г. вступили в силу очередные санкционные ограничения Коалиции^7, Евросоюз и Австралия), они коснулись ограничения цен. Коалицией были установлены два потолка цен в зависимости от их категории: один потолок - для продуктов, которые обычно торгуются с надбавкой по отношению к сырой нефти, таких как дизельное топливо или бензин - $100 за баррель, а второй - для продуктов, которые торгуются со скидкой по отношению к сырой нефти, таких как мазут, составит $45 за баррель. Главным проблемным вопросом ТЭКа Российской Федерации является сложность поддержания высокого уровня научно-технического развития комплекса, в условиях энергетически-экономических санкций, накладывающих запрет на экспорт оборудования для разведки и разработки арктических и сланцевых месторождений (т.е. трудноизвлекаемых запасов). Российской Федерации сложно поддерживать объёмы добычи в долгосрочной перспективе из-за ухудшения в последние годы качества добываемой нефти. Улучшение данного показателя не предоставляется возможным так как Российская Федерация не может разрабатывать трудноизвлекае-мые запасы, интенсифицировать нефть, добываемую на традиционных месторождениях, модернизировать оборудование на морских месторождениях, например, на арктическом шельфе.

Рисунок 1 - структура нефтегазового машиностроения РФ на период до 2024 г.(по оценкам ФТС и

Минпромторга России)

Перечисленное не может быть обеспечено дование для проектов на шельфе является наи-по причине отсутствия отечественных техноло- более уязвимым в период введения санкций, гий, а покупка зарубежных невозможна. Обору- направленных на ограничение деятельности ТЭК,

но при этом являются критически важным для нефтедобывающей отрасли, гарантируя будущее нефтяной промышленности. Таким образом, ТЭК РФ оказывается в ситуации, где не может быть обеспечено интенсивное развитие. Технологическая зависимость от европейского импорта является причиной нестабильности нефтяной промышленности в России, что угрожает не только энергетической, но и экономической безопасности страны.

Авторы видят следующий вариант выхода из сложившейся ситуации. Для того чтобы продолжать добычу нефти на том же уровне, России необходимы новые рынки сбыта. Потому что при заполненных хранилищах продолжение добычи невозможно. Растущие потребности населения пока недостаточны для применения высвобождающихся европейских объемов.

С одной стороны санкции ограничивают развитие отрасли, но с другой стороны в долгосрочной перспективе санкции могут стать позитивной предпосылкой для развития новых рынков сбыта, прежде всего, в восточном и юго-восточном направлениях, и для создания внутри страны новых производств для технологического обеспечения ТЭКа. Используя богатый опыт российских нефтяников и газовиков, нужно создавать абсолютно новые технологии, а не копировать старые. Для этого необходимо создание новых научно- исследовательских институтов, в которых будут разрабатываться технологии, а дальше на производственных предприятиях эти технологии будут реализовываться. Создание данных производств ведет к увеличению инвестиционного потока, к развитию новых производств, к созданию новых рабочих мест и новых цифровых технологий и т.д.

В условиях ограничения связей с ЕС особенно актуализируется проект экономической интеграции Евразийского экономического сою-за,участникам которого являются: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия. Возможность заключения договоров о сотрудничестве с новыми странами-партнерами видится одним из выходов. Например, в 2019 г. странами-членами ЕАЭС был подписан Протокол «Об общем электроэнергетическом рынкеЕАЭС». К 2025 г. можно ожидать функционирование данного рынка в полном объёме. С 2018 г. ЕАЭС занимается формированием общего рынка газа. Высший ЕвразийскийЭкономическийСовет в декабре 2018 г. утвердил программу по формированию общего рынка газа Евразийского экономического союза [2]. Сейчас укрепляется сотрудничество ЕАЭС со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки. Ведутся переговоры о создании зон свободной торговли с Ираном, Египтом

Индонезией и ОАЭ, что не может не быть полезным для российского рынка.

Сотрудничество РФ с государствами-участниками ЕАЭС в направлении энергетики ускорит формирование трансконтинентального энергетического ресурсного рынка, повышающего доступность ресурсов и способствующего экономическому росту стран-участников, а России, в частности, позволит не уменьшать объёмы добываемых энергоресурсов. Таким образом, ЕАЭС создаёт новую модель международного сотрудничества и устанавливает чёткий круг полномочий для всех субъектов возникающих отношений.

