Научная статья на тему 'Модель подготовки будущих педагогов в условиях внедрения профессионального стандарта (на примере подготовки бакалавров направления 6. 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленности (профиля) "информатика и математика")'

Модель подготовки будущих педагогов в условиях внедрения профессионального стандарта (на примере подготовки бакалавров направления 6. 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленности (профиля) "информатика и математика") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / НАПРАВЛЕННОСТЬ (ПРОФИЛЬ) "ИНФОРМАТИКА И МАТЕМАТИКА" / PROFESSIONAL STANDARD / TRAINING OF FUTURE TEACHERS / AREA DIRECTION (PROFILE) "INFORMATICS AND MATHEMATICS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Ольга Сергеевна, Федосеева Анна Петровна

Проблема и цель. Профессиональные стандарты являются одним из инструментов для организации процесса управления качеством образования и необходимым средством обеспечения его непрерывности. Но сегодня требования к компетенциям и квалификации педагога не всегда отвечают требованиям образовательных стандартов к выпускнику педагогического вуза. Таким образом, должна быть разработана современная модель подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности. Методология. В обобщённую модель подготовки будущего выпускника педагогического вуза должны быть заложены возможности для реализации основных трудовых функций (общепедагогической, воспитательной и развивающей), составляющих основу профессионального стандарта «Педагог». Результаты. Авторами статьи предлагается модель подготовки бакалавров направления 6.44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленности (профиля) «Информатика и математика», отражающая требования профессионального стандарта педагога. Выводы. Согласно разработанной модели учебный план подготовки бакалавров должен быть выстроен таким образом, чтобы содержание изучаемых дисциплин влияло на формирование необходимых знаний и умений, обеспечивающих реализацию трудовых функций педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Ольга Сергеевна, Федосеева Анна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FUTURE TEACHERS TRAINING IN THE CONDITION OF PROFESSIONAL STANDARD (BASED ON BACHELORS training studied at 6.44.03.05 PEDAGOGICAL EDUCATION (WITH TWO MAJORS OF TRAINING) COMPUTER SCIENCE AND MATHEMATICS)

Introduction. Professional standards are one of the important tools of the Education Quality Assurance and the necessary means for ensuring its continuity. However, today the requirements for the competencies and qualifications of the teacher often do not meet the requirements of educational standards for graduate outcome assessment at pedagogical universities. Therefore, it is obvious that the modern model of training future teachers for professional activities should be developed according to the new realities pointed out in the professional standard. Methodology. The generalized model of teacher training should include three main blocks: subject training (what to teach); pedagogical training (General: how to teach; special: how to teach a specific subject; psychological and pedagogical: whom to teach, taking into account the psychology of students); practical training. Since the basis of the professional standard “Teacher” is the labor functions of employees of educational organizations, respectively, in the model of training future graduates of pedagogical universities should be laid the possibility to implement the following basic functions: General pedagogical, educational and developmental. Results. The authors of the article propose the model of bachelors training studied at 6.44.03.05 Pedagogical education (with two majors of training) Computer science and Mathematics, reflecting the requirements of the Teacher professional standard. Conclusions. The professional standard of the teacher acts as a normative and legal tool that can ensure the unity of requirements in the professional and pedagogical sphere and provide conditions for the quality training of teaching staff within the framework of the education system state requirements. According to the developed model, the curriculum of training of bachelors should be composed in such a way that the content of the academic disciplines affect the formation of the necessary knowledge and skills that ensure the implementation of the Teacher labor functions.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки будущих педагогов в условиях внедрения профессионального стандарта (на примере подготовки бакалавров направления 6. 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленности (профиля) "информатика и математика")»

УДК 378.096 Б01 10.17238/188п1998-5320.2018.34.90

О. С. Титова, А. П. Федосеева, Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ 6.44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) НАПРАВЛЕННОСТИ (ПРОФИЛЯ) «ИНФОРМАТИКА И МАТЕМАТИКА»)

