Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РОССИИ'

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Государственное управление / экономическое развитие / инвестиционная политика / производственный потенциал / инновации / трудовые ресурсы / конкурентоспособность / Public administration / economic development / investment policy / production potential / innovation / human resources / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ирина Валерьевна Герсонская, Владимир Александрович Плотников

Авторами исследованы предпосылки формирования в современных условиях новой модели государственного управления экономическим развитием России. Выявлены причины трансформации модели российской экономики, направленной на ускоренное инновационное развитие, проведение со стороны государства политики импортозамещения и насыщения рынка отечественной высокотехнологичной продукции. Основными факторами трансформаций явились существенное изменение геополитической ситуации и жесткое санкционное давление на Россию со стороны стран «коллективного Запада», а также структурная перестройка всей мировой экономики, переходящей на новую техно-логическую основу. Обоснована необходимость модернизации реального сектора экономики и производство собственной качественной продукции, не уступающим мировым аналогам, обеспечивающей рост конкурентоспособности России на международных рынках. Современная модель государственного управления экономическим развитием отличается наукоемкостью вследствие системных преобразований в национальном хозяйстве, прежде всего – цифровых, которые привели к появлению техно-логических инноваций, направленных на повышение эффективности производственных процессов. Доказана важность государственной инвестиционной политики и стимулирования распространения инноваций на отечественных предприятиях в модели управления экономическим развитием. Обоснована необходимость государственной поддержки при качественной подготовке рабочих и инженерных кадров для промышленности. Акцентируется внимание на вопросах совершенствования международного сотрудничества и расширения деловых отношений со странами Азии и Латинской Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ирина Валерьевна Герсонская, Владимир Александрович Плотников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES FOR THE NEW MODEL OF STATE MANAGEMENT OF RUSSIA'S ECONOMIC DEVELOPMENT FORMATION

The authors investigated the prerequisites for the formation of a new model of state management of Russia's economic development in modern conditions. The reasons for the transformation of the model of the Russian economy aimed at accelerated innovative development, the state's policy of import substitution and saturation of the market of domestic high-tech products are revealed. The main factors were a significant change in the geopolitical situation and severe sanctions pressure on Russia from the countries of the Western Alliance, as well as the structural restructuring of the entire global economy, moving to a new technological basis. The necessity of modernization of the real sector of the economy and the production of its own highquality products, not inferior to world analogues, and ensuring the growth of Russia's competitiveness in international markets is substantiated. The modern model of state management of economic development is characterized by high knowledge intensity due to systemic transformations in the national economy, and above all, digital ones, which led to the emergence of technological innovations aimed at improving the efficiency of production processes. The importance of the state investment policy and the spread of innovations at domestic enterprises in the economic development management model is proved. The necessity of state support for highquality training of workers and engineers for industry is substantiated. Attention is focused on the issues of improving international cooperation and expanding business relations with Asian and Latin American coun-tries.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РОССИИ»

Герсонская И.В., Плотников В.А.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РОССИИ

Аннотация. Авторами исследованы предпосылки формирования в современных условиях новой модели государственного управления экономическим развитием России. Выявлены причины трансформации модели российской экономики, направленной на ускоренное инновационное развитие, проведение со стороны государства политики импортозамещения и насыщения рынка отечественной высокотехнологичной продукции. Основными факторами трансформаций явились существенное изменение геополитической ситуации и жесткое санкционное давление на Россию со стороны стран «коллективного Запада», а также структурная перестройка всей мировой экономики, переходящей на новую технологическую основу. Обоснована необходимость модернизации реального сектора экономики и производство собственной качественной продукции, не уступающим мировым аналогам, обеспечивающей рост конкурентоспособности России на международных рынках. Современная модель государственного управления экономическим развитием отличается наукоемкостью вследствие системных преобразований в национальном хозяйстве, прежде всего - цифровых, которые привели к появлению технологических инноваций, направленных на повышение эффективности производственных процессов. Доказана важность государственной инвестиционной политики и стимулирования распространения инноваций на отечественных предприятиях в модели управления экономическим развитием. Обоснована необходимость государственной поддержки при качественной подготовке рабочих и инженерных кадров для промышленности. Акцентируется внимание на вопросах совершенствования международного сотрудничества и расширения деловых отношений со странами Азии и Латинской Америки.

