Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования готовности будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации'

Педагогические условия формирования готовности будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасная и комфортная среда / будущие педагоги-психологи / профессиональная подготовка / готовность / интроспекция / «психологический кинозал» / групповая супервизия / safe and comfortable environment / future education psychologists / professional training / readiness / introspection / “psychological cinema” / group supervision

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киндарова Залина Бадрудиновна

В статье получило обоснование положение о том, что осуществление деятельности по проектированию в общеобразовательной организации безопасной и комфортной среды является одной из ключевых функций будущих педагогов-психологов. Учитывая высокую востребованность в ее качественном осуществлении, а также ее сложность и затратность с психологической точки зрения, ставится задача подготовки будущих педагогов-психологов к освоению данной функции. Готовность к проектированию безопасной и комфортной среды как результат такой подготовки будущих основывается на современных представлениях о безопасности, комфортности, проектировочной деятельности и описывается в терминах ценностных ориентаций, нравственных качеств и эмоциональной гибкости. В числе существенных признаков будущих педагогов-психологов, обладающих сформированной готовность к указанной деятельности, называется способность объединять свои проектировочные действия с другими участниками образовательных отношений в школе, а также профессионально применять технологии индивидуальной образовательной траектории в педагогической работе с различными контингентами обучающихся. В качестве педагогических условий успешного формирования готовности будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды предложено использовать: обеспечение отношения будущих педагогов-психологов к своему психологическому здоровью как ценности, содействие будущим педагогам-психологам в освоении инструментов и средств формирования психосоциальной безопасности, использование потенциала групповой супервизии при создании благоприятного психологического климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киндарова Залина Бадрудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF READINESS FORMATION OF FUTURE EDUCATION PSYCHOLOGISTS TO DEVELOP A SAFE AND COMFORTABLE ENVIRONMENT IN A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

The article substantiates the position that the implementation of design activities in a general educational organization of a safe and comfortable environment is one of the key functions of future educational psychologists. Given the high demand for its qualitative implementation, as well as its complexity and cost from a psychological point of view, the task is to prepare future educational psychologists to master this function. The readiness to design a safe and comfortable environment as a result of such preparation of the future is based on modern ideas about safety, comfort, design activities and is described in terms of value orientations, moral qualities and emotional flexibility. Among the essential features of future pedagogical psychologists who have a formed readiness for this activity is the ability to combine their design actions with other participants in educational relations at school, as well as to professionally apply technologies of an individual educational trajectory in pedagogical work with different contingents of students. As pedagogical conditions for the successful formation of the readiness of future educational psychologists to design a safe and comfortable environment, it is proposed to use: ensuring the attitude of future educational psychologists to their psychological health as a value, assisting future educational psychologists in mastering the tools and means of forming psychosocial without -dangers, using the potential of group supervision while creating a favorable psychological climate.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования готовности будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации»

Педагогические условия формирования готовности будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации

Киндарова Залина Бадрудиновна,

заведующий психологической лабораторией, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» E-mail: pedagogy_kafedra@mail.ru

В статье получило обоснование положение о том, что осуществление деятельности по проектированию в общеобразовательной организации безопасной и комфортной среды является одной из ключевых функций будущих педагогов-психологов. Учитывая высокую востребованность в ее качественном осуществлении, а также ее сложность и затратность с психологической точки зрения, ставится задача подготовки будущих педагогов-психологов к освоению данной функции. Готовность к проектированию безопасной и комфортной среды как результат такой подготовки будущих основывается на современных представлениях о безопасности, комфортности, проектировочной деятельности и описывается в терминах ценностных ориен-таций, нравственных качеств и эмоциональной гибкости. В числе существенных признаков будущих педагогов-психологов, обладающих сформированной готовность к указанной деятельности, называется способность объединять свои проектировочные действия с другими участниками образовательных отношений в школе, а также профессионально применять технологии индивидуальной образовательной траектории в педагогической работе с различными контингентами обучающихся. В качестве педагогических условий успешного формирования готовности будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды предложено использовать: обеспечение отношения будущих педагогов-психологов к своему психологическому здоровью как ценности, содействие будущим педагогам-психологам в освоении инструментов и средств формирования психосоциальной безопасности, использование потенциала групповой супервизии при создании благоприятного психологического климата.

