Научная статья на тему 'Исследование условий творческой самореализации будущих педагогов-психологов в образовательном процессе'

Исследование условий творческой самореализации будущих педагогов-психологов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА / SELF-REALISATION / CREATIVE SELF-REALISATION OF STUDENTS / FUTURE PEDAGOGUES-PSYCHOLOGISTS / TRAINING OF PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Ольга Васильевна, Чемерилова Ирина Альбертовна

В статье рассмотрены условия, способствующие творческой самореализации будущих педагогов-психологов в образовательном процессе, при этом создание этих условий предлагается рассматривать как важнейшую ценность в системе высшего образования. Исследованы факторы, влияющие на успешность творческой самореализации обучающихся, обусловленные профессиональным творчеством и педагогическим мастерством преподавателя. Понятие «готовность будущего психолога-педагога к творческой самореализации» рассматривается как интегративное личностное качество будущего профессионала, представляющее собой единство взаимосвязанных структурных компонентов: мотивационно-личностного, теоретического, процессуально-деятельностного. Заявлена возможность диагностирования уровней готовности к творческой самореализации будущего педагога-психолога, охарактеризованы уровни готовности. Выделены общечеловеческие ценности, способствующие более эффективной реализации воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин; приведены примеры использования современных методов обучения в профессиональной подготовке педагогов-психологов. Выявлены средства воспитательной работы, способствующие развитию креативного потенциала студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Ольга Васильевна, Чемерилова Ирина Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the conditions of creative self-realisation of future pedagogues-psychologists in educational process

The article examines the conditions that promote creative self-realisation of future pedagogues-psychologists in the educational process, the creation of these conditions is considered as the most important value in higher education. The factors influencing the success of creative self-realisation of students relate to professional creativity and pedagogic skill of the pedagogue. The concept of "readiness of future psychologisteducator to self-actualisation" is considered tobe an integrative personal quality of the future professional that is a unity of interrelated structural components: motivational and personal, theoretical, proceduralactivity. We stated the possibility of diagnosing levels of readiness for creative self-realisation of future pedagoguepsychologist, described levels of readiness. We highlighted human values that contribute to more effective implementation of the educational potential of psychological and pedagogic disciplines; examples of the use of modern teaching methods in the professional training of educational psychologists are given. We identified, by means of upbringing work, promoting the development of creative potential of students.

Текст научной работы на тему «Исследование условий творческой самореализации будущих педагогов-психологов в образовательном процессе»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378:159.9

Кириллова Ольга Васильевна

доктор педагогических наук, профессор

Чемерилова Ирина Альбертовна

кандидат педагогических наук, доцент Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары

[email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассмотрены условия, способствующие творческой самореализации будущих педагогов-психологов в образовательном процессе, при этом создание этих условий предлагается рассматривать как важнейшую ценность в системе высшего образования. Исследованы факторы, влияющие на успешность творческой самореализации обучающихся, обусловленные профессиональным творчеством и педагогическим мастерством преподавателя. Понятие «готовность будущего психолога-педагога к творческой самореализации»рассматривается как интегра-тивное личностное качество будущего профессионала, представляющее собой единство взаимосвязанных структурных компонентов: мотивационно-личностного, теоретического, процессуально-деятельностного. Заявлена возможность диагностирования уровней готовности к творческой самореализации будущего педагога-психолога, охарактеризованы уровни готовности. Выделены общечеловеческие ценности, способствующие более эффективной реализации воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин; приведены примеры использования современных методов обучения в профессиональной подготовке педагогов-психологов. Выявлены средства вос-пиательной работы, способствующие развитию креативного потенциала студенческой молодежи.

Ключевые слова: самореализация, творческая самореализация обучающихся, будущих педагогов-психологов, профессиональная подготовка педагога-психолога.

С позиций гуманистической парадигмы главной ценностью образования признается возможность удовлетворить потребность личности в получении образования высокого качества, создание условий для творческой самореализации в процессе обучения и в последующем в профессиональной деятельности, сознательное формирование новых ценностей и потребностей, возможности обогащения духовного потенциала личности.

Проблема творческой самореализации педагога-психолога является весьма актуальной и значимой, так как в современных социально-экономических условиях возможность реализации творческого потенциала становится важнейшим мотивом профессиональной деятельности.