Ключевые слова. Государственное управление, экономическое развитие, инвестиционная политика, производственный потенциал, инновации, трудовые ресурсы, конкурентоспособность.

Gersonskaya I.V., Plotnikov V.A.

PREREQUISITES FOR THE NEW MODEL OF STATE MANAGEMENT OF RUSSIA'S ECONOMIC DEVELOPMENT FORMATION

Abstract. The authors investigated the prerequisites for the formation of a new model of state management of Russia's economic development in modern conditions. The reasons for the transformation of the model of the Russian economy aimed at accelerated innovative development, the state's policy of import substitution and saturation of the market of domestic high-tech products are revealed. The main factors were a significant change in the geopolitical situation and severe sanctions pressure on Russia from the countries of the Western Alliance, as well as the structural restructuring of the entire global economy, moving to a new technological basis. The necessity of modernization of the real sector of the economy and the production of its own high-

ГРНТИ 06.56.31 EDN ISLUJB

© Герсонская И.В., Плотников В.А., 2024

Ирина Валерьевна Герсонская - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Владимир Александрович Плотников - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Герсонская И.В.): 398050, г. Липецк, ул. Интернациональная, 3 (Russia, Lipetsk, Internatsionalnaya str., 3). Тел.: +7 920-249-98-20. Е-mail: g3071971@ya.ru. Статья поступила в редакцию 19.05.2024.

quality products, not inferior to world analogues, and ensuring the growth of Russia's competitiveness in international markets is substantiated. The modern model of state management of economic development is characterized by high knowledge intensity due to systemic transformations in the national economy, and above all, digital ones, which led to the emergence of technological innovations aimed at improving the efficiency of production processes. The importance of the state investment policy and the spread of innovations at domestic enterprises in the economic development management model is proved. The necessity of state support for high-quality training of workers and engineers for industry is substantiated. Attention is focused on the issues of improving international cooperation and expanding business relations with Asian and Latin American countries.

Keywords. Public administration, economic development, investment policy, production potential, innovation, human resources, competitiveness.

Введение

На современном историческом этапе развития во всем мире происходят существенные изменения в системах национальных экономик государств. Российская экономика так же, как многие страны мира, подверглась трансформационным процессам. Важную роль в них в самом начале сыграла пандемия, связанная с распространением в 2020 году вируса Covid-19, что привело к изменениям во всей социально-экономической системе. При этом, «пандемия, несмотря на множество принесенных ею негативных эффектов, сыграла и некоторую положительную роль. Она выступила своеобразным тренингом ... для чиновников всех уровней ... научила принимать бескомпромиссные решения и оперативно, системно их реализовывать» [10].

Это обстоятельство первоначально привело к необходимости формирования в России новой модели государственного управления. Также мировая пандемия коронавируса дала мощный толчок для повсеместного распространения в российском обществе инновационных технологий, прежде всего - цифровых.

Оценка современного состояния российской экономики

Сегодня значительное влияние на развитие отечественной экономики оказала и продолжает оказывать специальная военная операция, в условиях которой наша страна столкнулась с беспрецедентными фактами жесткого санкционного давления со стороны Запада и игнорирования зарубежными партнерами юридически обязывающих (и в ряде случаев - предоплаченных) договоренностей относительно поставки многих необходимых обществу товаров. В этой связи, например, Н.В. Самаков отмечает, что «с введением антироссийских санкций в феврале 2022 года России необходимо было быстро переориентироваться на другие рынки, а также расширить деловое сотрудничество, в том числе торговое, с дружественными странами с целью сбалансирования национального рынка» [12].

Эти меры, своевременно предпринятые на государственном уровне, способствовали поддержанию стабильности российской экономики и предотвращению дефицита определенных продуктов. Одновременно с этим, деятельность российских компаний в сфере транспорта и логистики была, как утверждают В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева и Д.А. Зарезнов, «запрещена на территории стран, образующих антироссийскую коалицию. Возможности для посещения российскими судами портов этих государств и сегодня весьма ограничены. Это сильно повлияло на логистические процессы и стандартные технологические цепочки, негативно сказавшись на работе отечественных производителей и поставках необходимых товаров и услуг на внутренний рынок» [15].

