УДК 371.233.4
С. В. Огородникова https://orcid.org/0000-0002-6161-137X
Модель формирования гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности
Для цитирования: Огородникова С. В. Модель формирования гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 37-47. DOI 10.20323/1813-145Х-2020-1-112-37-47
Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности в условиях сельского социума. Цель статьи - представить авторский вариант модели формирования гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности. В этом заключается научная новизна материала статьи.
Основные задачи: обосновать актуальность формирования гражданской идентичности и необходимость создания модели процесса; дать характеристику модели; указать возможные риски в процессе ее реализации и пути их преодоления. Актуальность исследования подтверждается нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу образования, анализом теоретических источников и практического опыта. Модель охарактеризована как совокупность методологического, содержательно-технологического и результативно-оценочного блоков, включающая 5 подходов и соответствующие им принципы, цель, компонентный состав гражданской идентичности, содержательно-технологическое обеспечение, учитывающее специфику формирования указанного качества учащихся сельских школ в музейно-педагогической деятельности, инвариантную и вариативную составляющие по отношению к возрасту учащихся, критерии и уровни сформированности гражданской идентичности, ожидаемый результат. Методологическая основа модели представлена системным, средовым, деятельностным, аксиологическим и краеведческим подходами. Введено авторское понимание гражданской идентичности сельских школьников. Охарактеризована циклограмма образовательной деятельности, являющаяся ведущим механизмом содержательно-технологического обеспечения процесса формирования гражданской идентичности учащихся сельских школ, обозначена суть музейно-педагогической программы «Путешествие в Агроград». Определены риски, указаны возможные пути их преодоления: учет возрастного критерия; использование принципа вариативности, проектная деятельность, «человеческий фактор». Особое внимание уделено специфической черте модели, заключающейся в единстве инвариантного ядра и вариативной оболочки. Подробно представлен критериальный аппарат диагностики сформированности гражданской идентичности сельских школьников.
Статья может быть интересна педагогам сельских образовательных организаций, аспирантам, студентам, специалистам, занимающимся проблемами музейной педагогики.
Ключевые слова: модель, сельский социум, гражданская идентичность сельских школьников, формирование гражданской идентичности, музейно-педагогическая деятельность, циклограмма образовательной деятельности, музейно-педагогическая программа, риски, вариативность.
S. V. Ogorodnikova
Model of formation of rural schoolchildren's civil identity in museum-pedagogical activities
The article is devoted to the problem of formation of civil identity in the conditions of rural society. The purpose of the article is to present the author's version of the model of formation of rural schoolchildren's civil identity in the museum-pedagogical activity. This is the scientific novelty of the article material.
Main tasks are to justify the relevance of the formation of civil identity and the need to create a model of the process; to characterize the model; to indicate possible risks in the process of its implementation and ways to overcome them. The relevance of the study is confirmed by legal acts regulating the sphere of education, analysis of theoretical sources and practical experience. The model is characterized as a set of methodological, content-technological and effective evaluation of units and includes 5 approaches and their corresponding principles, goal, component structure of civil identity, content and technological support, tailored to the formation of a specified quality of rural students in museum-pedagogical activities, invariant and variable components in relation to the age of students, criteria and levels of formation of civic identity, the expected result. The methodological basis of the model is represented by system, environment, activity, axiological and local history approaches. The author's understanding of the civil identity of rural schoolchildren is introduced. The article describes the cyclogram of educational activity, which is the leading mechanism of content and technological support of the process of formation of rural school students' civil identity, and outlines the essence of the educational program «Journey to Agrograd». Risks are defined, possible ways of their
© Огородникова С. В., 2019
overcoming are specified: the account of age criterion; using the principle of variability, project activities, «human factor». Special attention is paid to the specific feature of the model, which consists in the unity of the invariant core and the variable shell. The criterion apparatus for diagnosing the formation of rural schoolchildren's civil identity is presented in detail.
The article may be of interest to teachers of rural educational organizations, post-graduate students, students, specialists dealing with the problems of Museum pedagogy.
Keyword: model; rural community; civic identity, rural students; the formation of civic identity; museum and educational activities; plan of educational activities; museum-pedagogical programme; risk, variability.
Проблема гражданской идентичности приобретает все большую значимость в современной России. Особенно актуальной она становится для молодого поколения россиян в силу их неустойчивости к негативным воздействиям разного рода.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обозначают гражданскую идентичность как образовательную цель и один из личностных результатов, а также как предметный результат (в предметных областях «История» и «Обществознание») [29, с. 5, 7, 12-13], тем самым детерминируя необходимость формирования гражданской идентичности обучающихся. Проявление гражданской идентичности рассматривается как компонент метапред-метных результатов, заложенный в универсальных учебных действиях [30, с. 25-27]. На необходимость формирования гражданской идентичности совместными усилиями семьи, общества и государства указывает и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [28].
В Профессиональном стандарте [22] - основном документе, в соответствии с которым выстраивается деятельность современного педагога, говорится о том, что каждая из трех общепедагогических функций («Обучение», «Воспитательная деятельность» и «Развивающая деятельность») вносит вклад в обеспечение готовности учителей к участию в процессе формирования гражданской идентичности школьников. Текст стандарта утверждает умение организовывать внеурочную деятельность с учетом места жительства и историко-культурного своеобразия региона, развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции.
