Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА РОССИИ: ВЫЗОВЫ, НАПРАВЛЕНИЯ НИВЕЛИРОВАНИЯ ИХ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ'

ЭКОНОМИКА РОССИИ: ВЫЗОВЫ, НАПРАВЛЕНИЯ НИВЕЛИРОВАНИЯ ИХ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
838
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / САНКЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АНТИКРИЗИСНЫЕ ПОДХОДЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ряховская Антонина Николаевна

В статье исследуется проблематика развития отечественной экономики в условиях, когда реализация рыночных механизмов ограничена поведением враждебно настроенных стран, в результате чего актуализируются задачи дальнейших научных разработок, поиска антикризисных подходов к развитию национально экономики, ориентированных на обеспечение ее безопасности в соответствии с приоритетными стратегическими интересами России. Целью исследования является анализ предпринятых Правительства РФ мер по обеспечению устойчивого экономического развития и обоснование новых мобилизационных подходов к регулированию российской экономики в условиях коллективных блокирующих санкций Запада. В ходе работы были использованы общенаучные методы, в том числе: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и аналогия, сравнение, сопоставление, историко-логический, интерпретация и др. Сделан вывод о возможности и необходимости усиления антикризисного государственного регулирования отечественной экономики с ее переориентацией на мобилизационную модель и формирование сбалансированного механизма взаимодействия производства и потребления в ключевых отраслях реального сектора с учетом стратегических приоритетов России в современных условиях хозяйствования. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования в области государственного антикризисного управления и при разработке стратегий развития национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN ECONOMY: CHALLENGES AND WAYS FOR LEVELING AND MITIGATION ОF THEIR NEGATIVE IMPACT

The article examines the problems of the development of the domestic economy in non-standard conditions for the formation of market relations, when the implementation of market mechanisms is limited by the total non-market behavior of hostile countries, that is why the tasks of further scientific developments aimed at developing new anti-crisis approaches to the development of the Russian economy are updated and focused on ensuring national economic security in response to new challenges and threats in accordance with highly prioritized strategic national interests. The purpose of the study is to analyze the measures taken by the Government of the Russian Federation to ensure sustainable economic development and to substantiate new anti-crisis mobilizational approaches to regulating the Russian economy in the context of blocking total sanctions of the collective West. The research process was based on a set of general scientific methods, including analysis and synthesis, induction and deduction, generalization and analogy, methods of comparison, matching, historical and logical method, interpretation, and others. It is concluded that it is possible and necessary to strengthen anti-crisis state regulation of the economy with its reorientation to a mobilization economic model and the formation of a balanced mechanism for the interaction of production and consumption in key sectors of the real sector of the Russian economy, taking into account Russia’s strategic priorities in modern business conditions. The practical significance of the results of the study lies in the possibility of their use in the field of state anti-crisis management and the development of strategies for the development of the national economy.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА РОССИИ: ВЫЗОВЫ, НАПРАВЛЕНИЯ НИВЕЛИРОВАНИЯ ИХ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

(CC)

DOI: 10.26794/2304-022X-2023-13-1-20-31 УДК 338.242(045) JEL O11, О20

Экономика России: вызовы, направления нивелирования их негативного воздействия

А. Н.Ряховская

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется проблематика развития отечественной экономики в условиях, когда реализация рыночных механизмов ограничена поведением враждебно настроенных стран, в результате чего актуализируются задачи дальнейших научных разработок, поиска антикризисных подходов к развитию национально экономики, ориентированных на обеспечение ее безопасности в соответствии с приоритетными стратегическими интересами России. Целью исследования является анализ предпринятых Правительства РФ мер по обеспечению устойчивого экономического развития и обоснование новых мобилизационных подходов к регулированию российской экономики в условиях коллективных блокирующих санкций Запада. В ходе работы были использованы общенаучные методы, в том числе: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и аналогия, сравнение, сопоставление, историко-логический, интерпретация и др. Сделан вывод о возможности и необходимости усиления антикризисного государственного регулирования отечественной экономики с ее переориентацией на мобилизационную модель и формирование сбалансированного механизма взаимодействия производства и потребления в ключевых отраслях реального сектора с учетом стратегических приоритетов России в современных условиях хозяйствования. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования в области государственного антикризисного управления и при разработке стратегий развития национальной экономики. Ключевые слова: национальная экономика; санкции; экономическая безопасность; антикризисные подходы к государственному регулированию; стратегическое планирование; мобилизационная экономическая модель

Для цитирования: Ряховская А. Н. Экономика России: вызовы, направления нивелирования их негативного воздействия. Управленческие науки. 2023;13(1):20-31. DOI: 10.26794/2304-022X-2023-13-l-20-31

The Russian Economy: challenges and Ways for Leveling and Mitigation оf their Negative impact

The article examines the problems of the development of the domestic economy in non-standard conditions for the formation of market relations, when the implementation of market mechanisms is limited by the total non-market behavior of hostile countries, that is why the tasks of further scientific developments aimed at developing new anti-crisis approaches to the development of the Russian economy are updated and focused on ensuring national economic security in response to new challenges and threats in accordance with highly prioritized strategic national interests. The purpose of the study is to analyze the measures taken by the Government of the Russian Federation to ensure sustainable economic development and to substantiate new anti-crisis mobilizational approaches to regulating the Russian economy in the context of blocking total sanctions of the collective West. The research process was based on a set of general scientific methods, including analysis and synthesis, induction and deduction, generalization and analogy, methods of comparison, matching, historical and logical method, interpretation, and others. It is concluded that it is possible and necessary to strengthen anti-crisis state regulation of the economy with its reorientation to a mobilization economic model and the formation of a balanced mechanism for the interaction of production and consumption in key sectors of the real sector of the Russian economy, taking into account Russia's strategic priorities in modern business conditions. The practical significance of the results of the study lies in the possibility of their use in the field of state anti-crisis management and the development of strategies for the development of the national economy. Keywords: national economy; sanctions; economic security; anti-crisis approaches to state regulation; strategic planning; mobilization economic model

