12.7. РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Неровных Екатерина Александровна, аспирант. Место учебы: Московский городской психологопедагогический университет. Должность: преподаватель кафедры «Социально - педагогические технологии». Место работы: Московский городской психологопедагогический университет. E-mail: [email protected] Аннотация: В настоящее время одним из актуальных вопросов в научной литературе становится вопрос развития воспитательного потенциала будущих специалистов. Воспитательный потенциал складывается из совокупности социальных компетентностей, нравственных и духовных ценностей и потребностей, системы условий для интеллектуальной и творческой самореализации личности, а также личностных качеств. Развивая эти компоненты, мы развиваем личность студентов. В статье раскрывается сущность и содержание компонентов воспитательного потенциала.
Ключевые слова: социальная активность, познавательная активность, репродуктивная активность, творческая активность, самореализация, позитивно направленная деятельность.
THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF STUDENTS DURING THE LEARNING PROCESS AT THE UNIVERSITY
Nerovnykh Ekaterina Alexandrovna, postgraduate student. Place of study: Moscow municipal psychological and pedagogical University. Position: lecturer at Social and pedagogical technologies chair. Place of employment: Moscow municipal psychological and pedagogical University. E-mail: [email protected] Annotation: Currently, one of the most urgent questions in the scientific literature becomes a question of the educational potential of future specialists. Educational potential is composed of a totality of social competence, moral and spiritual values and needs, the system of conditions for intellectual and creative self-realization and personal qualities of personality. Developing these components, we develop the personality of students. The article reveals the essence and content of the components of the educational potential.
Keywords: social activity, cognitive activity, reproductive activity, creative activity, self-actualization, positive activities.
В условиях перехода к общемировому открытому образовательному пространству возрастает потребность формирования профессионального мировоззрения и жизненной позиции будущих специалистов, содержания и характера знаний, опыта, определения перспектив профессионального и личностного развития. Теоретические и практические знания, получаемые студентами в процессе обучения в вузе, приобретают сегодня необходимость быть профессионально-и личностно-ориентированными, поскольку важнейшей задачей высшего педагогического образования является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных принимать профессионально грамотные решения в динамично изменяющихся ситуациях. В связи с этим возникает потребность в развитии у студентов не только представления о своей профессиональной деятельности, но и овладения всем арсе-
налом профессионально-ориентированных знаний и необходимых профессиональных инструментариев.
Важной сегодня является задача мотивирования или стимулирования будущих специалистов к повышению своего потенциала, потенциала воспитателя, более того, тем самым они должны стремиться к реализации этого потенциала в профессионально-педагогической деятельности, влияя на формирования этих же качеств у своих подопечных. Тем самым должна создаваться непрерывная цепь влияния на развитие готовности и способности будущих и действующих специалистов к созданию и реализации возможностей воспитательного пространства для развития личности в процессе решения учебных задач с учетом условий различных видов и типов образовательных учреждений.
В настоящее время все чаще подчеркивается значительное влияние социума на социализацию и развитие личности, раскрытие скрытых возможностей человека, раскрытие его потенциала. Влияние социума должно быть направлено на формирование высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, которая способна к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения. Воспитательный потенциал будущего специалиста должен складываться из совокупности социальных компетентностей, нравственных и духовных ценностей и потребностей, системы условий для интеллектуальной и творческой самореализации личности, а также личностных качеств.
При отборе значимых личностных качеств, необходимых для развития воспитательного потенциала студентов, опирались на изучение деятельности студентов и преподавателей вуза и рассматривались работы А.В.Волохова, Т.Н.Кургановой, А.В.Савченко. Выделенные качества являются компонентами в структуре воспитательного потенциала будущих специалистов, развивающихся в процессе обучения в вузе. К ним относятся:
- социальная активность;
- познавательная активность;
- репродуктивная активность;
- творческая активность;
- самореализация;
- позитивно направленная деятельность.
