Эффекты санкционного давления на состояние морских перевозок углеводородов Российской Федерации
fO
сч о сч
о ш m
X
<
m О X X
Пустовойт-Динков Георгий Александрович
бакалавр факультета международного энергетического бизнеса Российского государственного университета нефти и газа (национального исследовательского университета) имени И. М. Губкина. [email protected]
Беспрецедентные в мировой истории санкции против Российской Федерации (РФ) направлены на все аспекты морских перевозок углеводородов, от финансирования, страхования и ценообразования до судостроения, ограничения рынков сбыта и логистических маршрутов. Они непосредственно влияют на объемы добычи и поставок нефти и газа, геополитические и экономические взаимосвязи, изменение цен на энергоресурсы и структуру рынка.
В данной работе дана оценка существующих санкции против физических и юридических лиц РФ в области морских перевозок нефти и нефтепродуктов. Рассмотрено влияния экономических санкций на возможности компаний РФ осуществлять экспорт углеводородов морским путем. Предоставлены результаты исследования по принятию мер относительно эффективного антисанкционного действия компаниями РФ.
Ключевые слова: санкции, морские перевозки, экспорт нефти и нефтепродуктов, добыча нефти, углеводороды, антисанкционные меры, логистика, дисконт, стратегическое хранилище нефти, российские ценовые индикаторы на нефть.
В настоящее время Российская Федерация (РФ) сталкивается с усиливающимся санкционным режимом со стороны коалиции недружественных стран включая Евросоюз (ЕС), США, Великобританию, Канаду, Швейцарию, Японию, Новую Зеландию, Тайвань, Норвегию, Южную Корею, Австралию и других страны. Одной из ключевых отраслей экономики России является нефтегазовый комплекс, который стал главной мишенью санкций. Морские перевозки нефти, нефтепродуктов и СПГ являются важным элементом экономики Российской Федерации и стали самой важной составляющей экспорта углеводородов России после снижение объёмов прокачки по нефтяным трубопроводам в ЕС, остановки «Северного потока-1», заморозки сертификации «Северного потока-2» и их повреждений в ходе диверсии 2022 г. Введение санкций на морские перевозки углеводородов оказало больше влияние на деятельность российских нефтегазовых компаний. Исследование эффекта экономических санкций на морские перевозки углеводородов РФ является важным в контексте экономической безопасности и конкурентоспособности России на мировом рынке нефти и газа.
Санкции, введенные против России, имеют негативное влияние на возможности страны осуществлять экспорт углеводородов морским путем и на текущую обстановку на рынке. В частности, санкции ограничивают доступ России к технологиям и оборудованию для навигации при морской деятельности, введённые ограничения сузили и исключили многие рынки сбыта (недружественные страны), существенно осложнили и изменили логистику морских перевозок углеводородов путем запрета входа в порт суднам под флагом РФ, установили ценовой потолок на нефть и нефтепродукты, а также компании отказались от контрактов судостроения танкеров и газовозов (Южная Корея, компания KSOE) для юридических и физических лиц РФ. Это ограничивает возможности России поддерживать и увеличить объемы добычи и экспорта энергоресурсов морским путем. Кроме того, санкции влияют на финансовые возможности России, что затрудняет ее способность к инвестированию в развитие новых месторождений. модернизацию существующих и развитию флота и логистических систем морских перевозок. Также санкции существенно влияют на текущую обстановку и структуру рынка углеводородов. В связи с ограничениями на экспорт Россия вынуждена перенаправлять свои поставки на другие рынки, что приводит к увеличению конкуренции за доли рынка Азии и Индии.
«В результате российские компании вынуждены перестраивать логистику поставок, предлагать новые типы контрактов на поставку российской нефти (переход с контрактов типа FOB на контракты типа CIF), переходить на взаиморасчеты в национальных валютах (в частности, при поставках нефти в Индию) и продавать нефть с существенным дисконтом по отношению к цене нефти марки Brent (в период с апреля по июль 2022 г. средний дисконт составил 35% от цены Brent).» [2, 163 с]
Несмотря на эти ограничения, Россия продолжает развивать свой экспорт углеводородов морским путем. Она активно развивает свои технологии и возможности морских перевозок углеводородов и ищет новые рынки сбыта, в том числе в АТР и Латинской Америке. Один из самых главных санкционных факторов влияния на возможность физических и юридических
лиц РФ поддерживать уровень экспорта углеводородов морским путем стал дисконт. В связи с принятыми санкционными мерами компаниям РФ пришлось резко перенаправлять существенные количества углеводородов с традиционных рынков, где от них отказались (ЕС, страны G7) c некоторыми исключениями (Япония), на новые рынки сбыта (Индия, Турция, КНР) и скрывать пункты назначения в обход санкционных ограничений что показано на графике из рисунка 1.