Для образовательных организаций, расположенных в сельской местности, которые в настоящее время составляют не менее 60 % от общего количества школ России, проблема формирования гражданской идентичности также стоит очень остро. Актуальность этой проблемы усиливается и тем, что, несмотря на известные преимущества, свойственные сельскому социуму, в современных сельских сообществах действуют многие дестабилизирующие факторы, оказывающие отрицатель-
ное влияние на сознание юных селян. Кроме того, в педагогической науке исследования вопросов формирования гражданской идентичности сельских школьников еще только начинаются, хотя многочисленные социально-педагогические проблемы сельских школ рассмотрены глубоко и разносторонне (Л. В. Байбородова [1, 2, 7], Д. А. Гусев [10], М. П. Гурьянова [8, 9], З. Б. Ефлова [28], М. И. Зайкин [11], О. В. Коршунова [12, 13, 20], Г. Г. Силласте [24], В. Р. Ясницкая [33]).
Ученые и практические педагоги, ведущие исследования в поле решения обозначенной проблемы, одним из эффективных механизмов признают краеведение, концентрированным выражением которого является школьный музей. Как центр сохранения и трансляции культурного наследия жителей округи музей сельской школы имеет особое значение в жизни местного сообщества [18, 19].
По нашему глубокому убеждению, подтвержденному результатами теоретико-эмпирических исследований, музейно-педагогическая деятельность может выступать в качестве системообразующего фактора формирования гражданской идентичности учащихся сельских школ, представляя собой значительный ресурс в решении обозначенной проблемы с учетом специфики социума села.
Проведенное исследование показало, что необходим специально организованный процесс формирования гражданской идентичности учащихся сельских школ. Поэтому была разработана соответствующая модель (Рис. 1). Приведем ее подробное разъяснение.
Модель есть интегративная, взаимодополняющая конструкция из трех основных блоков -методологического, содержательно-
технологического и результативно-оценочного.
Первый блок раскрывает подходы и принципы, а также цель модели. Второй блок включает компонентный состав гражданской идентичности, содержание и процессуально-технологическую сторону феномена формирования гражданской идент ичности учащихся сельских школ с учетом специфики формирования указанного качества в музейно-педагогической деятельности.
I 2
2 0
лл ® ю
® 3S
ти ек
£ У
ч
Подходы:
системный деятельностный
средовой -
аксиологический краеведческий
Принципы:
целостности, концентричности,баланса субъектности, природосообразности и преемственности
учета специфики среды гуманизма, ценностного отношения объемной картины мира
ЦЕЛЬ - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
S
я о о
О -
о
о л Ч <и о
а ч <и а U
х
о
к
\о ■■=
S
a
и ^
г
s -
о
Ч
о
=
х
д о
и
Компоненты ГИ
когнитивный деятельностный
ценностно-эмоциональный
Малая родина
Семья
«Природа вокруг нас» «Родное село» «Отечество»
«Агрофирма»
«ПУТЕШЕСТВИЕ В АГРОГРАД»
Содержание
INV
МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Технологическое обеспечение
Методы
метод примера, театрализация, «погружение», игровой метод, метод проектов, исследовательский
Формы
экскурсия, музейный урок занятие в кружке фестиваль, встреча в музейном клубе «бенефис экспоната»
Средства
экспозиция музея, «листы активности», путеводители, аудиовизуальные средства, интернет-ресурсы, агроресурсы
Критерии сЛормированности гражданской идентичности
«Окружающая природа» «Малая родина» «Отечество»
когнитивный, ценностно-эмоциональный, деятельностный
Уровни: низкий, средний, высокий
Результат: повышение уровня сформированности гражданской идентичности сельских школьников
Рис. 1. Модель формирования гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности
Таблица 1
Методологическая основа формирования гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности_
Подход (ученые-представители) Интерпретация подхода по отношению к рассматриваемой проблеме Принципы Содержание принципов
Системный (И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин; В. П. Беспалько [3, 4]) Гражданская идентичность сельских школьников - целостный самостоятельный элемент самосознания, сложносо-ставное качество личности; музейно-педагогическая деятельность по формированию гражданской идентичности строится как самодостаточная педагогическая система в условиях сельской школы; системный подход способствует осмыслению взаимодействия системы сельского социума с его педагогическим потенциалом и созданию системы музей-но-педагогической деятельности по формированию гражданской идентичности учащихся сельских школ Целостности Предусматривает формирование у учащихся обобщенного представления об окружающей природе, сельском обществе, самих себе
Концентричности Музейно-педагогическая деятельность имеет концентрический характер: содержательное ядро повторяется от одного уровня образования к другому, усложняясь и расширяясь на каждом из них
Динамического баланса Педагогу при формировании гражданской идентичности следует учитывать факт изменчивости, подвижности, мобильности идентичности, чувствовать грань, балансировать между патриотизмом и национализмом
Деятельностный (А. Н. Леонтьев [14]) Подход указывает на то, что средством формирования идентичности является деятельность, осуществляемая в музейно-образовательной среде или ином, внему-зейном, пространстве. Подход также отражает специфику окружающего социума: с раннего возраста дети вовлекаются в посильную трудовую деятельность совместно с другими представителями социума Субъектности Активность учащегося, включение его в музейно-педагогическую деятельность по формированию гражданской идентичности и проявление им собственной инициативы в данной деятельности
