Научная статья на тему 'НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ'

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ СРЕДА / ФОРМИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусев Дмитрий Александрович, Повшедная Фаина Викторовна

В статье представлены результаты многолетнего опыта по реализации идеи народной культуры и народного прикладного творчества в формировании психологически комфортной среды сельской школы. В современных социально-экономических условиях, которые характеризуются интенсивными миграционными и демографическими процессами, во многом изменяется образ жизни села. Особенно заметно меняется социальная инфраструктура села, что создает определенные трудности учителю. Вместе с тем, как показывает практика необходимо создание и сохранение психологически комфортной среды сельской школы, в которой учитель имеет возможность наиболее эффективно развивать творческие способности и интересы обучающейся молодежи. Анализ теории и практики формирования психологически комфортной среды сельской школы позволил выявить противоречие между необходимостью создания психологически комфортных условий для обучения и всестороннего развития сельских школьников и их отсутствием в образовательной деятельности школы. Данное противоречие требует поиска и разработки психолого-педагогических условий, способствующих созданию психологически комфортной среды сельской школы. Одним из таких условий, по мнению авторов, является воспитание сельских школьников средствами народной культуры и народного прикладного творчества. В статье раскрыты цели и методы исследования, обобщен опят работы учителей сельских школ. Представлены результаты проектирования и апробации модели психологически комфортной среды сельской школы, основой деятельности которой выступает народная культура и народное прикладное творчество. Данный опыт показывает возможности создания психолого-педагогической комфортной среды современной сельской школы. Реализация данной модели может быть осуществлена в условиях других сельских школ, домов детского творчества, центров ремесел, домов культуры, музеев народного творчества и других организациях сельской местности, способных создать психологически комфортную среду воспитания и развития личности растущего человека в социально-культурных условиях села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусев Дмитрий Александрович, Повшедная Фаина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK CREATIVITY AS A CONDITION FOR FORMING A PSYCHOLOGICALLY COMFORTABLE ENVIRONMENT IN A RURAL SCHOOL

The article presents the results of many years of experience in implementing the idea of folk culture and folk arts and crafts in the formation of a psychologically comfortable environment for a rural school. In modern socio-economic conditions, which are characterized by intense migration and demographic processes, the lifestyle of the village is changing in many respects. The social infrastructure of the village is changing especially noticeably, which creates certain difficulties for the teacher. At the same time, as practice shows, it is necessary to create and maintain a psychologically comfortable environment in a rural school, in which the teacher has the opportunity to most effectively develop the creative abilities and interests of students. An analysis of the theory and practice of creating a psychologically comfortable environment in a rural school has revealed a contradiction between the need to create psychologically comfortable conditions for learning and the comprehensive development of rural schoolchildren and their absence in the educational activities of the school. This contradiction requires the search and development of psychological and pedagogical conditions that contribute to the creation of a psychologically comfortable environment for rural schools. One of these conditions, according to the authors, is the education of rural schoolchildren by means of folk culture and folk arts and crafts. The article reveals the goals and methods of research, summarizes the work of teachers in rural schools. The results of designing and approbation of a model of a psychologically comfortable environment for a rural school, the basis of which is folk culture and folk arts and crafts, are presented. This experience shows the possibilities of creating a psychological and pedagogical comfortable environment for a modern rural school. The implementation of this model can be carried out in the conditions of other rural schools, houses of children's creativity, craft centers, houses of culture, museums of folk art and other organizations in rural areas that can create a psychologically comfortable environment for the upbringing and development of the personality of a growing person in the socio-cultural conditions of the village.

Текст научной работы на тему «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

выявить пробелы в знаниях, внести необходимые коррективы в дальнейшую подготовку обучающихся. Справедливо, в своем исследовании Н.П. Дутко отмечает, что использование Google-форм «способствует повышению эффективности обучения и формированию мотивации к познавательной деятельности» [2, С. 135]. Объективность и автоматическая измеримость результатов позволяет проектировать образовательный процесс не только в условиях дистанционного обучения, но и как гармоничное дополнение к традиционной системе, используя на этапе текущего и итогового контроля формируемых общекультурных и профессиональных компетенций.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что их можно использовать в образовательных учреждениях высшего образования в процессе преподавания учебного предмета «Русский язык и культура речи» на различных направлениях подготовки. В современном образовательном процессе вуза Google Forms должны стать востребованным онлайн-сервисом для проектирования системы заданий при обучении русскому языку и культуре речи.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Образовательный процесс с применением сетевых и дистанционных форм обучения / Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова, П.А. Данилова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-1. - С. 64-66.

