Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Л.В.

Психологически комфортная образовательная среда сельской школы необходима для успешного развития и социализации детей, самореализации субъектов образовательных отношений. В условиях села такая среда приобретает особые характеристики, которые представлены в статье: бережное отношение субъектов образовательных отношений к традициям, ценностям социума, гуманность и нравственность взаимодействия взрослых и детей, демократическая культура субъектов, экологичность, защищенность, семейственность отношений, межпоколенное и разновозрастное взаимодействие, разумная насыщенность и событийность, сотрудничество и творчество, мобильность и гибкость. Особенные характеристики психологически комфортной образовательной среды обусловлены влиянием многих факторов: территориальных, экономических, социальных, институциональных, психолого-педагогических, индивидуально-личностных, педагогических, которые необходимо знать и учитывать при формировании среды сельской школы. Цель статьи - на основе анализа научных данных, полученных в ходе исследования, выявить и обосновать концептуальные положения, цель, идеи, подходы и принципы формирования психологически комфортной образовательной среды. Предложены идеи интеграции и индивидуализации, отражающие специфику и особенности сельской школы и социума; социокультурный, рефлексивно-деятельностный, субъектно-ориентированный подходы, которые являются приоритетными в контексте рассматриваемой проблемы, их реализация обеспечивает самореализацию, субъектность, удовлетворенность взрослых и детей их отношениями и результатами взаимодействия. Обоснованы и рассмотрены принципы формирования психологически-комфортной образовательной среды: развитие нравственно-ценностных ориентиров в жизнедеятельности образовательной организации, в отношениях взрослых и детей; регулирование взаимодействия взрослых и детей, самоорганизация и самоуправление; развитие и обогащение социальных связей образовательной организации, социального партнерства и сотрудничества, обеспечение тьюторской позиции педагогов. Важнейшим условием реализации концептуальных позиций в формировании психологически комфортной образовательной среды сельской школы является создание команды единомышленников, способных профессионально управлять этим процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL IDEAS OF THE FORMATION OF A PSYCHOLOGICALLY COMFORTABLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A RURAL SCHOOL

A psychologically comfortable educational environment of a rural school is necessary for the successful development and socialization of children, self-realization of subjects of educational relations. In rural conditions, such an environment acquires special characteristics, which are presented in the article: careful attitude of subjects of educational relations to the traditions, values of society, humanity and morality of interaction between adults and children, democratic culture of subjects, environmental friendliness, security, family relations, intergenerational and age-diverse interaction, reasonable saturation and eventfulness, cooperation and creativity, mobility and flexibility. The special characteristics of a psychologically comfortable educational environment are due to the influence of many factors: territorial, economic, social, institutional, ps ychological and pedagogical, individual and personal, pedagogical, which must be known and taken into account when forming the environment of a rural school. The purpose of the article is to identify and substantiate conceptual provisions, goals, ideas, approaches and principles of forming a psychologically comfortable educational environment based on the analysis of scientific data obtained during the research. The ideas of integration and individualization reflecting the specifics and peculiarities of rural schools and society are proposed; socio-cultural, reflexive-activity, subject-oriented approaches that are priority in the context of the problem under consideration, their implementation ensures selfrealization, subjectivity, satisfaction of adults and children with their relationships and the results of interaction. The principles of the formation of a psychologically comfortable educational environment are substantiated and considered: the development of moral and value orientations in the life of an educational organization, in the relations of adults and children; the regulation of interaction between adults and children, self-organization and selfgovernment; development and enrichment of social ties of an educational organization, social partnership and cooperation, provision of a tutor position of teachers. The most important condition for the implementation of conceptual positions in the formation of a psychologically comfortable educational environment of a rural school is the creation of a team of like-minded people who are able to professionally manage this process.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

УДК 37.013.77:373.5 DOI: 10.25730/VSU.7606.22.025

Концептуальные идеи формирования психологически комфортной образовательной среды

сельской школы

Л.В.Байбородова

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогических технологий, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Россия, г. Ярославль. ORCID: 0000-0002-9004-9785. E-mail: lvbai@mail.ru

Аннотация. Психологически комфортная образовательная среда сельской школы необходима для успешного развития и социализации детей, самореализации субъектов образовательных отношений. В условиях села такая среда приобретает особые характеристики, которые представлены в статье: бережное отношение субъектов образовательных отношений к традициям, ценностям социума, гуманность и нравственность взаимодействия взрослых и детей, демократическая культура субъектов, эко-логичность, защищенность, семейственность отношений, межпоколенное и разновозрастное взаимодействие, разумная насыщенность и событийность, сотрудничество и творчество, мобильность и гибкость. Особенные характеристики психологически комфортной образовательной среды обусловлены влиянием многих факторов: территориальных, экономических, социальных, институциональных, психолого-педагогических, индивидуально-личностных, педагогических, которые необходимо знать и учитывать при формировании среды сельской школы.