Ключевые слова: безопасная и комфортная среда, будущие педагоги-психологи, профессиональная подготовка, готовность, интроспекция, «психологический кинозал», групповая супервизия.

На современном этапе функционирования общеобразовательной школы остро стоит проблема обеспечения физической и психологической безопасности подрастающего поколения. Имеются факты, указывающие на то, что школьники могут становиться н только объектами насилия, по и нередко его инициаторами. Подтверждением тому может служить буллинг, получившей в последние годы распространение в виртуальной среде. Кроме того, эмпирические исследования, проведенные рядом педагогов и психологов, подтверждают тенденцию повышения тревожности обучающихся. При этом называются многие факторы, обусловливающие ее повышение, в том числе и усиливающиеся требования к качеству общего образования. Очевидно, что в такой ситуации обучающиеся не могут себя ощущать психологически и физически безопасно и комфортно. В этой связи важно, чтобы не только участники образовательных отношений были готовы осуществлять конструктивное взаимодействия, но и необходимо создание в общеобразовательной организации безопасной и комфортной среды. Участие в этой деятельности принимают все без исключения педагогические работники общеобразовательной организации, но ведущая роль принадлежит, по определению, педагогам-психологам. В данном случае можно обратиться не только к профессиональному стандарту указанной категории специалистов, где в качестве ведущей трудовой функции указывается психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды, но и к ФГОС начального, основного и среднего общего образования. В текстах данных документов в качестве приоритетных определены психолого-педагогические условия реализации в школе общеобразовательных программ. Обеспечение такого рода условий, как нетрудно предположить, в первую очередь возлагается на педагогов-психологов общеобразовательной организации.

Учитывая принципиально важную роль рассматриваемой трудовой функции, следует полагать, что будущие педагоги-психологи должны прийти в общеобразовательную организацию после окончания вузе, уже готовыми к ее осуществлению. Соответственно, целесообразно говорить о формировании готовности будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации на этапе их профессиональной подготовки в вузе. Основанием для такого вывода могут слу-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

жить результаты проведенного автором эмпирического исследования. В частности, было установлено, что порядка только 34% принимавших участие в опросе студентов Чеченского государственного университета, обучающихся по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата) имеют всестороннее и комплексное представление о безопасной и комфортной среде, знают ее характеристики и условия эффективного существования. Еще меньше студентов подтверждают свою готовности к осуществлению в общеобразовательной организации деятельности по проектированию такой среды. В этой связи актуализируется научная задача определения и теоретического обоснования педагогических условий формирования у будущих педагогов-психологов готовности к проектированию безопасной и комфортной среды.

Следует заметить, что педагогические условия выполняют роль специально создаваемых и реализуемых в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов факторов, которые повышают эффективность осуществления исследуемого процесса, делают его более успешным. Его результатов является готовность к проектированию безопасной и комфортной среды. В основе толкования данной готовности находятся современные теоретические представления об образовательной среде общеобразовательной организации, которая отвечает требованиям безопасности и являются комфортной для участников образовательных отношений.

Общеобразовательные организации, по определению, должны быть местом безопасности абсолютно для всех участников образовательных отношений. Хотя в современной практике этот тезис может быть поставлен под сомнение, поскольку заметно увеличивается количество рисков, которые влияют на снижение этой безопасности. Например, обращение к исследованиям П.И. Беляевой [2], А.О. Прохорова и П.Н. Афанасьева [16], Н.И. Саттаровой [17], Е.А. Чекуновой [19] показывает, что в числе таких рисков наиболее заметными являются организационно-педагогические, личностно-профессиональные, семейные, экологические, информационные и некоторые другие риски. Риски организационно-педагогического характера в значительной степени обусловливаются интенсификацией учебного процесса в школе, использованием в практике затратных в психолого-педагогическом плане технологий и малоэффективных методов обучения. Кроме того, нередки случаи негативного отношения отдельных учителей к школьникам, конфликтные ситуации в школьной среде также увеличивают вероятность организационно-педагогических рисков. Личностно-профессиональные риски нахо-5 дят выражение в профессиональном поведении о педагогических работников. К ним могу быть, пре-^ жде всего, отнесены педагогические деформации еЗ у учителей, высокая учебно-педагогическая на-ав грузка, а также возникающие в связи с этим мно-

гочисленные страхи и тревожность. Как правило, такие риски больше характерны для воспитания детей в неблагополучных в открытой и скрытой форме семьях. Информационные риски обязаны своим появлением перегрузкам современных учащихся большим количеством информации, определенная часть которой не отвечает целям учебно-познавательной деятельности. Наконец, экологические риски обнаруживаются в различного рода макро- и микро-экологических факторах, которые заметно негативно сказываются на здоровье школьников.

