Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В РОССИИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Государственное регулирование / национальная экономика / госсектор / санкции / государственная социальная политика / конкурентоспособность / экономический рост / State regulation / national economy / public sector / sanctions / state social policy / competitive-ness / economic growth

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ирина Валерьевна Герсонская

Автором рассмотрены вопросы государственного регулирования экономики. Проведено исследование эволюции теоретических концепций о государственном регулировании и обоснована его значимость в процессе социально-экономического развития страны. Доказана актуальность государственного регулирования, особенно в период возникновения кризисных явлений и жесткого санкционного давления на российскую экономику. Установлено, что в условиях экономических санкций роль государственного регулирования в России существенно возрастает. Акцентируется внимание на приоритетных направлениях государственного регулирования экономики в современных условиях развития. Обосновывается необходимость увеличения инвестиционной активности и проведения политики импортозамещения, повышения конкурентоспособности российской экономики, стимулирования внутреннего спроса, применения налоговых стимулов для предпринимателей, внедряющих инновационные продукты и технологии, регулирования валютных операций, развития отечественного программного обеспечения и т.д. Уделяется внимание проведению государственной социальной политики и поддержке населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE ECONOMY: EVOLUTION OF CONCEPTS AND MODERN PRIORITIES IN RUSSIA

The author examines the issues of state regulation of the economy. A study was conducted of the evolution of theoretical concepts about state regulation and its importance in the process of socio-economic development of the country was substantiated. The relevance of government regulation has been proven, especially during periods of crisis and severe sanctions pressure on the Russian economy. It has been established that under the conditions of economic sanctions, the role of government regulation in Russia increases significantly. Attention is focused on the priority areas of state regulation of the economy in modern development conditions. The need for increasing investment activity and pursuing a policy of import substitution, increasing the competitiveness of the Russian economy, stimulating domestic demand, applying tax incentives for entrepreneurs introducing innovative products and technologies, regulating foreign exchange transactions, devel-oping domestic software, etc. is substantiated. Attention is paid to the implementation of state social policy and support of the population.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В РОССИИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В РОССИИ

Аннотация. Автором рассмотрены вопросы государственного регулирования экономики. Проведено исследование эволюции теоретических концепций о государственном регулировании и обоснована его значимость в процессе социально-экономического развития страны. Доказана актуальность государственного регулирования, особенно в период возникновения кризисных явлений и жесткого санкци-онного давления на российскую экономику. Установлено, что в условиях экономических санкций роль государственного регулирования в России существенно возрастает. Акцентируется внимание на приоритетных направлениях государственного регулирования экономики в современных условиях развития. Обосновывается необходимость увеличения инвестиционной активности и проведения политики импортозамещения, повышения конкурентоспособности российской экономики, стимулирования внутреннего спроса, применения налоговых стимулов для предпринимателей, внедряющих инновационные продукты и технологии, регулирования валютных операций, развития отечественного программного обеспечения и т.д. Уделяется внимание проведению государственной социальной политики и поддержке населения.

Ключевые слова. Государственное регулирование, национальная экономика, госсектор, санкции, государственная социальная политика, конкурентоспособность, экономический рост.

Gersonskaya I.V.

STATE REGULATION OF THE ECONOMY: EVOLUTION OF CONCEPTS AND MODERN PRIORITIES IN RUSSIA

Abstract. The author examines the issues of state regulation of the economy. A study was conducted of the evolution of theoretical concepts about state regulation and its importance in the process of socio-economic development of the country was substantiated. The relevance of government regulation has been proven, especially during periods of crisis and severe sanctions pressure on the Russian economy. It has been established that under the conditions of economic sanctions, the role of government regulation in Russia increases significantly. Attention is focused on the priority areas of state regulation of the economy in modern development conditions. The needfor increasing investment activity and pursuing a policy of import substitution, increasing the competitiveness of the Russian economy, stimulating domestic demand, applying tax incentives for entrepreneurs introducing innovative products and technologies, regulating foreign exchange transactions, developing domestic software, etc. is substantiated. Attention is paid to the implementation of state social policy and support of the population.

