Научная статья на тему 'Критериально-измерительный аппарат диагностики сформированности гражданской идентичности сельских школьников'

Критериально-измерительный аппарат диагностики сформированности гражданской идентичности сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
768
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРИТЕРИАЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СЕЛА / CIVIC IDENTITY / CRITERIA-MEASURING APPARATUS / DIAGNOSTICS OF THE FORMATION OF CIVIL IDENTITY / RURAL SCHOOLCHILDREN / MUSEUM AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF THE RURAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Огородникова Светлана Витальевна

Представлен критериально-измерительный аппарат диагностики сформированности гражданской идентичности сельских школьников на основе музейно-педагогической деятельности. Показаны варианты обработки экспериментальных данных диагностик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criterial-measuring apparatus for diagnosing the formation of the civil identity of rural schoolchildren

The criterial and measuring apparatus for diagnosing the formation of the civil identity of rural schoolchildren on the basis of museum and pedagogical activity is presented. Variants of processing of experimental data of diagnostics are shown.

Текст научной работы на тему «Критериально-измерительный аппарат диагностики сформированности гражданской идентичности сельских школьников»

опыт, проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф., (г. Уфа, 26 ноября 2010 г.) / М-во образования Республ. Башк., Ин-т развития образования Республ. Башк. Уфа : Изд-во Ин-т развития образования Республ. Башк., 2010. С. 11-14.

2. Белорыбкина Е. А., Огнева Е. Н., Смирнов Д. В. Оценка и контроль учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования: промежуточные итоги деятельности опытно-экспериментальной площадки // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 3(117). С. 90-109.

3. Смирнов Д. В. Проектирование структуры примерных программ внеурочной деятельности на основе краеведения // Роль и место краеведения в гражданско-патриотическом воспитании учащихся в образовательных учреждениях : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Рязань, 24-26 марта 2010 г.) / Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2010. С. 170-178; Смирнов Д. В. Проектирование содержания примерных программ внеурочной деятельности для общеобразовательных учреждений с использованием ресурсов туризма и краеведения // Туризм и культурное наследие Сибирского региона : материалы Х науч.-практ. Всерос. турист.-краевед. конф. (г. Ханты-Мансийск, 17-19 февр. 2011 г.) / Югорский гос. ун-т. Ханты-Мансийск : Ред.-изд. отдел АУ ДПО ХМАО-Югры «Ин-т развития образования», 2011. С. 79-87.

УДК 371.264; 37.012.8; 001.891.7; 37.032

С. В. Огородникова

КРИТЕРИАЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Представлен критериально-измерительный аппарат диагностики сфор-мированности гражданской идентичности сельских школьников на основе музейно-педагогической деятельности. Показаны варианты обработки экспериментальных данных диагностик.

The criterial and measuring apparatus for diagnosing the formation of the civil identity of rural schoolchildren on the basis of museum and pedagogical activity is presented. Variants of processing of experimental data of diagnostics are shown.

Ключевые слова: гражданская идентичность, критериально-измерительный аппарат, диагностика сформированности гражданской идентичности, сельские школьники, музейно-педагогическая деятельность в условиях села.

Keywords: civic identity, criteria-measuring apparatus, diagnostics of the formation of civil identity, rural schoolchildren, museum and pedagogical activity in conditions of the rural school.

В современной России все более актуальной становится проблема гражданской идентичности. Особую остроту приобретают вопросы, связанные с формированием гражданской идентичности подрастающего поколения российских граждан, так как именно эта часть общества наиболее уязвима и подвержена разного рода негативным влияниям. Проблема формирования гражданской идентичности актуальна и для сельских школ, доля которых в настоящее время составляет в среднем 70% от общего количества школ России. В нашем понимании наиболее эффективным ресурсом в решении проблемы формирования гражданской идентичности учащихся сельских школ является музейно-педагогическая деятельность. Музей сельской школы играет особую роль в жизни сельского сообщества, является системообразующим фактором краеведческой работы, в той или иной степени центром культурного наследия жителей села и округи.