В отечественной науке понятие «самореализация» представлено как наиболее полное раскрытие всех аспектов личности, развитие генетических и личностных возможностей, связанное с приложением собственных усилий в процессе взаимодействия с социумом, осуществления профессиональных обязанностей.

Самореализация рассматривается как сложное системное образование, разворачивающееся на протяжении всей жизни человека, представляющее собой совокупность ценностно-смысловых, мо-тивационно-потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных характеристик [3] и связанное со многими другими «само» процессами: самоорганизацией, самопознанием, саморазвитием, самовоспитанием, самосовершенствованием. О практической стороне самореализации говорит в своем исследовании

Г. К. Чернявская, которая определяет этот процесс как «практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера в той или иной сфере социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом» [8, с. 35]. Поскольку наличие творческого потенциала, проявление креативного отношения к действительности является личностно значимым качеством профессионала, работающего с детьми, уместно говорить о творческой самореализации педагога-психолога как о необходимом условии процесса достижения им вершин профессионального мастерства.

Различные проблемы, связанные с профессиональной подготовкой педагогов, педагогов-психологов, условиями, необходимыми для их творческой самореализации, освещены в современных публикациях [1; 2; 5; 7].

По определению Ю.Н. Кулюткина, понятие «творчество» содержит в себе два взаимосвязанных аспекта: 1) творчество - это деятельность личности по созданию материальных и духовных ценностей; 2) творчество - сам процесс достижения результата, причем такой процесс, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности, в которых она сама развивается [4].

Педагогическая деятельность как творческий процесс рассматривалась психологами (Ф.Н. Го-ноболин, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, А.И. Щербаков и др.) и педагогами (Ю.А. Азаров, В.И. Заг-вязинский, В.А. Кан-Калик, М.М. Поташник, И.П. Раченко, М.Н. Скаткин, В. А. Сластенин и др.).

Важнейшим средством формирования готовности будущих педагогов-психологов к творческой

© Кириллова О.В., Чемерилова И.А., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

57

самореализации в рамках профессии и воспитания человека, способного на протяжении жизни воспринимать и развивать новое, является освоение инноваций в системе образования, а также участие в их разработке и внедрении. Формирование инновационной культуры педагога-психолога и органично связанная с этим процессом активизация творческого мышления является актуальной проблемой современной системы многоуровневого непрерывного образования.

Несомненно, что в образовательной организации должны быть созданы благоприятные условия для позитивной инновационной деятельности. Важно также, чтобы целью внедрения инноваций было успешное развитие личности как отдельного ученика, так и детских коллективов.

Успех профессиональной подготовки педагога-психолога, ориентированной на творческую самореализацию, зависит от создания специальных условий в образовательном процессе, содействующих развитию личности, формирующих потребности в самовыражении, саморазвитии.

В процессе анализа литературы удалось выделить некоторые условия, способствующие творческой самореализации студентов в учебном процессе:

1) развитие потребности и способности к саморазвитию, самопознанию, интерес к своему «Я», своим возможностям, результатам своей деятельности; выбор позиции, отношений в интересах своего развития; реализация своего творческого потенциала;

2) совершенствование образовательного процесса на основе рационального сочетания традиционных и инновационных форм и способов обучения, использования современных педагогических технологий, направленных на воспитание активной, творческой, самостоятельной, самоактуализирующейся личности;

3) личностно ориентированная направленность обучения, предполагающая организацию диалогового взаимодействия студентов и преподавателей, что создает условия для развития способностей к самоорганизации, самоопределению, самопроектированию;

4) создание творческой атмосферы на занятиях, признание за студентом права на свободное самовыражение, исходя из собственных способностей и возможностей.

Профессиональное творчество самого преподавателя, уровень его педагогического мастерства также во многом определяют возможности творческой самореализации студентов. Среди факторов, влияющих на успешность этого процесса, можно выделить следующие: 1) показ социальной значимости выбранной профессии; 2) раскрытие основных видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» и профессиональ-

ных задач в соответствии с этими видами деятельности; 3) реализация продуманной и методически обеспеченной системы формирования у студентов ключевых и профессиональных компетенций; 4) обогащенность психолого-педагогических знаний современными теоретическими представлениями, подкрепленность их инновационными подходами, реализуемыми в профессиональной деятельности педагога-психолога; 5) использование активных и интерактивных методов обучения; 6) включение студентов в опытно-экспериментальную работу, в разработку исследовательских программ, проектов; 7) умелая индивидуальная работа преподавателя со студентами, стимулирование у обучающихся процессов самопознания, саморазвития, самосовершенствования.