Цель статьи - на основе анализа научных данных, полученных в ходе исследования, выявить и обосновать концептуальные положения, цель, идеи, подходы и принципы формирования психологически комфортной образовательной среды. Предложены идеи интеграции и индивидуализации, отражающие специфику и особенности сельской школы и социума; социокультурный, рефлексивно-деятель-ностный, субъектно-ориентированный подходы, которые являются приоритетными в контексте рассматриваемой проблемы, их реализация обеспечивает самореализацию, субъектность, удовлетворенность взрослых и детей их отношениями и результатами взаимодействия. Обоснованы и рассмотрены принципы формирования психологически-комфортной образовательной среды: развитие нравственно-ценностных ориентиров в жизнедеятельности образовательной организации, в отношениях взрослых и детей; регулирование взаимодействия взрослых и детей, самоорганизация и самоуправление; развитие и обогащение социальных связей образовательной организации, социального партнерства и сотрудничества, обеспечение тьюторской позиции педагогов. Важнейшим условием реализации концептуальных позиций в формировании психологически комфортной образовательной среды сельской школы является создание команды единомышленников, способных профессионально управлять этим процессом.

Ключевые слова: психологически комфортная образовательная среда, сельская школа, социокультурный подход, рефлексивно-деятельностный подход, субъектно-ориентированный подход.

Введение. В сельской образовательной организации многие процессы протекают своеобразно, и их успешность зависит от влияния многих факторов. Проблемы развития сельской школы, успешной социализации сельских детей, профессионального развития педагогов сегодня активно исследуются учеными. Анализируя труды, касающиеся различных аспектов развития сельских образовательных организаций [1; 2; 6; 11; 19; 20], мы пришли к выводу о важности научно-методической разработки такого аспекта, как формирование психологически комфортной образовательной среды.

Различные аспекты образовательной среды организаций, проблемы ее создания изучаются в педагогической науке, имеются публикации по формированию личностно развивающей образовательной среды [10; 12; 13]. В то же время специальных исследований в этом направлении для условий села нами не обнаружено. В сельской местности имеются определенные благоприятные условия для формирования психологически комфортной образовательной среды школы, которые не всегда учитываются и используются педагогами, а с другой - возникают проблемы, которые важно знать и решать на благо всех субъектов и развития их отношений. Результаты коллективного исследования, в котором участвовал автор статьи по проблеме «Психологическая комфортность образования в сельской школе», орга-

© Байбородова Л. В., 2022 112

низованного под руководством О. В. Коршуновой [17], подтвердили актуальность проблемы формирования такой среды.

Цель данной статьи: на основе выводов эмпирического исследования, проведенного в десяти регионах России, анализа литературных источников, определить концептуальные идеи формирования психологически комфортной образовательной среды сельских образовательных организаций.

Теоретические основы. Анализ источников [3; 4; 5; 8; 14; 15; 21; 22] показывает, что понятие «среда» является многозначным и оно тесно связано с таким явлением, как пространство. Образовательное пространство понимается как совокупность условий и возможностей личностного развития, определяемых качеством функционирования образовательных организаций и условиями социального окружения. «Пространство является более широким объектом реальности, а среда обнаруживает себя в соприкосновении с субъектом, то есть представляет ту часть пространства, с которой субъект находится во взаимодействии» [7, с. 8]. Очень четко устанавливает связь двух понятий В. А. Ясвин, который отмечает, что образовательное пространство - объективно, а образовательная среда - субъективна [22, с. 67].

Сегодня даются разные определения образовательной среды, которая часто исследуется как подсистема социокультурной среды и понимается как совокупность факторов, обстоятельств, ситуаций, специально организованных педагогических условий развития личности [7; 14]. Мы берем за основу определение В. А. Ясвина. Он рассматривает образовательную среду с точки зрения системного подхода и характеризует ее как систему создания условий для развития личности по заданному образцу [21, с. 47]. Развитие личности происходит благодаря социальному и пространственно-предметному окружению - совокупности материальных факторов образовательного процесса, межчеловеческих отношений между субъектами [21, с. 49]. Для нас также актуально положение о том, что образовательная среда начинает формироваться со встреч «образующего и образующегося», где они совместно начинают ее проектировать и выстраивать отношения между отдельными структурами, образовательными программами, субъектами образования, образовательными деятельностями [18, с. 74].

К анализу проблемы психологической комфортности образовательной среды в школе обращаются многие российские и зарубежные исследователи, практикующие работники сферы образования. Комфортная образовательная среда есть внутреннее пространство школы, включающее систему ресурсов, содействующих сохранению психофизиологического здоровья, позволяющих ненасильственно включать субъектов в образовательную деятельность, в позитивное взаимодействие [3; 9; 12]. Оценка качества образовательной среды в аспекте ее личностно-развивающего потенциала представлена в исследованиях Е. Б. Лактионовой, которая занимается разработкой теоретических оснований ее психологической экспертизы [13, с. 44].

Конкретное определение комфорта дается в толковом словаре С. И. Ожегова: это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют [16, с. 312]. Обстоятельный анализ психологической комфортности сделан авторами коллективной монографии, которые рассматривают психологическую комфортность как состояние, которое характеризуется следующими индивидуально-личностными проявлениями: положительные эмоции и чувства, устойчивое настроение, позитивный настрой, удовлетворение потребности в интеллектуальной деятельности, стабильное физическое состояние [17, с. 24-27].