2. Дутко, Н.П. Использование Google-сервисов в процессе обучения русскому языку / Н.П. Дутко // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 2. - С. 135-139

3. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. - М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. - 76 с.

4. Паспорт национального проекта «Образование»: сайт. - URL: https://minobmauki.gov.ru/files/NP_Obrazovanie.htm (дата обращения: 04.07.2022).

5. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2021622228 Российская Федерация. Русский язык и культура речи: часть первая: № 2021622163: заявл. 15.10.2021: опубл. 21.10.2021 / М.С. Гладышева, М.Ю. Иванова, Е.А. Сотникова; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

6. Soft skills - что это такое и где этому научиться: сайт. - URL: https https://media.foxford.ru/soft-skills/ (дата обращения: 14.07.2022).

Педагогика

УДК 37.017.925

кандидат педагогических наук, доцент Гусев Дмитрий Александрович

Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Арзамас); доктор педагогических наук, профессор Повшедная Фаина Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ

СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье представлены результаты многолетнего опыта по реализации идеи народной культуры и народного прикладного творчества в формировании психологически комфортной среды сельской школы. В современных социально-экономических условиях, которые характеризуются интенсивными миграционными и демографическими процессами, во многом изменяется образ жизни села. Особенно заметно меняется социальная инфраструктура села, что создает определенные трудности учителю. Вместе с тем, как показывает практика необходимо создание и сохранение психологически комфортной среды сельской школы, в которой учитель имеет возможность наиболее эффективно развивать творческие способности и интересы обучающейся молодежи. Анализ теории и практики формирования психологически комфортной среды сельской школы позволил выявить противоречие между необходимостью создания психологически комфортных условий для обучения и всестороннего развития сельских школьников и их отсутствием в образовательной деятельности школы. Данное противоречие требует поиска и разработки психолого-педагогических условий, способствующих созданию психологически комфортной среды сельской школы. Одним из таких условий, по мнению авторов, является воспитание сельских школьников средствами народной культуры и народного прикладного творчества. В статье раскрыты цели и методы исследования, обобщен опят работы учителей сельских школ. Представлены результаты проектирования и апробации модели психологически комфортной среды сельской школы, основой деятельности которой выступает народная культура и народное прикладное творчество. Данный опыт показывает возможности создания психолого-педагогической комфортной среды современной сельской школы. Реализация данной модели может быть осуществлена в условиях других сельских школ, домов детского творчества, центров ремесел, домов культуры, музеев народного творчества и других организациях сельской местности, способных создать психологически комфортную среду воспитания и развития личности растущего человека в социально-культурных условиях села.

Ключевые слова: народное прикладное творчество, психологически комфортная среда, формирование, сельская школа.

Annotation. The article presents the results of many years of experience in implementing the idea of folk culture and folk arts and crafts in the formation of a psychologically comfortable environment for a rural school. In modern socio-economic conditions, which are characterized by intense migration and demographic processes, the lifestyle of the village is changing in many respects. The social infrastructure of the village is changing especially noticeably, which creates certain difficulties for the teacher. At the same time, as practice shows, it is necessary to create and maintain a psychologically comfortable environment in a rural school, in which the teacher has the opportunity to most effectively develop the creative abilities and interests of students. An analysis of the theory and practice of creating a psychologically comfortable environment in a rural school has revealed a contradiction between the need to create psychologically comfortable conditions for learning and the comprehensive development of rural schoolchildren and their absence in the educational activities of the school. This contradiction requires the search and development of psychological and pedagogical conditions that contribute to the creation of a psychologically comfortable environment for rural schools. One of these conditions, according to the authors, is the education of rural schoolchildren by means of folk culture and folk arts and crafts. The article reveals the goals and methods of research, summarizes the work of teachers in rural schools. The results of designing and approbation of a model of a psychologically comfortable environment for a rural school, the basis of which is folk culture and folk arts and crafts, are presented. This experience shows the possibilities of creating a psychological and pedagogical comfortable environment for a modern rural school. The implementation of this model can be carried out in the conditions of other rural schools, houses of children's creativity, craft centers, houses of culture, museums of folk art and other organizations in rural areas that can

create a psychologically comfortable environment for the upbringing and development of the personality of a growing person in the socio-cultural conditions of the village.