Несмотря на то, что развитие указанных компонентов осуществляется в процессе обучения, они решают воспитательные задачи, формируя у будущих специалистов стремление к участию в развитии и саморазвитии себя для жизнедеятельности в общественной и культурной жизни в соответствии с принятыми социальными и педагогическими моделями образовательного пространства, в частности, решая задачи воспитания и обучения подрастающего поколения. Тем самым мы преследуем целенаправленное изменения в них качеств, необходимых современному обществу. Каждый из выделенных компонентов предполагает проведение воспитательных акций и действий и передаёт опыт реализации воспитательного потенциала следующему поколению детей, студентов, педагогов.
Рассмотрим сущность и содержание каждого компонента.
Первый компонент воспитательного потенциала -социальная активность личности.
Социальная активность личности - понятие многогранное. Социальная активность - это реализуемая готовность к социальным действиям. Она проявляется в различных сферах деятельности: в общественно по-
лезном производительном труде, научном познании, в учебном процессе, общественной деятельности и т.д. Быть социально активным - значит проявлять настойчивость и инициативу в решении общественно значимых задач, чувствовать ответственность за порученное дело, иметь твердую, принципиальную позицию, заботиться о повышении эффективности общественного производства. К факторам, детерминирующим социальную активность, относятся: цель, потребности и интересы личности. Эти факторы в различных видах деятельности человека имеют свои особенности, в том числе и в учебном процессе, в познавательной деятельности.
Субъектом - носителем социальной активности выступает человек, социальная группа и другие общности. Как общественное свойство личности, социальная активность развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, социальная активность может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность (1).
Принцип активности известен в педагогике с давних времен и довольно глубоко разработан в отношении школьного обучения. В учебном процессе высшей школы он включает, прежде всего, профессиональную направленность обучения, единство учебной, общественной и научной деятельности студентов, интенсивную умственную работу студента, направленную на проникновение в сущность изучаемых явлений, процессов, предметов путем мобилизации познавательного потенциала, использования таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.
Исходя из определения активности личности, данного в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, которая представляет собой «деятельностное отношение личности к миру, способность производить общественно - значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества и проявляющееся в творческой деятельности, волевых актах, общении и формируется под воздействием среды и воспитания», активность социальная это - родовое понятие, относительно различных видов деятельности (общеполитической, трудовой, познавательной и других) (6).
И.И. Стародубцев определяет социальную активность как «исторически обусловленный процесс и результат совпадения объективных условий внутренней, субъективной детерминации действий личности и общественных групп, характеризующихся повышенной интенсивностью по сравнению с исторически усредненной нормой деятельности, носящий социально направленный характер и обуславливающий, в конечном счете, общий прогрессивный ход общественного развития» (5).
В.В. Зеньковский считал, что во всяком социальном организме перед людьми есть право выбора той или иной позиции: социальная активность, социальная пассивность, псевдосоциальная активность, антисоциальная активность. В группе людей всегда есть и активные и пассивные участники. Социальная активность в большей степени отражает суть социального развития человека и одновременно его позицию в отношениях с другими людьми (1).
Проблема воспитания социальной активности многоаспектна. Понимание ее сущности рассматривается в различных науках: социологии, педагогике, психологии.
Согласно социологическому аспекту, социальная активность определяется по основному виду социальной деятельности, которой занят человек, так как именно в ней происходит овладение социальной ролью, определяющий престиж, успех, самооценку и уровень притязаний, осуществляется развитие личностных свойств и качеств.
Развитие личности сопровождается проявлением качественно новых видов социальной активности и для всесторонне развитой личности общественно необходимыми видами социальной активности будут художественно - эстетическая активность, и активность, направленная на физическое развитие человека, и другие виды активности. Социальная активность является родовым понятием по отношению к видам деятельности: общественно - политической, трудовой, познавательной, научной и др.
Функционируя в разных видах деятельности, в разных ролях и качествах, человек может испытывать полярные по своей социальной значимости чувства: чувство коллективизма, взаимодействия, чувство товарищества, соучастия и личного преуспевания, неприязнь, чувство ущемленности и др.
