Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования культурной идентичности сельских школьников Ленинградской области глазами учителей'

Педагогические условия формирования культурной идентичности сельских школьников Ленинградской области глазами учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / CULTURAL IDENTITY / RURAL SCHOOLCHILDREN / PEDAGOGIC CONDITIONS / SCHOOL MUSEUMS OF LOCAL HISTORY AND HISTORICAL EDUCATION / LENINGRAD REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окладникова Елена Алексеевна

В статье рассмотрены педагогические условия формирования культурной идентичности сельских школьников Ленинградской области (на примере трёх школ), описаны наиболее распространеные методы музейной педагогики, позитивные условия формирования культурной идентичности учащихся на базе школьных музеев краеведческого и исторического профилей; выявлены компоненты педагогических условий, в системе которых осуществлялось формирование культурой идентичности сельских школьников; создана авторская модель культурной идентичности сельских школьников Лениградской области. Анализ нарративов школьных учителей и учеников, полученных методов фокус-групп показал, что педагогические условия это не только содержание и методы образовательных практик. Главную роль в системе педагогических условий формирования культурной идентичности сельских школьников играет личность учителя-куратора, а часто и создателя школьного музея краеведческого и исторического профилей. Педагогические условия формирования культурной идентичности сельских школьников сближают родителей и учеников школы, удовлетворяют углубленные гуманитарные интересы учащихся. Учителя же способствуют трансляции позитивных традиционных норм сельского общежития от старших поколений младшим, а именно: укрепляют соседские связи и взаимопомощь, интерес к истории Малой Родины и объектам её сакрального ландшафта, сохранению объектов нематериального культурного наследия (местный говор, праздники, песни, фольклор). Наиболее успешно учителям удается это делать в начальных классах и классах среднего уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic conditions for forming a cultural identity of rural schoolchildren of Leningrad Region with the eyes of teachers

The article discusses the pedagogic conditions for the formation of the cultural identity of rural schoolchildren in Leningrad Region (using the example of three schools), describes the most common methods of museum pedagogy, according to teachers, creating positive conditions for the formation of the cultural identity of pupils on the basis of school museums of local history and historical profiles; three components of pedagogic conditions were revealed, which, according to teachers, "work" in the field of formation of a cultured identity of rural schoolchildren; the author's model of cultural identity of rural schoolchildren of Leningrad Region is described. An analysis of the narratives of schoolteachers and pupils, which were the resulting methods of focus groups, showed that pedagogic conditions are not only content and methods of educational practices. What plays a major role in the system of pedagogic conditions for the formation of cultural identity of rural schoolchildren is the personality of the teacher-handler, and often of the creator of the school museum of local history and historical profiles. Pedagogic conditions of formation of cultural identity of rural schoolchildren bring parents and pupils of school closer together, satisfy deep humanitarian interests of pupils. As for teachers, they contribute to broadcasting positive traditional norms of the rural hostel from older generations to younger ones, namely: strengthen neighbourhood ties and mutual assistance, interest in the history of native heath and objects of its sacred landscape, preservation of objects of intangible cultural heritage (local patois, holidays, songs, folklore). This is done most successfully by teachers in primary and middle-level classes.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования культурной идентичности сельских школьников Ленинградской области глазами учителей»