В некоторых источниках упоминаются и иные факторы, которые получили распространение в последние годы и существенно подрывают безопасность обучающихся. К таким факторам, в частности, относятся увеличивающаяся интернет-зависимость обучающихся, рост количества детей, демонстрирующих антисоциальные модели поведения, межнациональные конфликты [5; 6; 9; 20 и др.]. Особую угрозу безопасности современных школьников представляет буллинг [4; 14; 15 и др.] и его виртуальная разновидность - кибер-буллинг [1; 3 и др.].

Что касается комфортности среды, то в первую очередь подразумеваются такие ее свойства, которые описываются с использованием признаков «полноценная», «приятная для взаимодействия и коммуникации». Очевидно, что у разных авторов данные признаки получают оригинальную интерпретацию и толкование. Например, И.В. Цветко-ва конструктивные отношения между педагогами и обучающимися связывает с ведущим признаком комфортной образовательной среды [18]. И.А. Ла-рисова в совокупности признаков комфортности среды делает упор на существование в школе практики психолого-педагогической поддержки самореализации школьников [11]. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся, по мнению Е.А. Макаровой, также является признаком комфортной среды [13]. М.А. Кувырталов и Д.В. Малий увязывает комфортность с возможностью осуществления в школе инклюзивного образования [10].

На этом основании в толковании безопасной и комфортной образовательной среды следует непременно выделить уникальным образом сконструированное пространство, в котором недопустимы никакие формы и разновидности насилия по отношению ни к каким участникам образовательных отношений. Такое образовательное пространство характеризуется, прежде всего, наличием конструктивных коммуникаций. Его психологическая среда обогащена по большей части позитивными настроениями. Кроме того, оно является референтным для всех участников образовательных отношений. В качестве существенных признаков безопасной и комфортной среды мы также называем ее направленность на максимально более полный учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей школьников, прежде всего, характеризующихся нарушениями в пси-

хофизическом развитии. Атрибутивной характеристикой безопасной и комфортной среды также следует считать удовлетворенность и положительные эмоции учителей, которые они испытывают при осуществлении в данной школе профессиональной деятельности. В качестве факультативного признака такой среды мы бы еще назвали готовность родителей обучающихся взаимодействовать с администрацией и педагогами школы в части повышения эффективности образовательного процесса.

Мы руководствуемся соображениями о том, что проектирование безопасной и комфортной среды в школе следует рассматривать в качестве ведущей функции педагога-психолога. Они поддерживаются известными требованиями к осуществлению трудовых функций данной категории специалистов, которые выделены в соответствующем отраслевом профессиональном стандарте. Учитывая трудоемкий и затратный характер данной деятельности, речь должна идти о подготовке будущих педагогов-психологов к ее осуществлению еще на этапе их профессиональной подготовки в вузе. Трудоемкость и сложность осуществления таких функций заключены в специфике проектировочной деятельности [7; 8 и др.]. В данном случае она сопряжена с конструированием проекта образовательной среды, содержащей в себе условия безопасного и комфортного взаимодействия участников образовательных отношений к школе.

Опираясь на сложившиеся подходы в области профессионального образования, полагаем целесообразным результат подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды связывать с соответствующей готовностью. Она является разновидностью готовности к профессиональной деятельности [12 и др.] и символизирует собой устойчивое личностно-профессиональное качество будущих педагогов-психологов, в основе которого базируются ценностные ориентации на проектную деятельность, нравственные качества, эмоциональная гибкость. Носители готовности к проектированию безопасной и комфортной среды способны объединять свои усилия и проектировочные знания с другими специалистами школы. Кроме того, они обладают умениями уверенного использования адресных технологий в педагогической работе с различными категориями обучающихся.

