Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ: МОДЕЛЬ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ: МОДЕЛЬ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Э.В.

На основе изучения психолого-педагогической литературы и экспериментальной работы в статье анализируются содержание, компоненты, факторы, условия, принципы построения образовательной среды сельской школы. Рассматривается одна из моделей организации социокультурных практик краеведческой направленности как средство создания условий для самоопределения и социализации обучающихся путем расширения образовательного пространства сельской школы. В то же время эта модель представляется как один из способов формирования комфортной образовательной среды, которая позволяет выполнять социальный заказ государства по воспитанию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, памяти его защитников, что требуется обновленным Законом об образовании. Раскрывается ведущая роль школьного музея в новых видах деятельности, направленных на социализацию подрастающего поколения, стимулирование созидательного начала, развитие культурной компетентности, ценностных представлений, формирование готовности к нравственному выбору. На примере опыта работы МБОУ Шуваевской СОШ Емельяновского района Красноярского края показываются формы, виды и приемы совместной детско-взрослой проектной деятельности на базе аксиологического, личностно-деятельностного и культурологического подходов к образованию. Уточнены особенности работы труда сельского педагога, подчеркнута роль его личности, творческого содружества учителей. Приведены некоторые результаты диагностики, доказывающие эффективность предложенной модели интегративной деятельности в свете современных требований смешанного обучения в реальной и виртуальной среде. Предложенный вариант творческого сотрудничества учителей и учеников сельской школы с партнерами из других учреждений, создание уникальных краеведческих сборников в качестве дидактических материалов для урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования может быть полезен коллегам-единомышленникам из сельских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL PRACTICES OF LOCAL LORE ORIENTATION IN RURAL SCHOOLS: MODEL AND EDUCATIONAL POTENTIALS

Based on the study of psychological and pedagogical literature and experimental work, the article analyzes the content, components, factors, conditions, principles of building the educational environment of a rural school. One of the models of the organization of socio-cultural practices of local lore orientation is considered as a means of creating conditions for self-determination and socialization of students by expanding the educational space of a rural school. At the same time, this model is presented as one of the ways to form a comfortable educational environment that allows fulfilling the social order of the state for the education of Russian civic identity, patriotism, respect for the Fatherland, the memory of its defenders, which is required by the updated Law on Education. The leading role of the school museum in new types of activities aimed at the socialization of the younger generation, the stimulation of creativity, the development of cultural competence, value concepts, the formation of readiness for moral choice is revealed. The forms, types and techniques of joint child-adult project activity based on axiological, personal-activity and cultural approaches to education are shown on the example of the experience of MBOU Shuvaevskaya secondary school of the Yemelyanovsky district of the Krasnoyarsk Territory. The features of the work of the rural teacher are clarified, the role of his personality, the creative community of teachers is emphasized. Some diagnostic results are presented, proving the effectiveness of the proposed model of integrative activity in the light of modern requirements of mixed learning in real and virtual environments. The proposed variant of creative cooperation of teachers and students of rural schools with partners from other institutions, the creation of unique collections of local lore as didactic materials for regular, extracurricular activities and additional education can be useful to like-minded colleagues from rural schools.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ: МОДЕЛЬ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ»

УДК 37.032 +908 DOI: 10.25730/VSU.7606.22.026

Социокультурные практики краеведческой направленности в сельской школе: модель и воспитательные потенциалы

Э. В. Кузьмина

Учитель МБОУ Шуваевской СОШ.

Россия, г. Красноярск. E-mail: ademaku@mail.ru

Аннотация. На основе изучения психолого-педагогической литературы и экспериментальной работы в статье анализируются содержание, компоненты, факторы, условия, принципы построения образовательной среды сельской школы. Рассматривается одна из моделей организации социокультурных практик краеведческой направленности как средство создания условий для самоопределения и социализации обучающихся путем расширения образовательного пространства сельской школы. В то же время эта модель представляется как один из способов формирования комфортной образовательной среды, которая позволяет выполнять социальный заказ государства по воспитанию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, памяти его защитников, что требуется обновленным Законом об образовании. Раскрывается ведущая роль школьного музея в новых видах деятельности, направленных на социализацию подрастающего поколения, стимулирование созидательного начала, развитие культурной компетентности, ценностных представлений, формирование готовности к нравственному выбору. На примере опыта работы МБОУ Шуваевской СОШ Емельяновского района Красноярского края показываются формы, виды и приемы совместной детско-взрослой проектной деятельности на базе аксиологического, личностно-деятельностного и культурологического подходов к образованию. Уточнены особенности работы труда сельского педагога, подчеркнута роль его личности, творческого содружества учителей. Приведены некоторые результаты диагностики, доказывающие эффективность предложенной модели интегративной деятельности в свете современных требований смешанного обучения в реальной и виртуальной среде. Предложенный вариант творческого сотрудничества учителей и учеников сельской школы с партнерами из других учреждений, создание уникальных краеведческих сборников в качестве дидактических материалов для урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования может быть полезен коллегам-единомышленникам из сельских школ.

Ключевые слова: образовательная среда, социальное партнерство, социализация, краеведение, школьный музей.