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-41-45 УДК 371

Окладникова Елена Алексеевна

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЕЙ

В статье рассмотрены педагогические условия формирования культурной идентичности сельских школьников Ленинградской области (на примере трёх школ), описаны наиболее распространенные методы музейной педагогики, позитивные условия формирования культурной идентичности учащихся на базе школьных музеев краеведческого и исторического профилей; выявлены компоненты педагогических условий, в системе которых осуществлялось формирование культурой идентичности сельских школьников; создана авторская модель культурной идентичности сельских школьников Ленинградской области. Анализ нарративов школьных учителей и учеников, полученных методов фокус-групп показал, что педагогические условия - это не только содержание и методы образовательных практик. Главную роль в системе педагогических условий формирования культурной идентичности сельских школьников играет личность учителя-куратора, а часто и создателя школьного музея краеведческого и исторического профилей. Педагогические условия формирования культурной идентичности сельских школьников сближают родителей и учеников школы, удовлетворяют углубленные гуманитарные интересы учащихся. Учителя же способствуют трансляции позитивных традиционных норм сельского общежития от старших поколений младшим, а именно: укрепляют соседские связи и взаимопомощь, интерес к истории Малой Родины и объектам её сакрального ландшафта, сохранению объектов нематериального культурного наследия (местный говор, праздники, песни, фольклор). Наиболее успешно учителям удается это делать в начальных классах и классах среднего уровня.

Ключевые слова: культурная идентичность, сельские школьники, педагогические условия, школьные музеи краеведческого и исторического профиля, Ленинградская область.

Информация об авторе: Окладникова Елена Алексеевна, ORCID 0000-0003-4720-9584, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры социологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия.

Е-mail: okladnikova-ea@yandex.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 13.11.2019.

Для цитирования: Окладникова Е.А. Педагогические условия формирования культурной идентичности сельских школьников Ленинградской области глазами учителей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 41-45. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-41-45.

Yelena A. Okladnikova

Herzen State Pedagogic University of Russia

PEDAGOGIC CONDITIONS FOR FORMING A CULTURAL IDENTITY OF RURAL SCHOOLCHILDREN OF LENINGRAD REGION WITH THE EYES OF TEACHERS

The article discusses the pedagogic conditions for the formation of the cultural identity of rural schoolchildren in Leningrad Region (using the example of three schools), describes the most common methods of museum pedagogy, according to teachers, creating positive conditions for the formation of the cultural identity ofpupils on the basis of school museums of local history and historical profiles; three components of pedagogic conditions were revealed, which, according to teachers, «work» in the field offormation of a cultured identity of rural schoolchildren; the author's model of cultural identity of rural schoolchildren of Leningrad Region is described. An analysis of the narratives of schoolteachers and pupils, which were the resulting methods of focus groups, showed that pedagogic conditions are not only content and methods of educational practices. What plays a major role in the system of pedagogic conditions for the formation of cultural identity of rural schoolchildren is the personality of the teacher-handler, and often of the creator of the school museum of local history and historical profiles. Pedagogic conditions of formation of cultural identity of rural schoolchildren bring parents and pupils of school closer together, satisfy deep humanitarian interests of pupils. As for teachers, they contribute to broadcasting positive traditional norms of the rural hostel from older generations to younger ones, namely: strengthen neighbourhood ties and mutual assistance, interest in the history of native heath and objects of its sacred landscape, preservation of objects of intangible cultural heritage (local patois, holidays, songs, folklore). This is done most successfully by teachers in primary and middle-level classes.

Keywords: cultural identity, rural schoolchildren, pedagogic conditions, school museums of local history and historical education, Leningrad Region.

Information about the author: Yelena A. Okladnikova, ORCID 0000-0003-4720-9584, Doctor of Historical Sciences, Professor, Herzen State Pedagogic University of Russia, St. Petersburg, Russia.

Е-mail: okladnikova-ea@yandex.ru

Article received: November 11, 2019.

For citation: Okladnikova Ye. A. Pedagogic conditions for the formation of cultural identity of rural schoolchildren of Leningrad Region through the eyes of teachers. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 1, pp. 41-45 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-41-45.

© Окладникова Е.А., 2020

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

41

В условиях информационного общества изменяется спектр культурных идентич-ностей, с которыми себя ассоциируют как горожане, так и сельские жители. Дигитализа-ция общественных отношений, ускорение темпов миграционных процессов, рационализация общего типа сознания как факторы, стимулирующие развитие информационного общества, оказывают влияние на когнитивные, деятельностные и личностные характеристики сельских школьников Ленинградской области (далее - ЛО), на весь процесс их культурной идентификации. Отдельные аспекты этой проблемы нашли отражение в государственных документах, регламентирующих процессы культурной идентификации молодёжи и школьников [Концепция].