Возрастание социальной активности личности зависит от культуры общественных отношений, которые определяют общий уровень и характер развития в человеке общественных начал (1).
Основным показателем компонента «социальная активность» студентов является проявление склонностей к организаторской и коммуникативной деятельности. Социальная активность проявляется в ярком творческом выполнении субъектом функций, когда он осуществляет ту или иную деятельность. К явлению активности причисляется и относительно самостоятельное овладение личностью новыми формами социального поведения (5).
Рассматривая педагогический аспект социальной активности, следует отметить, что ее суть определяется поиском путей воспитания этого качества. Б.З. Вульфов, Т.Н. Мальковская, К.Н. Мешалкина в своих работах различают трудовую, организаторскую, общественно - политическую активность и активность в любительских видах деятельности (5).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что воспитание социальной активности предполагает формирование у всех участников образовательного процесса потребности участия в нем.
Вторым компонентом воспитательного потенциала рассмотрим познавательную активность личности.
Обучение, организованное на основе познавательной активности, требует актуализации таких качеств личности, как высокая самоорганизованность, увлеченность процессом, высокая работоспособность, настойчивость в достижении цели, трудолюбие.
Развитие познавательной активности студентов требует от преподавателей:
Отбора такого содержания материала, который вызывает интерес у студентов;
Построение такого учебного процесса, который активизирует мышление;
Использования в обучении методов и средств, стимулирующих познавательную активность обучающихся;
Осознание студентами личностного смысла приобретаемых знаний и умений в вузе, повышения их конкурентоспособности на рынке образовательных и других услуг.
А.М.Матюшкин характеризует познавательную потребность тем, что «человек испытывает необходимость в некоторых отсутствующих, т.е. неизвестных ему знаниях и способах действий. Познавательная потребность определяет ту интеллектуальную активность, которая обеспечивает открытие человеком этих знаний» (2).
Таким образом, важнейшей задачей процесса обучения является создание определенных условий, при которых у студента возникает потребность в познании, в поиске новых знаний.
В психолого - педагогической литературе пока нет однозначного определения термина « активность личности в обучении». Часто активность в процессе познания характеризуется как «напряжение умственных сил», «проявление интереса, инициативы» и т.д. Безусловно, эти признаки отражают те или иные стороны познавательной активности личности, но не исчерпывают содержание этого многогранного понятия. Это характеризуется тем, что в учебном процессе активность обучающегося должна удовлетворять целому ряду условий, которые обеспечивают направленность студента на выявление сущности изучаемого объекта, на мобилизацию умственных и физических сил, воли, внимания, памяти и всей деятельности в общем, т.е. условий, обеспечивающих единство внутренних и внешних сил.
Рассмотрим психолого - педагогические и социальные условия повышения познавательной активности студентов в учебном процессе. К ним относятся: оригинальное, необычное начало лекционного занятия, краткая историческая справка возникновения проблемы и его последовательного решения, противоречия, сомнения и др.; использование отдельных факторов, связанных и историей науки, жизнью известных ученых, организаторов и творцов науки; постановка вопросов и привлечение аудитории к их решению (их четкая и последовательная форма, лаконичность, различие по целям, содержанию, языковому и интонационному оформлению); организация самостоятельного поиска нового знания; формирование определенного отношения обучающихся к получаемым знаниям и их применению в будущей профессионально - педагогической деятельности; достижение моральной, психолого - педагогической, профессиональной готовности будущих педагогов к практической деятельности; активизация внимания студента на главном, существенном в учебном материале (по К.Д. Ушинскому, «внимание есть именно та дверь, через которую приходит все. Что только входит в душу человека из внешнего мира» - Собрание сочинений. Т.10, 1950, с.22); решение познавательных задач с помощью:
- доказательного разъяснения отдельных теоретических вопросов;
- организации использования новых знаний;
- повторения, воспроизведения, закрепления знаний в новых связях и отношениях;
- контроля, самоконтроля знаний, умений и навыков и их переноса на новые ситуации.