Разрыв логистических связей и нарушение выстроенных транспортных цепочек оказали довольно негативное влияние на экспортный потенциал России и всю систему национальной экономики. Также европейские страны и Соединенные Штаты нанесли серьезный вред финансовому сектору российской экономики. Они фактически завладели золотовалютными резервами Центрального банка России на сумму почти более 300 миллиардов долларов. Теперь они не позволяют российским банкам использовать систему SWIFT и запретили ввоз долларов и евро в Россию.

Также компании Visa и Mastercard ушли с российского рынка, и субъектам экономики стало сложнее делать международные платежи. Все эти факторы во многом осложнили ситуацию в финансово-

кредитной системе России и ограничили возможности экономического развития нашей страны, что сформировало предпосылки и ускорило формирование и развитие новой модели в системе государственного управления.

Беря во внимание эти описанные выше, достаточно весомые, события, можно отметить, что они повлияли на многие экономические процессы в России в самых различных сферах общественной жизни и не обошли стороной большинство отраслей национальной экономики, а также явились пусковым механизмом (триггером) для трансформации многих процессов при непосредственном участии структур государственного управления. Очевидно, что санкционное давление со стороны недружественных стран является основным негативным фактором для российской экономики в современных условиях. И в не только в ближайшей, но и в среднесрочной перспективе, по-видимому, не следует ожидать ослабления этого фактора.

Но, уже сейчас можно с уверенность говорить о том, как подчеркивает О.М. Шишкарева, что «вопреки прогнозам многих зарубежных и отечественных экспертов, российская экономика проявила высокую степень устойчивости в условиях беспрецедентного санкционного давления и сумела достойно противостоять первому массированному удару антироссийской коалиции» [14].

Правительство нашей страны смогло довольно быстро справиться с ростом инфляции в экономике, предотвратить банковский кризис, взять курс на импортозамещение, оперативно наладить контакты с новыми деловыми партнерами из дружественных стран, ликвидировать возникший дефицит на товарных рынках и обеспечить поставку необходимых товаров для населения, прежде всего, лекарственных препаратов, продовольствия и бытовой техники, в том числе используя систему параллельного импорта, избежать крупных финансовых потерь, сумело восстановить обменный курс рубля до докризисного уровня и обеспечить устойчивую работу национальной платежной системы. Перестройка системы государственного управления экономикой

В настоящее время происходит переход к новой модели глобального экономического развития, обладающей новыми качественными чертами. Поэтому органы государственной власти и управления в любой стране мира должны уметь быстро осуществить процесс трансформации и менять курс экономической политики, чтобы приспосабливаться к этим изменениям. Сегодня текущее состояние российской экономики зависит от следующих внешних факторов, которые следует учитывать при выработке мер регулирования экономики:

• структурная перестройка мировой экономики, переходящей на новую (инновационную) технологическую основу;

• антироссийские санкции, введенные коллективным Западом;

• проведение специальной военной операции;

• нарушение логистики и международного сотрудничества;

• ухудшение военно-политической ситуации.

По мнению отечественных ученых, «в таких условиях меняются задачи реализуемой государством экономической политики» [11], что требует трансформации самой модели управления экономическим развитием страны со стороны правительственных структур. Чтобы исправить ситуацию, органам государственной власти и управления в России требуется изменить экономическую модель и сформировать новый взгляд на нее.

Сейчас экономика нашей страны сосредоточена на сырьевых продуктах, которые составляют свыше 2/3 от общего объема экспорта. Президент РФ высказал идею о необходимости смены парадигмы в отечественной экономике: необходим ускоренный переход страны от зависимости от сырья к производству собственной высокотехнологичной и качественной продукции, не уступающим мировым аналогам, с высокой добавленной стоимостью и высоким уровнем переработки. В связи с этим, первостепенная задача экономического развития страны и, пожалуй, самый значимый процесс - это централизованная организация производства в пределах России своими силами.

Тенденция заключается в том, что это отечественное производство любых товаров и услуг становится все более внутренним, избегая внешнеэкономической зависимости от стран-производителей или крупных компаний в любом секторе национальной экономики, а также логистических потрясений, с которыми мы столкнулись. Параллельно с реиндустриализацией новая экономическая модель должна быть наукоемкой.