Проблема и цель. Профессиональные стандарты являются одним из инструментов для организации процесса управления качеством образования и необходимым средством обеспечения его непрерывности. Но сегодня требования к компетенциям и квалификации педагога не всегда отвечают требованиям образовательных стандартов к выпускнику педагогического вуза. Таким образом, должна быть разработана современная модель подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Методология. В обобщённую модель подготовки будущего выпускника педагогического вуза должны быть заложены возможности для реализации основных трудовых функций (общепедагогической, воспитательной и развивающей), составляющих основу профессионального стандарта «Педагог». Результаты. Авторами статьи предлагается модель подготовки бакалавров направления 6.44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленности (профиля) «Информатика и математика», отражающая требования профессионального стандарта педагога. Выводы. Согласно разработанной модели учебный план подготовки бакалавров должен быть выстроен таким образом, чтобы содержание изучаемых дисциплин влияло на формирование необходимых знаний и умений, обеспечивающих реализацию трудовых функций педагога. Ключевые слова: профессиональный стандарт, подготовка будущих педагогов, направленность (профиль) «Информатика и математика».

Проблема и цель. Основной целью современного высшего образования является подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. Особенно важны в оценке труда педагога профессиональные компетенции, профессиональный опыт и достижения, система ценностей личности [1]. С 1 января 2017 года вступил в силу приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 года о профессиональном стандарте педагога [2]. Освоение и реализация данного стандарта - процесс сложный и длительный. Сегодня требования к компетенциям и квалификации педагога не всегда соответствуют требованиям образовательных стандартов к выпускнику педагогического вуза [3; 4]. Очевидно, что с учётом последних требований, обозначенных в профессиональном стандарте, должна быть разработана современная модель подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Методология. Содержание начальной подготовки будущих педагогов состоит из знания учебного предмета (предметных знаний), знания педагогики и методики конкретного учебного предмета, знания психологии и практической подготовки в формате практики. Следовательно, обобщённая модель подготовки педагога должна включать три основных блока: предметной подготовки (что преподавать); педагогической подготовки (общей: как преподавать; специальной: каким образом преподавать конкретный учебный предмет; психолого-педагогической: кому преподавать, учитывая психологию обучающихся); практической подготовки [5]. Данная модель подготовки определяет особенности взаимосвязи содержания подготовки и последовательности освоения основных блоков содержания. Поскольку основу профессионального стандарта «Педагог» составляют трудовые функции работников образовательных организаций, соответственно в модель подготовки будущего выпускника педагогического вуза должны быть заложены возможности для реализации следующих основных функций: общепедагогической, воспитательной и развивающей [1].

Результаты. Очевидно, что для обеспечения этих функций необходимо в первую очередь скорректировать содержательный компонент модели подготовки будущих педагогов, что предполагает внесение существенных доработок и корректив в учебные планы студентов-бакалавров. Такая работа была проделана в Филиале Омского государственного педагогического университета

в г. Таре. Для примера рассмотрим ключевые аспекты модели подготовки бакалавров направления 6.44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленности (профиля) «Информатика и математика», отражающие требования профессионального стандарта педагога.

Так, на первом курсе, помимо обязательных общеразвивающих дисциплин, таких как «История», «Иностранный язык», «Физическая культура и спорт» и др., студенты изучают ряд дисциплин, оказывающих непосредственное влияние на их подготовку к профессиональной деятельности. Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» даёт основу для понимания студентами сущности педагогической детальности как профессии и обозначает ориентир их образовательно-профессионального пути в педагогическом вузе. Дисциплины «Психология человека» и «Психология развития» знакомят студентов с психологией как наукой, с психологией личности, психологией деятельности, с интегративными психическими образованиями, с видами периодизации психического развития личности ребёнка на разных этапах онтогенеза. Предметный блок представлен дисциплинами, направленными на формирование содержания математической подготовки и подготовки в области информатики, такими как «Базовые информационные технологии», «Архитектура вычислительных систем», «Алгебра и теория чисел», «Аналитическая геометрия», «Математический анализ» и др. Первый год обучения заканчивается прохождением «Практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, по математике и информатике». Целью практики является формирование у будущих педагогов современных теоретических знаний в области математики и информатики и практических навыков в решении и исследовании основных типов учебных заданий. В рамках практики предполагается ознакомление с содержанием ФГОС ООО (Федеральным государственным образовательным стандартом основной общеобразовательной программы) (требования к результатам освоения ООП ООО в предметной области «Математика и информатика»), проведение сравнительного анализа содержания основных школьных учебников по математике и информатике, а также решение школьных задач из этих учебников.