Для того, чтобы процесс формирования готовности будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды осуществлялся заметно более успешно, необходимо создания специальных педагогических условий. Достигается это за счет того, что созданные и действующие совместно педагогические условия образуют в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов такую обстановку, которая благоприятно сказывается на становлении и формировании данной готовности. Нами определены несколько таких педагогических условий, сущность и методические особенности

их применения в профессиональном образовании будут представлены ниже.

Первое педагогическое условие связано с обеспечением отношения будущих педагогов-психологов к своему психологическому здоровью как ценности. Мы рассматриваем педагога-психолога в качестве ключевого субъекта деятельности по проектированию в школе безопасной и комфортной среды. На этом основании следует говорить не только о наличии у него соответствующих знаний и умений, но и психологического здоровья. По существу, как субъект проектирования образовательной среды, он должен уметь осуществлять оценку ее безопасности и комфортности, а также оценку своего психологического здоровья. Практика показывает, что в арсенале педагогики имеется огромное количество разнообразных психолого-педагогических диагностик, которые могут быть результативно использованы для проведения экспертизы образовательной среды и ее субъектов. Поэтому мы склонны полагать, что преподаватели должны быть готовы помочь будущим педагогам-психологам сделать подбор качественных диагностических методик для осуществления, с одной стороны, комплексного обследования образовательной среды в школе, а, с другой стороны, оценки своего психологического здоровья.

В частности, для оценки психологического здоровья рекомендуется использовать метод интроспекции, заключающийся в наблюдении собственных психических процессов, не прибегая при этом к помощи каких-либо специальных инструментов. Представляется очевидным, что познание своих возможностей является хорошей предпосылкой для того, чтобы научиться разбираться в окружающих людях, обнаруживать их внутренние возможности и ресурсы.

Используя метод включенного наблюдения и интроспекции, можно научить будущих педагогов-психологов осуществлять собственную оценку, а также устанавливать образ себя в глазах окружающих и близких людей. Для этого нами предлагается заполнение небольшой таблицы, в которой выделены следующие параметры-вопросы: Кто я для себя? Кто я для друзей? Кто я для родных? Кто я в группе студентов?

Целесообразно также изучать возможности окружающей среды, которая может служить местом безопасности, своеобразным убежищем. Например, будущим педагогам-психологам можно предложить указать список таких мест, где они ощущают себя безопасно. Помимо этого, они могут составить перечень людей, с которыми они также чувствуют себя безопасно. Это может быть и перечень собственных качеств, которые обеспечивают подобное состояние.

Нами предлагается в работе с будущими педагогами-психологами еще одна техника, которая позволяет дать оценку собственной личности с точки зрения факторов угрозы или безопасности. Будущие педагоги-психологи должны были

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

вспомнить ситуации, в которых они сами выступали в качестве источника дискомфорта или угрозы. Наряду с этим, следовало назвать и события, в которых у них, напротив, обнаруживались или демонстрировались качества, способствующие безопасности и комфортности для окружающих.

В результате применения данных техник у будущих педагогов-психологов формировались умения анализировать свои цели, переживания, сильные и слабые качества. Кроме того, они обнаруживают широкую палитру страхов, переживаний и обид, которые потенциально могут существовать в каждом человеке. Такая педагогическая работа является продуктивной с точки зрения подготовки к проектированию безопасной и комфортной среды.

Второе педагогическое условие связано с содействием будущим педагогам-психологам в освоении инструментов и средств формирования психосоциальной безопасности. Для этого предлагается использовать возможности «психологического кинозала». Многочисленные исследования доказывают заметное влияние фильмов на психологического состояние подрастающего поколения. Существенным является потенциал художественных фильмов в формировании и развитии нравственно-этических ценностей у детей. Исследователи также утверждают, что фильмы, несущие в себе агрессивное содержание, вполне могут способствовать формированию соответствующего повеления и способов деятельности у молодежи. Вместе с тем фильмы, обладающие глубокими ценностными началами, могут быть результативно применены в воспитательной работе в школе. Собственно поэтому, художественные фильмы могут применяться будущими педагогами-психологами для решения задач профилактики и коррекции отклоняющегося поведения обучающихся, которое является одним из факторов угрозы безопасности образовательной среды в школе.