Природосообразности, преемственности Музейно-педагогическая деятельность охватывает учащихся всех 3-х уровней общего образования, учитывая при этом возрастные особенности
Средовой (В. А. Ясвин [32]) Интеграция воспитательного потенциала природной среды, среды сельского социума и музейной образовательной среды, разработка и внедрение музейно-педагогических программ, осуществление детьми в содружестве со взрослыми социальных проектов краеведческой направленности Учета специфики среды При формировании гражданской идентичности необходимо учитывать особенности среды - природной, сельской, музейной, поскольку средовые факторы оказывают значительное влияние на указанный процесс
Аксиологический (Е. В. Бондаревская, Р. А. Валеева, A. В. Нагибина, B. А. Сластенин [5, 6, 15, 25]) Подход способствует формированию приоритетных ценностей сельского школьника - «Природа», «Земля», «Труд», «Семья», «Культура», «Малая родина», выступающих в качестве базовых оснований гражданской идентичности. Любовь к малой родине - необходимый исходный баланс ценности более высокого порядка («Отечество») Гуманизма и ценностного отношения Признание самоценности сельского школьника, обеспечение его вхождения в мир сельских ценностей, становление жизнеспособной личности в условиях сельского социума
Краеведческий (В. В. Николина, A. Е. Сейненский, B. А. Шеманаев [16, 23, 31]) Формирование гражданской идентичности начинается с принятия себя как жителя конкретной территории, малой родины, являющейся частью большой страны. Основы гражданской идентичности учащихся закладываются не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, из истории родного края Объемной картины мира Изучение окружающего мира целесообразно начинать с семьи и родного дома, а затем переходить к региону, стране и миру
В третьем блоке предложены критерии и уровни сформированности гражданской идентичности, в соответствии с которыми производится оценка достигнутого результата.
Модель представляет единство инвариантной и вариативной составляющих в контексте определения базового ядра исследуемого феномена и «гибких», характеризующихся изменчивостью, элементов, соотнесенных с возрастом сельских школьников, их социально-психологическими, личностно-индивидуальными особенностями, а также другими дифференцирующими факторами образовательной ситуации, в которой может «работать» модель (спецификой агроресурсов сельского поселения, особенностями взаимодействия с агропредприятием, «атмосферы» и традиций села и др.).
Методологическую основу модели составляют системный, деятельностный, средовой, аксиологический, краеведческий подходы. Характеристику подходов и соответствующих им принципов представим в виде таблицы (Табл. 1).
Методологические подходы и принципы позволяют спроектировать результативный ориентир (определить цель деятельности при реализации модели) - повышение уровня сформированности гражданской идентичности сельских школьников.
В нашем понимании, гражданская идентичность сельских школьников, - это интегральное качество личности, представляющее собой взаимодополняющее единство конструкционных уровней (локального, регионального и общегосударственного), включающих представления сельского школьника о его принадлежности к конкретной территории, краю, стране и совокупность компонентов, отражающихся в каждом из уровней по когнитивному, ценностно-эмоциональному и деятельностному аспектам с учетом специфики сельского социума.
Исходя из структуры гражданской идентичности, включающей когнитивный, ценностный и деятельностный компоненты, определено содержательное наполнение процесса формирования обозначенного качества сельских школьников:
- «знания о малой родине (семье, школе, родном селе, агропредприятии), родном крае (регионе), России;
- мотивы; ценностные ориентиры: «Малая родина», «Природа», «Земля», «Труд», «Семья», «Культура»; смыслы; эмоции и чувства гражданской направленности: гордость за свое родное
село, родной край, Россию, уважение к людям труда, верность родной земле;
- умения, навыки и опыт социально и лич-ностно значимой деятельности в сельском социуме» [12, с. 412].
Это содержание отражено в циклограмме, под которой подразумевается план музейно-педагогической деятельности по формированию гражданской идентичности, охватывающий все уровни общего образования, рассчитанный на реализацию в течение учебного года, и поэтому циклически повторяющийся. Циклограмма состоит из 4-х тематических разделов: «Природа вокруг нас», «Родное село», «Агрофирма», «Отечество» (Рис. 1). В свою очередь, каждый раздел на каждом уровне образования включает совокупность учебных и внеучебных занятий по соответствующим темам. Например, раздел «Родное село» на уровне основного общего образования (5-9 классы) включает такие занятия, как урок русского языка на тему «Достопримечательности села. Описание памятника архитектуры», урок литературы «Дети и война» (фрагмент «Дети войны» в нашем селе»), урок общество-знания «Что такое культура» (фрагмент «Сельский музей - центр культурного наследия жителей округи»), урок изобразительного искусства «Интерьер русской избы», урок иностранного языка: «Выбор профессии» (фрагмент «Профессии, которые нужны моему селу»), классные часы «Семейный архив и семейные реликвии», «Изучаем историю рода», «Мы - граждане России!» (торжественное вручение паспортов в музее) и др. Кроме того, циклограмма содержит занятия, которые являются сквозными, то есть проходят через несколько разделов. Пример такого занятия - урок обществознания «Государство и граждане» (фрагмент «Известные выпускники нашей школы - достойные граждане Отечества»).