For citation: Ryakhovskaya a. N. The Russian еconomy: challenges and ways for leveling and mitigation of their negative impact. Management sciences. 2023;13(1):20-31. DOI: 10.26794/2304-022X-2023-13-1-20-31

© Ряховская А. Н., 2023

A. N. Ryakhovskaya

Financial University, Moscow, Russia

abstract

введение

В последние годы экономика России подвергалась беспрецедентному негативному воздействию, связанному с финансовый кризисом 2007-2009 гг., секторальными санкциями после 2014 г., неблагоприятным влиянием пандемии COVID-19 в 2020-2022 гг., противостоянием России и недружественных стран Запада. Масштабные изменения международной экономической системы, рост рисков нестабильности мирового развития сформировали новые вызовы, усиливая уязвимость отечественной экономики, и поставили задачи по формированию экономической политики России на принципах суверенизации с акцентом на сотрудничество с новыми регионами. Роль государства в развитии рынка в настоящее время возрастает, что проявляется в его регулировании с применением стимулов, способствующих устранению системных недостатков и нивелированию угроз национальной безопасности.

Новые проблемы и вызовы российской экономики находят отражение в научных работах: авторы актуализируют эти вопросы, в том числе раскрывают общие принципы системной трансформации и перехода экономики страны на путь эволюционного устойчивого развития [1], рассматривают возможности России для построения нового индустриального общества [2], изучают влияние преобразовательных процессов миропорядка на хозяйственные связи [3], исследуют формирование мобилизационной экономики как ответ на тотальные санкции [4], переосмысливают значимость сырьевой направленности экономики в обеспечении ее устойчивости [5], определяют ключевые антикризисные функции государства для обеспечения ее устойчивого развития [6]. В последние годы среди людей науки популярна более узкая тематика исследований — экономическая политика на фоне кризиса «Пандемия 2020» [7, 8] и ее перспективы в условиях цифровизации [9, 10]. Изучение трудов авторитетных ученых-экономистов показывает, что современная теория и практика нуждаются в изысканиях и разработках, целью которых является выработка новых антикризисных походов к развитию экономики России, ориентированных на обеспечение национальной экономической безопасности и социально-экономический рост в условиях тотального нерыночного поведения

недружественных стран. Автором статьи раскрыты основные меры Правительства РФ по обеспечению устойчивого экономического развития; исследованы кризис-образующие факторы российской экономики на современном этапе хозяйствования, проанализирована динамика ее ключевых показателей в период проведения специальной военной операции; выработаны предложения касательно новых антикризисных подходов к ее регулированию в ответ на новые экономико-политические реалии; исследованы возможности применения опыта развития Китая для совершенствования экономических процессов в условиях санкционных ограничений «коллективного Запада».

В процессе работы применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и аналогия, сравнение, сопоставление, историко-логический, статистический, интерпретация и др., использовались стратегические плановые документы Правительства РФ, современные научные публикации ученых-экономистов, справочные и аналитические материалы российских, зарубежных и международных организаций, а также результаты эмпирических исследований, выполненных при участии автора.

результаты исследования

Анализ текущего состояния экономики РФ

Российская Федерация в 2022 г. столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением со стороны враждебных стран, которые активизировали политические нерыночные инструменты в стремлении разрушить суверенитет ее национального экономического пространства. Внешние угрозы в силу своей системности порождают опасность возникновения внутренних, в результате чего проявились новые вызовы, относящиеся к экономической безопасности страны; изменился состав проблем и интенсивность их воздействия на различные сектора и отрасли хозяйствования. Это породило дисбалансы, которые не могут быть урегулированы рынком без вмешательства государства.

Результаты анализа состояния российской экономики и влияния различных факторов на низкую эффективность ее функционирования свидетельствуют о том, что в последние годы «против нас развязана настоящая экономическая

война»1, в ходе которой недружественные страны пытаются выдавить Россию из международных хозяйственных связей, «запустив процессы деградации и распада нашей экономической системы» посредством глобальной блокады финансового, технологического, экономического, политического, торгового, транспортного, гуманитарного и иных важнейших направлений»2.

При этом следует отметить, что стагнация экономики РФ продолжается более 10 лет, на протяжении которых мы все больше отстаем от среднемировых показателей по большинству социально-экономических параметров. В глобальном рейтинге инноваций по результатам 2021 г. Россия располагалась на 45-м месте рейтинга между Индонезией и Вьетнамом3.

Положение усугубляется тем, что в основе функционирования экономики нашей страны лежит импорт машин и оборудования, современных технологий, несовершенная денежно-кредитная система, основанная на финансовом господстве доллара и другие неблагоприятные факторы, способствующие ухудшению социально-экономической составляющей.

Значительное негативное влияние на кризисное состояние экономики оказывает жесткая привязка к внешним рынкам капитала и ценам на нефть, низкая конкурентоспособность, правовая незащищенность малого и среднего бизнеса, слабая эффективность функционирования госпредприятий и институтов, стагнирующие доходы и платежеспособный спрос, высокий уровень инфляции, значительный рост потребительских цен и, как следствие, увеличение численности бедного населения, увеличение масштабов закредитованности граждан, что приводит к снижению платежеспособного спроса.