Другим приоритетным направлением в преодолении санкций является создание конкурентоспособной нефтегазовой промышленности (в аспекте технологий и оборудования), развитие новых рынков сбыта, переработка природного газа (создание производств сжиженного-природ-ного газа) и более глубокая переработка нефти. Россия сегодня может расширять и переориентировать свои рынки на Китай, Индию, Венесуэла, страны Ближнего Востока, страны Латинской Америки. Эти государства заинтересованы в инвестировании в энергетическую отрасль нашей страны и в реализации новых проектов, не вводят никаких ограничений и готовы к долгосрочным контрактам, что дает гарантии развития отрасли в целом. Для расширения и переориентации поставок ТЭК РФ также нуждается в строительстве инфраструктуры для диверсификации поставок энергоресурсов в южном и восточном направлениях, переход на расчеты с дружественными странами в национальных валютах и развитие внутреннего рынка нефте- и газохимии. Для России такое сотрудничество выгодно, не только для обхода санкциий. Население Европы в 2018 г. составляло меньше 1 млрд. человек. Население одной только Индии больше в полтора раза, что позволяет ТЭК увеличить спрос на эти показатели.

В связи с этим целью нормативно-правового регулирования должно являться обеспечение способов и путей для обхода международных ограничений.

Анализ законодательства РФ в сфере противодействия односторонним санкциям свидетельствует о формировании и развитии в последнее десятилетие системы антисанкционного законодательства РФ [15, с. 29].

Так, например, Федеральный Закон от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» [4] направлен на противодействие ограничительным мерам и сокращение их негативного эффекта. Закон направлен защиту безопасности государства, его суверенитета,

прав и свобод граждан от недружественных действий США и иных иностранных государств.

Большой вклад в развитие антисанкцион-ного законодательства вносят Указы Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации. В подтверждение данного тезиса можно привести Постановление Правительства РФ от 17.09.2018 № 1100-44 «О Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций» [11]. Деятельность созданной комиссии сейчас направлена на восстановление инвестиций в реальный сектор экономики и обеспечение ее устойчивости.

В связи с введением Коалицией по ограничению потолка цен на российскую нефть и нефтепродукты, был издан Указ Президента Российской Федерации от 27.12.2022 № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты» [9]. Важно отметить, что Указ был издан еще до законодательного закрепления конкретного потолка цен. Президент РФ постановил запретить поставки российской нефти и нефтепродуктов иностранным юридическим и физическим лицам по контрактам, условия которых предусматривают использование механизма фиксации предельной цены. Поставки по предельным ценам могут осуществляться только при наличии специального разрешения Правительства РФ. Указ будет действовать до 1 июля 2023 г.

В антисанкционном законодательстве выделяется отраслевое законодательство, например, регулирующее общественные отношения, связанные с обеспечением функционирования ТЭК. Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» [10] включает в себя разрешительный режим в сфере недропользования. До 31 декабря 2022 г. недропользователи вправе приостановить использование недр на срок до 2 лет, если возникли обстоятельства мешающие изучению или разработке территории, а также могут продлить сроки выполнения работ, предусмотренных лицензией. Постановление позволяет не осуществлять часть видов и объемов работ без изменения проектной документации.

В июне 2022 г. вступили в силу поправки в Закон Российской Федерации «О недрах» обязывает недропользователей, являющихся иностранными юридическими лицами, передать право пользования участком недр российскому юридическому лицу. До этого Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» [3] предоставлял Правительству право отказа иностранному юридическому

лицу или инвестору в пользовании, разведке и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения. Предусмотрено применение дополнительных специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций[7].

Из анализа приведённых нормативных актов следует, что введённые Российской Федерацией ответные ограничительные меры в сфере ТЭК направлены на минимизацию потенциального ущерба, сохранение действующих международных проектов, промышленной и организационной инфраструктуры, а также на сокращение технологической и финансовой зависимости от иностранных государств. Механизмы антисанк-ционного регулирования должны ускоренно совершенствоваться, вырабатывая национальную систему антисанкционного законодательства. Требуется внесение изменений какв стратегию экономической безопасности [8], так и в энергетическую стратегию, с учётом изменения инвестиционных притоков. В переходный период РФ у научного сообщества стоит задача по разработке доктринального подхода к проблеме антисанкционного правового обеспечения ТЭК. Преимущественными направлениями должны стать: сокращение зависимости от недружественных стран, укрепление позиций ТЭКа на мировом рынке, обеспечение экономического суверенитета, минимизация негативных последствий.

