Научная статья на тему 'БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ / ВУЗ / ПРОЕКТИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / БУЛЛИНГ / TRAINING FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS / UNIVERSITY / DESIGNING SAFE AND COMFORTABLE ENVIRONMENT / ORGANIZATION OF GENERAL EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD / PSYCHOLOGICAL HEALTH / BULLYING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киндарова Залина Бадрудиновна

Повышение качества высшего образования выступает важным условием обучения будущих специалистов. Для подготовки будущих педагогов-психологов к будущей профессиональной деятельности необходимо опираться актуальные социальные проблемы. Проектирование безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации является важной задачей педагога-психолога в современных условиях. Представлены базовые принципы формирования указанной. Они связаны с созданием ситуации развивающего дискомфорта, ориентацией на рефлексию эмоциональных переживаний студентов, развития у них способности интегрировать педагогические и психологические знания. Также выделен принцип ориентации на конструктивное взаимодействие с педагогическим коллективом, освоения современных инструментов профилактики агрессивного и противоправного поведения обучающихся и мотивации к использованию конструктивных воспитательных усилий родителей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киндарова Залина Бадрудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES OF TRAINING FUTURE TEACHERS AND PSYCHOLOGISTS TO DESIGN A SAFE AND COMFORTABLE ENVIRONMENT IN A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

Improving the quality of higher education is an important condition for educating future professionals. Actual social problems should be supported in order to train future educational psychologists for their future professional activity. Designing a safe and comfortable environment in a general education organization is an important task for a teacher-psychologist in modern conditions. We have highlighted basic principles in order to build such training in the most constructive way. These principles are related to thecreation of a situation of developing discomfort, orientation towards the reflation of students’ emotional experiences, and the development of their ability to integrate pedagogical and psychological knowledge. The principle of orientation towards constructive interaction with the teachers’ staff, mastering modern tools of prevention of aggressive and illegal behavior of students and motivation to use constructive educational efforts of students’ parents were also highlighted.

Текст научной работы на тему «БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-2-119-125

ББК 74.484.4+74.204 УДК 378.147

З.Б. Киндарова

(Чеченский государственный университет, Чеченская республика, г. Грозный, Россия)

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Повышение качества высшего образования выступает важным условием обучения будущих специалистов. Для подготовки будущих педагогов-психологов к будущей профессиональной деятельности необходимо опираться актуальные социальные проблемы. Проектирование безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации является важной задачей педагога-психолога в современных условиях. Представлены базовые принципы формирования указанной. Они связаны с созданием ситуации развивающего дискомфорта, ориентацией на рефлексию эмоциональных переживаний студентов, развития у них способности интегрировать педагогические и психологические знания. Также выделен принцип ориентации на конструктивное взаимодействие с педагогическим коллективом, освоения современных инструментов профилактики агрессивного и противоправного поведения обучающихся и мотивации к использованию конструктивных воспитательных усилий родителей обучающихся.

Ключевые слова: подготовки будущих педагогов-психологов, вуз, проектированию безопасной комфортной среды, общеобразовательная организация, профессиональный стандарт, психологическое здоровье, буллинг.

Z.B. Kindarova

(Chechnya State University, Chechen Republic, Grozny, Russia)

PSYCHOLOGISTS TO DESIGN A SAFE AND COMFORTABLE ENVIRONMENT IN A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

ro

x

ra i_ CP

о >s о x

_D

I— ra m о

CO

m £ о ^ Ы ю о о

ц <u ° ?

" ю

X

5 о Ç m

е £

0 <и 1- ср Œ о

1 S

BASIC PRINCIPLES OF TRAINING FUTURE TEACHERS AND s î

Ю P s

о

m

о

i= a

Improving the quality of higher education is an important condition for educating £ s

s S

future professionals. Actual social problems should be supported in order to train future educational psychologists for their future professional activity. Designing a safe and comfortable environment in a general education organization is an important task for a teacher-psychologist in modern conditions. We have highlighted basic principles in order о s to build such training in the most constructive way. These principles are related to the ш

creation of a situation of developing discomfort, orientation towards the reflation of students' emotional experiences, and the development of their ability to integrate pedagogical and psychological knowledge. The principle of orientation towards constructive interaction with the teachers' staff, mastering modern tools of prevention of aggressive and illegal behavior of students and motivation to use constructive educational efforts of students' parents were also highlighted.

Keywords: training future teachers-psychologists, university, designing safe and comfortable environment, organization of general education, professional standard, psychological health, bullying.