«Главный предмет воспитания <...> образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами».

(Н. И. Новиков)

Введение. Смена парадигмы образования привела к осознанию педагогами необходимости смещения задач воспитания на развитие индивидуальности личности, обретение обучающимися способности к освоению новых типов деятельности и отношений между людьми. В настоящее время в образовательном учреждении для развития и социализации ребенка на первый план выходит создание воспитательной среды вместо отдельных воспитательных мер. «Где бы ни находился ребенок - дома, в школе, на улице, в секции или в кружке, - отметил министр образования России С. С. Кравцов, - он должен находиться в позитивной развивающей среде. В рамках школьного и дополнительного образования ответственность за создание такой среды несет школа в лице педагогов и классных руководителей» [13, с. 6].

Целью статьи является систематизация социокультурных практик краеведческой направленности на основе идеи интеграции для формирования готовности сельских школьников к нравственному выбору.

Задачи: обосновать учет специфики сельской школы и сельского социума как организационно-педагогическое условие осуществления социокультурных практик; проанализировать возможные траектории совместной продуктивной деятельности детей и взрослых; обосновать эффективность интегративной формы организации социокультурных практик для формирования готовности сельских школьников к нравственному выбору.

В соответствии с Федеральными образовательными стандартами [21] образовательная среда - это результат реализации конкретного набора требований: кадровых, психолого-пе-

© Кузьмина Э. В., 2022 122

дагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических. В ряде научных трудов понятие «образовательная среда школы» рассматривается с разных точек зрения: как условие психолого-педагогического сопровождения саморазвития ребенка [10], как пространство для внедрения информационно-коммуникационных технологий [3], как совокупность ресурсов и технологий для развития личности [11]. Большую научную ценность имеют результаты исследований межрегиональной научной лаборатории «Педагогика сельской школы» под руководством Л. В. Байбородовой [2], в которых поднимаются актуальные проблемы и обсуждаются инновации. Талантливый педагог и психолог В. Я. Ясвин [24], придавая значение взаимосвязи условий и возможностей образовательного учреждения для формирования личности, выделяет три компонента образовательной среды (пространственно-предметный, социальный и технологический) и четыре ее типа (догматическую, безмятежную, карьерную и творческую). Мы поддерживаем и пытаемся воплотить на практике идею создания творческой среды в современной школе, а также принципы регионально-средового и ценностного подходов, обозначенные педагогами-исследователями Вятского государственного университета: «дифференциации; дуальности; формирования организационной культуры в школе, отражающей в том числе и регионально-средовые особенности и специфические ценности территории; психологической комфортности образования» [6, с. 23]. Для исследователя сущности и конструирования образовательной среды учебного заведения также полезно знать взгляды и самих школьников. «Голос ученика необходим в постановке целей и определении средств образования» [12]. Нами регулярно проводятся анкетирование и беседы с подростками МБОУ Шуваевской средней общеобразовательной школы Емельянов-ского района Красноярского края, выявляются их индивидуальные предпочтения.

В процессе развития всех компонентов образовательной среды школы идет их комплексное взаимодействие. Особую значимость для формирования личности школьника, его нравственных качеств имеет социальный компонент. Именно он обеспечивает психологическую комфортность - атмосферу в учреждении, стиль общения, отношения между субъектами образовательного процесса, участие в его конструировании. Взаимодействие пространственно-предметного и социального компонентов определяет содержание технологического компонента (подходы, методы, приемы, формы воспитания и обучения). В связи с этим актуально рассмотреть те педагогические условия, которые должны быть организованы для создания современной школьной образовательной среды и эффективного воспитательного процесса.

Вследствие многосторонности данной темы мы исследуем условия формирования именно такого качества личности школьника, как готовность к нравственному выбору. Эта проблема изучается нами теоретически и эмпирически в течение нескольких лет. Мы убеждены, что активное включение развивающегося человека во взаимоотношения с окружающим миром обеспечивает такая форма внутри воспитательной среды образовательного учреждения, как социокультурные практики. Данное понятие нами определяется как «педагогический феномен, отражающий самостоятельное или инициируемое взрослыми обогащение опыта деятельности и взаимодействия сообразно ценностным смыслам, традициям социума, творческим устремлениям учащихся и их окружения в познании, созидании и преобразовании окружающей действительности» [4, с. 68]. Основной акцент в нашей работе ставится на краеведческие социокультурные практики, тесно связанные с деятельностью школьного музея. Нам близки взгляды О. В. Коршуновой на теорию и практику воспитания в современной сельской школе, образовательно-культурную среду сельской территории как ресурс воспитания сельских школьников с позиций интегративно-дифференцированного, праксеологического и психодидактического подходов [5].

Методы исследования: теоретические - анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, моделирование; сравнение; интерпретация; дедукция; эмпирические - наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, контент-анализ, опытно-экспериментальная работа; статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.