Отрасли экономики и реальный сектор в России за последние годы претерпели значительные изменения и охарактеризованы расширением инновационного сектора и инвестициями в научные исследования и технологические разработки из-за постоянной необходимости поставлять на рынок большее количество лучших по качеству необходимых обществу товаров и услуг, недостача которых вызвана введением множества санкций, этот факт является особо актуальным. Важная роль в решении данного вопроса отводится политике импортозамещения и развитию всех сфер национальной экономики, первую очередь, авиационно-космического комплекса, оборонно-промышленного комплекса, радио- и микроэлектроники, отраслей тяжелой промышленности, транспортной логистики и информационных коммуникаций.

В результате реализации такого рода политики, как утверждает С.А. Братченко, для «государства важно, чтобы ... действительно повысилась конкурентоспособность российской промышленности» [1]. Кроме того, в последние годы российская экономика претерпела серьезные системные преобразования, прежде всего - цифровые, которые привели к появлению технологических инноваций, направленных на повышение эффективности процессов производства, росту качества товаров и повышению их конкурентоспособности [4, 5]. Есть несколько факторов, которые привели экономику страны к такому позитивному сценарию. Среди них, например, растущий спрос на отечественную продукцию, связанный со стремлением людей улучшить качество своей жизни, а также факторы пандемии и специальной военной операции.

Диверсификация национальной экономики напрямую влияет на ее эффективность, ведь расширение ассортимента производства в рамках предприятия, района, города, административно- территориальной единицы и, наконец, целого государства, безусловно, имеет социальный эффект, выражающийся в обеспечении самых разнообразных потребностей российского общества. Расширение отечественного рынка товаров и услуг также имеет тенденцию влиять на развитие технологий, используемых на производственных линиях не только в какой-то отдельной отрасли экономики, но и на многих предприятиях в смежных областях.

На сегодняшний день традиционными процессами являются серийное производство, требующее больших мощностей и дорогостоящего оборудования, что достигается в крупных компаниях. Тенденция заключается в изменении производственной линии с ожиданиями облегчения работы для новых компаний и стартапов. Вступает в действие непрерывное поточное производство, процессы которого более автоматизированы и производительны, требуют меньших затрат и меньшего времени простоя между партиями поставок сырья и материалов, а также более устойчивы за счет меньшего потребления энергии и сокращения выбросов углекислого и иных парниковых газов.

Кроме того, эти предприятия предназначены для мелкомасштабного производства, что снижает объем инвестирования, необходимый для работы в любом секторе. Эта новая модель экономики, основанная на технологиях Индустрии 4.0, делает производственный процесс более продуктивным и гибким, обеспечивая большую диверсификацию продукции. В модели экономического развития России, предусматривающей не только стабильность, являющейся положительным отражением состояния экономики государства, но и ее устойчивый рост, существенным значением обладает инвестирование средств с целью создания новых инновационных активов и расширения производственных возможностей товаропроизводителей.

Причем данный процесс отличается особенностями, присущими разным отраслям экономики и в зависимости от их специфики. Также органам государственной власти и управления необходимо не только оказывать содействие технологической модернизации отечественных промышленных предприятий, но способствовать активному развитию транспортной инфраструктуры с целью оптимизации логистических цепочек не только внутри нашей страны, но и для осуществления эффективной внешней торговли.

Посредством государственного участия, как отмечает Ю.К. Князев, «с целью структурной адаптации экономики к сегодняшним реалиям будут строиться морские порты, судостроительные верфи, промышленные технопарки, таможенные склады и логистические центры» [6]. Поэтому, учитывая ожидаемые инвестиции и растущий спрос на отечественную продукцию, прогнозы для развития секторов национального хозяйства страны в целом на ближайшие годы высоки.

В современных условиях государственная инвестиционная политика играет особую роль в экономике. Она включает в себя следующие аспекты: наращивание финансового потенциала России для стимулирования инвестиционной активности, оздоровление финансового сектора национальной экономики и осуществление импортозамещения. Также важна роль бюджета развития, который является частью федерального бюджета и одним из источников финансирования инвестиций.

Создание правительством нашей страны необходимых условий для инвестирования и накопления сбережений населением, развитие ипотечного кредитования, формирование благоприятного инвестиционного климата и привлечение зарубежных инвестиций также играют значительную роль. По мнению И.В. Мухоморовой и соавт., «основной задачей формирования инвестиционной политики России в сфере высокотехнологичных отраслей является формирование инвестиционной привлекательности ..., что в условиях санкционных ограничений и ограничений импорта становится крайне актуальным вопросом» [9].