Познавательные задачи способствуют повышению познавательной активности студентов при выполнении следующих требований: во - первых, они должны быть тесно связаны с обсуждаемой на занятии проблемой; во - вторых, подобраны с учетом знаний, жизненного
опыта обучающихся; в - третьих, на занятиях достаточно решать 1-2 задачи подобного рода; в четвертых, разнообразие их видов по содержанию и форме.
Активными формами занятий, которые максимально организуют познавательную деятельность студентов являются формы, которые заставляют их размышлять над учебным материалом, формировать умения применять эти знания на практике, самостоятельно искать дополнительные знания.
В качестве критериев уровня сформированности познавательной активности студентов (будущих социальных педагогов) можно выделить:
- ориентационный (знания и представления об особенностях познавательной деятельности вообще и познавательной активности в частности);
- операционный (владение способами и приемами познавательной активности);
- мотивационно - ценностный и эмоционально - волевой (включение познавательной активности в ценностную иерархию, наличие познавательного интереса и мотива);
- рефлексивный (самооценка, самоконтроль результатов своей познавательной деятельности) (3).
Репродуктивная и творческая активность студента^ третий и четвертый компоненты воспитательного потенциала личности.
Как известно, репродуктивная деятельность характеризуется воспроизведением, воссозданием, повторением заданных действий и образов. Применительно к учебной работе репродуктивная деятельность студента проявляется в том, что он на занятиях или в самостоятельной работе выполняет задания по образцу, по готовым инструкциям и алгоритмам. При этом у студента имеется и потребность, и интерес к занятиям. Он, безусловно, активен, но эта активность направлена на усвоение готовых знаний, на выполнение заданий способами, указанными педагогом. Здесь процесс усвоения знаний происходит на низком мыслительном уровне.
Творческая активность - сложное отношение человека к действительности, где в единстве выступают интеллектуальная, волевая и эмоциональная сферы личности. Творчество - это создание качественно нового. Она проявляется при условии:
- самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях;
- видения новой проблемы в известной ситуации;
- видения системно - структурной характеристики объекта, применения в его изучении системной методологии, системного мышления;
- видения новых функций объекта в целом и его составляющих элементов;
- видения противоречий, альтернативы в методах решения проблем, нахождения различных вариантов оптимизации достижения цели и т.д.;
- комбинирования ранее известных способов решения;
- создания оригинальных способов решения, выходов из привычных сфер видения и др.
Т.С. Ланина рассматривает творческую деятельность через призму понятия «активность». По ее мнению, в зависимости от того или иного способа овладения объектом со стороны субъекта или установления последними коммуникативного взаимодействия с другими субъектами можно различать несколько типов деятельности: активная, обычная, промежуточная, пассивная (4).
Творческая активность вызывает положительное эмоциональное состояние обучающихся - подъем, радость, проникновение в суть явления.
Репродуктивная и творческая активность не исключает друг друга, они взаимосвязаны и сочетаются. Нельзя представить себе процесс обучения в вузе без определенного использования репродуктивной исполнительской деятельности. Речь должна идти о наиболее оптимальном сочетании репродуктивной и творческой активности студента, педагогически целесообразной организации его познавательной активности. Однако соотношение этих двух видов активности на разных этапах познавательной деятельности бывают различными. В одном случае, когда основой деятельности является формирование общего представления об изучаемом явлении, процессе, будет преобладать репродуктивная активность; в другом случае, когда на занятиях решаются познавательные задачи, деятельность студента больше будет основана на творческой активности.
Источником развития человека является противоречие между его потребностями и возможностями их удовлетворения, а движущей силой - активность в достижении поставленных целей. Проблема активности личности является объектом постоянного внимания как теоретиков философии, социологии, психологии, педагогики, так и педагогов - практиков. Опираясь на исследования К.А. Абульхановой - Славской, отметим, что понятие «активности» шире понятия «деятельности», т.к. активность проявляется в познании, общении и жизненном пути личности. Понятие же «деятельность» ограниченно и по структуре содержит такие компоненты как: цель, мотив и результат. Активность есть функциональное проявление личности в деятельности, которая организуется, упорядочивается и структурируется своим субъектом (3).