Художественные фильмы зачастую освещают различные жизненные проблемы, показывают обусловливающие их факторы, демонстрируют способы их преодоления. Учитывая, что ресурсы фильмов могут быть успешно приспособлены для освоения будущими педагогами-психологами очень тонких психологических механизмов межличностного взаимодействия, методика получила название «психологического кинозала». Случающиеся конфликты между различными участниками образовательных отношений имеют разную природу и могут развертываться по различным сценариям. Природа конфликтов между учениками сильно отличается от конфликтов между педагогом и учеником. В любом случае будущий педагог-психолог должен быть готов выступить в качестве медиатора, посредника в разрешении 5 или преодолении такого рода конфликтов. Он дол-§ жен научиться видеть скрытые и явные причины ^ такого рода проявлений, понимать возможности еЗ социальной среды и внутренние характеристики 5В личности.

В этой связи нами применяется практика просмотра и анализа фильмов, которые в дальнейшем могут быть использованы будущими педагогами и психологами в педагогической работе в школе. Идея «психологического кинозала» поддерживается положением о том, что художественные фильмы выступают в качестве своеобразной методической копилки будущего педагога-психолога, в которой аккумулированы самые разные педагогические средства обеспечения психосоциальной безопасности личности. Материалы таких фильмов могут учить правильному общению со школьниками с целью их благополучного психологического развития. Они могут стать ориентиром для того, чтобы создавать в образовательном процессе ситуации успех, поддерживать и мотивировать школьников. Осуществляя систематический просмотр и анализ фильмов, будущие педагоги-психологи овладевают методами и приемами формирования психосоциальной безопасности школьников.

Наконец, в качестве третьего педагогического условия выдвигается положение об использовании потенциала групповой супервизии при создании благополучного психологического климата. Мы неоднократно подчеркивали мысль о том, что проектирование безопасной и комфортной среды в школе является сложным процессом, в том числе и с психологической точки зрения. Вступая во взаимодействие со сложными контингентами обучающихся, жертвами насилия, участниками конфликтов, будущие педагоги-психологи зачастую вторгаются в мир личных переживаний и тревог субъектов образовательных отношений. Совершенно очевидно, что они должны на высочайшем уровне проявлять свой профессионализм в таких непростых ситуациях. Поэтому они нуждаются в периодической профессиональной внешней оценке и психологической сопровождении, в частности, в форме супервизии. Причем такая супервизия может осуществляться в групповой форме, когда студенты - будущие педагоги-психологи могут давать профессиональную оценку друг другу, поддерживать и направлять.

Таким образом, нами обоснована важность и перспективность профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к осуществлению деятельности по проектированию безопасной и комфортной среды. Ее результатом является соответствующая готовность, которая определяется в терминах ценностных ориентаций на проектную деятельность, нравственных качеств, эмоциональной гибкости. Будущие педагоги-психологи со сформированной готовностью к проектированию безопасной и комфортной среды в школе способны объединять свои усилия и проектировочные умения с другими участниками образовательных отношений. Кроме того, они могут уверенно применять адресные технологии в педагогической работе с разными контингентами обучающихся. Более эффективное формирование указанной готовности происходит в случае использования в об-

разовательном процессе в вузе комплекса педагогических условий. В числе таких условий: обеспечение отношения будущих педагогов-психологов к своему психологическому здоровью как ценности, содействие будущим педагогам-психологам в освоении инструментов и средств формирования психосоциальной безопасности, использование потенциала групповой супервизии при создании благоприятного психологического климата.

Литература

1. Баранов, А.А. Кибербуллинг - новая форма угрозы безопасности личности подростка / А.А. Баранов, С.В. Рожина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2015. - № 11. - С. 62-66.

2. Беляева, П.И. Психологическая безопасность учащихся в образовательной среде начальной школы / П.И. Беляева, Т.Б. Беляева //Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2015. - № 5. -С.153-160.

3. Бенгина, Е.А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка / Е.А. Бенгина, С.А. Гришаева // Вестник университета. - 2018. - № 2. - С. 153157.

4. Волкова, И.В. Характеристики подросткового буллинга и его определение / И.В. Волкова // Вестник Мининского университета. - 2016. -№ 2 (15); URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ harakteristiki-podrostkovogo-buNinga-i-ego-opredelenie (дата обращения: 02.07.2021).

