Научная статья на тему 'Практика применения средового подхода в обучении и воспитании в сельскохозяйственной академии'

Практика применения средового подхода в обучении и воспитании в сельскохозяйственной академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERSON / DIALOGUE / EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROCESS / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганиева Йолдыз Наилевна

В статье сформулированы основные характеристики воспитательной среды сельскохозяйственной академии, выделены несколько уровней её организации. Разработаны критерии, характеризующие воспитательную среду вуза, и задачи педагогического коллектива и студентов, решение которых способствует развитию социальной и культурной компетентности личности, её самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина, профессионала. В рамках воспитательной среды сельскохозяйственной академии рассмотрены две основные подсистемы обучающая и воспитывающая и формы их проявления. Эти подсистемы позволяют интегрировать все педагогические воздействия на студента в единый воспитательный процесс, который направлен на целостное развитие его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганиева Йолдыз Наилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main characteristics the educational environments of the agricultural Academy are given in this article. Some standards of its organization are distinguished. The criterions, the structure are worked out. All of them characterize the educational environment and the problems of the educational-and students collectives. Its decision promotes the development of the social and cultural competences of the personality, its self determination in the society; it's forming the citizen, the family and professional man. In the framework of the educational environment of the agricultural Academy were considered the two main systems. There is the education system, the training system, and its form of the manifestation.

Текст научной работы на тему «Практика применения средового подхода в обучении и воспитании в сельскохозяйственной академии»

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДОВОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ

Й.Н. Ганиева

В статье сформулированы основные характеристики воспитательной среды сельскохозяйственной академии, выделены несколько уровней ее организации. Разработаны критерии, характеризующие воспитательную среду вуза, и задачи педагогического коллектива и студентов, решение которых способствует развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина, профессионала. В рамках воспитательной среды сельскохозяйственной академии рассмотрены две основные подсистемы - обучающая и воспитывающая и формы их проявления. Эти подсистемы позволяют интегрировать все педагогические воздействия на студента в единый воспитательный процесс, который направлен на целостное развитие его личности.

Ключевые слова: личность, общение, воспитание, воспитательная среда, воспитательный процесс, деятельность

The agricultural academy's practice of using the environmental approach during the education. The main characteristics the educational environments of the agricultural Academy are given in this article. Some standards of its organization are distinguished. The criterions, the structure are worked out. All of them characterize the educational environment and the problems of the educational-and students collectives. Its decision promotes the development of the social and cultural competences of the personality, its self determination in the society; it's forming the citizen, the family and professional man. In the framework of the educational environment of the agricultural Academy were considered the two main systems. There is the education system, the training system, and its form of the manifestation.

Key words: person, dialogue, education, educational environment, educational process, activity

Субъект-субъектная парадигма воспитания предполагает создание воспитательной среды, в которой студент и педагог выступают в качестве

равнозначных субъектов деятельности. Средовой подход, введенный в педагогическую практику в 1980-е годы ХХ столетия [1, с. 67], делает объемным ви-

дение воспитательного процесса; закладывает основу для интеграции процессов обучения и воспитания учащихся в единый процесс; служит действенным средством консолидации педагогов и интеграции их усилий в осуществлении средообразовательных программ и воспитательных целей. В самом общем смысле среда рассматривается как окружение, условия жизни, фактор развития [2, с. 73-74].

Воспитательная среда высшего образовательного учреждения может рассматриваться не только как условие, необходимое для воспитания студентов, но и выступать как средство такого воспитания. Активное взаимодействие воспитательного процесса с воспитательной средой, постоянная корректировка содержания, форм и методов воспитания, профессионально-познавательной деятельности студентов способствуют профессиональной направленности, а значит, личностно-профессиональному становлению специалистов [3, с. 127].

Воспитательная среда образовательного учреждения в современных педагогических исследованиях рассматривается через присущие ей характеристики, уровни, факторы и способы ее организации.

К основным характеристикам воспитательной среды современного вуза относятся:

• открытость, вариативность, гибкость, то есть среда, открытая для инноваций, изменения и коррекции, возможностей гибкого сочетания свободы выбора и расширения, обновления и творческого совершенствования как студента, так и преподавателя;

• взаимосвязь внутри и вне данной воспитательной среды следующих компонентов: материального (учебные

здания и т.д.), административного (ректорат, деканаты), информационного (компьютерный салон, издательский центр), научного (отдел патентов и изобретений, ученый совет и т.д.), гуманитарного (музеи кафедр, газета и т.д.)

