ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ ПОДДЕРЖКИ ТОЧЕК ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к управлению российской экономикой, обеспечению экономической безопасности РФ через стимулирование точек роста. Автор приходит к выводу, что такие подходы в большинстве своем основываются на ограниченных исходных положениях, что не позволяет объективно оценить перспективность использования точек экономического роста в процессе развития российской экономики, обеспечения экономической безопасности РФ, что требует пересмотра сложившихся тенденций в определении зависимости между выбором точек экономического роста и развитием российской экономики.
Ключевые слова. Точки роста, конкурентоспособность российской экономики, экономическая безопасность, механизм эффективного управления управленческим и ресурсным потенциалом.
Yagunova N.A.
PROSPECTS FOR ENSURING THE NATIONAL ECONOMIC SECURITY BASED ON THE SUPPORT OF ECONOMIC GROWTH POINTS
Abstract. The article discusses approaches to managing the Russian economy, ensuring the economic security of the Russian Federation through the development of growth points. The author concludes that such approaches are mostly based on limited starting positions, which does not allow an objective assessment of the prospects for using points of economic growth in the process of developing the Russian economy, ensuring the economic security of the Russian Federation, which requires a revision of the prevailing trends in determining the relationship between the choice ofpoints of economic growth and the development of the Russian economy.
Keywords. Points of growth, competitiveness of the Russian economy, economic security, the mechanism of effective management of the managerial and resource potential.
Введение
Анализ существующих мнений относительно того, какие перспективы открываются при использовании потенциала точек роста для развития российской экономики, обеспечения экономической безопасности РФ, показал, что основными возможностями становятся: условия взаимодействия бизнеса и государства, рост рождаемости, повышение уровня заработной платы, налаживание собственного российского производства, стабилизация курса рубля, доступность кредитов, инвестиционная привлекательность России, отечественных производств, отраслей хозяйствования, использование ЦБ РФ ключевой ставки, объемы средств, выделяемых из ФНБ, размер ВВП, рост конкурен-
ГРНТИ 06.75.10 EDN EFMGLN © Ягунова Н.А., 2023
Наталья Александровна Ягунова - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и права, директор Павловского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Контактные данные для связи с автором: 606100, Нижегородская обл., г. Павлово, ул. Шмидта, 7 (Russia, Nizhny Novgorod reg., Pavlovo, Shmidta str., 7). Тел.: +7 (83171) 2-17-99. Е-mail: yagunova@unn.ru. Статья поступила в редакцию 25.11.2023.
тоспособности отечественной экономики и пр. Подчеркнём, что под «точкой роста» в данном контексте мы понимаем элемент национальной экономики, воздействие на который способно привести к мультипликативному эффекту.
С учетом особенностей того или иного периода развития страны возникает ряд особенностей, которые следует учитывать при стимулировании точек роста. Например, это могут быть ограничения по использованию импортных технологий и оборудования, миграционная трудовая активность, ограничения для притока инвестиционных средств зарубежных инвесторов и др. Для каждого временного периода существует отчетность, на основании которой становится видно, какова динамика происходящих изменений. Для этих же целей можно использовать данные официальной статистики.
Однако, помимо возможностей, есть и проблемы, которые, как таковые, не исчезают в современных условиях, а трансформируется степень их решенности. Среди таких проблем выделяют неопределенность будущих условий для ведения бизнеса на территории России, отношений субъектов хозяйствования с государством, внешних ограничений для экспорта и импорта, обеспечение отраслей народного хозяйства РФ квалифицированными специалистами и др. (см.: https://www.rbc.ru/economics/16/06/2023/ 6481bbce9a7947a38394da03). В многом эти проблемы обусловлены периодом нестабильности («постнормальности» [1]) экономического развития, в который вступила Российская Федерация, который обострил имевшиеся и ранее проблемы в сфере обеспечения национальной эконмической безопасности.
Из всего перечисленного становится очевидным, что точки роста - это средство обеспечения ряда задач развития российской экономики. Решение таких задач связывается с тем, как быстро смогут быть преодолены имеющиеся проблемы, ограничивающие доступ российской экономики к ресурсам. При этом, решенность задач с учетом имеющихся проблем должна, на наш взгляд, сопоставляться и с процессом обеспечения экономической безопасности РФ. Это означает, что необходим набор критериев, позволяющих определить пороговые значения в процессе решаемых задач и преодоления проблем, с разной скоростью влияющих на процесс обеспечения экономической безопасности России. Анализ текущей ситуации
Сложившиеся условия хозяйствования сводятся для России к тому, что изменение геополитической ситуации в 2022 году привело к трансформации той среды, в которой российская экономика должна функционировать как в текущем периоде времени, так и в стратегической перспективе [2, 3]. Кроме того, изменений потребовали и принципы функционирования народнохозяйственного комплекса РФ. Накапливаемый Российской Федерацией в последние 30 лет потенциал для интеграционного сотрудничества со странами Запада стал не востребован, что привело к необходимости либо его перенастройки на взаимодействия со странами Востока, либо отказу от его использования в дальнейшем.