5. Гусева, Ю.Е. Личность педагога и психологический климат в коллективе / Ю.Е. Гусева, К.М. Николаева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. -№ 1(42). - С. 58-70.

6. Ильясов, Д.Ф. Методические стратегии преодоления профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся / Д.Ф. Ильясов, Е.А. Селиванова, А.А. Севрюкова, К.С. Буров // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 3 (44). -С. 5-18.

7. Ильясов, Д.Ф. Проектирование педагогических теорий / Д.Ф. Ильясов // Педагогика. -2004. - № 9. - С. 13-21.

8. Ильясов, Д.Ф. Развитие представлений о педагогических теориях и подходах к их проектированию / Д.Ф. Ильясов, О.А. Ильясова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 1. - С. 39-50.

9. Корытова, Г.С. Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы риска, угрозы и условия / Г.С. Корытова, Е.Ю. Закотнова // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2015. - № 9 (162). - С. 96-102.

10. Кувырталова, М.А. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого на проблему создания комфортной развивающей среды школы / М.А. Кувырталова, Д.В. Малий // Общество. Коммуникация. Образование. - 2015. - № 1 (215). -С.184-191.

11. Ларисова, И.А. Педагогические условия формирования творческой самореализации подростков в образовательном процессе / И.А. Ла-рисова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2011. - № 129; URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-tvorcheskoy-samorealizatsii-podrostkov-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 03.07.2021).

12. Ляшевская, Н.В. Критериально-уровневое оценивание готовности молодых педагогов к осуществлению профессиональной деятельности / Н.В. Ляшевская, И.А. Маврина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 2 (43). - С. 64-71.

13. Макарова, Е.А. Роль индивидуальных образовательных траекторий в формировании психологически комфортной образовательной среды / Е.А. Макарова, Ф.П. Хакунова, Е.Л. Макарова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013 - № 3 (123). - С. 125-133.

14. Нестерова, А.А. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников / А.А. Нестерова, Т.Г. Гришина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2018. - № . 3. -С. 97-114.

15. Обухова Ю.В. Образ сверстника - жертвы буллинга у школьников с разной выраженностью виктимного поведения / Ю.В. Обухова, В.О. Гурьева // Российский психологический журнал. -2017. - № 17 (2). - С. 118-134.

16. Прохоров, А.О. Риски социализации и психологической безопасности образовательной среды школы / А.О. Прохоров, П.Н. Афанасьев // Филология и культура. - 2017. - № 4 (50). - С. 236-243.

17. Саттарова, Н.И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Сат-тарова Надежда Ивановна. - Санкт-Петербург, 2003. - 215 с.

18. Цветкова, И.В. Оценка взаимоотношений школьников с учителями как показатель комфортности образовательной среды / И.В. Цветкова // Карельский научный журнал. - 2020. -Вып. 9. - № 3 (32). - С. 114-117.

19. Чекунова, Е.А. Риски образовательного пространства школы / Е.А. Чекунова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2010. - № 4. - С. 37-40.

20. Ярычев, Н.У. Эволюция философско-культурологических взглядов на феномен кон-

сэ о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

фликта / Н.У. Ярычев // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2017. -№ 3. - С. 100-106.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF READINESS FORMATION OF FUTURE EDUCATION PSYCHOLOGISTS TO DEVELOP A SAFE AND COMFORTABLE ENVIRONMENT IN A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

Kindarova Z.B.

Chechen State University

The article substantiates the position that the implementation of design activities in a general educational organization of a safe and comfortable environment is one of the key functions of future educational psychologists. Given the high demand for its qualitative implementation, as well as its complexity and cost from a psychological point of view, the task is to prepare future educational psychologists to master this function. The readiness to design a safe and comfortable environment as a result of such preparation of the future is based on modern ideas about safety, comfort, design activities and is described in terms of value orientations, moral qualities and emotional flexibility. Among the essential features of future pedagogical psychologists who have a formed readiness for this activity is the ability to combine their design actions with other participants in educational relations at school, as well as to professionally apply technologies of an individual educational trajectory in pedagogical work with different contingents of students. As pedagogical conditions for the successful formation of the readiness of future educational psychologists to design a safe and comfortable environment, it is proposed to use: ensuring the attitude of future educational psychologists to their psychological health as a value, assisting future educational psychologists in mastering the tools and means of forming psychosocial without -dangers, using the potential of group supervision while creating a favorable psychological climate.