В педагогической науке исследуют вопросы психологической безопасности образовательной среды. Понятие «психологическая безопасность» как основная психологическая характеристика образовательной среды представлена И. А. Баевой [3, с. 17-20]. Психологическая сущность образовательной среды определяется через совокупность деятельностно-ком-муникативных действий и взаимоотношений участников образовательного процесса. Сельская школа как локальная система безопасности должна выстраивать свою комфортную образовательную среду с учетом удовлетворения потребностей и интересов всех субъектов образовательного процесса.

Результаты. Коллективом исследователей данной проблемы [17, с. 25] на основе анализа литературных источников, широкой практики деятельности сельских школ зафиксированы следующие положения:

- комфортная образовательная среда есть, прежде всего, внутреннее пространство школы, включающее систему ресурсов, содействующих сохранению психофизиологического здоровья участников образовательного процесса, позволяющих ненасильственно вовлекать их в образовательную деятельность, в позитивное взаимодействие;

- основной психологической характеристикой образовательной среды является ее психологическая безопасность, а психологическая безопасность образовательной среды определяется через удовлетворение потребностей и интересов всех субъектов образовательного процесса;

- эмоциональное состояние основных субъектов образования, их отношения друг к другу, к основным духовным и материальным ценностям представляют собой основу психологической комфортности образовательной среды в современной школе.

Психологически комфортную образовательную среду мы рассматриваем как состояние (результат) взаимодействия субъектов образовательных отношений, которое достигается оптимальной, личностно значимой для каждого субъекта, организацией образовательного процесса и характеризуется благоприятным морально-психологическим климатом в организации.

Проведенное исследование позволило определить признаки и особенности психологически комфортной образовательной среды сельской школы:

- бережное отношение субъектов образовательных отношений к традициям, ценностям организации и социума;

- гуманность и нравственность отношений взрослых и детей;

- демократическая культура субъектов и отношений между ними на основе диалога и партнерства, развития самоуправления в детском, педагогическом, родительском коллективах и в целом в организации;

- семейственность отношений, которые в определенной мере обеспечивают защищенность детей;

- межпоколенное и разновозрастное взаимодействие.

Комфортная образовательная среда образовательной организации характеризуется разумной насыщенностью и событийностью, когда отсутствуют суета и формализм из-за отсутствия систематичности построения образовательного процесса, проводятся мероприятия, которые становятся важным событием для каждого, взрослых и детей в процессе сотрудничества и творчества при организации совместной деятельности.

Психологически комфортная среда сельской школы благоприятна для организации деятельности, обучения и воспитания субъектов, когда можно быстро реагировать на любые внешние изменения, мобильно и гибко перестраивать систему действий во благо субъектов, успешно и оперативно решать индивидуальные и коллективные проблемы.

Психологически комфортная среда характеризуется открытостью, то есть предоставлением возможности каждому субъекту включаться в деятельность других организаций, быть доступной для внешней экспертизы. Открытость организации связана с привлекательностью как для самих ее субъектов, проявлением у них чувства гордости за принадлежность к ней, так и стремлением других субъектов, проживающих в конкретном селе и за его пределами, участвовать в делах школы.

Своеобразной и значимой характеристикой комфортной образовательной среды сельской школы является наличие благоприятных условий, с одной стороны, для успешной деятельности взрослых и обучающихся, социализации детей, а с другой, - обеспечения их социального закаливания, содействующего формированию уверенности сельских школьников в своих силах, целеустремленности, способности преодолевать трудности и быть конкурентоспособными.

Названные характеристики комфортной образовательной среды сельской школы - это целевые и ценностные ориентиры, которые важно учитывать администрации образовательной организации, взрослым и детям при организации деятельности по созданию такой среды.

Обобщая вышеизложенное, мы рассматриваем формирование комфортной образовательной среды как процесс предоставления субъектам возможностей чувствовать себя безопасно, уверенно, защищенными, реализовать себя и добиться успеха, удовлетворить потребности в самореализации и саморазвитии в процессе взаимодействия и совместной деятельности.

Цель формирования психологически комфортной образовательной среды сельских образовательных организаций: обеспечение возможностей для самореализации и саморазвития сельских детей и всех субъектов образовательной организации, учитывая их возможности и дефициты, оптимально используя ресурсы самой организации и сельского социума.

В результате анализа факторов, влияющих на формирование психологически комфортной среды сельской школы, изучения условий сельской местности, особенностей и проблем

образования и воспитания детей, нами определены главные идеи, реализация которых будет способствовать созданию психологически комфортной образовательной среды: интеграция и индивидуализация.