Циклограмма является открытой системой и вполне допускает включения в нее дополнений в соответствии с конкретной образовательной ситуацией, специфическими условиями сельского социума, возможность надстраивания на ее базе элементов, обогащающих формирование не только локального конструкционного уровня гражданской идентичности, но и регионального, и общегосударственного уровней.
Циклограмма координирует основные элементы содержания процесса формирования гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности, а также
соответствующие технологии, которые в единстве с содержательным наполнением образуют базу формирования гражданской идентичности. Таким образом, циклограмма играет роль ведущего механизма содержательно-технологического обеспечения исследуемого процесса.
Неразрывно с циклограммой связана музейно-педагогическая программа «Путешествие в Аг-роград», представляющая собой комплекс внеучебных занятий, ориентированных на взаимодействие музейной образовательной среды с агросферой («Зернышко пуд бережет», «Наш «второй хлеб»; «Путешествуем на животноводческий комплекс»; «Профессии в сельском хозяйстве»; «Трудовые династии»; «От коммуны до агрофирмы», «Агроград - наша гордость!» и т. п.). Целевая установка «Путешествия в Агро-град» направлена на создание условий для осознания обучающимися своей принадлежности к сообществу сельских тружеников в процессе взаимодействия школьного музея и агропредприятия. При этом заметим: реализация программы в наиболее полной мере возможна в условиях сотрудничества с успешно развивающимся сельскохозяйственным предприятием. Но далеко не в каждом сельском поселении России в настоящее время функционируют агропроизводства. И это, безусловно, в некоторой степени, накладывает ограничение на применение разработанной модели.
Также необходимо указать на выявленные в процессе исследования риски, условно разделенные на объективные и субъективные.
«К объективным отнесены следующие:
- в период посевной и период уборки урожая ритм работы агропредприятия более напряженный, и в него достаточно сложно "вписаться" в плане проведения занятий с учащимися;
- дефицит свободного времени у специалистов агрофирмы, в то время как разработка и проведение экскурсий, участие в учебно-воспитательном процессе требуют дополнительного времени, консультаций с педагогами, установления контактов с детьми, собственных интеллектуальных и творческих усилий;
- неизбежность издержек (проблемы в решении организационных моментов, перестраивание привычного графика занятий, корректировка учебных программ и т. п.) в работе учителей школы в связи с подготовкой совместных с агропредприятием мероприятий» [12, с. 444].
«Субъективные риски:
- психологическая неготовность части работников агрофирмы выступать в роли педагогов, экскурсоводов, наставников;
- дополнительная ответственность работников агрофирмы, являющихся одновременно родителями;
- сложности в том, чтобы заинтересовать, а тем более длительно поддерживать интерес современных детей;
- формализм в проведении мероприятий» [12, с. 444].
В то же время мы исходим из того, что Россия исторически является страной сельских территорий. Учитывая это, считаем, что знакомство с агросферой необходимо любому сельскому школьнику, независимо от того, в каких условиях он находится - в «точках роста» или в депрессивных регионах. Как показала практика, в ситуации отсутствия сельскохозяйственных предприятий на какой-либо территории одним из возможных механизмов формирования гражданской идентичности, базирующихся на ценностях «Природа», «Земля», «Труд», может стать участие в проектах, связанных с направлением «познавательный туризм». Даже если в селе отсутствует сильное агропредприятие, школа обязана выступать центром подготовки трудового и интеллектуального ресурса села, именно на нее сегодня возлагается такая ответственная миссия. Высказанные мысли согласуются с положениями государственной политики, изложенными в Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 г. [27]. Примером региональной политики по решению указанной проблемы является проект «Развитие агрообра-зования в Кировской области», утвержденный приказом министерства образования региона в 2017 г. [21]. Поэтому считаем программу вполне реалистичной, способной реагировать на конкретные ситуации сельской жизни. По нашему мнению, важнейшим фактором предотвращения рисков, в крайнем случае их минимизации, является «человеческий фактор».
Технологическое обеспечение музейно-педагогической деятельности включает определенный набор методов и приемов, форм, средств. Анализ теоретических источников, конкретный практический опыт и данные экспериментального исследования указывают на необходимость применения метода примера. Идентичность нуждается в подкреплении со стороны тех, кто является для человека референтной личностью. Осо-
бенно результативным в музейно-педагогической деятельности является метод проектов, позволяющий стимулировать инициативу, самостоятельность, ответственность как наиболее востребованные качества личности в условиях современного общества. Для форм музейно-педагогической деятельности, соответствующих разработанной модели, характерны мобильность, пересечение между собой, постоянное развитие и совершенствование. Приоритетом в соответствии с разработанной моделью остается экскурсия, при этом осуществляется поиск новых экскурсионных форм (экскурсия-концерт, экскурсия-интервью и т. п.).