На первом этапе исследования нами был проведен теоретический анализ проблемы формирования готовности сельских школьников к нравственному выбору. В результате выявлены сущность и содержание понятия «готовность к нравственному выбору» как интегра-тивного качества личности, которое выражается в способности самостоятельно делать осознанный ответственный выбор на основании совпадения общечеловеческих требований и внутренних убеждений субъекта. Выделены основные критерии сформированности готовно-

сти школьников к нравственному выбору: познавательный (информационный), оценочный (эмоциональный), операциональный (деятельностный). Также нами изучены различные виды социокультурных практик и предложена их авторская типология: реально-практические, игровые и организационно-досуговые практики [4, с. 69].

Результаты. По итогам трехлетней интеграционной деятельности мы провели мониторинг уровня развития у обучающихся такого важного качества личности, как готовность к нравственному выбору на основе анкетирования, наблюдений и бесед. Были использованы в том числе анкеты лаборатории «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» Красноярского института повышения квалификации работников образования, диагностика ценностных ориентаций школьников П. В. Степанова, Д. В. Григорьева, И. В. Кулешовой [20], тесты Н. Е. Щурковой [23]. Для измерения уровня развития готовности к нравственному выбору мы применяли критерии, которые согласуются с основными компонентами изучаемого качества личности: познавательный - осознание общечеловеческих норм морали, оценочный - умение анализировать различные жизненные ситуации, операциональный - способность принять решение, совершить нравственный поступок. Названные критерии характеризуются, по нашему мнению, следующими уровнями проявления:

а) нормативный - характерный по многим признакам, б) локальный - характерный по отдельным признакам и не во всех ситуациях, в) унифицированный - нехарактерный по многим признакам. В основание классификации данных уровней положена частота проявления показателей каждого критерия. Анализ обобщенных результатов участия сельских школьников в социокультурных практиках по трем критериям в целом и уровням проявления признаков этих критериев показал положительную динамику, что представлено на рисунках ниже (рис. 1 и 2):

■ нормативный уровень ■ локальный уровень ■ унифицированный уровень

Рис. 1. Уровень готовности сельских школьников к нравственному выбору на исходном этапе экспериментальной работы

нормативный уровень ■ локальный уровень унифицированный уровень

Рис. 2. Уровень готовности сельских школьников к нравственному выбору на завершающем этапе экспериментальной работы

Значимыми результатами 2019-2021 гг. можно считать многочисленные победы наших воспитанников в региональных конкурсах «Мое Красноярье», «Молодежь и наука», «Воинская доблесть», «Краеведческая викторина», «Фестиваль школьных музеев» и других. Педагоги творческой группы, представляя опыт социокультурных практик, получили признание на Всероссийских конкурсах «Нравственный подвиг учителя», «Конкурс краеведов, работающих с молодежью», «Конкурс форума классных руководителей», «Лидеры ЗОЖ». На основе исследова-тельско-проектной деятельности детей и взрослых создано четыре обелиска героям-землякам, памятный знак на месте основания села и три краеведческих сборника о деревнях сельсовета, что является реальным вкладом в историю и культуру малой родины. Об этом сообщалось в передачах региональных телеканалов «Афонтово», «Енисей-регион» и местных газетах. Таким образом, выполнив поставленные задачи, мы получили разнообразные результаты, подтверждающие научные исследования и других ученых: «для детей - развитие личностного потенциала и способностей, чувство успешности; для села - обогащение духовного и культурного потенциала, развитие и укрепление положительных традиций, рациональное использование имеющихся на селе ресурсов; для сельской семьи - развитие семейных традиций и ценностей; для педагогов - рост профессионализма; для системы образования в целом - обновление содержания, вариативных программ с учетом специфики работы сельской школы, разработка и использование новых педагогических технологий, вариативность построения учебно-воспитательного процесса, обусловленная интересами и потребностями учащихся, заказом родителей и местного социума, использование воспитательного потенциала среды» [8, с. 114].

Обсуждение. В данной статье мы рассматриваем организацию социокультурных практик краеведческой направленности на основе идеи интеграции урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования как средство формирования готовности сельских школьников к нравственному выбору.

Теоретическую основу исследования составили концепции: культурно-антропологического аспекта в социализации личности Е. В. Фуряевой, духовно-творческого становления личности в образовательном процессе В. В. Игнатовой, положение становления нравственного деятельно-волевого характера молодого поколения М. И. Шиловой и другие.

С опорой на научные исследования нами обосновано, разработано и апробировано педагогическое обеспечение формирования готовности сельских школьников к нравственному выбору в виде организационно-педагогических условий. Для эффективного создания и внедрения организационно-педагогических условий нами была создана творческая группа из четырех учителей школы. Это были самые активные организаторы социокультурных практик, но участниками стали более 170 учеников и 12 педагогов.