Таким образом, профессиональное творчество преподавателя вуза, уровень его компетентности, нацеленность на постоянное повышение своей квалификации является еще одним условием, способствующим творческой самореализации будущих педагогов-психологов в процессе образования.

На наш взгляд, в рамках учебного процесса возможно не только формирование готовности будущих профессионалов к творческой самореализации, но и осуществление диагностики данной готовности.

Рассмотрев различные подходы ученых к понятию «готовность к деятельности» и «готовность к психолого-педагогической деятельности», мы определяем понятие «готовность будущего психолога-педагога к творческой самореализации» как сложное структурное образование, которое заключается в усвоении будущими профессионалами комплекса специальных знаний, приобретении творческого профессионального опыта, сформиро-ванности специальных умений, профессионально значимых качеств личности, в центре которых находятся активная профессиональная и жизненная позиция, ответственное отношение к своей работе, устойчивые мотивы саморазвития и самосовершенствования, желание реализовать свой потенциал. Мы рассматриваем это понятие как интегратив-ное личностное качество будущего профессионала, представляющее собой единство взаимосвязанных структурных компонентов, среди которых:

- мотивационно-личностный, включающий ценностно-смысловое отношение к творчеству; положительное отношение к инновационной деятельности, готовность к ней; наличие профессионально значимых личностных качеств; владение приемами личностного самовыражения и саморазвития;

- теоретический, предполагающий наличие системы профессиональных знаний в области специальных психолого-педагогических дисциплин; знания теории профессиональной творческой самореализации и способов ее осуществления; причин и признаков профессиональной деформации

личности (синдрома эмоционального выгорания педагога) и способов ее преодоления;

- процессуально-деятельностный, сущностью которого является сформированность необходимых профессиональных умений и навыков; владение современными педагогическими технологиями; опыт участия в экспериментальных исследовательских программах, проектах, творческих конкурсах; развитые креативное мышление и рефлексивность.

К концу обучения возможно диагностировать уровни готовности к творческой самореализации педагога-психолога. Мы выделяем следующие уровни готовности: низкий (исполнительский); средний (интерпретирующий), высокий (творческий).

Низкий уровень характеризуется следующими показателями: у студентов отсутствует ценностно-смысловое отношение к творчеству; слабо развиты умения творческого личностного самовыражения; нет опыта участия в инновационной деятельности; деятельность студента носит в основном исполнительский характер.

Для среднего уровня показательно стремление ставить задачи по саморазвитию и самовыражению; есть интерес к исследовательской деятельности; к решению нестандартных задач; появляется эмоционально-ценностное отношение к проблеме успешной самореализации в профессии. В деятельности студента отмечается творческая активность.

Третий уровень - творческий. Для него характерны ярко выраженное стремление к профессиональному росту; потребность в достижениях; наличие практического опыта участия в исследовательской деятельности, склонность к креативности в решении педагогических задач, к постоянному самоанализу и самооценке. У студентов сформированы необходимые качества и умения, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Творческому саморазвитию обучающихся, несомненно, способствует усиление социокультурного и аксиологического потенциала образовательного процесса, придание ему реального лич-ностно-формирующего характера.

Выделим ценности в системе образования, которые, на наш взгляд, позволяют эффективно реализовывать воспитательный потенциал психолого-педагогических дисциплин: образование как социокультурная ценность, жизненное самоопределение, индивидуальность, личность, духовность и нравственное начала в личности, познание, истина, самообразование, общение, диалог, взаимодействие, сотрудничество; моральный выбор, ответственность, взаимопомощь, взаимоуважение, образованность, порядочность, интеллигентность, эмпатия, культура, творчество.

Для целенаправленного формирования указанных ценностей важна диагностика, позволяю-

щая выявить ценностные установки и жизненные ориентиры современного студенчества, поскольку они являются важнейшим фактором, влияющим на формирование духовной культуры человека.

В рамках нашего исследования было проведено анкетирование 150 студентов Чувашского государственного университета им. Ульянова. Целью опроса было выявить отношение респондентов к обучению в вузе, к перспективам трудоустройства, материальным и духовным благам, к критериям жизненного успеха [6, с. 148-149].

