Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ИХ ВКЛАД В ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ИХ ВКЛАД В ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Антироссийские санкции / национальный проект / санкционный макрошок / социально-экономическое развитие / стратегическое управление / экономическая безопасность / аnti-Russian sanctions / national project / sanctions macroshock / socio-economic development / strategic management / economic security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников Владимир Александрович, Саркисов Владимир Арамаисович

Антироссийские санкции, пик введения которых пришелся на 2022 год, изменили траекторию социально-экономического развития России. Санкционный макрошок оказал негативное влияние на обеспечение нацио-нальной экономической безопасности. В 2023 году началось послешоковое восстановление экономики, но оно сохраняет неустойчивость. Угрозы экономической безопасности страны сохраняются и их значимость не снизи-лась. В этой ситуации требуется принятие комплексных мер по обеспечению экономической безопасности Рос-сийской Федерации. Реализуемые в стране национальные проекты рассматриваются авторами как инструмент не только стратегического социально-экономического развития, но и достижения приемлемого уровня экономиче-ской безопасности. Реализация национальных проектов оказывает комплексное влияние на экономику и соци-альную сферу, это влияние носит защитный и стабилизирующий характер в условиях турбулентности современ-ного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плотников Владимир Александрович, Саркисов Владимир Арамаисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PROJECTS AND THEIR CONTRIBUTION TO NATIONAL ECONOMIC SECURITY

Anti-Russian sanctions, which peaked in 2022, have changed the trajectory of Russia’s socio-economic develop-ment. The sanctions macroshock had a negative impact on ensuring national economic security. A post-shock economic recovery began in 2023, but remains fragile. Threats to the country's economic security remain and their importance has not decreased. In this situation, it is necessary to take comprehensive measures to ensure the economic security of the Russian Federation. The national projects implemented in the country are considered by the authors as a tool not only for strategic socio-economic development, but also for achieving an acceptable level of economic security. The implementa-tion of national projects has a complex impact on the economy and social sphere; this influence is protective and stabiliz-ing in nature in the conditions of turbulence of modern development.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ИХ ВКЛАД В ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 330.3

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ИХ ВКЛАД В ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В.А. Плотников1, В.А. Саркисов2

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А.

Антироссийские санкции, пик введения которых пришелся на 2022 год, изменили траекторию социально -экономического развития России. Санкционный макрошок оказал негативное влияние на обеспечение национальной экономической безопасности. В 2023 году началось послешоковое восстановление экономики, но оно сохраняет неустойчивость. Угрозы экономической безопасности страны сохраняются и их значимость не снизилась. В этой ситуации требуется принятие комплексных мер по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Реализуемые в стране национальные проекты рассматриваются авторами как инструмент не только стратегического социально-экономического развития, но и достижения приемлемого уровня экономической безопасности. Реализация национальных проектов оказывает комплексное влияние на экономику и социальную сферу, это влияние носит защитный и стабилизирующий характер в условиях турбулентности современного развития.

Ключевые слова: Антироссийские санкции, национальный проект, санкционный макрошок, социально -экономическое развитие, стратегическое управление, экономическая безопасность.

NATIONAL PROJECTS AND THEIR CONTRIBUTION TO NATIONAL ECONOMIC SECURITY

V.A. Plotnikov, V.A. Sarkisov

St. Petersburg State University of Economics;

Russia, 191023, St. Petersburg, nab. Griboyedov Canal, d. 30-32, letter A.

Anti-Russian sanctions, which peaked in 2022, have changed the trajectory of Russia's socio-economic development. The sanctions macroshock had a negative impact on ensuring national economic security. A post-shock economic recovery began in 2023, but remains fragile. Threats to the country's economic security remain and their importance has not decreased. In this situation, it is necessary to take comprehensive measures to ensure the economic security of the Russian Federation. The national projects implemented in the country are considered by the authors as a tool not only for strategic socio-economic development, but also for achieving an acceptable level of economic security. The implementation of national projects has a complex impact on the economy and social sphere; this influence is protective and stabilizing in nature in the conditions of turbulence of modern development.