Первым организационно-педагогическим условием, по нашему мнению, является учет специфики сельской школы и сельского социума для осуществления образовательной деятельности в целом и социокультурных практик в частности. На эту тему проведено огромное количество научных исследований. В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, Г. Н. Наумов, А. М. Цирульников и др. выделяют отрицательные (замкнутость, ограниченность, однообразие, неразвитость пространства, отношений, коммуникации и др.) и положительные (близость к природе, народным традициям, ремеслам; открытость, соборность и др.) черты образовательной среды сельской школы и социума. Многие из этих особенностей, по данным анкет учителей нашей школы, можно одновременно считать и плюсом, и минусом для развития школы. Так, небольшое количество учеников и учителей, с одной стороны, увеличивает нагрузку на педагогов, которые вынуждены преподавать по несколько предметов; иногда создает напряжение в межличностных отношениях (все про всех знают). А с другой стороны, порождает камерную, почти семейную атмосферу, способствует большей индивидуализации воспитания и образования, формированию теплых взаимоотношений. Сельские педагоги осознают необходимость и пытаются в меру своих сил нейтрализовать отрицательные и эффективно использовать положительные особенности образовательной среды. Но главная трудность в том, что кроме одного или нескольких предметов, один и тот же учитель занимается еще и внеурочной деятельностью, и дополнительным образованием (ввиду отсутствия на селе музыкальной, художественной и других школ), имеет общественные поручения. Это титанический труд, который при добросовестном, ответственном и творческом выполнении превращается в подвижничество.

Неслучайно в данной статье одним из ключевых понятий является именно интеграция урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования и социального партнерства на селе. Объединяя усилия, педагоги эффективнее достигают общие цели.

Идейным вдохновителем и координатором такой интеграции в нашем селе является школьный историко-краеведческий музей и творческая группа педагогов, которыми был задуман комплексный проект, включающий проведение экспериментальной деятельности. По замыслу организаторов эксперимента совместная продуктивная деятельность велась по двум траекториям: во-первых, конструирование технологического компонента образовательной среды (были освоены технологии коллективного творческого дела, проектной деятельности, ИКТ и др.); во-вторых, расширение реального и виртуального пространства образовательной среды как в территориальном, так и коммуникативном аспекте. Учителя планировали опытным путем убедиться, что такая деятельность создает дополнительные возможности для личностного развития и успеха каждого ребенка (но как выяснилось на практике, и - педагога тоже), совместного детско-взрослого сотрудничества по преобразованию сельского социума, способствуя улучшению психологической комфортности образовательной среды. Для углубления теоретической подготовки педагоги принимали участие в различных очных и дистанционных семинарах Красноярского института повышения квалификации работников образования, Красноярского «Творческого союза учителей», «Ассоциации молодых педагогов Красноярского края», Всероссийских и краевых интернет-порталов; организовывали сотворчество разновозрастных детей и взрослых, проводили диагностику изменений личностных качеств школьников.

Педагоги - участники нашей творческой группы - вносили и вносят огромный вклад в процесс интеграции: учитель физики и информатики ведет курс внеурочной деятельности «Технология создания сайта», как педагог дополнительного образования руководит военно-патриотическим клубом юнармейцев имени нашего земляка гвардии лейтенанта Н. Уварова, курирует деятельность общественных организаций Российского движения школьников (РДШ) и муниципальной федерации здорового образа жизни (ЗОЖ); учитель истории и обще-ствознания ведет курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», кружок дополнительного образования «По страницам отечественной истории» и курирует деятельность школьного научного общества учащихся (НОУ); учитель русского языка и литературы - модуль «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) и курсы внеурочной деятельности «Моя малая родина», «Индивидуальный проект»; автор этих строк, учитель английского и немецкого языков - модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), курсы внеурочной деятельности «Музейный калейдоскоп», «Индивидуальный проект» (им охвачены все дети 5-11 классов) и кружок по дополнительному образованию «Краеведы» на базе школьного музея. Объединяя усилия, творческая группа кроме регулярных занятий с детьми проводит большие коллективные ключевые дела года - общешкольные события (образовательные чтения, научно-практические конференции, торжественные церемонии в дни воинской славы России, поисковые экспедиции, фольклорные праздники и др.). Все эти виды деятельности решают несколько общих задач: способствовать личностному развитию каждого школьника, создавая траекторию индивидуального образования и воспитания; приобщать обучающихся к проектной, исследовательской и творческой деятельности; выявлять и развивать одаренных детей; помогать ученикам с ограниченными возможностями здоровья.

Следствием такого комплексного образования «является повышение уровня самооценки учащихся, осознание ими значимости своих компетенций и приобретенного опыта действий» [22, с. 190]. Интеграция видов деятельности позволяет формировать у школьников компетенции нового тысячелетия: «решать как стандартные, так и особенно нестандартные задачи; учиться в течение всей жизни; простраивать отношения с другими людьми; избегать конфликтов и конструктивно выходить из конфликтных ситуаций; осуществлять эмоциональную саморегуляцию» [15, с. 8]. Организуя процесс социализации подрастающего поколения, педагоги используют ресурсы семьи, образовательных организаций (других школ, детского сада, Дома пионеров, Краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения) и различных социальных институтов, расположенных на территории муниципалитета (администрация сельсовета, Дом культуры, сельская библиотека, районный Центр молодежной политики, совет ветеранов, СМИ, православный приход и др.), совместные формы работы, делятся опытом и успешными практиками. А. К. Лукина, говоря о возможности круглогодичной интеграции, подчеркивает, что многопрофильная краеведческая программа, «основываясь на особенностях возраста старшеклассников, богатом фактическом историко-культурном материале Сибири и базовых видах культурной деятельности современной эпохи, развивает сле-

дующие компетентности: социокультурную, коммуникативную, организаторскую и общекультурную» [8, с. 166].

