Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМФОРТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиринова Марина Руслановна

В статье рассматриваются ключевые составляющие и основные элементы создания комфортной образовательной среды, влияющие на ее организацию и построение. Представлены результаты диагностики коммуникативного поведения педагога начальных классов как фактора создания комфортной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гиринова Марина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING A COMFORTABLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH COMMUNICATIVE BEHAVIOR OF THE TEACHER

The article considers the key components and basic elements of creating a comfortable educational environment that affect its organization and construction. Presents the results of diagnosing the communicative behavior of a primary school teacher as a factor in a comfortable educational environment.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА»

Столыпинский вестник №8/2022

Научная статья Original article УДК 37

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА

PROVIDING A COMFORTABLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH COMMUNICATIVE BEHAVIOR OF THE TEACHER

Гиринова Марина Руслановна, магистрант, ИППО ГАОУ ВО МГПУ г. Москвы, Столярный пер., 16, стр. 1.

Girinova Marina Ruslanovna, undergraduate, IPPE GAOU VO MGPU, Moscow, Stolyarny per., 16, building 1.

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые составляющие и основные элементы создания комфортной образовательной среды, влияющие на ее организацию и построение. Представлены результаты диагностики коммуникативного поведения педагога начальных классов как фактора создания комфортной образовательной среды.

Annotation: The article considers the key components and basic elements of creating a comfortable educational environment that affect its organization and construction.

4348

Presents the results of diagnosing the communicative behavior of a primary school teacher as a factor in a comfortable educational environment. Ключевые слова: комфортная образовательная среда, коммуникативное поведение, младшие школьники.

Keywords: comfortable educational environment, communicative behavior, primary school students.

Для того, чтобы у ребенка осуществлялось полноценное личностное развитие, у него должны отмечаться положительные психофизиологические состояния, ребенок должен оптимально включаться в деятельность, достигать успеха в процессе самореализации, а также у него должны сложиться позитивные взаимоотношения с другими участниками образовательного процесса.

Ключевыми индикаторами образовательной среды, как фактора, обусловливающего эффективное и стабильное (не только с физической, но и психологической точки зрения) пребывание ученика в школе выступают его безопасность и комфортность.

Под комфортным состоянием (как характеристика, интересующая нас в рамках настоящего исследования) традиционно понимается состояние, характеризующееся комплексом долговременных приятных субъективных ощущений, связанных с удовольствием и удовлетворением возникающих потребностей.

Как утверждает Алисов Е.А., комфортное состояние (в том числе и образовательной среды применительно к обучающимся начальной школы) находит свое выражение в таких внешних проявлениях, как:

- устойчивое настроение;

- положительные чувства и эмоции;

- позитивное переживание событий;

- стабильный повышенный тонус. [1, с. 22]

4349

Представленные выше характеристики, описывающие как сам феномен «комфорта», так и значимость образовательной среды и ее комфортности позволяют нам рассмотреть подходы к определению термина «комфортная образовательная среда».

Несомненно, данный термин, как и многие другие понятия психолого-педагогической науки не имеет единой дефиниции.

Например, комфортная образовательная среда, как утверждают Боженская И.С., Кокаева И.Ю., Тетермазова З.Ц. — это среда взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, характеризующаяся преобладанием личностно ориентированного и гуманистического подхода [5].

По мнению Алисова Е.А., комфортная образовательная среда, подразумевает систему условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье обучающихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность и успешной самореализации, усиливающих позитивное взаимодействие субъектов педагогического процесса [1, с. 23]. Данный подход является более широким и подробным, охватывающим как сущность, так и значение феномена, а потому будет нами взят за основу понимания комфортной образовательной среды.

Вследствие выявления сущности комфортной образовательной среды для современной практики и теории актуализируется проблема обеспечения и построения последней. Важно пояснить, что данный процесс, возможен только с учетом структуры образовательной среды.

Так, согласно подходу специалиста Ясвина В.А. [6], структура комфортной образовательной среды включает в себя, три базовых компонента пространственно-предметный, социальный и психо-дидактический (рис. 1).

4350

Структура комфортной оразовательной среды

[

Рис. 1 — Структура комфортной образовательной среды по Ясвину

В.А.

Ввиду сказанного можно резюмировать, что именно создание педагогом описанных выше базовых компонентов, их корректная организация позволит обеспечить комфортную образовательную среду для младших школьников.

На наш взгляд, именно коммуникативного поведения учителя является эффективным при обеспечении комфортной образовательной среды младших школьников, потому что при реализации коммуникативного поведения педагог может решить основные задачи, направленные на обеспечение комфортной образовательной среды младших школьников: организовать личностно-доверительное общение с обучающимися, выстроить взаимоотношения между участника образовательного процесса, направленного на поддержания комфортной образовательной среды, благодаря коммуникативному поведению педагог может стимулировать детей

4351

к организации поддержания комфортной образовательной среды, реализовать развивающий характер образовательного процесса.

В проведенном исследовании мы выявляли влияние коммуникативного поведения педагога на уровень комфортности образовательной среды младших школьников.

В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 10 педагогов начальной школы и 100 обучающихся.

Целью исследования было выявить влияние коммуникативного поведения педагога на уровень комфортности образовательной среды и разработка программы по оптимизации коммуникативного поведения педагога с целью создания комфортной образовательной среды младших школьников.