Целью исследования является изучение тенденций совершенствования педагогических условий формирования культурной идентификации сельских школьников ЛО, которые обеспечивает школьный музей краеведческого и исторического профилей.

Методика и теоретическое обоснование исследования. В работе над проектом мы использовали метод фокус-группы и неформализованное глубинное интервью с сельскими учителями. Теоретическим базисом, на котором осуществлялась формулировка положений программы нашего исследования, были: 1) социально-педагогическая теория, системно отражающая закономерности культурной социализации и определяющая факторы, которые способствуют в дальнейшем культурной идентификации школьников как части социальной идентификации (И. С. Кон, А.П. Ва-лицкая, М.В. Шакурова); 2) теории личности, деятельности и общения; 3) положения о социальном воспитании сельских школьников (В.Д. Семенов, Д.И. Фельдштейн, А.М. Цирюльников) как процессе формирования их историко-культурного опыта и историко-культурной социализации на базе использования педагогических методик в области музееведения, этнопедагогики и краеведения, разработанных А.М. Анохиным, Т.И. Баклановой, В.М. Бызовой, Т. Ф. Кузиной, Г. С. Виноградовым.

Обобщая наблюдения теоретиков педагогической мысли, социологов, социальных психологов и историков-краеведов в интересующей нас области знания, мы выявили противоречия, мешающие совершенствованию педагогических условий формирования культурной идентификации сельских школьников ЛО сегодня. Это противоречия:

1) между теоретическими разработками организации музейно-педагогической работы в сельских школах и недостаточным анализом социально-культурного потенциала жизненного мира (габитуса) школьников, который оказывает влияние на формирование культурной идентичности сельских школьников;

2) между использованием опыта музейной работы в образовательном процессе и отсутствием его научного осмысления применительно к практике его в воспитании культурной идентичности сельских школьников ЛО;

3) между признанием позитивных возможностей музейной педагогики (с опорой именно на педагогические условия, которые создаются с помощью школьных краеведческих и исторических музеев) и повседневной практикой воспитания культурной идентичности у сельских школьников. Проблемным вопросом, или сверхзадачей, нашего исследования стало описание и сравнительный анализ таких технологий музейной педагогики, при которых процесс формирования культурной идентичности сельских школьников ЛО, по мнению сельских учителей, оказывается эффективным.

По мнению З. Баумана, существуют два вида сообществ, члены которых определяют свою культурную идентичность на основании двух разных принципов: 1) принципа жизненного мира, т. е. общностью судьбы и условий жизни, и 2) конструктивного принципа, а именно: связанность группы людей только идеями [Бауман: 34-35]. Согласно этому определению, в сообществах первого типа не возникают проблемы с определением культурной идентичности его членов. В сообществах второго типа такие проблемы есть. В силу того, что культурная идентичность - это аспект социальной идентичности, ряд исследователей склоняется к мысли, что она возникает под влиянием таких факторов, как образование, гражданство, уровень развития науки и др. На практике культурная идентичность реализуется как баланс идей, ценностей, духовных практик, обычаев и т. п. При этом мы отдавали себе отчёт, что этот вид идентификации у школьников имеет двоякую природу [Петрова: 67-69]: один тип культурной идентификации, основанный на принципе жизненного мира, является естественным, а другой тип, возникающий в результате «работы» конструктивистского принципа, задается в процессе обучения в школе, уточняется и меняется в процессе социализации человека [Шакурова: 78].