Среди вопросов, связанных с формированием гражданской идентичности, особенно сложным является вопрос ее мониторинга. В связи с этим нами был разработан критериально-измерительный аппарат диагностики сформированности гражданской идентичности сельских школьников. Цель статьи - дать характеристику аппарата и представить вариант его апробации.

Диагностический аппарат использовался в экспериментальной деятельности, осуществляемой на базе музея истории села Среднеивкино (Кировская область) в 2014-2016 гг. по теме «Формирование гражданской идентичности сельских школьников в му-зейно-педагогической деятельности».

1. Аппарат, в основу которого положена одна из методик Ярославской научной школы (Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки : учеб.-метод. пособие / под ред. Л. В. Байбородовой, А. В. Репиной. Ярославль: Департамент образования Ярославской области ; Изд-во «Канцлер», 2013. С. 264-272), включает критериальный блок, представляющий собой совокупность критериев и их показателей для трех уровней, и измерительный инструментарий, состоящий из диагностических методик закрытого и открытого типа, учитывающих возрастные особенности учащихся.

Критерии отражают специфику процесса формирования гражданской идентичности в условиях музейно-педагогической деятельности на селе: 1) отношение к окружающей природе; 2) отношение к малой родине (семья, школа, село, агропредприятие); 3) отношение к Отечеству (государство - Родина).

Критериям соответствуют показатели. Они конкретизируют каждый критерий по трем уровням (низкий, средний, высокий), помогают установить уровень сформированности каждого критерия и на основе этого определить уровень сформированности гражданской идентичности в целом как интегральный показатель всех обозначенных критериев. Показатели соотносятся с компонентами гражданской идентичности: когнитивный, ценностно-эмоциональный, деятельностный.

Критерии, показатели, уровни сформированности гражданской идентичности сельских школьников на основе музейно-педагогической деятельности

(на основе методики оценки и самооценки уровня сформированности гражданской идентичности, разработанной авторским коллективом под руководством Л. В. Байбородовой)

Критерии Показатели и уровни

Высокий Средний Низкий

1. Отношение к окружающей природе • Самостоятельно, с интересом, получает знания о природе; • любит и ценит природу, призывает к этому других; • бережет природу, побуждает к бережному отношению других • Получает знания о природе под руководством учителя; • относится к природе сдержанно; • участвует в деятельности по охране природы по предложению взрослых • Не желает получать знания о природе, стремится уклониться от этого; • к природе рав-нодушен(-на); • не участвует в деятельности по ее охране

2. Отношение к малой родине (семья, школа, село, агрофирма) • Самостоятельно, с интересом, изучает историю своей семьи, школы, села, агрофирмы, традиции родного края, проблемы по благоустройству села; • Изучает местную историю во время занятий в школе, чаще всего при побуждении учителя, иногда слушает рассказы взрослых и ровесников о прошлом села; • Не интересуется историческим прошлым; • не испытывает никаких особых чувств по отношению к тому месту, где живет;

Критерии

Показатели и уровни

Высокий

Средний

Низкий

• гордится историческим прошлым и настоящим малой родины, ценит культурное наследие, традиции предков, с уважением относится к односельчанам;

• бережет исторические и культурные памятники своей местности, призывает к этому других, активно поддерживает и пропагандирует традиции края, общается с местными умельцами, стремится использовать и распространять их опыт, находит дела, полезные для своей школы, села и организует их_

• может испытывать чувство гордости за свою малую родину;

• участвует в охране памятников культуры и природы под руководством учителя, в делах, полезных для школы, села, организованных другими людьми

• не принимает участия в делах на пользу своему селу

3. Отношение к Отечеству

• Самостоятельно, с интересом, изучает историю и культуру своей Родины, законы государства, права и обязанности гражданина;

• гордится своим Отечеством, уважает законы, осознает необходимость исполнения обязанностей, с уважением относится к соотечественникам;