На втором курсе студенты продолжают изучать дисциплины педагогического и психологического блоков. Изучение дисциплины «История образования и педагогической мысли» способствует развитию у студентов представлений о значимости исторических подходов в изучении современных педагогических явлений, об истоках развития идей компетентностного подхода. Большую роль играет изучение дисциплины «Теоретическая педагогика», которая закладывает у студентов знание категориально-понятийного аппарата современной педагогики, методов педагогических исследований, основ теории обучения и воспитания, различных подходов к конструированию содержания образования для учащихся разных ступеней обучения. Дисциплины «Социальная психология» и «Педагогическая психология» обеспечивают знакомство студентов с теоретическими аспектами социальной психологии в образовании, с психологическими основами модернизации образования, с психологической компетентностью в структуре личности и деятельности учителя. Важной дисциплиной для развития ИКТ-компетентности будущих педагогов является дисциплина «Информационные технологии», в рамках которой происходит изучение технологий и средств обработки текстовой, числовой, графической, мультимедийной информации, телекоммуникационных технологий. Предметный блок представлен дисциплинами «Языки и методы программирования», «Основы микроэлектроники», «Алгебра и теория чисел», «Геометрия», «Математический анализ», изучение которых способствует формированию у студентов знаний преподаваемых предметов в пределах требований ФГОС И ООО. Также на втором курсе студенты получают первый опыт профессиональной деятельности, проходя «Практику по получению первичных профессиональных умений и навыков, учебно-воспитательную», которая предполагает выход в образовательные организации. Выполнение заданий практики предусматривает ознакомление с информационно-методической базой практики, с рабочим местом практиканта (кабинетом математики и информатики), посещение и анализ уроков математики и информатики, проводимых учителем, разработку и проведение внеклассного мероприятия по математике и информатике. В ходе практики студенты оказывают посильную помощь классному руководителю, реализуют воспитательную функцию, организуют предметные недели по информатике и математике в школе. Содержание практики отражает требование профессионального стандарта относительно формирования умений по организации различных видов внеурочной деятельности с учётом возможностей образовательной организации.

На третьем курсе педагогический блок дополняется двумя дисциплинами. В рамках дисциплины «Практическая педагогика» уделяется внимание ознакомлению студентов с методологией практической педагогической деятельности, с педагогическим проектированием, с технологиями

решения педагогических задач, с формами взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Дисциплина «Практикум по решению профессиональных задач» является практико-ориентированной, студенты не только знакомятся с видами и типами профессиональных задач, но и применяют на практике различные алгоритмы решения конкретных педагогических задач. Для развития ИКТ-компетентности студентам предлагается дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в предметной деятельности», в рамках которой бакалавры знакомятся с использованием информационных и коммуникационных технологий в образовании, с информационными образовательными ресурсами, с дистанционными технологиями в образовании, учатся работать с интерактивной доской, с различными программными средствами по разработке интерактивных заданий, ментальных карт, тестов и т. д. Важными дисциплинами являются «Методика обучения математике» и «Методика обучения информатике». Согласно требованиям ФГОС учитель должен владеть системно-деятельностным подходом в обучении, уметь формировать у обучающихся универсальные учебные действия. Кроме того, профессиональный стандарт предполагает умение педагога разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы, планировать и проводить учебные занятия, организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. В теоретическом блоке дисциплин студентами рассматриваются аспекты новой идеологии построения современного образования в условиях реализации ФГОС, новые требования к результатам обучения предметной области математики и информатики в общеобразовательной школе (с перечнем требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам), возможности школьного курса математики и информатики в выполнении Программы формирования и развития УУД, изучаются особенности проектирования и организации образовательного процесса по информатике и математике в общеобразовательной школе в условиях новых требований к качеству общего образования. Практический блок ориентирован на ознакомление студентов с разработкой технологических карт урока по информатике и математике в соответствии с требованиями ФГОС; с разработкой педагогического сценария; с планированием и подбором учебных ситуаций, методов, организационных форм, педагогических технологий (технология развития критического мышления учащихся, технология проблемного обучения, технология проектного обучения и т. д.); с проектированием и отбором учебных ситуаций с элементами игровой, творческой, конструкторской деятельности и т. д.; с разработкой учебных задач, подбором средств обучения для осуществления планируемой учебной деятельности. Важным компонентом практического блока является проведение деловых игр «Урок информатики в школе», «Урок математики в школе», «Внеклассные мероприятия», где у студента развиваются умения анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока, сопоставляя выдвинутые цели и достигнутые результаты. Требованиям организовывать различные виды внеурочной деятельности -игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учётом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона - отвечают дисциплины «Организация деятельности классного руководителя в современной школе» и «Основы вожатской деятельности». В рамках предметного блока изучаются дисциплины: «Теоретические основы информатики», «Объектно-ориентированное программирование», «Численные методы», «Математический анализ», «Геометрия», «Математическая логика и теория алгоритмов», «Теория вероятностей и математическая статистика». На третьем курсе студенты выходят на «Практику по получению первичных профессиональных умений и навыков, стажёрскую», целью которой является развитие профессиональных компетенций студентов, связанных с освоением педагогической деятельности. В ходе практики студенты знакомятся с образовательным учреждением, изучают классную документацию, требования к кабинетам математики и информатики. Важным аспектом является подготовка конспектов и проведение уроков по математике и информатике, внеклассных мероприятий. Всё это способствует погружению студента в современный образовательный процесс.