Усугубляют вышеописанные явления падение объемов импорта и экспорта (ввиду введения антироссийских санкций), разрыв логистических цепо-

1 Стенограмма: Отчет Михаила Мишустина в Госдуме о работе правительства. Российская газета. 07.04.2022. URL: https://rg.ru/2022/04/07/stenogramma-otchet-mihaila-mishustina-v-gosdume-o-rabote-pravitelstva.html- (дата обращения: 01.10.2022).

2 Белоусов заявил о провале планов Запада по глобальной блокаде экономики РФ. Интрефакс. URL: https://www. interfax.ru/business/834715 (дата обращения: 26.09.2022).

3 Россия поднялась на 45-е место в глобальном рей-

тинге инноваций. ТАСС. 20.09.2021. URL: https://tass.ru/ ekonomika/12456101 (дата обращения: 26.09.2022).

чек, потери источников комплектующих и рынков сбыта, так как основа антироссийской политики западных стран — это ярко выраженный вектор на ускоренный отказ от всего российского.

государственные антикризисные меры по поддержке российской

экономики

Учитывая деструктивное влияние указанных факторов, необходимо иметь в виду, что они в конечном итоге представляются в некоторой степени положительными, так как усиленная ориентация на экспорт с огромной вероятностью приводит к значительному росту экспортоори-ентированных предприятий и отраслей, затем к их стагнации и в результате — к ликвидации. В этой связи в настоящее время важнейшей задачей Правительства РФ является активизация российского рынка, увеличение внутреннего спроса, в том числе за счет повышения платежеспособности населения страны путем обеспечения справедливого базового дохода. Только за последнее время Правительственной комиссией по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций принят ряд системных антикризисных мер, таких, как защита внутреннего рынка продовольствия, докапита-лизация «РЖД», авиакомпаний (за счет средств Фонда национального благосостояния), региональных фондов развития промышленности; легализация параллельного импорта, мониторинг льготных программ кредитования бизнеса, ограничение на вывоз товаров и оборудования, дополнительная поддержка регионов в условиях внешних санкций и др4. Перечисленные шаги способствуют успешному решению текущих задач и поддержке экономики, что подтверждается статистическими данными, свидетельствующими о сохранении ее относительной стабильности в условиях санкционной атаки стран Запада в период проведения специальной военной операции (см. таблицу).

Следует отметить, что в России реализация с 2012 г. процесса глобального импортозамещения

4 Меры Правительства по повышению устойчивости экономики и поддержке граждан в условиях санкций. Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/ sanctions_measures/ (дата обращения: 02.10.2022).

Таблица / Table

Основные экономические показатели Российской Федерации относительно соответствующего периода (месяца, квартала) 2021 г. / The main economic indicators of the Russian Federation relative to the corresponding period (month, quarter) of 2021

Показатель / Index 2022 г.

март апрель май июнь июль август сентябрь

1. Индекс промышленного производства 102,3 97,4 97,6 97,6 99,5 99,9 96,9

1.1. Добыча полезных ископаемых 106,6 97,2 97,8 101,4 100,9 101,0 98,2

1.2. Обрабатывающая промышленность 99,3 97,0 96,5 95,3 98,9 99,2 96,0

2. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах 103,0 103,2 102,2 102,1 100,8 109,1 106,7

3. Индекс потребительских цен, % 116,7 117,8 117,1 115,9 115,1 114,3 113,7

4. Уровень безработицы, % 4,1 4,0 3,9 3,9 3,9 3,8 3,9

5. Реальные располагаемые денежные доходы (поквартально в % к соответствующему кварталу 2021 г.) 98,8 х х 99,2 х х 96,6

Источник/Source: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики «Краткосрочные экономические показатели - 2022 г.». URL: https://gks.ru/bgd/regl/b22_02/Main.htm / compiled by the authors based on the data of the Federal State Statistics Service "Short-term economic indicators - 2022".

(с учетом введения в последующие годы комплекса антироссийских санкций) принесла определенные положительные результаты, однако их оказалось недостаточно, и потребовалось принятие краткосрочной и вынужденной меры — организации параллельного импорта. Ее необходимость обусловлена недостаточностью компонентной базы для развития предприятиями собственного производства, невозможностью прямых поставок из недружественных стран. Параллельный импорт неизбежен и подразумевает на первоначальном этапе внедрения удорожание импортных товаров в некоторых секторах. Впрочем, в перспективе будет наблюдаться и снижение цен на многие изделия потребительского спроса при их замещении на отечественные или азиатские аналоги — некоторые из них, не имевшие ранее доступа в насыщенные высококонкурентные ниши (занятые европейскими производителями), уже получили возможность выхода на российский рынок и появились на полках магазинов и на маркетплейсах.

При этом флагманами политики импорто-замещения России в настоящее время должны быть Минобрнауки и Минпросвещения, перед специалистами которых совместно с вузовским

и научным сообществом стоит задача уточнения потребности в конкретно кадровом потенциале субъектов рыночной экономики с соответствующей корректировкой уже реализуемых программ их подготовки и разработки новых.

Анализируя множество параметров антироссийских санкций, направления нивелирования или минимизации их негативного влияния на экономику государства, следует учитывать недостаточную проработанность и обоснованность последних ввиду того, что большинство государственных ведомств и ключевых участников рынка не публикуют на постоянной основе статистические данные о результатах функционирования промышленности, производственных и иных секторов экономики, а также негативные параметры их деятельности, в том числе перечень отсутствующих комплектующих, невозможность применения ранее использованных технологий и т.д. Вместе с тем четкое знание реальных возможностей субъектов бизнеса, наличие перечня недостающих для обеспечения выпуска конечной продукции комплектующих поможет научному и вузовскому сообществу сделать акцент в своих разработках именно на них и стать основой стратегического

планирования и активной промышленной политики в рамках современной рыночной системы.