По мнению автора, необходим поиск более подходящих для текущей ситуации решений, что, прежде всего, требует проведения оценки перспектив использования накопленного в сфере интеграционного взаимодействия России потенциала. Именно это должно стать основой для формирования эффективной стратегии структурно-технологической перестройки российской экономики в новых условиях внешних вызовов и ограничений (см.: https://ecfor.ru/publication/potentsial-rosta-ekonomiki). Для достижения поставленной цели нужны не только мероприятия, ее обеспечивающие, но и действенные инструменты их осуществления. Однако, в большинстве используемых подходов приводится констатация фактов, которая в большинстве своем не связывается ни с целями, ни с задачи, ни со средствами решения имеющихся проблем.
Так, в частности, специалистами отмечается следующее (см.: https://ecfor.ru/publication/potentsial-rosta-ekonomiki):
• необходимым условием устойчивого развития российской экономики является рост эффективности производства;
• при достижении целей развития российской экономики в новых условиях необходимо учитывать разные исходные возможности для развития отраслей народного хозяйства;
• прежде всего, требуется проведение оценки накопленных производственных мощностей;
• происходящие изменения в российской экономике связаны со стоимостной структурой потребления населения России, которая также подвержена изменениям;
• система регулирования в РФ должна характеризоваться оперативностью реагирования на возникающие вызовы не только в приоритетных для развития экономики РФ отраслях, но и в других сферах деятельности;
• требуется смягчение существующих ограничений внутреннего и внешнего спроса;
• драйвером роста признается строительный сектор экономики России;
• наращивание потенциала в направлении импортозамещения становится одним из основных направлений развития российской экономики;
• на научно-технологическое развитие России будут оказывать влияние не только внешние, но и внутренние факторы;
• ограниченность финансовых ресурсов является существенным сдерживающим фактором для освоения новых технологий в России.
Указанные тезисы, по мнению автора, если их принимать как должное, окажут скорее не прогрессирующее воздействие, стимулирующее развитие экономики страны, а, наоборот, могут нести в себе риски, связанные с дальнейшей дестабилизацией российской экономики, ростом уровня проявленности угроз ее экономической безопасности. При этом, существует мнение, что подъем российской экономики можно оценивать исходя из того, каких показателей достиг уровень социально-экономического развития после спада или на основании тех показателей, которые были до кризисных явлений. Такие разные исходные положения делают неоднозначными достигаемые результаты.
Существует точка зрения (см.: https://news.ru/economics/ekonomist-nazval-tochki-rosta-ekonomiki-rossii), что восстановительный подъем экономики России будет наблюдаться в первую очередь в тех секторах, где произошел наиболее глубокий спад в результате введения санкций: это добыча нефти, природного газа, производство нефтепродуктов, производство древесины, пластмассы, выездной туризм. Автор считает, что указанное выше стало причиной того, что прогнозные оценки уровня социально-экономического развития РФ были сформированы на основании ограниченного числа факторов и уже достигнутых результатов в ряде отраслей, которые и переносят на будущий период.
Так, в частности, драйверами экономического роста в 2023 году по-прежнему рассматривались отрасли обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и строительства (см. https://www.rbc.ru/economics/16/06/2023/6481bbce9a7947a38394da03). Признание доминирующей роли инвестиционных средств государства в реализации проектов с государственным участием не исключает расширения инвестиционной активности предприятий [4]. При этом, отмечается неравномерное развитие отраслей в РФ:
• компании нефинансового сектора продолжают вырабатывать адаптационные меры;
• в сфере автомобилестроения фиксируется открытие «окна возможностей»;
• в сфере ИКТ востребованным становится привлечение инвестиций для модернизации оборудования;
• электроэнергетика в наименьшей степени подвержена влиянию внешних факторов;
• для транспортной отрасли основным трендом рассматривается переориентация на восточные географические направления;
• в строительстве жилья ожидается, что рынок будет консолидироваться вокруг крупных игроков с сокращением числа мелких застройщиков;
• в розничной торговле прогнозируется потребительская экономия, уход потребителей в более дешевые сегменты, отложенность покупок дорогостоящих и длительного использования товаров. В целом, в современном общественно-политическом и научном дискурсе сложилось единое мнение относительно перспектив для развития российской экономики в 2023 году. По мнению автора, безальтернативность в процессе соотнесения достигнутых показателей с плановыми в развитии российской экономики, а также строгая иерархия приоритетов поддержки развития отраслей народнохозяйственного комплекса РФ свидетельствуют о том, что подобные решения становятся следствием проводимых на уровне государства реформ, что исключает следование иному сценарию развития.