Keywords. State regulation, national economy, public sector, sanctions, state social policy, competitiveness, economic growth.

ГРНТИ 06.56.31 EDN CHLTXY © Герсонская И.В., 2024

Ирина Валерьевна Герсонская - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. ORCID 0000-0003-1099-0477.

Контактные данные для связи с автором: 398050, г. Липецк, ул. Интернациональная, 3 (Russia, Lipetsk, Internatsionalnaya str., 3). Тел.: +7 920-249-98-20. Е-mail: g3071971@ya.ru. Статья поступила в редакцию 28.12.2023.

Введение

Современное государство создает механизм регулирования социально-экономических отношений, который бы наилучшим образом способствовал эффективному использованию хозяйственных ресурсов и производственного потенциала с целью устойчивого развития страны [1, 2, 3]. Важно отметить, что эту координирующую роль государство выполняет на протяжении всей истории своего существования. Эволюция всей системы государственного регулирования, в процессе которой видоизменяются роль правительственных структур в национальной экономике, трансформируются и наполняются новым содержанием функции государства, формируются направления его хозяйственной деятельности, связана с этапами развития рыночных отношений.

На современном этапе развития большинство национальных экономик мирового сообщества имеют смешанную социально-экономическую систему [4, 5], в которой функционирует не только предпринимательский сектор и домашние хозяйства, но и государственный сектор. При этом оба сектора экономики оказывают существенное влияние на ее развитие. Поэтому в этой системе действуют два хозяйственных механизма, а именно, государственный и рыночный [6]. В таких условиях исследование государственного регулирования экономики предполагает, прежде всего, характеристику государства в качестве самостоятельного экономического субъекта, функционирующего в составе системы национальной экономики, а затем как субъекта макрорегулирования.

К основным экономическим функциям государства можно отнести обеспечение общенациональной безопасности в стране, включая ее обороноспособность, экономическую безопасность и сохранение экологии, организацию денежного обращения, производство важных общественных благ для населения (медицина, образование, культура, социальные трансферты и т.д.) и снижение социального неравенства, а также ограничение влияния монопольной власти, защита от отрицательных последствий воздействия «внешних эффектов», сглаживание колебаний экономического цикла и макроэкономическая стабилизация. Государственное регулирование экономики целесообразно рассматривать в качестве одной из составных компонент целостной социально-экономической системы страны, а также как внутренний сегмент функционирования системы национальной экономики и ее отраслей. Эволюция концепций государственного регулирования экономики

Выдающиеся экономисты прошлого придавали большое значение роли государства в экономике. Исторически в экономической науке сложились два диаметрально противоположных подхода к государственному регулированию. Сторонники первого из них придерживались позиции активного вмешательства государства в экономику, а второго настаивали на саморегуляции рыночных процессов [7].

Меркантилизм (XV-XVIII вв.) придерживался позиции максимального вмешательства государства в экономику, поскольку в период первоначального накопления капитала ставилась задача накопления богатства в стране. С этой целью государство проводило политику протекционизма, направленную на защиту интересов отечественных товаропроизводителей. В этот период основным инструментом государственного регулирования экономики являлись таможенные пошлины, которые сдерживали ввоз в страну товаров из-за границы. В то же время государство всячески поощряло предприятия, ориентированные на внешнюю торговлю, вывоз товаров из страны и развитие международных отношений. Но, в конечном итоге, такая политика стала тяжелым бременем для внутренних потребителей товаров. А большая часть уплаченных таможенных пошлин оседала в карманах предприимчивых людей и не поступала в казну государства. Отказ от протекционизма произошел вследствие постижения всех экономических выгод от ведения свободной торговли между странами.