особенности стратегического планирования на современном этапе

Целесообразность внедрения стратегического планирования в экономическую систему России обусловлена необходимостью определения долговременных целей, расчета величины выделяемых государством финансовых и иных ресурсов, утверждения конкретного перечня государственных органов и лиц, ответственных за реализацию плана с утверждением обязательных к выполнению заданий.

Особое значение в рамках применения системы стратегического планирования необходимо уделить частному бизнесу с законодательным установлением четких правил, стимулирующих его на развитие деятельности: предусмотреть уменьшение налогового бремени, представление доступных по цене кредитов, государственных инвестиций, государственного заказа (с соответствующим снижением уровня бюрократизации, сокращением отчетности, уменьшением числа проверок), оказание помощи в обеспечении кадрами соответствующей квалификации, транспортными средствами, а также поощрять повышение социальной ответственности частного бизнеса, развитие социального партнерства с участием его работников.

Что касается доступности заемных финансовых ресурсов для нужд реальных секторов экономики, то следует иметь в виду, что банковские кредиты оформляются в основном для покрытия операционных расходов бизнеса. Реальное им-портозамещение требует организации и развития собственного производства, что возможно в том числе за счет государственного финансирования через соответствующие институты развития.

В целях повышения результативности принимаемых государством антикризисных мер и эффективности стратегического планирования целесообразным представляется создание координационного центра на основе идеи Госплана5

5 Русских предложил внедрить в России «цифровой го-

сплан». ИА Улпресса. 14.08.2022. URL: https://ulpressa. ru/2022/08/14/русских-предложил-внедрить-в-россии/ (дата обращения: 23.11.2022).

и современных принципов цифрового развития. Указанное предложение особенно актуально в условиях действия антироссийских санкций, когда актуализированная модель Госплана может решать несколько задач, в том числе:

• определять общую для государства потребность (текущую и перспективную) в конкретных комплектующих, различных изделиях и материалах;

• обеспечивать поддержание производственных связей между субъектами рыночных отношений на долгосрочной основе;

• гарантировать существование определенной перспективы для реализации произведенной продукции (оказания запланированных услуг);

• формировать возможные и расширять действующие логические каналы на южном и восточном направлениях, что требует не только значительных финансовых вложений, но и политической поддержки, а также управленческого сопровождения с соответствующей координацией и планированием.

Следует отметить, что идея Госплана применительно к современной ситуации призвана соединить все лучшее в функционировании этого мощного государственного учреждения советских времен с достижениями цифровизации, т.е. это не просто возрождение Госплана, а создание на современной технической базе стратегического органа с возможностями успешно зарекомендовавшего себя межотраслевого баланса для формирования «виртуальной экономической реальности» [11]. Поэтому тех недостатков, за которые Госплан критиковался в свое время со стороны научного сообщества (когда при наличии дефицита ряда товаров наращивался выпуск невостребованной продукции), легко будет избежать. В данном случае примечателен пример Китая, где роль цифрового Госплана в настоящее время выполняет Государственный комитет по реформам и развитию, а также отечественный опыт деятельности Восточного центра современного государственного планирования («Востокгосплана»), подведомственного Министерству РФ по развитию Дальнего Востока.

Предлагаемый к созданию в России Госплан может быть охарактеризован как цифровой: такие современные технологии, как искусственный интеллект, блокчейн, бигдата позволяют на базе значительного объема данных строить сложнейшие модели, планы и прогнозы на основе работаю-

щей в реальном времени цифровой платформы: на нее поступают первичные сведения обо всех транзакциях, перемещениях капиталов, товаров, рабочей силы, услуг, что позволяет формировать в полном объеме необходимую информацию о всех событиях в экономике страны, технологических решениях, используемых мощностях; преобразовывать установленные на уровне государства цели в конкретные отраслевые или региональные планы. Вместе с тем коммерческая составляющая экономических отношений сохраняется, что возможно в условиях государственного планирования, которое при применении цифровых инструментов делает коммерческие поставки обоснованными и прозрачными.

Условием возрождения Госплана в новом облике является соответствующее политическое решение, в частности озвученное по предложению губернатора Ульяновской области А. Русских на пленарном заседании Межрегионального форума по внедрению Регионального инвестиционного стандарта в августе 2022 г.: внедрении «Цифрового Госплана», по мнению главы региона, «поможет промышленности оперативно отвечать на современные экономические вызовы, даст конкретные цифры по общему объему потребности в импортозаме-щении, исключит риски сжигания инвестресурсов и дублирования продукции»6.

Совершенствование механизма государственного регулирования требуется и в отношении государственных корпораций с изменением ориентации их деятельности на интересы государства и общества, повышением уровня социализации и использованием полученной природной ренты от национализированных природных ресурсов в интересах российского общества.

Важным представляется четкое определение целей долгосрочного стратегического планирования со снижением значимости стоимостных валовых результатов, в том числе величины ВВП, полученной прибыли, так как, по мнению мирового и российского научного сообщества, главной целью государства должно быть обеспечение развития его экономики, решение экологических и социальных проблем с уделением особого внимания населению

страны по части стимулирования роста его доходов, усиления контроля за ростом потребительских цен. Решение указанных насущных проблем требует не только значительных финансовых ресурсов, но и новаторских административных решений.