Key words: folk arts and crafts, psychologically comfortable environment, formation, rural school.

Введение. В условиях стремительно меняющихся запросов российского общества, кардинальной модернизации различных сфер жизнедеятельности современная система отечественного образования столкнулась с определенными вызовами, одним из которых является создание уникальной творческой среды школы, способствующая развитию психологически здоровой личности обучающихся. Не случайно, поэтому в начале XXI века многие ученые обратились к исследованию проблемы создания инновационной образовательной среды как основной, так и высшей школы, что нашло отражение в подготовке студентов вузов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование, в более широком смысле, а, именно в рамках рассмотрения вопросов создания психологически комфортной среды школы, да тем более сельской исследований практически не проводилось (Е.А. Алисов, М.В. Башкин, Т.В. Белова, И.В. Непрекина, Л.П. Окулова и др.). Вместе с тем проблема создания психологически камфорной среды общеобразовательной школы и в частности сельской школы изучено недостаточно.

Некоторые попытки исследования данной проблемы осуществляются разными педагогическими коллективами. Так, О.В. Коршуновой, С.С. Быковой, О.Г. Селивановой и др. разработан проект «Психологическая комфортность образования в современной сельской школе» как основа создания современной концепции развития школы на селе. В 2019 году данный проект был внедрен в практику работы лаборатории на базе Арзамасского филиала ННГУ совместно с учеными вузов в различных регионах России.

В процессе реализации проекта учеными и методистами лаборатории были определены различные направления, способствующие созданию психологически безопасной и камфорной среды в сельской школе. В настоящее время продолжаются исследования различных аспектов данной проблемы в условиях сельской школы: Л.В. Байбородовой [8] (Ярославская область); Е.Е. Сартаковой [9] (Томская область); О.В. Коршуновой [5] (Кировская область); З.Б. Ефловой [2] (Республика Карелия); Э.В. Зоуторовой, Ф.И. Кевля [4] (Вологодская область); Г.Е. Котьковой [5] (Орловская область); И.В. Фроловым, Д.А. Гусевым [1] (Нижегородская область) и др.

Результаты проведенных исследований позволили сделать вывод о том, что по-прежнему одним из малоизученных аспектов проблемы остается проблема формирования психологически комфортной среды сельской школы. Анализируя различные аспекты исследуемой проблемы, нами сделан акцент на формирование среды сельской школы в контексте воспитания обучающейся молодежи средствами народной культуры и народного прикладного творчества.

Изложение основного материала статьи. Раскрывая концептуальные основы исследуемой проблемы, в статье дана характеристика ключевых категорий, как «образовательная среда», «психологически комфортная образовательная среда», «народная культура», «народное прикладное творчество», «сельская школа».

Как показала практика современной науки, ученые по-разному рассматривают понятие образовательная среда. Так, В.И. Слободчиков подчеркивает, что образовательная среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где начинает её проектирование. По мнению В.И. Загвязинского понятие «психологически комфортная среда» - это часть образовательной среды, которую отличает доброжелательное общение, взаимопомощь и поддержка.

Изучение тенденций развития современной сельской школы, основой которой являются народные традиции и прикладное творчество позволило выделить такие сельские школы, в которых созданы условия для формирования психологически комфортной среды для обучающихся. В этих школах особое внимание уделяется таким направлениям как: прикладное творчество; языковая культура и литература; хореография и вокал; семейные ценности и бытовая культура; верования и вероучения; формирование особого отношения к природе; педагогика; кулинария; медицина; игры и праздники; сельскохозяйственные традиции, промыслы и ремесла.

Данная систематизация позволила выявить различные виды школ, которые являются хранительницами и трансляторами определенных ценностей коренного народа, проживающего на данной территории и отличающегося от других народов. Именно эти школы в большей или меньшей степени способны решать задачи формирования психологически комфортной среды сельской школы на основе реализации идеи народного прикладного творчества.