Проводимая Правительством РФ на современном этапе инвестиционная политика во-многом способствует росту инвестиционной активности в нашей стране. Государство содействует созданию подходящей инвестиционной среды, эффективно привлекая иностранные инвестиции (из дружественных стран) и поддерживая отечественных инвесторов. Инвестиционная политика способствует инновационному развитию национальной экономики и созданию новых рабочих мест, прежде всего - высокотехнологичных, с достойной оплатой труда.

В России одной из главных проблем современной промышленности является нехватка квалифицированных работников, таких как инженеры и опытные рабочие, из-за низкого престижа этих профессий. Для того, чтобы решить эту проблему, государству необходимо уделять внимание как воспроизводству человеческого капитала, так и расширению трудового потенциала общества. Это означает, что для увеличения трудоспособности населения общество должно инвестировать в образование, профессиональную подготовку и развитие человеческого капитала. А для ускорения формирования человеческого капитала необходимо создавать условия для активной занятости, развития профессиональных навыков и максимальной реализации трудового потенциала всех членов общества.

Невозможно сосредотачиваться только на одном из этих аспектов, поскольку они тесно взаимосвязаны. Одновременно со стимулированием и управлением необходимо стремиться к социальному прогрессу, так как он является неотъемлемым условием всестороннего развития человеческого капитала. От рациональности формирования «трудовых ресурсов и эффективности их использования зависит уровень производительности труда» [3] и, как следствие, результаты работы всех экономических субъектов, внедрение инноваций и новых технологий, повышение конкурентоспособности страны и экономический рост.

Современной России нужна новая модель государственная управления. Эта модель должна быть более адаптивна, она должна приспосабливаться к быстрым и внезапным изменениям окружающей среды (макрошокам), позволяя быстрее реагировать на постоянно меняющиеся условия хозяйствования. В то же время, она должна решать современные актуальные задачи, а «государственное регулирование . должно быть направлено на решение скопившихся проблем, которые требуют немедленного принятия решений» [2].

Внедрение новой модели государственного управления, направленное на экономическое развитие и стабильность экономики, включает в себя реализацию следующих основных мер:

• способствовать притоку инвестиций из долгосрочных сбережений граждан в экономику;

• улучшить транспортную инфраструктуру страны;

• расширить программы ипотеки для бизнеса;

• расширить налоговые льготы для компаний при покупке российского высокотехнологичного оборудования;

• повысить эффективность и значимость местного самоуправления;

• обеспечить кадровый потенциал в промышленности.

В этой модели важное место отводится международным экономическим отношениям, поскольку именно они определяют, как развивается бизнес, какие новые технологии появляются и какие преимущества открываются для стран. По мнению Ж.А. Мингалевой и Я.Г. Ломоносовой, «для улучшения своей деятельности правительство должно быть хорошо связано с внешним миром . Перенастройка

фокуса в государственном управлении . с внутренней среды на внешние ориентиры объясняется тем, что современный мир характеризуется возросшей множественностью интересов и ценностей, которые необходимо учитывать» [8].

Сегодня ключевой внешней характеристикой экономических перемен является сдвиг в балансе глобальных экономических сил и происходящее движение с Запада на Восток. С глобальным процессом и переоценкой старой системы ценностей изменились международные торговые отношения. Сегодня в России особое внимание уделяется развитию деловых связей с Китаем, а также с Индией и Бразилией, т.е. наблюдается вполне оправданное в современной ситуации усиление внимания во внешнеэкономическом взаимодействии к странам БРИКС.

А.Н. Спартак отмечает, что «курс на более тесное сотрудничество с Китаем объективно становится для России долгосрочной приоритетной задачей» [13], а государства Латинской Америки, как утверждают В.К. Медина Гонсалес и Р.Н. Торо Бельотт, «разделяют ценности многополярного мира и многовекторного сотрудничества. [В этой связи] особую роль во внешнеэкономическом сотрудничестве России . играют крупнейшие торговые партнеры . Аргентина, Бразилия, Эквадор, Мексика и Чили» [7].