Неслучайно мы возложили координирующую функцию на школьный историко-крае-ведческий музей как важное звено сельского социокультурного комплекса. Музей соединяет все сферы деятельности, поколения людей в единое целое, скрепляет идеей патриотизма и сохранением традиционных отечественных ценностей. Он расширяет образовательное пространство, систему патриотического и нравственного воспитания, связывает школу со структурными подразделениями поселка, района, страны. Мы согласны с М. М. Плоткиным [14], что разнообразные технологии социального воспитания на базе школьного музея служат достижению важной цели «формирования личности, способной в ситуациях морального выбора принимать адекватные, ответственные решения, чувствовать ответственность перед собой, референтной группой, обществом, страной». С точки зрения Е. Ю. Ривкина, «воспитание средствами музея имеет интегративный характер содержания и практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности» [17]. Действительно, в краеведческих социокультурных практиках на базе школьного музея нами накоплен большой опыт различных видов и форм деятельности - осуществление индивидуальных («История моей семьи в истории страны»: «Кнорре, который построил мост», «Мой прадед Ф. А. Саенко - солдат 16-й армии Рокоссовского» и др.), коллективных проектов, включающих в себя исследование истории родного края («Мы победили!», «Национальности села Шуваево», «Увлечения земляков», «Из истории Шуваевской средней школы», «Край родной - ты частица России большой», «Звезды нашей школы», «А мы в Шуваево живем!» и др.), проведение акций («Бабушкин сундук», «Поклонимся великим тем годам», «Пятерка для мамы» и др.), праздников («День села», «Покров-батюшка», «Наши мамы - мастерицы», «Посвящение в юнармейцы» и др.), восстановление старых и создание новых памятников, социальная помощь нуждающимся односельчанам, благоустройство населенного пункта, разработка сайтов, видеоблога, страниц в соцсетях, публикация авторских работ в краеведческих сборниках «Край родной - земля Шуваевская» и многие другие гражданские инициативы детей и взрослых. Дети очень любят наш школьный музей и связанную с ним деятельность, о чем свидетельствуют записи в Книге отзывов: «несколько раз в год мы сюда приходим и всегда узнаем что-то новое», «не в каждой школе увидишь музей, а у нас есть!», «поскорей бы снова прийти в наш прекрасный музей!».

В соответствии с велением времени работа ведется как в реальной, так и в виртуальной цифровой образовательной среде. Создание позитивного контента для изменения интернет-реальности путем участия во множестве самых разных медиапроектов (создание сайта школьного музея, летописи школы в популярной сети ВКонтакте, школьного видеоблога, поддержка интернет-акций «Дети войны», «Памяти нет конца» и многих других) имеет огромный воспитательный потенциал. Главное, соблюсти разумный баланс, чтобы не переместить жизнь ребенка лишь в цифровую среду. Н. В. Литвак называет процесс бесконтрольного погружения в виртуальный мир «наркотизацией досуга, характерной для общества потребления», «психологической нестабильностью» [7, с. 81]. Люди при этом теряют способность к сопереживанию, разрушаются исторические традиции и менталитет российского народа.

Инновацией является то, что на основе исследований учеников и педагогов, описаний осуществленных социокультурных практик, воспоминаний земляков издаются краеведческие сборники, которые выдаются каждому ребенку на уроках по основам духовно-нравственной культуры народов России; они же используются для внеклассных мероприятий и дополнительного образования. Творческая группа педагогов участвует и в опытно-экспериментальной работе с Красноярским институтом духовно-нравственного развития по апробации (открытой экспертизе) социальных проектов с медиакомплектами «С чего начинается Родина?», «Живая старина», «Люди Победы», «Время и лица. Страницы духовной истории Приени-сейской Сибири». Мы согласны с С. В. Сидоровым, что «даже один творчески работающий пе-дагог-инноватор способен существенно повлиять на образовательную систему небольшой школы, его таланта и энтузиазма вполне может хватить, чтобы восполнить недостаток инновационной активности коллег» [19, с. 229]. В то же время мы понимаем, что отдельных творческих профессионалов недостаточно, а потому «необходимо создание системы непрерывного образования сельского педагога, возможности повышения квалификации, обмена опытом в сфере создания развивающей образовательной среды» [9, с. 88].