Результаты исследования и их обсуждение. Базой исследования стали три школы ЛО (МОУ сельская школа д. Лаголово, МОУ сельская школа пос. Ропша, и МОУ сельская школа д. Беседа). С учителями (N=34) и активистами школьного музея (школьники-экскурсоводы) (N=23) проводились фокус-группы. Школьники оказались весьма однородны по своему составу: уровню общего развития и своему демографическому статусу. Все они проживают в сельской местности. Учителя также в основном родились в сельской местности, учились в этих школах, а затем стали здесь преподавать. Такой состав изучаемых групп респондентов существенно повышает достоверность результатов исследования.

Вестник КГУ А 2020

42

Школьные музеи краеведческого и исторического профилей в тех сёлах ЛО, где проводили исследование (Ропша, Беседа и Лаголово), различаются: 1) размерами помещений, в которых собраны экспонаты, 2) наличием/отсутствие музейного инвентаря, 3) личностными особенностями куратора, как правило учителя истории, совмещающего преподавательскую работу с работой хранителя коллекций, библиотекаря. Общим для тех трёх сельских школ, в которых существуют школьные музеи именно этого профиля, является наличие: 1) экспонатов по естественней истории края; 2) раздела традиционной русской / финно-угорской культуры; 3) раздела культуры советского периода, в котором большую часть экспонатов относится в периоду Великий Отечественной войны; 4) раздела, в котором хранятся материалы по личной истории жителей села; 5) раздела, в котором представлены краеведческие исследования школь-

ников. Как правило, помещение школьного музея бывает закрыто, а ключ от помещения хранится у куратора или на вахте, что обусловлено техническими причинами (невозможность обеспечить охрану экспонатов, отсутствие постоянного штата экскурсоводов и т. п.). Краеведческий и исторический музей сельской школы по своему типу является «кладовкой ценностей». Как нам объясняли учителя, школьный музей создает педагогические условия для формирования культурной идентичности школьников, ибо периодически предоставляет предметно-развивающие материалы (артефакты) для реализации учителями когнитивной, личностной и эмоциональной составляющих музейно-пе-дагогических образовательных технологий. Дети посещают музей по конкретным случаям: 1) государственные и календарные праздники; 2) занятия с учителями по определенным темам; 3) работа в кружке экскурсоводов.

Таблица 1

Виды педагогических технологий формирования культурной идентичности

сельских школьников ЛО и инструментарий музейной педагогики

Когнитивная технология музейной педагогики Личностная/деятельностная (формирования культурной идентичности) технология музейной педагогики Эмоциональная/ мотивационная (коммуникативная) технология музейной педагогики.

Педагогические условия Виды и формы практического применения Педагогические условия Виды и формы практ. применения Педагогические условия Виды и формы практ. применения

Возгонка интеллектуального оптимизма Формирование «интереса», т. е. технология возгонки интеллектуального оптимизма, борьба с безразличием Школьный музей - первые и самые важные врата в историю малой Родины для сельских школьников Дети «попадают» в историю малой Родины и не только через музейные экспонаты Диалогические методики (диалог поколенческий, возрастной, между своим и чужим) Формы диалога: старшеклассники проводят экскурсии; родители общаются с детьми, дети рассказывают о музее

Создание условий развития критического абстрактного мышления у школьников Артефакты школьного музея воспитывают у школьника умение критически мыслить Укоренение в традиционной русской культуре через музейные артефакты Наглядный материал музейных артефактов, которые укореняют в сознании своей культурной идентичности как представителя русской культуры, культуры именно этого сельского сообщества Усиление взаимодействия между деревенским сообществом и школой Дети приносят из дома вещи в музей. Старшие дети проводят для младших мастер-классы

Знания, умения, навыки Установка на интеллектуальную работу экскурсовода со школьниками (необходимость разъяснений по поводу экспонатов школьного музея), иначе посещение музея для школьника будет не эффективно Чувство преемственности поколений Информацию передают изустно, но в процессе этой трансляции знаний возникает чувство преемственности поколений, формируется культурная идентичность школьников Связь: коммуникативная компетентность - социальный статус Повышение коммуникативной компетентности школьников, как следствие, повышение их социального статуса