• хочет и будет служить Отечеству и призывать к этому

• Получает знания об истории и культуре Отечества, о законах государства, правах и обязанностях гражданина в основном на уроках и внеклассных мероприятиях;

• иногда испытывает чувство гордости за свою Родину, уважения к законам, к соотечественникам, осознает необходимость исполнения обязанностей;

• Не интересуется историей и культурой Родины, не знает или крайне слабо представляет законы государства, права и обязанности гражданина;

• равноду-шен(-на) к Отечеству, к законам государства, правам и обязанностям гражданина;

• не хочет служить Отечеству, быть законопос-

Критерии Показатели и уровни

Высокий Средний Низкий

других; является законопослушным гражданином, пользуется правами, уважая права других, добросовестно исполняет обязанности • будет служить Отечеству, в основном придерживается позиции законопослушного гражданина, пользуется правами, не нарушая прав других, в основном исполняет обязанности лушным гражданином, исполнять обязанности, но может пользоваться правами, игнорируя при этом права других

Диагностические методики закрытого типа состоят из 3 блоков, соответствующих критериям. Пример методики.

Диагностическая методика для учащихся 4-го класса (в каждом из 3 блоков нужно выбрать один вариант ответа)

о Отношение к природе:

• Мне интересно самому(-ой) изучать природу, ее люблю и берегу, призываю к этому друзей.

• Знания о природе получаю на уроках, участвую в охране природы по предложению и под руководством учителя или других взрослых.

• Мне не хочется получать знания о природе, я к ней равно-душен(-на), не стремлюсь участвовать в деятельности по ее охране.

о Отношение к малой родине:

• Я с интересом изучаю историю своей семьи, малой родины, знакомлюсь с современной жизнью села, испытываю гордость за него, уважаю односельчан, стараюсь бережно относиться к памятникам истории и культуры, призываю к этому друзей, с желанием участвую в общественно-полезных делах.

• Знакомлюсь с местной историей во время занятий, под руководством учителя, иногда слушаю рассказы взрослых и ровесников о прошлом села, могу испытывать чувство гордости за свою малую родину, участвую в полезных делах, организованных другими людьми, чаще всего под руководством учителя.

• Мне неинтересно то, что происходило в селе в прошлом, я равнодушен(-на) к тому, что происходит вокруг сейчас, в общественных делах не участвую.

о Отношение к Отечеству (рассматривается в широком смысле, т. е. не только служба в армии, а любая деятельность на благо общества):

• Меня интересует история нашей страны, какие законы действуют в государстве, я горжусь своим Отечеством, став взрос-лым(-ой), буду ему служить, исполнять законы и призывать к этому других.

• Я получаю знания об Отечестве в школе, иногда испытываю чувство гордости за свою Родину, став взрослым(-ой), наверное, буду служить Отечеству, пользоваться правами и исполнять обязанности.

• Я равнодушен(-на) к Отечеству, не хочу ему служить, исполнять обязанности.

Примеры диагностических методик открытого типа.

Диагностическая методика для учащихся 8-го класса

Незаконченный тезис

1. В моем понимании Родина - это ...

2. Я горжусь своей страной, потому что ...

3. Мне не нравится в своей стране, потому что ...

4. Быть достойным гражданином страны - для меня это значит .

5. Я могу сделать для своей страны ...

Отношение к малой родине

1. Я люблю свое село, потому что ...

2. Если бы мне предложили хорошую работу на селе, то я ...

3. Я горжусь односельчанами, потому что ...

4. Если потребуется помощь селу, то я .

5. Если бы мне предложили переехать в город, то я .

Обработка экспериментальных данных диагностик проводилась в двух вариантах. В первом варианте обработки рассчитывался уровень сформированности гражданской идентичности с последующим определением коэффициента полноты сформированности. Для расчета указанного коэффициента каждому из трех уровней был присвоен порядковый номер: высокий - 3; средний - 2, низкий - 1. Диагностики выполняли учащиеся 4, 8, 11-х классов.