Идею интеграции мы рассматриваем как главный механизм, необходимое условие и средство создания психологически комфортной образовательной среды. Необходимость реализации данной идеи объясняется более тесными неформальными и деловыми связями, систематическим естественным взаимодействием всех субъектов, проживающих на селе. Это обусловлено автономностью, замкнутостью сельских поселений и школ, необходимостью объединения имеющихся ресурсов для организации их жизнедеятельности и решения экономических и социальных задач на основе взаимовлияния и взаимодополнения ресурсов образования и сельской среды.

Не менее важно обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, которая предусматривает самореализацию всех субъектов на основе раскрытия и развития их способностей. В сельской местности необходимость реализации этой идеи особенно возрастает, чтобы создать комфортную образовательную среду. С одной стороны, как правило, сельские школы малочисленные, где легче создать условия комфортности для каждого, а с другой, -всесторонняя информированность субъектов друг о друге, стереотипность восприятия давно известных семей, их детей, препятствуют раскрытию и проявлению индивидуальности субъектов, реальных ресурсов детей и взрослых. Излишняя опека обучающихся со стороны педагогов, в том числе и по причине малочисленности школ и классов, ведут к подавлению детей, лишают их самостоятельности. В этой связи понимание сути индивидуализации, знание и применение ее технологий позволяют обучить детей делать осознанный выбор, добиваться результата, преодолевая трудности, воспитывают уверенность в своих возможностях, способствуют созданию ситуаций успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей, позволяют удовлетворять запросы каждого субъекта, взрослых и детей, учитывая их особенности и возможности.

Целенаправленно формируя психологически комфортную образовательную среду сельской школы, важно определить подходы, которыми следует руководствоваться субъектам образовательных отношений. Отметим, что необходим учет многих подходов для решения этой проблемы (системный, антропологический, средовой и др.), но мы выделили те подходы, которые особенно важны в условиях сельской местности.

Прежде всего, это социокультурный подход, с позиций которого учитываются территориально-географические, культурные, этнические особенности сельских поселений [19, с. 42]. У многих сел и деревень имеются свои культурные и национальные традиции, исторические, природные памятники, ресурсы, ценностные ориентиры, которые бережно поддерживаются жителями, являются значимыми для разных поколений села. Эти особенности наполняют образовательную среду образовательной организации ценностными смыслами добра, взаимоподдержки, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру, созидания и творчества, влияя на психологическую атмосферу в школе и формирование отношений субъектов.

Важнейшим средством формирования комфортной образовательной среды является деятельность, особенно если она приобретает осознанный и созидательный характер. В этой связи очевидна необходимость реализации рефлексивно-деятельностного подхода к формированию среды. Учет этого подхода при формировании комфортной образовательной среды означает обеспечение анализа и осознания действий и состояний субъектов, их способности обращаться в свой внутренний мир, управлять собственной деятельностью, осмысливать и переосмысливать свои возможности, критично относиться к своему поведению и действиям. Взаимодействие и общение в процессе преобразовательной деятельности приобретает ценность определять субъектами траекторию развития своих личностных качеств, важных для себя и других людей.

Одним из главных ориентиров в формировании комфортной образовательной среды является учет самобытности жителей села, их самоценности, обеспечение реализации потребности взрослых и детей в самореализации, формирование субъектности обучающихся, педагогов, родителей, жителей села. Для этого необходима реализация субъектно-ориенти-рованного подхода, когда создаются условия для проявления и развития субъектности взрослых и детей, для стимулирования механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания. Подход предусматривает формирование у субъектов

взаимодействия активной, созидательной, ответственной и самостоятельной позиции при организации деятельности, социально значимых дел, при анализе и оценке индивидуальных и коллективных достижений.

С учетом вышеизложенных позиций определим принципы, учет и реализация которых может обеспечить формирование комфортной образовательной среды.

Принцип развития нравственно-ценностных ориентиров в жизнедеятельности образовательной организации, в формировании отношений взрослых и детей. Реализация данного принципа объясняется необходимостью решения тех социальных проблем на селе, которые могут тормозить создание комфортной среды в образовательной организации. Это наблюдаемые, например, в ряде сел падение духовности, асоциальное поведение некоторых жителей (пьянство, воровство, насилие, бродяжничество). Школа, педагоги могут многое сделать для развития духовности, нравственности в образовательной организации и на селе, создания здоровой духовно-нравственной среды в самой школе и ее социальном окружении. Именно такая среда позволит успешно решать современные задачи образования сельских школьников. Для этого необходимы: духовно-нравственное обогащение содержания учебных дисциплин, внеурочной деятельности, дополнительного образования детей; участие всех субъектов в преобразовании окружающей жизни, в делах, направленных на заботу о людях, жителях села, старших и младших. Важным является освоение и создание лучших образцов конструктивного взаимодействия взрослых и детей, семейного воспитания, семейных отношений детей и родителей, ответственного отношения к труду, то есть воспитание на положительных образцах, примерах заботы о семье, окружающих людях, достойных и успешных жителей села. Безусловно, создание местной символики, сохранение и укрепление традиций, нравственных норм в организации развивают и обогащают взаимоотношения между детьми, детьми и родителями, жителями села.