Научная профориентация Научная профориентация. Углублённый интерес к историческим деталям - с этого начинается научный интерес. Проектная музейная работа школьников - основа будущей профессиональной карьеры. Трансмиссия достижений традиционной культуры, интерактивные технологии Музейные экспонаты стали выносить в пространство школы (вестибюль, учебные помещения) Воспитание доброты, эмпатии к другим людям Общение с музеем открывает в детях доброту. Дети узнали о пионерской организации, захотели создать отряд тимуровцев

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

43

Во время проведения фокус-группы с учителями на наш вопрос о том, какие инструменты музейной педагогики из числа классических они применяют на практике с целью создать педагогические условия формирования культурной идентичности школьников, а именно: 1) технологии развития когнитивных способностей учеников; 2) технологии развития личностной составляющей учащихся (воспитание культурной идентичности); 3) технологии развития эмоциональной составляющей (коммуникативные) с использованием средств му-зейной-педагогики, т. е. с использованием материалов именно школьного музея, - мы получили ответы, смыслы которых сведены в таблицу 1.

По мнению школьных учителей, школьный музей - это первые и самые важные врата для сельских школьников в историю их малой Родины. Педагогические технологии музейной педагогики, которые разрабатываются учителями на артефактной базе школьного музея, создают условия для формирования культурной идентичности (см. рис. 1) сельских школьников следующими способами: 1) способствуют возникновению чувства укорененности детей в пространствах малой Родины и традиционной русской культуры одновременно; 2) поддерживают и обостряют чувство преемственности (межпоколенческой) культуры; 3) осуществляют процесс трансмиссии культурных образцов на интерактивном уровне (школьный музей демократичен, он предоставляет возможность выносить музейные экспонаты за пределы собственно залов школьного музея, помещать их в вестибюле, в классах, где идут занятия).

Анализ материалов фокус-групп, выделение ключевых слов, которые выражали смыслы высказываний учителей, предоставили нам сформировать модель представлений учителей о понятии «культурная идентичность сельских школьников». Особенностями этой модели являются: 1) культурная идентичность сельских школьников Ленинградской области является аспектом социальной

идентичности; 2) базовыми компонентами модели культурной идентичности школьников Ленинградской области, по мнению учителей, стали: русский язык как символ самопознания школьников; сельская местность как жизненное пространство их культуры; возраст, который определяет для школьников информационно-эмоциональную насыщенность постигаемого культурного контекста идентичности; чувство преемственности культуры как сопричастность школьников к прошлому, истории их малой Родины, постигаемой через практики школьного музея, общение с экспонатами; нравственные ценности; общие нормы поведения, санкционированные культурой сельской общины.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. Педагогические условия формирования культурной идентичности сельских школьников методами музейной педагогики, т. е. с использованием материалов школьного музея краеведческого и исторического профилей во время уроков, служат целям: 1) интеграции учебной и внеучебной работы; 2) осуществления связи между старшим и младшим поколением жителей села); 3) уважительного отношения к опыту поколений и истории малой Родины; 4) осуществления личностно-ори-ентированного подхода к каждому школьнику -участнику музейной деятельности; 5) расширения социальных контактов сельских школьников. Эти условия, создаваемые, как правило, учителями-энтузиастами, по совместительству активными кураторами музея при поддержке директоров школ, открывают возможность для творческого развития школьников. Такого рода педагогические условия сближают родителей и учеников школы, удовлетворяют углубленные гуманитарные интересы учащихся. Педагогические условия этого типа носят системный характер и развиваются в трёх изученных нами школах ЛО на нескольких уровнях: 1) индивидуальном (школьники-экскурсоводы, школьники-посетители музея); 2) местном (сель-

Рис. 1. Модель культурной идентичности сельских школьников Ленинградской области

Вестник КГУ Л 2020

44

ском); 3) районном (олимпиады, конкурсы, смотры, конференции школьников); 4) областном, 5) осударственном (поездки победителей в Орлёнок и Артек).