Морской экспорт нефти из России по странам назначения,
4-нед. скользящая средняя \ ;
' 1ЕР 4
«Неизвестно Прочие "Болгария "Турция "Индия "Китай
Источник: Институт энергетики и финансов по данном Bloomberg, Kpler
Рисунок 1-Морской экспорт нефти из России по странам назначения, 4-нед. скользящая средняя Источник: [4]
Индия стала самым большим рынком сбыта углеводородов РФ и сумела перестроить свои мощности по переработке под Юралс и закупает существенные объёмы (33,37 млн тонн), как и для своих нужд так и для переработки и последующей реализации в недружественные страны. Во многом этот процесс мы видим и в Турции, Ближнем Востоке, Сингапуре и даже Персидском заливе, где компании используя сырую нефть РФ для производства нефтепродуктов для рынков ЕС, США, Великобритании, Японии и Австралии, таким образом обходя ограничения санкций.
Для возможности выкроить для углеводорода РФ часть нового рынка, потеснить традиционных поставщиков и покрыть дополнительные затраты на фрахт компаниям надо было предоставлять выгоду для покупателя, этим инструментом стал дисконт, который позволил сохранить объёмы поставок и соответственно добычи на сравнительно неизменившемся уровне в 2022 г. В связи с высоким ценообразованием нефти в этот период у физических и юридических лиц РФ была возможность предоставить этот дисконт без весомых отрицательных последствий для собственной деятельности. При стабилизации логистической системы и урегулирования новых каналов сбыта дисконт будет падать, но при новых санкционных ограничениях на морские поставки углеводородов РФ мы будем видеть дальнейший рост дисконта.
«Рост дисконта эксперты напрямую связывают с отказом некоторых клиентов покупать российскую нефть, а также с проблемами в логистике. После достижения максимальной разницы в $35-40/барр. в начале 2022 года он снизился, отражая рост спроса на российские энергоносители. Однако к концу года дисконт снова вырос, что было связано с введением в декабре западными странами «потолка цен» на нефть из России, установленного на уровне $60/барр.» [3]
Использования дисконта компаниями РФ на прямую связано с важнейшей целью поддержания уровня экспорта и добычи. Главная практическая цель санкционного режима недружественных стран против морских перевозок углеводородов РФ — это снижение добычи нефти из-за падения экспорта и в
этом значении многие иностранные аналитические структуры видят прямой показатель эффективности санкций. Санкцион-ная политика имела ограниченный успех в этом направлении, в феврале этого года стало известно по заявлению вице-премьера энергетики Александра Новака, что РФ будет сокращать свою добычу нефти на 500 тыс. баррелей в сутки. В зависимости от дальнейшего санкционного давления и ценообразования на рынке возможны дальнейшие сокращения. Здесь важно отметить, что РФ действует совместно со странами членами ОПЕК+ и снижение добычи было также объявлено Оманом, Алжиром, ОАЭ, Казахстаном, Ираком, Кувейтом, и Саудовской Аравией. Низкое ценообразование на мировом рынке нефти на данный момент (низкий спрос из КНР) как раз поддерживает снижение добычи для стабилизации цен в более выгодным для ОПЕК+ диапазоне. Таким образом санкционный режим безусловно отрицательно повлиял на уровень добычи и экспорта углеводородов РФ, но в очень умеренном объёме, по оценкам прогноза недружественной структуры МЭА мы увидим снижение только на 290 тыс. баррелей в сутки на 2023 г. это в разы ниже, чем прогнозы аналитиков недружественных стран. В 2022 вопреки санкциям был минимальный рост добычи.
«Минэкономразвития России прогнозировало снижение добычи нефти в 2022 году на 17%, до 475,3 млн тонн, самого низкого уровня с 2003 года. Но по факту результат оказался лучше прогнозов. По данным Росстата, в прошлом году добыча нефти и газового конденсата в РФ выросла на 2%, до 534 млн тонн.» [3]
Мы также видим на Рис. 2, что активность в сфере перевалки нефтяных грузов растет на 9.2% в 1 кв. 2023 году к 1 кв. 2022 году хотя имеется спад объема перевалки нефтепродуктов.
