Научная статья на тему 'Основные направления планирования воспитательной работы со студентами в вузе'

Основные направления планирования воспитательной работы со студентами в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2283
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ / ПЛАНИРОВАНИЕ В ВУЗЕ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS / PLANNING IN HIGHER SCHOOL / MAIN DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шириева Зульфия Шамсаддинк

Планирование воспитательной работы со студентами является весьма важным и существенным звеном в общей структуре педагогической деятельности. Содержательное и целесообразное планирование деятельности воспитанников помогает эффективно осуществлять формирование личности в воспитательном процессе. В статье рассматриваются основные направления планирования воспитательной работы, которые нацелены на развитие и совершенствование гармоничный, социально активный, образованной, нравственно и физически здоровой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF PLANNING EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS IN HIGHER SCHOOL

Planning of educational work with the students is a very important and essential element in the overall structure of educational activities. Meaningful and purposeful planning of students’ activities effectively helps in the formation of personality in the educational process. The article considers the main directions of the planning of educational work, which aimed at the development and improvement of a harmonious, socially active, educated, morally and physically healthy person.

Текст научной работы на тему «Основные направления планирования воспитательной работы со студентами в вузе»

УДК 378

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗЕ

© 2015 З.Ш.Шириева Институт проблем образования Азербайджанской Республики. Баку Статья поступила в редакцию 06.03.2015

Планирование воспитательной работы со студентами является весьма важным и существенным звеном в общей структуре педагогической деятельности. Содержательное и целесообразное планирование деятельности воспитанников помогает эффективно осуществлять формирование личности в воспитательном процессе. В статье рассматриваются основные направления планирования воспитательной работы, которые нацелены на развитие и совершенствование гармоничный, социально активный, образованной, нравственно и физически здоровой личности.

Ключевые слова: воспитательная работа со студентами, планирование в вузе, основные направления.

Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных задач. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы, непосредственных исполнителей, выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов.

Известный специалист по теории управления и системному подходу Рассел Л.Аккофф выделяет пять элементов планирования, которые составляют единое целое: 1) результаты - определение целей и задач; 2) средства - выбор стратегии и тактики действий; 3) ресурсы - люди, время, материалы, их количественная потребность; 4) внедрение - построение процедур принятия решений и способа их организации для выполнения плана; 5) контроль - разработка методики предсказаний и обнаружения ошибок плана и его срывов, а также их предотвращения или исправления на непрерывной основе1.

Планирование в вузе позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания студентов. Эффективность воспитательного процесса в вузе определяется мерой соотношения постав-

Шириева Зульфия Шамсаддинк, докторант. E-mail: zulfiyye.shiriyeva@mail. ru

1 Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник /

Г.М.Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 744 с.

ленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.

Развитие и формирование личности студента, будущего специалиста происходит под воздействием всего социально-экономического и социокультурного уклада жизни современного общества. Особую роль при этом играет система воспитательной деятельности вузовского коллектива2. На эффективность воспитательного процесса в большей мере влияют мастерство и личный пример педагога: точность, вежливость, аккуратный внешний вид, культура речи, требовательность, глобальность мышления, широкая информированность, практическая направленность в преподавании, последовательность, справедливая оценка. И поэтому современный педагог должен обладать высоким уровнем общекультурной и профессиональной компетентности, быть способным к функциональной адаптации в различных сферах педагогической деятельности, готовым самостоятельно проектировать и реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности, должен со временем, осваивать и активно внедрять в практическую деятельность новые образовательные технологии, поскольку от его профессиональной мобильности зависит качества самого процесса воспитания.

Учеба в вузе у молодых людей не ограничивается овладением специальностью, которую они выбрали. В вузе студенты включены не только в процесс обучения, но и в воспитательный процесс. Студенческие годы - время тесного общения со

2 Ахмедов, Г.Г. Детерминанты взросления как компоненты развития и формирования личности студента // Сб. науч. статьей VI Межд. науч. конф. «Наука. Творчество», апрель 2010, Москва - Самара: Изд-во Самарский госуд. ун-т, 2010. - С. 89 - 94.

сверстниками, стремления максимально проявить и реализовать свои способности, формирования мировоззрения и моделей поведения. Современные студенты самая передовая часть молодежи, они всегда чувствительны ко всяким изменениям в обществе, отличаются большей самостоятельностью, неординарностью, стремятся строить свою жизнь ярко. Обучение в вузе для большинства студентов это не только подготовка к будущей профессиональной деятельности, но и возможность расширить кругозор, развить эрудицию, возможность обрести новых друзей.