Среди средств, используемых музейным педагогом, наряду с основой основ любого музея -экспонатами, выделим аудиовизуальные средства, интернет-ресурсы (учитывая, что мы живем в информационном обществе), и особо, в контексте нашего исследования, - агроресурсы.
Как уже было сказано, содержательно-технологический блок, наряду с инвариантом, содержит и изменяющуюся, вариативную составляющую. Она подбирается на основе принципа учета возрастных и психолого-педагогических особенностей обучающихся. Так, в отношении младших школьников необходимо иметь в виду, что у них более развита наглядно-образная память, и использовать метод конкретного примера. В отношении подростков предпочтительнее опосредованное воздействие, а по отношению к старшеклассникам необходима партнерская позиция педагога, позиция сотрудничества.
Вариативная составляющая учитывает специфику агропредприятия, имеющегося в конкретном селе, социальное окружение, материально-
технические возможности школы, других социальных институтов сельского социума, контингент учащихся, профессиональный уровень педагогического коллектива, личность педагога и т. п.
Необходимо отдельно остановиться на личности руководителя школьного музея, так как «человеческий фактор» во многих случаях становится ключевым в успешной реализации модели. Руководитель музея, совмещая роль учителя сельской школы и музейного педагога в одном лице, занимает особый статус в педагогическом коллективе, несет специфическую нравственную ответственность, обусловленную значительными возможностями воспитательного влияния на учащихся. Практика свидетельствует, что, как правило, руководитель музея в сельской школе выступает проводником идей гуманистической педагогики. «В любом случае руководителем музея становится человек не случайный в педагогической профессии, творческий, стремящийся к личностному росту, позитивным преобразованиям, инициативный, коммуникабельный, высокопрофессиональный как предметник,... являющийся высоконравственным человеком. ... который . осознает всю степень ответственности и за сохранность культурного наследия, и за высокую планку взаимоотношений с детьми» [15, с. 42].
Результативно-оценочный блок модели включает критерии (аспект идентичности «Окружающая природа», аспект идентичности «Малая родина», аспект идентичности «Отечество»), уровни (высокий, средний, низкий) и результат. Критериям соответствуют показатели (Табл. 2), помогающие определить уровень сформированно-сти гражданской идентичности и реализовать мониторинг.
Таблица 2
Критерии, показатели, уровни сформированности гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности_
Критерии Показатели Уровни
Уровневые Структурные Высокий Средний Низкий
1. Аспект идентичности «Окружающая природа» Когнитивный Самостоятельно, с интересом, получает знания о природе Получает знания о природе под руководством учителя Не желает получать знания о природе, стремится уклониться от этого
Эмоционально-ценностный Любит и ценит природу, призывает к этому других Относится к природе сдержанно К природе равнодушен (-на)
Деятельностный Бережет природу, побуждает к бережному отношению других Участвует в деятельности по охране природы по предложению взрослых Не участвует в деятельности по охране природы
Критерии Показатели Уровни
Уровневые Высокий Средний Низкий
2. Аспект идентичности «Малая родина (семья, школа, село, агрофирма) Когнитивный Самостоятельно, с интересом, изучает историю своей семьи, школы, села, агрофирмы, традиции родного края, проблемы по благоустройству села Изучает местную историю во время занятий в школе, чаще всего при побуждении учителя, иногда слушает рассказы взрослых и ровесников о прошлом села Не интересуется историческим прошлым
Эмоционально-ценностный Гордится историческим прошлым и настоящим малой родины, ценит культурное наследие, традиции предков, с уважением относится к односельчанам Может испытывать чувство гордости за свою малую родину Не испытывает никаких особых чувств по отношению к тому месту, где живет
Деятельностный Бережет исторические и культурные памятники своей местности, призывает к этому других, активно поддерживает и пропагандирует традиции края, общается с местными умельцами, стремится использовать и распространять их опыт, находит дела, полезные для своей школы, села и организует их Участвует в охране памятников культуры и природы под руководством учителя, в делах, полезных для школы, села, организованных другими людьми Не принимает участия в делах на пользу своему селу
3. Аспект идентичности «Отечество» Когнитивный Самостоятельно, с интересом, изучает историю и культуру своей Родины, законы государства, права и обязанности гражданина Получает знания об истории и культуре Отечества, о законах государства, правах и обязанностях гражданина в основном на уроках и внеклассных мероприятиях Не интересуется историей и культурой Родины, не знает или крайне слабо представляет законы государства, права и обязанности гражданина
Эмоционально-ценностный Гордится своим Отечеством, уважает законы, осознает необходимость исполнения обязанностей, с уважением относится к соотечественникам Иногда испытывает чувство гордости за свою Родину, проявляет уважения к законам, к соотечественникам, осознает необходимость исполнения обязанностей Равнодушен к Отечеству, к законам государства, правам и обязанностям гражданина
Деятельностный Хочет и будет служить Отечеству и призывать к этому других, является законопослушным гражданином, пользуется правами, уважая права других, добросовестно исполняет обязанности Будет служить Отечеству, в основном придерживается позиции законопослушного гражданина, пользуется правами, не нарушая прав других, в основном исполняет обязанности Не хочет служить Отечеству, быть законопослушным гражданином, исполнять обязанности, но может пользоваться правами, игнорируя при этом права других
Библиографический список:
1. Байбородова Л. В. Краеведческая деятельность как средство воспитания гражданской идентичности сельских школьников // Вестник Академии детско-
юношеского туризма и краеведения. 2018. № 1. С. 123-133.