Схематично в виде модели интеграцию различных видов деятельности краеведческой направленности в нашей сельской школе можно отобразить на рис. 3:

Большинство наших краеведческих проектов связано с патриотизмом соотечественников, героизмом земляков, особенно проявленных в годы Великой Отечественной войны. Нельзя не согласиться с суждением лидера России В. В. Путина о том, что мы должны «строить свое будущее на прочном фундаменте. Таким фундаментом может быть только патриотизм» [16]. Огромный потенциал заложен в воспитании на примере героизма своих близких -родных и знакомых семьи. Их жизни - нравственный ориентир для подрастающего поколения. Однако этот ресурс используется не всеми педагогами. Перед началом экспериментальной работы 95 % из учеников 5-11 классов школы (162 чел.) на вопрос: «Кто из вашей семьи воевал?» ответили «Никто» или «Не знаю». После кропотливой поисковой, исследовательской и проектной работы, инициируемой школьным музеем, в вестибюле школы появилась Стена Памяти с фотографиями прадедов и прабабушек наших обучающихся и сообщениями об их судьбе. В двух выпусках краеведческого сборника опубликованы данные из детских исследований. Эти книги подарены каждой семье, используются в образовательном процессе. Теперь наши дети знают, какой ценой досталась мирная жизнь, и в анкетах на вопрос: «Что послужило причиной Победы?» подавляющее большинство пишет: «сила духа», «воля и вера в победу», «единство советского народа». Таким образом, при существующих предметных программах по истории и литературе огромная роль отводится внеурочной деятельности, в том числе социокультурным практикам, краеведческой работе. Надеемся, что наш опыт окажется полезен для многих образовательных учреждений.

При создании позитивной воспитательной среды, которая окружала бы ребенка, главные действующие лица - преподаватели школ, колледжей, вузов, педагоги дополнительного образования, профессиональные наставники, психологи, спортивные тренеры. Мы поддерживаем аксиомы гуманной педагогики: «Любовь воспитывается любовью. Доброта воспитывается добротой. Честность воспитывается честностью...» [1, с. 13]. Безусловно, нужно стремиться к тому, чтобы сами педагоги были примером для своих воспитанников и непогреши-

мым авторитетом. «Никакие инновации не смогут заменить учителя - Человека, передающего не только конкретные знания, но и интерес к ним, а самое главное - ценности и смыслы, независимо от преподаваемого предмета» [18, с. 10]. Учитель воспитывает всегда, хочет он этого или нет. Сельский учитель, которого знают все в небольшом поселении, становится примером для нескольких поколений его жителей. Всем известна основополагающая роль семьи в воспитании. Классики педагогики предупреждали, что без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы. Однако, сельский учитель воспитывает и отцов, и матерей, когда речь идет о совместной деятельности. Отличным примером может послужить наша новая традиция в условиях пандемии - семейный автопробег в День Победы по селам сельсовета с минутой молчания и возложением цветов у обелисков.

Заключение. Мы рассмотрели одну из сторон деятельности сельской школы по развитию личности и созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося, то есть один из возможных путей улучшения качества воспитательного процесса сельской школы - организацию социокультурных практик краеведческой направленности на основе идеи интеграции. Нами предпринята попытка конструирования модели форм и видов этой деятельности с помощью социокультурного партнерства, ресурсов сельского поселения, района, региона, информационно-цифрового поля. Важная роль в организации всех форм социокультурных практик отводится нами школьному музею, который выступает инициатором, координатором и активным участником детско-взрослого сотрудничества. При этом один и тот же проект или исследование, подготовка к изданию дидактических материалов по локальной истории и культуре осуществляются в интеграции урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования творческой группой педагогов. Результаты развития школьников - повышение уровня готовности к нравственному выбору, их индивидуальные достижения, коллективные преобразования среды малой родины показывают эффективность нашей практической деятельности с учетом специфики сельской школы и сельского социума. Это значимое организационно-педагогическое условие успешного решения задач по развитию нравственных качеств школьника.

Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Оценки. Аксиоматика гуманной педагогики // Учительская газета. 22 декабря 2020.

2. Байбородова Л. В. Сельские образовательные организации как объект исследования // Фундаментальные и прикладные проблемы психологии и педагогики образования: результаты исследований научных лабораторий НЦ РАО при ЯГПУ, 2018-2020 гг. : коллективная монография / под ред. Л. В. Бай-бородовой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. 347 с С. 208-218.

3. Журавлева С. В. Сущность информационно-образовательной среды школы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 2. С. 19-22.

4. Игнатова В. В., Кузьмина Э. В. Организация социокультурных практик по формированию готовности сельских школьников к нравственному выбору // Современное педагогическое образование. 2020. № 11. С. 67-71.

5. Коршунова О. В. Методологические подходы к обучению и воспитанию в сельской школе : монография / О. В. Коршунова, С. В. Огородникова. Киров : Науч. изд-во Вятского государственного университета, 2018. 653 с. (Сельская школа; вып. 22).

6. Коршунова О. В., Бобылева Н. И., Помелов В. Б., Харисова И. Г. Концептуальные идеи, подходы, принципы формирования психологически комфортной образовательной среды в сельской школе // Педагогика сельской школы. 2021. № 2 (8). С. 19-37. DOI: 10.20323/2686-8652-2021-2-8-19-37.

7. Литвак Н. В. Современные концепции информационного общества : учеб. пособие. М. : МГИМО Университет, 2013. 140 с.

8. Лукина А. К. Интеграция ресурсов социума в решении задач модернизации образования на селе : монография / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2009. 265 с.

9. Лукина А. К. Развивающий потенциал образовательной среды сельских школ Красноярского края // Педагогика сельской школы. 2021. № 2 (8). С. 76-91.

10. Макарова В. А., Козлова Е. Б. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды как условие психолого-педагогического сопровождения саморазвития ребенка // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 1. С. 35-39.