мобилизационная экономическая модель: ее черты и особенности

Нынешняя санкционная атака на политико-экономическую систему и финансовый потенциал России на фоне макроэкономического кризиса и разрушения западной однополярной англосаксонской экономической модели ультраглоба-листского мирохозяйствования преследует цель изоляции экономики РФ от мировой системы, разрушения ее суверенитета. Поэтому рассчитывать на рыночную самоорганизацию в этих условиях на принципах классической экономической теории не только легкомысленно, но и крайне опасно. В этой связи представляется целесообразным согласиться с предложениями ученых, указывающими на необходимость перехода на мобилизационную экономическую модель развития, базирующуюся на использовании внутренних ресурсов в оборонной, социально-экономической, идеологической, внешнеполитической сферах, которые в особых условиях могут быть срочно задействованы для повышения национальной безопасности страны [12]. Как экономическая категория мобилизационная модель не является новой (концептуальной) для научного сообщества и экономической практики7, но применительно к специфике сегодняшней российской ситуации тем не менее требует уточнения понятийного аппарата, анализа статистических данных, обобщения мирового опыта ее применения и адаптации к реальным условиям и приоритетным стратегическим задачам.

Таким образом, необходимость обеспечения национальной безопасности государства в условиях попыток экономической блокады со стороны «коллективного Запада» и появление новых задач в связи с обеспечением потребностей специальной военной операции, начавшейся 24 февраля

6 Русских предложил внедрить в России «цифровой госплан». ИА Улпресса. 14.08.2022. URL: https://ulpressa. ru/2022/08/14/русских-предложил-внедрить-в-россии/ (дата обращения: 23.11.2022).

7 России нужна мобилизационная экономика с рыночным инструментарием. URL: https://glazev.ru/articles/165-interv-ju/105820-rossii-nuzhna-mobilizatsionnaja-jekonomika-s-rynochnym-instrumentariem (дата обращения: 20.11.2022).

2022 г., влечет за собой реализацию современных антикризисных мобилизационных подходов к государственному управлению:

1) в области внутренней экономической политики:

• усиление роли государственного регулирования в обеспечении суверенизации национальной экономики путем частичной национализации предприятий — носителей научно-технического прогресса в России;

• внедрение системы государственного сбалансированного планирования (на основе актуализированной модели Госплана) на базе современных цифровых технологий;

• повышение роли государства в предупреждении банкротства, реализация судебных организационно-правовых процедур банкротства предприятий ОПК; недопущение банкротств предприятий ВПК, повышение доли реабилитационных процедур и их стимулирования, введение внешнего управления в организациях, прекративших бизнес в России;

• развитие национальных инновационных технологий, приоритетное направление материальных и финансовых ресурсов в сферы, обеспечивающих национальную безопасность;

• ускорение деофшоризации экономики, прежде всего отраслей стратегического назначения и жизнеобеспечения населения, предотвращение вывоза капитала из страны;

• совершенствование систем формирования кадрового резерва и государственного контроля за исполнительской дисциплиной на всех уровнях управления и повышение уровня открытости бюджетных расходов на обеспечение полномочий федеральных государственных органов;

• активизация научно-исследовательских работ в виде прикладных исследований, направленных на повышение эффективности экономики и научно-технического потенциала России;

• введение принципа экстерриториальности для законов РФ;

• наращивание отечественного производственного потенциала для обеспечения функционирования государства в новых условиях: от спутниковых группировок, систем РЭБ до одежды и предметов гигиены;

• обеспечение устойчивого превышения динамики роста доходов граждан над темпами инфляции, снижение экономического неравенства

населения, сохранение неизменными социальных приоритетов России: семья, дети, здоровье и образование;

2) в области внешней экономической политики:

• переориентация вектора внешнеторговых отношений на развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами вне контура недружественных государств;

• дальнейшее выдавливание недружественных стран из их бывших колоний (Мали, ЦАР, Буркина-Фасо) и вовлечение их в интеграционные объединения (БРИКС+);

• активное продвижение экспортно-технического сотрудничества с государствами Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии;

• введение новых расчетных единиц в международной торговле и систем передачи межбанковской информации внутри стран БРИКС, Евразийского союза и др.;

• приостановление членства России в ВТО, сотрудничества с МВФ и Всемирным банком;

• замораживание иностранных активов на территории РФ до момента разморозки российских в иностранных юрисдикциях (ответная конфискация иностранных активов в случае конфискации российских);

• введение запрета на защиту интеллектуальной собственности и авторских прав субъектов из недружественных государств, введение льготного режима и стимулирующего механизма для ввоза в РФ высокотехнологичных и инвестиционных товаров из дружественных стран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимость и целесообразность коренного изменения антикризисной политики России, ее переориентация на мобилизационную модель развития, особенность которой (в условиях концентрации внешних кризис-образующих факторов вне контура рыночных отношений) заключается в решении двуединой экономической задачи: обеспечение обороноспособности страны и социально-экономической стабильности с переключением производства на внутренний рынок, формированием сбалансированного механизма взаимодействия производства и потребления в ключевых отраслях реального сектора с учетом стратегических приоритетов страны в современных условиях хозяйствования позволит на длительной дистанции обеспечить устойчивый рост экономики.

С учетом важности всех аспектов проблемы обеспечения безопасности государства базисная роль отводится ее экономической составляющей, поскольку производство, распределение и потребление товаров и услуг (работ) является первичным для всех сфер общественной жизни, гарантируя жизнеспособность общества; мобилизационный тип развития экономики (как особая форма антикризисного государственного регулирования) выступает компенсаторным механизмом деструктивного антирыночного влияния негативных тенденций в экономике. Законодательные, экономические и административные антикризисные регуляторы мобилизационного типа позволят нейтрализовать или свести к минимуму воздействие сложного комплекса внешних угроз экономической безопасности России, повысить устойчивость функционирования всех отраслей народного хозяйства, целостность внутриэкономического пространства страны, сохранить социально-экономическую и политическую стабильность, способствовать росту качества жизни российских граждан.