Результаты обследования показали, что среди ценностей современного студенчества можно выделить: получение качественного образования; профессионализм, материальное благополучие, возможность заниматься любимым делом, карьерный рост, качество жизни, качественное образование и медицинское обслуживание, стабильность в жизни.

Среди жизненных ценностей были названы семья (74%), интересная работа (68%), наличие надежных друзей (66%), здоровье (58%), любовь (52%), материальный достаток (50%), успех (40%), уважение людей (23%).

Однако у современных молодых людей «западают» такие ценности, как: мораль, справедливость, помощь ближнему, милосердие, социальная ответственность. У многих опрошенных не сформированы представления о том, как строить свою будущую жизнь.

Для усвоения ценностей в системе образования наиболее целесообразно использование активных и интерактивных методов и форм обучения, развивающих мыслительную активность студентов, способствующих выработке у них активной жизненной позиции. Среди таких форм и методов: дискуссии, дебаты, деловые игры, круглые столы, экспертное бюро, решение разнообразных задач, опрос-анкетирование, работа в круге как форма технологии развивающего диалога, кейс-метод, творческая работа в режиме «малых групп» и др.

Рассмотрим применяемые в нашем опыте методы обучения, которые успешно можно применять и как оценочные средства.

При использовании кейс-метода действия преподавателя сводятся к тому, что он стимулирует студентов найти решение разнообразных ситуаций, возникающих в работе педагога-психолога, интересных с точки зрения возможности коррек-ционно-развивающей или консультативной работы с ребенком, его родителями по поводу конкретной проблемы (например, гиперактивность, отсутствие интереса к учебе, осложненные отношения с ровесниками, агрессивное поведение, явления бул-линга в школе, факты социальной дезадаптации и др.). Итогом коллективного обсуждения может стать также выработка правил (рекомендаций) для педагогов, родителей с целью предупреждения рассмотренных фактов.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

59

Групповые дискуссии, которые как метод обучения представляют собой обмен мнениями по поводу конкретной проблемы, вопроса или задачи, требует от преподавателя высокого уровня владения предметом дискуссии.

«Мозговой штурм» часто предваряет групповую дискуссию. Темами для мозгового штурма в нашем опыте стали: профилактика агрессивности и жестокого обращения в школе, создание психологически безопасной среды в образовательной организации, психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьника, консультирование детей и подростков с различными формами отклоняющегося поведения и их родителей, создание толерантной среды и многие другие.

Актуальными в профессиональной подготовке обучающихся являются тренинги, включающие комплексы специальных упражнений и заданий с целью формирования профессиональных компетенций и личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности. Опыт показывает, что наиболее целесообразны тренинги психологической саморегуляции; аутосуггестии в различных ситуациях профессиональной деятельности; формирования лидерских качеств, коммуникативных, организаторских умений; развития конфликтологической культуры, тренировочные комплексы упражнений для развития мышечного, пластического, речевого аппарата и др.

В нашем опыте мы используем деловые и ролевые игры, которые проводятся в режиме работы творческих мини-групп, каждая из которых получает конкретное задание, например: 1) провести психологическое обследование ребенка конкретного возраста, 2) подобрать необходимые методы и приемы для организации целесообразного взаимодействия и оказания воздействия на учащегося или группу в рамках заданной ситуации; 3) провести беседу с родителями ребенка по поводу его отношения к учебе (поведения, взаимоотношения с товарищами и пр.); 4) предложить сюжеты для беседы на телефоне доверия, обыграть их; 5) разработать и реализовать фрагмент учебного занятия (консультирования) с использованием игровой деятельности; 6) разработать комплекс коррекцион-но-развивающих упражнений и заданий для различных групп детей (конфликтных, не способных реагировать на критику без обиды; агрессивных, не умеющих справляться с отрицательными эмоциями; робких, не способных противостоять грубости и агрессии и др.).

Проектирование выступает как ведущий прак-тикоориентированный метод, позволяющий совершенствовать профессиональную подготовку обучающихся. В нашем опыте студенты создают проекты: «Руководство для сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

в условиях инклюзивной практики», «Программа социально-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся поведением»; «Программа социальной реабилитации несовершеннолетних, склонных к употреблению психоактивных веществ», «Работа с социально-опасными семьями», «Консультирование родителей детей с признаками школьной дезадаптации», «Как овладеть искусством тренинга» и др.

Непременым условием подготовки будущих педагогов-психологов к творческой самореалитзации является вовлечение их в самостоятельную творческую деятельность, направленную на внедрение в жизнь усвоенных ценностей.