Для понимания сущности школы, в которой формируется психологически комфортные условия, рассмотрим функции среды, которую Ю.С. Мануйлов видит как среда в которой формируется образ жизни субъекта. При этом он выделяет определенные ниши среды школы.

С учетом того, что сельская школа практически во всех регионах страны имеет природную нишу (территориальную близость с природой), которая оказывает большое влияние на развитие села и воспитание сельских школьников. Так, в сельских школах Арзамасского, Богородского, Вознесенского, Городецкого, Дивеевского, Семеновского, и других районов Нижегородской области, особое внимание уделяют воспитанию школьников на основе народного прикладного творчества, исходя из того, что в области существуют определенные породы древесины (липы), из которой можно создавать творческие изделия. Вместе с тем влияние природы на использование народного прикладного творчества в воспитании детей не всегда позволяет заниматься тем или иным видом творчества. Так, недостаточно пригодные для земледелия земли Кировской области используются в промысловых целях, в частности для выполнения глиняных Дымсковских, Филимоновских и Каргопольских игрушек.

Практика показывает, что сельская школа, являясь важнейшим социокультурным центром, имеет социальную и культурную ниши, которые составляют школы, дома культуры, дома детского творчества, центры дополнительного образования, храмы, сельские клубы, музеи, детские игровые и культурные площадки, способствующие развитию системы дополнительного образования в сельской местности, что способствует овладению сельскими школьниками различными видами народного прикладного творчества, воспитанию и социализации детей и подростков, в целом повышению качества образования.

Анализ структурного и содержательного наполнения разработанной нами медиатеки народного прикладного творчества в сельской школе на базе Арзамасского, Дивеевского и Сосновского районов Нижегородской области позволил разработать модель среды современной сельской школы (таблица 1), основанием которой является народное прикладное творчество.

Таблица 1

Модель среды современной сельской школы

Психологически комфортная среда сельской школы на основе идеи народной культуры

Внутришкольная среда Пришкольная среда Внешкольная среда

Среда урочной и внеурочной деятельности по народному прикладному творчеству (уроки: ИЗО, технология, музыка и др.; кружки; выставки; конкурсы; праздники); среда внутришкольной территории (оформление фойе, классов, кабинетов, столовой, коридоров, актового зала, спортзала, лестничных проемов; музея с элементами народного прикладного творчества). Среда пришкольной территории в стиле народного прикладного творчества (школьный дворик, веранда, спортивная площадка, музей под открытым небом). Среда внешкольной территории, связанная с народным прикладным творчеством (дом детского творчества, дом культуры, сельский клуб, воскресная школа; игровая и культурная площадка; придомовое оформление в стиле народного прикладного творчества; культурные памятники; внешнее и внутреннее убранство храмов и жилых домов; народные и религиозные праздники).

Внутришкольная, пришкольная и внешкольная среда на основе идеи народной культуры обладает пространством природных, социальных и культурных возможностей для сельского школьника.

Пространство природных, социальных и культурных возможностей внутришкольной, пришкольной и внешкольной среды на основе идеи народной культуры позволяет реализовать физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности сельского школьника.

Результат: Использование разнообразных видов народного прикладного творчества способствует художественно-эстетическому, духовно-нравственному, трудовому, физическому и интеллектуальному развитию личности сельского школьника. Подобная образовательная деятельность позволяет преобразовывать школьную среду и способствует психологическому комфорту обучающихся.

Внутришкольная среда представлена: урочной и внеурочной деятельностью (уроки: ИЗО, технология, музыка и др.; кружки; выставки; конкурсы; праздники); внутришкольной территорией (оформление фойе, классов, кабинетов, столовой, коридоров, актового зала, спортзала, лестничных проемов; внутришкольного музея с элементами народного прикладного творчества.

Пришкольная среда представлена пришкольной территорией в стиле народного прикладного творчества (школьный дворик, веранда, спортивная площадка, музей под открытым небом).

Внешкольная среда представлена системой дополнительного образования (центры детского творчества, дома культуры, сельские клубы, воскресные школы при храмах; игровые и культурные площадки; придомовая среда, оформленная в стиле народного прикладного творчества; культурные памятники; внешнее и внутреннее убранство храмов и жилых домов, организация народных праздников на территории села).