На основании диагностики коммуникативного поведения педагогов на первом этапе исследования группа педагогов была разделена нами на три подгруппы на основании уровня общительности: педагоги с высоким уровнем общительности, педагоги со средним уровнем общительности, педагоги с низким уровнем общительности. Было выяснено, что, в зависимости от уровня общительности у педагогов отмечаются особенности развития коммуникативных способностей: педагоги с высоким уровнем общительности имеют более поставленную речь, лучше владеют голосом, чаще прибегают к выразительным движениям, лучше используют эмоции в процессе преподавания, оказывают более всестороннее воздействие, у них лучше развита наблюдательность, они используют больше видов взаимодействия.

В результате проведения исследования было выяснено, что для педагогов с более высоким уровнем общительности характерно предпочтение в выборе партнерского типа взаимоотношений с обучающимися - все педагоги с высоким уровнем общительности показали данный тип взаимоотношений; для педагогов со средним уровнем общительности также оказался характерен предпочитаемый партнерский тип взаимоотношений с обучающимися; для

4352

педагогов с низким уровнем общительности наиболее характерным оказался авторитарный тип взаимоотношений с обучающимися - все педагоги с низким уровнем общительности показали данный тип взаимоотношений.

В результате проведения оценки зависимости между уровнем коммуникативного поведения педагога и уровнем комфортности образовательной среды в начальных классах было выяснено следующее: для педагогов, которые имеют высокий уровень коммуникативной компетентности и способны выстроить комфортные партнерские отношения с обучающимися, характерно поддерживать оптимальную образовательную среду в своих классах. При этом нами также было выяснено, что те педагоги, которые показали предрасположенность к авторитарному стилю отношений с обучающимися, отметили среди своих учеников большую выраженность стрессогенных моментов, в классах таких педагогов оказалась более распространена детская конкуренция.

Следовательно, для повышения уровня комфортности образовательной среды в начальной школе необходимо обеспечение дополнительной оптимизации коммуникативного поведения педагога начальных классов, что и было предусмотрено в программе.

В соответствии с выделенными критериями коммуникативного поведения, которые необходимо развивать для того, чтобы педагог смог более эффективно осуществлять реализацию пошагового обеспечения комфортной образовательной среды младших школьников, мы определили следующие направления программы оптимизации коммуникативного поведения педагога начальных классов:

— формирование у педагогов навыков эффективного когнитивного, поведенческого и эмоционального развития детей;

— формирование у педагогов стратегий и тактик повышения комфортности образовательной среды.

4353

В рамках реализации программы обеспечения комфортной образовательной среды младших школьников нами были выбраны такие методы работы с педагогами для формирования у них необходимых навыков и знаний по организации коммуникативного взаимодействия с детьми как лекции, игры, тренинг.

После апробации программы и проведения повторной диагностики нами было обнаружено, что констатируется улучшение уровня комфортности образовательной среды в тех классах, в которых были выявлены проблемы, что позволило нам констатировать достоверность выявленных в ходе-опытно-экспериментальной работы взаимосвязей.

Следовательно, можно сделать вывод, что обеспечение комфортной образовательной среды младших школьников зависит от коммуникативного поведения учителя и будет эффективно при использовании преимущественно диалогическая стратегия и косвенная тактика в процессе обучения.

Литература:

1. Алисов Е.А. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды: учебное пособие для магистрантов направления подготовки 050100.68 «Педагогическое образование». — М.: МГПУ, 2014. — 179 с.

2. Анциферова О.Н. Вариативность речевого поведения педагога как показатель его профессиональной мобильности / О.Н. Анциферова // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке. Сборник материалов 2-й Всероссийской конференции. - 2015. - С. 17-22

3. Васютенкова И.В. Профессионально-образовательная среда как фактор развития компетентности педагога по обеспечению психологически безопасной и комфортной образовательной среды / И.В. Васютенкова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. -2019. - №2. - С. 767-774

4354

4. Григорьева-Голубева В.А. Опыт изучения коммуникативного поведения педагога / В.А. Григорьева-Голубева // Вестник Ленинградского государственного университета А.С. Пушкина. - 2017. - №4. - С. 104-111

5. Кокаева И.Ю., Боженская И.С., Тетермазова З.Ц. Комфортная образовательная среда как условие развития эмоционального здоровья младших школьников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nkomfortnaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-emotsionalnogo-zdorovya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 18.09.2022).

6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Literature:

1. Alisov E.A. Formation of a psychologically comfortable and safe educational environment: a textbook for undergraduates in the direction of preparation 050100.68 "Pedagogical education". — M.: MGPU, 2014. — 179 p.

2. Antsiferova O.N. Variability of speech behavior of a teacher as an indicator of his professional mobility / O.N. Antsiferova // Social and professional mobility in the XXI century. Collection of materials of the 2nd All-Russian Conference. - 2015. - S. 17-22

3. Vasyutenkova I.V. Vocational and educational environment as a factor in the development of a teacher's competence to ensure a psychologically safe and comfortable educational environment / I.V. Vasyutenkova // Herzen readings: psychological research in education. - 2019. - No. 2. - pp. 767-774

4. Grigoryeva-Golubeva V.A. Experience in studying the communicative behavior of a teacher / V.A. Grigoryeva-Golubeva // Bulletin of the Leningrad State University A.S. Pushkin. - 2017. - No. 4. - pp. 104-111

5. Kokaeva I.Yu., Bozhenskaya I.S., Tetermazova Z.Ts. Comfortable educational environment as a condition for the development of emotional health of younger

4355

schoolchildren // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2015. No. 10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komfortnaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-emotionalnogo-zdorovya-mladshih-shkolnikov (Date of access: 09/18/2022). 6. Yasvin V. A. Educational environment: from modeling to design. M.: Meaning, 2001. - 365 p.

© Гиринова М.Р. Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 8/2022.

Для цитирования: Гиринова М.Р. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 8/2022.

4356

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.