Повышение качества образования является приоритетной задачей государственной образовательной политики. Данные приоритеты обозначены в целевых установках национального проекта «Образование». К примеру, в федеральном проекте «Экспорт образования» ставится задача увеличения числа иностранных граждан (в два раза), обучающихся в вузах и научных организациях. Это говорит о том, что система высшего образования должна быть привлекательна не только российским студентам, но и иностранным. Поэтому вопросы совершенствования профессиональной подготовки студентов, ее форм и содержания выступают актуальными направлениями современной высшей школы.

Здоровье человека считается значимым показателем его жизненного благополучия. Психологическое здоровье населения влияет на адекватность его поведения и соответственно безопасность личности. Исходя из этого, современное общество нуждается в квалифицированных специалистах в сфере психологической науки и практики, особенно в области образования. На данном основании уверенно можно заявить, что подготовка будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации является актуальным запросом современного общества.

Цель данной научной статьи заклю-2 чается в описании базовых принципов подготовки будущих педагогов-психоло-I гов к проектированию безопасной ком-^ фортной среды в общеобразовательной со организации.

Прежде чем переходить к таковым принципам, необходимо раскрыть содержание понятия безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации. В профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» выделяется такая трудовая функция как «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций» [5]. Она содержит трудовые действия, необходимые умения и знания педагога-психолога. В трудовые действия входят: мониторинг методов образовательной деятельности и экспертиза образовательных программ, оказание поддержки педагогам в аспекте выбора образовательных технологий. В необходимые умения включены: установка на оказание помощи любому ребенку, сопровождение образовательных программ, составление характеристик, реализация индивидуальных образовательных маршрутов, психодиагностика достижения обучающимися образовательных результатов. Необходимые знания этого аспекта относятся к закономерностям организации обучения детей, законам развития личности и формированию детско-взрослых сообществ [5]. Итак, анализ содержания такой функции как экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций представляет собой обобщённое представление о ее характеристике. Резюмируя данные положения, отметим, что внимание обращается на выявление индивидуальных особенностей обучающихся и удовлетворение их образовательных потребностей,

выстраивание взаимодействия всех педагогических работников с целью оказания эффективной помощи ребенку.

Однако в профессиональном стандарте не описаны подходы к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации. Поэтому необходимо провести обзор других документов и научных исследований в данной области.

В Концепции развития психологической службы в образовании выделяется комплекс задач, среди которых «профилактика и коррекция явлений буллин-га, проявлений агрессивного поведения, враждебности в отношении сверстников и взрослых» [4, с. 20]. Мы связываем проектирование безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации со стороны педагога-психолога именно в аспекте создания психологической безопасности. Такая безопасность предполагает в первую очередь предупреждение агрессивности со стороны различных участников образовательных отношений. Агрессивность может выступать как со стороны самих детей, так и со стороны их родителей и самих педагогов.

Известный специалист в области психологической безопасности образовательной среды И.А. Баева дает определение этому понятию. Под психологической безопасностью этим автором понимается состояние образовательной среды, в которой нет проявлений психологического насилия во взаимодействии. Такое взаимодействие «способствует удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении и создает референтную значимость среды, обеспечивает психическое здоровье включенных в нее участников» [1, с. 83]. Мы полностью разделяем такое убеждение относительно психологической безопасности от психологического и физического насилия.

Итак, на данном основании выделим базовые принципы подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной комфортной среды в обще-

образовательной организации. Первый принцип связан с созданием развивающей среды в высшей школе. Среда может быть комфортная, развивающая и дискомфортная. Комфортная среда не всегда стимулирует человека к развитию, так как удовлетворяются основные его потребности. Дискомфортная среда негативно влияет на психологическое состояние человека и тормозит его позитивные изменения. Наиболее эффективной является развивающая среда. Она в определенной мере детерминирует развитие, занимая промежуточное положение между комфортом и дискомфортом. Российский ученый А.И. Савенков, исследующий вопросы работы с одаренными детьми, использует такой термин как «развивающий дискомфорт» [6]. Этот такой метод, который стимулирует ребенка к движению вперед, способствует содействию ему в преодолении трудностей. И.Р. Гу-машвили предлагает использовать метод развивающего дискомфорта при обучении студентов в вузе, осуществляя подготовку их к работе с одаренными школьниками [2].

Поэтому мы также считаем, чтобы подготовить будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации, необходима опора на принцип развивающего дискомфорта. Такой принцип позволит студентам осознать значимость проектирования комфортной безопасной среды для обучающихся путем ощущения и осознания некоторых дискомфортных, но стимулирующих условий.