Активность - это важная жизненная предпосылка. Она присуща всем живым организмам и необходима им для приспособления к условиям окружающей среды. Активность человека, по мнению А.П. Шпоны, качественно отличается тем, что «она направлена на приспособление условий к своим потребностям». Развитие активности человека связано с процессами физического и умственного труда.
Рассмотрение социально - педагогических условий и средств активизации активности студентов содержат лишь незначительную часть вопросов этой важной проблемы вузовской дидактики. Здесь каждый преподаватель имеет широкое поле поисков находок как в теоретическом, так и в практическом плане.
Д. И. Фельдштейн отмечал, что «являясь творческим, активным, деятельным существом, человек не только отражает окружающий мир, но и преобразует его, преобразует самого себя, изменяясь как в процессе творческой деятельности, так и под постоянным воздействием перестраиваемого им самим окружающего мира» (4).
Пятый компонент воспитательного потенциала личности - самореализация. Реализация внутреннего потенциала в деятельности влечет за собой развитие способности к самоисследованию и самосовершенствованию собственных сил с тем, чтобы в соответствии с природными задатками и социальными запросами найти свое место в жизни, всесторонне самореализоваться, утвердить себя в обществе и выбранной профессии. Учебно - профессиональная деятельность является важной сферой самовыражения студента, так как во время обучения в вузе у студентов только
начинает формироваться «Я-профессиональное» и они испытывают определенные трудности в выборе наиболее значимых направлений своего самосовершенствования.
Понятие «самореализация» является психологическим термином. Впервые оно появилось в гуманистически ориентированных концепциях развития личности. Наиболее существенную роль в этом направлении сыграли такие ученые как Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни и др. Среди классических отечественных и зарубежных исследований, посвященных самореализации личности, следует отметить работы А. Адлера, Л.И. Божович, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона, К.Юнга и др.
В психологии самореализация понимается как, осуществление индивидных и личностных возможностей «я» посредством собственных усилий, а также содея-тельности с другими людьми.
В самореализации важное многое зависит от того, какое место и позицию занимает студент. Обучающийся может выступать в роли активного участника, организатора деятельности, что будет способствовать формированию активной, деятельной личности, а может, при неправильной организации деятельности, быть лишь пассивным исполнителем указаний старших или сверстников, не проявлять инициативы и самостоятельности, что будет способствовать формированию пассивных и безынициативных, инертных людей.
Самореализация студента в процессе обучения в вузе во многом зависит от включенности его в социальную деятельность. Следовательно, показателем компонента «самореализация» является мотивация включенности обучающихся в деятельность. А.В. Волохов считает, что включенность в социальную деятельность обусловлена такими мотивами как: стремления человека быть в обществе других людей, вызванным стремлением к престижу, доминированию, к безопасности, покровительству, стремлением быть индивидуальностью, стремлением к познанию и красоте (3).
Шестой компонент - позитивная деятельность, направленная на профессиональное становление через развитие своих возможностей.
Деятельность - это целенаправленное преобразование человеком природной и социальной действительности .
По своей направленности и социальной обусловленности цели деятельности могут соответствовать и не соответствовать принятым в обществе требованиям. По этим признакам можно судить о ее влиянии на развивающуюся личность: о нормальном (просоциаль-ном), естественном, соответствующем возрасту и полу развития человека, неординарном, творческом развитии, деструктивном (асоциальном, антисоциальном) развитии.
Позитивно направленная деятельность - это деятельность, направленная на преобразование общества, социальной действительности, себя в соответствии с нормами, правилами и принципами, принятыми в обществе (2).