Развитию творческого потенциала студенческой молодежи, обучающейся в Чувашском государственном университете им И.Н. Ульянова способствуют разнообразные формы воспитательной работы: встречи с деятелями культуры и искусства, известными учеными, политическими лидерами, студенческие фестивали науки, интеллектуальные игры, дебаты, вечера отдыха с концертами профессиональных артистов филармонии и театров, яркие творческие мероприятия, такие как: фестиваль «Студенческая весна», межфакультетский КВН, студенческая универсиада среди команд факультетов по 18 видам спорта, волонтерское движение, конкурс социальных проектов и др.

Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», ежегодно принимают участие в научно-практической конференции «Реализация требований профессионального стандарта педагога-психолога в условиях образовательной организации», творческом конкурсе «Я в профессии».

Таким образом, создание условий для творческой самореализации обучающихся, будущих педагогов-психологов, представляет собой важнейшую ценность в системе высшего образования.

Решение этой проблемы возможно через усиление практикоориентированности учебных дисциплин, создание педагогически комфортной образовательной среды, развивающей креативный потенциал личности, стимулирующей реализацию творческих замыслов и устремлений обучающихся, использование активных и интерактивных технологий в современном образовательном процессе, вовлечение обучающихся в творческую про-ектно-исследовательскую деятельность в процессе обучения и во время педагогической практики.

Библиографический список

1. Батаршев А.В., Макаров И.С. Творческая самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления // Человек и образование. - 2013. - № 3 (36). - С. 38-42.

2. Васильева Л.Е. Кириллова О.В. Активная жизненная позиция, ее формирование у студенче-

ской молодежи // Вестник Чувашского университета. - 2013. - № 1. - С. 111-114.

3. Кулагина И.В. Влияние творческой самореализации на социально-психологическую адаптацию студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 20 с.

4. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985. - 305 с.

5. Профессиональная самореализация личности в современном обществе / под науч. ред. Е.В. Федосенко. - СПб.: Речь, 2009. - 122 с.

6. Чемерилова И.А., Афанасьева М.Л. Исследование жизненных ценностей современного студенчества // Личность, общество, культура, образование: вызовы ХХ1 века: сб. науч ст. аспирантов, соискателей, и преподавателей. - Чебоксары, 2016. - С. 146-150.

7. Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Формирование нравственно-волевого самоконтроля своего поведения у будущих педагогов-психологов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (39). -С. 187-194.

8. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: дисс. ... д-ра философ. наук. - СПб., 1994. - 263 с.

References

1. Batarshev A.V., Makarov I.S. Tvorcheskaya samorealizaciya pedagoga kak osnova professional'no-

lichnostnogo stanovleniya // CHelovek i obrazovanie. -2013. - № 3 (36). - S. 38-42.

2. Vasil'eva L.E. Kirillova O.V Aktivnaya zhiznennaya poziciya, ee formirovanie u studencheskoj molodezhi // Vestnik CHuvashskogo universiteta. -2013. - № 1. - S. 111-114.

3. Kulagina I.V Vliyanie tvorcheskoj samorealizacii na social'no-psihologicheskuyu adaptaciyu studentov: avtoref. dis. ... kand. psih. nauk. - M., 2011. - 20 s.

4. Kulyutkin YU.N. Psihologiya obucheniya vzroslyh. - M.: Prosveshchenie, 1985. - 305 s.

5. Professional'naya samorealizaciya lichnosti v sovremennom obshchestve / pod nauch. red. E.V Fedosenko. - SPb.: Rech', 2009. - 122 s.

6. CHemerilova I.A., Afanas'eva M.L. Issledovanie zhiznennyh cennostej sovremennogo studenchestva // Lichnost', obshchestvo, kul'tura, obrazovanie: vyzovy HKHI veka: sb. nauch st. aspirantov, soiskatelej, i prepodavatelej. - CHeboksary, 2016. - S. 146-150.

7. CHemerilova I.A., Ivanova E.K. Formirovanie nravstvenno-volevogo samokontrolya svoego povedeniya u budushchih pedagogov-psihologov // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki. - 2016. - № 3 (39). -S.187-194.

8. CHernyavskaya G.K. Samopoznanie i samorealizaciya lichnosti. Metodologicheskie problemy: diss. ... d-ra filosof. nauk. - SPb., 1994. -263 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 5

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.