Принцип ризомы, гибкости, вариативности. Формирование комфортной среды возможно, если создаются условия для самореализации субъектов. Для этого учитываются особенности, возможности, потребности субъектов образовательной среды в конкретный момент, которые могут по-разному проявляться, обнаруживаться и меняться в зависимости от влияния многих внутренних и внешних факторов на развитие участников образовательного процесса и на сам процесс. Необходимо учитывать противоречивость и нелинейность, непредсказуемость в ряде случаев развития субъектов и педагогических процессов, саморазвитие личности и коллектива, что предполагает мобильные и вариативные действия, оперативную и гибкую реакцию педагогов, взрослых, умелую корректировку используемых воспитательных средств в образовательном процессе, при организации взаимодействия взрослых и детей, педагогов и обучающихся.

Принцип регулирования взаимодействия взрослых и детей. Тесное повседневное взаимодействие жителей села является естественным и осуществляется в постоянных и временных разновозрастных детско-взрослых сообществах, которые обладают большим воспитательным потенциалом и эффективным средством создания благоприятной атмосферы в образовательной организации. Реализация данного принципа предусматривает, прежде всего, организацию совместной деятельности, общение взрослых и детей на основе партнерства, взаимоуважения и диалога, не допуская подавления младших старшими. Важно обратить внимание на характер взаимоотношений субъектов, совместных действий, общения, чтобы обеспечить психологическую защищенность каждого участника взаимодействия, самореализацию личности каждого субъекта, утверждение его достоинства, достижение успеха; возможность проявить независимость своих суждений, оценок, выразить свою собственную позицию, точку зрения.

Это в значительной мере зависит от правильности позиции лидеров, организаторов работы детско-взрослых сообществ, поведения старших. Целесообразно разработать правила взаимодействия членов организации при участии взрослых и детей, а в дальнейшем осуществлять анализ реализации этих правил, вносить в них изменения, способствующие развитию и укреплению нравственного «духа» в коллективе.

Принцип развития самоорганизации и самоуправления. Реализация данного принципа предполагает самостоятельность членов организации в принятии и реализации решений, затрагивающих их интересы и потребности, способствует формированию субъектной позиции обучающихся, обогащению опыта совместной деятельности школьников, партнерского, демократичного взаимодействия субъектов образовательных отношений. Самооргани-

зация и самоуправление означают: осознание, понимание и принятие каждым участником целей и задач, как общей совместной деятельности, так и индивидуальных действий; проявление активности и заинтересованности каждого участника в достижении коллективного и индивидуального положительного результата, способности анализировать деятельность, рефлексивно относиться к индивидуальным и коллективным действиям, результатам, принятым решениям. Для формирования комфортной образовательной среды необходимо осуществлять коллективную разработку прав, обязанностей, ответственности обучающихся, правил организации коллективной деятельности и отношений между участниками образовательных отношений, обеспечивать выполнение этих решений, систематически контролируя и анализируя их реализацию.

Рассмотренные выше принципы связаны с принципом развития и обогащения социальных связей образовательной организации. Реализация данного принципа означает расширение сферы социального взаимодействия детей, обеспечивая тем самым их адаптацию, автономизацию, социальную устойчивость и активность в условиях современной жизни, повышая культурный и образовательный уровень школьников, обогащая опыт взаимодействия субъектов, взрослых и детей, осуществляя социальные пробы, важные для их успешного развития. Расширение связей учащихся с окружающим миром ведет к коррекции действий школьников, системы отношений со сверстниками, педагогами, другими людьми, осознанию своих ресурсов и определению обоснованных личных и профессиональных планов и перспектив. Реализация этого принципа предполагает участие в образовательном процессе успешных выпускников школы, интересных и увлеченных людей, жителей, тружеников села, специалистов местных организаций, проведение с ними встреч, дискуссий; выполнение творческих работ, проектов с участием специалистов и умельцев села. Особенно важно развивать взаимодействие детей и родителей, организуя их совместную деятельность, семейные конкурсы, проекты, выставки семейного творчества, семейных достижений, праздники семьи; семейные клубы, творческие и спортивные коллективы детей и родителей.

Успешность реализации принципа обогащения социальных связей детей и взрослых зависит от того, как осуществляется развитие социального партнерства и сотрудничества.

Принцип социального партнерства и сотрудничества. В сельской местности невозможно сформировать комфортную образовательную среду без взаимодействия и сотрудничества школы со своими социальными партнерами: местной администрацией, предприятиями, культурными и спортивными учреждениями, профессиональными учебными заведениями, общественными организациями. Школа использует воспитательные, образовательные, кадровые, информационные и материальные ресурсы социума для создания благоприятных условий, необходимых для самореализации каждого ребенка, обеспечивая не только успешность социализации и развития сельских школьников, но и способствуя росту социальной активности всех жителей, взрослых и детей, развивая и обогащая их отношения.

