Казанский педагогический журнал. 2015.№4
УДК 378.6
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА
КАК ПРОСТРАНСТВО ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ВОСПИТАНИЯ
Н.А. Нефедова1
1 Статья публикуется при поддержке РГНФ, проект № 15-06-10308
Аннотация. В статье дана характеристика и специфика основных участников воспитательного процесса вуза: преподавателя и студента. Воспитательный процесс вуза - база профессионального самоопределения студента, выявления индивидуальности, проверки личных качеств, индивидуальных возможностей применительно к будущей профессии. Приобретение новых компетенций требует от преподавателя дифференцированного и индивидуального подхода к студентам-личностям, новых знаний о психологии молодого человека, а, следовательно, стимулирует развитие широкого спектра его профессиональной деятельности, личностный рост. Приоритетность субъектности студента и преподавателя в воспитательном процессе вуза создает полисубъектное воспитательное пространство вуза - благоприятную среду жизнедеятельности студента и педагога, их личностного роста, творческого освоения основной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: воспитательный процесс, студент, педагог, социализация, индивидуализация, профессионализация, воспитательное пространство, система, мотивация, среда.
THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY
AS A SPACE POLYSUBJECT EDUCATION
N.A. Nefedova
Abstract. In the article the characteristics and specificity, the main participants in the educational process of the University: the teacher and the student. The educational process of the University is the base of the professional identity of the student, identify, identity, verification of personal qualities, individual capabilities in relation to the future profession. ^e acquisition of new competencies, requires from the teacher a differentiated and individual approach to students, individuals, new knowledge about the psychology of a young man, and, therefore, stimulates the development of a wide range of his professional activities, personal growth. The priority of subjectivity of the student and the teacher in the educational process of the University creates a poly-subject educational space of the University - a favorable environment for the student and the teacher, their personal growth, creative development of basic professional activities.
Keywords: educational process, student, teacher, socialization, individualization, professionalization, educational space, system, motivation, environment.
Воспитательный процесс вуза - наиболее благоприятное пространство полисубъектного воспитания как процесса взаимодействия студентов и преподавателей (разных факультетов и курсов) в многообразных видах общей деятельности (образовательной, профессиональной, культурологической, спортивной, общественной и т.д.), добровольной и индивидуально значимой для каждого участника, закрепляющей интерес, позволяющей выявить неиспользованные ресурсы [5, с.48-50].
С одной стороны, в пространстве воспитания вуза может быть представлено множество субъектов: индивидуальных и коллективных. С другой, каждый из этих субъектов может обладать разнообразными функциями, обеспечивающими стремление к проявлению себя как в пространстве собственного внутреннего мира, так и в пространстве окружающего. К индивидуальным субъектам отнесем педагога, студента; к коллективным - студенческие внеучебные общности,
общественные, производственные, научные структуры (партнеры вуза). Воспитательный процесс, предоставляя возможность для самореализации субъектов, тем самым обеспечивает развитие их субъектности. Полисубъектное воспитание есть принятие партнерами самого факта существования друг друга и признание самоценности каждого участника взаимодействия [1, с.84].
Характеризуя полисубъектное воспитание как приоритетное в воспитательном процессе вуза, важно обосновать специфику субъектной позиции основных участников этой деятельности. Именно реализация субъектной специфики позволяет определить взаимодействие как процесс позитивного взаимовлияния всех субъектов на каждого и общий результат содержания деятельности на базе общепринятых ценностей. В этом позитивном совершенствовании человека-индивидуальности-личности и заключается главная цель воспитания. Каждый участник это-
1
Казанский педагогический журнал. 2015.№4
го взаимодействия в реальной общей деятельности выступает, прежде всего, его субъектом, проявляя активность, творчество, самостоятельность в меру своих индивидуальных возможностей, опыта, позитивно влияя на соучастников (сверстников и педагогов). Другими словами субъект взаимодействия одновременно - субъект воспитания и самовоспитания.