2. Байбородова Л. В. Организация учебного процесса в сельской школе: учебное пособие. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013. 245 с.
3. Беспалько, В. П. О возможности системного подхода в педагогике // Педагогика. 1990. № 3. С. 7-13.
4. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. Москва : Наука, 1973. 270 с.
5. Бондаревская Е. В. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы : опыт.-эксперим. работа по моделированию образоват. пространства в сел. шк. Ростов. обл. / Е. В. Бондаревская, П. П. Пивненко // Педагогика. 2002. № 5. С. 52-64.
6. Валеева Р. А. Гуманизация воспитания: интеграция ценностей национальных традиций : монография / Р. А. Валеева, Э. М. Шигапова. Казань : Отечество, 2012. 214 с.
7. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки : учебно-методическое пособие / под ред. Л. В. Байбородовой, А. В. Репиной. Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2013. 284 с.
8. Гурьянова М. П. Резервы модернизации сельской малочисленной школы России : методическое пособие. Москва : Изд-во ИСПС РАО, 2004. 160 с.
9. Гурьянова М. П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума / М. П. Гурьянова. Москва : Педагогическое общество России, 2005. 48 с.
10. Гусев Д. А. Педагогический потенциал народного прикладного творчества в сельской школе : монография. Санкт-Петербург : Лань, 2018. 144 с. (Учебники для вузов. Специальная литература).
11. Зайкин М. И. Феномены малокомплектных школ. Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1990. 141 с.
12. Коршунова О. В. Методологические подходы к обучению и воспитанию в сельской школе : монография / О. В. Коршунова, С. В. Огородникова. Киров : Науч. изд-во Вятского государственного университета, 2018. 653 с. (Сельская школа, вып. 22)
13. Коршунова О. В. Обучение в сельской школе на основе интегративно-дифференцированного подхода : монография. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2008. 507 с.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. Москва : Политиздат, 1977. 304 с.
15. Нагибина, А. В. Развитие гуманистической парадигмы музейно-педагогической деятельности в сельском социуме : научный доклад. Москва : ИСП РАО, 2010. 68 с.
16. Николина В. В. Ценностные аспекты реализации краеведческого подхода в изучении школьных экологических и географических дисциплин // Природа Поволжья : межвуз. сборник науч. трудов. Нижний Новгород : НГПУ, 1997. С. 223-231.
17. Новиков А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. Москва : Либроком, 2010. 280 с.
18. Огородникова С. В. Школьный музей нового типа - средство гражданского образования в сельском социуме : методическое пособие / С. В. Огородникова, Т. А. Конышева, Т. И. Комарова ; под редакцией В. С. Данюшенкова. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2009. 83 с. (Серия «Сельская школа», вып. 6).
19. Огородникова С. В. Музейно-педагогическая деятельность в сельском социуме : учебно-методическое пособие / С. В. Огородникова ; под ред.
B. С. Данюшенкова. Киров : Изд-во ООО «Веси», 2015. 88 с. (Серия «Сельская школа», выпуск 20).
20. Проблемы дидактики сельской школы: концептуальные подходы, модели и технологии обучения : практико-ориентированная монография / О. В. Коршунова, О. Г. Селиванова. Киров : Изд-во ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2014. 292 с. (Вып. 18. Серия «Сельская школа»).
21. Проект «Развитие агрообразования в Кировской области». URL: kirovipk.ru/proekty/razvitie-agroobrazovaniya-v-kirovskoy-oblasti [сайт] - (дата обращения: 10.02.2019).
22. Профессиональный стандарт педагога. URL: docs.cntd.ru [сайт] (дата обращения: 12.02.2019).
23. Сейненский А. Е. Краеведение в школьном историческом образовании // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 10. С. 19-28.
24. Силласте Г. Г. Сельская школа и село России в начале XXI века : монография / под общей редакцией доктора исторических наук Ю. В. Борисова - профессора Дипломатической академии МИД РФ, Заслуженного деятеля науки России, Чрезвычайного и Полномочного Посланника РФ. Москва : Центр образовательной литературы, 2003. 502 с.
25. Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. № 6.
C. 3-8.
26. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: government.ru [сайт] (дата обращения: 11.02.2019).
27. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. URL: government.ru [сайт] (дата обращения: 11.02.2019).
28. Теория и практика социокультурной модернизации современной сельской школы : сб. науч. -метод. ст., посвящ. 5-летию науч.-исследоват. лаб. теории и практики развития сельской школы Карелии «Сельская школа Карелии: теория и практика развития» / под науч. ред. З. Б. Ефловой ; М-во образ. и науки РФ, ФГБОУВПО «КГПА». Петрозаводск : Изд-во КГПА, 2012. 208 с. : ил.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. Москва : Просвещение, 2013. 48 с. (Стандарты второго поколения).
30. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Систе-
ма заданий : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. 5-е изд. Москва : Просвещение, 2016. 159 с.: ил. (Стандарты второго поколения).
31. Шеманаев В. А. Реализация краеведческого подхода в условиях реформирования школьного географического образования // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6. С. 148-150.
32. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва : Смысл, 2001. 365 с.
33. Ясницкая В. Р. Теория и методика социального воспитания в малочисленной сельской школе / под общей редакцией А. В. Мудрика. Москва : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. 368 с.
Referense list:
1. Bajborodova L. V. Kraevedcheskaj a dejatel'nost' kak sredstvo vospitanija grazhdanskoj identichnosti sel'skih shkol'nikov = Local history activities as a means of fostering the rural schoolchildren's civic identity // Vestnik Akademii detsko-junosheskogo turizma i kraevedenija. 2018. № 1. S. 123-133.
2. Bajborodova L. V Organizacija uchebnogo processa v sel'skoj shkole = Organization of education in rural schools : uchebnoe posobie. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2013. 245 s.
3. Bespal'ko, V P. O vozmozhnosti sistemnogo pod-hoda v pedagogike = On the possibility of a systemic approach in pedagogy // Pedagogika. 1990. № 3. S. 7-13.
4. Blauberg, I. V. Stanovlenie i sushhnost' sistemnogo podhoda = Establishment and essence of the system approach / I. V. Blauberg, Je. G. Judin. Moskva : Nauka, 1973. 270 s.
5. Bondarevskaja E. V. Cennostno-smyslovye orien-tiry i strategicheskie napravlenija razvitija sel'skoj shko-ly = Values and strategic directions of rural school development : opyt.-jeksperim. rabota po modelirovaniju obra-zovat. prostranstva v sel. shk. Rostov. obl. / E. V. Bondarevskaja, P. P. Pivnenko // Pedagogika. 2002. № 5. S. 52-64.
6. Valeeva R. A. Gumanizacija vospitanija: integracija cennostej nacional'nyh tradicij = Humanization of education: integration of values of national traditions : mono-grafija / R. A. Valeeva, Je. M. Shigapova. Kazan' : Otech-estvo, 2012. 214 s.
7. Vospitanie grazhdanskoj identichnosti sel'skih shkol'nikov: opyt regional'noj innovacionnoj ploshhadki = Education of rural schoolchildren's civic identity: experience of regional innovation platform : uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. L. V. Bajborodovoj, A. V Repinoj. Jaroslavl' : Departament obrazovanija Jaro-slavskoj oblasti, 2013. 284 s.
8. Gur'janova M. P. Rezervy modernizacii sel'skoj malochislennoj shkoly Rossii: metodicheskoe posobie = Reserves of modernization of rural small school in Russia: methodological manual / M. P. Gur'janova. Moskva : Izd-vo ISPS RAO, 2004. 160 s.
9. Gur'janova M. P. Koncepcija formirovanij a zhiznesposobnoj lichnosti v uslovijah sel'skogo sociuma = The concept of a viable personality in rural society / M. P. Gur'janova. Moskva : Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2005. 48 s.
10. Gusev D. A. Pedagogicheskij potencial narod-nogo prikladnogo tvorchestva v sel'skoj shkole = Pedagogical potential of folk applied art in rural schools : monografija. Sankt-Peterburg : Lan', 2018. 144 s. (Uchebniki dlja vuzov. Special'naja literatura).
11. Zajkin M. I. Fenomeny malokomplektnyh shkol = Phenomena of small schools. Gor'kij : Volgo-Vjat. kn. izd-vo, 1990. 141 s.
12. Korshunova O. V. Metodologicheskie podhody k obucheniju i vospitaniju v sel'skoj shkole: Methodological approaches to education and up-bringing in rural schools : monografija / O. V Korshunova, S. V Ogorodnikova. Kirov : Nauch. izd-vo Vjatskogo gosudarstvennogo uni-versiteta, 2018. 653 s. (Sel'skaja shkola, vyp. 22)
13. Korshunova O. V Obuchenie v sel'skoj shkole na osnove integrativno-differencirovannogo podhoda = Education in rural schools based on integration and differentiation : monografija / O. V Korshunova. Kirov : Izd-vo VjatGGU, 2008. 507 s.
14. Leont'ev, A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lich-nost' = Activity. Consciousness. Personality. - 2-e izd. Moskva : Politizdat, 1977. 304 s.
15. Nagibina, A. V. Razvitie gumanisticheskoj para-digmy muzejno-pedagogicheskoj dejatel'nosti v sel'skom sociume = Development of the humanistic paradigm of museum and pedagogical activity in rural society : nauch-nyj doklad / A. V Nagibina. Moskva : ISP RAO, 2010. 68 s.
16. Nikolina, V V Cennostnye aspekty realizacii kraevedcheskogo podhoda v izuchenii shkol'nyh jekologicheskih i geograficheskih disciplin = Value aspects of the implementation of the local history approach in the study of school environmental and geographical disciplines // Priroda Povolzh'ja : mezhvuz. sbornik nauch. trudov. Nizhnij Novgorod : NGPU, 1997. S. 223-231.