Модель культурной идентичности сельских школьников ЛО включает три компонента: когнитивный, мотивационно-деятельностный и ценностно-эмоциональный. Ценностно-эмоциональный компонент модели имеет подвижную оболочку, подверженную изменениям, определяющим специфику поколенческих различий (возрастных: дети / учителя / родители), цивилизационных (влияние цифровизации, медиакультуры, виртуализации, среды обучения) и др. Мотивационно-деятельностный компонент способствует социализации и формированию индивидуальных моделей будущего учащихся. Когнитивный компонент формирует историко-культурную сферу картины мира школьников.

Объем понятия «педагогические технологии» в контексте наших исследований включает содержательный (артефакты материального и нематериального культурного наследия, составляющие фонд сельского школьного музея) и методологический (методы музейной педагогики) компоненты. Методы музейной педагогики оказывают позитивное влияние на процесс формирования культурной идентичности сельских школьников ЛО. Эти методы реализуются учителями на материалах школьных музеев исторического и краеведческого профилей. Общими для модели культурной идентичности сельских школьников являются:

1) ментальные клише (моральные приоритеты);

2) повседневные практики (нормы поведения);

3) жизненные приоритеты (нормы поведения, сельское место проживания); 4) социальные коммуникативные технологии (язык общения и мышления).

Сельские учителя методами музейной педагогики стараются поддерживать специфику местного нарратива (единство говора, общедеревенское лексическое поле), создавать тенденцию осовременивания истории, формировать уважительное отношение своих воспитанников к опыту поколений, прививать им любовь к малой Родине). Например, мы заметили, что чем дальше сельская школа расположена от Санкт-Петербурга, тем менее явным становится различие устаревшей и современной деревенской лексики в языке сельских школьников. Учителя стараются создавать такие педагогические условия методами музейной педагогики, в которых групповое «я» учащихся начинает превалировать над индивидуальным. Тем самым учителя способствуют трансляции позитивных традиционных норм сельского общежития от старших поколений младшим, а именно содействуют: укреплению соседских связей и взаимопомощи, интереса к истории малой Родины и объектам её

сакрального ландшафта, сохранению объектов нематериального культурного наследия (местный говор, праздники, песни, фольклор). Наиболее успешно учителям это удается делать в начальных классах и классах среднего уровня. Согласно опыту наших учителей-респондентов, в старших классах, когда индивидуальное «я» учеников начинает превалировать над групповым, формировать сельскую культурную идентичность, предполагающую: интерес к историческим памятникам малой Родины, материальному и нематериальному культурному наследию, представленному коллекциями школьного музея, уважительное отношение к традициям предков - становится всё труднее.

Список литературы

Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005, 305 с.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/ kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html.

Петрова Е.В. Педагогические условия культурной идентификации учащихся класса с углубленным изучением обществоведческих предметов: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 156 с.

Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: дис ... докт. пед. наук. М., 2007. 362 с.

References

Bauman Z. Individualizirovannoe obshestvo [Individualized society]. Moscow, Logos, 2005, 305 p. (In Russ.)

Konsepsia duchovno-nravsvennogo razvitia i vospitania lichnosti uhashdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia]. URL: mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/ kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html.

Petrova E.V. Pedagogicheskie uslovia kulturnoi identificasii uchachihsa classa s uglublennim isucheniem obshestvennich predmetov: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the cultural identification of class students with in-depth study of social studies subjects]. Kostroma, 2006, 156 p. (In Russ.)

Sharuriva M.V Pedagogicheskoe soprovozhdenit stanovlenia i rasvitia sociokulturoi identichnosti shkolnikov: dis.... dok. ped. nauk [Pedagogical support of the formation and development of socio-cultural identity of students]. Moscow, 2007, 362 p. (In Russ.)

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.