Представители классической школы политэкономии (конец XVIII - начало XIX вв.) настаивали на полном невмешательстве государства в экономику, считая свободный рынок саморегулирующей системой, в которой «невидимая рука рынка» способствует эффективному равновесию. Государство лишь выполняло роль «ночного сторожа» и не осуществляло регулирование бизнес-процессов, а только устанавливало правила взаимодействия экономических субъектов на рынке и способствовало созданию нормальных условий для свободной торговли. Его функции сводились к обороне страны и защите частной собственности, реализация которых производилась путем налогообложения.

Аналогичной точки зрения придерживались в конце XIX - начале ХХ веков и «неоклассики», по мнению которых, рыночные цены устанавливаются под влиянием спроса и предложения, что делает не

целесообразным вмешательство государства в действие рыночного механизма, а его активизация возможна только в случае наличия угроз для безопасности страны. Однако, принцип невмешательства государства в экономику порождает проблемы, называемые «провалами рынка». Это усиление монопольной власти, возникновение внешних эффектов и асимметричности информации, недостаток в общественных благах. Процессы концентрации и централизации капитала, монополизация экономики привели к необходимости разработки отдельных направлений государственного регулирования, прежде всего, в сфере защиты свободной конкуренции и ограничения деятельности монополий. Также государство стало оптимизировать фискальную систему и предоставлять минимальный объем общественных благ для малоимущего населения таких, как медицинские и образовательные услуги. Но и такая практика «точечного воздействия» оказалась малоэффективной.

В первой трети XX века механизм саморегулируемой экономики доказал свою несостоятельность, а Великая депрессия в США стала тому подтверждением. Это обстоятельство вызвало необходимость государственного регулирования, направленного на достижение макроэкономического равновесия. Теория государственного регулирования экономики была впервые обоснована Дж.М. Кейнсом в 30-х годах XX века, который опроверг положение классической политэкономии о саморегуляции рынка. По его мнению, системе рыночной экономики не свойственно состояние равновесия, она не способна самостоятельно обеспечить полную занятость населения, а движущей силой для дальнейшего развития рыночных отношений является активация спроса в стране. Нарушение рыночного равновесия вызвано тем, что совокупный спрос на определенном этапе становиться меньше предложения, поскольку человек имеет склонность к сбережению определенной части полученных доходов.

Поэтому для стабилизации системы национальной экономики правительство страны предпринимает определенные усилия, направленные на регулирование совокупного спроса. С этой целью государством разрабатывается и реализуется экономическая политика в налогово-бюджетной и денежно-кредитной сферах, предусматривающая меры административного и стимулирующего воздействия. Увеличение совокупного спроса посредством государственного регулирования экономики, возникновения феномена «эффективного спроса», включающего инвестиционный и потребительский спрос, выражающего равновесие между производством и потреблением, занятостью населения и доходами, и на этой основе, достижение макроэкономической стабилизации возможно за счет:

1. В налогово-бюджетной сфере осуществляется регулирование ставок налогообложения, происходит рост государственных расходов на общественные цели, в том числе предоставление социальных трансфертов нуждающемуся в них населению и финансирование капитальных затрат, связанных с созданием новых государственных предприятий и организацией проведения общественных работ для безработных граждан, обеспечивающих увеличение уровня занятости.

2. В денежно-кредитной сфере происходит регулирование денежной массы с целью замедления инфляционных процессов в стране и снижение процентной ставки по кредитам для стимулирования инвестиционной активности в частном секторе, роста капитальных вложений и снижения общей безработицы.

В этом случае большая часть национального дохода перераспределяется через государственный бюджет, возникает высокий «эффективный спрос» в частном секторе экономики на товары и услуги инвестиционного характера, в госсекторе на хозяйственные и социальные цели, среди населения на предметы потребления, что во многом способствует увеличению масштабов производства, экономическому росту в стране и повышению благосостояния общества.