• структурность модели воспитательной среды;

• динамичность при внутренней стабильности;

• взаимообусловленность воздействия протекающих процессов (мотивационно-ценностный, информа-ционно-знаниевый, развивающий профессионально-личностную компетентность, гуманитарный) на личность;

• целенаправленность, ориентированная на профессионально-личностное развитие, саморазвитие и самореализацию ее субъектов;

• непрерывность, то есть направленность воздействия, начиная с абитуриентов и вплоть до выпускников, ставших специалистами;

• гуманизация, ведущая к созидательной, духовной интеллектуальной среде;

• диалогичность, ибо среда представляет собой подобие бесконечного спора социальных сил по поводу воспитания с включением студентов в самое существо этого спора.

При создании воспитательной среды далеко не всегда удается сделать ее средой воспитания, а не функционирования образовательного учреждения. Обучающийся находится в воспитательной среде, но не осваивает и не присваивает ее. Следовательно, наиболее существенной характеристикой воспитательной среды является целостность. Но это отнюдь не означает, что воспитательная среда должна обладать жесткой структурой. Напротив,

структура должна быть гибкой; в ней, в частности, должны присутствовать зоны неупорядоченности, являющиеся источником дальнейшего развития, так как в застывшей системе молодому человеку нечего будет присваивать, познавать, да и система в этом случае не сможет развиваться и начнет угасать.

Субъекты воспитательного процесса должны участвовать в развитии воспитательной среды, в формировании такой комфортной, личностно-ут-верждающей среды, которая позволяет вносить свой вклад в ее развитие не только преподавателям и студентам, но специалистам и техническому персоналу. Воспитательная среда максимально приближает, погружает в сферу профессиональной деятельности, а включение в воспитательную среду вуза среды практики на предприятиях многократно усиливает воздействие на личность.

Среде присущи два уровня функционирования: социокультурный и ситуационный. Именно на последнем уровне обнаруживаются различные способы влияния среды на воспитанников.

Факторами воспитательной среды являются совокупность внешних раздражителей, воздействующих на участников воспитательного процесса. Факторы воспитательной среды можно подразделить на управляемые и неуправляемые. Управляемыми мы называем те факторы среды, наличие и воздействие которых можно предусмотреть. Среди них можно выделить как пространственно-предметную организацию среды (например, эстетическое оформление помещений), так и важный фактор - общение в неформальной обстановке с интересными людьми, выдающимися учеными и др.

Воспитательная среда, в нашем понимании, - развивающийся пространственно-временной континиум, который аккумулирует целенаправленно создаваемые условия взаимодействия субъективного мира развивающейся личности с уникальными характеристиками (выбор переживаний, поиск смыслов) и объективным миром (другие личности, научно-педагогические школы, предметно-пространственное окружение), в которых целью и ценностью становится повышение собственной субъектности и реализация личностного потенциала.

Воспитательная среда вуза - ин-тегративная целостность, которая может быть структурирована с выделением нескольких уровней ее организации. Рассмотрим структуру и уровни организации воспитательной среды на примере сельскохозяйственной академии г.Ульяновска:

1. Воспитательная среда как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействие пространственных отношений: социокультурной, материально-технической, информационной, педагогической сред (рис. 1).

2. Воспитательная среда как совокупность встроенных по концентрическому принципу компонентов: воспитательная среда факультета, кафедры, курса, группы (рис. 2).

3. Воспитательная среда вуза как духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии и способствующая профессионально-личностному становлению будущего специалиста АПК (рис. 3).

Воспитательная среда объединяет в один процесс две основные подсистемы - обучающую и воспитывающую, интегрируя тем самым все педагогические воздействия на студента в еди-

Рис. 1. Структурно-функциональная модель воспитательной среды

Рис. 3. Схема воспитательной среды вуза как духовной общности

ный воспитательный процесс, который направлен на целостное развитие его личности (рис. 4).

В нашем исследовании сельскохо-

зяйственная академия рассматривается как учреждение и как коллектив, в котором происходит процесс развития и становления личности будущего спе-

Рис.4. Система взаимосвязи обучающих и воспитывающих структур в условиях формирования воспитательной среды академии

циалиста аграрно-производственного комплекса.