Keywords: аnti-Russian sanctions, national project, sanctions macroshock, socio-economic development, strategic management, economic security.

Введение

Проблемы экономической безопасности на национальном (общестрановом) уровне в последние годы приобретают особую значимость. Ее достижение имеет стратегическое значение [1, 2]. Это подчеркивается и формальными (правовыми), и неформальными (сущностными) основаниями:

- с правовых позиций, достижение экономической безопасности страны осуществляется в рамках контура стратегического управления ее развитием. В частности, Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономиче-

ской безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» начинается со слов: «В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. « 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» постановляю утвердить прилагаемую Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Идентично начинается и текст Указа Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (в этой стратегии рассмотрены и вопросы обеспечения экономической безопасности);

1 Плотников Владимир Александрович - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли, e-mail: Plotnikov_2000@mail.ru;

2Саркисов Владимир Арамаисович - аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: Sarkisovlr@gmail.ru.

- с сущностных позиций следует отметить системообразующий характер деятельности по обеспечению безопасности любой системы. Если ее безопасность (понимаемая в данном контексте как защищенность от различных угроз и рисков, резистентность к ним) не обеспечена, эта система попросту перестанет существовать [3]. В частности, если не обеспечена национальная экономическая безопасность, будет утрачен экономический суверенитет страны, под которым принято понимать «объективно существующую независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств» (цит. по тексту Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года).

Исходя из изложенного, несмотря на то, что вопросам обеспечения экономической безопасности посвящена деятельность в рамках отдельной подсистемы государственного управления, которая регламентирована в том числе и двумя упомянутыми выше стратегиями, по мнению авторов, элементы направленности публичного управления на обеспечение экономической безопасности должны прослеживаться и в других его институциональных подсистемах. В частности, предметом нашего внимания в данной статье являются национальные проекты, реализуемые в Российской Федерации [4].

Материалы и методы

Национальные проекты представляют собой систему специальным образом упорядоченных и институционально закрепленных мероприятий, направленных на достижение национальных целей развития, которые отражены в Указах

Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Эти указы нацелены на переход от антикризисных мер к целевым действиям, для достижения в ближайшие годы конкретных ключевых национальных целей, направленных на улучшение жизни каждого гражданина нашей страны, что особенно актуально в условиях санкций и турбулентности, которая сопровождает современный период развития Российской Федерации [5, 6, 7, 8]. Всего реализуется 13 национальных проектов с суммарным бюджетом 26,6 триллионов рублей, сведения о них приведены в таблице 1.

Наиболее капиталоемким из указанных в таблице 1 является Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В него входит развитие транспортных коридоров Запад - Восток и Север - Юг, а также повышение уровня экономической связанности Российской Федерации путем расширения и модернизации: железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры. Уровень транспортной связанности позволит значительно улучшить экономическую эффективность деятельности предприятий. Российские компании благодаря реализации этого плана смогут транспортировать товары эффективнее, чем сократят расходы на перевозку грузов, при этом формирование новых маршрутов позволят расширить каналы сбыта и повысить выручку.

Таблица 1 - Перечень национальных проектов РФ

Национальный проект Количество федеральных проектов Количество региональных проектов

Национальный проект "Культура" 3 255

Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" 6 420

Национальный проект "Образование" 10 595

Национальный проект "Жилье и городская среда" 4 250

Национальный проект "Экология" 11 387

Национальный проект "Малое и среднее предприниматель-

ство и поддержка индивидуальной предпринимательской ини- 5 422

циативы"

Национальный проект "Производительность труда и под- 3 183

держка занятости"

Национальный проект "Здравоохранение" 8 581

Национальный проект "Демография" 5 425

Национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" 4 249

Национальный проект "Наука" 3 0

Национальный проект "Международная кооперация и экс- 5 279

порт"

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 9 9

Составлено Саркисовым В.А.