Впоследствии концепция государственного регулирования экономики, сформулированная Дж.М. Кейнсом, нашла свое продолжение и дальнейшее развитие во многих научных направлениях экономической теории во второй половине ХХ века, наибольшую известность из которых получила модель «неоклассического синтеза», разработанная П.Э. Самуэльсоном. Эта модель, именуемая как «смешанная экономика», предусматривала в себе сочетание рыночного механизма с государственным, направленным на антикризисное регулирование национальной экономики и достижение макроэкономической стабилизации системы.

П.Э. Самуэльсоном были предложены макрорегуляторы, используемые при разработке государственной налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, в том числе применение льготного налогообложения, установление ключевой процентной ставки, размещение государственных заказов и

закупок, предоставление социальных трансфертов, осуществление государственных расходов на развитие приоритетных отраслей экономики и т.д. Модель также предусматривала гибкое использование средств государственного бюджета в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры, сочетала в себе устойчивость государственного управления с саморегулированием рынка и была направлена на достижение общих макроэкономических целей развития страны, таких как экономический рост, повышение эффективности хозяйствования и общественного благосостояния, обеспечение социальной справедливости.

Дальнейшая эволюция этой концепции в конце ХХ - начале XIX веков связана с формированием различных моделей государственного регулирования и распространением влияния государства не только в макроэкономических масштабах, но и на всю систему национальной экономики, включая мезо- и микроуровень, а впоследствии - и мегауровень; появлением новых направлений в государственной социально-экономической политике и выработкой научных подходов к реализации целевой функции государства; распространением опыта создания государственных институтов развития; внедрением инновационных методов, технологий и инструментов в практику экономического регулирования; усилением социальной ориентированности в хозяйственной жизни общества и обеспечением в стране предпосылок для инклюзивного экономического роста.

Приоритетные направления государственного регулирования экономики в России Государственное регулирование в современных условиях развития России должно быть направлено на решение скопившихся проблем, которые требуют немедленного принятия решений на федеральном, региональном и местном уровнях управления. Сегодня важнейшей проблемой стали санкции и противодействие им [8, 9, 10]. В таких условиях наблюдается снижение потребительского спроса, доходов бизнеса и домохозяйств, что ограничивает не только рост ВВП, но и ведет к росту показателей инфляции. Очевидно, что в условиях низких доходов производители и продавцы вынуждены снижать цены, чтобы иметь возможность реализовать продукцию. Более того, продажа продукции по сниженным ценам ведет к невозможности вернуть взятые ранее кредиты, что приводит к росту числа банкротств. Таким образом, вывод о важности совокупного спроса для обеспечения роста экономики находит свое подтверждение и в текущем периоде.

Среди целей государственного регулирования экономики можно выделить: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Также цели могут быть стратегическими, тактическими и оперативными. Генеральная цель системы государственного регулирования сводится к решению социально-экономических проблем. Достижение данной цели сводится к необходимости разработки оптимальной стратегии дальнейшего развития социальной и инвестиционной деятельности для обеспечения экономического роста. Для решения данной цели разработан следующий комплекс задач: формирование благоприятной среды для эффективного использования инвестиционных ресурсов в целях дальнейшего развития экономической и социальной среды; активное стимулирование всех видов предпринимательской деятельности; привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов, в том числе и иностранных инвестиций; стимулирование развития негосударственных структур в целях аккумулирования денежных сбережений граждан для их использования в инвестициях; совершенствование системы льгот и санкций.

Эффективное функционирование экономики Российской Федерации в современных условиях, характеризуемых проявлениями различных кризисных явлений, экономических санкций, зависит от того, насколько правильно и гармонично построена система налогообложения. Кроме того, налоги выступают в качестве рычага, посредством которого осуществляется регулирование экономических процессов, которые протекают в государстве, то есть налоги не ограничиваются исключительно фискальной функцией. Однако, проводя анализ основных изменений, которые происходили в налоговой системе России с момента принятия Налогового кодекса Российской Федерации и по настоящее время, можно отметить, что практически все изменения были направлены исключительно на увеличение размера налоговых поступлений в государственный бюджет, то есть по большей части именно фискальная функция была основной.