Воспитание в период обучения в вузе - существенный этап социализации личности, определяющий готовность выпускников к социальной интеграции. Завершается выработка жизненной позиции молодого человека, становится устойчивым его стремление сделать собственный вклад в развитие общества, готовность к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. Поэтому воспитание в вузе представляет собой целенаправленный процесс формирования у студентов высоких гражданских, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом требованиями3.

Целью планирования воспитательной работы в вузе является содействие социальному, патриотическому, интеллектуальному, нравственному, духовному и физическому развитию студенческой молодежи. Высшие учебные заведения должны готовить сознательную национальную интеллигенцию, способствовать обновлению и обогащению интеллектуального генофонда нации, воспитанию ее духовной элиты, приумножать культурный потенциал, который обеспечит высокую эффективность деятельности будущего специалиста.

Деятельность и общение являются главными факторами формирования личности и ее социальной активности. В процессе деятельности обогащаются взгляды, суждения, развиваются творческие способности человека, формируется общественное мнение. Чем содержательнее и целесообразнее планирована и организована разнообразная деятельность воспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе. Без четкого планирования воспитательной работы, трудно избежать стихийности и случайности в решении данного вопроса. По-

3 Бурдуковская, Е.А. Анализ и оценка воспитательной деятельности вуза: параметры, алгоритмы, проблемы осуществления // Вестник АмГУ. Психология. Педагогика. - 2010. - Вып. 48. - С.125 - 129.

этому планирование воспитательной работы со студентами является весьма важным и существенным звеном в общей структуре педагогической деятельности4.

Требования к планированию воспитательной работы являются следующие: целенаправленность; преемственность содержания и форм деятельности; ориентация плана на реализацию потребностей и интересов студентов; создание условий для выбора студентами различных видов, форм деятельности, определению своей позиции в планируемой работе; связь воспитательного процесса с жизнью общества; конкретность и целесообразность плана; комплексный характер плана; насыщенность событиями5.

Предназначение планирования — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выпо-нение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. Исходя из сущностной характеристики планирования воспитательного процесса можно определить его содержание: 1) планирование воспитательной работы в вузе предназначено для формирования представления о будущем состоянии процесса воспитания студентов; 2) планированию отводится роль прогнозирования результата предстоящей воспитательной деятельности. То есть речь идет о выдвижении и обосновании цели и задач процесса воспитания; 3) планирование направлено на определение сроков достижения прогнозируемого состояния и предполагаемых результатов воспитательной деятельности; 4) неотъемлемым элементом содержания планирования является программирование действий по достижению целевых ориентиров и определение круга организаторов и участников предстоящей деятельности; 5) планирование должно включать действия по обеспечению мотивационной готовности участников воспитательного процесса к осуществлению намечаемого, ведь от этого во многом зависит успешность деятельности по реализации составленного плана.

Таким образом, планирование воспитательного процесса - это функция педагогического менеджмента (управления), представляющая собой совокупность действий по формированию представлений о будущем состоянии и результатах процесса воспитания, по определению и мо-

4 Воспитательная работа в вузе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// 900igr.net/prezentatsii/ pedagogika / Vospitatelnaia - rabota-v-vuze / 013-vidv-i-struktura-planov.html

5 Чепиков, В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс / В.Т.Чепиков. - М.: Новое знание, 2003. - 173с.

тивированию участников предстоящей дея- собов организации и предполагаемых сроков тельности, выбору ее содержания, форм, спо- проведения.

Таб.1. Основные направления планирования воспитательной работы

Основные направления Цели и задачи

Интеллектуальное Приобщение студентов к различным видам научно-исследовательской деятельности; выявление и развитие интеллектуально - творческого потенциала студентов; когнитивное развитие молодых людей, обеспечивающее взаимодействие ассимиляции мыслительных процессов; создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации личности; развитие эрудиции и кругозора, опыта познавательной деятельности; развитие всех видов мышления (теоретического и эмпирического, диалектического, логического, абстрактного, индуктивного, дедуктивного и др. ); поощрение инициативу студентов, их самостоятельность в учебе, саморазвитии и самовоспитании.

Гражданско-патрио-тическое Формирование у студентов гражданской позиции, правовой и политической культуры; уважение государственных символов и законов; развитие гражданского самосознания, чувства гражданского долга, социальной ответственности, национальной и расовой терпимости, интернационализма,культуры межнациональных отношений; воспитание чувства патриотизма, любви и преданности Отечеству; готовности к служению Отечеству, стремление к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; понимание необходимости трудиться на благо своей нации.

Профессионально-трудовое Выработка сознательного и ответственного отношения к труду как высшей ценности человека и общества; развитие потребности в творческом труде; воспитание деловитости, предприимчивости; расширение и углубление делового общения, способствование адаптации личности в коллективе; развитие профессионального самосознания, активизацию деятельности по расширению профессиональных связей с внешним миром, обогащение социально-профессиональной установки.