Одним из ключевых целевых индикаторов Комплексного плана является увеличение индекса транспортной инфраструктуры, в том числе рост доли автомобильных дорог, работающих без перегрузки на международном транспортном маршруте Европа - Западный Китай до 67%, а также повышение общего индекса качества автомобильных дорог. Совершенствование перевозок по ряду направлений позволит сократить сроки доставки транзитных контейнеров и увеличить объём перевозок. Предполагается также повышение средней скорости доставки грузов, при общем увеличении пропускной способности. Вышеупомянутые меры позволят увеличить пропускные мощности, как для экспорта, так и для импорта, а также обеспечат ускорение процесса доставки товаров внутри страны.

При сложных логистических цепочках и росте числа дней простоя, возникают дополнительные расходы на складские услуги, и происходит снижение оборачиваемости товаров. Дополнительно стоит отметить, что увеличение пропускных мощностей по направлению с Китаем позволит импортозаместить товары, в досанкционный период поставлявшиеся из Европы. В условиях глобального постсанкционного изменения международной логистики это становится весьма важным для достижения экономического суверенитета и обеспечения национальной экономической безопасности.

Модернизация и расширение магистральной инфраструктуры позволит адаптировать экономику под новые реалии, что будет способствовать росту экономической активности в России и перезапуску процессов экономического роста, прежде всего - в обрабатывающих отраслях промышленности. Это позволит снизить риски им-портозависимости и, за счет этого, создать благоприятные условия для обеспечения национальной экономической безопасности. Вышеупомянутые цели позволят повысить уровень эффективность грузовой логистики, в текущих условиях адаптация проекта в сторону развития инфраструктуры с постсоветскими странами и Китаем позволит сформировать устойчивый и бесперебойный поток товаров, необходимых для поддержания и роста экономики России, в том числе тех ее секторов, которые непосредственно связаны с обеспечением обороноспособности страны.

Вместе с инфраструктурным развитием, расширением мощностей для перевозки грузов, также реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который направлен на создание и развития комфортной среды для передвижения граждан по территории Российской Федерации. В качестве целей

этого нацпроекта заявлены: увеличение доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в общей их протяженности не менее чем до 50%; снижение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и числа дорог, работающих в режиме перегрузки; создание реестра новых и наилучших технологий, материалов и технологических решения для повторного применения (до 80%); совершенствование контрактной деятельности - выполнение контрактов на принципах жизненного цикла, включающие объединение нескольких видов работ в один контракт (до 70%) и др.

В рамках реализации данного национального проекта ожидается улучшить количество дорог регионального значения и сетей городских агломераций, соответствующим нормативным требованиям. Безопасность передвижения является одной из ключевых задач, которая стоит перед национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Для достижения этой задачи планируется снизить количество мест концентрации ДТП на аварийно-опасных участках дорожных сетей вдвое, что также позволит снизить количество смертей на дорогах с 13 до 4 человек на 100 тысяч граждан.

Формировании безопасной среды для жизни людей является одной из ключевых национальных целей. С целью повышения качества жизни реализуется национальный проект «Экология». Для решение приоритетных экологических проблем были утверждены следующие целевые показатели: эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов; снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах; повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения; экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое; сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий; обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 г.