Одним из методов налогового стимулирования инвестиций и отдельно взятых отраслей и регионов выступают налоговые режимы. Под «налоговым режимом» подразумеваются условия деятельности, которые влияют на размер начисленных сборов и набор отчетности, подлежащей сдаче в контролиру-

ющие органы. В качестве основного инструмента налогового регулирования и стимулирования выступают налоговые льготы. Хорошо зарекомендовали себя методы налогового стимулирования при помощи создания особых экономических зон. Отметим, что государство должно провести работу по совершенствованию законодательной основы механизма предоставления налоговых льгот.

Необходимо активнее использовать налоговое стимулирование для решения остро стоящих задач. Например, предоставлять значимые льготы промышленности для развития импортозамещения. Также важно учитывать, что зачастую недобросовестные участники используют существующие налоговые льготы для получения нелегального дохода, сокрытия налогов, «серой» оптимизации налоговой базы. Так, множество проблем в последние годы было решено в сфере НДС, где была широко распространена практика незаконного возврата НДС из бюджета с использованием подставных фирм. Также значительно сократился рынок обналичивания денежных средств, когда благодаря несовершенству налогового законодательства большие объемы доходов выводились из налогооблагаемой базы.

Следует отметить изменения законодательства в рамках валютного регулирования в период 20222023 годов. В числе ограничений было установление норматива по обязательной продаже экспортной валютной выручки; изменение лимитов сумм, при превышении которых появляется необходимость постановки внешнеторгового контракта на учет в уполномоченном банке. Принятые меры, а также их своевременная корректировка в условиях постоянно меняющихся политических и экономических условий, показали свою эффективность благодаря гибкости принимаемых решений при проведении регулирования валютных операций и валютного контроля в целом.

Одной из проблем государственного регулирования в России является проблема развития конкуренции в экономике. Чтобы возобновить экономический рост на системной основе, необходимо стимулировать и развивать конкуренцию на различных рынках. По данным антимонопольной службы РФ, почти треть антиконкурентных соглашений связана с ограничением конкуренции в сфере строительства и производства лекарственных препаратов. Особое внимание следует уделить теневой экономике, которая активно развивается в наше время, в обороте которой находится огромное количество ресурсов, что, несомненно, является довольно серьезной проблемой.

Сложившаяся ситуация требует от государства разработки новых направлений социальной поддержки граждан, при этом переход к рыночной экономике обусловил проведение такого вида поддержки как социальное страхование. Сам процесс социальной защиты населения напрямую зависит от функционирования организационно-финансового механизма, который и является материальной составляющей социальной политики. Так, в 2020 году были приняты экстренные меры, направленные на борьбу с коронавирусной инфекцией. Наибольшая значимость отводилась социальной стороне жизни населения страны. Были приняты акты, направленные на поддержку граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, расширены возможности получения материнского капитала, определены ряд ограничений, связанные с необходимостью использования средств индивидуальной защиты в общественных местах и исключения допущения большой скапливаемости граждан. Много мер было принято в отношении функционирования системы здравоохранения в условиях повышенной опасности заражения коронавирусной инфекцией.

Разработка и реализация мер государственной политики осуществляется органами государственной власти с учетом активного участия граждан, общественных институтов и иных гражданских сообществ. Таким образом, формируется «социальный институт партнерства» для решения наиболее значимых и особенно важных проблем. Вместе с тем, в условиях санкций в России применяются также инструменты, направленные на обеспечение доступа к зарубежным товарам и услугам в сфере информационных технологий: легализация параллельного импорта, подразумевающего возможность ввоза продукции без разрешения правообладателя; освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе оборудования, комплектующих, сырья и материалов, применяемых для выполнения инвестиционных проектов в приоритетных видах деятельности, в том числе в отрасли информационных технологий; упрощение процедуры оформления нотификации, применяемой для устройств приема и хранения информации (компьютеры, смартфоны, рации, микросхемы и др.) за счет расширения прав отраслевых ассоциаций.