Второй принцип, который мы считаем целесообразным в отношении рассматриваемой темы, связан с исследованием негативного опыта самих студентов, накопленного ими в дошкольном и школьном детстве. Чтобы понимать возможные состояния обучающихся, являющихся жертвами буллинга или педагогической агрессии, уместно вспомнить опыт собственных детских переживаний. Для понимания проблемы другого человека,

го

I

го О

0

1 _0

н го ш о

СО

го

ю

о ф

^

ю о со

ш

о

_0

о <и

1- О.

ГО о

? 1

X н

^ О.

ю 9

о с

2 с

I го = й & и

о> рЕ _0 ш о

го ш

ф о

необходимо попытаться «встать на его место». Это утверждение напрямую относится к профессиональной деятельности педагога-психолога. Поэтому в процессе лекционных и практических занятий преподавателям целесообразно ориентировать студентов на рефлексию собственных эмоциональных состояний, вызванных переживаниями в дошкольный и школьный период. Такие переживания могут быть связаны с агрессивными действиями сверстников или других детей в образовательной организации, а также с насилием со стороны педагогов в разных вариантах (вербальным, физическим агрессия и пр.). Это позволит им подходить более осознанно и качественно к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации в дальнейшем.

Также стоит не забывать, что подготовка осуществляется в направлении не психолога, а педагога-психолога. То есть важно включать в такую подготовку изучение как психологических концепций развития личности, так и педагогических теорий и подходов. Уместно акцентировать внимание на необходимости интеграции аспектов обучения, воспитания и развития личности. Показывать, что все педагогические работники преследуют одни цели, но разными средствами. Зачастую в общеобразовательной организации отмечается несогласованность действий педагогических работников: учителя ориентированы на обучение, педагоги дополнительного образования - на воспитание, а педагоги-психологи - на развитие личности обучающегося. В результате такой подход напоминает известную басню И. Крылова про лебедя, рака и щуку. Исходя из этого, обозначим третий базовый принцип подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации - развитие у Ц студентов способности интегрировать пе-х дагогические и психологические знания.

Безопасная комфортная среда в обще-со образовательной организации связана с

психологическим климатом, который в большей мере определяют администрация и педагогические работники. В профессиональном стандарте педагога отмечается необходимость сотрудничества со специалистами для оказания помощи ребенку с различными образовательными потребностями. Аналогичную задачу ставят и педагогу-психологу [5]. Более того, целесообразно взаимодействие на только педагогического коллектива, но и всего персонала образовательной организации. К примеру, вопрос профилактики буллинга предполагает тесное взаимодействие всего коллектива школы, включая технический персонал и охрану. Поэтому важным направлением в подготовке студентов мы выделяем их ориентацию на конструктивное взаимодействие с педагогическим коллективом.

Также важно ориентировать студентов на готовность к преодолению актуальных социальных рисков, которые влияют на психофизическое развитие современных детей. Разного рода опасности ребенок может встретить как в реальной, так и виртуальной среде. Причем обучающийся может быть как агрессором, так и жертвой определенного насилия. И сегодня педагогам-психологам приходится работать с психическими состояниями таких детей. Поэтому считаем важным осуществлять подготовку педагогов-психологов в аспекте понимания опасностей и возможностей виртуальной среды. Речь идет о деструктивных сообществах в социальных сетях (группы смерти, экстремистские группировки и пр.). На сегодняшний день предложено множество инструментов по профилактике агрессивного и противоправного поведения обучающихся, обусловленного различными факторами [3; 7; 8]. Поэтому будущему педагогу-психологу важно осваивать такие подходы для проектирования безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации. Пятый базовый принцип подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию

безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации - освоение студентами современных инструментов профилактики агрессивного и противоправного поведения обучающихся.

Кроме того, образовательная среда включает различных участников, в том числе и родителей обучающихся. Они непосредственным образом влияют на поведение своих детей и взаимодействие с педагогами. Большинство специалистов утверждают, что агрессивность учащихся определяется семейными факторами: коммуникацией внутри семьи, отношениями родителей с детьми, моделями поведения родителей. Поэтому также работа будущего педагога-психолога с родительской общественностью является важным направлением в проектировании безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации. В профессиональном стандарте педагога-психолога указано множество направлений, связанных с работой с родителями данного специалиста обучающихся. Например, в такой трудовой функции как «психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» выделяется такое необходимое умение как «психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ, направленных на развитие психолого-педагогической компетентности ... родителей (законных представителей) обучающихся [5]. Поэтому выделим шестой принцип, связанный с мотивацией будущих педагогов-психологов к использованию воспитательных ресурсов семьи ребенка.