Нами рассмотрены лишь некоторые из национальных проектов, перечисленных в таблице 1. Углубленный анализ всех нацпроектов не

являлся целью нашего исследования. Этому может быть посвящена самостоятельная отдельная работа (статья). В то же время, приведенных данных достаточно, чтобы сделать ряд важных для дальнейшего изложения авторских идей выводов. В частности:

- национальные проекты представляют собой подсистемы системы управления стратегического уровня, сформированной для страны в целом для достижения ряда национальных целей, обладающих наивысшим приоритетом;

- достижение этих целей позволяет утверждать, что Российская Федерация развивается, несмотря на наблюдаемый неблагоприятный внешний фон, обусловленный действиями недружественных стран, направленными на ограничение экономического суверенитета России;

- национальные проекты детализируют цели национального уровня на систему целей стратегического и операционного масштаба, содержат описание системы мероприятий, направленных на достижение этих целей, а также наборы количественно и качественно определенных показателей, позволяющих оценить степень достижения целей национальных проектов.

Результаты и обсуждение

Как уже отмечалось, современная экономика России находится под мощным санкцион-ным влиянием. Введение санкций, связанных с

проведением специальной военной операции, началось с февраля-марта 2022 года и продолжается до настоящего времени. Но именно 2022 год стал «переломным» с позиций рассмотрения траектории развития национальной экономики России. После постковидного восстановления в 2021 году ВВП страны вновь продемонстрировал падение, лишь в 2023 году началось восстановление экономики (таблица 2). Это позволяет утверждать, что санкционный макрошок правомерно позиционировать как реализованную угрозу экономической безопасности России.

Экономическую безопасность, при ее анализе, принято оценивать системой показателей, важное место среди которых занимает индекс роста (снижения) ВВП страны. Как следует из приведенных данных, в течение года (со 2 квартала 2022 по 1 квартал 2023 гг.) экономическая безопасность России была нарушена. В дальнейшем началось ее восстановление. Но и оно проходило с небольшой скоростью. В частности, если принять за 100% физический объем поквартального ВВП в 2021 году, то во втором квартале 2023 года относительно 2 квартала 2021 рос составил всего лишь 0,2%, а в третьем квартале аналогичный показатель составлял 1,8%. То есть говорить о полноценном восстановлении требуемого уровня экономической безопасности пока что нельзя.

Таблица 2 - Индексы физического объема ВВП РФ, % к соответствующему кварталу предыдущего года

2021 2022 2023

I II III IV I II III IV I II III IV

100,5 111,2 105,0 105,8 103,0 95,5 96,5 97,3 98,2 104,9 105,5 н.д.

Источник: Росстат, см.: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts.

Помимо валовых показателей, справедливо рассматривать и структурные показатели развития национальной экономики. Имеющиеся данные свидетельствуют, что структурные сдвиги в экономике страны вследствие санкционного макрошока не произошли [9], это означает, риски реализации санкционных угроз экономической безопасности сохраняются. Можно предположить, что наблюдаемое восстановление квартального показателя ВВП во 2 и 3 кварталах 2023 года (на 4,9 и 5,5%, соответственно) во многом обусловлено наращиванием выпуска продукции военного назначения. Этот вывод может быть подтверждён количественными оценками.

Как было заявлено на Едином дне приемки военной продукции, прошедшем в конце января 2024 года, «производство основных вооружений и боеприпасов за прошедший [имеется в виду 2023] год выросло в разы» (цит. по: https://iz.ru/1640495/roman-kretcul-iuliia-

leonova/rost-nomer-odin-rossiiskii-vpk-kratno-uvelichil-obemy-proizvodstva). Более конкретные показатели прироста производства в открытых источниках не называются; по нашему мнению, справедливо предположить, что общий рост выпуска военной продукции в 2023 году составил 23 раза. Эта оценка дана с учетом вышеприведенной цитаты, а также других, аналогичных сведений, приводимых в открытых источниках.

При этом, «удельный вес ОПК [оборонно-промышленного комплекса] в российской экономике составляет около 5-6% промышленного производства и 3% ВВП страны» [10, с. 55]. Если предположить, что структура производства (за исключением отмеченного прироста выпуска, который продемонстрировал ОПК) не претерпела в 2023 году существенных изменений, то увеличение выпуска военной продукции могло сказаться на росте ВВП, вызвав его увеличение на 3-6%. Это примерно соответствует зафиксированному

официальной статистикой увеличению ВВП РФ во 2 и 3 кварталах 2023 года.