На четвёртом курсе в учебный план включена дисциплина «Психолого-педагогические технологии для адресной работы с различными контингентами обучающихся», изучение которой направлено на формирование у студентов умений использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании. Также добавлена дисциплина «Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся», в рамках которой студенты развивают умение планировать исследование, выдвигать гипотезы, проектировать эксперимент, формулировать

вопросы и собирать соответствующие данные для получения ответа на поставленные вопросы и нарабатывают навыки обучения школьников этим умениям. Для продолжения развития ИКТ-компетентности студенты изучают дисциплину «Электронное обучение», в рамках которой знакомятся с основными понятиями электронной педагогики, с системами управления обучением (LMS -система управления обучением), учатся проектировать электронные курсы, получают опыт работы тьютора в электронном обучении. Предметный блок представлен дисциплинами: «Компьютерное моделирование», «Информационные системы и сети», «Практикум по программированию», «Геометрия», «Математические модели, методы и теории», «Исследование операций и методы оптимизации», «Технологии дистанционного обучения». Педагогическая практика является логическим продолжением «Практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, стажёрской». Помимо традиционных заданий, которые студенты выполняли на третьем курсе, добавляются задания по выполнению функций классного руководителя, по ведению коррекционно-развивающей деятельности.

В учебный план пятого курса внесена дисциплина «Интерактивные технологии в обучении информатике», направленная на развитие ИКТ-компетентности студентов и предполагающая ознакомление их с целями и направлениями внедрения средств интерактивных технологий в образование, с педагогико-эргономическими требованиями к созданию и использованию электронных средств образовательного назначения, с современными интерактивными технологиями и способами применения компьютерных средств в учебном процессе. Для обучения студентов эффективной организации внеурочной деятельности включена дисциплина «Методика организации внеклассной работы с применением компьютерных технологий», направленная на изучение современных педагогических технологий организации познавательной деятельности учащихся с применением ИКТ, роли внеклассной и внеурочной работы в реализации современных целей общего образования, основных направлений внеклассной работы с использованием компьютерных технологий. Научить использовать специальные подходы к обучению, в том числе для включения в образовательный процесс обучающихся с выдающимися способностями, призвана дисциплина «Основы обучения математике в профильных классах», в рамках которой студенты изучают организацию предпрофильной и профильной подготовки учащихся, разрабатывают и презентуют элективный курс по математике. Особое внимание уделено предметному блоку, дисциплины которого имеют тесную связь со школьной математикой. Это дисциплины «Практикум по решению математических задач», «Элементарная математика», «Материалы для школьных факультативов по математике», «Дополнительные главы элементарной математики». Существенным этапом подготовки выпускников бакалавриата является прохождение преддипломной практики, в рамках которой студенты полностью погружаются в образовательный процесс школы, ведут на протяжении практики все уроки по математике и информатике, выполняют все функции классного руководителя и проводят педагогический эксперимент по теме выпускной квалификационной работы.