@
Морские порты России. 1 квартал 2023 года
PortN"
Динамика перевалки
+10,0%
nil
Цифрами показан прирост перевалки к аналогичному кварталу прошлого года
Структура перевалки по грузам
Перевалка по бассейнам
1 кв. 2023
Основные показатели млн т к 1 кв. 2023
Всего, в т. ч.: 220,2 10,0«
Л нефть 68,6 9,2«
Л нефтепродукты 35,0 -3,3«
Л сжиженный газ 8,9 -9,0«
^уголь, кокс 51,1 18,3«
ЙрУДа 2,3 -21,6«
^черные металлы 5,2 -25,5«
&хим. и мин. удобрения 7,4 56,5*
# зерно 15,7 107,7»
и грузы в контейнерах 12,1 -15,8»
прочие 13,9 19,3$
Бассейн 1 кв. 2023
млнт к 1кв. 2022
Арктический 24,6 2,8«
Балтийский 64,8 6,8«
Азово-Черноморский 72,2 18,6»
Каспийский 1,6 28,5«
Дальневосточный 57,0 6,6«
Составлено по данным PortNews
Рисунок 2- Морские порты России. 1 квартал 2023 года Источник: [3]
Одним из главным эффектом санкционного давления стало создания новых трейдерских компаний, которые неофициально являются представителями российских структур. Это малоизвестные компании, которые тем не менее участвуют в экспорте из России около 1,5 млн баррелей нефти в день, в их
х
X
О
ГО >
п.
X
го m
о
ю
2 О N3
w
fO
es
0 es
01
о ш m
X
<
m О X X
число входят Nord Axis Ltd (Гонконг), Concept Oil Services (Гонконг), Coral Energy (Дубай), QR Trading (Дубай) и Bellatrix Energy (Гонконг). Они оперативно справляются с задачей обслуживания новых рынков и логистических цепочек в обход санкционного режима против морского транспорта углеводородов РФ. Они решают вопросы финансирование и страхования P&I, через Российскую национальную перестраховочную компанию (РНПК), поставок на новые рынки сбыта.
Эти компании базируются и зарегистрированы за пределами ЕС и соответственно не нарушают санкции при торговли углеводородами РФ. Десятки этих новых компаний формируют новые структуры в мировом энергетическом бизнесе, и они нацелены на сотрудничество со странами Персидского залива, Африки, Латинской Америке, Ближнего Востока, с Азией и с Индией. Они направлены на торговлю используя национальные валюты различных государств участников мирового нефтяного бизнеса.
На данный момент РНПК это главная корпоративная структура, которая, даёт госгарантии российским страховым компаниям (Ингосстрах), которые предоставляют страховку российским танкерам, включая судна Совкомфлота (СКФ). РНПК успешно заменила иностранные страховые фирмы в предоставлении услуг для нашего танкерного флота. Мы также видим, что РНПК используется не только компаниями РФ и СКФ, но и растущим перечнем греческих, мальтийских и кипрских компаний и есть интерес со стороны других стран таких как Индия и Турция. На данный момент не кто из наших партнеров не ввел ограничений против РНПК.
Для успешной работы этой новой инфраструктуры логистики требуются антисанкционные меры на уровне морской деятельности, в первою очередь это развитие «теневого флота» и операций в море. «Теневой флот» РФ перевозит углеводороды на кораблях, которые ходят под флагами других государств, на данный момент по разным оценкам в нём до 600 кораблей различного класса. К «темному» флоту относится корабли, которые не контролируются, в том числе и спутниками что позволяет им эффективно обходить ограничения на морские перевозки углеводородов РФ, и мы видим рост пробелов в системе автоматической идентификации коммерческих судов.
Морской экспорт нефтепродуктов из России в страны, не вводившие какие-либо ограничения на поставки российских нефтеналивных грузов
1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
тыс. барр./сут.