То есть, нейтрализация внешней (санкцион-ной) угрозы экономической безопасности страны, что проявилось в восстановлении досанкцион-ного уровня ВВП в 2023 году, произошла не вследствие действия некоторых фундаментальных факторов, но вследствие проявления фактора ситуационного - наращивания выпуска оборонной продукции. Это означает, что значимость и сила проявления указанной угрозы экономической безопасности не нивелирована окончательно, она лишь временно смягчена. Требуются, в этой связи, системные меры по обеспечению устойчивости экономического роста и социально-экономического развития Российской Федерации.

И эти меры должны быть увязаны со стратегией комплексного, всестороннего развития и решения имеющихся проблем, а также они должны быть ориентированы не только на количественный рост ВВП, но и на повышения уровня и качества жизни населения, что и замыслено в системе национальных проектов, краткое описание которой мы представили выше. То есть, в современных условиях национальные проекты должны рассматриваться как инструмент обеспечения национальной экономической безопасности. Значимость этого инструмента в условиях наращиваемого санкционного давления лишь увеличилась.

Заключение

Таким образом для достижения основных национальных целей - увеличения благополучия людей, создания комфортной среды для жизни, развития регионов, цифровой трансформации, расширения возможностей для самореализации и роста благополучия населения сформированы национальные проекты, которые являются крайне востребованными инструментами не только для социально-экономического развития России, но и для решения сложных задач в области достижения национальной экономической безопасности. Особенно возросла значимость нацпроектов в контексте обеспечения экономической безопасности в связи с беспрецедентными антироссийскими санкциями.

Сформированные в рамках системы нацпроектов меры направлены на решение острых проблем, в том числе структурных, а также на преодоление возникших экономических ограничений на пути к улучшению качества жизни и благополучию граждан. Для целей повышения уровня исполнения национальных проектов и достижения национальных целей необходимо использовать дополнительных инструменты, такие

как пороговые значения экономической безопасности, которые позволят снизить отклонения в уровне достижения целевых значений и сократить нецелевое использования бюджетных средств. Пороговые значения позволят сигнализировать об отклонениях в исполнении программных мероприятий и тем самым предвосхищать возникающие проблемы на пути к реализации национальных целей и защите национальных экономических интересов.

Литература

1. Миэринь Л.А., Погодина В.В., Смирнов А.А. Технологический суверенитет как условие долгосрочной национальной экономической безопасности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 6-1 (144). С. 63-70.

2. Ягунова Н.А. Перспективы обеспечения национальной экономической безопасности на основе поддержки точек экономического роста // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 6-2 (144). С. 46-51.

3. Плотников В.А. Концептуальные основы экономического обеспечения военной безопасности государства: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. СПб., 2005. 408 с.

4. Авдийский В.И., Саркисов В.А. Управление реализацией национальных проектов и экономическая безопасность // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 4 (58). С. 21-24.

5. Гладков И.С. Мировая экономика: тренды на этапе нарастания турбулентности // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 6-14.

6. Гурьянова Д.А. Трансформация менеджмента организаций под воздействием современной турбулентности в экономике // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 4 (58). С. 25-29.

7. Дьякова О.В. Корреляция экономики России и геополитических событий в условиях политической турбулентности // Век качества. 2023. № 1. С. 76-91.

8. Юсуфова А.М. Экономическая безопасность предприятий: подходы к обеспечению в условиях современной политико-экономической турбулентности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 6-1 (144). С. 188-193.

9. Плотников В.А. Структурные трансформации российской экономики под воздействием шоков и национальная экономическая безопасность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2023. № 1. С. 15-25.

10. Жданеев О. Целевая схема взаимодействия между ОПК и ТЭК // Энергетическая политика. 2021. № 4 (158). С. 54-71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.