Принцип обеспечения тьюторской позиции педагогов. Формирование психологически комфортной образовательной среды существенным образом зависит от того, какую позицию занимают педагоги во взаимодействии с другими субъектами. Педагоги должны не обучать и воспитывать детей, а сопровождать их развитие; не инструктировать и поучать родителей, а советоваться и обсуждать с ними возникающие проблемы и трудности детей; не руководить, навязывая свои мнения и решения, а мотивировать и вдохновлять взрослых и детей, создавая условия для удовлетворения их интересов и потребностей. В связи с этим сегодня особенно важно формировать у педагогов тьюторскую компетентность, чтобы развивать партнерские взаимоуважительные и демократичные отношения взрослых и детей. Для этого необходимо обеспечить принятие коллективом идеи тьюторства как особой педагогической культуры и практики индивидуализации, формирование новых мировоззренческих установок на образование с позиций интересов обучающегося.

Рассмотренные принципы тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Их реализация позволяет формировать комфортную образовательную среду для всех субъектов при оптимальном использовании ресурсов организации и ее социального окружения.

Формирование комфортной образовательной среды сельской школы во многом обеспечивается благодаря системной работе всего педагогического коллектива по реализации вышеизложенных идей, подходов и принципов, чтобы обеспечить всем субъектам образовательных отношений возможности свободно развиваться и самореализоваться. Коллектив сельской школы должен быть готов к формированию такой среды, поэтому возникает необходимость обучения педагогических команд подобной деятельности.

В Ярославской области есть опыт подготовки педагогических команд образовательных организаций к созданию психологически комфортной, личностно-развивающей образовательной среды. С 2018 г. в области действует региональный проект «Реализация комплексной программы по развитию личностного потенциала», при реализации которого предусмотрено обучение педагогических команд (управленцев, педагогов-наставников), нацеленное на признание всеми участниками самоценности идеи развития личностного потенциала и активное ее воплощение на практике [10, с. 94].

Заключение. Психологически комфортная образовательная среда сельской школы есть динамичная система, на которую, кроме внутренних факторов, влияют и внешние факторы. Для формирования такой среды особенно важно использовать ресурсы ближайшего социального окружения и сельскохозяйственного предприятия, на территории которого расположена школа.

При формировании психологически комфортной образовательной среды сельской школы важно учитывать следующее:

- большую зависимость от сельского социума, общественного мнения населения;

- излишнюю замкнутость, автономность образовательной организации, которые можно в определенной мере преодолеть через развитие взаимодействия с ближним и дальним социумом;

- возможность субъектов образовательной организации преобразовывать, улучшать среду школы и сельского социума;

- большие возможности для использования ресурсов природы, исторического и культурного наследия;

- особые ресурсы сельской школы и ее социума для обеспечения мобильности, гибкости, вариативности при организации образовательного процесса;

- интеграцию и конвергенцию учебного процесса, внеурочной деятельности, дополнительного образования детей;

- разнообразие сфер и видов деятельности для развития взаимодействия субъектов образовательных отношений;

- стимулирование создания и развития деятельности разновозрастных групп и детско-взрослых сообществ;

- развитие самоуправления, демократических принципов в организации.

Чтобы целенаправленно формировать психологически комфортную образовательную среду сельских организаций, необходимо следующее:

- изучение запроса всех субъектов, их интересов и потребностей, исследование удовлетворенности образовательным процессом, эффективности используемых педагогических средств;

- определение концептуальных положений, которые важно учитывать и реализовывать при формировании психологически комфортной образовательной среды;

- выбор, обоснование и разработка оптимального содержания и педагогических средств, удовлетворяющих запросы обучающихся с учетом имеющихся возможностей;

- выявление и оптимальное использование внутренних и внешних ресурсов для развития и самореализации всех субъектов образовательной среды;

- поиск и привлечение социальных партнеров, спонсоров, людей, готовых участвовать и заинтересованных в воспитании и обучении сельских школьников;

- подготовка и стимулирование педагогов к профессиональному саморазвитию, выявлению и решению актуальных проблем;

- развитие имиджа и привлекательности образовательной организации для окружающего социума.

Список литературы

1. Байбородова Л. В. Организация учебного процесса в сельской школе : учебное пособие. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013. 245 с.

2. Байбородова Л. В. Современные экономические и социальные условия образования сельских школьников // Педагогика сельской школы. 2019. № 1. С. 9-23.

3. Баева И. А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб. 2002. № 2. С. 16-26.

4. Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2000. 24 с.

5. Борисенков В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования : монография / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко. М. : Педагогика, 2006. 464 с.

6. Ефлова З. Б. Сельская школа России на перекрестке социокультурной модернизации образования // Педагогика сельской школы. 2019. № 1. С. 24-45.

7. Исследование возможностей социокультурной среды в образовательном процессе современной школы : межкафедральная монография. СПб. : Свое издательство, 2013. 179 с.

8. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство : монография. М. : МАКС Пресс, 2014. 100 с.

9. Ковров В. В., Мириманова М. С., Оганесян Н. Т. Воспитательная система образовательного учреждения как ресурс обеспечения психологической безопасности : учебно-методическое пособие. М. : Экон-информ, 2012. 181 с.