17. Novikov A. M. Metodologija nauchnogo issledo-vanija = Methodology of scientific research / A. M. Novikov, D. A. Novikov. Moskva : Librokom, 2010. 280 s.
18. Ogorodnikova, S. V Shkol'nyj muzej novogo tipa - sredstvo grazhdanskogo obrazovanija v sel'skom sociume = The new type of school museum - a means of civic education in rural society : metodicheskoe posobie / S. V Ogorodnikova, T. A. Konysheva, T. I. Komarova ; pod redakciej V. S. Danjushenkova. Kirov : Izd-vo VjatGGU, 2009. 83 s. (Serija «Sel'skaja shkola», vyp. 6).
19. Ogorodnikova S. V Muzejno-pedagogicheskaja dejatel'nost' v sel'skom sociume = Museum and pedagogical activity in rural society : uchebno-metodicheskoe posobie / S. V. Ogorodnikova ; pod red. V S. Danjushenkova. Kirov : Izd-vo OOO «Vesi», 2015. 88 s. (Serija «Sel'skaja shkola», vypusk 20).
20. Problemy didaktiki sel'skoj shkoly: konceptu-al'nye podhody, modeli i tehnologii obuchenija = Problems of rural school didactics: conceptual approaches, models and technologies of education : praktiko-orientirovannaja monografija / O. V. Korshunova, O. G. Selivanova. Kirov : Izd-vo OOO «Izdatel'stvo «Raduga-PRESS», 2014. 292 s. (Vyp. 18. Serija «Sel'ska-ja shkola»).
21. Proekt «Razvitie agroobrazovanija v Kirovskoj oblasti» = Project «Development of agro-education in the Kirov region. URL: kirovipk.ru/proekty/razvitie-agroobrazovaniya-v-kirovskoy-oblasti [sajt] (Data obrashhenija: 10.02.2019).
22. Professional'nyj standart pedagoga = Professional standard of the teacher. URL: docs.cntd.ru [sajt] (data obrashhenija: 12.02.2019).
23. Sejnenskij A. E. Kraevedenie v shkol'nom is-toricheskom obrazovanii = Local studies in school history // Prepodavanie istorii i obshhestvoznanija v shkole. 2004. № 10. S. 19-28.
24. Sillaste G. G. Sel'skaja shkola i selo Rossii v nachale XXI veka = Rural school and village of Russia in the early XXI century : monografija / pod obshhej redakciej doktora istoricheskih nauk Ju. V Borisova -professora Diplomaticheskoj akademii MID RF, Zaslu-zhennogo dejatelja nauki Rossii, Chrezvychajnogo i Polnomochnogo Poslannika RF. Moskva : Centr obra-zovatel'noj literatury, 2003. 502 s.
25. Slastenin V. A. Gumanisticheskaja paradigma pedagogicheskogo obrazovanija = Humanistic paradigm of pedagogical education // Magistr. 1994. № 6. S. 3-8.
26. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Fed-eracii na period do 2025 goda = Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025. URL: government.ru [sajt] (data obrashhenija: 11.02.2019).
27. Strategija ustojchivogo razvitija sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda = Strategy for sustainable development of rural areas of the Russian Federation for the period up to 2030. URL: government.ru [sajt] (data obrashhenija: 11.02.2019).
28. Teorija i praktika sociokul'turnoj modernizacii sovremennoj sel'skoj shkoly = Theory and practice of sociocultural modernization of modern rural school : sb. nauch.-metod. st., posvjashh. 5-letiju nauch.-issledovat. lab. teorii i praktiki razvitija sel'skoj shkoly Karelija «Sel'skaja shkola Karelii: teorija i praktika razvitija» / pod nauch. red. Z. B. Eflovoj ; M-vo obraz. i nauki RF, FGBOUVPO «KGPA». Petrozavodsk : Izd-vo KGPA, 2012. 208 s. : il.
29. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija = Federal state educational standard for basic general education / M-vo obrazovanija i nauki Ros. Federacii. 2-e izd. Moskva : Prosveshhenie, 2013. 48 s. (Standarty vtorogo pokoleni-
ja).
30. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstvija k mysli. Sistema zadanij = Formation of universal educational actions in the compulsory school: from action to thought. System of tasks : ucheb. posobie dlja obshheobrazovat. organizacij / A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaja, I. A. Volodarskaja i dr. ; pod red. A. G. Asmolova. 5-e izd. Moskva : Prosveshhenie, 2016. 159 s.: il. (Standarty vtorogo pokolenija).
31. Shemanaev, V A. Realizacija kraevedcheskogo podhoda v uslovijah reformirovanij a shkol'nogo geo-graficheskogo obrazovanija = Implementation of local history approach in the context of school geographical education reform // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2010. № 6. S. 148-150.
32. Jasvin V A. Obrazovatel'naja sreda: ot modeliro-vanija k proektirovaniju = Education environment: From modeling to design. Moskva : Smysl, 2001. 365 s.
33. Jasnickaja V R. Teorija i metodika social'nogo vospitanija v malochislennoj sel'skoj shkole = Theory and methodology of social education in a small rural school / pod obshhej redakciej A. V. Mudrika. Moskva : «Ka-non+» ROOI «Reabilitacija», 2009. 368 s.