Успешная реализация мобилизационного типа развития экономики возможна лишь в случае обеспечения устойчивого роста доходов населения. Правительством России в этом направлении осуществляются некоторые шаги в поддержку граждан, в том числе увеличение размера пособия по безработице, материнского капитала, одноразовой поддержки малообеспеченных семей, индексации пенсий неработающих пенсионеров. Однако это меры временного характера с невысокой эффективностью, о чем свидетельствует рост числа бедного населения страны.

Оценивая последствия санкционной политики Запада, следует отметить, что ее реализация в отношении РФ служит поводом отказаться от рынка ЕС — нашего основного торгово-экономическим партнера. При этом десятки стран мира, экономика которых характеризуется как растущая, испытывают потребность в технологиях, логистических решениях, а не только в энергоносителях, минеральных удобрениях, продовольствии и т.д.

В этой связи, как уже отмечалось, важнейшей перспективой для нас является эффективное освоение рынка ЕАЭС.

Однако, решая комплекс задач импортозаме-щения, стабилизации экономики РФ, обеспечения ее устойчивого функционирования и развития, необходимо проработать вопросы финансового

обеспечения, в том числе с использованием средств Фонда национального благосостояния, а также инструмента целевой эмиссии, предусматривающего адресный выпуск денежных средств под реализацию конкретных проектов, поддержку определенных отраслей и производств на основе решений уже упомянутого выше Госплана. Обосновывая необходимость обеспечения экономического роста, отметим, что в этом случае речь идет не только о достижении запланированных показателей, но и о взаимодействии России с остальным миром, экономиками дружественных стран.

При изучении зарубежного опыта стабилизации и развития национальных экономик наиболее показательным представляется опыт КНР, отличительными чертами которой в конце 80-х гг. прошлого века были:

• бедность и нищета основной массы населения;

• историческая отсталость экономики;

• далекое от первого место в мировой геополитике, недостойное многотысячной истории страны.

Анализируя комплекс предпринятых на уровне правительства Китая антикризисных мер, следует отметить, что их основной задачей являлось искоренение условий для нищеты с принятием социальных программ «Семилетний план избавления от бедности 80 млн чел. (1994-2000 гг.)»8, «Программа развития китайской деревни и избавление ее от бедности (2001-2010 гг.)»9 с ее продлением на 2011-2020 гг. Их эффективная реализация позволила в 2021 г. официально объявить о преодолении бедности в стране.

Основным направлением борьбы с бедностью в КНР было увеличение доходов населения посредством решения следующих задач:

• введение прогрессивной ставки подоходного налога и необлагаемого налогом минимума;

• обеспечение свободного доступа к обязательному массовому образованию и медицинскому обслуживанию;

8 Полный текст Белой книги «Действия по ликвидации бедности и прогресс в сфере прав человека Китая». Russian.news.cn. URL: http://mssian.news.cn/china/2016-11/08/c_135814199.htm (дата обращения: 02.10.2022).

9 Китай: новый прогресс в освоении сельской местности и избавлении ее от бедности. URL: http://www.kitaichina. com/se/txt/2012-01/05/content_418639.htm (дата обращения: 02.10.2022).

• создание дополнительных рабочих мест (за 5 лет их было создано 60 млн, что обеспечило занятость населения;

• обеспечение всех сел в бедных районах системой электроснабжения, телефонной связью, высокоскоростным интернетом, кабельным телевидением, дорогами с твердым покрытием;

• реконструкция ветхого и аварийного жилья.

Указанный комплекс мер позволил в значительной степени повысить внутренний спрос, что способствовало развитию экономики государства.

В последние годы КНР создает систему социалистической рыночной экономики высокого уровня путем реализации принципа «общественной формы собственности как основы при совместном развитии экономик многих форм собственности» [13, 14]. При этом, если прежняя национальная стратегия Китая базировалась на использовании внешних ресурсов и рынков, то в последние годы в условиях сложившейся за рубежом тенденции на деглобализацию и усиление протекционизма Китай придерживается концепции «двух контуров», которая устанавливает приоритет внутреннего контура воспроизводства над внешним [15, 16].

Использования Россией опыта КНР в высшей степени целесообразно, поскольку Китаем в последние десятилетия был продемонстрирован беспрецедентный пример догоняющего и опережающего развития во всех отраслях экономики. За последние 20 лет его валовой внутренний продукт увеличился в 13 раз10, а средний годовой рост ВВП составил 8,68%11. Особенно впечатляющим эти цифры выглядят по сравнению с «потерянными десятилетиями» нулевого и около-нулевого роста и стагнации экономики Японии12, которая в 80-е гг. вырвалась в мировые экономические лидеры (после США), а теперь уже уступает Китаю, Индии, опустившись на 4-е место по ВВП (с уче-

10 ВВП Китая по годам: 1980-2022. URL: http://global-finances.ru/vvp-kitaya-po-godam/ (дата обращения: 20.11.2022).

11 National Bureau of Statistics of China. URL: http://www. stats.gov.cn/was5/web/search?channelid=250710&andsen=Co mmuniqu%C3%A9+on+the+Fourth+National+Economic+Cens us&x=9&y=11 (дата обращения: 20.11.2022).

12 ВВП Японии по годам: 1980-2022. URL: http://global-finances.ru/vvp-yaponii-po-godam/?frp=aHR0cDovL2dsb2Jhb C1maW5hbmNlcy5ydS92dnAteWFwb25paS1wby1nb2RhbS8-&instream= (дата обращения: 20.11.2022).

том паритета покупательной способности), где ей уже наступают на пятки Германия и Россия. Многие экономисты сетуют, что Китай сделал то и стал тем, кем мог бы стать СССР, если бы не был допущен его развал и с последующим трофейным разграблением и освоением «гиенами» западного глобалистского проекта, провозгласившими себя победителями в холодной войне.