11. Максимова Н. Г. Факторы и принципы формирования образовательной среды школы // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2006. № 44. С. 76-80.

12. Манифест «Гуманистическая педагогика: XXI век». URL: http://s06004.edu35.ru/attachments/ article/3401/Manifest.pdf (дата обращения: 17.10.2021).

13. Новиков В. Д. Волшебная сила примера // Учительская газета. 17 ноября 2020.

14. Плоткин М. М. Теория и практика социального воспитания школьников : дис. ... д-ра пед. наук. URL: https://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-sotsialnogo-vosp (дата обращения: 17.10.2021).

15. Подольский А. И. Благие намерения и реальные возможности // Учительская газета. 20 ноября

2020.

16. Путин В. В. Мы должны строить свое будущее на патриотизме. URL: https://rg.ru/2012/09/12/ patriot-anons.html (дата обращения: 25.10.2021).

17. Ривкин Е. Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы. URL: http://www.portal-slovo.ru (дата обращения: 27.10.2021).

18. Сенькин С. И. Сельская школа. Точки сохранения жизни Карелии // Учительская газета. 3 марта 2021.

19. Сидоров С. В. Учет специфики сельской школы в разработке стратегии ее развития // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2009. № 13. С. 228-234.

20. Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / под ред. Н. Л. Селивановой, В. М. Лизинского. М. : АПК и ПРО, 2003. 83 с.

21. ФГОС Основное общее образование. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения: 05.10.2021).

22. Фуряева Т. В. Социальная инклюзия: теория и практика : монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2017. 280 с. (Антропология и социальная практика; вып. 15).

23. Щуркова Н. Е. Классное руководство: Рабочие диагностики. М. : Педагогическое общество России, 2002. 94 с.

24. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

Socio-cultural practices of local lore orientation in rural schools: model and educational potentials

E. V. Kuzmina

Teacher of municipal budgetary educational establishment Shuvaevskaya secondary school.

Russia, Krasnoyarsk. E-mail: ademaku@mail.ru

Abstract. Based on the study of psychological and pedagogical literature and experimental work, the article analyzes the content, components, factors, conditions, principles of building the educational environment of a rural school. One of the models of the organization of socio-cultural practices of local lore orientation is considered as a means of creating conditions for self-determination and socialization of students by expanding the educational space of a rural school. At the same time, this model is presented as one of the ways to form a comfortable educational environment that allows fulfilling the social order of the state for the education of Russian civic identity, patriotism, respect for the Fatherland, the memory of its defenders, which is required by the updated Law on Education. The leading role of the school museum in new types of activities aimed at the socialization of the younger generation, the stimulation of creativity, the development of cultural competence, value concepts, the formation of readiness for moral choice is revealed. The forms, types and techniques of joint child-adult project activity based on axiological, personal-activity and cultural approaches to education are shown on the example of the experience of MBOU Shuvaevskaya secondary school of the Yemelyanovsky district of the Krasnoyarsk Territory. The features of the work of the rural teacher are clarified, the role of his personality, the creative community of teachers is emphasized. Some diagnostic results are presented, proving the effectiveness of the proposed model of integrative activity in the light of modern requirements of mixed learning in real and virtual environments. The proposed variant of creative cooperation of teachers and students of rural schools with partners from other institutions, the creation of unique collections of local lore as didactic materials for regular, extracurricular activities and additional education can be useful to like-minded colleagues from rural schools.

Keywords: educational environment, social partnership, socialization, local history, school museum.

References

1. Amonashvili Sh. A. Ocenki. Aksiomatika gumannoj pedagogiki [Estimates. Axiomatics of humane pedagogy] // Uchitelskaya gazeta - Teacher's newspaper. December 22, 2020.

2. Bajborodova L. V. Sel'skie obrazovatel'nye organizacii kak ob'ekt issledovaniya [Rural educational organizations as an object of research] // Fundamental'nye i prikladnye problemy psihologii i pedagogiki obra-zovaniya: rezul'taty issledovanij nauchnyh laboratorij NC RAO pri YaGPU, 2018-2020 gg. : kollektivnaya mono-grafiya - Fundamental and applied problems of psychology and pedagogy of education: research results of scientific laboratories of the NC RAO at YaSPU, 2018-2020 : collective monograph / ed. by L. V. Bayborodova. Yaroslavl : RIO YaSPU. 2020. 347 p. Pp. 208-218.

3. Zhuravleva S. V. Sushchnost' informacionno-obrazovatel'noj sredy shkoly [The essence of the information and educational environment of the school] // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta - Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2017. No. 2. Pp. 19-22.

4. Ignatova V. V., Kuz'mina E. V. Organizaciya sociokul'turnyh praktik po formirovaniyu gotovnosti sel'skih shkol'nikov k nravstvennomu vyboru [Organization of socio-cultural practices for the formation of rural school-children's readiness for moral choice] // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie - Modern pedagogical education. 2020. No. 11. Pp. 67-71.