Работа Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии строится в соответствии с Уставом, образовательное учреждение обладает автономностью и самостоятельностью. Устав дает простор в выборе форм, средств, видов и методов обучения, воспитания и организации деятельности. Воспитательная работа ведется в соответствии с принятой Концепцией воспитательной деятельности на период 2003-2013гг.

Сельскохозяйственная академия как учебно-воспитательное учреждение оказывает влияние на формирование будущих агрономов, механиков, ветеринарных врачей через такие компоненты, как цели и задачи профессиональной подготовки, содержание обучения и воспитания, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Широкая сеть форм воспитательной работы в академии, кроме удовлетворения познавательных или творческих интересов обучающихся, способствует расширению сферы отношений, т.к. чаще всего коллектив кружка, клуба, секции разновозрастной, а в некоторых из них проводят досуг и молодые преподаватели. В таком коллективе повышается возможность самореализации каждого его члена. Особенность деятельности этих коллективов состоит в том, что они объединены в единую спроектированную воспитательную среду (рис. 5).

Воспитательная среда академии как относительно устойчивая совокупность личностных элементов, окружающих студента, непосредственно влияет на процесс его социализации и индивидуализации, а критерием ее эффективного воздействия на каждого является функционирование вуза как

корпорации, открытой системы, центра коммуникации и здорового образа жизни. Этому способствует и система управления воспитательными воздействиями, которая гармонично сочетает педагогическое воздействие и самоуправление субъектов воспитания.

Системообразующей деятельностью в коллективе академии является познавательная и профессионально-ориентированная деятельность, что способствует профессиональной адаптации студентов и становлению будущих специалистов АПК.

Важное место в воспитательной среде академии занимает внеучебная деятельность (творческая система, социально-значимая деятельность, волонтеры, студенческое научное общество, спортивно-оздоровительная работа, центр планирования профессиональной карьеры, центр национальных культур, студенческое самоуправление), которая является составной частью всего образовательного процесса и обеспечивает формирование нравственных, гражданских, общекультурных, и профессиональных качеств личности будущего специалиста. Она является важным элементом образа жизни студентов, профессиональной деятельности преподавателей и руководителей образовательного заведения. Следовательно, как часть воспитательного потенциала академии, внеучебная деятельность предполагает:

1. Участие в ней всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности.

2. Организационное, методическое, правовое, технологическое, финансовое, кадровое, материальное обеспечение.

3. Включенность этой деятельности в сферу культурного потенциала города, района, всех социальных институтов социума.

Творческая система.

Организация досуга,

художественная самодеятельность, творческие ^коллективы.

Социально-значимая деятельность, волонтеры.Мол

одежное движение «Так ч идут к звездам».

Студенческое научное общество.

Научно-

исследовательская

деятельность,

конференции,

Учебная работа.

Воспитание в процессе обучения, использование регионального компонента, кафедральные

Воспитатель ная среда академии

Спортивно-оздоровительная работа.

Секции, клубы, соревнования, спартакиады.

Рис. 5. Структура воспитательной среды академии

Анализ структуры, содержания и результатов внеучебной деятельности позволяет утверждать, что с ее помощью студенты погружаются в специфику профессиональной деятельности; она обеспечивает профессионально-личностное развитие и саморазвитие будущего специалиста АПК. Например, «Школа управления» академии обеспечивает расширение «поля лидерства» и направлена на обучение студенческого актива. Студентам предоставляется возможность познавать управленческие процессы и процедуры в условиях максимально приближенных к реальности, получать конкретный продукт деятельности. Конкретным продуктом деятель-

ности студента в известном смысле является дипломный проект. В этих условиях они оцениваются не только как студенты-активисты, которые владеют управленческими навыками, но и как лидеры, которые исполняют свои социальные роли и максимально реализуют лидерский потенциал. Усилия всех субъектов «Школы управления» направлены на то, чтобы побудить всех студентов к активной социальной жизнедеятельности с первого курса, вызвать их интерес к участию в самых разнообразных делах, обеспечить тем самым формирование их гражданской и личностной зрелости.

В рамках направления «Содружество» работают следующие площадки:

«Диалоги» (совместное обсуждение студсоветом и администрацией вуза, политическими, религиозными деятелями студенческих проблем, инициатив, перспектив деятельности); «Мы болеем!» (система поддержки творческих спортивных коллективов вуза, города, страны); «Студенческий десант» (совместная работа студенческого совета академии со студенческими организациями филиала УГСХА); «Тьюторы» - шефство студентов-старшекурсников над студентами 1 курса; «Наш любимый город» - (пропаганда ЗОЖ, шефство над социальными приютами, благоустройство города, вуза, сдача донорской крови, реализация социально-значимых проектов); «Творческие проекты студклуба».