10. Кораблева А. А. Организационные и дидактические находки в подготовке управленческих и педагогических команд Ярославской области - участников регионального проекта «Реализация комплексной программы по развитию личностного потенциала» // Педагогические технологии. 2020. № 4. С. 91-101.

11. Коршунова О. В., Селиванова О. Г. Методологические подходы к обучению и воспитанию в сельской школе : монография. Киров : Изд-во ВятГУ, 2018. 653 с.

12. Кочетова А. А. Модульное проектирование культурно-образовательной среды как совместная инновационная деятельность субъектов образования : монография / под ред. З. И. Васильевой. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 257 с.

13. Лактионова Е. Б. Содержание психологической экспертизы образовательной среды и определение ее эмпирических показателей // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб. 2011. № 142. С. 42-52.

14. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011.

680 с.

15. Менг Т. В. Исследование образовательной среды: проблемы, подходы, модели : монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 98 с.

16. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Оникс : Мир и образование, 2007. 640 с.

17. Психологическая комфортность образования в сельской школе: результаты теоретико-эмпирического исследования : коллективная монография / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, О. В. Коршуновой. Ярославль : РИО ЯГПУ; Киров, 2021. 235 с.

18. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Изд. 2-е, перераб. и доп. Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2005. 270 с.

19. Цырульников А. М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации // Вопросы образования. 2009. № 2. С. 40-46.

20. Цырульников А. М. Стратегии и модели развития сельской школы // Вестник РГНФ. 2000. № 1. С. 170-183.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

22. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с.

Conceptual ideas of the formation of a psychologically comfortable educational environment of a rural school

L. V. Bayborodova

Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Head of the Department of Pedagogical Technologies, Yaroslavl State Pedagogical University n. a. K. D. Ushinsky.

Russia, Yaroslavl. ORCID: 0000-0002-9004-9785. E-mail: lvbai@mail.ru

Abstract. A psychologically comfortable educational environment of a rural school is necessary for the successful development and socialization of children, self-realization of subjects of educational relations. In rural conditions, such an environment acquires special characteristics, which are presented in the article: careful attitude of subjects of educational relations to the traditions, values of society, humanity and morality of interaction between adults and children, democratic culture of subjects, environmental friendliness, security, family relations, intergenerational and age-diverse interaction, reasonable saturation and eventfulness, cooperation and creativity, mobility and flexibility. The special characteristics of a psychologically comfortable educational environment are due to the influence of many factors: territorial, economic, social, institutional, ps ychological and pedagogical, individual and personal, pedagogical, which must be known and taken into account when forming the environment of a rural school.

The purpose of the article is to identify and substantiate conceptual provisions, goals, ideas, approaches and principles of forming a psychologically comfortable educational environment based on the analysis of scientific data obtained during the research. The ideas of integration and individualization reflecting the specifics and peculiarities of rural schools and society are proposed; socio-cultural, reflexive-activity, subject-oriented ap-

proaches that are priority in the context of the problem under consideration, their implementation ensures self-realization, subjectivity, satisfaction of adults and children with their relationships and the results of interaction. The principles of the formation of a psychologically comfortable educational environment are substantiated and considered: the development of moral and value orientations in the life of an educational organization, in the relations of adults and children; the regulation of interaction between adults and children, self-organization and self-government; development and enrichment of social ties of an educational organization, social partnership and cooperation, provision of a tutor position of teachers. The most important condition for the implementation of conceptual positions in the formation of a psychologically comfortable educational environment of a rural school is the creation of a team of like-minded people who are able to professionally manage this process.

Keywords: psychologically comfortable educational environment, rural school, socio-cultural approach, reflexive activity approach, subject-oriented approach.

References

1. Bajborodova L. V. Organizaciya uchebnogo processa v sel'skoj shkole: uchebnoe posobie [Organization of the educational process in a rural school : textbook]. Yaroslavl. YaSPU n. a. K. D. Ushinsky. 2013. 245 p.

2. Bajborodova L. V. Sovremennye ekonomicheskie i social'nye usloviya obrazovaniya sel'skih shkol'nikov [Modern economic and social conditions of education of rural schoolchildren] // Pedagogika sel'skoj shkoly -Pedagogy of rural schools. 2019. No. 1. Pp. 9-23.

3. Baeva I. A. Psihologicheskaya harakteristika obrazovatel'noj sredy: diagnostika i ocenka [Psychological characteristics of the educational environment: diagnosis and evaluation] // Izvestiya Rossijskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena - Proceedings of the Russian State Pedagogical University n. a. A. I. Herzen. SPb. 2002. No. 2. Pp. 16-26.

4. Belyaev G. Yu. Pedagogicheskaya harakteristika obrazovatel'noj sredy v razlichnyh tipah obrazovatel'nyh uchrezhdenij : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 [Pedagogical characteristics of the educational environment in various types of educational institutions : dis. ... PhD in Pedagogical Sciences: 13.00.01]. M. 2000. 24 p.

5. Borisenkov V. P. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo Rossii: istoriya, teoriya, osnovy proektiro-vaniya : monografiya [Multicultural educational space of Russia: history, theory, fundamentals of design : monograph] / V. P. Borisenkov, O. V. Gukalenko. M. Pedagogy. 2006. 464 p.