5. Korshunova O. V. Metodologicheskie podhody k obucheniyu i vospitaniyu v sel'skoj shkole : monografiya [Methodological approaches to teaching and upbringing in rural schools : monograph] / O. V. Korshunova, S. V. Ogo -rodnikova. Kirov. Scientific Publishing House of Vyatka State University. 2018. 653 p. (Village School; issue 22).

6. Korshunova O. V., Bobyleva N. I., Pomelov V. B., Harisova I. G. Konceptual'nye idei, podhody, principy formiro-vaniya psihologicheski komfortnoj obrazovatel'noj sredy v sel'skoj shkole [Conceptual ideas, approaches, principles of formation of a psychologically comfortable educational environment in a rural school] // Pedagogika sel'skoj shkoly -Pedagogy of a rural school. 2021. No. 2 (8). Pp. 19-37. DOI: 10.20323/2686-8652-2021-2-8-19-37.

7. Litvak N. V. Sovremennye koncepcii informacionnogo obshchestva : ucheb. posobie [Modern concepts of the Information Society : textbook]. M. MSIIR University. 2013. 140 p.

8. Lukina A. K. Integraciya resursov sociuma v reshenii zadach modernizacii obrazovaniya na sele : monografiya [Integration of social resources in solving the problems of modernization of education in rural areas : monograph] / Krasnoyarsk State University. Krasnoyarsk. 2009. 265 p.

9. Lukina A. K. Razvivayushchij potencial obrazovatel'noj sredy sel'skih shkol Krasnoyarskogo kraya [Developing potential of the educational environment of rural schools of the Krasnoyarsk Territory] // Pedagogika sel'skoj shkoly - Pedagogy of rural schools. 2021. No. 2 (8). Pp. 76-91.

10. Makarova V. A., Kozlova E. B. Formirovanie psihologicheski komfortnoj i bezopasnoj obrazovatel'noj sredy kak uslovie psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya samorazvitiya rebenka [Formation of a psychologically comfortable and safe educational environment as a condition for psychological and pedagogical support of a child's self-development] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2018. No. 1. Pp. 35-39.

11. Maksimova N. G. Faktory i principy formirovaniya obrazovatel'noj sredy shkoly [Factors and principles of the formation of the educational environment of the school] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki - Herald of Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. 2006. No. 44. Pp. 76-80.

12. Manifesto "Humanistic pedagogy: XXI century". Available at: http://s06004.edu35.ru/attachments/ article/3401/Manifest.pdf (date accessed: 17.10.2021) (in Russ.).

13. Novikov V. D. Volshebnaya sila primera [The magic power of example] // Uchitel'skaya gazeta -Teacher's newspaper. November 17, 2020.

14. Plotkin M. M. Teoriya i praktika social'nogo vospitaniya shkol'nikov: dis. ... dokt. ped. nauk [Theory and practice of social education of schoolchildren : dis. ... d-ra of Pedagogical Sciences]. Available at: https://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-sotsialnogo-vosp (date accessed: 17.10.2021).

15. Podol'skij A. I. Blagie namereniya i real'nye vozmozhnosti [Good intentions and real opportunities] // Uchitelskayagazeta - Teacher's newspaper. November 20, 2020.

16. Putin V. V. My dolzhny stroit' svoe budushchee na patriotizme [We must build our future on patriotism]. Available at: https://rg.ru/2012/09/12/patriot-anons.html (date accessed: 25.10.2021).

17. Rivkin E. Yu. Kraevedcheskaya deyatel'nost' kak sistemoobrazuyushchij komponent vospitatel'noj siste-my shkoly [Local history activity as a system-forming component of the educational system of the school]. Available at: http://www.portal-slovo.ru (date accessed: 27.10.2021).

18. Sen'kin S. I. Sel'skaya shkola. Tochki sohraneniya zhizni Karelii [Rural school. Points of preservation of life in Karelia] // Uchitelskaya gazeta - Teacher's newspaper. March 3, 2021.

19. Sidorov S. V. Uchet specifiki sel'skoj shkoly v razrabotke strategii ee razvitiya [Taking into account the specifics of rural schools in the development of its development strategy] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal -Siberian pedagogical journal. Novosibirsk. 2009. No. 13. Pp. 228-234.

20. Stepanov P. V., Grigor'ev D. V., Kuleshova I. V. Diagnostika i monitoring processa vospitaniya v shkole [Diagnostics and monitoring of the process of education at school] / ed. by N. L. Selivanova, V. M. Lizinsky. M. APK and PRO. 2003. 83 p.

21. The Federal State Educational Standard Basic General Education. Available at: https://fgos.ru/fgos/ fgos-ooo (date accessed: 05.10.2021) (in Russ).

22. Furyaeva T. V. Social'naya inklyuziya: teoriya i praktika : monografiya [Social inclusion: theory and practice : monograph] / Krasnoyarsk State Pedagogical University n. a. V. P. Astafyev. Krasnoyarsk, 2017. 280 p. (Anthropology and social practice; issue 15).

23. Shchurkova N. E. Klassnoe rukovodstvo: Rabochie diagnostiki [Classroom management: Working diagnostics]. M. Pedagogical society of Russia. 2002. 94 p.

24. Yasvin V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design]. M. Smysl (Sense). 2001. 365 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.