Приоритетность субъектности студента и педагога во внеучебной деятельности вуза и создает полисубъектное воспитательное пространство вуза - благоприятную среду жизнедеятельности студента и педагога, их личностного роста, творческого освоения основной профессиональной деятельности (настоящей и будущей) [4, с.57].
Суть воспитания в новых реальных условиях (сфере профессионального образования) должна заключаться в создании условий для практической реализации субъектной позиции учащего-ся-студента, его активном включении в образовательную и общественную деятельность учреждения: инициирование и поддержка самодеятельных творческих общественных объединений, связанных с практическим освоением азов профессии, проверкой своих возможностей, способностей; развитие самоуправления в учреждении; включение коллектива обучающихся и педагогов в разработку совместных социально значимых, инновационных учебных проектов, программ, образовательных технологий; расширение связей, партнерства в социуме с родственными, профессиональными.
Позиция студента - субъекта воспитания во внеучебной деятельности в массовом опыте представлена многообразными ролями и статусами. Именно в этих позициях студент ощущает собственный рост, стимул к профессиональному и человеческому совершенствованию [2, с.55]. В этих ролях осуществляется профессиональное воспитание, формируются профессионально важные качества личности, что является важным результатом профессиональной подготовки в вузе. Такая позиция пробуждения у студентов творчества, жажды познания, собственных открытий, отношений делового общения, дискуссий, диалога и дает реальные позитивные результаты.
Воспитательный процесс вуза - база профессионального самоопределения студента, выявления индивидуальности, проверки личных качеств, индивидуальных возможностей применительно к будущей профессии; приобретение новых компетенций (социальных, общественных, культурологических, управленческих и т.д.), требует от преподавателя дифференцированного и индивидуального подхода к студентам-
личностям, новых знаний о психологии молодого человека, а, следовательно, стимулирует развитие широкого спектра его профессиональной деятельности, личностный рост [1, с.31].
Воспитательный потенциал педагогического коллектива высшего профессионального образовательного учреждения уникален. Его неповторимость - в наличии, как правило, взрослых разного возраста, личностей (высококвалифицированных профессионалов, достаточного жизненного социально-общественного опыта). Основу воспитания составляет природосообразное взаимодействие поколений в совместной, общезначимой деятельности (учебной, внеучебной, общественной).
Педагог вуза - особый субъект воспитания; носитель реального образа профессионала. Личный профессиональный (педагогический и специальный) и гражданский опыт педагога - один их приоритетов воспитания в системе высшего профессионального образования [3, с. 13]. Субъектная позиция педагогов - воспитателей в деятельности современных вузов закреплена в соответствующих документах образовательной организации, которые принимаются, как правило, руководителями совместно с общественными структурами вуза, включая органы студенческого самоуправления (например, «Положение о педагоге тьюторе», «Функциональные обязанности куратора студенческой группы», «О педагоге - кураторе студенческого общественного объединения» и др.).
Реализация профессионально-
воспитательных ценностей качественно меняет позицию преподавателя. Основной функцией его становится воспитательная, включающая:
- индивидуализированное, дифференцированное воспитание творческого, культурного профессионала на базе совместного практического освоения специфических ценностей будущей профессии (в различных видах, формах деятельности, ее организации, на традициях, примерах лучших представителей профессии; через «живое общение», включение в самостоятельную начальную профессиональную деятельность);
- воспитание не столько «словом», сколько личным примером Человека: личности, индивидуальности, профессионала, гражданина (через передачу опыта, характер отношений, человеческие и деловые качества, творчество);
- правовое воспитание студентов - профессионалов и граждан [1, с. 89].