Исходя из выше сказанного, следует, что профессиональная деятельность специалиста - это целенаправленная, осознанная, личностно - значимая деятельность, направленная на продуктивное решение задач. Готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности - это интегративное образование личности студента, характеризующееся высо-
ким уровнем овладения им психолого - педагогическими и специальными знаниями, соответствующими умениями и навыками, а также профессионально значимыми качествами, необходимыми для эффективного выполнения основных профессиональных функций на достаточно высоком уровне.
Список литературы:
Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности / / Е.А. Ануфриев. - М.: Просвещение, 1998.
Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно - исследовательской деятельности студентов: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - 2005.
Воспитание будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: сборник научных трудов и материалов Всероссийской научно - практической конференции « Воспитательный потенциал учебных дисциплин общепрофессионального цикла в формировании личности будущего учителя» / / Сост. И.Э. Ярмакеев, Казань. - 2003.- С.199 Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование // Школьные технологии - 2006. - №3. - С. 91 - 96.
Ковалев С.В.. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1998. - С. 178 Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова. - М.: Изд. центр «Академия». - 2000.
Literature list:
Anurfiev E.A. Social role and the activity of the personality // E.A. Anurfiev. - M.: Prosveschenie, 1998 Berezhnova E.V., Kraewski V.V. Basis of educational and research activity of students: Manual for students of secondary pedagogical educational institutions. - M.: Publishing center «Academy». - 2005 Educating of future teacher during the process of professional training: collection of scientific work anf materials of All-Russian Scientific-Practical Conference «Educational potential of general branches of learning in the formation of the personality of a future teacher» / / comp. I.E Yar-makeev, Kazan. - 2003. - P. 199 Glickman I.Z. Preparing for creativity: educational research // School technologies - 2006. - №3. - P.91 - 96 Kovalev SV. Psychology of the modern family / S.V. Kovalev. - M.: Prosveschenie, 1998. - P. 178.
Kodzhaspirova G.M. Pedagogical vocabulary: for students of higher and secondary educational institutions / G.M. Kodzhaspirova. - M.: Publishing center "Academy". -2000
Рецензия
на статью Е.А. Неровных «Развитие воспитательного потенциала студентов в процессе обучения в вузе»
Статья Е.А. Неровных посвящена актуальной проблеме, посвященной исследованиям системы подготовки будущих специалистов к воспитательной работе, формированию у них потенциала для осуществления данной работы. В статье, на основе анализа особенностей подготовки студентов к профессиональной деятельности и изучения идей различных ученых, выделены значимые составляющие, на которых следует акцентировать внимание, развивая воспитательный потенциал студентов в условиях вуза. На эти компоненты можно опираться при проведении исследований в различных сферах социальных и педагогических отношений, обусловленных формированием и развитием личности будущих специалистов как воспитателей.
Автор предлагает решение задач мотивирования или стимулирования будущих специалистов к повышению своего потенциала как потенциала воспитателя, к реализации этого потенциала в профессионально-педагогической деятельности, влияя на формирования этих же качеств у своих подопечных. Тем самым должна создаваться непрерывная цепь влияния на развитие готовности и способности будущих и действующих специалистов к созданию и реализации возможностей воспитательного пространства для развития личности в процессе решения учебных задач с учетом условий различных видов и типов образовательных учреждений. Как показал анализ источников, подобная постановка решения задачи не практиковалась, что может свидетельствовать о новизне предлагаемого подхода.
Статья может быть адресована студентам, докторантам, адъюнктам, преподавателям и руководителям образовательных учреждений и органов управления образованием. В их научно-исследовательской деятельности эффективным инструментом может стать представленная в статье целостная система выбора компонентов воспитательного потенциала, ориентированных на мотивирование будущего специалиста к саморазвитию.
По содержанию статья является актуальной, имеет научную и практическую ценность и её целесообразно опубликовать в журналах, включенных ВАК Минобрнауки РФ в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий.
доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Московского городского психоло-го-педагогического университета, профессор Михайловский Виктор Григорьевич