На основе информации, имевшейся в диагностиках, по каждому учащемуся заполнялись таблицы. Образцы таблиц:

Исходный уровень сформированности гражданской идентичности учащихся

Порядковый номер уч-ся: № 1 Уровни сформированности каждого критерия Примечания (интегральный показатель с учетом всех трех критериев)

Критерии

низкий средний высокий

1. Отношение к окружающей природе 2 2 + 1 + 1

2. Отношение к малой родине 1

3. Отношение к Отечеству 1

Значения уровней по критериям в начале и в конце эксперимента

П/ № уч-ся: № 1 Критерии Значения уровней по критериям в начале эксперимента Значения уровней по критериям в конце эксперимента

низкий средний высокий низкий средний высокий

1. Отношение к природе 2 2

2. Отношение к малой родине 1 2

3. Отношение к Отечеству 1 1

После заполнения таблиц производился расчет коэффициента полноты сформированности гражданской идентичности. «Формула» сформированности гражданской идентичности выглядит следующим образом:

у

ту. реальное

К _ =-

ги х

максимально возможное

где

К

ги - коэффициент полноты сформированности у школьника ГИ;

X

реальное - сумма набранных учеником баллов по трем критериям;

х

максимально возможное = 9 (максимально возможный балл в

сумме по всем трем критериям).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нами было установлено соответствие между значениями коэффициента полноты сформированности гражданской идентичности и уровнями сформированности данного качества. В таблице представлено соответствие между этими характеристиками:

1-й уровень сформированности гражданской идентичности 2-й уровень сформированности гражданской идентичности 3-й уровень сформированности гражданской идентичности

0,33 £ К и £ 0,44 0,56 £ Кии £ 0,78 0,89 £ Кш £ 1

Второй вариант обработки экспериментальных данных диагностик представлял собой применение метода модифицированной векторной диаграммы. На рис. 1 приведен пример одной из таких диаграмм.

Рис. 1. Сравнительные показатели уровня сформированности гражданской идентичности учащегося № 4 (4-й кл.)

Для анализа динамики процесса формирования гражданской идентичности учащихся результаты входной и выходной диагностик были представлены в гистограммах. На рис. 2 - пример гисто-г-раммы, отражающей сравнительные показатели сформированности гражданской идентичности по критерию «Отношение к Отечеству» учащихся 11-го класса. На рис. 3 - пример гистограммы, отражаю-

щей сравнительные показатели сформированности гражданской идентичности по коэффициентам полноты учащихся 8-го класса.

Рис. 2. Сравнительные показатели сформированности гражданской идентичности по критерию «Отношение к Отечеству» учащихся 11-го кл.

Рис. 3. Сравнительные показатели сформированности гражданской идентичности по коэффициентам полноты учащихся 8-го кл.

В результате анализа динамики формирования гражданской идентичности учащихся была выявлена положительная тенденция данного процесса.

Таким образом, критериально-измерительный аппарат диагностики сформированности гражданской идентичности сельских школьников позволяет осуществить мониторинг процесса формирования данного качества, с учетом специфики формирования гражданской идентичности в сельском социуме средствами музей-но-педагогической деятельности.

УДК 37.032; 371.266; 37.012.8

Е. А. Джафарова, Л. Н. Каюмова, О. С. Филиппова

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье описывается опыт применения методики оценивания патриотичности воспитанников в учреждении дополнительного образования.

The article describes the experience of applying the assessing method of the pupils' patriotism in the institution of additional education.

Ключевые слова: воспитание, компетенции, методика оценивания, патриотичность, социализация.

Keywords: upbringing, competence, method of evaluation, patriotism, socialization.

Во исполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ...» (30.12.2017), которая предполагает разработку научно обоснованной системы мониторинга патриотичности, педагоги Центра обратились к методикам профессора С. Г. Молчанова, обеспечивающим эффективное оценивание и формирование позитивных социальных, в частности патриотических, компетенций.

Воспитание - одна из основных социальных функций образовательного учреждения дополнительного образования. Цель воспитания заключается в наиболее полном становлении личности, способной к духовному и физическому развитию, совершенствованию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.