Выводы. Опираясь на вышесказанное, можно отметить, что учебный план подготовки бакалавров направления 6.44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленности (профиля) «Информатика и Математика» в Филиале ОмГПУ в г. Таре выстроен с учётом требований профессионального стандарта педагога. В таблице представлена модель подготовки будущих педагогов, отражающая влияние содержания изучаемых дисциплин на формирование необходимых знаний и умений, обеспечивающих реализацию трудовых функций педагога.

Модель подготовки бакалавров направленности (профиля) «Информатика и математика» в условиях внедрения профессионального стандарта

_Общепедагогическая функция_

1. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы_

Дисциплины: «Теоретическая педагогика», «Методика обучения информатике», «Методика обучения математике», «Практическая педагогика», «Решение школьных математических задач», «Основы обучения математике в профильных классах», «Материалы для школьных факультативов по математике»_

2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов_

Дисциплины предметной подготовки по информатике и математике_

3. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды_

Продолжение таблицы

Дисциплины: «Экономика образования», «Образовательное право», «Технологии дистанционного обучения», «Информационная образовательная среда школы»_

4. Планирование и проведение учебных занятий_

Дисциплины: «Практическая педагогика», «Методика обучения информатике», «Методика обучения математике», «Практикум по решению профессиональных задач», «Основы обучения математике в профильных классах», «Материалы для школьных факультативов по математике»_

5. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению_

Дисциплины: «Практическая педагогика», «Практикум по решению профессиональных задач», «Методика обучения информатике», «Методика обучения математике», «Современные средства оценивания результатов обучения»_

6. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов

освоения основной образовательной программы обучающимися_

Дисциплины: «Основы математической обработки информации», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Математическая статистика и регрессионный анализ»_

7. Формирование универсальных учебных действий_

Дисциплины: «Математика», «Методика научно-исследовательской работы», «Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся», «Основы саморазвития личности», «Практический курс русского языка», «Русский язык в профессиональном общении»_

8. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями_

Дисциплины: «Информационные технологии», «Методика организации внеклассной работы с применением компьютерных технологий», «Информационные и коммуникационные технологии в дополнительном образовании», «Электронное обучение», «Информационные и коммуникационные технологии в предметной деятельности», «Информатизация общества», «Мультимедиа-технологии в образовании», «Интерактивные технологии в обучении информатике», «Мобильное обучение и мобильные приложения в образовании», «Информатизация управления образовательными системами»_

9. Формирование мотивации к обучению_

Дисциплины: «Педагогическая риторика», «Введение в педагогическую деятельность», «История образования и педагогической мысли», «Методика научно-исследовательской работы», «Активизация познавательных интересов у учащихся в процессе обучения математике»_

10. Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей_

Дисциплины: «Современные средства оценивания результатов обучения», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Математическая статистика и регрессионный анализ», «Методика научно-

исследовательской работы»_

_Воспитательная функция_

1. Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды_

Дисциплины: «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Образовательное право», «Правоведение», «Организация деятельности классного руководителя в современной школе»_

2. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, с использованием их как на занятии, так и во внеурочной деятельности_

Дисциплины: «Технологии дистанционного обучения», «Информационная образовательная среда школы», «Методика организации внеклассной работы с применением компьютерных технологий», «Информационные и коммуникационные технологии в дополнительном образовании», «Организация деятельности классного руководителя в современной школе», «Организация внеучебной деятельности школьников»_

3. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся независимо от их способностей и характера_

Дисциплины: «Психология развития», «Организация деятельности классного руководителя в современной школе», «Практическая педагогика», «Практикум по решению профессиональных задач»_

4. Определение и принятие обучающимися чётких правил поведения в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации_

Дисциплины: «История», «Образовательное право», «Правоведение», «Адаптация студентов в условиях образовательной среды вуза», «Воспитание в современной России»_

5. Проектирование и реализация воспитательных программ_

Дисциплины: «Организация оздоровительной работы с детьми в летний период», «Организация деятельности классного руководителя в современной школе»_

6. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребёнка_

Продолжение таблицы

Дисциплины: «Воспитание в современной России», «Организация оздоровительной работы с детьми в летний период», «Организация деятельности классного руководителя в современной школе»_

7. Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребёнка_

Дисциплины: «Педагогическая риторика», «Организация деятельности классного руководителя в современной школе»_

8. Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления_

Дисциплины: «Организация оздоровительной работы с детьми в летний период», «Организация деятельности классного руководителя в современной школе», «Организация внеучебной деятельности школьников»

9. Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации_

Дисциплины: «Воспитание в современной России», «История», «Образовательное право», «Правоведение», «Организация деятельности классного руководителя в современной школе», «Практический курс русского языка», «Русский язык в профессиональном общении»_

10. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни_

Дисциплины: «Иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональном общении», «Деловой английский», «Естественно-научная картина мира», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Биология с основами экологии», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура и спорт», «Основы экологической культуры»_

11. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде_

Дисциплины: «Философия», «Иностранный язык в профессиональном общении», «Деловой английский», «Социальная психология», «Практический курс русского языка», «Русский язык в профессиональном общении»_

12. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка_

Дисциплины: «Психология человека», «Педагогическая психология», «Образовательное право», «Правоведение», «Психология семьи и семейного воспитания», «Этика и этикет семейных отношений»_

_Развивающая функция_

1. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Дисциплины: «Психология человека», «Психология развития», «Основы саморазвития личности», «Психолого-педагогические технологии для адресной работы с различными контингентами учащихся», «Технология социально-педагогического сопровождения детей группы риска»_

2. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе_

Дисциплины: «Социальная психология», «Психолого-педагогические технологии для адресной работы с различными контингентами учащихся», «Психология семьи и семейного воспитания», «Технология социально-педагогического сопровождения детей группы риска»_

3. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития

ребёнка_

Дисциплины: «Психология развития», «Основы саморазвития личности», «Основы математической обработки информации»_

4. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых

для адресной работы с различными контингентами учащихся_

Дисциплины: «Психология человека», «Методы коррекционно-развивающей работы с обучающимися», «Педагогическая психология», «Основы саморазвития личности», «Психолого-педагогические технологии для адресной работы с различными контингентами учащихся», «Технология социально-педагогического сопровождения детей группы риска»_

5. Оказание адресной помощи обучающимся_

Дисциплины: «Социальная психология», «Методы коррекционно-развивающей работы с обучающимися», «Адаптация выпускников на рынке труда», «Экономика, маркетинг и менеджмент», «Психолого -педагогические технологии для адресной работы с различными контингентами учащихся», «Технология социально-педагогического сопровождения детей группы риска»_

6. Взаимодействие со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума_

Дисциплины: «Педагогическая психология», «Образовательное право», «Правоведение», «Экономика, маркетинг и менеджмент», «Психолого-педагогические технологии для адресной работы с различными контин-гентами учащихся», «Технология социально-педагогического сопровождения детей группы риска»_

Окончание таблицы

7. Разработка и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребёнка_

Дисциплины: «Психология человека», «Психология развития», «Адаптация выпускников на рынке труда», «Психология семьи и семейного воспитания», «Этика и этикет семейных отношений»_

8. Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррек-

ционно-развивающую работу_

Дисциплины: «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Методы коррекционно-развивающей работы с обучающимися», «Основы саморазвития личности»_

9. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного

мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни_

Дисциплины: «История», «Иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональном общении», «Деловой английский», «Естественнонаучная картина мира», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура и спорт»_

10. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения_

Дисциплины: «Философия», «Иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональном общении», «Деловой английский», «Культурология», «Социальная информатика», «Информатизация общества»_

11. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся_

Дисциплины: «Психология человека», «Психология развития», «Основы саморазвития личности», «Психология семьи и семейного воспитания», «Этика и этикет семейных отношений»_

Таким образом, профессиональный стандарт педагога выступает в роли нормативно-правового инструмента, способного обеспечить единство требований в профессионально-педагогической сфере и обеспечить условия для качественной подготовки педагогических кадров в рамках государственных требований к системе образования [6].

Библиографический список

1. Саранцев Г. И. Гармонизация профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» // Интеграция образования. Т. 20 № 2 (83) 2016 С. 211-219. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26100382

2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. от 25.12.2014), зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550.