_В8_ JL
■ Неизвестно Лат. Америка
■ Сев. Африка
■ Африка
■ Бп Восток Турция
■ Китэй
■ Индия
■ ЮВА
70
Í А;
ч J
IEF 137
133 . 79 125
=24- А
_ац 304 I НИ 179 гпп 103 m
8/ 98
iSi ш
301
170 182 228
130 89 10Û
130 144 189
282
идентификации (АИС) проводить операции по перевалке грузов в море. Эти действия, уже проработанные Ираном и Венесуэлой, позволяют компаниям РФ эффективно обходить санкции. Они позволяют маскировать пункты отправки санкцион-ной нефти и нефтепродуктов и создавать «серые» и «черные» пункты разгрузки в открытом море в обход использования недружественных портов. На Рис. 3 мы видим существенный рост графы пункта назначения «неизвестно» в экспорте нефтеналивных грузов что является показателем обхода санк-ционных ограничений после ценового потолка на нефтепродукты.
Возможные позитивные влияния санкций на систему морских перевозок углеводородов РФ будут толчки для создания национальной системы оценки нефти и создание стратегического резерва нефти. Формирование национальной системы оценки российской нефти и создание российских бенчмарков на нефть являются важными задачами для России и для развития морских перевозок углеводородов РФ в условиях санкций. Это позволит обеспечить прозрачность и надежность оценки качества нефти, а также создать конкурентоспособные российские бенчмарки на нефть, которые будут использоваться в международной торговле, возможную структуры которых мы видим на Рис. 4.
2021 2021 2021 2021 2022 2022 2022 окг.22 ноя.22 дек.22 янв23 Q1 Q2 Q3 Q4 Q1 Q2 Q3
Месяц отправки танкера
Источник: ИЭФпо данным Eikon
Рисунок 3- Морской экспорт нефтепродуктов из России в страны, не вводившие какие-либо ограничения на поставки российских нефтеналивных грузов Источник: [5]
«Теневой флот» активно используется для операций в море которые позволяют при отключении систем спутниковой
Рисунок 4- Формирование российских ценовых индикаторов (биржевых и внебиржевых) Источник: [1]
«Актуальность формирования Российского ценового агентства вызвана необходимостью России уходить от использования ценовых индикаторов (нетбэков), формируемых прозападными международными ценовыми агентствами.» [3, 18 с]
Для успешного создания российских бенчмарков на нефть и зарождения национальной системы оценки российской нефти центральным фактором является участие российских компаний в международной торговле нефтью. Российские компании должны использовать российские бенчмарки на нефть в качестве эталонов при заключении сделок на международных рынках нефти и особенно это касается новых трейдеров, которые работают с углеводородами, РФ это позволит повысить конкурентоспособность российской нефти на мировом рынке.
Формирование стратегического резерва нефти является возможным фактором развития для России, так как это позволяет обеспечить экономическую стабильность и защиту национальных интересов в условиях неопределенности и трансформации на мировом рынке нефти вызванных санкционной
политикой недружественных стран и поможет обеспечить стабильность морских перевозок углеводородов РФ. Резерв нефти может использоваться для компенсации недостатка нефти в периоды экономических кризисов или военных конфликтов, а также для укрепления позиций России на мировом рынке нефти, на данный момент у РФ низкие объемы стратегического резерва нефти как мы видим на Рис. 5.
Россия | 9 702 000
Канада ■
Саудовская Аравия ■
Германия ■
Индия ■
Нидерланды ■
Япония ■
Франция ■
Китай
США
О 50 000 000 100 000 000 150 000 000 200 000 000
Рисунок 5 - ТОП-10 стран по емкости хранилищ стратегического нефтяного резерва (м3) Источник: [2]
Важным аспектом формирования стратегического резерва нефти является определение объема нефти, который должен быть отведен на резерв. Размер стратегического резерва должен быть достаточным для обеспечения национальной безопасности и экономической стабильности в периоды кризисов. В то же время, размер резерва не должен быть слишком большим, чтобы не негативно сказываться на экономической эффективности и конкурентоспособности нефтегазовой отрасли России. Кроме того, еще одним важным аспектом формирования стратегического резерва нефти является его финансирование. Финансирование стратегического резерва может осуществляться как за счет бюджетных средств, так и за счет средств нефтегазовых компаний. Важно обеспечить эффективное управление резервом и минимизировать затраты на его формирование и хранение. Формирование стратегического резерва нефти позволит обеспечить экономическую стабильность и защиту национальных интересов России в условиях возможных кризисов на мировом рынке нефти и позволит обеспечить более гибкую структуру наращивания или сокращения экспорта морскими перевозками с минимизации эффекта на добычу.