Keywords: safe and comfortable environment, future education psychologists, professional training, readiness, introspection, "psychological cinema", group supervision.

References

1. Baranov A.A., Rozhina S.V. Cyberbullying is a new form of threat to the personal safety of teenagers, Bulletin of I. Kant Baltic Federal University. Series: Philology, Pedagogy, Psychology, 2015, No. 11, pp. 62-66.

2. Belyaeva P.I., Belyaeva T.B. Psychological safety of students in the educational environment of the elementary school, Personality in extreme conditions and crisis situations of life, 2015, No. 5, pp. 153-160.

3. Bengina E. A., Grishaeva S.A. Cyberbullying as a new form of threat to the psychological health of the teenager, University Herald, 2018, No. 2, pp. 153-157.

4. Volkova I.V. Characteristics of adolescent bullying and its definition, Bulletin of the University of Minin, 2016, No. 2 (15); URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-podrostkovogo-bullinga-i-ego-opredelenie (accessed date 07/02/2021).

5. Guseva Yu. E., Nikolaeva K.M. Personality of the teacher and psychological climate in the team, Scientific support of a system of advanced training, 2020, No. 1(42), pp. 58-70.

6. Ilyasov D.F., Selivanova E.A., Sevryukova A.A., Bu-rov K.S. Methodological strategies for overcoming professional deficits of teachers interacting with "complex" contingents of students, Scientific support of a system of advanced training, 2020, No. 3 (44), pp. 5-18.

7. Ilyasov D.F. Designing pedagogical theories, Pedagogica, 2004, No. 9, pp. 13-21.

8. Ilyasov D.F., Ilyasova O.A. Development of ideas about pedagogical theories and approaches to their design, Siberian Pedagogical Journal, 2010, No. 1, pp. 39-50.

9. Korytova G. S., Zakotnova E. Yu. Psychological safety and security of the educational environment: risk factors, threats and conditions, Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2015, No. 9 (162), pp. 96-102.

10. Kuvyrtalova M.A., Maliy D.V. Pedagogical views of L.N. Tolstoy on the problem of creating a comfortable developing school environment, Society. Communication. Education, 2015, No. 1 (215), pp. 184-191.

11. Larisova I.A. Pedagogical conditions of formation of creative self-realization of adolescents in the educational process, Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2011, No. 129; URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-tvorcheskoy-samorealizatsii-podrostkov-v-obrazovatelnom-protsesse (accessed date: 07/03/2021).

12. Lyashevskaya N.V., Mavrina I.A. Criterial-level assessment of young teachers' readiness to implement professional activities, Scientific support of a system of advanced training, 2020, No. 2 (43), pp. 64-71.

13. Makarova E. A., Khakunova F.P., Makarova E.L. The role of individual educational trajectories in the formation of psychologically comfortable educational environment, Bulletin of Adygei State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2013, No. 3 (123), pp. 125-133.

14. Nesterova A.A., Grishina T.G. Predictors of school bullying of young adolescent children by peers, Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences, 2018, No. 3, pp. 97-114.

15. Obukhova V., Gurieva V.O. The image of the peer - the victim of bullying in schoolchildren with different expression of victim behavior, Russian Psychological Journal, 2017, No. 17 (2), pp. 118-134.

16. Prokhorov A.O., Afanasiev P.N. Risks of socialization and psychological safety in the educational environment of the school, Philology and Culture, 2017, No. 4 (50), pp. 236-243.

17. Sattarova N.I. Information security of schoolchildren in the educational institution: dissertation of candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg, 2003, 215 p.

18. Tsvetkova I.V. Evaluation of relations between students and teachers as an indicator of the comfort of the educational environment, Karelian Scientific Journal, 2020, Vol. 9, No. 3 (32), pp. 114-117.

19. Chekunova E.A. Risks of the educational space of the school, Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences, 2010, No. 4, pp. 37-40.

20. Yarychev N.U. Evolution of philosophical and cultural views on the phenomenon of conflict // Economic and humanitarian studies of regions. 2017. No. 3. P. 100-106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.