Учитывать опыт Китая по отдельным направлениям развития социально-экономической политики может быть полезно для отечественной науки и практики в условиях мобилизационной модели экономики — например, меры по решительной борьбе с коррупцией и по реализации концепции «двух контуров», практику деятельности Государственного комитета по реформам (как аналога цифрового Госплана), шаги, предпринятые для превращения отраслей высоких технологий в ведущие сферы народного хозяйства.

Еще одним важным направлением стабилизации отечественной экономики является обеспечение гарантированного пространственного развития с учетом реальных возможностей различных регионов, исключая внедренное либеральными «экономистами» правило о преимущественном проживании население России в XXI в. в крупных городах, что требует, по их утверждению, срочного развития агломераций. Следование данной политике привело к тому, что в нашей стране в настоящее время численность городского населения составляет более 75% от общего числа жителей (с соответствующим ростом городов-миллионников).

В рамках реализации указанного правила в последние годы разрабатываются планы, связанные с появлением «Казанско-Нижегородской», «Ека-теринбургско-Пермской» и других агломераций. При этом естественным представляется, что увеличение количества крупных городов повышает возможности обеспечения достойного качества жизни населения, привлечения в агломерации экономически активной его части, что обусловлено концентрацией финансовых, технических, производственных, социальных и иных ресурсов.

В результате значительные территории тотально обезлюдиваются: за последние 25 лет в России исчезли порядка 30 тыс. сел и деревень, а в настоящее время в 75 тыс. сел и деревень проживают от 1 до 25 чел.

Указанные крайне негативные факторы, в значительной степени снижающие стратегическую устойчивость развития российской экономики, ее социализацию, разрушающие человеческие отношения, приводят к примитивизации экономических параметров. Требуется незамедлительное гармоничное пространственное развитие РФ с учетом возможностей конкретных территорий, что реально осуществить на базе эффективного использования современных информационных технологий, цифрового Госплана. Таким образом можно решить целевые, четко обоснованные проблемы развития отдельных производств, объектов жизнедеятельности, передвижения трудовых и финансовых ресурсов, грузов, иных проблем в регионах и городах.

В связи с этим важнейшей задачей государственной экономической политики в настоящее время является разработка комплекса мер по повышению качества жизни на всей территории России за счет экономического роста и создания различных производств, решения иных вопросов с соответствующим механизмом контроля достижения результатов. При этом развитие сельских территорий в значительной степени обеспечит увеличение промышленного производства (ввиду роста потребности в машинах, тракторах и другой сельскохозяйственной техники и оборудования), а также создание соответствующих заводов

по переработке сельхозпродукции, ее фасовке и упаковке.

выводы

Исследование показало, что проблематика развития отечественной экономики в нестандартных условиях формирования рыночных отношений, когда реализация хозяйственных механизмов ограничена тотальным нерыночным поведением враждебных стран, актуальна и значима для выработки ответа на новые вызовы и угрозы экономической безопасности России. Автором обоснована целесообразность реализации мобилизационной экономической модели развития как технологии антикризисного государственного регулирования в особых условиях.

В исследовании обозначены первоочередные меры антикризисной мобилизационной модели государственного управления в области внутренней и внешней экономической политики.

Современные вызовы и кризисные проявления в мировой и российской экономике при тотальном санкционном давлении, связанным с геополитическими интересами западных стран диктуют необходимость модификации экономической политики страны, реализация которой становится решающей предпосылкой для сохранения суверенитета экономики России.

список источников

1. Клейнер Г. Б. Системная экономика: шаги развития. М.: Научная библиотека; 2021. 746 с.

2. Смородинская Н. В., Катуков Д. Д. Шансы выхода России на рынки Индустрии 4.0 через улучшение своих позиций в распределенном производстве. Журнал Новой экономической ассоциации. 2022;(1):223-231. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-53-1-12

3. Минакир П. А. Мировая экономика: идеальный шторм. Пространственная экономика. 2022;18(2):7-37. DOI: 10.14530^е.2022.2.007-037

4. Винслав Ю. Б. Мобилизационная экономика как технология государственного управления в условиях тотальных санкций. Российский экономический журнал. 2022;(4):4-29. DOI: 10.33983/01309757-2022-4-4-29

5. Беляев М. К. Экономика России: сырьевая — значит, устойчивая. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022;13(1):138-144. DOI: 10.18184/2079-4665.2022.13.1.138-144

6. Ряховская А. Н., Волков Л. В., ред. Развитие антикризисного управления в условиях глобальной трансформации. М.: Кнорус; 2021. 208 с.

7. Акиндинова Н. В., Бессонов В. А., Пухов С. Г., Сафонов И. Н., Смирнов С. В. Инфляционные вызовы периода пандемии и санкций. Уроки для будущего. Вопросы экономики. 2022;(5):5-25. DOI: 10.32609/0042-8736-2022-5-5-25

8. Кочетков Е. П. Антикризисная эффективность государственной поддержки бизнеса в условиях пандемии коронавируса: эмпирический анализ. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022;13(1):73-93. DOI: 10.18184/2079-4665.2022.13.1.73-93

9. Дементьев В. Е. Перспективы России при цифровом доминировании Китая и США. Проблемы прогнозирования. 2022;(4):6-17. DOI: 10.47711/0868-6351-193-6-17

10. Дудин М. Н., Шкодинский С. В. Тенденции, возможности и угрозы цифровизации национальной экономики в современных условиях. Экономика, предпринимательство и право. 2021;11(3):689-714. DOI: 10.18334/epp.11.3.111785

11. Лукин Е. В. О роли межотраслевого баланса в государственном регулировании экономики. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017;10(3):41-58. DOI: 10.15838/ esc.2017.3.51.2

12. Воронин Ю. Переход страны к мобилизационной модели обеспечит победу в экономической войне с коллективным Западом. Новые известия. 11.05.2022. URL: https://newizv.ru/article/ general/11-05-2022/yuriy-voronin-tolko-mobilizatsiya-ekonomiki-sposobna-uberech-rossiyu-ot-zapada

13. Бони Л. Д. Основная экономическая система социализма и рынок в Китае. Проблемы Дальнего Востока. 2022;(4):22-40. DOI: 10.31857/S 013128120021164-1

14. Меркулов К. К. Новый взгляд на «китайскую модель»: уроки для России, Союзного государства, мира. Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2022;(5):42-61.