Результаты исследования образовательной деятельности сельских школ по реализации народного прикладного творчества позволили классифицировать их по следующим признакам:

- по степени реализации в учебно-воспитательной работе организации (школы, в которых системно им занимаются; школы, в которых фрагментарно им занимаются; школы, в которых ситуативно занимаются им);

- по результату работы (школы образцового, классического и типичного результата).

Результаты анкетирования и беседы с учителями сельских школ Нижегородской области, Республики Карелия, Республики Мордовии и др. регионов страны о влиянии народного прикладного творчества по созданию психологически комфортной среды школы показали, что 86% респондентов отмечают его высокий воспитательный потенциал.

Учителя подчеркивают, что создание нового оригинального продукта имеет большое значение для ребенка, благодаря чему он испытывает радость творчества, формируется его индивидуальность, способность учиться, работать и что-то делать руками, заниматься трудом, прививается любовь к народному прикладному творчеству. Сельские школьники в результате выполнения работы становятся более уверенными, у них появляется возможность самовыражения, самореализации, самосовершенствования. Все это поддерживает творческий интерес, мотивирует учащихся к выполнению новых проектов.

Обобщение инновационного педагогического опыта учителей сельских школ показало значимость народного прикладного творчества в создании психологически комфортной среды школьного коллектива, поскольку разнообразная декоративно-прикладная деятельность сама по себе психологически комфортна для ребенка, в которой у него проявляется чувство прекрасного, доброты, любви к творчеству и взаимоподдержки.

Исследование показало, что сельские школьники, овладевающие различными видами народного прикладного творчества, проявляют творческий характер, развивается их творческое мышление, появляются возможности самореализации индивидуальных способностей каждого.

Выводы. Результаты проведенного исследования: особенности, функции, подходы, принципы и другие составляющие психологически комфортной образовательной среды в сельской школе, оказывают значительное влияние на развитие сельской школы в контексте реализации народного прикладного творчества. Практическая деятельность по народному прикладному творчеству создает и поддерживает в учебном коллективе психологически комфортную образовательную среду, степень комфортности которой пропорционально зависима от степени его использования в среде образовательного учреждения и наличия в ней квалифицированного, любящего своё дело педагога.

Механизмы работы в условиях психологически комфортной среды сельской школы позволяют обучающимся активно участвовать в разнообразной практической деятельности, самореализовываться и получать удовлетворение от творческой атмосферы в коллективе и общения.

Таким образом, разработанная модель психологически комфортной среды сельской школы представляет собой пространство природных, социальных и культурных возможностей внутришкольной, пришкольной и внешкольной среды на основе народного прикладного творчества, способствующей физическому, эмоциональному, интеллектуальному и духовному развитию личности обучающихся.

Литература:

1. Гусев, Д.А. Педагогический потенциал народного прикладного творчества в сельской школе: монография / Д.А. Гусев. - С-Пб. [и др.]: Лань, 2018. - 143 с.: ил.

2. Ефлова, З.Б. Предпосылки непрерывного образования сельского учителя в истории российского образования на этапе становления сельской школы и сельского учительства / З.Б. Ефлова // Педагогика сельской школы. - 2021. - № 2 (8). -С. 106-125.

3. Загвязинский, В.И. Наступит ли эпоха Возрождения? Стратегия инновационного развития российского образования / В.И. Загвязинский. - М.: Логос, 2014. - 139 с.

4. Зауторова, Э.В. Развитие творческой активности сельских школьников на уроках музыки / Э.В. Зауторова, Ф.И. Кевля // Педагогика сельской школы. - 2020. - № 2 (4). - С. 70-81.

5. Коршунова, О.В. Межрегиональный исследовательский проект «Психологическая комфортность образования в современной сельской школе» как основа создания современной концепции развития сельских школ России / О.В. Коршунова, С.С. Быкова, О.Г. Селиванова [и др.] // Педагогика сельской школы. - 2020. - № 4 (6). - С. 5-24.

6. Котькова, Г.Е. Создание воспитывающей среды сельских школьников / Г.Е. Котькова // Педагогика сельской школы. - 2019. - № 1 (1). - С. 46-55.

7. Мануйлов, Ю.С. Опыт освоения средового подхода в образовании: учебно-методическое пособие / Ю.С. Мануйлов, Г.Г. Шек. - М.; Нижний Новгород: Растр-НН, 2008. - 219 с.: ил.