Это означает, что вне зависимости от достигаемых результатов, перспективность используемых методов будет либо оправдана, либо признана не отвечающей потребностям внутреннего развития РФ, внешним трансформациям мирового устройства [5]. В дальнейшем новые целевые ориентиры
также будут соотноситься с достигнутыми результатами прошлого периода, а применяемые инструменты использоваться в новых условиях. То есть для каждых новых условий хозяйствования будет характерным применение одних и тех средств достижения целей. В этом, на взгляд автора, проявляется специфика российского развития, порождающая новые кризисные явления, связанные с несоответствием используемого инструментария текущим и - главное - перспективным вызовам экономической безопасности России. Основные результаты
Применение разных подходов к процессу противодействия внешним вызовам экономике РФ, развитию народнохозяйственного комплекса России в целом создаст тот необходимый потенциал, который сможет быть использован в различных условиях. В противном случае, приложение одних и тех усилий, но в разной ситуации с целью достижения результата в каком-либо периоде приводит к стагнации не только расширения инструментария для развития экономики РФ, но и самого процесса развития народнохозяйственного комплекса страны в целом. Кроме того, возникает дополнительный риск от перенаправления денежных средств, как правило, со стороны государства, на заведомо неэффективные проекты [6].
Так, по мнению аналитиков «Форбс» (см.: https://www.forbes.ru/mneniya/482900-neupravlaemaa-transformacia-kak-rossijskaa-ekonomika-budet-menat-sa-v-2023-godu), прежде всего следует признать абсолютное сокращение производственной активности в 2022 году. Кроме того, несмотря на вводимые против России ограничения со стороны стран Запада, по-прежнему существует необходимость в проведении сопоставимого анализа как в применяемых инструментах, так и в достигаемых результатах развития российской экономики с другими экономиками мира.
Отнесение России к развивающимся странам не делает для страны исключения в направлении исследования достижений лидеров мирового развития. Наоборот, такой подход сделает понятными перспективы в дальнейшем сотрудничестве России с другими государствами, особенно при налаживании интеграционного взаимодействия на основе обмена технологиями. Также важным остается учет того факта, что в будущем Россия стремится занять лидирующие позиции в новом миропорядке. Следовательно, смена пассивного сценария применения уже используемого ранее инструментария активным направлением развития позволит преодолеть барьер, сдерживающий прогрессивный путь развития Российской Федерации.
Незнание Россией технологий, используемых мировыми лидерами, нельзя принимать, как исключение таких стран из общей конкурентной гонки [7]. Точно так же отказ Российской Федерацией от использования современных средств, методов, способов, обеспечивающих прорывное развитие, экономическую безопасность РФ, не позволяет России выйти в мировые лидеры, в частности, в используемых технологиях. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что начиная с 2022 года и по 2024 год, при углублении спада в развитии российской экономики, глобальный экономический подъем мировых экономик может сделать существенным разрыв в уровне экономического развития сравниваемых государств.
Прогнозируется, что мировые экономики вырастут на 6% за эти два года (см.: https://www.for-bes.ru/mneniya/482900-neupravlaemaa-transformacia-kak-rossijskaa-ekonomika-budet-menat-sa-v-2023-godu). При этом, в России ожидается, что рост ВВП составит в 2023 году 2,7%, а в 2024 году - 1,1% (см.: https://www.rbc.ru/economics/01/09/2023/64f047029a79475891ad4eb0). В свою очередь, уменьшение добавленной стоимости продукта приведет к снижению реальных доходов и, в дальнейшем, к снижению покупательской активности, а у государства не останется действенных инструментов для перераспределения доходно-расходных обязательств, что усилит диспропорции в развитии отраслей, территорий, отдельных субъектов хозяйствования.