Сегодня преподаватель вуза в воспитательном процессе: куратор студенческих групп, координатор деятельности студенческих общественных объединений, разработчик совместно со
2
Казанский педагогический журнал. 2015.№4
студентами инновационных проектов, программ; тьютор - наставник студентов в их индивидуальном профессиональном и личностном самоопределении, психолог, юрист-консультант, художественный руководитель объединений, студий, мастер, тренер, организатор значимых событий в вузе, в стране, менеджер; член и участник творческих педагогических сообществ и т.д. И все эти роли педагога непосредственно связаны с внеучебной деятельностью студентов, их объединений (преимущественно общественных, самодеятельных) и носят характер органичного взаимодействия со студентами, демократических отношений, общности интересов, результатов совместной деятельности. Перенос функций
Литература:
1. Алиева Л.В., Нефедова Н.А., Руденко И.В. Теоретические основы и принципы внеучебной деятельности как инновационного блока воспитательной системы вуза. Монография. - М.: Издательство Академии МНЭПУ, 2014. - 132 с.
2. Борытко, Н.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: монография / Н.М. Борытко, О.А. Мацкайлова; науч. ред. Н.К. Сергеев. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002. - 131 с.
3. Борытко, Н.М. Позиция педагога в воспитательном взаимодействии / Н.М. Борытко // Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры: Материалы обл. науч.-практич. конф. педагогов дополн. образования детей, Волгоград, 29 мая 2001 г. / Под. ред. Н.М. Борытко, А.Н. Кузибец-кого. - Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2002. - С. 3-13.
4. Воспитание студенчества: педагогический поиск. Сб. науч. трудов. - М.: Изд-во Академии МНЭПУ, 2013. - 110 с.
5. Нефедова, Н.А. Внеучебная деятельность как инновационный блок воспитательной системы вуза. Монография. - М.: Издательство «Академия МНЭПУ», 2014. - 153 с.
прямого управления-руководства не совместим со спецификой внеучебной деятельности (открытой образовательной, индивидуально ориентированной, творческой), формами ее организации (преимущественно общественными) и т.д.
Современный преподаватель вуза, как субъект основного профессионального образования, в воспитательном процессе предстает в многообразии ролей, статусов, расширяющих его сферу неформальной субъектной деятельности (профессиональной основной и дополнительной, общественной, научно-исследовательской) [5, с.48-50].
References:
1. Alieva L.V., Nefedova N.A., Rudenko I.V. Teoreticheskie osnovy i principy vneuchebnoj dejatel'nosti kak innovacionnogo bloka vospitatel'noj sistemy vuza. Monografija. - M.: Izdatel'stvo Akademii MNJePU, 2014. - 132 s.
2. Borytko, N.M. Stanovlenie sub#ektnoj pozicii uchashhegosja v gumanitarnom prostranstve uroka: monografja / N.M. Borytko, O.A. Mackajlova; much. red. N.K. Sergeev. — Volgograd: Izd-vo VGIPK RO, 2002. - 131 s.
3. Borytko, N.M. Pozicija pedagoga v vospitatel'nom vzaimodejstvii / N.M. Borytko // Vospitanie pod-rastajushhego pokolenija: idealy, cennosti, orientiry: Materialy obl. nauch.-praktich. konf. pedagogov dopoln. obrazovanija detej, Volgograd, 29 maja 2001 g. / Pod. red. N.M. Borytko, A.N. Kuzibeckogo. — Volgograd, izd-vo VGIPK RO, 2002. - S. 3-13.
4. Vospitanie studenchestva: pedagogicheskij
poisk. Sb. much. trudov. - M.: Izd-vo Akademii MNJePU, 2013. - 110 s.
5. Nefedova, N.A. Vneuchebnaja dejatel'nost' kak innovacionnyj blok vospitatel'noj sistemy vuza. Monografija. - M.: Izdatel'stvo «Akademija MNJePU»,
2014. - 153 s.
Сведения об авторе:
Нефедова Наталья Анатольевна (г.Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, проректор по воспитательной работе НОУ ВПО «Академия МНЭПУ», e-mail: kasper0013@mail.ru
Data about the author:
Nefedova N.A. (Moscow, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Pedagogy and psychology», prorector оп educational work International Independent University Of Environmental & Political Sciences, e-mail: kasper0013@mail.ru
3