Итак, базовыми принципами подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации выступают:

- принцип развивающего дискомфорта, способствующий созданию среды, стимулирующей к профессиональному развитию;

- принцип ориентации на рефлексию эмоциональных переживаний студентов, связанных с периодами дошкольного и школьного детства;

- принцип развития у студентов способности интегрировать педагогические и психологические знания;

- принцип ориентации на конструктивное взаимодействие с педагогическим коллективом;

- принцип освоения современных инструментов профилактики агрессивного и противоправного поведения обучающихся;

- принцип мотивации к использованию конструктивных воспитательных усилий родителей обучающихся.

Подготовка будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации является важным направлением деятельности вуза. Выстраивая ее на выделенных принципах, можно значительно повысить качество образования в современном университете. Библиографический список:

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. -СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. -271 с.

2. Гумашвили И.Р. Подготовка будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников: дисс. ... к.п.н. - Грозный, 2018.- 207 с.

3. Ильясов Д.Ф., Солодкова М.И., Буров К.С. и др. Профилактика агрессивного и противоправного поведения обучающихся общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: Методические рекомендации. - Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. - Челябинск, 2019. - 80 с.

4. Концепция развития психологической службы в системе образования в

го

I

го О

0

1 _0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

го ш о со ГО

ю

о ф

^

ю о со

со о

_0

о <и

1- О.

ГО о

и

X н

^ О.

ю 8

о с=

2 с

I го

= я

& и

о> рЕ _0 ш о

го ш

ф о

Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_287411/ 5. Профессиональный стандарт. «Педагог - психолог (психолог в сфере образования)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - Режим доступа - http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc;base=LAW;n=185098#0

6. Савенков А.И. Детская одаренность и школьное обучение // Школьные технологии. - 1999. - №1. С. 121-123.

7. Селиванова Е.А. Подготовка педагогов к осуществлению профилактики агрессивного поведения обучающихся в школах // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. - № 4 (37). С. 78-87.

8. Травина С.А. Взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников: дисс. ... к.психол.н. - М., 2006. - 212 с.

Поступила 20.05.2020

го ш

0

ГО Ч

1

UQ СО

Об авторе:

Киндарова Залина Бадрудиновна, старший преподаватель, заведующий лабораторией, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный, Чеченская республика, Россия), kaf_pedagogikivo@bk.ru

Для цитирования: Киндарова З.Б. Базовые принципы подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2020. - Т. 12. - № 2. С. 119-125. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-2-119-125

References:

1. Baeva I.A. Psychological safety in education. - St. Petersburg, 2002. - 271 p. [in Russian]

2. Gumashvili I.R. Preparation of the future teacher for realization of pedagogical support of intellectually gifted high school students. Diss. kand. ped. Nauk. 2018. - 207 p. [in Russian]

3. Ilyasov D.F., Solodkova M.I., Burov K.S. et al. Prevention of the aggressive and illegal behavior of the students of the general educational organizations functioning in the adverse social conditions. Methodological recommendations. Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators. - Chelyabinsk, 2019. -80 p. [in Russian]

4. Concept of development of psychological service in the educational system in the Russian Federation for the period up to 2025. Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation 12/19/2017 [Electronic resource] // Konsultant Plus. -Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287411/ [in Russian]

5. Professional standard «Teacher - psychologist (Psychologist in Education)». Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 07/24/2015 [Electronic resource] // Konsultant Plus. - Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=185098#0 [in Russian]

6. Savenkov A. I. Children talent and school education // Shkolnye tekhnologii. - 1999. -No. 1. pp. 121-123. [in Russian]

7. Selivanova E.A. Training of teachers for implementation of the aggressive behavior prevention in schools // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. - 2018. - No. 4 (37). pp. 78-87. [in Russian]

8. Travina C. A. Interaction of the psychologist and teacher in the prevention of aggressive behavior of junior schoolchildren. Diss. kand. psikhol. Nauk, 2006. - 212 p. [in Russian]

About the author:

Kindarova Zalina Badrudinovna, Senior lecturer, Head of laboratory, Chechnya State University (Grozny, Chechen Republic, Russia), kaf__pedagogikivo@bk.ru

For citation: Kindarova Z.B. Basic principles of training future teachers and psychologists to design a safe and comfortable environment in a general education organization // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 2. P. 119-125. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-2-119-125

CO

x

ro

О

О X _0

н ro m о

CO

ro

ю

0

CD

1 Ю о

CD

m

о

_0

о CD 1- a. со о

n

X I— S a.

ю S

4 о c=

2 с

IT x X CO

s я & H

CD fE _0 Ш

о

CO LQ

CD

о a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.