Таким образом, в заведомо ухудшающихся экономических условиях России будет затруднительно налаживать торговые взаимосвязи с другими государствами, заинтересованными в этом при складывающемся курсе национальной валюты. Отметим, что в 2022 году экспорт сократился на 10%, а импорт на 30%. Однако, в текущем периоде времени эти тенденции не окажут влияния на валютную выручку страны, на что влияет выгодная для России ценовая конъюнктура. При этом, существуют
объективные опасения, что в долгосрочном периоде времени таким образом формируемый в РФ рынок вряд ли можно будет признать конкурентным по отношению в развитым странам мира.
В этой связи, основными угрозами текущего периода следует признать уже упущенные возможности для извлечения прибыли при сжатии и ухудшении качества инвестиционного спроса, а также потребительского выбора. Усиливает данные отрицательные тенденции и значительное число ушедших из России зарубежных компаний, не только предоставляющих рабочие места, но и наполняющих налогами российский бюджет. Таким образом, сокращение технологических и управленческих возможностей российской экономики отрицательно сказывается на будущих взаимосвязях с другими государствами и участии России в глобальных цепочках создания стоимости.
При этом, в настоящее время признается, что на снижение воспроизводственной эффективности экономики оказывает влияние любая ресурсная мобилизация. Имеющиеся санкционные ограничения рассматриваются как сдерживающий фактор для быстрого импортозамещения и как преграды, практически трудно преодолимые, для формирования «оптимального ресурсного набора». Достижимость «оптимального ресурсного набора» ставится под сомнение, а его полное замещение представляется труднодостижимым.
В результате, делается вывод, что ограничения со стороны стран Запада уже в настоящее время приводят к сужению границ производственных возможностей отечественных производителей из-за поиска альтернативных решений в процессе привлечения технологий, кадров, оборудования, требующих меньших затрат. И именно это становится основной причиной утраты Россией в целом конкурентных преимуществ как в текущем периоде времени, так и в стратегической перспективе. Кроме того, усиление названных тенденций становится дополнительной угрозой экономической безопасности РФ.
Таким образом, трансформация российской экономики, причиной которой стали вызовы со стороны внешней среды, из-за отсутствия высокоэффективных решений, в полной мере восполняющих ресурсную зависимость от стран Запада, характеризуется в целом деградирующими процессами, т.к. удержание уже достигнутых социально-экономических показателей российской экономикой на прежнем уровне представляется затруднительным, не говоря об их росте. Признание данного фактора становится шагом на пути поиска механизма, позволяющего определять пороговые значения в процессе решаемых задач и преодоления проблем, с разной скоростью влияющих на процесс обеспечения экономической безопасности России [8].
При этом, необходим скорейший отказ от строгой иерархии приоритетов в развитии и поддержании направлений, признаваемых на государственном уровне управления точками роста российской экономики. Кроме того, следует разорвать устоявшиеся причинно-следственные связи в направлении того, что развитие точек роста обязательно обеспечит результат, который в настоящее время проявляется в количественном выражении будущих эффектов в сравнении с предыдущим, а не базовым периодом. Заключение
Таким образом, комплексный подход к развитию российской экономики, базирующийся на учете альтернативных подходов при отказе от использования бюджетных решений должны стать источником формируемого механизма обеспечения условий для системного развития российской экономики при обеспечении требуемого уровня экономической безопасности и стремления к накоплению конкурентоспособного потенциала РФ.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Плотников В.А. Перспективы экономического развития в условиях постнормальности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 6 (138). С. 15-21.
2. Гришков В.Ф. Воздействие политико-экономической турбулентности на экономику региона (на материалах Ленинградской области) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136). С. 88-95.
3. Мухортов Д.В., Фролов А.О. Оценка влияния кризиса на нефтегазовую отрасль РФ // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2022. № 3 (53). С. 31-34.
4. Егина Н.А. Оценка структурных диспропорций региона с позиции обеспечения экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2023. № 8 (425).
5. Курепина Н.Л. Основные проблемы обеспечения экономической безопасности в системе бюджетно-налоговых отношений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2023. № 1 (418).
6. Плотников В.А. Выбор инструментов регулирования экономики региона в условиях политико-экономической турбулентности: подход с позиций концепции ноономики // Экономическое возрождение России. 2023. № 3 (77). С. 57-68.
7. Плотников А.В., Харламов А.В. Направления нейтрализации негативного влияния неэкономических шоков на реальный сектор экономики России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 1 (139). С. 50-58.
8. Петров А.Н., Сулейманкадиева А.Э., Хорева Л.В., Петров М.А., Монахова Ю.Д. Стратегическое управление сетевыми структурами: новый подход к оценке совместимости партнеров в сетевых альянсах // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 6. С. 1621-1634.