Духовно-нравственное Формирование у воспитанников понимания норм общечеловеческой морали; познание и интериоризация материальных и духовных ценностей общества, нации и цивилизации; воспитание у студентов таких важнейших личностных качеств, как отзывчивости, вежливости, справедливости, организованность, ответственность; развитие нравственных чувств: порядочности, тактичности, честности, доброты, милосердия и т.д.; воспитание чувства собственного достоинства: чести, свободы, равенства, самодисциплины, трудолюбия; осознание значения ценностей в собственной жизни, жизни семьи и общества как духовно-нравственных ориентиров.

Спортивно-оздоровительное Ориентация студентов на здоровый образ жизни; формирование навыков придерживаться санитарно-гигиенических норм, режим дня и питания; формирование системы знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, психических свойствах и процессах, мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности; воспитание потребности в постоянном физическом самосовершенствовании, занятиях физической культурой и спортом; предупреждение и профилактика правонарушений, наркомании, алкоголизма и курения; внедрение новых воспитательных технологий по профилактике асоциального поведения студентов; обеспечение гармоничного развития всех физических качеств - силы, выносливости, смелости, ловкости и быстроты, также уверенности в своих силах и способностях.

Культурно-массовое и эстетическое Формирование системы знаний о мировой культуре и искусстве; обогащение личности художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства; восприятие красоты и гармонии, проявление эстетического вкуса; развитие эстетических потребностей и чувств; формирование у студентов ценностного отношения к прекрасному и привычек следовать корпоративному и социально-бытовому этикету; раскрытие творческих способностей как музыкальный слух, творческое воображение, оригинальное мышление; вовлечение студентов в различные вида! деятельности.

Результаты исследования Т.В.Ильиной свидетельствуют о том, что педагогическому планированию присущи следующие функции6:

1) направляющую (определяющую), т.е. конкретные направления и виды деятельности;

2) прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замы-

сел, представляет результаты через конкретные действия; 3) координирующую (организаторскую) т.е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее

взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать; 4) контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога; 5) репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Успешная организация воспитательной работы в вузе осуществляется с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей, также интересов и потребностей студентов. По содержанию включенные в плане мероприятия должны отражать приоритетные направления воспитательной работы студенческой молодежи, включать массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы работы, отличаться разнообразием организационных форм и методов, решать конкретные воспитательные задачи.

В вузе следует развивать различные направления воспитания, на базе которых происходит становление будущего специалиста и гражданина. Основные направления планирования воспитательной работы могут быть сгруп-пированы следующим образом (таб.1).

Можно охарактеризовать и другие направления планирования воспитательной работы, таких, как экологическое, экономическое, пра-вовое, конфессиональное воспитание и т.д. Все направления планирования воспитательной работы

взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому в организации воспитательного процесса необходимо их совокупность, специфические задачи. Надо отметить что, пла-нирование воспитательной работы со студентами - процесс творческий, ориентированный на проблемы, связанные со спецификой вуза, особенности региона. Для правильного определения стратегии воспитательного воздействия педагогические работники вуза должны четко представлять спектр тех актуальных проблем, которые имеют место в студенческой среде.

Высшие учебные заведения должны формировать у студентов социальных компе-тентностей, нравственных и духовных ценностей и потребностей, подготовить будущего специалиста к полноценной жизни в постоянно меняющем мире, научить жить вместе с другими в условиях глобализации, поликультурности, в согласии с иными культурами и их укладом жизни, нациями, этносами, конфессиями, реализации инновационного потенциала студенчества в интересах общественного развития и развития самой студенческой молодежи.

Таким образом, основные направления планирования воспитательной работы нацелены на развитие и совершенствование гармоничный, социально активный, образованной, нравственно и физически здоровой личности, сочетающий в себе высокий профессионализм, честную конкурентоспособность и гуманизм.

6 Ильина, Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. — Ярославль: 1995. - 198 с. [Электронный ресурс] / Т.В.Ильина. - Режим доступа: http://www.nravstvennost.info/libraiY/news detail.php?ID=2447

MAIN DIRECTIONS OF PLANNING EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS

IN HIGHER SCHOOL

© 2015 Z.Sh.Shiriyeva

Institute of Problems of Education of Azerbaijan, Baku

Planning of educational work with the students is a very important and essential element in the overall structure of educational activities. Meaningful and purposeful planning of students' activities effectively helps in the formation of personality in the educational process. The article considers the main directions of the planning of educational work, which aimed at the development and improvement of a harmonious, socially active, educated, morally and physically healthy person.

Key words: educational work with students, planning in higher school, main directions.

Zulfiya Shamsaddink Shiriyeva, Doctoral Student. E-mail: zulfiyye.shiriyeva@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.