На мировом энергетическом рынке для ТЭК РФ сформировалось сложное положение, вызванное санкционным давлением США, ЕС и группой недружественных стран. Беспрецедентная экономическая санкционная политика, направленная против морских перевозок нефти и нефтепродуктов юридическими и физическими лицами РФ, будет продолжаться и она не связана с политическими решениями и действиями РФ, а базируется на недобросовестной конкуренции и силовыми усилиями повлиять на энергетический рынок. Актуальность исследования санкций на морские перевозки углеводородов РФ не ограничивается только Россией, но также имеет важное значение для мирового энергетического рынка. Россия является неотъемлемой частью геополитического и экономического ландшафта мировых отношений. На данный момент можно уверенно говорить о историческом для мирового энер-
гетического рынка процессе перенаправления потоков морских перевозок углеводородов РФ и высокой эффективности антисанкционных мер компаний и правительства РФ в борьбе с санкционном режимом, направленным на морские перевозки углеводородов. Главный фактор влияния санкционных ограничения недружественных стран — это создание импульса и возможностей для развития сферы экспорта углеводородов РФ морскими перевозками в более независимую и конкурентоспособную структуру.
Литература
1. Катюха П. Б. Формирование национальной системы оценки российской нефти и создание российских бенчмарков на нефть - ключевые задачи России в условиях неопределенности на мировом рынке нефти и санкций против России // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2022. - № 8 (212). - С. 15-23.
2. Громов А. И. // Новые вызовы и возможности для России на мировом нефтяном рынке // Научные труды Вольного экономического общества России. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-vyzovy-i-vozmozhnosti-dlya-rossii-na-mirovom-neftyanom-rynke/viewer
3. Дмитриева Т. // Восточный вектор российской нефти // Морские порты №2 (2023) [Электронный ресурс] URL: https://morvesti.ru/themes/1694/102720/
4. Морские порты России в первом квартале 2023 года: инфографика и аналитика // ИАА «ПортНьюс» [Электронный ресурс] URL: https://portnews.ru/news/346024/
5. Новая география экспорта нефти: есть ли угроза мо-нопсонии? // ИЭФ [Электронный ресурс] URL: https://fief.ru
6. Поставки нефтепродуктов из России на новые рынки растут // ИЭФ [Электронный ресурс] URL: https://fief.ru
The effects of sanctions on the state of maritime transport of hydrocarbons from
the Russian Federation Poustovoit-Dinkov G.A.
National University of Oil and Gas «Gubkin University»
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
The sanctions against the Russian Federation (RF) are unprecedented in world history and are aimed at all aspects of maritime transportation of hydrocarbons, from financing, insurance and pricing to shipbuilding, restrictions on sales markets and logistics routes, the sanctions directly affect the volume of production and export of oil and gas, geopolitical and economic relationships, changes in energy prices and market structure.
This article assesses the existing sanctions against individuals and legal entities of the RF in the field of maritime transportation of oil and petroleum products as well as the impact of economic sanctions on the ability of Russian companies to export hydrocarbons by sea. The results of taking effective anti-sanction measures by RF companies are provided. Keywords: sanctions, maritime transport, export of oil and petroleum products, hydrocarbons, logistics, anti-sanction measures, oil production, discount, strategic oil storage, Russian benchmarks for oil. References
1. Katyukha P. B. The formation of a national system for assessing Russian oil and the creation of Russian benchmarks for oil - Russia's key tasks in the face of uncertainty on the world oil market and sanctions against Russia // Problems of economics and management of the oil and gas complex. - 2022. - № 8 (212). -Pp. 15-23.
2. Gromov A. I. // New challenges and opportunities for Russia on the world oil market // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-vyzovy-i-vozmozhnosti-dlya-rossii-na-mirovom-neftyanom-rynke/viewer
3. Dmitrieva T. // The Eastern vector of Russian oil // Seaports No. 2 (2023) [Electronic resource] URL: https://morvesti.ru/themes/1694/102720/
4. Seaports of Russia in the first quarter of 2023: infographics and analytics // IAA "PortNews" [Electronic resource] URL: https://portnews.ru/news/346024/
5. The new geography of oil exports: is there a threat of monopsony? // IEF [Electronic resource] URL: https://t.me/IEFnotes/629
6. Supplies of petroleum products from Russia to new markets are growing // IEF [Electronic resource] URL: https://t.me/IEFnotes/600
X X О го А С.
X
го m
о
ю
2 О
м
CJ