Список литературы:

[1] Доклад Консультативного комитета Совета по правам человека ООН от 10.02.2015 № A/HRC/28/74 [Электронный ресурс]. - URL:http:// www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/ AdvisoryCom/CoerciveMeasures/A-HRC-28-74_ en.doc (дата обращения: 28.03.2023).

[2] Решение Высшего Евразийского экономического совета от 06.12.2018 №18 «О формировании общего рынка газа Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/551866201 (датаоб-ращения: 12.03.2023).

[3] Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1«О недрах»(посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_343/ (дата обращения: 12.03.2023).

[4] Федеральный закон от 04.06.2018 № 127-ФЗ (посл. ред.) «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»[Электронный ресурс]. -URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_299382/ (дата обращения: 12.03.2023).

штшшмшттшшттмшшштшшттм^^^

76 ПРАВО П УПРАВЛЕНИЕ - № 4 - 2023

[5] Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»(посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL:https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 12.03.2023)(дата обращения: 12.03.2023).

[6] Федеральный закон от 30.12.2006 № 281 -ФЗ «О специальных экономических мерах»(посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64883/ (дата обращения: 12.03.2023).

[7] Указ Президента РФ от 07.10.2022 № 723 «О применении дополнительных специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» [Электронный ресурс]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_428435/ (дата обращения: 12.03.2023).

[8] Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 12.03.2023).

[9] Указ Президента РФ от 27.12.2022 № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты»[Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_435651/ (дата обращения: 12.03.2023).

[10] Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»(ред. 06.04.2023) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_411447/ (дата обращения: 10.04.2023).

[11] Постановление Правительства РФ от 17.09.2018 № 1100-44 «О Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций» (Выписка) [Электронный ресурс]. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413180/ (дата обращения: 12.03.2023).

[12] Петренко Е.Г.Правовое регулирование и научные подходы к понятию «санкция»// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. - С. 862-873.

[13] Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С. Российское антисанкционное регулирование: современное состояние и пути совершенствования // Закон. 2021. № 3. - С. 119142.

[14] Ткачёв И., Кореняко А., Чернышова Е. Чем опасен запрет на страхование танкеров с

российской нефтью [Электронный ресурс] // РБК. 2022. 2 июня. - URL:

https://www.rbc.ru/economics/02/06/2022/62 9769549a79473ee1336696 (дата обращения: 10.04.2023).

[15] Шабуня В.В. Государственная политика Российской Федерации в сфере обеспечения устойчивого функционирования и развития топливно-энергетического комплекса в условиях санкционного давления // Правовой энергетический форум. 2022. № 3. - С.27-39.

[16] OfficialJournaloftheEuropeanUnion.L 259.06.10.2022[Электронныйресурс].-URL:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/PDF/?uri=OJ:L2022:259I:FUU_&from=EN(да-таобращения: 12.03.2023).

[17] RussiaSanctionsDashboard (Панельмо-ниторинга санкций в отношении России) [Электронный ресурс].- URL: https://www.castellum.ai/ russia-sanctions-dashboard (дата обращения: 12.03.2023).

[18] Russia's war on Ukraine: EU adopts sixth package of sanctions against Russia. [Электронный ресурс].- URL:https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/detail/en/IP_22_2802 (дата обращения: 12.03.2023).

[19] Haidar J.I. Sanctions and Exports Deflection: Evidence from Iran // Economic Policy 63rd Panel Meeting Hosted by the De Nederlandsche Bank Amsterdam, 22-23 April 2016. - P. 1 -41.

Spisok literatury:

[1] Doklad Konsul'tativnogo komiteta Soveta po pravam cheloveka OON ot 10.02.2015 № A/ HRC/28/74 [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www. ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/Advi-soryCom/CoerciveMeasures/A-HRC-28-74_en.doc (data obrashcheniya: 28.03.2023).