Все эти направления новой модели государственного управления взаимосвязаны и влияют на экономическое развитие страны. Сегодня совершенствуется государственная политика, стремясь обеспечить устойчивое развитие российской экономики, поддержку социальных программ и привлечение инвестиций. Это позволяет государству достигать своих стратегических целей и обеспечивать процветание своих граждан. Реализация государственной политики в современной России имеет целью обеспечение экономической стабильности, общественного благополучия и устойчивого развития.

Комплексные меры, включающие обеспечение макроэкономической стабильности, поддержку социальной сферы, рост инвестиционной активности и модернизация отечественных предприятий, развитие экономики и государственный контроль, способствуют достижению этих целей, формированию устойчивой и стабильной ситуации внутри государства.

Заключение

В современном мире появляются не только новые возможности для роста национальной экономики, но и проблемы, которые нужно решать на государственном уровне с целью достижения устойчивого экономического развития. Примечательно, что ни пандемия Covid-19, ни антироссийская санкционная кампания не оказали серьезного влияния на нашу страну. Напротив, сильные резервы государственной власти и взаимные интересы бизнеса, государства и населения дали нам возможность избавиться от негативных тенденций и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

Благодаря своевременно принятым мерам государственной поддержки, на сегодняшний день экономика России достаточно стабильна и в целом справляется со своими задачами, несмотря на сложную геополитическую ситуацию. В настоящее время в России происходит трансформация парадигмы экономического развития, и правительством страны реализуется обновленная государственная программа построения передовой инновационной экономики, которая основывается на собственных технических и финансовых ресурсах, а также ориентируется на внутренний спрос и национальный рынок.

Государством создается единая и привлекательная для большинства россиян экономическая модель, которая позволяет всем социальным группам возможность осознать свое место и перспективы в развивающейся социально-экономической системе. Такая новая экономическая модель позволит значительно укрепить позиции России на мировой арене.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Братченко С.А. Несогласованность целей в государственном управлении // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 6. С. 78-108.

2. Герсонская И.В. Государственное регулирование экономики: эволюция концепций и современные приоритеты в России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. №2 1 (145). С. 54-59.

3. Герсонская И.В., Пахомова Н.Г. Роль экономического анализа в управлении трудовым потенциалом органа муниципальной власти // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 391-399.

4. Институциональная трансформация социально-экономических систем в условиях цифровизации: состояние, тренды, проблемы и перспективы / Вертакова Ю.В., Андросова И.В., Акулова Ю.А. и др. Курск: Университетская книга, 2020. 294 с.

5. Кластеризация цифровой экономики: теория и практика / Асланова И.В., Бабкин А.В., Блажевич О.Г. и др. СПб.: Политех-пресс, 2020. 807 с.

6. Князев Ю.К. Ускорение экономического развития России в 2023 году // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2024. № 1. С. 53-74.

7. Медина Гонсалес В.К., Торо Бельотт Р.Н. Внешнеэкономические отношения России с крупнейшими латиноамериканскими партнерами в условиях антироссийских санкций // Ибероамериканские тетради. 2022. № 10 (3). С. 109-122.

8. Мингалева Ж.А., Ломоносова Я.Г. Трансформация парадигмы государственного управления // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2023. № 3. С. 241-253.

9. Мухоморова И.В., Яровова В.В., Багратуни К.Ю., Губачев Н.Н., Клименкова М.С. Формирование инвестиционной политики России в сфере высокотехнологичных производств // Инновации и инвестиции. 2023. № 5. С. 548-550.

10. Плотников В.А. Перспективы экономического развития в условиях постнормальности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 6 (138). С. 15-21.

11. Плотников В.А., Плотников П.В. Математическое моделирование макроэкономических показателей и его влияние на выработку мер экономической политики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2022. № 2 (52). С. 22-26.

12. Самаков Н.В. Противодействие антироссийским экономическим санкциям 2022-2023 гг. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, № 1. С. 113-119.

13. Спартак А.Н. Переформатирование международного экономического сотрудничества России в условиях санкций и новых вызовов // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 4. С. 9-35.

14. Шишкарева О.М. Провал антироссийских санкций против РФ // На пути к гражданскому обществу. 2023. № 5 (50). С. 96-100.

15. Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р., Зарезнов Д.А. Российская экономика 2023: неизбежное изменения парадигм и прогнозы развития // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023. Т. 12, № 2. С. 144-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.