15. Салицкий А. И. Два контура: Китай ответил на вызовы 2020 года. Проблемы Дальнего Востока. 2021;(3):48-60. DOI: 10.31857/S 013128120015120-3

16. Swaine M. D. Chinese views of foreign policy in the 19th Party Congress. China Leadership Monitor. Jan. 11, 2018. URL: https://carnegieendowment.org/2018/01/11/chinese-views-of-foreign-policy-in-19th-party-congress-pub-75240 (дата обращения: 20.11.2022).

references

1. Kleiner G. B. System economics: Development steps. Moscow: Nauchnaya biblioteka; 2021. 746 p. (In Russ.).

2. Smorodinskaya N. V., Katukov D. D. Russia's opportunities for entering Industry 4.0 markets by improving its position in distributed production. Zhurnal Novoi ekonomicheskoi assotsiatsii = Journal of the New Economic Association. 2022;(1):223-231. (In Russ.). DOI: 10.31737/2221-2264-2022-53-1-12

3. Minakir P. A. The world economy: The perfect storm. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics. 2022;18(2):7-37. (In Russ.). DOI: 10.14530/se.2022.2.007-037

4. VinslavYu.B. Mobilization economy as a technology of public administration in the conditions of total sanctions. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal. 2022;(4):4-29. (In Russ.). DOI: 10.33983/0130-9757-2022-4-4-29

5. Belyaev M. K. Economy of Russia: Mining means sustainability. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research). 2022;13(1):138-144. (In Russ.). DOI: 10.18184/20794665.2022.13.1.138-144

6. Ryakhovskaya A. N., Volkov L. V., eds. Development of anti-crisis management in the context of global transformation. Moscow: KnoRus; 2021. 208 p. (In Russ.).

7. Akindinova N. V., Bessonov V. A., Pukhov S. G., Safonov I. N., Smirnov S. V. Inflation challenges of the pandemic period and sanctions. Lessons for the future. Voprosy ekonomiki. 2022;(5):5-25. (In Russ.). DOI: 10.32609/0042-8736-2022-5-5-25

8. Kochetkov E. P. Crisis effectiveness of government business support in the conditions of the coronavirus pandemic: An empirical analysis. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research). 2022;13(1):73-93. (In Russ.).

9. Dement'ev V. E. Prospects for Russia under the digital domination of China and the United States. Problemy prognozirovaniya = Studies on Russian Economic Development. 2022;(4):6-17. (In Russ.). DOI: 10.47711/0868-6351-193-6-17

10. Dudin M. N., Shkodinskiy S. V. Trends, opportunities and threats of digitalization of the national economy in modern conditions. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo = Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 2021;11(3):689-714. (In Russ.). DOI: 10.18334/epp.11.3.111785

11. Lukin E. V. About the role of input-output balance in government regulation of the economy. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2017;10(3):41-58. (In Russ.: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2017;10(3):41-58. DOI: 10.15838/esc.2017.3.51.2).

12. Voronin Yu. The transition of the country to the mobilization model will ensure victory in the economic war with the collective West. Novye izvestiya. May 11, 2022. URL: https://newizv.ru/article/ general/11-05-2022/yuriy-voronin-tolko-mobilizatsiya-ekonomiki-sposobna-uberech-rossiyu-ot-zapada (In Russ.).

13. Boni L. Basic economic system of socialism and market in China. Problemy Dal'nego Vostoka = Far Eastern Affairs. 2022;(4):22-40. (In Russ.). DOI: 10.31857/S 013128120021164-1

14. Merkulov K. K. A new view at the "Chinese model": Lessons for Russia, the Union State and the world. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika = Moscow University Economics Bulletin. 2022;(5):42-61. (In Russ.).

15. Salitsky A. I. Two circuits: China's response to 2020 challenge. Problemy Dal'nego Vostoka = Far Eastern Affairs. 2021;(3):48-60. (In Russ.). DOI: 10.31857/S 013128120015120-3

16. Swaine M. D. Chinese views of foreign policy in the 19th Party Congress. China Leadership Monitor. Jan. 11, 2018. URL: https://carnegieendowment.org/2018/01/11/chinese-views-of-foreign-policy-in-19th-party-congress-pub-75240 (accessed on 20.11.2022).

информация об авторе / about the author

Антонина Николаевна Ряховская — доктор экономических наук, научный руководитель Института экономики и антикризисного управления, профессор департамента менеджмента и инноваций, Финансовый университет, Москва, Россия Antonina N. Ryakhovskaya — Dr. Sci. (Econ.), Professor, Scientific Director of the Institute of Economics and Crisis Management, Professor, Department of Management and Innovation, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-9731-4759 rectorat_ieay@mail.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 10.10.2022; после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации

10.02.2023.

The article was submitted on 10.10.2022; revised on 02.12.2022 and accepted for publication on 10.02.2023.

Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.

The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.