В воспитательной среде Академии активно функционирует Центр планирования профессиональной карьеры, где студенты обучаются по личному желанию. В Центре осуществляется следующая психолого-педагогическая поддержка:

^ «В помощь первокурснику» (индивидуальные и групповые занятия по повышению эффективности усвоения учебного материала).

^ «Учимся общаться» (развитие социального интеллекта и лидерских качеств).

Распределение студентов по к профессиональной

^ «Карьера специалиста АПК» (эффективные стратегии достижения цели).

^ Проведение индивидуальной работы по оказанию психологической помощи.

^ «Личностный потенциал -зоны роста» (индивидуальные и групповые занятия).

Анализ распределения студентов по уровням развития личности к профессиональной деятельности в АПК в 2005 году по сравнению с 2010 годом на разных факультетах (механическом, агрономическом, ветеринарном) показал, что разница незначительна, подтверждая наше предположение о закономерном характере профессиональной воспитанности студента в соответствующей среде вуза сельскохозяйственного профиля.

Так, если на 1 курсе агрономического факультета в 2005 г. на нулевом уровне развития находилось 46 человек (15,2%), на 5 курсе - 19 человек (7,1%), то тот же уровень был характерен для 32 человек на 1 курсе ветеринарного факультета в 2005 г. (10,3%) и для 17 человек на 5 курсе (6,2%). Показатель эмоционального положительного отношения к деятельности в сельском хо-

Таблица 1

уровням развития личности деятельности в АПК.

Курс

1 5

Количество студентов

304 256

Чел. % Чел %

Нулевой 46 15,1 19 7,4

Элементарный 79 25,9 57 21,8

Средний 82 26,9 117 45,6

Необходимый, достаточный 97 31,9 35 13,6

Высокий - - 28 1,09

зяйстве в условиях АПК, к ее субъектам говорит о том, что необходима целенаправленная работа преподавателей, всего профессорско-преподавательского состава по созданию воспитательной среды в академии, результатом чего должно быть желание студентов трудиться в сельском хозяйстве, а вся ее ориентация должна быть подчинена гуманистическим ценностям деятельности в сельском хозяйстве, только тогда та или иная ценность деятельности в сельском хозяйстве становится объектом потребности будущего специалиста АПК.

Таким образом, создание воспитательной среды в академии способствует положительному развитию студентов в:

- овладении знаниями, умениями, навыками в выбранной профессии;

- реализации научно-исследовательского потенциала;

- последипломном обучении;

- формировании способности к системному мышлению, способности преодолевать стереотипы, развитие активности, настойчивости, трудолюбия, способности оценивать необходимость той или иной информации для собственного личностного роста, стремлении к творческой самореализации, готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству в коллективе;

- формировании инициативы, умения работать в команде, умения прогнозировать и проектировать деятельность.

- ориентации на здоровый образ жизни;

- развитии физических данных (способности наблюдения и анализа ситуации, формировании готовности контролировать свое поведение, оптимизм, патриотизм, гражданская ответственность, энергичность, мобильность).

Кроме того, воспитательная среда академии способствует социальной защите студентов посредством: доступности медицинского обслуживания; обеспеченности жильем; стипендиального обеспечения; материальной поддержки; поддержки студенческих семей; организации летнего отдыха и досуга.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Музалев В.А. Учебный полигон, воспитательное пространство и среда как взаимосвязанные понятия /А.В. Мудрик // Средовой подход в образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. I. Н.Новгород: НФ. УРАО, 2003, с. 66-68.

2. Эрганова Н.Е. Введение в технологии профессионального обучения. Практи-ко-ориентированная монография./ Н.Е. Эрганова. Екатеринбург: РГППУ, 2009, 152 с.

3. Ганиева Й.Н. Модель воспитательной системы и условия ее реализации в профессиональном учебном процессе / Современное развитие экономических и правовых отношений. Образование и образовательная деятельность: материалы научно-практической конференции. - Ди-митровград: Технологический институт - филиал ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия», 2010. - 182 с.

4. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (Состав. Шай-денко Н.А., Калинина З.Н. и др.).- Тула, 2000

5. Мудрик А.В. Социальное воспитание как контекст развития личности/ В.А. Мудрик. - Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 2003. - Вып. 14, с. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.