6. Eflova Z. B. Sel'skaya shkola Rossii na perekrestke sociokul'turnoj modernizacii obrazovaniya [Rural school of Russia at the crossroads of socio-cultural modernization of education] // Pedagogika sel'skoj shkoly -Pedagogy of rural schools. 2019. No. 1. Pp. 24-45.

7. Issledovanie vozmozhnostej sociokul'turnoj sredy v obrazovatel'nom processe sovremennoj shkoly : mezhkafedral'naya monografiya - The study of the possibilities of the socio-cultural environment in the educational process of a modern school : interdepartmental monograph. SPb. Our publishing house. 2013. 179 p.

8. Ponomarev R. E. Obrazovatel'noe prostranstvo : monografiya [Educational space : monograph]. M. MAX Press. 2014. 100 p.

9. Kovrov V. V., Mirimanova M. S., Oganesyan N. T. Vospitatel'naya sistema obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak resurs obespecheniya psihologicheskoj bezopasnosti: uchebno-metodicheskoe posobie [The educational system of an educational institution as a resource for psychological security : an educational and methodological manual]. M. Ekon-inform. 2012. 181 p.

10. Korableva A. A. Organizacionnye i didakticheskie nahodki v podgotovke upravlencheskih i pedagog-icheskih komand Yaroslavskoj oblasti - uchastnikov regional'nogo proekta "Realizaciya kompleksnoj programmy po razvitiyu lichnostnogo potenciala" [Organizational and didactic findings in the preparation of managerial and pedagogical teams of the Yaroslavl region - participants of the regional project "Implementation of a comprehensive program for the development of personal potential"] // Pedagogicheskie tekhnologii - Pedagogical technologies. 2020. No. 4. Pp. 91-101.

11. Korshunova O. V., Selivanova O. G. Metodologicheskie podhody k obucheniyu i vospitaniyu v sel'skoj shkole : monografiya [Methodological approaches to teaching and upbringing in rural schools : monograph]. Kirov. VyatSU. 2018. 653 p.

12. Kochetova A. A. Modul'noe proektirovanie kul'turno-obrazovatel'noj sredy kak sovmestnaya inno-vacionnaya deyatel'nost'sub'ektov obrazovaniya : monografiya [Modular design of cultural and educational environment as joint innovative activity of subjects of education : monograph] / ed. by Z. I. Vasilyeva. SPb. State Pedagogical University n. a. A. I. Herzen. 2009. 257 p.

13. Laktionova E. B. Soderzhanie psihologicheskoj ekspertizy obrazovatel'noj sredy i opredelenie ee em-piricheskih pokazatelej [The content of the psychological examination of the educational environment and the definition of its empirical indicators] // Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena - News of RSPU n. a. A. I. Herzen. SPb. 2011. No. 142. Pp. 42-52.

14. Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika - Personal potential: structure and diagnostics / ed. by D. A. Leontiev. M. Smysl (Sense). 2011. 680 p.

15. Meng T. V. Issledovanie obrazovatel'noj sredy: problemy, podhody, modeli: monografiya [Research of the educational environment: problems, approaches, models : monograph]. SPb. Publishing House of State Pedagogical University n. a. A. I. Herzen. 2011. 98 p.

16. Ozhegov S. I. Slovar' russkogoyazyka [Dictionary of the Russian language]. M. Onyx : World and education. 2007. 640 p.

17. Psihologicheskaya komfortnost' obrazovaniya v sel'skoj shkole: rezul'taty teoretiko-empiricheskogo is-sledovaniya : kollektivnaya monografiya - Psychological comfort of education in rural schools: results of theoretical and empirical research: a collective monograph / ed. by L. V. Bayborodova, O. V. Korshunova. Yaroslavl : RIO YaSPU; Kirov. 2021. 235 p.

18. Slobodchikov V. I. Ocherki psihologii obrazovaniya. Izd. 2-e, pererab. i dop. [Essays on the psychology of education. 2nd ed., reprint. and add.] Birobidzhan. Publishing House of BSPI. 2005. 270 p.

19. Cyrul'nikov A. M. Sociokul'turnye osnovaniya razvitiya sistemy obrazovaniya. Metod sociokul'turnoj situacii [Socio-cultural foundations of the development of the education system. The method of socio -cultural situation] // Voprosy obrazovaniya - Education issues. 2009. No. 2. Pp. 40-46.

20. Cyrul'nikov A. M. Strategii i modeli razvitiya sel'skoj shkoly [Strategies and models of rural school development] // Vestnik RGNF - Herald of the RGNF. 2000. No. 1. Pp. 170-183.

21. Yasvin V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design]. M. Smysl (Sense). 2001. 365 p.

22. Yasvin V. A. Shkol'naya sreda kak predmet izmereniya: ekspertiza, proektirovanie, upravlenie [School environment as a subject of measurement: expertise, design, management]. M. Public education. 2019. 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.