Важным элементом системы государственного регулирования в России являются национальные программы развития. Например, финансирование реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 г.» в большей степени направлено на создание цифровой инфраструктуры

и развитие цифровых технологий. Комплекс указанных мер должен отразиться в увеличении доходов от реализации российского программного обеспечения (ПО), а спрос на российское ПО существенно вырос при увеличении доли российских производителей. В условиях усложнившихся поставок иностранных товаров и технологий потребности внутреннего рынка в период до самообеспечения удовлетворяются с помощью созданной инфраструктуры параллельного импорта. Макроэкономические условия и факторы государственного регулирования предопределяют существенный рост частных инвестиций в создание российского ПО, замещающего зарубежные технологии. Российские разработчики расширяют возможности сбыта своего продукта за счет доступа на рынок государственных закупок.

Отметим, что применение инструментов либерализационного характера не противоречит общему протекционистскому курсу, а дополняет его, создавая преимущества для доступа российских производителей к существующим на международным рынке технологиям, что определяет возможность их им-плементации в отечественные разработки и укрепления национальной цифровой отрасли. Комплекс всех указанных инструментов в экономической политике России должен способствовать росту экономики страны, самообеспечению и повышению международной конкурентоспособности создаваемых информационных технологий.

Заключение

Таким образом, перспективы развития системы государственного регулирования в России будут определяться успехами по реализации усилий на актуальных сегодня направлениях, в числе которых можно назвать проведение эффективной социальной политики и стимулирование развития национального производства, замещающего импортные поставки, в первую очередь товаров и услуг, поставляемых ранее из стран, реализующих в настоящее время санкционную политику в отношении России; диверсификация структуры производства в пользу увеличения доли высокотехнологичной продукции; стимулирование внутреннего спроса за счет предоставления налоговых льгот и субсидирования ставок по кредитам, требований системы государственных закупок, ориентированной на использование национальной продукции в рамках деятельности; диверсификация географии экспортных и импортных поставок.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Вертакова Ю.В., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Государственная экономическая политика в системе государственного управления: особенности разработки и реализации в России // Управленческое консультирование. 2016. № 12. С. 99-107.

2. Герсонская И.В. Обновление научного инструментария государственного регулирования национальной экономики // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 2 (436). С. 34-42.

3. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Шеожев Х.В., Сухина Ю.В., Володина А.И. Государственная экономическая политика формирования пространственной эффективности в условиях внешних ограничений // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13, № 6. С. 2069-2080.

4. Плотников В.А. Типизация хозяйственных систем: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021ю № 1 (127). С. 20-26.

5. Ромащенко Т.Д., Герсонская И.В. Институциональная структура государственного сектора экономики на современном этапе развития // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021. № 2. С. 5-14.

6. Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике: монография / Айрапетова А.Г., Тарасевич Л.С., Максимцев И.А. и др.; в 2 томах. Том 2. СПб., 2007.

7. Станкевичюс А.М. Государство и рынок: краткая история. М.: URSS, 2017. 184 с.

8. Плотников А.В., Харламов А.В. Направления нейтрализации негативного влияния неэкономических шоков на реальный сектор экономики России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 1 (139). С. 50-58.

9. Погодина В.В., Редькина Т.М., Смирнов А.А. Вызовы экономической безопасности России в условиях проведения специальной военной операции // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 5 (143). С. 82-85.

10. Рогатин С.И. Проблемы осуществления производства в оборонно-промышленном комплексе в условиях антироссийских санкций // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 2 (56). С. 10-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.