[2] Reshenie Vysshego Evrazii skogo eko-nomicheskogo soveta ot 06.12.2018 № 18 «O formirovanii obshchego rynka gaza Evrazii skogo ekonomicheskogo soyuza» [Elektronnyj resurs]. -URL: https://docs.cntd.ru/document/551866201 (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[3] Zakon RF ot 21.02.1992 № 2395-1 «O nedrah» (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_343/ (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[4] Federal'nyj zakon ot 04.06.2018 № 127-FZ (posl. red.) «O merah vozdejstviya (protivodejstviya) na nedruzhestvennye dejstviya Soedinennyh SHta-tov Ameriki i inyh inostrannyh gosudarstv» [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_299382/ (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[5] Federal'nyj zakon ot 08.12.2003 № 164-FZ «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovaniya

vneshnetorgovoj deyatel'nosti» (posl. red.) [Elektron-nyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_45397/ (data obrashcheniya: 12.03.2023) (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[6] Federal'nyj zakon ot 30.12.2006 № 281-FZ «O special'nyh ekonomicheskih merah» (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_64883/ (data obrash-cheniya: 12.03.2023).

[7] Ukaz Prezidenta RF ot 07.10.2022 № 723 «O primenenii dopolnitel'nyh special'nyh ekonomicheskih mer v toplivno-energeticheskoj sfere v svy-azi s nedruzhestvennymi dejstviyami nekotoryh inos-trannyh gosudarstv i mezhdunarodnyh organizacij» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_428435/ (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[8] Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 № 208 «O Strategii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossi-jskoj Federacii na period do 2030 goda» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_216629/ (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[9] Ukaz Prezidenta RF ot 27.12.2022 № 961 «O primenenii special'nyh ekonomicheskih mer v toplivno-energeticheskoj sfere v svyazi s ustanovle-niem nekotorymi inostrannymi gosudarstvami pre-del'noj ceny na rossijskie neft' i nefteprodukty» [Ele-ktronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_435651/ (data obrash-cheniya: 12.03.2023).

[10] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12.03.2022 № 353 «Ob osobennostyah razreshi-tel'noj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii v 2022 godu» (red. 06.04.2023) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_411447/ (data obrashcheniya: 10.04.2023).

[11] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.09.2018 № 1100-44 «O Pravitel'stvennoi komis-sii po povysheniyu ustoi chivosti rossii skoi ekonomiki v usloviyah sankcii » (Vypiska) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/docu-

ment/cons_doc_LAW_413180/ (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[12] Petrenko E.G. Pravovoe regulirovanie i nauchnye podhody k ponyatiyu «sankciya»// Politem-aticheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universi-teta. 2015. № 111. - S. 862-873.

[13] Starzheneckii V.V., Butyrina V.A., Kuri-cyna K.S. Rossii skoe antisankcionnoe regulirovanie: sovremennoe sostoyanie i puti sovershen-stvovaniya // Zakon. 2021. № 3. - S. 119-142.

[14] Tkachyov I., Korenyako A., CHernyshova E. CHem opasen zapret na strahovanie tankerov s rossijskoj neft'yu [Elektronnyj resurs] // RBK. 2022. 2 iyunya. - URL:

https://www. rbc.ru/econom-ics/02/06/2022/629769549a79473ee1336696 (data obrashcheniya: 10.04.2023).

[15] Shabunya V.V. Gosudarstvennaya politika Rossii skoi Federacii v sfere obespecheniya ustoi chivogo funkcionirovaniya i razvitiya toplivno-energeticheskogo kompleksa v usloviyah sankcionnogo davleniya // Pravovoi energetich-eskii forum. 2022. № 3. - S. 27-39.

[16] Official Journal of the European Union. L 259. 06.10.2022 [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ PDF/?uri=0J:L:2022:259I:FULL&from=EN (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[17] Russia Sanctions Dashboard (Panel' monitoringa sankcij v otnoshenii Rossii) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.castellum.ai/rus-sia-sanctions-dashboard (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[18] Russia's war on Ukraine: EU adopts sixth package of sanctions against Russia. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/detail/en/IP_22_2802 (data obrash-cheniya: 12.03.2023).

[19] Haidar J.I. Sanctions and Exports Deflection: Evidence from Iran // Economic Policy 63rd Panel Meeting Hosted by the De Nederlandsche Bank Amsterdam, 22-23 April 2016. - P. 1-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.