3. Махотин Д. А. Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к современному педагогу // Вестник РМАТ. № 2-3 (5-6), 2012. С. 89-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19408654

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Мелехин В. А. Механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников // Человек и образование. № 3 (36), 2013. С. 43-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20698726

5. Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. C. 45-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24844420

6. Тараскина И. В. Высшее образование в контексте формирования профессионального мышления студентов // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 1 (82). С. 82-87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25609162

O. S. Titova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Branch of Omsk State Pedagogical University in Tara, 69 Shcolnaya st., Omsk region, Tara, 646530, Russian Federation, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9645-360X, e-mail: 0lgas832007@yandex.ru

A. P. Fedoseeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Branch of Omsk State Pedagogical University in Tara, 69 Shcolnaya st., Omsk region, Tara, 646530, Russian Federation, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4861-7013, e-mail: fedosap@mail.ru

THE MODEL OF FUTURE TEACHERS TRAINING IN THE CONDITION OF PROFESSIONAL STANDARD (BASED ON BACHELORS TRAINING STUDIED AT 6.44.03.05 PEDAGOGICAL EDUCATION (WITH TWO MAJORS OF TRAINING) COMPUTER SCIENCE

AND MATHEMATICS)

Introduction. Professional standards are one of the important tools of the Education Quality Assurance and the necessary means for ensuring its continuity. However, today the requirements for the competencies and qualifications of the teacher often do not meet the requirements of educational standards for graduate outcome assessment at pedagogical universities. Therefore, it is obvious that the modern model of training future teachers for professional activities should be developed according to the new realities pointed out in the professional standard.

Methodology. The generalized model of teacher training should include three main blocks: subject training (what to teach); pedagogical training (General: how to teach; special: how to teach a specific subject; psychological and pedagogical: whom to teach, taking into account the psychology of students); practical training. Since the basis of the professional standard 'Teacher" is the labor functions of employees of educational organizations, respectively, in the model of training future graduates of pedagogical universities should be laid the possibility to implement the following basic functions: General pedagogical, educational and developmental.

Results. The authors of the article propose the model of bachelors training studied at 6.44.03.05 Pedagogical education (with two majors of training) Computer science and Mathematics, reflecting the requirements of the Teacher professional standard.

Conclusions. The professional standard of the teacher acts as a normative and legal tool that can ensure the unity of requirements in the professional and pedagogical sphere and provide conditions for the quality training of teaching staff within the framework of the education system state requirements. According to the developed model, the curriculum of training of bachelors should be composed in such a way that the content of the academic disciplines affect the formation of the necessary knowledge and skills that ensure the implementation of the Teacher labor functions.

Keywords: professional standard, training of future teachers, area direction (profile) "Informatics and Mathematics".

References

1. Sarancev G. I. Harmonization of bachelor's professional training in the field of "Pedagogical education". Integration of education, vol. 20, no. 2 (83), 2016, рр. 211-219.

2. The professional standard "Teacher (pedagogical activity in the sphere of preschool, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher) ". approved by order of the Ministry of labor of Russia 18.10.2013 no. 544n (s izm. ot 25.12.2014), zaregistrirovan v Minyuste Rossii 06.12.2013 no. 30550.

3. Mahotin D. A. Professional and educational standards: the ratio of requirements to the modern teacher. VestnikRMAT, no. 2-3 (5-6), 2012, pp. 89-99.

4. Melekhin V. A. Mechanisms for the development of professional standards of teachers. Human and education, no. 3 (36), 2013, pp. 43-48.

5. Margolis A. A. Models of teacher training in the framework of applied bachelor's and master's degree programs. Psychological science and education, 2015, vol. 20, no. 5. pp. 45-64.

6. Taraskina I. V. Higher education in the context of the formation of professional thinking of students. Integration of education, vol. 20, no. 1 (82), 2016, pp. 82-87.

Поступила в редакцию 15.06.2018 © О. С. Титова, А. П. Федосеева, 2018

Авторы статьи:

Ольга Сергеевна Титова, кандидат педагогических наук, доцент, и. о. зав. кафедрой математики, информатики и профессионального обучения, Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, 646530, Омская область, Тара, ул. Школьная, 69, e-mail: Olgas832007@yandex.ru Анна Петровна Федосеева, кандидат педагогических наук, доцент, Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, 646530, Омская область, Тара, ул. Школьная, 69, e-mail: fedosap@mail.ru Рецензенты:

С. Ю. Пестова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики в экономике, зам. декана по учебной и научно-исследовательской науке со студентами факультета информационных систем в управлении, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск. Е. А. Пустовит, кандидат педагогических наук, директор Многопрофильного лицея Забайкальского государственного университета, Чита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.