8. Психологическая комфортность образования в сельской школе: результаты теоретико-эмпирического исследования: коллективная монография / науч. ред. Л.В. Байбородова, О.В. Кошунова. - Ярославль - Киров: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2021. - 235 с.

9. Сартакова, Е.Е. Содержание современных стереотипов учителей сельской школы по организации образовательного процесса / Е.Е. Сартакова, С.Н. Финченко // Педагогика сельской школы. - 2019. - № 2 (2). - С. 99-112.

10. Слободчиков, В.И. Ключевые категории мышления профессионального педагога: введение в антропологию образования / В.И. Слободчиков, С.М. Зверев. - М.: Изд-во Спутник+, 2013. - 105 с.

Педагогика

УДК 37

аспирант, магистр экологии Джакупова Инкар Борисовна

Омский государственный педагогический университет (г. Омск); PhD доктор Егеубаева Саламат Сабитовна Алматинский технологический университет (г. Алматы); кандидат технических наук Коныратбекова Салтанат Сабитовна

Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева (КазНИТУ) (г. Алматы)

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ

ВУЗЕ

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение модели формирования культуры экологической безопасности у будущих инженеров. В исследовании установлена структура модели формирования КЭБ у будущих инженеров, представленная четырьмя блоками: перспективно-целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический, диагностико-результативный. Сделан вывод о динамичности и сбалансированности компонентов предлагаемой модели, направленной на личностный рост будущих инженеров-технологов и обеспечивающей экологическую безопасность личности, наиболее существенно ориентированной на защищенности от негативного воздействия экологических факторов.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическая культура, педагогика, вуз.

Annotation. The purpose of the article is to consider a model for the formation of a culture of environmental safety among future engineers. The study establishes the structure of the model of the formation of the CAB for future engineers, represented by four blocks: perspective-target, theoretical-methodological, content-technological, diagnostic-effective. Concluded about the dynamism and balance of the components of the proposed model, aimed at the personal growth of future process engineers, ensuring the environmental safety of the individual, most significantly focused on protection from the negative impact of environmental factors.

Key words: ecological safety, ecological culture, pedagogy, university.

Введение. Отношения между природой и человеком регулируются определенными законами, и несоблюдение их рано или поздно приведет к экологической катастрофе. В результате деятельности человека в окружающей среде происходят значительные изменения. Эти риски включают разрушение озонового слоя, изменение климата, опустынивание, нехватку чистой питьевой воды, проблему Аральского моря, истощение флоры и фауны, незаконную вырубку лесов, деградацию земель, нехватку воды и загрязнение воздуха.

Результаты анализа научных публикаций позволили определить обоснование модели формирования культуры экологической безопасности в педагогических исследованиях, посвященных рассмотрению данного понятия.

Основоположником теории моделирования является В. Штофф [12]. В отечественной науке идеи о модельном подходе в педагогике были заложены В. Беспалько [1], В. Загвязинским [3], В. Краевским [5], И.В. Роберт [6], В.Н. Кирым [4], Е.М. Хрыковым [9].

Результаты анализа научно-педагогической литературы позволяют констатировать разнообразие взглядов исследователей на указанную проблему. А. Дронов [2] предложил модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся, которая позволяет преподавателю последовательно осуществлять весь процесс от более низкого уровня к более высокому уровню.

Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни рассматривается А. Шинкаренко [11] с точки зрения теоретико-методологического и организационно-педагогического аспекта. В аспекте нашего исследования особое внимание привлекает модель экологической культуры безопасности Н. Усачева [8], включающая мотивационно-ценностные, когнитивные компоненты, а также компоненты деятельности.

По мнению В. Цейко [10, С. 66-67] содержание модели процесса формирования КЭБ у старшеклассников включает в себя следующие компоненты: мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой, когнитивный и операционально-деятельностный.

В ходе научных исследований мы обнаружили, что при использовании метода моделирования в педагогических исследованиях ученые используют различные типы моделей.

Модель формирования культуры безопасности в образовательной среде, предложенная Е. Трофимец [7], включает в себя следующие типы: концептуальная модель интеграции знаний; дидактическая модель формирования культуры безопасности в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.